Характеристика перевозимых грузов грузовыми автомобилями

Содержание

Перевозка грузов на автомобильном транспорте

Грузовиком называют транспортное средство, у которого кабина и кузов крепятся к несущей раме. С помощью этих автомобилей производят транспортировку на ближние и дальние расстояния различных видов грузов: сыпучие, жидкие, стройматериалы, технику, запчасти, лес. Подобные перевозки – дело ответственное и опасное, так как дополнительная загруженность автомобиля влияет на его маневренность и поведение на дороге. К тому же, разные типы перевозимого груза требуют различных условий. Для некоторых нужен определенный температурный режим, в то время как другие нуждаются в особом оборудовании и оснащении для удобства транспортировки (например коники для лесовозов). Поэтому были сконструированы и созданы различные виды грузовых автомобилей, разработаны нормы, а к особо опасным установлены специальные требования и документация.

Правила перевозки груза в соответствии с видом транспорта: классификация автомобилей

Все грузы перевозятся в кузове, поэтому именно в соответствии с этой частью автомобиля строится классификация, выделяют следующие основные типы:

Полный список документов, необходимый для оформления карты.

Боротовой

Этот вид грузовика появился раньше всех остальных. Автомобиль соединяется с кузовом, который представляет собой открытую платформу, со всех сторон оборудованную бортами. Чтобы автомобиль было проще загружать и разгружать, борты сделаны подвижными. Их можно откидывать, а потом возвращать в исходное положение.

По правилам перевозки грузов, на таких автомобилях можно транспортировать строительные материалы, и другие типы изделий, не требующих особых условий.

Фургон

Транспортное средство, соединенное с крытым кузовом. Покрытие может быть либо металлическим, либо тентованным. Разница между фургоном и бортовым грузовиком – наличие у первого кузова с полностью закрытой крышей и боковыми стенами. Это позволяет значительно расширить сферу применения этого вида транспорта и перечень разрешенных к перевозке грузов. Благодаря крытому фургону появляется возможность поддерживать определенные условия транспортировки, защитить перевозимые изделия от воздействия внешних факторов: ветра, снега, дождя, пыли и грязи.

В свою очередь, фургоны могут иметь различные модификации, созданные в соответствии с законодательными нормами:

Тентованный – конструкция состоит из каркаса и натянутого поверх него плотного матерчатого тента, зафиксированного шнуровкой.

Металлический – кузов, в котором дно, крыша и стены сделаны из металла. Обладает повышенной прочностью.

Рефрижератор – тип транспортного средства с холодильной установкой. Есть возможность регулировать и поддерживать определенную температуру внутри фургона, подходит для перевозки продуктов питания. Транспортировка таким автомобилем является одной из наиболее дорогих.

Изотерм – изнутри покрыт специальным теплоизолирующим материалом, способным некоторое время поддерживать температуру. Отличие от рефрижератора – нет возможности менять температурные условия, а время сохранения исходной температуры ограничено.

Цистерна – тип фургона под жидкие, наливные грузы, сделана из стали, либо алюминия. Может иметь форму круга, эллипса или «чемодана», один или несколько изолированных между собой отсеков.

Транспортная характеристика прицепов и полуприцепов

Начиная разговор о прицепах и полуприцепах, необходимо для начала сказать несколько слов о тягаче, от которого и зависит движение всей конструкции автомобиля. Тягач – это самостоятельное транспортное средство, оборудовано двигателем и может совершать передвижения без воздействия механической силы. Именно к нему прикрепляются дополнительные элементы – прицепы и полуприцепы. Без наличия тягача они не могут осуществлять движение. Отличие между этими двумя транспортными средствами несущественные, но они есть и их нужно учитывать.

Прицеп

Самостоятельное транспортное средство без двигателя. Имеет собственную опору – колесные оси. Согласно ПДД, на нем разрешены различные габариты.

Полуприцеп

Самостоятельным транспортным средством не является, так как не способен удерживать равновесие. Чтобы балансировать, ему необходимо опираться на тягач.

Почему важно понимать различия между прицепом и полуприцепом? Дело в том, что они по-разному влияют на маневренность автомобиля. Полуприцеп полностью дублирует действия автомобиля, поэтому таким автопоездом проще управлять. Прицеп более непредсказуем на дороге, особенно в условиях дождя или гололеда. Его часто заносит на поворотах, что может спровоцировать аварийную ситуацию. Поэтому, согласно ПДД, для негабаритных грузов в прицепе, нужно получить особую категорию прав.

Разрешенные габариты

В ПДД есть пункт, касающийся негабаритного багажа, а также разрешенных параметров и размеров. Он не должен:

загораживать обзор на дорогу водителю;

закрывать собой регистрационные номера транспортного средства, фары, габаритные и ходовые огни;

выступать более чем на 1 метр спереди и сзади, и более чем на 0,4 – по бокам, если на нем отсутствует опознавательный знак «Крупногабаритный груз»;

транспортироваться в ночное время суток без прикрепленных к его краям световозвращающих фонарей (сзади красный, спереди – белый).

Если есть необходимость увеличить максимально разрешенные габариты, это можно сделать, добавив к длине не более 2 метров. Наличие знака «Крупногабаритный груз» при этом строго обязательно.

Читайте также:  Тюнинг салона автомобиля уаз 469

Каждый грузовик имеет свои технические характеристики и особенности. Поэтому перед погрузкой обязательно нужно обратить внимание на возможности автомобиля. Завод-изготовитель транспортного средства указывает максимально разрешенный вес и габариты. Во избежании поломки машины и из соображений безопасности, превышать данные параметры категорически запрещается.

Требования при перевозке опасных грузов на автомобильном транспорте

Для начала необходимо определить, какие именно изделия и вещества считаются опасными. Согласно ПДД, к ним относятся:

грузы с повышенной взрывоопасностью;

вещества, провоцирующие окисление;

легковоспламеняющиеся и самовозгорающиеся жидкости или твердые материалы;

сжатые газообразные вещества;

грузы, обладающие повышенной радиоактивностью;

едкие вещества, вызывающие коррозию.

Такие виды грузов представляют опасность для окружающей среды. Они могут загрязнить воздух, атмосферу воду, а также нанести серьезный вред здоровью человека и даже представлять опасность для жизни. Поэтому к такому типу перевозок предъявляются особые требования со стороны действующих правил дорожного движения:

Ее получение регламентируется на уровне законодательства Российской Федерации.

Его необходимо оформить ответственному лицу в местных органах Госатомнадзора России.

Автомобиль должен иметь отметку о том, что он подходит для транспортировки данного вида опасного груза. При перевозки некоторых видов груза, кузов должен быть окрашен в определенный цвет или иметь надписи ( «Едкое вещество», «Аммиачная вода»; метанол – оранжевый кузов с черной полоской, самовозгорающиеся предметы материалы – красный и тд.)

Предприятие обязано обеспечить проведение инструктажей для водителей о правилах перевозки тех или иных опасных веществ.

Оформить заказ на карты для тахографа.

Передвижение грузового автомобиля, перевозящего особо опасные вещества производится по строго отведенному маршруту, составленному транспортной компанией.

Источник

Виды и классификация грузов

Грузом принято считать любой товар, который требуется перевезти. Классификация грузов позволяет определить:

Классификация грузов по способу загрузки

Чтобы знать, как погрузить товар, надо знать его класс по способу загрузки.

По способу загрузки товар подразделяется на:

Насыпной

К насыпным грузам относятся такие, которые загружают без тары. К ним относятся уголь и злаки, снег и щебёнка, цемент, картофель. Особенности этого вида груза в больших трудозатратах по погрузке-выгрузке.

Чтобы предотвратить просыпание мелких фракций на дорогу, выдувание тонкодисперсных частиц, намокание, груз накрывают пологом.

Наливной

Для перевозки наливных грузов используют цистерны и танк-контейнеры. В свою очередь жидкие грузы классифицируются

Для транспортировки каждого вида используют свою ёмкость. Перевозка пищевых продуктов требует строгого выполнения санитарных правил и температурного режима. Ёмкости с взрывоопасными жидкостями требуют заземления.

Агрессивные субстанции следует перевозить в таре со специальным покрытием.

При транспортировке жидкостей, перевозимых автомобильным транспортом, следует соблюдать нормы заполнения цистерны. Резкое торможение при частично заполненной емкости вызывает снижение устойчивости и управляемости автомобилем.

Штучный

Штучные грузы делятся на тарные и бестарные. Бестарные — не требующие специальной упаковки – трубы, бревна. Упаковка перевозимых товаров предотвращает их порчу. Большинство штучных товаров перевозят в таре.

По прочности тара делится на:

Жесткая тара – это ящики, контейнеры, коробки, бочки. Обычно они изготовлены из дерева, фанеры, прочной пластмассы, и усилены в местах стыков и по дну металлическими накладками. Полужесткая тара – это картонные коробки, корзины, рулоны. Мягкой тарой являются мешки, тюки.

К штучным грузам относятся трактора и катера, станки и оборудование – всё, что можно грузить отдельными единицами. Перевозка штучных грузов отличается тем, что в одну машину или вагон можно загружать различные виды товаров.

Укрупненная грузовая единица тоже является штучным грузом. Такие грузовые единицы формируются из штучных грузов с применением поддонов, строп, обвязок, стяжек и прочих приспособлений. Использование укрупненных грузовых единиц значительно сокращает время загрузки и выгрузки.

Разделение грузов на обычные и специфические

Разделение грузов на обычные и специфические определяет методы их хранения и транспортировки.

Обычные

Обычные грузы не требуют специальных условий. Ни при перевозке, ни при хранении. Доставлять их можно обыкновенным транспортом.

Специфические

К специфическим грузам относятся следующие виды:

Негабаритные

Негабаритными называются такие грузы, которые из-за нестандартных размеров невозможно перевозить типовыми видами транспорта.

Если объект перевозки длиннее 14 м, шире 3,25 м и выше 5,3 м, то он считается негабаритным при перевозках железнодорожным транспортом. При перевозке автотранспортом размеры негабарита начинаются при превышении измерений объекта в длину 20 м, в ширину 2,55 м, в высоту 4 м.

Доставка негабаритов требует специального разрешения и повышенных мер предосторожности.

Тяжеловесные

Тяжеловесными грузами считаются объекты, имеющие массу более 500 кг. Остальные делятся на обычные – массой до 80 кг, и большой массы – до 250 кг штучные, и до 500 кг катно-бочковые.

Опасные

Опасными грузами являются вещества, которые в состоянии покоя или при транспортировке могут взорваться, самовоспламениться, протечь и поставить под угрозу существование живых организмов, и безопасность всей природы.

По системе, определённой ГОСТ 19433–88, их делят на 9 классов :

Транспорт, перевозящий опасные грузы, отмечают маркировкой, определяющей класс опасности перевозимого груза. В сопровождающих документах проставляется класс опасности.

Перевозка некоторых грузов производится с сопровождающим. Транспортировка на одной транспортной единице опасных грузов различающихся классов опасности установлена правилами по перевозке опасных грузов.

Скоропортящиеся

Скоропортящиеся грузы. Требующие перевозки в замороженном или охлажденном состоянии.

Для перевозки вентилируемых грузов не требуется охлаждение в рефрижераторе, но необходим постоянный приток свежего воздуха. Товарное соседство скоропортящихся продуктов регулируют правила перевозки продовольственных товаров.

Живые

Живые грузы транспортируются в специально приспособленном для этого транспорте. Коров, лошадей, овец чаще доставляют автотранспортом. Птиц перевозят в клетках, пчел — в ульях. Живую рыбу транспортируют в ёмкостях с постоянной подачей воздуха.

Читайте также:  Авто видеорегистратор хорошего качества

Для сопровождения живого груза предоставляется специально подготовленный экспедитор. Животные перевозятся при наличии ветеринарных документов.

Антисанитарные

Антисанитарные грузы – отходы, продукты ассенизации, пылящие вещества. Перевозка должна осуществляться на специальном транспорте. При отсутствии такового необходима плотная упаковка для предотвращения загрязнения окружающей среды перевозимым грузом.

По влиянию внешней среды грузы подразделяются на режимные и нережимные

Нережимные не зависят от влияния внешней среды. Режимным для сохранности своих качеств требуются определенные значения влажности и температуры. Особорежимным грузам – опасным, живым, скоропортящимся – требуется особенный режим доставки.

Загрузка одной транспортной единицы товарами различных классов возможна при наличии данных об их свойствах. Содержать совместно грузы можно, если при их совместной транспортировке или хранении не произойдет порча или изменение их характеристик.

Запрещается хранить и транспортировать одновременно:

Маркировка груза

Маркировка груза соответственно с классом принадлежности даёт полное представление о его качествах. Согласно с нанесенными данными производят все манипуляции: погрузку, перевозку, складирование, хранение.

Перевозимые товары маркируют согласно ГОСТ 14192-96 «Маркировка грузов», от 01.01.1998 г.

Информационные надписи и пиктограммы наносят на видимых местах. Маркировка должна информировать о массе нетто и брутто, способах погрузки и установки, отправителе и получателе.

Для простоты маркировки используются общепринятые символы, типа «Стекло», «Верх», «Боится сырости» и пр. Допускается использование словесных обозначений.

Маркировку наносят в удобных для обзора местах на тару или на груз при отсутствии упаковки. Манипуляционные знаки информируют о способах подъема, закрепления, перевозки. Насыпной и наливной груз не маркируют.

Грузы особой ценности

Также к одному из классов относятся грузы особой ценности. Это могут быть:

Условия транспортировки могу предполагать специальную среду в емкости с грузом, обученного сопровождающего. Помимо создания особых условий транспортировки ценностей, должна быть обеспечена полная безопасность.

Может быть составлен специальный маршрут, приставлена вооруженная охрана. Обязательным является страхование перевозимого объекта, наличие сопроводительных документов, соответствующая маркировка. При отсутствии у клиента документов на ценности, перевозчик вправе отказаться от предоставления услуги.

Источник

Классификация грузов: типы и виды перевозимого

Грузы — это любые объекты, которые перевозятся посредством транспорта. В зависимости от свойств и особенностей, их разделяют на виды. Перевозка различных грузов — организация, выбор транспортного средства, условий погрузки — зависит главным образом от классификации.

Характеристики

Перевозимые грузы имеют две основные характеристики — товарную и транспортную.

Товарная, или полная характеристика — это физико-химические свойства, условия хранения, масса (вес), габариты, объем. Сюда же относят тип упаковки, который используется для транспортировки, правила проведения погрузки и разгрузки.

Транспортная характеристика представляет собой набор товарных свойств, на основании которых определяются условия перемещения в транспорте.

Две указанные выше характеристики принципиально отличаются. При организации перевозки учитываются не все товарные свойства. Например, цвет редко имеет значение.

Отраслевой признак

В международной практике разделение проводится по отраслям. Типы и виды грузов поделены на одиннадцать групп:

I–V разделы сформированы преимущественно по происхождению груза, VI-XI — это продукция обрабатывающего производства.

Этот способ классификации имеет определенные преимущества для организации грузоперевозок. Однако недостатком является то, что здесь не показаны связи между видами и методами организации перевозки. В частности, для разной продукции нередко используются одни и те же виды транспорта, методы организации работ. Поэтому такая классификация недостаточна, и возникает необходимость различать грузы по другим признакам, которые предъявляют более точные требования к перемещению и хранению.

По условиям учета

Согласно с этим признаком, грузы разделяют на товарные и нетоварные. К первой группе относят те, что в обязательном порядке подлежат складскому учету, на них оформляется товарно-транспортная накладная.

Ко второй группе, по классификации грузов, относят объекты, не имеющие товарной и другой ценности, не будут применяться в дальнейшем, к ним не выдвигаются требования по обязательной утилизации. Сюда относят бытовые отходы, снег, грунт и т. п.

По организационному признаку

Здесь имеется в виду используемая схема перевозок. Соответственно классификации различают такие автомобильные грузы:

Способы погрузки грузов

Классификация проводится и по способу погрузки на транспортное средство.

Для транспортировки навалом не используется упаковка. Эти грузы легко переносят погрузку и разгрузку, не повреждаются при падении с высоты.

Так чаще всего перевозят растительное (копру, жмых) и минеральное сырье, а также каменные руды, уголь, сланец, промышленно переработанную продукцию — кокс, удобрения, стройматериалы — глину, песок и др.

Насыпным способом перевозят зерно, бобовые, масличные культуры и произведенную из них продукцию, которая не требует упаковки.

Для некоторых навалочных и насыпных грузов характерна усадка. Это происходит из-за того, что нижние слои сдавливаются. Так, при транспортировке зерна объем уменьшается даже на 8%.

Для перевозки навалочных и сыпучих товаров нередко используют самосвалы, благодаря которым выгрузка происходит максимально быстро.

Жидкие и наливные

Это грузы в жидком состоянии, не расфасованные в тару. Для их транспортировки используются цистерны, автомобили, оборудованные специальными емкостями. Таким образом перемещают химические, пищевые продукты, нефтепродукты. А поскольку они обладают разными свойствами, то и цистерны для них выпускают специальные. Так, нефтепродукты транспортируют в бензовозах, битум — в цистернах с подогревом, молоко — в термоизолированных бункерах.

По условиям хранения и транспортирования

Транспортная классификация грузов разделяет их на обычные и специфические. К первому виду относят ту продукцию, сырье и вещества, для перевозки, складирования и операций погрузки-разгрузки которых не важны особые условия. Их разрешается перевозить даже в бортовом типе кузова.

Специфические грузы требуют более деликатного обращения на всех этапах работы.

Скоропортящиеся

Это товары, для транспортировки и хранения которых нужны особые условия. Они требуют соблюдения определенного уровня влажности, вентиляции, следования санитарным нормам и так далее. В большинстве случаев требования выдвигаются к температурному режиму в зависимости от состояния товара — охлаждаемое, охлажденное, глубокой заморозки.

Читайте также:  Elm327 wifi сканер авто obd2

К скоропортящемуся типу грузов относятся:

Скоропортящуюся продукцию обычно перевозят в изотермах, рефрижераторах (холодильниках).

Опасные

Живые

Прежде всего, к таким грузам относят сельскохозяйственных животных. Нередко возникает необходимость транспортировать птицу, рыбу и даже пчел. Лошадей, коров, коз и другой скот перевозят в скотовозах. Для более мелких видов используют клетки, ящики. Пчел транспортируют в ульях. Для таких перевозок разработаны санитарно-ветеринарные правила.

Физический размер

По этому признаку различают негабаритные, тяжеловесные, легковесные.

Габаритные — это грузы, которые не нарушают ограничения на дорогах общего пользования, а именно:

Крупногабаритные виды автомобильных грузов — те, у которых размер одного грузового места по параметрам высоты, ширины и длины не более 2500, 2000, 3000 мм соответственно. Термин «негабарит» применяется к таким предметам, при транспортировке которых размеры груженого автомобиля превышают установленные лимиты. В сфере грузовых перевозок применяется и такое понятие, как длинномеры. Это разновидность негабарита, который дает свес над задним бортом свыше 2000 мм. Такие перемещения по дорогам общего пользования допускаются только в случае, если груз нельзя разделить на части без риска того, что он будет поврежден. Для автомобильного транспорта тяжеловесными считаются изделия, конструкции, масса которых превышает 3000 кг.

Перевозят эту категорию по специальным нормам. Например, требуется получение, разрешение, и регламентируется многими правовыми актами. Для крупных и тяжелых видов транспортных грузов подбирают соответствующие автосредства — тралы, прицепы-тяжеловозы и т. п.

Термин «легковесные» применяется в отношении продукции и сырья массой не более 250 кг. К этой категории, например, относятся кожа, фанера, легкие запчасти к машинам, пакля и тому подобное.

Другие

Антисанитарными грузами считают пылящиеся продукты (цемент и другие). Если их транспортируют в открытых кузовах, то накрывают брезентом или рогожей. Однако лучше использовать специальные автомобили. К антисанитарным относят и ассенизационные продукты (отходы жизнедеятельности человека и животных, отходы из промышленных систем, отстойников, каналов).

Генеральные грузы, или штучные, представляют собой различные изделия, продукцию — технику, железобетонные конструкции, крупногабарит и другие. Они могут предъявляться к перевозке в упаковке или без, если это допускается нормативно-технической документацией. Они также классифицируются по тоннажу и габариту.

Мелкоштучные — это вид грузов, перевозимых автомобильным транспортом, которые легко отделяются друг от друга, но не погружаются навалом. В основном речь идет о продукции, которую выпускает пищевая, легкая, машиностроительная, химическая промышленность, о строительных материалах (например, кирпичах). При перевозке эти грузы укрупняются — формируются более крупные по массе, объему единицы, для чего их помещают в контейнеры, пакеты и др. Это позволяет снизить трудоемкость погрузочно-разгрузочных работ.

Неправильная классификация, игнорирование характеристики грузов чревато убытками для его владельца и перевозчика. Кроме того, это может создать опасную ситуацию на дороге, вследствие чего пострадают другие водители и природа. Такой прецедент может быть создан, к примеру, при перевозке опасных веществ.

Источник

Какие классы грузов существуют

В России классификация грузов для грузовых перевозок осуществляется по ряду ключевых параметров. Это уровень опасности груза, коэффициент индивидуальной грузоподъемности (КИГ), способ сохранения качества груза, физико-математические свойства, способ выгрузки/погрузки, отрасль народного хозяйства, приобретающая либо продающая груз. По каждому из этих признаков грузы делятся на классы.

Классы грузов по коэффициенту использования грузоподъемности

На основании коэффициента использования грузоподъемности выделяется пять групп грузов:

Классификация грузов по уровню опасности

По этому признаку выделяются следующие группы грузов:

Классификация грузов по способу сохранения его качества

По условиям хранения качества груза выделяется два вида товаров: требующие и не требующие мер для защиты от окружающей среды. К товарам, требующим защиты, относятся скоропортящаяся продукция и живые грузы.

Основу скоропортящейся продукции составляют продукты питания. При транспортировке такого товара нужно соблюдать условия хранения (температурный режим, показатели влажности) и сроки доставки. В противном случае такая продукция потеряет свои качества либо придет в негодность.

К живым грузам относятся птицы, рыба, животные, пчелы. Их нужно перевозить, соблюдая санитарно-ветеринарные требования (например, проводить обязательную дезинфекцию в грузовом отсеке авто). Транспортировка этого типа грузов осуществляется в специальных клетках, резервуарах, скотовозах, ульях.

Классы грузов по физико-математическим свойствам

По физико-математическим свойствам выделяется три группы грузов: зависящие от размера, массы или от состояния.

В зависимости от размера грузы классифицируются на две подгруппы:

В зависимости от состояния грузы делятся на следующие подгруппы:

Сыпучими и насыпными грузами могут, например, выступить стройматериалы либо зерно. А к подгруппе навалочных грузов относится каменный уголь, торф, овощи, древесина.

По показателям массы грузы классифицируются на три подгруппы:

Классификация грузов по способу выгрузки/погрузки

По способу погрузки/выгрузки грузы делятся на три группы:

Наливные грузы перевозятся в цистернах, установленных на автомобилях, и требуют к себе особого отношения (сопровождения, охранения, выполнения нормативов при погрузочно-разгрузочных работах или транспортировке). Ярким примером таких наливных грузов выступают горючие вещества.

В группу «навалочные» относятся грузы, которые при автомобильной перевозке можно в кузове автомобиля свалить кучей, уложить штабелем или насыпью. Такие грузы перевозятся самосвалами или бортовыми грузовыми машинами.

Штучные грузы могут отличаться между собой весом, размерами, формами, при этом обладать общей характеристикой – способом перевозки. Штучные грузы перевозится в автомобилях как в таре, так и без нее.

Классификация по отрасли народного хозяйства, продающего или покупающего этот груз

По отраслевому признаку грузы классифицируются на:

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Расскажем обо всем понемногу
Adblock
detector