Город торжок народные промыслы

Большая история фабрики «Торжокские золотошвеи»

Золотное шитьё сохраняется в Торжке с XII века. Об этом свидетельствует уникальная находка, сделанная Новоторжской археологической экспедицией в 2010 году. Среди вещей клада, спрятанного в 1238 году, были обнаружены фрагменты одежды, расшитые серебряными и золотыми нитями, что развенчало миф о связи русского промысла с монголо–татарскими традициями.

В настоящее время Торжок — единственный центр, бережно хранящий и лелеющий традиции поистине «драгоценного» промысла: до сих пор торжокские мастерицы вышивают нитями, в которых содержится от пяти до восьми процентов драгоценного металла.
Золотошвеи используют старинный способ шитья «в прикреп»: металлическая нить не пропускается сквозь ткань, а крепится к её поверхности поперечными шёлковыми нитями.

В период расцвета промысла, во второй половине XVIII — первой половине XIX столетия, складывается шитьё «по карте», то есть подкладке из бересты или картона. Это глухой односторонний шов, исполненный плотными параллельными стежками по подложке, выполненной в форме деталей рисунка и прикреплённой к тканевой основе.

Торжокские мастерицы вышивали по заказу и на продажу головные уборы, кисейные рукава, передники, пояса, сафьяновую обувь, кошельки, подушки и различные детали праздничного народного костюма, а также предметы церковного обихода.

Рисунки для вышивки составляли сами мастерицы. Обычно изделия были украшены растительными узорами, основным мотивом которых была ветка распустившейся розы с бутонами и листьями. Орнаменты были просты и лаконичны и в то же время трепетны и выразительны.

О славе торжокских вышивальщиц и уровне их мастерства свидетельствуют многочисленные заказы, поступавшие от русского двора. Им неоднократно заказывали парадные платья для членов правящей династии и знатных петербургских особ. Важным событием в истории золотошвейного искусства Торжка был заказ в связи с предстоящей коронацией Александра II в 1855 году. Мастерицы вышили костюмы для царской семьи, мундиры для многочисленной свиты и платья для фрейлин царицы. Тридцать золотошвей были вызваны в столицу для вышивания гербов на порфире.

Золотошвейные изделия пользовались спросом не только в России, но и за рубежом. Они ценились иностранными путешественниками как местная оригинальность. Уникальные расшитые золотом и серебром товары экспонировались на международных выставках: в 1851 году купец Шехонин демонстрировал в Лондоне несколько пар сапог, расшитых золотом, в 1862 году «кружевной король» Алмазов на международной выставке представил изделия из сафьяна и кожи.

Упадок народных промыслов в конце XIX века вызвал беспокойство русской общественности. В 1882 году на Всероссийской промышленно–художественной выставке в Москве золотное шитьё и кружево торжокских мастериц имело оглушительный успех, что поставило перед Новоторжским земством вопрос о сохранении и развитии промысла, организации мастерских и школ. В 1894 году создан кустарный отдел, который возглавил местный общественный деятель Д.Д. Романов. При его непосредственном участии в 1899 году при отделе была открыта учебно–показательная золотошвейная мастерская.

Чтобы сохранить золошвейное производство, не раз находившееся под угрозой исчезновения, в 1911 году при мастерской был создан музей. Д.Д. Романов лично собирал образцы старинных вышивок, надеясь возобновить утраченные способы шитья. В это время созданы альбомы по местному орнаменту. Старинное шитьё, хранящееся в музее, использовалось вышивальщицами при выполнении заказа московской фирмы Оловяшникова по случаю 100–летнего юбилея Отечественной войны 1812 года.

В 1923 году на базе мастерских была основана профтехшкола, а уже в 1928 году её выпускники объединились в Торжокскую золотошвейную артель им. 8 Марта. В советское время предприятие выпускало преимущественно элементы государственной символики, знаки отличия для Красной Армии и лишь в небольшом количестве традиционные изделия: панно, бювары, декоративные подушки, сумочки.

В Торжке выполнены мундиры и костюмы к фильмам: «Анна Каренина» (реж. Александр Зархи), «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (реж. Александр Митта и Геннадий Сокольский), «Война и мир» (реж. Сергей Бондарчук).
С 1992 года Торжокская золотошвейная фабрика им. 8 Марта реорганизована в товарищество с ограниченной ответственностью, а через 3 года — в ОАО «Торжокские золотошвеи». «Торжокские золотошвеи» являются наследниками и продолжателями традиции ремесла.

Источник

БИБЛИОТЕКИ ТОРЖКА

Меню сайта

Календарь

Средства массовой информации

Вы здесь

Промыслы и ремёсла

Новоторжские промыслы и ремёсла имеют давнюю и очень интересную историю. Издавна, человек сам, своими руками изготавливал всё самое необходимое для жизни и быта.

В 17 веке (данные Писцовой книги г. Торжка и посада П.Д. Нарбекова) к числу основных занятий новоторов относились огородничество, охота, кожевенное дело, обработка металла и тканей.

Читайте также:  Гибдд луганской народной республики телефон

Торжок-город исконно торговый. Его развитию способствовали выгодное географическое положение, т.к. раскинулся на великом водном пути из Новгорода по рекам Мсте и Тверце до впадения её в Волгу.

В 18-19 веках картина ремесленничества заметно меняется. Мужское население большей частью занимается обслуживанием торговых операций, а на первый план выходит женское ремесло (кружево, бисероплетение, золотное шитьё). Активно развивается строительное дело, деревообработка, глиноделие.

Итак, основные занятия новоторов:

Кузнечное ремесло . Свидетельства местного кузнечного ремесла встречаются в Торжке уже в 11 веке.Это инструменты,различные бытовые предметы,вооружение,конская сбруя,крепёжные детали и т.д.В 18-20 веках в Торжке было более 60 кузниц.Замечательными образцами местной художественной ковки могут служить светцы,оконные и балконные решётки,ажурные украшения зонтов над крылечками домов,узорные спинки карет. Новоторжские кузнецы работали в Твери,Москве,Иверском монастыре под Валдаем,Ниловой Пустыни.

Художественная обработка металла . В 10-19 веках обработка цветных металлов получила широкое распространение.В 12 веке на территории Торжокского Кремля была ювелирная бронзолитейная мастерская.В ходе раскопок были найдены нательные кресты,амулеты,подвески,пуговицы,перстни и браслеты.Кроме литья при обработке металла применялись ковка,чеканка,тиснение,штамповка. Большое внимание уделялось медночеканному делу. Из меди изготавливались ритуальные сосуды,разнообразная утварь,кресты,книжные оклады,подсвечники.

Дегтярный промысел. Мини-заводы представляли собой деревянные срубы, крытые дерном или котлованы со вкопанными в них котлами. Из котлов через специальный холодильник выводилась трубка в лоток, куда стекал при варке деготь. В котёл клали сосновые пни, бересту, входное отверстие замазывали глиной и под котлом разводили огонь. Через несколько часов начинал капать дёготь. Продукт выходил 2-х сортов: ямный (первый ток) – чистый и корчажный – чёрный. «Мажь мужика мёдом, а он все раавно дегтем пахнет». Дёготь шёл на смазку осей телег, обуви, использовался в кожевенном производстве для выделки юфти. Сырьё заготавливали осенью, топили дёготь зимой. В некоторых сёлах получали и скипидар. В районе Митино (г. Торжок) на левом берегу р. Тверцы можно увидеть обвалования бывших землянок – дегтярных котлованов. Еще в 1625 г. в Писцовой книге г. Торжка и посада П.Д. Нарбеков отмечал наличие дегтярей в городе: «Ивашко Иванов сын Опаницын – дехтярь».

Колёсный. Техника изготовления колёс включала подготовку сырья (березы, осины), изготовление втулок, ободов, спиц и сборку колёс с окончательной отделкой. Спицы часто делали из рябины. Кустари работали семьями, в основном зимой по 10-12 часов в день. В г. Торжке одна из колёсных мастерских располагалась на ул. Пятницкой д. 21 (ныне улица Бакунина). Лошадей, шорные изделия, телеги, колеса и т.п. продавали на Конной площади (ныне ул. Конная).

Кирпич изготавливали разный – для кладки стен, печей, каминов (огнеупорный), фасонный.

В конце XVIII века предметы золотного шитья Торжка выходят на всероссийский рынок. Постоянные заказы подвенечных платьев и шитого золотом приданного для своих дочерей поступали от богатого купечества и помещиков окрестных губерний. Новоторжские мастерицы начинают выполнять заказы столичной знати и императорского двора. Одно из любимых парадных платьев Екатерины II вышивала мастерица из Торжка.

В разные годы изделия новоторжских мастериц экспонировались на выставке в Брюсселе, Лейпциге, Пловдиве, Вене, Милане, Париже, Монреале, Загребе, Салониках, Кабуле и занимали почетные места. Искусство торжокских золотошвей вызывало восхищение у многих деятелей культуры, писателей, поэтов, путешественников. Ему посвящены строки в произведениях А.Н. Островского, Л.Н. Толстого,А.С. Пушкина, П.И. Небольсина.

В настоящее время Торжок является единственным центром, сохранившим традиции русского золотошвейного искусства. Изделия фабрики «Торжокские золотошвеи» известны не только в нашей стране, но и за рубежом.

Центром профессионального обучения золотошвейному мастерству является единственное в нашей стране художественное училище золотного шитья. [Вам захочется вернуться, с. 60-61].

Промыслы помогали не только обрести дополнительный зароботок, но и развивали творческую фантазию, умение, совершенствовали навыки, служили самовывражением крестьянских талантов. Кроме этого, благодаря промыслам внутренний рынок города насыщался всем, что было необходимо населению в целом.

Список литературы:

2. Вам захочется вернуться. – Торжок 2007. – С. 60-61

3. Суслов А. А. Город Торжок и Новоторжский район: ист.-эконом. очерк.- Калинин: Калинин. кн. изд-во, 1958.- 111с.

Источник

Торжокское золотое шитьё

Город Торжок находится в Тверской области. Город этот древний, его в 12 веке основали новгородские купцы. Место было удобным, на пересечении торговых путей. Никто мимо не проезжал, всякий путник в этих краях останавливался. Купить что-то, продать или договориться о покупке тут всегда можно было. И никто не уезжал отсюда без чудесного золотого шитья. Ведь промысел этот появился чуть ли не раньше самого города. В Торжке золотом вышивали все, даже боярыни, дочки купцов и знатных людей. Золотое шитьё считалось настоящим искусством. Изо всех сил боярские дворы состязались в золотом шитье. Открывали собственные мастерские, переманивали лучших мастериц. А потом хвастались друг перед другом у кого изделие богаче расшито.

Читайте также:  Как вылечить варикозное расширение вен народными средствами

Однажды в Торжок решила приехать сама Екатерина II. Местные мастерицы не стали ломать голову чем удивит царицу. Конечно золотым шитьём. Решили они сшить ей платье из голубого атласа, а на нём вышить золотые лилии. Екатерине платье так понравилось, что мастерицу, которая сделала такое чудо, она увезла с собой в Петербург. Злые языки утверждали, что талантливая мастерица была очень дурна собой. Поэтому уже в Петербурге Екатерина отобрала 12 самых красивых девушек, послала их в Торжок учиться мастерству. Сказала, что красивые вещи должны создаваться только красивыми людьми.

А золотое шитьё удивляло многих. Им ещё поэт А.С. Пушкин восхищался. Сам он раз 20 бывал в Торжке. Конечно, великолепные вышивки не оставались без его внимания. Искусство здешних мастериц вдохновляло поэта. С письмами некоторым своим девушкам он посылал златотканые пояса.

Время прошло, но слава Торжка не угасла. Сюда приезжают, чтобы приобрести удивительные вещи, расшитые золотом: охотничьи фляги, кошельки, сумочки, картины и многое-многое другое.

В Торжке вышивались костюмы для фильма «Война и мир» и «Анна Каренина». А современные модницы, как и в Пушкинские времена, заказывают себе вышитые золотом пояса.

Торжок – красивейший город Тверской губернии. На восьми холмах развернулись улицы и площади древнего города, прекрасные церкви, памятники и ярмарка, где можно купить знаменитые золотые вышивки.

Для Торжокского золотого шитья наиболее характерен растительный орнамент с мотивом ветки розы; основной узор украшался завитками, усиками, блёстками, которые смягчали переход от рельефного орнамента к фону.

В 1928 мастерицы объединились в Торжокскую золотошвейную артель им.

8 Марта, в 1960 реорганизованную в одноимённую фабрику — филиал производственного объединения строчевышитых и золотошвейных уборов «Калининские узоры», выпускающую преимущественно знаки различия для армии, эмблемы, а также платья, панно и т.д.

Лит.: Хилевская К. В., Золотой узор. Рассказ о торжокских золотошвеях, М., 1959.

Источник

Торжок

Общие сведения

Город в Тверской области России на реке Тверце, центр Торжокского района. Основан на рубеже IX—X веков.

Население — 46 690 человек (по данным на 2015 год).

Торжок расположен в предгорье Валдайской возвышенности. Стоит на реке Тверце — левом притоке Волги. В 64 километрах к юго-востоку от Торжка находится Тверь, а в 239 километрах — Москва.

Рядом с городом проходит автодорога «Россия», связывающая Москву и Санкт-Петербург. Железнодорожная станция Торжок — узел путей на Ржев, Лихославль и Соблаго.

Флаг Торжка

Город золотошвей

Торжок — город мастеров. Искусству торжокских золотошвей более 700 лет. В те отдаленные времена торговый город на Тверце — Торжок — привлекал купцов-иностранцев, привозивших заморские товары: шелк, бархат, парчу — ткани, достойные золотой вышивки. Золотошвеи расшивали одежду для особ императорских фамилий.

Другие промыслы Торжка

История

Торжок основан новгородскими купцами на рубеже IX—X веков в месте впадения в Тверцу ручья Здоровца. Первое упоминание города найдено в Новгородской летописи и относится к 1139 году:

«Въ лѣто 6647. …и разгнѣвася Гюрги, идя опять Суждалю, възя Новыи търгъ.»

Торжок ценен для археологов и историков: после Новгорода и Старой Руссы, он занимает третье место по количеству найденных берестяных грамот — 19.

Благовещенская (Михайловская) церковь

В Новгородской республике

С XII по XV век Торжок был важным пограничным форпостом Новгородской республики. Князья и посадники Новоторжской волости назначались вечем. К XIII веку он был обнесён деревянными стенами с каменными башнями, защищён земляным валом и рвами и превратился в крепость. Город располагался на пересечении сухопутных и водных путей и был крупным местом торговли.

Панорама Торжка с колокольни Борисоглебского монастыря.

В 1238 году, во времена похода Батыя на Русь, Торжок в течение двух недель — с 21 февраля по 5 марта — сдерживал осаду монголо-татарских войск. Торжок пал, но своим сопротивлением помешал походу монголов на Новгород.

Панорама Торжка с колокольни Борисоглебского монастыря.

Торжок неоднократно разрушался в ходе междоусобных войн. Особенно сильно он пострадал в 1372 году от набега под предводительством тверского князя Михаила Александровича.

В начале XV века в городе чеканилась собственная серебряная монета — «деньга новоторжская».

В Русском государстве и Российской империи

В 1478 году Торжок, как и вся Новгородская земля, присоединился к Московскому княжеству и в составе Русского государства возглавил Новоторжский уезд. Название уезду было дано по старому названию Торжка: «Новый Торг»; в топонимике до сих пор одновременно с прилагательным «торжокский» используется и старый вариант — «новоторжский», а сами жители города по сей день называют себя — новоторы.

Читайте также:  Замена левомеколя народными средствами

Торжок зимой

В 1609 году в битве под Торжком было разбито войско польско-литовских интервентов, которые поддерживали Лжедмитрия II.

В 1708 году Новоторжский уезд был приписан к Ингерманландской губернии, в 1719 году — к Тверской провинции Санкт-Петербургской губернии, а в 1727 году — к Новгородской губернии. В 1775 году Торжок стал уездным городом Тверского наместничества, переименованного в 1796 году в губернию. В 1742 году сгорели остатки деревянных стен крепости, а земляной вал был срыт.

Комплекс Борисоглебского монастыря

В 1897 году в Торжке насчитывалось около 13 000 жителей. В городе действовали 21 фабрика и завод; наибольшее значение имели паровая мельница (Торжок вёл значительную торговлю хлебом) и восемь кожевенных заводов.

Горбатов К. Торжок. 1915

Были развиты кустарные производства: кружевное и так называемое «новоторжское шитьё» (золотом, серебром и шелками по сафьяну и бархату). В городе имелись 29 церквей, земская больница, 10 школ различного уровня.

В советское время

27 октября (9 ноября) 1917 года Новоторжский Совет рабочих депутатов создал Военно-революционный комитет и установил в Торжке Советскую власть, которая утвердилась к концу ноября.

Река Тверца зимой

В 1929 году уездное деление было упразднено. С 12 июля 1929 года территория Новоторжского уезда вошла в состав Тверского округа (упразднён 30 июля 1930 года) Московской области, а Торжок стал центром вновь образованного Новоторжского района (в феврале 1963 года переименован в Торжокский район). 29 января 1935 года город и район перешли в состав Калининской области (в июле 1990 года переименована в Тверскую область).

Василёво. «Чёртов» мост

14 октября 1941 года соединения 3-й танковой группы сразу же после захвата Калинина (ныне Тверь) попытались развить наступление на Торжок и выйти в тыл войскам Северо-Западного фронта, но получили отпор со стороны оперативной группы Северо-Западного фронта Н. Ф. Ватутина.

Панорама набережной реки Тверцы.

Источник

Город торжок народные промыслы

Город Торжок находится в Тверской области. Город этот древний, его в 12 веке основали новгородские купцы. Место было удобным, на пересечении торговых путей. Никто мимо не проезжал, всякий путник в этих краях останавливался. Купить что-то, продать или договориться о покупке тут всегда можно было. И никто не уезжал отсюда без чудесного золотного шитья.

Ведь промысел этот появился чуть ли не раньше самого города. В Торжке золотом вышивали все, даже боярыни, дочки купцов и знатных людей. Золотное шитьё считалось настоящим искусством. Изо всех сил боярские дворы состязались в золотом шитье. Открывали собственные мастерские, переманивали лучших мастериц. А потом хвастались друг перед другом у кого изделие богаче расшито.

Кстати, вы заметили, что я говорю о золотном, а не золотом шитье. Раньше, вышивали металлической нитью, настоящей, золотой. Потом стали имитировать эффект золота, и поэтому шитьё стало называться не «золотое», а «золотное». Такая нить называлась «канитель» (содержание золота – 1,5-5%, толщина 1-3мк). Сейчас используются современные технологии изготовления нитей, но они по прежнему с позолотой.

Однажды в Торжок решила приехать сама Екатерина II. Местные мастерицы не стали ломать голову чем удивит царицу. Конечно золотым шитьём. Решили они сшить ей платье из голубого атласа, а на нём вышить золотые лилии. Екатерине платье так понравилось, что мастерицу, которая сделала такое чудо, она увезла с собой в Петербург. Злые языки утверждали, что талантливая мастерица была очень дурна собой. Поэтому уже в Петербурге Екатерина отобрала 12 самых красивых девушек, послала их в Торжок учиться мастерству. Сказала, что красивые вещи должны создаваться только красивыми людьми.

Иголкой уже потом прикрепляют кусочки золотых нитей к ткани.
Золотная нить – только на лицевой стороне, с изнанки уже обычная. Золотную нить прикрепляют на ткань, подобрав по цвету и по оттенкам. Это очень сложно.
«Основной эффект золотного шитья заключается в светотеневой игре металлических нитей».
Торжокское золотное шитьё это в основном цветочная миниатюра, т.е. растительный узор. Любимый узор – ветка розы с цветами, бутонами и листьями, обязательны завитки, усики, блёстки, бисер и даже жемчуг.

В 1928 мастерицы объединились в Торжокскую золотошвейную артель им.
8 Марта, в 1960 реорганизованную в одноимённую фабрику — филиал производственного объединения строчевышитых и золотошвейных уборов «Калининские узоры», выпускающую преимущественно знаки различия для армии, эмблемы, а также платья, панно и т.д.
К счастью, не утеряно искусство и по сей день 🙂

В Торжке шьют иконы, церковное облачение и утварь. Все это великолепие можно увидеть в Московском Кремле (Патриарших палатах), Троице-Сергиевой Лавре (ризница), Новодевичьем монастыре (Девичья башня) и в разных монастырских музеях.
Приятного времени суток.

Источник

Поделиться с друзьями
Расскажем обо всем понемногу