Характеристика условий труда слесаря по ремонту автомобилей

Профстандарт слесаря по ремонту автомобилей

Профессиональный стандарт слесаря по ремонту автомобиля нужен для оценки степени подготовки работника и определении сферы его деятельности. Кроме этого, он применяется в качестве основы для создания кадровой документации. К примеру, его можно использовать при разработке показателей результативности (KPI), тестов для соискателей и т. д.

Правовая основа применения профессиональных стандартов

Процесс внедрения профстандартов начался с 2012 года. Именно тогда был принят 236-ФЗ, впервые внёсший их в действующее законодательство. За ним последовало принятие следующих нормативных документов:

Внимание! Специальные разъяснения по практическим аспектам использования перечисленных документов содержатся в Письме Минтруда №14-0/10/В-2253.

Содержание профстандарта для позиции слесаря по ремонту автомобиля

В марте 2017 года Минтрудом был официально введён в действие профстандарт 31.004 для специалиста по мехатронным системам автомобиля, основные положения которого подходят для слесаря по ремонту автомобиля. Данный документ включает четыре части, где содержится описание основных характеристик профессии.

Начальная часть включает сведения общего характера: цель профессиональной деятельности, её название по ОКЗ и ОКВЭД и т.д.

Второй раздел содержит перечень обобщённых трудовых функций и составляющих их простых трудовых функций. Всего перечислены 7 обобщённых функций и 20 простых функций. Так, обобщённая трудовая функция по ремонту автотранспортного средства (АТС) включает три элемента:

Также в разделе указаны уровни сложности выполняемых специалистом работ.

В третьем разделе функции и их элементы описаны более подробно.

По функциям в нём содержится следующая информация:

Так, для деятельности по ремонту АТС дана следующая информация:

По простым трудовым функциям дана следующая информация:

Например, для деятельности по ремонту агрегатов, систем, узлов АТС приведены следующие данные:

В четвёртой части документа дан перечень организаций, занимавшихся его составлением.

Внимание! Перечисленные требования к подготовке слесаря по ремонту автомобиля могут применяться работодателем только после его перехода на систему профессиональных стандартов.

Параметры использования системы профстандартов

Что делать, если уже работающий слесарь по ремонту автомобиля не подходит под критерии профстандарта?

Трудовое законодательство не даёт возможность увольнения слесаря по этой причине. У работодателя есть три варианта действий:

Внимание! Данное повышение квалификации совершается на добровольной основе, т.е. специалиста уволить за отказ от его прохождения нельзя.

Когда профстандарты являются обязательными для применения?

Они необходимы для сотрудников, если:

В других случаях должностные стандарты применяются в добровольном порядке.

Зачем компании добровольно переходить на систему профстандартов?

Они дают ряд новых возможностей в области управления персоналом и кадровом делопроизводстве. Перечислим основные:

Внимание! Перечисленные возможности опираются на обширную и надёжную правовую базу, что снижает юридические риски их реализации.

Каким образом профстандарты сочетаются со справочниками ЕКС и ЕТКС?

Действующее законодательство даёт возможность работодателю самому выбирать предпочтительный вариант. Но, как указано в Постановлении Правительства №584, с 2020 года именно профстандарты необходимы для организаций государственного сектора.

Источник

Инструкция по охране труда для слесарей по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля

Общество с ограниченной ответственностью «Пион»

Согласовано

Утверждаю

председатель профсоюза работников

Сидоров Сидоров П.П.

Воронов Воронов А.В.

ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда
для слесарей по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля

Инструкция составлена в соответствии с «Типовой инструкцией № 2 по охране труда для слесарей по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля» ТОИ Р-200-02-95.

1. Общие требования безопасности

1.1. К самостоятельной работе по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей допускаются работники:

1.2. Слесарь, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже 1 раза в 3 месяца), не должен приступать к работе.

1.4. Продолжительность рабочего времени слесаря не должна превышать 40 ч в неделю. Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, утверждаемыми работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом.

1.5. Слесарь должен знать, что наиболее опасными и вредными производственными факторами, действующими на него при проведении технического обслуживания и ремонта транспортных средств, являются:

1.6. Слесарь должен работать в специальной одежде и, в случае необходимости, использовать другие средства индивидуальной защиты.

1.7. В соответствии с «Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты», слесарю выдаются СИЗ.

При выполнении работ по разборке двигателей, транспортировке, переноске и промывке деталей двигателей, работающих на этилированном бензине:

При выполнении работ по разборке, ремонту и техническому обслуживанию автомобилей и агрегатов:

При работе с этилированным бензином дополнительно:

На наружных работах зимой дополнительно:

1.8. За невыполнение требований Инструкции слесарь несет ответственность согласно действующему законодательству.

2. Требования безопасности перед началом работ

2.1. Перед началом работы слесарь должен надеть специальную одежду и застегнуть манжеты рукавов.

2.2. Осмотреть и подготовить свое рабочее место, убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходы.

2.3. Проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений, при этом:

2.4. Проверить состояние пола на рабочем месте. Пол должен быть сухим и чистым. Если пол мокрый или скользкий, потребовать, чтобы его вытерли или посыпали опилками, или сделать это самому.

2.5. Перед использованием переносного светильника проверить, есть ли на лампе защитная сетка, исправны ли шнур и изоляционная резиновая трубка. Переносные светильники должны включаться в электросеть с напряжением не выше 42 В.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. Во время работы слесарь должен:

3.1.1. Все виды технического обслуживания и ремонта автомобилей на территории предприятия выполнять только на специально предназначенных для этой цели местах (постах).

3.1.2. Приступать к техническому обслуживанию и ремонту автомобиля только после того, как он будет очищен от грязи, снега и вымыт.

3.1.3. После постановки автомобиля на пост технического обслуживания или ремонта обязательно проверить, заторможен ли он стояночным тормозом, выключено ли зажигание (перекрыта ли подача топлива в автомобиле с дизельным двигателем), установлен ли рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение, перекрыты ли расходные и магистральный вентили на газобаллонных автомобилях, подложены ли специальные противооткатные упоры (башмаки), не менее двух, под колеса. В случае невыполнения указанных мер безопасности сделать это самому.

3.1.5. Ремонт автомобиля снизу вне осмотровой канавы, эстакады или подъемника производить только на лежаке.

3.1.6. Для безопасного перехода через осмотровые канавы, а также для работы спереди и сзади автомобиля пользоваться переходными мостиками, а для спуска в осмотровую канаву — специально установленными для этой цели лестницами.

3.1.7. Снимать или ставить колесо вместе с тормозным барабаном при помощи специальной тележки. Если снятие ступиц затруднено, применять для их снятия специальные съемники.

3.1.9. Для пуска двигателя и передвижения автомобиля обратиться к водителю, перегонщику, бригадиру или слесарю назначенным приказом по предприятию для выполнения этой работы.

3.1.10. Перед пуском двигателя убедиться, что рычаг переключения передач (контроллера) находится в нейтральном положении и что под автомобилем и вблизи вращающихся частей двигателя нет людей.

Осмотр автомобиля снизу производить только при неработающем двигателе.

3.1.11. Перед проворачиванием карданного вала проверить, выключено ли зажигание, а для дизельного двигателя убедиться в отсутствии подачи топлива. Рычаг переключения передач установить в нейтральное положение, а стояночный тормоз освободить. После выполнения необходимых работ снова затянуть стояночный тормоз.

Проворачивать карданный вал только с помощью специального приспособления.

3.1.12. Снимать двигатель с автомобиля и устанавливать на него только тогда, когда автомобиль находится на колесах или на специальных подставках — козелках.

3.1.13. Перед снятием колес подставить под вывешенную часть автомобиля, прицепа, полуприцепа козелки соответствующей грузоподъемности и опустить на них вывешенную часть, а под неподнимаемые колеса установить специальные противооткатные упоры (башмаки) в количестве не менее двух.

3.1.14. Для перегонки автомобиля на стоянку внутри предприятия и проверки тормозов на ходу вызвать дежурного или закрепленного водителя.

3.1.15. При разборочно-сборочных и других крепежных операциях, требующих больших физических усилий, применять съемники, гайковерты и т. п. Трудноотворачиваемые гайки при необходимости предварительно смачивать керосином или специальным составом («Унисма», ВТВ и т. п.).

3.1.16. Перед началом работы с грузоподъемным механизмом убедиться в его исправности и соответствии веса поднимаемого агрегата грузоподъемности, указанной на трафарете грузоподъемного механизма, не просрочен ли срок его испытания, а на съемных грузозахватных приспособлениях — наличие бирок с указанием допустимой массы поднимаемого груза.

Читайте также:  Учебная литература ремонт автомобилей

3.1.17. Для снятия и установки узлов и агрегатов весом 20 кг и более (для женщин 10 кг, подъем и перемещение тяжестей при чередовании с другой работой (до 2 раз в час), если подъем и перемещение тяжестей осуществляется постоянно в течение смены — 7 кг.) пользоваться подъемными механизмами, оборудованными специальными приспособлениями (захватами), другими вспомогательными средствами механизации.

3.1.18. При перемещении деталей вручную соблюдать осторожность, так как деталь (агрегат) может мешать обзору пути движения, отвлекать от наблюдения за движением и создавать неустойчивое положение тела.

3.1.19. Перед снятием узлов и агрегатов, связанных с системами питания, охлаждения и смазки, когда возможно вытекание жидкости, сначала слить из них топливо, масло или охлаждающую жидкость в специальную тару.

3.1.20. Перед снятием газовой аппаратуры, баллонов или подтягивании гаек соединений убедиться в отсутствии в них газа.

3.1.21. Перед снятием рессоры обязательно разгрузить ее от веса автомобиля путем поднятия передней или задней части автомобиля с последующей установкой рамы на козелки.

3.1.22. При работе на поворотном стенде-опрокидывателе надежно укрепить автомобиль, предварительно слив топливо и охлаждающую жидкость, закрыть плотно маслозаливную горловину и снять аккумуляторную батарею.

3.1.23. При ремонте и обслуживании автобусов и грузовых автомобилей с высокими кузовами пользоваться подмостями или лестницами-стремянками.

3.1.24. Для проведения работ под поднятым кузовом автомобиля-самосвала или самосвального прицепа и при работах по замене или ремонту подъемного механизма или его агрегатов предварительно освободить кузов от груза, обязательно установить дополнительное инвентарное приспособление (упор, фиксатор, штангу).

3.1.25. Перед ремонтом автомобиля-цистерны для перевозки легковоспламеняющихся, взрывоопасных, токсичных и т. п. грузов, а также резервуаров для их хранения, полностью очистить от остатков вышеуказанных продуктов.

3.1.26. Производить очистку или ремонт внутри цистерны или резервуара из-под этилированного бензина, легковоспламеняющихся и ядовитых жидкостей в специальной одежде, со шланговым противогазом, спасательным поясом с веревкой; вне резервуара должен находиться специально проинструктированный помощник.

Шланг противогаза должен быть выведен наружу через люк (лаз) и закреплен с наветренной стороны.

К поясу рабочего внутри резервуара прикрепляется прочная веревка, свободный конец которой должен быть выведен через люк (лаз) наружу и надежно закреплен. Помощник, находящийся наверху, должен наблюдать за работающим, держать за веревку, страхуя работающего в резервуаре.

3.1.27. Ремонтировать топливные баки только после полного удаления остатков топлива и обезвреживания.

3.1.28. Работы по техническому обслуживанию и ремонту холодильных установок на автомобилях-рефрижераторах выполнять в соответствии с действующими правилами по технике безопасности при их ремонте.

3.1.29. Перед проведением работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, работающих на газовом топливе, предварительно поднять капот для проветривания подкапотного пространства.

3.1.30. Слить (выпустить) газ из баллонов автомобиля, на котором должны проводиться работы, связанные с устранением неисправностей газовой системы питания или ее снятием, на специально отведенном мосте (посту), а баллоны продуть сжатым воздухом, азотом или другим инертным газом.

3.1.31. Работы по снятию, установке и ремонту газовой аппаратуры выполнять только с помощью специальных приспособлений, инструмента и оборудования.

3.1.32. Проверить герметичность газовой системы сжатым воздухом, азотом или иными инертными газами при закрытых расходных и открытом магистральном вентилях.

3.1.33. Шланги на штуцерах крепить хомутиками.

3.1.34. Удалять разлитое масло или топливо с помощью песка или опилок, которые после использования следует ссыпать в металлические ящики с крышками, устанавливаемые вне помещения.

3.1.35. Во время работы располагать инструмент так, чтобы не возникала необходимость тянуться за ним.

3.1.36. Правильно подбирать размер гаечного ключа, преимущественно пользоваться накидными и торцевыми ключами, а в труднодоступных местах — ключами с трещотками или с шарнирной головкой.

3.1.37. Правильно накладывать ключ на гайку, не поджимать гайку рывком.

3.1.38. При работе зубилом или другим рубящим инструментом пользоваться защитными очками для предохранения глаз от поражения металлическими частицами, а также надевать на зубило защитную шайбу для защиты рук.

3.1.39. Выпрессовывать туго сидящие пальцы и втулки только с помощью специальных приспособлений.

3.1.40. Снятые с автомобиля узлы и агрегаты складывать на специальные устойчивые подставки, а длинные детали класть только горизонтально.

3.1.41. Проверять соосность отверстий конусной оправкой.

3.1.42. При работе на сверлильных станках устанавливать мелкие детали в тиски или специальные приспособления.

3.1.43. Удалять стружку из просверленных отверстий только после отвода инструмента и остановки станка.

3.1.44. При работе на заточном станке следует стоять сбоку, а не против вращающегося абразивного круга, при этом использовать защитные очки или экраны. Зазор между подручником и абразивным кругом не должен превышать 3 мм.

3.1.45. При работе электроинструментом напряжением более 42 В пользоваться защитными средствами (диэлектрическими резиновыми перчатками, калошами, ковриками), выдаваемыми совместно с электроинструментом.

3.1.46. Подключать электроинструмент к сети только при наличии исправного штепсельного разъема.

3.1.47. При прекращении подачи электроэнергии или перерыве в работе отсоединять электроинструмент от электросети.

3.1.48. Удалять пыль и стружку с верстака, оборудования или детали щеткой-сметкой или металлическим крючком.

3.1.49. Использованный обтирочный материал убирать в специально установленные для этой цели металлические ящики и закрыть крышкой.

3.1.50. Если на тело и средства индивидуальной защиты попал бензин или другая легковоспламеняющаяся жидкость, не подходить к источнику открытого огня, не курить и не зажигать спички.

3.1.51. При работе с этилированным бензином или деталями двигателя, работающего на этилированном бензине, соблюдать следующие требования:

3.1.52. Перемещать вывешенные на подъемно-транспортных механизмах агрегаты с помощью крюков и расчалок.

3.2. Слесарю запрещается:

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. О каждом несчастном случае, очевидцем которого он был, слесарь должен немедленно сообщать работодателю, а пострадавшему оказать доврачебную помощь, вызвать врача или помочь доставить пострадавшего в здравпункт или ближайшее медицинское учреждение.

Если несчастный случай произошел с самим слесарем, он должен по возможности обратиться в здравпункт, сообщить о случившемся работодателю или попросить сделать это кого-либо из окружающих.

4.2. В случае возникновения пожара немедленно сообщить в пожарную охрану, работодателю и приступить к тушению пожара имеющимися средствами пожаротушения.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. По окончании работы слесарь обязан:

Источник

Охрана Труда

Инструкция по охране труда для слесаря по ремонту автомобилей

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ОХРАНЕ ТРУДА № _____

ДЛЯ СЛЕСАРЯ ПО РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЕЙ

1. Общие положения

— предварительный медицинский осмотр (при уклонении от прохождения медицинских осмотров работник не допус­кается к выполнению трудовых обязанностей);

— обучение безопасным методам и приемам труда и про­верку знания безопасности труда;

— первичный инструктаж на рабочем месте.

К работе с электрифицированными инструментом и обо­рудованием допускаются слесари, прошедшие соответству­ющее обучение и инструктаж, имеющие I квалификационную группу по электробезопасности.

Выполнение работ, не связанных с обязанностями сле­саря, допускается после проведения целевого инструктажа.

1.2.1. Соблюдать нормы, правила и инструкции по охра­не труда, пожарной безопасности и правила внутреннего тру­дового распорядка.

1.2.2. Правильно применять коллективные и индивидуаль­ные средства защиты, бережно относиться к выданным в пользование спецодежде, спецобуви и другим средствам ин­дивидуальной защиты.

1.2.3. Немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, происшедшем на производстве, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоро­вью людей.

1.2.4. Выполнять только порученную работу. Выполнение работ повышенной опасности производится по наряду-допус­ку после прохождения целевого инструктажа.

1.3. Запрещается употреблять спиртные напитки, а так­же приступать к работе в состоянии алкогольного или нар­котического опьянения. Курить разрешается только в специ­ально оборудованных местах.

1.4. Опасными и вредными производственными фактора­ми для слесаря при выполнении работ профилактического обслуживания и ремонта автомобилей являются:

— падение вывешенных частей транспортных средств при обслуживании и ремонте подвески, колес, мостов и т.д.;

— падение кузова автомобиля-самосвала при обслуживании и ремонте гидроподъемника;

— падение опрокидывающейся кабины грузового автомобиля;

— падение деталей, узлов, агрегатов, инструмента;

— падение работающих на поверхности, с высоты (буфера, лестницы, эстакады, площадок), в осмотровую канаву;

— движущиеся части узлов и агрегатов;

— наезды автомобилей: вследствие самопроизвольного движения, при запуске двигателя, въезде (выезде) в зону ремонта, движении на осмотровой канаве и конвейере;

— термические факторы (пожары при сливе горюче-смазочных материалов с автомобилей, мойке ими деталей, узлов, агрегатов, хранении и оставлении их на рабочих местах);

— осколки металла, отлетающего при выпрессовке и запрессовке шкворней, пальцев, подшипников, валов, осей, при рубке металла;

— наличие в воздухе рабочей зоны вредных веществ (акролеина, углерода оксида выхлопные газы двигателя и т.п.);

— пониженная температура воздуха в холодный период года;

— поражение электрическим током;

— неудобная рабочая поза;

Читайте также:  Установка монитора в подголовник автомобиля

— острые кромки деталей, узлов, агрегатов, инструмента и приспособлений.

1.5. Работник должен быть обеспечен средствами инди­видуальной защиты. Согласно ДНАОП 0.00-3.06-98 «Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам автомобильного транспорта» слесарю по ремонту автомобилей выдаются:

— костюм вискозно-лавсановый (срок носки – 12 месяцев);

— ботинки кожаные (срок носки – 12 месяцев);

— берет (срок носки – 12 месяцев);

— рукавицы комбинированные (срок носки – 2 месяца);

— очки защитные (до износа).

При выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту на осмотровых канавах, подъемниках, эстакадах дополнительно выдается:

— каска строительная (дежурная).

При выполнении работ по разборке двигателей, транспортировке, перенесению и промывке деталей двигателей и при работе с этилированным бензином выдаются:

— костюм вискозно-лавсановый (срок носки – 12 месяцев);

— фартук прорезиненный (срок носки – 6 месяцев);

— сапоги резиновые (срок носки – 12 месяцев);

— рукавицы резиновые (срок носки – 6 месяцев);

— рукавицы комбинированные (срок носки – 2 месяца);

— очки защитные (до износа).

При выполнении наружных работ зимой, а также в помещениях при температуре в них ниже допустимой дополнительно выдаются:

— куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке (срок носки – 36 месяцев);

— брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке (срок носки – 36 месяцев).

Работодатель обязан заменить или отремонтировать спец­одежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защи­ты, пришедшие в негодность до истечения установленного срока носки по причинам, не зависящим от работника.

1.6. При заболевании или травмировании как на работе, так и вне нее необходимо сообщить об этом руководителю и обратиться в лечебное заведение.

1.7. При несчастном случае следует оказать помощь по­страдавшему в соответствии с инструкцией по оказанию доврачебной помощи, вызвать работника медицинской службы. Сохранить до расследования обстановку на рабочем месте такой, какой она была в момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью окружающих и не приведет к ава­рии.

1.8. При обнаружении неисправности оборудования, при­способлений, инструмента сообщить об этом руководителю. Пользоваться и применять в работе неисправные оборудо­вание и инструменты запрещается.

1.9. Выполняя трудовые обязанности, слесарь обязан соблюдать следующие требования:

— ходить только по установленным проходам, переходным мостикам и площадкам;

— не садиться и не облокачиваться на случайные предме­ты и ограждения;

— не подниматься и не спускаться бегом по лестничным маршам и переходным мостикам;

— не прикасаться к электрическим проводам, кабелям элек­тротехнических установок;

— не устранять неисправности в осветительной и силовой сети, а также пусковых устройствах;

— не находиться в зоне действия грузоподъемных машин.

1.11. При передвижении по территории необходимо со­блюдать следующие требования:

— ходить по пешеходным дорожкам, тротуарам;

— переходить железнодорожные пути и автомобильные до­роги в установленных местах;

— при выходе из здания убедиться в отсутствии движуще­гося транспорта.

1.12. Для питья следует употреблять воду из сатурато­ров, оборудованных фонтанчиков или питьевых бачков.

1.13. Принимать пищу следует в оборудованных помеще­ниях (столовой, буфете, комнате приема пищи).

1.14. Выполнение работ повышенной опасности произво­дится по наряду-допуску после прохождения целевого инст­руктажа.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Надеть спецодежду. Убедиться, что она исправна. Работать в легкой обуви (тапочках, сандалиях, кроссовках, кедах) не разрешается.

2.2. Автомобили, направляемые на посты технического обслуживания и ремонта, должны быть вымыты, очищены от грязи и снега. Постановка автомобилей на посты техничес­кого обслуживания и ремонта осуществляется под руковод­ством ответственного лица.

2.4. В рабочем (поднятом) положении плунжер гидравли­ческого подъемника должен надежно фиксироваться упором (штангой), гарантирующим невозможность самопроизвольного опускания подъемника.

2.5. Перед проведением работ, связанных с проворачи­ванием коленчатого и карданного валов, необходимо допол­нительно проверить выключение зажигания (перекрытие по­дачи топлива для дизельных автомобилей), нейтральное по­ложение рычага переключения передач, освободить рычаг стояночного тормоза.

После выполнения необходимых работ автомобиль сле­дует затормозить стояночным тормозом.

2.6. При необходимости выполнения работ под автомо­билем, находящимся вне осмотровой канавы, подъемника, эс­такады, работники должны обеспечиваться лежаками.

2.7. При обслуживании и ремонте автомобилей (в том числе двигателей) на высоте более 1 м рабочие должны быть обеспечены и пользоваться специальными подмостями, эстакадами, площадками или лестницами-стремянками.

Применять приставные лестницы не разрешается.

При подъеме по лестнице рабочему запрещается держать в руках инструмент, детали, материалы и другие предметы. Для этой цели должна использоваться сумка или специальные ящики.

Запрещается проводить одновременно работу на лестницах, подмостях, площадках и под ними.

2.8. Подмости должны быть устойчивыми и иметь поруч­ни и лестницу. Металлические опоры подмостей должны быть надежно связаны между собой.

Доски настила подмостей должны быть уложены без за­зоров и надежно закреплены. Концы досок должны находить­ся на опорах. Толщина досок подмостей должна быть не менее 40мм.

2.9. Переносные деревянные лестницы-стремянки долж­ны иметь врезные ступеньки шириной не менее 150 мм.

Лестница-стремянка должна быть такой длины, чтобы ра­бочий мог работать со ступеньки, отстоящей от верхнего кон­ца лестницы не менее чем на 1 м. Нижние концы лестницы должны иметь наконечники, препятствующие ее скольжению.

2.10. Перед снятием узлов и агрегатов системы питания, охлаждения и смазки автомобиля, когда возможно вытека­ние жидкости, необходимо предварительно слить из них топливо, масло и охлаждающую жидкость в специальную тару, не допуская их проливания.

2.11. Перед началом работы с электроинструментом сле­дует проверить наличие и исправность заземления. При ра­боте электроинструментом с напряжением выше 42 В необхо­димо пользоваться защитными средствами (резиновыми перчатками, галошами, ковриками, деревянными сухими стел­лажами).

2.12. Перед тем, как пользоваться переносным светиль­ником, необходимо проверить, есть ли на лампе защитная сетка, исправны ли кабель и его изоляция.

2.13. Осмотровые канавы, траншеи и тоннели должны содержаться в чистоте, не загромождаться деталями и раз­личными предметами. На полу канавы должны устанавливать­ся прочные деревянные решетки. Осмотровые канавы и эс­такады должны иметь колесоотбойные брусья (реборды).

2.14. Автомобили, работающие на газовом топливе, могут въезжать на посты технического обслуживания и ремонта только после перевода их на работу на бензин (дизельное топливо).

Расходные вентили не следует оставлять в промежуточ­ном состоянии: они должны быть или полностью открыты, или полностью закрыты.

2.15. Перед въездом необходимо проверить на специаль­ном посту газовую систему питания на герметичность. Въез­жать в помещения с негерметичной газовой системой пита­ния запрещается.

2.16. Газ из баллонов автомобиля, на котором должны проводиться сварочные, окрасочные работы, а также рабо­ты, связанные с устранением неисправностей газовой сис­темы питания или ее снятием, должен быть предварительно полностью слит (выпущен) на специально отведенном мес­те (посту), а баллоны продуты сжатым воздухом, азотом или другим инертным газом.

2.17. Перед сдачей автомобилей, работающих на газовом топливе, в капитальный ремонт газ из баллонов должен быть полностью выработан (выпущен, слит), а сами баллоны продегазированы. При необходимости баллоны вместе с газовой аппаратурой могут быть сняты и сданы для хранения на склад.

3. Требования безопасности во время выполнения работы

3.1. При выполнении операций по техническому обслужива­нию, требующему работы двигателя автомобиля, выхлопную тру­бу соедините с вытяжной вентиляцией, а при ее отсутствии при­мите меры по удалению из помещения отработанных газов.

3.2. При работе на поворотном стенде (опрокидывателе) необходимо предварительно надежно укрепить автомобиль на нем, слить топливо из топливных баков и жидкость из системы охлаждения и других систем, плотно закрыть маслозаливную горловину двигателя и снять аккумуляторную ба­тарею.

3.3. При вывешивании части автомобиля, прицепа, полу­прицепа подъемными механизмами ( домкратами, талями и т. п.), кроме стационарных, необходимо вначале подставить под неподнимаемые колеса специальные упоры (башмаки), затем вывесить автомобиль, подставить под вывешенную часть козелки и опустить на них автомобиль.

— работать лежа на полу (земле) без лежака;

— выполнять какие-либо работы на автомобиле (прице­пе, полуприцепе), вывешенном только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях и т.п.), кроме стационарных;

— подкладывать под вывешенный автомобиль (прицеп, полуприцеп) вместо козелков диски колес, кирпичи и дру­гие случайные предметы;

— устанавливать домкрат на случайные предметы или подкладывать их под плунжер домкрата;

— снимать и ставить рессоры на автомобилях (прицепах, полуприцепах) всех конструкций и типов без предваритель­ной их разгрузки от массы кузова путем вывешивания кузо­ва с установкой козелков под него или раму автомобиля:

— проводить техническое обслуживание и ремонт автомо­биля при работающем двигателе, за исключением отдель­ных видов работ, технология проведения которых требует пуска двигателя;

— поднимать (вывешивать) автомобиль за буксирные при­способления (крюки) путем захвата за них тросами, цепью или крюком подъемного механизма;

— поднимать (даже кратковременно) грузы массой более чем это указано на табличке данного подъемного механизма;

— снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при зачаливании их тросом или канатами;

— поднимать груз при косом натяжении троса или цепей;

Читайте также:  Авто на щелковской бмв

— работать на неисправном оборудовании, а также с не­исправными инструментами и приспособлениями;

— оставлять инструмент и детали на краях осмотровой канавы;

— работать под поднятым кузовом автомобиля-самосва­ла, самосвального прицепа без специального дополнитель­ного упора;

— использовать случайные подставки и подкладки вмес­то специального дополнительного упора;

— работать с поврежденными или неправильно установ­ленными упорами;

— пускать двигатель и перемещать автомобиль при под­нятом кузове;

— производить ремонтные работы под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без предва­рительного его освобождения от груза;

— транспортировать агрегаты на тележках, не оборудованных приспособлениями, предотвращающими их падение;

— проворачивать карданный вал при помощи лома или монтажной лопатки;

— сдувать пыль, опилки, стружку, мелкие обрезки сжатым воздухом.

3.5. Ремонт, замена подъемного механизма кузова автомо­биля-самосвала, самосвального прицепа или долив в него масла должны производиться после установки под поднятый кузов специального дополнительного упора, исключающего воз­можность падения или самопроизвольного опускания кузова.

3.6. В зоне технического обслуживания и ремонта авто­мобилей запрещается:

— выполнять работы на рабочих местах, не отвечающих требованиям безопасности;

— протирать автомобиль и мыть агрегаты, руки и т.д. легковоспламеняющимися жидкостями (бензином, раствори­телями и т. п.);

— хранить легковоспламеняющиеся жидкости и горючие материалы, кислоты, краски, карбид кальция и т. д. в коли­чествах больше сменной потребности;

— проводить работы с открытым огнем без специального разрешения и принятия мер противопожарной безопасности;

— заправлять автомобиль топливом;

— хранить чистые обтирочные материалы вместе с исполь­зованными;

— загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений материалами, оборудованием, тарой, снятыми агрегатами и т. п.;

— хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов;

— при установке автомобиля на осмотровую канаву перекрывать им основной и запасной выходы из нее;

— устанавливать автомобили с открытыми горловинами баков и при наличии течи из топливной системы.

3.7. При проведении работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей на газовом топливе необходимо:

— поднять капот для проветривания;

— выполнять работы по снятию, установке и ремонту га­зовой аппаратуры только с помощью специальных приспо­соблений, инструмента и оборудования; агрегаты газовой ап­паратуры разрешается снимать только в остывшем состоя­нии (при температуре поверхности деталей не выше +60 °С);

— проверять герметичность газовой системы питания сжа­тым воздухом, азотом или иными инертными газами при зак­рытых расходных и открытом магистральном вентилях;

— предохранять газовое оборудование от загрязнения и механических повреждений;

— крепить шланги на штуцерах хомутиками.

3.8. Регулировку приборов газовой системы питания не­посредственно на автомобиле следует производить в отдель­ном специально оборудованном помещении, изолированном от других помещений перегородками (стенами).

3.9. При проведении технического обслуживания и ре­монта автомобилей, работающих на газовом топливе, зап­рещается:

— подтягивать резьбовые соединения и снимать с авто­мобиля детали газовой аппаратуры и газопроводы, находя­щиеся под давлением;

— выпускать сжатый газ в атмосферу или сливать сжи­женный газ на землю;

— скручивать, сплющивать и перегибать шланги и труб­ки, использовать замасленные шланги;

— устанавливать газопроводы кустарного производства;

— применять дополнительные рычаги при открытии и закрытии магистрального и расходных вентилей;

— использовать для крепления шлангов проволоку или иные предметы.

3.10. При работе гаечными ключами необходимо подби­рать их соответственно размерам гаек; правильно наклады­вать ключ на гайку. Нельзя поджимать гайку рывком.

3.11. При работе зубилом или другим рубящим инструмен­том необходимо пользоваться защитными очками для предох­ранения глаз от поражения металлическими частицами, а так­же надевать на зубило защитную шайбу для защиты рук. Запрещается стоять против обрубаемого конца заготовки.

3.12. Проверять соосность отверстий разрешается при помощи конусной оправки, а не пальцем.

3.14. При работе пневматическим инструментом подавать воздух разрешается после установки инструмента в рабочее положение. Запрещается направлять струю воздуха на себя или на других.

3.15. Соединять шланги пневматического инструмента и разъе­динять их разрешается после отключения подачи воздуха.

3.16. Паяльные лампы, электрические и пневматические инструменты разрешается выдавать лицам, прошедшим ин­структаж и знающим правила обращения с ними.

3.17. Перед тем, как пользоваться переносными светильниками, необходимо проверить наличие на лампе защитного стеклянного колпака, защитной сетки и исправность кабеля.

3.18. При проверке уровня масла и жидкости в агрегатах запрещается пользоваться открытым огнем.

3.19. При замене или доливке масел и жидкостей в агре­гаты сливные и заливные пробки необходимо откручивать и закручивать предназначенным для этой цели инструментом.

3.20. Для подачи смазки в высоко расположенные мас­ленки необходимо пользоваться стандартной подставкой под ноги в осмотровой канаве.

— подключать электроинструмент к сети при отсутствии или неисправности штепсельного разъема;

— переносить электрический инструмент, держа его за ка­бель, а также касаться рукой вращающихся частей до их ос­тановки;

— направлять струю воздуха на себя или на других при работе пневматическим инструментом;

— устанавливать прокладку между зевом ключа и гранями гаек и болтов, а также наращивать ключ трубой или другими рычагами, если это не предусмотрено конструкцией ключа.

3.23. Для испытания и опробования тормозов на стенде необходимо принять меры, исключающие самопроизвольное скатывание автомобиля с валиков стенда.

3.24. Работа на диагностических и других постах с работа­ющим двигателем разрешается при включенной местной вы­тяжной вентиляции, эффективно удаляющей отработанные газы.

3.25. Запрещается работать в производственных помеще­ниях, где выделяются вредные вещества, неисправна либо не включена вентиляция.

3.26. На участках и в цехах, где ведутся работы с дета­лями, загрязненными этилированным бензином, должны ус­танавливаться бачки с керосином.

В случае попадания этилированного бензина на кожу рук или другие части тела необходимо обмыть эти места керо­сином, а затем теплой водой с мылом.

3.27. Запрещается работать на оборудовании со снятым, незакрепленным или неисправным ограждением.

3.28. Работы под поднятыми кузовами машин проводят­ся при установленной упорной штанге, предотвращающей опускание кузова.

3.29. Снятие и установку пружин производят специальны­ми съемниками.

3.30. Выпрессовку и запрессовку втулок, подшипников и других деталей с плотной посадкой производят с помощью специальных приспособлений, прессов или молотков с мед­ными бойками.

3.31. При ремонте автомобилей с высоким расположе­нием узлов и деталей применяются лестницы-стремянки со ступенями шириной не менее 150 мм. Применять пристав­ные лестницы запрещается.

3.32. Перед началом работ, связанных с проворачива­нием коленчатого или карданного валов, выключить зажига­ние, перекрыть подачу топлива.

3.33. При работе под автомобилем пользуйтесь защит­ными очками, лежаками.

3.34. Замену рессор производите после их разгрузки и установки автомобиля на подставки.

3.35. При запуске двигателя держать заводную рукоятку так, чтобы все пальцы руки обхватывали ее с одной сторо­ны.

3.36. При обкатке двигателя остерегайтесь его враща­ющихся частей.

3.37. Перед накачкой шин после их установки на колесо убедитесь, что запорное кольцо правильно установ­лено в пазе диска.

Во избежание травмирования вылетающим диском на­качивать колесо следует с предохранительной вилкой или в специальной клети.

3.38. Нельзя снимать с машины агрегаты, узлы, в то время, когда под машиной работают люди.

3.39. Нельзя укладывать и ставить около машины, на подножки, на эстакады снятые агрегаты, узлы и детали, так как они могут упасть и нанести травму работающим.

3.40. При замене мостов и рессор под поднятый конец рамы подставьте специальные подставки. Запрещается вместо подставок использовать различные предметы или оставлять машину на домкратах.

4. Требования безопасности после окончания работы

4.1. Приведите в порядок рабочее место. Уберите ин­струменты и приспособления.

4.2. Убирать рабочее место от пыли, опилок, стружки, мелких металлических обрезков следует щеткой.

4.3. Доложите руководителю о возникавших в процес­се работы неисправностях.

4.4. Очистите спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты.

4.5. Вымойте лицо и руки мылом или примите душ.

5. Требования безопасности в аварийных ситуациях

5.1. В случае отключения электропитания прекратите ра­боту и доложите руководителю. Не пытайтесь самостоятельно выяснять и устранять причину. Помните, что напряжение может неожиданно появиться.

5.2. При возникновении пожара сообщить в пожарную ох­рану, руководителю работ и приступить к тушению пожара. При загорании или пожаре помните, что тушить эле­ктроустановки следует углекислотными огнетушителями, сухим песком во избежание поражения электрическим током.

5.3. Разлитое масло и топливо необходимо немедленно удалять с помощью песка или опилок, которые после исполь­зования следует ссыпать в металлические ящики с крышка­ми, устанавливаемые вне помещения.

5.4. При любой неисправности редукторов высокого и низкого давления, электромагнитного запорного клапана необходимо закрыть расходные и магистральный вентили, а неисправные узлы снять с автомобиля и направить на про­верку в специальную мастерскую (на специализированный участок).

________________________ ________________ _________________

(должность руководителя (личная подпись) (фамилия, инициалы)

СОГЛАСОВАНО:

труда предприятия ______________ _______________

(личная подпись) (фамилия, инициалы)

Юрисконсульт ______________ _______________

(личная подпись) (фамилия, инициалы)

Главный технолог ______________ _______________

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Расскажем обо всем понемногу
Adblock
detector