Характеристика рынок грузовых автомобилей

Автомобили

Российский рынок новых грузовых автомобилей в феврале 2021 года

10 марта 2021 года

По данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», в феврале 2021 года объем рынка новых грузовых автомобилей в России составил 6,3 тыс. единиц, что на 8,8% больше, чем в феврале 2020 года.

Первую строчку в марочном рейтинге по-прежнему занимает отечественный бренд KAMAZ. На его долю в последний зимний месяц пришлось 38% от всего рынка новых грузовиков. В количественном выражении это составляет 2 389 автомобилей, что на 16,7% больше, чем в феврале 2020 года.

Следом за ним, с большим отставанием, идет GAZ, продукция которого в феврале разошлась тиражом в 666 экземпляров (+23,6%). Замыкает первую тройку белорусский MAZ (431 шт.; +115,5%). В ТОП-5 также попали российский Ural (378 шт.; +3,6%) и шведская Scania (361 шт.; +54,9%).

Как отмечают эксперты, более половины (6 из 10) представленных марок-лидеров по итогам февраля 2021 года демонстрируют рыночный рост. Самый большой он – у MAZ (+115,5%). А самое сильное падение наблюдается у MAN (-35%).

Наиболее покупаемой моделью на рынке новых грузовиков остается KAMAZ 43118, показатель которого в феврале составил 673 экземпляра – ровно столько же, как и год назад. Следом идут КАМАZ 5490 (447 шт.; +111,8%), GAZ Gazon Next (350 шт.; +2,6%), KAMAZ 65115 (345 шт.; +13,9%) и КАМАZ 6520 (243 шт.; +38,9%).

Положительная рыночная динамика наблюдается у семи из десяти моделей. Самый сильный рост – у KAMAZ 5490 (+111,8%), а самое глубокое снижение – у Volvo FH (-27%).

По итогам двух месяцев 2021 года динамика пока отрицательная. Так, в январе – феврале было куплено 11,4 тыс. новых грузовых автомобилей, что на 3,9% меньше аналогичного периода прошлого года (11,9 тыс. шт.).

ТОП-10 МАРОК РЫНКА ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ* В РОССИИ В ФЕВРАЛЕ 2021 г. (шт.)

ТОП-10 МОДЕЛЕЙ РЫНКА ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ* В РОССИИ В ФЕВРАЛЕ 2021 г. (шт.)

* Транспортное средство полной массой более 3,5 тонны, предназначенное для перевозки грузов, за исключением ряда моделей, относящихся к LCV.

Источник

Рынок грузового транспорта и спецтехники: итоги 2020 года и ожидания на 2021 год

Как изменились спрос и предложение на вторичном рынке грузовой техники

Согласно данным Авито Авто, рост спроса на подержанную спецтехнику для грузоперевозок по итогам 2020 года составил 14,8%. В частности, покупательский интерес к грузовикам на вторичном рынке увеличился на 14,6%, к легкому коммерческому транспорту – на 25%. Спрос на погрузчики (всех типов – фронтальные, телескопические, вилочные и т.д.) и прицепы с пробегом в России вырос на 17,8% и 19,3%, соответственно, на тягачи – на 5%.

Даже несмотря на спад деловой активности в период пандемии, и во II квартале был заметен рост спроса на грузовую технику с пробегом по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. К IV кварталу 2020 года вторичный рынок грузового транспорта и спецтехники продемонстрировал значительный прирост год к году с точки зрения спроса: грузовики – на 8,4%, легкий коммерческий транспорт – на 22,7%, погрузчики – на 22,5%, прицепы и тягачи – на 17,2% и 16,2%, соответственно.

Динамика спроса на грузовую технику с пробегом год к году, вся Россия, 2020 г.

Вид техники I кв. 2020 г. % II кв. 2020 г. % III кв. 2020 г. % IV кв. 2020 г. %
Все виды +24,0 +6,1 +6,0 +12,8
Грузовики +27,3 +8,2 +4,6 +8,4
Легкий коммерческий транспорт +29,4 +8,7 +14,5 +22,7
Погрузчики (всех типов) +35,5 +2,9 +1,5 +22,5
Прицепы +15,1 +14,1 +12,6 +17,2
Тягачи +15,6 -9,9 +1,6 +16,2

При этом предложение на вторичном рынке снизилось (-3,6%) почти по всем типам коммерческого транспорта и спецтехники за исключением погрузчиков (+14,4%). По мнению экспертов Авито Авто это означает, что на одно объявление о продаже приходится больше заинтересованных покупателей. Следовательно, продавцы указанной подержанной техники могут сейчас продать ее быстрее и по более выгодной цене.

Цены на новый транспорт растут быстрее темпов инфляции, поэтому покупатели сейчас чаще выбирают подержанную технику. «Цены на новую импортную технику растут в том числе из-за снижения курса рубля к иностранным валютам. Уже действующие с 1 января госпрограммы льготного автокредитования и лизинга смогут облегчить покупку новой техники», – отмечает Виктор Пушкарев, заместитель начальника отдела аналитики «АВТОСТАТ».

По данным «АВТОСТАТ», в 2020 году объем рынка новых грузовых автомобилей в России составил 74,8 тыс. единиц, что на 7,3% меньше, чем в 2019 году. Кроме того, производство грузовиков в 2020 году снизилось на 9%.

Среди других причин переориентации на вторичный рынок транспорта – стремление бизнеса быстро решить задачу по наращиванию логистических мощностей в условиях бума электронной коммерции на фоне пандемии.

Динамика средних цен на вторичном рынке коммерческого транспорта и спецтехники с пробегом

По результатам 2020 года средняя стоимость подержанных грузовиков выросла на 10% и составила, по данным Авито Авто, 550 000 рублей. Наиболее заметный рост цен по итогам прошлого года показали погрузчики (всех типов), средняя цена на которые достигла уровня 900 000 рублей (+28,6%). Средняя цена в категории «легкий коммерческий транспорт» выросла на 5,7%, составив 370 000 рублей, а цены на тягачи увеличились в среднем на 3,2%.

Средняя стоимость подержанных коммерческих автомобилей и спецтехники по кварталам и динамика цен, вся Россия, 2020 г.

Цена, руб. Цена, изменение за год, %
I кв. 2020 г. II кв. 2020 г. III кв. 2020 г. IV кв. 2020 г. I кв. 2020 г. II кв. 2020 г. III кв. 2020 г. IV кв. 2020 г.
Все типы 500 000 500 000 510 000 550 000 0,2 4,2 5,2 10,0
Грузовики 510 000 550 000 550 000 600 000 2,0 12,2 12,2 17,6
Легкий коммерческий транспорт 360 000 370 000 375 000 380 000 2,9 7,2 7,1 5,6
Погрузчики 790 000 900 000 910 000 980 000 12,9 28,6 21,3 24,1
Прицепы 220 000 190 000 200 000 200 000 -4,3 -13,6 -13,0 -9,1
Тягачи 1 300 000 1 350 000 1 250 000 1 250 000 0,0 6,3 4,2 -3,8

Ожидания на 2021 год

По мнению Сергея Никольского, руководителя категорий «Автоуслуги» и «Коммерческий транспорт» в Авито Авто, в 2021 году ситуация на рынке коммерческого транспорта и спецтехники будет зависеть от дальнейшей динамики цен и общей экономической ситуации в стране.

«Есть основания ожидать, что в нынешнем году электронная коммерция сохранит темпы роста 2020 года и это в свою очередь будет стимулировать спрос на транспорт для грузоперевозок. Поскольку цены на новую технику, как импортную, так и отечественную, скорее всего продолжат расти на фоне повышения утилизационных сборов и стоимости сырья, будет увеличиваться востребованность подержанной техники, более низкой в цене. Кроме того, будет увеличиваться возраст логистических автопарков, так как покупать новую технику дороже, чем поддерживать работоспособность действующего парка. В таких условиях предложение по продаже подержанной грузовой техники окажется недостаточным для удовлетворения растущего спроса, что создает предпосылки для развития альтернативных инструментов реализации техники: лизинга, аренды и кредитных продуктов».

Комментируя возможную ситуацию на рынке новых грузовиков, Виктор Пушкарев, заместитель начальника отдела аналитики «АВТОСТАТ», отмечает, что в 2021 году положительная динамика покупательского интереса возможна, прежде всего, за счет реального восстановления российской экономики после кризиса 2020 года. И предпосылки к этому уже появились. Главными из них, по мнению эксперта, являются более высокие мировые цены на нефть (выше 50 долл/баррель) и запуски программ вакцинирования от коронавируса во многих странах мира. «И конечно, чем быстрее смогут восстановиться сферы российского бизнеса, наиболее пострадавшие от пандемии, тем скорее деловая активность приведет к росту спроса на коммерческую технику», – подчеркивает эксперт.

Источник

Рынок грузовых автомобилей

Согласно данным последнего исследования структуры российского автопарка, проведенного аналитическим агентством «АВТОСТАТ», средний возраст грузовых автомобилей в нашей стране составляет 19,2 лет. При этом аналитики отмечают, что около 80% парка грузовиков – старше 10 лет. Доли грузовых автомобилей до 5 лет и от 5 до 10 лет составили 11,7% и 10% соответственно.

Три года назад доля автомобилей старше 10 лет составляла 64,3%, а доля машин с возрастом от 5 до 10 лет – 21,5%. Именно эта категория машин сокращается сильнее всего. Таким образом, можно сказать, что грузовой автопарк в России стремительно стареет. К примеру, средний возраст российских автобусов почти на 5 лет меньше – 14,5. Доля «возрастных» транспортных средств в этом сегменте тоже достаточно велика – 57,4%, в то время как относительно новые автобусы (до пяти лет) составляют менее четверти парка – 23,2%.

Рис.1 Динамика возрастной структуры грузового автотранспорта РФ в 2007-2010 гг.
Источник. ABARUS Market Research по данным ГИБДД и агентства «Автостат».

Самый «молодой» сегмент среди российской коммерческой техники – легкие коммерческие автомобили. Средний возраст машин этого сегмента – 12,6 лет. Доля парка старше десяти лет занимает 53,4%, остальная часть приходится на транспортные средства до 5 лет и от 5 до 10 лет почти поровну – 22,8% и 23,8%.

Производство грузовых автомобилей в РФ

В 2006 году в России было произведено 251,7 тыс. грузовых автомобилей, это на 20% больше, чем в 2005 году. В 2007 г. в стране было произведено 297,5 тыс. грузовых автомобилей. Эта цифра соответствует 18% прироста к предыдущему году. В таблице ниже представлена статистика производства по регионам и предприятиям до 2010 года.

Таблица 1
Статистика выпуска грузовых автомобилей в России по регионам и предприятиям в 2005-2010 гг., шт.

Источник. Расчеты ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ.

В 2009 году было выпущено 93,6 тыс. грузовых машин (падение на 64% по отношению к 2008 году), а в 2010 г. на 63,4% больше – 152,9 тыс. Таким образом, производство увеличивалось на протяжении 5 лет, предшествовавших кризису, причем за 2006 год темпы прироста были самыми высокими (см. рисунок 2). Кризисное падение оказалось весьма существенным, и восстановление происходит довольно медленно. Уровня 2007 года российское производство достигнет не ранее 2012 года.

Оценка производства агентства ABARUS Market Research базируется на объемах производства всех видов грузовой техники (от фургонов и легких коммерческих автомобилей до тягачей). В результате объем производства расходится с цифрами других аналитических агентств, в частности «АСМ-Холдинг», по оценке которого в 2009 году в России было выпущено 91,2 тыс.единиц грузовой техники, а в 2010 г. – 150,4 тысячи. То есть разница составляет около 2,5 тыс. машин. По всей видимости, «АСМ-Холдинг» не учитывает некоторые модели легких коммерческих грузовиков, спецтранспорт, попадающий в официальную статистику, а также грузовики, собираемые небольшими предприятиями на шасси ведущих отечественных производителей (таких как ООО «Моторика», ОАО «РИАТ», ЗАО «Транспорт» и др.).

Рис. 2 Производство грузовых автомобилей в России в 2001-2010 гг., тыс. шт.
Источник. Данные ФСГС РФ, ABARUS Market Research.

Если посмотреть на выпуск грузовых автомобилей по месяцам, то видно, насколько резко сократилось производство во втором полугодии 2008 года, упав к декабрю до беспрецедентно низкого уровня. Именно на этой низкой позиции и находилось производство в течение всего 2009 года. Линия 2010 года, как видно на графике, повторяет динамику 2009 г., но на более высоком уровне.

2011 год начался более оптимистично – в январе-феврале было выпущено в 2 раза больше грузовиков, чем за тот же период 2010 года. Это внушает надежду, что положительный прирост итогового объема производства в 2011 году будет не меньше 50%, что составит 230-250 тыс. грузовых машин.

Рис. 3 Производство грузовых автомобилей в России по месяцам в 2007-2011 гг., тыс.шт.
Источник. Данные ФСГС РФ, ABARUS Market Research.

Структура производства грузовых автомобилей в России с течением времени явно смещается в сторону большегрузных машин. Если в 2001 году на автомобили грузоподъемностью свыше 3 тонн приходилось 30% общероссийского выпуска, то в 2010 году эта доля составила уже более 40%.

Рис. 4 Динамика соотношения выпуска грузовых автомобилей в РФ по уровню грузоподъемности, 2001-2010 гг., %
Источник. ABARUS Market Research, ФСГС РФ.

Структура производства по ведущим производителям

В данном разделе представлено производство грузовиков по ведущим предприятиям. Лидером по производству по-прежнему является ОАО ГАЗ. Доля этого предприятия в совокупном объёме на сегодняшний день составляет 45%. Однако стоит отметить, что доля лидера сокращается – в 2005 году ГАЗ занимал 60% всего выпуска. Теперь его заметно потеснил КамАЗ, а также новые производители, в том числе иностранные, открывшие свои заводы на территории России в 2007-2009 гг.

Рис.5 Распределение выпуска грузовых автомобилей в РФ по ведущим производителям в 2005-2010 гг., %
Источник. ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ.

По данным «АСМ-холдинг», в прошлом году в России было произведено 1,4 млн автомобилей. Из них 150 377 пришлось на грузовики, что на 64,9% больше, чем годом ранее (91189 штук). Несмотря на расхождение данных с официальной статистикой, приведенной выше, распределение производства по основным заводам практически совпадает.

Таблица 2
Статистика выпуска грузовых автомобилей в РФ по едущими производителями в 2001-2007 гг., шт.


Источник. Данные ФСГС РФ, ABARUS Market Research.

Наибольшая доля, по расчетам «АСМ-холдинг», приходится на Горьковский автозавод – 46,7%. По итогам 2010 г. предприятие нарастило уровень выпуска тяжелых машин на 3,42%. Вторую строчку удерживает КамАЗ – 21,4%, правда, свои позиции относительно прошлого года предприятие сдало на 3,9 %. Группа Sollers (вместе с УАЗ) увеличила объем производства на 0,6%, что позволило удержать предприятию третью строчку (12,7%). Далее следуют автозавод «Урал» – 6,7% против 7,2% годом ранее, ПСА ВИС Авто – 2% против 1,5%, Volvo – 1% против 0,3%, ТагАЗ – 0,7% против 1,9%, другие предприятия – 9,8%.

Цены на грузовую технику

Официальная статистика цен производителей на грузовые автомобили показывает, что особенно сильный скачок цен произошел в 2008 году – с 620 тыс.рублей до 1 млн. рублей за среднестатистическую машину. После чего производителям пришлось умерить пыл, и в течение 2009-2010 гг. цены снижались. Но уже в январе-феврале 2011 года зафиксировано повышение до 937 тыс. руб. В течение года цена, скорее всего преодолеет планку в 1 млн. рублей. В целом за 10 лет стоимость одного грузового автомобиля увеличилась более чем в 4 раза – с 380 тыс. рублей до 970 тыс.

Рис. 6 Статистика цен производителей на грузовую технику в 2000-2010 гг., руб. за ед.
Источник. ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ.

Характеристика рынка грузовых автомобилей РФ

Объем рынка грузовых автомобилей сильно расходится по разным источникам, так как на грузовом рынке присутствуют автомобили разного тоннажа и предназначения. Наиболее достоверной оценкой мы считаем данные агентств «АСМ-холдинг» и «Автостат».

В 2010 году на российском рынке, по данным «АСМ-холдинга», было продано 213,3 тысячи грузовиков – на 79,1% больше, чем годом ранее. Как отмечается, начавшееся в марте восстановление рынка грузовых автомобилей России успешно продолжалось до конца года. Тем не менее, при столь высоком темпе восстановления рынка, сектор грузовых автомобилей продолжает испытывать и самое значительное падение продаж (–50,4%) по сравнению с итогом докризисного 2008 года, когда было продано 430,3 тысяч грузовиков.

Стоить отметить, что специалисты агентства «Автостат» оценивают общий объем российского рынка грузовых машин в настоящее время на уровне 350-370 тыс. штук, а в течение ближайших двух-трех лет ожидают его увеличения до 460-480 тыс.1

Рис. 7 Динамика российского рынка грузовых автомобилей в 2004-2010 гг. и прогноз на 2011 г., тыс. автомобилей и ежегодные приросты, %
Источник. ABARUS Market Research по данным «АСМ-Холдинг», «Автостат» и др. открытых источников.

Как отмечают в «АСМ-холдинге», абсолютный рост продаж имел место во всех сегментах рынка, кроме подержанного импорта. Продажи отечественных грузовиков увеличились с 74,89 тысяч до 124,96 тысяч машин, однако их рыночная доля сократилась на 4,3 пункта до 58,6% в связи с опережающим ростом продаж в сегментах «российских иномарок» и, особенно, нового импорта.

Продажи импортированных новых иномарок выросли более чем в 3 раза до 62,62 тысяч единиц, а их доля на рынке увеличилась с 17,4% до 29,3%. Существенно возросли продажи «российских иномарок» – как в абсолютных величинах (с 7,13 тысяч единиц до 13,98 тысяч штук), так и в долевом отношении (с 6,0% до 6,6% рынка). Продажи импортированных подержанных машин сократились на 28,2% до 11,76 тысяч машин, а их доля на рынке снизилась с 13,7% до 5,5%.

Рыночные тенденции и прогноз

Рост рынка грузовиков в будущем году будет менее впечатляющим по сравнению с 2010 годом и составит 45-46% (в 2010 г. – почти 79%). При этом объем отечественного производства грузовых автомобилей может увеличиться более чем на 50%. Этому будут способствовать государственные программы поддержки (власти обещали стимулировать спрос на отечественные авто, в том числе, грузовые и ускорить разработку программы утилизации старых грузовиков), а также довольно амбициозные планы иностранных заводов, развернувших свое производство на российской территории. Зарубежные компании предпочитают открывать в России сборочное производство, которое обходится дешевле, так как пошлины на компоненты значительно ниже, чем ставки на готовые автомобили. В России уже функционируют три таких завода (включая совместные предприятия), и планируется появление новых. Влияние импорта в связи с этим постепенно будет уменьшаться.

Важную роль в развитии автопрома сыграют и сопутствующие отрасли, такие как автокредитование и автокомпонентная база. В сфере автокредитования процентные ставки по автомобилям существенно снизились по сравнению с кризисным годом. По оценкам PricewaterhouseCoopers, примерно треть автомобилей в количественном выражении продавалась в кредит. Но в то же время до предкризисного уровня еще далеко. Существенное влияние оказала государственная программа по льготному кредитованию. Было выдано 165 тыс. кредитов в год, а количество заявок в 2 раза превышало этот показатель. В 2011 г. планируется выдать около 150 тыс. кредитов. На рынок все активнее приходят банки крупных автопроизводителей, которые предлагают хорошие условия кредитования.

Однако ситуация на рынке отечественных грузовых машин может ухудшиться после вступления России в ВТО. Это связано с резким снижением пошлин на ввозимые автомобили и коротким переходным периодом. После вступления в ВТО в 2012 году ставка пошлин понизится с 25 до 15 процентов, а в 2015 году и вовсе до 10 процентов.

Именно планы по предстоящему вступлению России в ВТО являются серьезным препятствием для составления прогнозов рынка на более долгий период.

В. НИКОЛЬСКАЯ директор по исследованиям агентства ABARUS Market Research

Источник

Читайте также:  Авто в германии в кредит
Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Расскажем обо всем понемногу