Характеристики автомобилей ралли кросс

Автомобили

Технический анализ: секреты новых машин WRC. Часть 1

С 2017 года многочисленные изменения в техническом регламенте ждут не только Формулу 1, но и мировое ралли. Гонки должны стать более яркими и зрелищными благодаря технике нового поколения. Что же изменится?

Стоит признать, что в последние годы раллийному чемпионату мира не удавалось обеспечивать шоу того уровня, к которому все привыкли прежде. Введение новых правил призвано изменить такое положение: гонщики получат в своё распоряжение больше мощности и смогут атаковать острее, а автомобили станут сильнее отличаться от своих серийных собратьев.

Лошадиные силы добавятся из-за увеличения диаметра воздушного рестриктора на 3 мм – до 36 мм, при этом давление наддува сохранится на уровне 2,5 бар. Это значит, что большая часть машин будет выдавать практически 400 л.с., тогда как прежде мощность составляла лишь три с небольшим сотни «лошадей».

Эти изменения потребовали возвращения к центральному дифференциалу с системой электронного контроля. При этом стартовая масса снижена на 25 кг, что дополнительно повысит удельную мощность техники.

В каком-то смысле новые правила можно назвать ностальгическими – для тех, кто не застал знаменитые машины Группы Б, это возможность испытать такие же чувства, что и болельщики той далекой уже поры, когда на трассы вышли эти памятные автомобили, мощные и яркие.

Читайте также:

Такие имена, как Audi Quattro S1, Ford RS200, Lancia Delta S4, Peugeot 205 T16 или MG Metro 6R4, напоминают нам об удивительном поколении техники. Машины начала 80-х ехали настолько быстро, что привлекали большое внимание – и в итоге именно по этой причине попали под запрет.

Помня о событиях истории, давайте попробуем разобраться, что же ожидает нас в новом раллийном сезоне, когда четыре производителя начнут борьбу за право занять опустевшую после ухода VW вершину.

M-Sport Fiesta

Ford Fiesta можно назвать неотъемлемой частью WRC, столь долго различные поколения этой модели выходят на старт в чемпионате мира. Но еще ни разу эта машина не была столь грозной, как та, которую команда M-Sport собирается выпустить на трассы в 2017-м.

Подопечные Малкольма Уилсона отвечают за разработку гоночных версий Ford уже очень давно и накопили огромный опыт по созданию и адаптации таких машин к различным раллийным категориям. Но теперь перед инженерами стоит куда более сложная задача, так как гораздо больше внимания предстоит уделить вопросам аэродинамики.

В правилах сказано, что можно создавать различные элементы обвеса, добавлять впускные и выпускные отверстия, менять размер диффузоров и использовать заднее крыло.

Иллюстрация: Мэтт Сомерфилд

Детали, выделенные желтым на иллюстрации выше, показывают, чем «прирастает» Fiesta для более успешного покорения спецучастков с самым разным покрытием в самых разных уголках света.

Но какую функцию имеют дополнительные детали? Они помогают повысить аэродинамическую эффективность – прежде всего, добавив прижимной силы.

В наши дни серийные автомобили создаются, исходя из соображений экономии. В частности, еще до постановки на конвейер конструкторы всячески стремятся снизить коэффициент лобового сопротивления, чтобы сократить расходы будущих владельцев на бензин.

Когда такая машина становится базой для гоночной версии, первым делом ей расширяют колею и меняют геометрию подвески. Это сразу сказывается на аэродинамической эффективности – расширители колесных арок создают многочисленные завихрения, делая ситуацию далекой от оптимума.

Новые правила позволяют использовать несколько приемов, чтобы снизить негативный эффект и направить обтекающие машину воздушные потоки по более выгодному пути, приближая коэффициент лобового сопротивления к уровню базовой модели.

При этом можно еще и создавать дополнительную прижимную силу – прежде всего, благодаря большому диффузору. Свой вклад вносит и новый увеличенный бампер, задающий картину потоков.

Фото: Мэтт Сомерфилд

Нашу иллюстрацию нельзя считать абсолютно точной, но она дает общее представление о том, как конструкторы манипулируют воздухом, который оказывается на пути автомобиля.

Как и в подавляющем большинстве других гонок, главной головной болью в ралли становятся завихрения, возникающие от контакта воздуха с вращающимися колесами. Так как при этом колеса еще и постоянно перемещаются в разных плоскостях, а шины деформируются, ситуация меняется динамически.

В отличие от Ф1, у «кузовной» машины большая часть колеса скрыта аркой, что существенно упрощает ситуацию, но все же работа специалистам по аэродинамике найдется и здесь. Если они справятся с ней неважно, есть вероятность, что на перегибе дороги нос машины начнет задираться вверх – на YouTube вы без труда сможете найти примеры того, к чему это приводит, причем не только в ралли.

Безусловно, в WRC далеко до тех скоростей, которые развивают спортпрототипы в Ле-Мане. Но в 2017-м машины обязательно поедут быстрее, что сделает их более уязвимыми при прыжках или просто «разгрузке» подвески. Раньше этот фактор уже учитывался в правилах – обязательно требовался вырез в задней части колесных арок, – но теперь сделан следующий шаг.

Читайте также:  Авто запчасти из южной кореи

В случае с Fiesta воздушные потоки, попавшие в передний бампер, перенаправляются к выходным отверстиям, прорезанным в задней части расширителей арок (во врезке). Заметьте, что в этом месте расположены многочисленные крылышки, которые позволяют придать выходящему потоку более желаемое направление – что особенно важно, так как передние колеса почти всегда повернуты в сторону.

После этого воздух, проходя вдоль двери, попадает на направляющие и входные отверстия в задних арках. Здесь используется тот же принцип, что и спереди – плюс повышается эффективность диффузора и заднего крыла.

«Юбки» по бокам машины тоже стали больше, что заставляет воздух двигаться ближе к земле. Важно, чтобы этот поток, остающийся невозмущенным, по пути до диффузора не встречал никаких препятствий.

Заднее крыло может иметь несколько плоскостей, единственное ограничение – они не должны выходить за контуры оригинального корпуса автомобиля при виде спереди. Именно этим обусловлена необычная форма торцевых пластин.

Citroen C3 WRC

Французский концерн возвращается в чемпионат с заводской программой после годичной паузы – прежняя модель DS3 уступила место новой C3, которая призвана рассказывать миру об обновленной дизайнерской концепции концерна. К счастью, базовый хэтчбек укладывается в требования FIA по минимальным размерам, при этом гоночная версия выглядит более «квадратной» на фоне обтекаемой Fiesta.

Рисунок: Мэтт Сомерфилд

Сразу бросается в глаза сильно переработанный передний бампер, использующий все допустимые правилами 60 мм отличия от серийного. Он позволяет ощутимо добавить прижимной силы спереди и верно выстроить картину потоков.

Также отметим, что выходные отверстия в расширителе передних арок расположены не в задней, а в верхней части, что позволяет придать протекающему воздуху дополнительную энергию, разогнав его вдоль верхней кромки двери.

Фото: Citroën Communication

«Юбки» по бокам машины заметно шире, чем у соперников – отчасти это обусловлено тем, что элементы кузова, расположенные выше, в Citroen решили оставить исходной ширины. «Юбки» идут от передних до задних колес, на этом участке они имеют два полукруглых элемента (показан в нижней левой врезке).

Они не только создают завихрения потока, протекающего вдоль машины, но и, по всей видимости, скрывают сквозные каналы, позволяющие воздуху перетекать снаружи под днище автомобиля.

В передней части задней арки есть небольшое D-образное входное отверстие для воздуха, тогда как выходное также имеет не очень крупный размер и вновь находится в верхней, а не задней части арки (верхняя левая врезка). Сам расширитель заднего крыла стыкуется с бампером, а чуть ниже мы видим еще одно выходное отверстие (правая врезка), которое работает в тандеме с диффузором.

По новым правилам диффузор может выходить за пределы машины на 50 мм дальше, чем прежде, и французские конструкторы используют эту возможность. Прямо над ним находится расположенная по оси машины выхлопная труба. В этом месте в диффузоре есть сквозные отверстия, чтобы поток выхлопных газов мог увлекать воздух из-под машины, повышая эффективность диффузора.

Заднее крыло (верхняя правая врезка), как и у других, имеет две плоскости, причем нижняя, более широкая, имеет куда менее изогнутый профиль. Верхняя держится на двух небольших креплениях по краям, формой напоминающих лебединую шею.

Профиль верхней плоскости весьма примечателен, он имеет волнистую форму, чтобы увеличить общую площадь. Также присутствует концевая кромка, повторяющая очертания элемента.

Рассказ об особенностях новых машин Hyundai и Toyota ждет вас в ближайшее время.

Источник

Всё о ралли-кроссе: автомобили, экипировка участников, правила гонок

Ралли-кросс – яркая, зрелищная дисциплина, радующая любителей грунтово-асфальтовым замесом, напряженной борьбой. Здесь можно лидировать – и через минуту из-за инцидента с другим авто покинуть трассу ни с чем. Это спорт, результат которого зависит не только от гонщика, но и от слаженной работы механиков, техников. А еще это дисциплина, требующая постоянного финансового вливания. Но интерес зрителей подталкивает участников выжимать все больше и больше из своих железных лошадей, спрятанных под разрисованными капотами.

Что такое ралли-кросс

Есть в автокроссе дисциплина гоночного класса, в которой победитель выявляется по тому факту, в каком порядке он пересек финиш, и сколько ему на это потребовалось времени. Соревнования происходят на замкнутых трассах, более половины покрытия которых – бетон или асфальт, а остальное – гравий, щебенка, крошка, а местами и вовсе ничем не покрытые земля, глина, песок. Ралли и кольцевые гонки, сочетаемые в одной серии – это и есть ралли-кросс. Чтобы зрители получили свою порцию адреналина, пилоты выполняют в своих машинах множество апгрейдов. Разгон за 2 секунды до сотни км/ч был бы невозможным без усовершенствований, которые превращают машину в настоящего зверя. Все это делается для победы, зрелищ, а также тестирования новых разработок современных технологий автопрома.

Ралли-кросс отличается от автокросса:

Автокросс проходит на чистом грунте, а для ралли-кросса оборудуют кольцо замысловатой конфигурации, на котором, на радость болельщикам, присутствуют и трамплины, и камни, летящие из-под колес, и грязь, и пыль. А если еще погода подсобит осадками – фигурное скольжение и заносы гарантированы.

Участники, водители, команды

Заявитель, он же участник – физическое или юридическое лицо, которое заявляет Водителя на соревнования. Заявитель должен иметь Лицензию РАФ (Российской федерации автоспорта) и полностью юридически отвечать за действия Водителя. Тот, в свою очередь, являясь физическим лицом, должен иметь Лицензию Водителя автомобильной федерации. Команда – это Водители, объединенные в один коллектив для соревнования с соперниками. Сколько будет представлено членов в команде – определяет Регламент соревнования. Название коллектив выбирает самостоятельно, но придерживаясь этических норм.

Читайте также:  Cadillac из авто салона

Чтобы получить карточку участника гонок, водители должны выполнить ряд требований:

Бывает, что организаторами гонок предусматривается страхование водителей. Тогда участнику не нужно предоставлять персональную страховку, как и в том случае, когда страховка включена в Лицензию.

Если юниор по решению Комитета ралли-кросса выступает во взрослой категории, то он не имеет права соревноваться с юниорами. Для соревнований младших гонщиков в старшей группе нужно нотариально заверенное разрешение родителей/опекунов. Водительское удостоверение не требуется.

Автомобили, экипировка участников

В одном соревновании каждый участник стартует на одном автомобиле. Транспортное средство должно быть проинспектировано и отвечать Техническим требованиям:

Если техническая комиссия выразит мнение, что машина является травмоопасной, ее участие в гонках может быть приостановлено. Номера от 1 до 10 присваиваются автогонщикам, занявшим соответствующие места в национальных соревнованиях в предыдущем зачете. Остальные участники наносят на кроссоверы номера 11-99. Кроме основных номеров, устанавливаются таблички наверху авто.

Экипировка водителя включает:

Шлем и материал комбинезона должны быть сделаны из негорючего материала.

Требования к трассам для соревнований

Стартовая зона – участок с твердым покрытием. Размер зоны старта – не менее 14,5 м, для каждой машины выделяется место 2,5 м, ширина между авто – 1 м. После финиширования водители следуют в парк-стоянку. Он должен находиться близко от трассы. Стоянка должна быть оборудована:

Кроме того, парк-стоянка обеспечивается средствами пожаротушения. Исполнение требований лежит на организаторе соревнований. На протяжении трассы располагаются судейские посты, не менее двух человек в каждом. Они должны находиться в зоне видимости друг с другом, связываются при помощи радиосвязи между собой и с Руководителем гонки. Посты оборудуются огнетушителями, емкостями с водой, сигнальными флагами. Перед началом заездов Руководитель гонки лично проверяет готовность трассы, вместе с Комиссаром по маршруту и безопасности подписывает Акт приемки.

Меры безопасности

Зрители, которые собираются посмотреть соревнования, обустраиваются в специально отведенных безопасных площадках. Опасные места огораживаются отбойниками, земляными насыпями, особо опасные – заграждением с отбойником и сеткой. Находиться на ограждениях категорически запрещено. Гонки проходят в соответствии с Планом безопасности, призванным так организовать соревнования, чтобы ничто не угрожало жизни, здоровью людей. Ниже перечислены принимаемые меры.

Плохие погодные условия, темнота, туман, сильные осадки – причины для отмены соревнований, переноса на другое время, или, если возможно, другую трассу.

Системы заездов

Есть две крупные международные серии: американский Red Bull Global Rallycross и FIA World RX Championship. Ралли-кросс имеет свою систему, которая является планом проведения соревновательных мероприятий.

Тренировки

Для знакомства с трассой и «разминки» авто и водителя проводятся тренировки.

Трасса с «Джокером» доступна в свободной тренировке и запрещена в хронометрируемых заездах.

Квалификационные заезды

Они проводятся в трех сериях, по 5 автомобилей в одной линии.

Порядок заездов следующий:

Максимальное число стартующих – не более 10. Если гонщиков много, в каждой серии их делят на группы, при этом небольшая группа стартует последней. Список стартующих складывается три раза: после хронометрируемой тренировки, после 1 и 2 серий заездов. Водителей по группам делят так:

1 заезд 2 заезд 3 заезд
1 стартовая позиция 1(гонщик с наибольшим временем) 2 3
2 стартовая позиция 4 5 6
3 стартовая позиция 7 8 9

И так далее, пока каждый гонщик не займет свое место в заезде. В каждом из них водители получают классификацию по количеству кругов, а тех, что преодолели одинаковое их количество, оценивают по времени пересечения финиша. Очки начисляются так:

Очки Очки
Исключен из заезда 95 Пришедший первым 1
«Не стартовал» 90 Вторым 2
Прошел меньше 2 кругов 80 третьим 3
2круга 12

В финал выходят водители, по итогам двух заездов получившие 25 очков. При равенстве очков все решает время финиша.

Финальные заезды

Прошедший в финал водитель, но не стартовавший в нем, не может никому передать свое место, оно остается свободным. Если в финал вышло более 14 водителей, их разделяют на две группы. Группа «А» будет состоять из 8 человек, остальные попадают в «В», при этом два сильнейших гонщика стартуют именно в группе «В». Шкала очков в финале выглядит так:

Место Очки Место Очки Место Очки
1 20 7 10 13 4
2 17 8 9 14 3
3 15 9 8 15 2
4 13 10 7 16 1
5 12 11 6 17 1
6 11 12 5 18 1

При равном количестве очков победа присуждается водителю, который имеет самое быстрое время любого заезда.

Старт

Точное время старта оговаривается на собрании Водителей или фиксируется в Регламенте. Опоздавший на старт водитель не стартует. Гонщики выезжают из предстартового накопителя на стартовую разметку согласно ведомости. Тот, кто не занял вовремя свое место в накопителе, стартует последним. Никого кроме судей в стартовой зоне быть не должно. Водители срываются с места при подаче сигнала светофором или отмашки судьи-стартера. Светофор горит красным. Судья проходит с поднятым зеленым флагом и табличкой «5 секунд». Выключение светофора – это сигнал к тому, что можно ехать. Порядок подачи стартового сигнала флагом также начинается прохождением судьи стартовыми рядами, после 5 секунд судья-стартер делает взмах флагом.

Фальстарт

Чтобы визуально зафиксировать фальстарт, на каждом ряду решетки находится судья факта, который резко поднимет красный флаг, если увидит начало движения, пока светофор горит красным. Увидев этот знак, красные флаги поднимают руководитель соревнования, а за ним – судьи на трассе. Водитель, который нарушил порядок, получает предупреждение. Старт дается повторно. Второй фальстарт тем же гонщиком обозначает отстранение от гонок. В таком случае спортсмен получает 95 очков в классификации.

Читайте также:  Трансмиссия автомобиля уаз 3151

Движение по трассе

Водители должны соблюдать Правила поведения на трассе, иначе получат пенализацию.

Аварии, неисправности в этом виде спорта неизбежны. Действия водителя:

Судьи обозначают место аварии желтыми флагами. На этом участке запрещен обгон, а если происходит эвакуация, которой запрещено препятствовать.

Финиш

Как только лидер завершает последний круг и пересекает финишную прямую, гонки заканчиваются для всех участников заезда независимо от того, сколько кругов они преодолели. Регламентом устанавливается время до закрытия финиша, которое называется «контрольным». По истечении контрольного времени финишная зона закрывается, а автомобили следуют в Закрытую зону. Водителям дается 5 минут, чтобы покинуть Закрытый Парк. После этого должно пройти 30 минут, предусмотренных на подачу апелляции. Если никто не подал претензий, ни с одной гоночной машины узлы и агрегаты снимать на проверку Техническим Комиссариатом не нужно – режим закрытого Парка снимается.

Определение результатов

Регламент соревнования является основным документом для определения результатов. Занятые места распределяются по порядку, в котором финишировали гонщики, и по числу полных кругов. Участникам, не прошедшим ни одного полного круга до момента закрытия финиша, место определяют по его расположению на сетке старта. Чтобы быть классифицированным в любой системе заездов, водитель должен преодолеть хотя бы один круг. В таком случае он может рассчитывать на выход в следующий этап, либо получить зачетные очки в многоэтапном соревновании.

Реклама

Реклама на автомобилях – обычное явление. Регламентом разрешается использование любой легальной рекламы. Она может размещаться на автомобилях участников, техобслуживания, на афишах, баннерах, территории соревнований. Участники гонок рекламируют то, что считают нужным. Как правило, на гоночных авто присутствует реклама спонсоров. Правила обязывают кроссмэнов резервировать место на авто для Обязательной и Необязательной рекламы. При этом если от Необязательной можно «откупиться», заплатив двойной стартовый взнос, то Обязательная реклама, предоставленная Организатором, будет присутствовать на машине на протяжении всего соревнования. Она представляет собой наклейку 10×50 см на верхней части бортов с обеих сторон машины.

Протесты и апелляция

Протест может быть направлен только по единичному факту: на 1 участника, 1 автомобиль, 1 действие, 1 решение. Чтобы опротестовать результаты гонок, участник (команда) должны уплатить денежный взнос в размере, установленном Регламентом. Если Протест окажется обоснованным, сумма или часть ее будет возвращена участнику. Если Протест требует разборки авто для снятия агрегатов, нужно уплатить дополнительный взнос, который составляет половину от стартового. При необоснованности Протеста взнос не возвращается, а участнику, авто которого требовало разборки, уплачивают ¾ от суммы взноса.

На решение по Протесту участники могут подать апелляцию в автомобильную федерацию.

Федерации

Мировые чемпионаты проводятся под патронатом Международной автомобильной Федерации (FIA). Она была основана в 1914 году, контролирует много подвидов автомобильного спорта, среди которых и ралли-кросс.

FIA состоит из свыше 230 членов из порядка 140 стран мира. В разных государствах автоспорт контролируют национальные автомобильные федерации. Все они являются членами FIA. Региональные ассоциации и федерации – это общественные организации, которые занимаются развитием автоспорта. Например, в РФ таких под сотню, правда, не каждая из них развивает дисциплину ралли-кросс.

Историческая справка

Гонки на автомобилях – развлечение давнее, проходившее несистемно и не имевшее официального значения. Так было до 1967 года, пока на Лидден-Хилл-трассе в Англии не состоялись первые соревнования пилотов ралли. Мероприятие было организовано каналом ITV с целью поднятия телерейтинга, но гонки приглянулись телезрителям, а организаторы увидели перспективу в развитии новой дисциплины. Первая гоночная трасса используется до сих пор, гонщики называют ее культовым местом. Через два года в Нидерландах прошел первый официальный ралли-кросс. В 70-80 годы, когда в соревнования включились «тяжеловесы» из группы «Б», зрелищ стало еще больше, как и травм. В связи с этим появились новые правила, и спорт потихоньку стал переходить в подполье. В 2014 году ФИА организовала первый чемпионат по ралли-кроссу, который теперь проводится регулярно.

Литература

История развития автомобильных гонок прослеживается в печатных изданиях.

«История скорости» – книга, выпущенная Авто ВАЗ, пока еще только для коллекционеров, описывает все дисциплины автоспорта, ралли-кросса в том числе. Автомобиль Лада прошел спортивный путь вместе с сотнями гонщиков, принеся в копилку многих из них немало побед.

«Как научиться ездить быстро по гоночной трассе и безопасно по обычной дороге» – так называется книга знаменитого гонщика Евгения Васина. Она предназначена для тех, кому интересны особенности автовождения. Книга дает ответы на вопросы «Как избежать ошибок?», «Как стать гонщиком?», а также, «Как повысить водительское мастерство?».

Михаил Георгиевич Горбачев издал двухтомник «Гонки в СССР», в котором подробно описал историю автоспорта. В книгах много биографических справок, описаний событий, воспоминаний гонщиков о том, что происходило на трассах ралли или «кольца». М. Горбачев – спортивный комментатор, в прошлом автогонщик, принимал участие в дизайне гоночных трасс. Книги написаны живым языком, пересыпаны байками, жаргоном водителей, смешными и любопытными историями.

В спортивном мире рейтинг ралли-кросса растет. С 2014 года, когда стал разыгрываться чемпионат Мира, в ралли участвуют звезды мировой величины, а это притягивает зрителей на трибуны. Теперь дело за федерациями: популяризовать ралли-кросс. В свою очередь, производители уже выпускают электрокары мощностью 600 л. с., которые ничем не уступают бензиновым «зверям». Так что перспективы у ралли-кросса весьма заманчивые.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Расскажем обо всем понемногу