Характеристики автомобилей газового тушения

Автомобили газового тушения

Автомобили газового тушения (АГТ) предназначены для тушения пожаров в закрытых объемах объектов со значительными материальными ценностями. К ним относятся музеи, архивы, банки, склады. Кроме того, они могут применяться для тушения пожаров в аккумуляторных, электроустановках, кабельных тоннелях и др.

Объемное тушение основано на создании в защищенном объекте среды, не поддерживающей горения. Наряду с возможностью быстрого тушения этот способ обеспечивает предотвращение взрывов при накоплении в помещении горючих газов и паров. В качестве огнетушащих составов при этом способе тушения используют инертные газы. К ним относятся двуокись углерода СО2, азот N2 и др. Наиболее широко применяется СО2. В АГТ он в количестве 25 – 30 кг закачивается в баллоны вместимостью 40 л.

Следовательно, коэффициент наполнения баллонов находится в пределах 0,62 – 0,70. Рабочее давление СО2 в баллонах считается равным
15 МПа. Максимальное его значение не должно превышать 25 МПа.

Принципиальная схема углекислотной установки показана на рис. 9.26. При открытом вентиле или запорно-пусковой головке 2 углекислота из баллона 1 поступает в коллектор 3. При открытом вентиле 4 коллектора углекислота по бронированному шлангу 5 поступает к раструбам 7 или лому-пробойнику. У основания каждого раструба или лома имеется вентиль 6 нажимного действия, позволяющий начинать тушение и прерывать подачу углекислоты непосредственно возле очага пожара.

1
2
3
4
5
6
7

Рис. 9.26. Принципиальная схема углекислотной установки:

1 – баллон; 2 – вентиль; 3 –коллектор; 4 – вентиль; 5 – бронированный шланг;
6 – вентиль; 7 – раструб

Запас двуокиси углерода, а следовательно, и количество баллонов на АГТ могут быть различными. Этим обусловливается компоновка АГТ и схемы газовых коммуникаций.

Основные параметры технических характеристик АГТ, выпускаемых заводами, представлены в табл. 9.6.

* Всего катушек 4. На двух катушках по 20 м и на двух других по 40 м.

Каждый АГТ состоит из следующих частей: шасси, кузова, баллонных секций и рукавных катушек, рабочего и сигнального коллекторов, дополнительного оборудования и ПТВ, включающего раструбы, ломы-пробойники.

Все рассматриваемые модели АГТ имеют особенности компоновок.

На АГТ-0,25 пять баллонов размещены за кабиной водителя горизонтально с уклоном 15 о в сторону выпускных головок. Это позволило снизить высоту установки и равномерно разделить нагрузку на площади пола кузова. Четыре баллона размещены в кормовой части платформы автомобиля над секцией для ПТВ. Две рукавные катушки находятся над баллонами на корме пола кузова. Все оборудование сосредоточено внутри бортового кузова и закрыто сверху тентом.

На автомобиле применено пусковое устройство, которым приводится в действие каждый баллон. Это позволяет включать любое количество баллонов.

На АГТ-0,6 (3309) четыре баллонные секции (рис. 9.27), состоящие из шести баллонов каждая, размещены (по две секции) в передней и задней части кузова. Каждый баллон 1 соединен трубкой через обратный клапан с рабочим коллектором. Пусковые устройства 3 позволяют вскрывать три баллона с СО2. В средней части кузова размещены четыре рукавные катушки 6 по две с каждой стороны. На катушки намотаны резиновые рукава различной длины. Катушки позволяют разматывать с них рукава требуемой длины. На них имеются вентили 5, обеспечивающие подачу углекислоты только в те рукава, которые предполагается использовать при тушении пожара. На свободных концах

рукавов установлены раструбы или ломы-пробойники.

1
2
3
4
6
5
5
7

Рис. 9.27. Принципиальная схема углекислотной установки АГТ-0,6 (3309):

1 – секция баллонов; 2, 5 – вентили; 3 – пусковое устройство; 4 – лом-пробойник;
6 – катушка; 7 – рабочий коллектор

Кузов АГТ-0,6 (3309) (рис. 9.28) имеет цельнометаллическую конструкцию. Он состоит из каркаса, крыши с рифленымнастилом и ограждения по периметру. В каркасе устроены отсеки для баллонных секций и рукавных катушек. Отсеки рукавных катушек закрыты шторной дверью. Боковые стенки отсеков для баллонных секций закрываются дверьми, состоящими из двух половинок. Откидная лестница сзади обеспечивает подъем на крышу кузова.

2
4
1
5
3

Рис. 9.28. Общий вид АГТ-0,6(3309):

1 – шасси; 2 – кабина боевого расчета; 3,5 – отсеки с катушками; 4 – отсек с баллонами

АГТ-1 имеет свои особенности компоновки. За кабиной в кузове сооружены четыре секции по 10 баллонов с каждой стороны. В двух секциях в кормовой части кузова размещены рукавные катушки по две с каждой стороны. Все секции закрываются шторными дверями.

Большим недостатком АГТ является то, что заполнение баллонов диоксидом углерода возможно только их взвешиванием. Выполнение этой процедуры требует больших затрат труда.

Источник

Конструкция и особенности автомобиля газоводяного тушения

Автомобили газоводяного тушения прочно закрепились в технологических парках пожарных служб. Эта техника помогает эффективно бороться с возгораниями даже на самых недоступных и опасных объектах.

Автомобиль ГВТ

Тушение воспламенений на предприятиях по добыче, хранению и переработке нефти и газа не может быть произведено при помощи стандартного набора пожарной техники, так как такие пожары сложно контролировать и устранять. На помощь МЧС приходят машины газоводяного тушения.

Что это такое

Автомобиль газоводяного тушения – это пожарная техника, в конструкцию которой входит авиационный двигатель, обвязка из водных коммуникаций на платформе, лафетные стволы для ликвидации огня посредством подачи газоводяной струи.

Читайте также:  Авто до 3000 доллоров

История возникновения и совершенствования

В 1965 году станция УПО УООП Новосибирского облисполкома впервые провела испытания газоводяной техники. Специалисты доказали, что такой способ тушения является высокоэффективным.

Первые модели стали выпускаться Торжокским заводом на шасси ЗИЛ-131 (АГВТ-100), Урал-375, а также иногда использовались модели двигателей Рд-9Ф и д-20П.

Уже в 2001 году ОАО «Пожтехника» представило новую усовершенствованную модификацию – АГВТ-150 на шасси КамАЗ-43114.

Назначение

АГВТ пожарный применяется при тушении газонефтяных фонтанов. Особенность таких возгораний в высоте пламени и сложности устранения подземных очагов. Стандартные методы пожаротушения (подача воды, пены или порошка) не являются эффективными в ситуации пожара на газонефтяных предприятиях.

Классификация

Автомобили газоводяного тушения бывают двух типов:

От количества двигателей зависят технические характеристики моделей.

Устройство и комплектация

Задаваясь вопросом, в чем конструктивная особенность автомобиля газоводяного тушения, нужно обратить внимание на его комплектацию:

Гидроцилиндры осуществляют поворот двигателя по установленной схеме действия.

Лафетные стволы установлены рядом с двигателем. К ним с помощью специальных шарнирных колен подается вода.

Слева и справа платформы размещены механизмы охлаждения и распылители.

За кабиной водителя есть цистерна для топлива для ТРД. В ней установлены волноломы, тепловые датчики, фильтры и дыхательные клапаны.

Управлять двигателем можно из кабины водителя посредством пульта управления.

Функционирование

Газоводяная струя состоит из отработавшего газа турбодвигателя и распыленной воды.

Источник отработавших газов – ТРД, установленный стационарно.

Вода из цистерн в отработавший газ направляется по лафетным стволам, которые установлены на двигателе. Газоводяной поток вещества понижает температуру участка горения и разбавляет горючие газы, тем самым устраняя пламя.

Технические характеристики и особенности

АГВТ отличаются от других представителей пожарной техники: для их эксплуатации требуется большее количество топлива, а также цены на такие машины значительно выше.

Одним из параметров, характеризующих совершенство ТРД, является тяга. Она находится в пределах 50 кН. Тяга ТРД – причина опрокидывающей силы. Поэтому становится важным обеспечение устойчивости АГВТ против опрокидывания.

В таблице представлены технические характеристики некоторых моделей автомобилей газоводяного тушения.

Модель База Год выпуска ГТД* Количество ГТД*, шт. Расход топлива, кг/ч
АГВТ-150(375)-168 Урал-375 1974 Р-118-300 1 1500
АГВТ-100(131)-141 ЗиЛ-131 1971 ВК-1 1 1000
АГВТ-200 КрАЗ-63221-023 2006 ВК-1А 2 1472
*ГТД – газотурбинный двигатель

Область применения

АГВТ используются при тушении возгораний:

На заметку. В область применения АГВТ также входит охлаждение установок нефтеперерабатывающей и химической промышленности.

Способы использования

Образование газа внутри АГВТ происходит по принципу сжигания топлива из цистерны. Вода подается из внешнего источника или от пожарной автоцистерны через рукавные магистрали.

АГВТ используются для:

Нормативно-правовые требования

Согласно ГОСТ 12.2.047-86 (СТ СЭВ 5236-85), устранение возгорания посредством пожарной машины АГВТ происходит при соблюдении следующих требований:

Выводы

Несмотря на сложность эксплуатации, АГВТ – это техника, способная обеспечить эффективное тушение на объектах, где запрещено применять другие виды пожарных машин.

История развития этой отрасли указывает на то, что с каждым годом технические характеристики автомобилей газоводяного тушения совершенствуются. Пожарный КрАЗ условно делится на две части: первая состоит из шасси и кабины водителя, вторая – из пожарно-технического вооружения, стоит обратить на него внимание.

Важная особенность такой техники – мощный двигатель, который и обеспечивает быструю и точную подачу активного вещества в очаг возгорания.

Источник

АГТ-1 на шасси КамАЗ 43253

Горизонтальные вкладки

Автомобиль газового тушения предназначен тушения пожаров углекислым газом (жидкая двуокись углерода). Особенно актуально использование автомобиля газового тушения в замкнутых пространствах (выставочные комплексы, склады, спиртовые заводы, в музеях, архивах, библиотеках, на электроустановках, находящихся под напряжением до 1000В, кабельных туннелях), где имеются материальные ценности, для которых воздействие влаги так же губительно, как и воздействие огня.

Общие характеристики

Базовые характеристики

Емкость для углекислого газа, л

Рукавные катушки со стволами по 25 м, шт

Автомобиль газового тушения предназначен тушения пожаров углекислым газом (жидкая двуокись углерода). Особенно актуально использование автомобиля газового тушения в замкнутых пространствах (выставочные комплексы, склады, спиртовые заводы, в музеях, архивах, библиотеках, на электроустановках, находящихся под напряжением до 1000В, кабельных туннелях), где имеются материальные ценности, для которых воздействие влаги так же губительно, как и воздействие огня.

1- Аппарат дыхательный со спасательным устройством
2- Диэлектрический комплект (ножницы, перчатки, боты, коврик)
3- Специальное громкоговорящее устройство (СГУ)
4- Специальное переговорное устройство (СПУ)
5- Резервная аккумуляторная батарея для переносной радиостанции с зарядным устройством
6- Генератор огнетушащего аэрозоля
7- Веревка пожарная спасательная ВСП-50 в чехле, длиной 50 м
8- Канатно-спускное устройство пожаров
9- Багор цельнометаллический БПМ
10- Домкрат ручной гидравлический (поставляется с шасси)
11- Фонарь электрический с зарядным устройством
12- Медицинская аптечка для оснащения транспортных средств
13- Инструмент и принадлежности согласно ведомости изготовителя шасси
14- Канистра для воды емкостью 5 л
15- Канистра для топлива емкостью 20 л
16- Опись пожарно-технического вооружения

Полная масса, кг 13 000 – 15 500
Длина, мм 7 200 – 7 800
Высота, мм 3 100 – 3 200
Ширина, мм 2550
Аппарат дыхательный 1 2
Баллон резервный 2
Диэлектрический комплект 2 1
Костюм теплоотражательный 3
Очки защитные 3
Респиратор 3
Сапоги резиновые 3
СГУ 3 1
СПУ 4 1
Стационарная радиостанция 1
Переносная радиостанция 2
Аккумуляторная батарея 5 2
Генератор 6 3
Задержка рукавная 4
Огнетушитель ОП-05 1
Огнетушитель ОП-10 2
Огнетушитель ОУ-5 1
Ствол-пробойник 2
Раструб-снегообразователь 2
Веревка пожарная 7 1
Канатно-спускное устройство 8 2
БПМ 9 1
Кувалда кузнечная 5 кг 1
Лом легкий ЛПЛ 1
Лом тяжелый ЛПТ 1
Лопата штыковая 1
Топор плотницкий 1
Домкрат ручной 10 1
Фонарь электрический 11 2
Медицинская аптечка 12 1
Буксирный трос 1
Знак аварийной остановки 1
Инструмент 13 1
Канистра для воды 14 1
Канистра для топлива 15 1
Колодка противооткатная 1
Набор гаечных ключей 1
Опись вооружения 16 1

Кабина боевого расчета – штатная кабина автомобильного шасси, салонного типа, 2-х дверная, 2-х местная (либо с отдельной кабиной боевого расчета 4-х дверная 7-ми местная). В дверях кабины и у дверных проемов имеются поручни для удобства и оперативной посадки боевого расчета. Во 2-м ряду кабины установлены 4 посадочных места с индивидуальными спинками. В непосредственной близости может размещаться однобалонный дыхательный аппарат со сжатым воздухом. Каждое место имеет отдельный механизм фиксации дыхательного аппарата, а под сиденьями имеются места для пожарно-технического оборудования. Созданное единое пространство размещения бойцов, позволяет сделать работу команды, более скоординированной и оперативной. Кабина оборудована поручнями, плафонами внутреннего освещения, обогревателем, люком на крыше и специальными приборными панелями систем управления автомобиля и оборудования. Имеются подножки для удобства подъема команды, которые выполняются в стационарном или автоматическом виде.

Цистерна и пенобак изготовлены из коррозионностойкого армированного стеклопластика (опциональная возможность исполнения из углеродистой стали, нержавеющей стали, полипропилена и полиэтилена). В креплении цистерны к кузову присутствуют упругие демпфирующие элементы, предотвращающие вредное воздействие на цистерну от скручивания рамы. Опциональная возможность установки автономного или стационарного подогрева емкостей, а также их утепление.

Кузов состоит из отсеков для размещения ПТВ и АСИО, а также насосного отсека в задней части кузова.

В креплении кузова к надрамнику присутствуют упругие демпфирующие элементы, предотвращающие вредное воздействие от скручивания рамы на кузов.

Двери отсеков шторного типа (опциональная возможность исполнить двери панельного типа). Шторы изготавливаются из алюминиевых сплавов.

Дверь насосного отсека шторного типа (опциональная возможность исполнить двери панельного типа, в таком случае выполняет роль защитного козырька). Шторы изготавливаются из алюминиевых сплавов.

Все двери кузова оборудованы самосрабатывающими запорными устройствами, удерживающими их в закрытом положении, а также датчиком открытого положения с индикацией ее в кабине водителя на панели управления.

Открытые при стоянке двери, люки, и другие элементы конструкции автомобиля, увеличивающие габаритные размеры, оборудованы световозвращающими элементами и другими сигнальными устройствами, указывающими габариты автомобиля при открытых дверях.

Проемы дверей, крышки люков и других элементов кузова имеют уплотнения, предохраняющие отсеки от попадания в них атмосферных осадков, пыли и грязи.

Размещение ПТВ в отсеках учитывает тактику его оперативного использования, обеспечивает надежность фиксации оборудования, доступность, удобство и безопасность при съеме и установке.

При размещении оборудования, ПТВ объединено по группам назначения (стандартно):

— личное снаряжение пожарных;

— оборудование для забора воды и подачи первого ствола;

— оборудование для подъема личного состава на высоту;

— оборудование для вскрытия и разборки конструкций;

— оборудование для прокладки и обслуживания магистральных рукавных линий и т.п.;

Пожарно-техническое вооружение надёжно установлено и закреплено в отсеках пожарного автомобиля.

Пеналы с всасывающими рукавами установлены в верхней части на крыше пожарного автомобиля и также выполнены из коррозионностойких материалов.

Лестницы для подъёма на крышу автомобиля выполнены из алюминиевого сплава.

Для удобства команды кузов имеет складные подножки.

Пожарный автомобиль оборудован установкой тушения пожаров углекислым газом, состоящей из:

— Сферические сосуды для углекислого газа в количестве 40 шт.;

— трубопроводы и запорная арматура;

— 4 рукавные катушки по 25 м каждая, для подачи углекислого газа.

В автомобиле используются энергосберегающие технологии на основе LED.

Для оформления подробного предложения с параметрами просим отправить к нам заявку либо обратиться в нашу компанию по контактным телефонам.

Рукавные катушки со стволами по 25 м в количестве 4 шт. (опциональная возможность установить другие катушки)

Источник

Характеристики автомобилей газового тушения

Автомобили газового тушения (АГТ)

АГТ предназначены для тушения пожаров в закрытых объемах объектов с большими материальными ценностями. К ним относятся музеи, архивы, банки, склады. Кроме того, они могут применяться для тушения пожаров в аккумуляторных, в электроустановках, кабельных тоннелях и др.

Принципиальная схема углекислотной установки показана на рис.9.36. При открытом вентиле или запорно-пусковой головке 2 углекислота из баллона 1 поступает в коллектор 3. При открытом вентиле 4 коллектора углекислота по бронированному шлангу 5 поступает к раструбам 7 или лому-пробойнику. У основания каждого раструба или лома имеется кран 6 нажимного действия, позволяющий начинать тушение и прерывать подачу углекислоты непосредственно возле очага пожара.

Запас двуокиси углерода, а следовательно, и количество баллонов на АГТ могут быть различными. Этим обусловливается компоновка АГТ и схемы газовых коммуникаций.

Основные параметры технических характеристик АГТ, выпускаемых заводами, представлены в приводимой ниже таблице.

Число мест боевого расчета

Максимальная скорость движения

Количество рукавных линий/катушек

Масса СО 2 в баллоне

Продолжительность выпуска СО 2

Длина рукава на катушках

Каждый АГТ состоит из следующих частей: шасси, кузова, баллонных секций и рукавных катушек, рабочего и сигнального коллекторов, дополнительного оборудования и ПТВ, включающего раструбы, ломы- пробойники можно менять местами.

Все рассматриваемые модели АГТ имеют особенности компоновок.

На АГТ-0,25 пять баллонов размещены за кабиной водителя горизонтально с уклоном 15 0 в сторону выпускных головок. Это позволило снизить высоту установки и равномерно разделить нагрузку на площади пола кузова. Четыре баллона размещены в кормовой части платформы автомобиля над секцией для ПТВ. Две рукавные катушки размещены над баллонами на корме пола кузова. Все оборудование размещено внутри бортового кузова и закрыто сверху тентом.

На автомобиле применено пусковое устройство, которым приводится в действие каждый баллон. Это позволяет включать любое количество баллонов.

Кузов АГТ-0,6 (рис.9.38) имеет цельнометаллическую конструкцию. Он состоит из каркаса, крыши с рифленым настилом и ограждения по периметру. В каркасе устроены отсеки для баллонных секций и рукавных катушек. Отсеки рукавных катушек закрыты шторной дверью. Боковые стенки отсеков для баллонных секций закрываются дверьми, состоящими из двух половинок. Откидная лестница сзади обеспечивает подъем на крышу кузова.

АГТ-1 имеет свои особенности компоновки. За кабиной в кузове сооружены четыре секции по 10 баллонов с каждой стороны. В двух секциях в кормовой части кузова размещены рукавные катушки по две с каждой стороны. Все секции закрываются шторными дверями.

Большим недостатком АГТ является то, что заполнение баллонов диоксидом углерода возможно только их взвешиванием. Выполнение этой процедуры требует больших затрат труда.

Автомобили газоводяного тушения (АГВТ)

В перечне пожарных автомобилей целевого применения АГВТ занимают особое положение. Это обусловлено как областью их применения, так и спецификой механизма тушения пожара.

Основу АГВТ составляют турбореактивные двигатели (ТРД). Высокая скорость их отработавших газов (рис.9.39) обусловливает гидродинамический срыв пламени. Особенно эффективным он оказался при тушении горящих нефтяных и газовых фонтанов. Для улучшения механизма тушения в струю отработавших газов вводят воду. Это, хотя и снижает их скорость и температуру (рис.9.40), но обеспечивает охлаждение фронта пламени горящего фонтана.

Впервые АГВТ был применен в нашей стране в 1967 г., когда успешно был потушен пожар нефтяного фонтана с дебитом 6000 т/сутки. С тех пор тушение горящих газовых (нефтяных) фонтанов осуществляется в основном АГВТ.

Для рационального тушение пожаров АГВТ должны удовлетворять ряду требований:

базовое шасси для них должно быть высокой проходимости, так как они используются в условиях бездорожья;

ТРД должны иметь большую тягу с достаточно большим количеством отработавших газов;

направление огнетушащей струи (отработавшие газы и введенная в них вода) должно регулироваться в вертикальной или горизонтальной плоскостях;

в конструкции АГВТ должны предусматриваться устройства, обеспечивающие его устойчивость при работе ТРД.

АГВТ состоит из базового шасси 1 (рис.9.41), турбореактивного двигателя 6, подъемно-поворотного устройства для него 7, лафетных стволов 5, цистерны 4 с топливом для ТРД, тепловой защиты 3 и бака 10 для воды, обеспечивающей защиту от теплового излучения.

Управление направлением газоводяной струи турбореактивного двигателя 6 осуществляется гидроприводами, включенными в гидравлическую систему (рис.9.42). В нее входят гидромотор 8 поворота двигателя, гидроцилиндры 9 его подъема, гидроцилиндры 10 блокировки рессор и гидромотор насосного агрегата 11, питающего систему орошения.

В качестве гидравлической жидкости применяют масло ВМГ3, МГЕ и др. масла. Давление в системе 16 МПа.

Подача воды в поток отработавших газов осуществляется лафетными стволами. Они укрепляются на корпусе ТРД так, что водяные струи входят в газовый поток на расстоянии 1…2 метров от сопла ТРД.

На АГВТ устанавливают лафетные стволы с диаметром насадка 36 мм и расходами 20 л/с. Вода к ним подается от ПНС, насосно-рукавных автомобилей или пожарных автоцистерн.

При тушении пожаров АГВТ устанавливают на небольших расстояниях от горящего факела. Поэтому на них предусматривается защита от тепловых потоков до 25 кВт/м 2 для обеспечения безопасной работы.

Для защиты АГВТ от теплового потока пожара устанавливают оросители щелевого типа. Щелевые насадки ориентированы на орошение кабины боевого расчета, цистерны с горючим для ТРД и бака с горючим для АГВТ и колес. Для защиты от теплового излучения горящего факела рекомендуется применять съемные экраны из асбестоткани и других материалов. Ими возможно защищать колеса автомобиля, бензобаки, кабину.

Система запуска и управления ТРД дистанционная. Пульт управления выносной. Управление возможно на расстоянии до 50 м. На АГВТ предусматривается с лоринготелефонной аппаратурой.

Одним из параметров, характеризующих совершенство ТРД, является тяга. Она находится в пределах 10…50 кН. Тяга ТРД является причиной опрокидывающей силы. Поэтому становится важным обеспечение устойчивости АГВТ против опрокидывания.

Опрокидывающая сила Р 0 равна (рис.9.43)

Реактивная сила водяной струи определяется

В вертикальной плоскости опрокидывающая сила в поперечном направлении равна

В горизонтальной плоскости ее величину определим по формуле

Опрокидывание произойдет в случае R в = 0, тогда можно записать

где: М у –момент удерживающий, Нм; М о – момент опрокидывающий, Нм.

Из рис.9.43 можно записать:

Сила веса определяется по формуле

Сила опрокидывающая, Н

Запас устойчивости для грузоподъемных стреловых машин принимается равным 1,4. При работе ТРД сила тяги может резко изменяться, например, при резком изменении частоты вращения двигателя, поэтому запас устойчивости принимается К у ≥ 2. Для повышения устойчивости АГВТ необходимо применять блокировку рессор.

Некоторые параметры технических характеристик АГВТ приведены в табл.9.7.

Продолжительность маневров ТРД достаточно мала. Так, ТРД АГВТ-150 время поворота в любую сторону до максимального значения равно 8 с, вверх – 13, а вниз – 4 с.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Расскажем обо всем понемногу
Adblock
detector