Хай энд в автомобиле

Высоким стилем

По традиции начнем с определения понятий. Один из самых часто задаваемых в инсталляционных центрах вопросов – чем аппаратура класса Hi-Fi отличается от аппаратуры класса Hi-End? Подавляющее большинство автовладельцев почему-то считают эти понятия синонимами, хотя на самом деле они серьезно отличаются.

Музыкальная система высокого класса в любом автомобиле состоит из трех одинаково важных компонентов. Первый – это дорогая профессиональная аппаратура, второй – индивидуально спроектированная инсталляция этой аппаратуры, а третий – доработка салона машины.

В отличие от более простых систем, система высокого класса – это уже не просто набор устройств для воспроизведения музыки. В любой инсталляции класса Hi-Fi или Hi-End обязательно присутствует элемент творчества и уникальная техническая концепция. Если в системе среднего класса основной упор делается на качественное воспроизведение музыки, то в высшем классе инсталляторы больше заботятся о восприятии звука слушателем. Именно поэтому вместе с установкой высококлассной музыкальной системы инсталляторы зачастую также дорабатывают салон автомобиля, пытаясь добиться максимальной гармонии музыки и окружающей слушателя обстановки.

Хотя с технической точки зрения высокий класс отличается от среднего лишь более тщательным выбором компонентов, их более «художественной» установкой и точной настройкой, многие ценители car audio считают, что любая система классом ниже Hi-Fi не более чем паллиатив, не способный воспроизводить по-настоящему качественный звук. Мы не станем оспаривать это мнение, а просто расскажем подробнее о специфике автомобильной аудиосистемы высокого класса.

Разность потенциалов
По традиции начнем с определения понятий. Один из самых часто задаваемых в инсталляционных центрах вопросов – чем аппаратура класса Hi-Fi отличается от аппаратуры класса Hi-End? Подавляющее большинство автовладельцев почему-то считают эти понятия синонимами, хотя на самом деле они серьезно отличаются. Если воспользоваться сравнением, то система класса Hi-Fi похожа на человека предельно педантичного, однако способного уменьшить строгость своих взглядов ради достижения конкретной цели (например, для создания специального искажения звука). Hi-End же больше напоминает непримиримого ортодокса, который ни за что не пойдет на компромисс и будет до последнего бороться за высочайшее качество воспроизведения. Выражаясь языком техническим, разницу между Hi-Fi и Hi-End можно описать так: аппаратура обоих классов передает звуковой сигнал качественнее, чем массовая, однако Hi-Fi, название которого переводится как «высокая точность» (High Fidelity), применяется для создания определенного качества звука, необходимого конкретному пользователю, а техника Hi-End просто воспроизводит звук без малейших искажений.

Автомобильная музыкальная аппаратура в большинстве случаев относится к классу Hi-Fi. Происходит это вовсе не потому, что среди автомобилистов нет ценителей максимально качественного звука. Дело в том, что создать в автомобиле подходящие для качественной передачи музыки условия неимоверно сложно, а в некоторых машинах вообще невозможно из-за вибрации кузова, шума двигателя и массы других дополнительных призвуков. Инсталляция в машину системы класса Hi-End наверняка обозначает создание автомобиля для участия в соревнованиях по автозвуку, огромные расходы и многие недели упорной работы.

Принципы инсталляции аппаратуры High Fidelity гораздо демократичнее и дешевле. Главное отличие систем Hi-Fi от массовых заключается в том, что даже дорогие музыкальные системы среднего класса обращаются со звуковым сигналом, так сказать, недостаточно бережно. В них, выйдя из самого хорошего проигрывателя, идеально чистый сигнал может «подцепить» помехи и искажения от любой проходящей слишком близко силовой линии, некачественных разъемов соединительных кабелей или нестабильного напряжения на аккумуляторе (специалисты утверждают, что качество электричества для звука так же важно, как чистота бензина для автомобиля). В системах Hi-Fi внимание уделено каждому участку звукового тракта; продумывая размещение аппаратуры в машине, инсталляторы учитывают каждый провод, каждую клемму. Подбираются дополнительный «музыкальный» аккумулятор, специальные провода и профессиональные контакторы. Дальше следует пробная установка с замерами «чистоты» сигнала на всех ключевых точках, например, выходах с усилителей, процессоров и кроссоверов. Затем вносятся коррективы, и происходит повторный замер. Когда установщики наконец добиваются необходимых показателей, все приборы занимают свои места. Однако на этом инсталляция не заканчивается. Наоборот, начинается самое интересное – настройка.

Действующие лица и исполнители
Но перед тем, как раскрыть хитрости точной настройки аудиосистемы, упомянем о ее компонентах. На первый взгляд, все участники знакомы нам по системе среднего класса, а некоторые даже по бюджетной. Изучив список аппаратуры, с помощью которой были созданы три самые запомнившиеся нам за последний год Hi-Fi системы – Mitsubishi Eclipse, инсталлированный в московской студии «А-Элит», и питерские Audi TT («Автоаудиомастер») и Ford Expedition (Bloodhound), мы в очередной раз убедились, что «не боги горшки обжигают». Большинство проигрывателей и усилителей из этого списка можно встретить в магазинах автомобильной аудиотехники по вполне приемлемой цене, а значит, именно такими «головами» и «усилками» оборудованы многие машины со среднебюджетной «музыкой» в салоне. Названия этих аппаратов известны многим – Alpine, Clarion, Nakamichi. Но есть, конечно, и экзотические имена, например, Audiobahn или Sinfoni. С акустикой ситуация не настолько либеральна – динамики инсталляторы выбирали исключительно дорогие, уровня Rainbow и Eclipse.

Впрочем, не все звенья в цепи системы Hi-Fi хорошо знакомы нам по более простым инсталляциям. Абсолютно новым устройством может считаться отсутствовавший в среднем классе сигнальный процессор, который одновременно служит и электронным кроссовером, и генератором звуковых эффектов, например таких, как замедление сигнала или намеренное усиление центрального канала (ЦК). Кстати, наличие центрального канала – это один из явных показателей того, что автомобильная система принадлежит к высокому классу. Как правило, ЦК представляет собой дополнительную динамическую головку, обязательно снабженную собственным усилителем и установленную в центре торпедо, либо в специальном подиуме за рукояткой ручника. Функции этого динамика являются предметом постоянных споров аудиофилов – одни считают ЦК основным инструментом для создания качественной звуковой сцены, другие утверждают, что центральный динамик не больше чем аттенюатор, всего лишь корректирующий глубину звука.

Основной принцип выбора компонентов для системы Hi-Fi заключается не в стоимости аппаратуры, вернее не только в ее стоимости. Самое важное здесь – суметь подобрать все составляющие таким образом, чтобы добиться для них максимального синергетического эффекта в условиях конкретного автомобиля. И необязательно это должна быть аппаратура от одного производителя, тем более, что большинство знаменитых в car audio брэндов выпускает не больше одного-двух устройств, участвующих в музыкальном тракте – к примеру, только усилители и динамики или только чейнджеры и проигрыватели. Главное – добиться симбиоза большого количества высокоточных электронных устройств, а их «национальность» не играет при этом совершенно никакой роли.

Настройся на свою волну
Цепочка компонентов системы Hi-Fi конструируется таким образом, чтобы, проходя по ней, звук не получил искажений. Инсталляторы шутят, что сигнал, как и пиво, должен быть правильным. Звуковому сигналу приходится сталкиваться с большим количеством различных процессов, пытающихся испортить его правильность (то есть чистоту), поэтому организацию передачи звука на акустические системы в том виде, в котором он вышел с предусилителя магнитолы, можно смело назвать настоящим техническим искусством. Немногие профессиональные установщики владеют мастерством провести сигнал сквозь любые тернии и доставить его слушателю в первозданном виде, а тех, кто умеет это, называют мастерами и очень ценят.

После того как построенная система выдает максимально правдоподобный звук (правдоподобие должны подтвердить специальные приборы), установщики начинают этот звук искажать. Например, процессору дается команда задерживать звук в левом канале на несколько сотен миллисекунд, твитеры, установленные в боковых стойках, переносятся на заднюю часть водительского зеркала, а динамики в дверях разворачиваются под совершенно другими углами. Возникает вопрос: зачем все это делается? Ответ прост: чтобы добиться лучшего восприятия определенной музыки в определенной точке салона. Допустим, джаз будет лучше звучать в конкретном салоне, если выделить высокие частоты, а «низы» слегка «обрезать». А рок и современная электронная музыка, наоборот, задействуют много басов, поэтому высокие частоты не должны превалировать над низкими. Перед установкой инсталляторы всегда изучают фонотеку владельца автомобиля и первые предустановки производят, исходя из стиля музыки, который он предпочитает. Бывает ли так, что клиент слушает музыку всех стилей сразу? Бывает, но редко. Как правило, автовладельцы, устанавливающие в свой автомобиль систему уровня Hi-Fi, не являются музыкальными полиглотами, и среди их музыкальных пристрастий всегда можно выделить основные жанры. Разумеется, бывают случаи, когда стиль первоначальных настроек неизвестен. Тогда инсталляторы обращаются к классике, как музыкальной, так и классике car audio – специальным «настроечным» записям, которые помогают сформировать универсальную звуковую сцену.

Не менее важное звено настройки – точка расположения слушателя. Как бы ни изощрялись установщики аппаратуры, в автомобиле всегда остаются две «звуковые зоны» – передние и задние кресла. Конструировать систему, выдающую одинаково качественный звук и вперед и назад очень дорого и почти всегда необязательно. Владелец машины ведь один. Если он ездит за рулем или рядом с водителем, максимальный стереоэффект создается в области передних сидений, а если привык находиться во время движения сзади, настройщики делают акцент на задней части салона. Причем в последнее время при расчетах учитывают не только то, слева или справа сидит основной «слушатель», но даже его рост и вес.
Окончательная настройка происходит в присутствии заказчика. Восприятие музыки – процесс субъективный, поэтому клиенту предлагают прослушать различные музыкальные фрагменты и, опираясь на его комментарии, проводят окончательную, филигранную, корректировку.

Дизайн интерьера
О том, что для создания качественного звука в автомобиле необходима полная шумо- и виброизоляция кузова, догадаться несложно. А вот зачем в придачу к и без того, мягко говоря, недешевой «музыке» класса Hi-Fi дорабатывать салон, прибавляя к общей стоимости инсталляции добрые 15-20 процентов, многим непонятно. Можно, конечно, принять это за удачную маркетинговую политику установочных фирм, которые «раскручивают» клиентов на дополнительную тысячу-другую долларов. На самом же деле корысть инсталляторов здесь ни при чем. Все дело в превращении салона машины в замкнутый акустический объем, что невозможно без значительных переделок. К тому же при высококлассной инсталляции почти все динамики, за исключением всего некоторых типов твитеров и коаксиалов, устанавливаются в специально конструируемых подиумах. Расчет простой: если двери, боковые стойки и задняя полка все равно подвергнутся серьезному техническому вмешательству, то почему бы заодно не поработать над улучшением их эстетики. А раз уж взялись улучшать внешность половины салона, то другую половину доработать сам бог велел. В результате из инсталляционной студии большинство автомобилей уезжает не только с музыкальной системой высокого класса, но и с обновленным интерьером. Причем случается даже так, что, устанавливая «музыку», инсталляторы переделывают уже тюнингованный салон.

Читайте также:  Телефон прицепы легковых автомобилей в вологде

Серьезные доработки интерьера – это в большей мере практика инсталляции системы класса Hi-End. На соревнованиях по автозвуку судьи также оценивают эстетику автомобиля, поэтому практически все машины, подготовленные для участия в автозвуковых состязаниях (кроме тех, которые демонстрируют максимальную громкость, – эти больше похожи на броневики и зачастую не обладают не только эстетикой салона, но и салоном как таковым), могут щегольнуть шикарными кожаными креслами и дизайнерской отделкой.

Впрочем, внутренний мир машин, оборудованных гражданской музыкальной системой класса Hi-Fi, скромным назвать тоже не получится. Даже если бы эксклюзивный интерьер изначально не входил в само понятие музыкальной системы высшего класса, он рано или поздно все равно стал бы ее атрибутом. Потому что Hi-Fi или Hi-End – это не просто класс аппаратуры или качество звука. Это также стиль жизни по высшему классу, жизни, в которой есть место лишь самому лучшему.

Источник

Hi Fi автоакустика: что надо о ней знать

Elsheep-Team

1.Бюджетная установка

2.Системы среднего уровня

3.Системы Hi-Fi

4.Системы Hi-End

1.Бюджетная установка автозвука:

К этой категории относится замена штатной акустики, установленной на заводе (которую часто называют просто — OEM), на акустику от какого-либо именитого стороннего производителя оборудования. Также, сюда можно отнести и установки, связанные с внедрением музыкальной системы в автомобиль, который для этого не предназначен (например – многие старые а\м). Такая установка выполняется на недорогих компонентах. Используются простые расходные материалы (клеммы, провода межблочные, провода акустические, провода питания и т.д.). Здесь же можно перечислить и самые известные марки недорогих производителей: Prology, Mystery, Velas, Supra и т.д. Результат – музыка в машине начинает играть намного лучше. Если, при этом, установлены усилители и сабвуфер – разница просто огромна. Часто, такие установки — первый этап к той болезни, которая называется «автозвук».

2.Аудиосистемы среднего уровня:

К этой категории относится установка хорошей автоакустики, установка усилителя или нескольких, установка сабвуфера, шумоизоляция автомобиля. В результате вы получаете хорошую, громкую аудиосистему, которая может иметь достаточный запас по мощности (для таких моментов, когда хочется сделать ПОГРОМЧЕ. ). Вся аудиосистема строится на оборудовании среднего ценового диапазона. Расходные материалы – только среднего и премиум ценового сегмента.

В этом случае лучше всего придерживаться следующего правила: «Лучше купить «топовое» оборудование не очень известного линейку известного производителя.

Это, кстати достаточно распространенная ситуация. Можно привести много примеров, когда акустика, которая стоит сопоставимых денег, но при этом относится к разным производителям — отличается в разы.

3.Аудиосистемы класса «Hi-Fi»

4.Аудиосистемы класса «Hi-End»

Каждая такая машина – индивидуальный проект, который создается длительное время. Работы ведутся от месяца и дольше. Используется Hi-End автозвуковое оборудование, которое стоит приличных денег..

(к примеру – фронтальная акустика Hi-End класса — 60000-100000, двухканальный усилитель Hi-End класса — 100000-600000, звуковой процессор — 40000, головное устройство класса Hi-End — 50000-100000)

Вы можете пройтись по рядам участников автозвуковых соревнований в высших классах. Там нет ни одного «случайного» человека. Каждый участник шел к этому очень долго. И каждый из них является совершенно «больным» (в хорошем понимании этого слова) человеком в плане автозвука.

Хочется отдельно рассказать о нашем подходе к установке автозвука.

— мы всегда оговариваем сроки инсталляции. Это важно, т.к. любой Клиент, сдавший нам в работу свой автомобиль, хочет понимать, когда он его получит обратно. Здесь нужно понимать, что инсталляция — это искусство. Бывают сбои, бывают форс-мажоры, бывает, что что-то получается не с первого раза. Это затягивает сроки. Но Клиент всегда в курсе, почему именно происходит задержка. Специально для ответов на такие вопросы, мы сделали на нашем сайте раздел «ФОРУМ». В Форуме мы ежедневно публикуем небольшие фото-отчеты о работах по тем автомобилям, которые сейчас у нас стоят в работе.

— мы используем расходные материалы среднего уровня и уровня Hi-Fi. Все зависит от бюджета системы. Мы рекомендуем на этом не экономить.

Мы быстро и качественно можем:

— сделать шумоизоляцию автомобиля

— провести замену штатной аудиосистемы автомобиля

— усилить штатные посадочные места под акустику

установить аудиосистему с одним, двумя, тремя усилителями

— провести все необходимые кабельные работы (с учетом необходимого токо-потребления)

Также, в наши услуги входят:

— расчет и изготовление сабвуферов в любом корпусе (Закрытый ящик, Фазоинвертор, Бандпасс). Корпуса изготавливаются из: ДСП, МДФ, фанера, стеклоткань, стекломат.

изготовление подиумов

изготовление фальш панелей

Эту статью вы легко найдете поисковиками по запросу: установка аудиосистемы в авто

Звучание и особенности аудио системы в автомобиле во многом зависит от автомагнитолы, зачастую возможности автомагнитолы, ограничивают развитие системы или по средствам дополнительных компонентов делают систему значительно дороже, чем если бы изначальна была выбрана правильная магнитола.

В настоящее время рынок авто магнитол, огромен, многочисленное количество брендов, у которых весьма не скромный ассортимент, сделать правильный выбор довольно сложно.

Весь ассортимент автомагнитол, можно образно разделить минимум 4 класса: простые магнитолы, магнитолы среднего класса, профессиональные и магнитолы Hi-End класса. Помимо этого магнитолы можно разделить на мультимедийные, 1-2 Din-вые и безыимянные, которым тоже будет уделено внимание.

Простые автомагнитолы.

Данный класс магнитол, представляет собой не дорогие магнитолы, стоимостью грубо говоря, до 3000 руб. Это ресиверы с минимальной оснащенностью и минимальными возможностями настройки звука, некоторые даже не имеют выходов предусилителя. Они просто играют и не более.

Магнитолы среднего класса.

Эти магнитолы уже имеют 2-е и более пар выходов предусилителя, уже можно строить довольно сложные системы. Имеют хорошие настройки звука, различные интеграции с внешними устройствами. Стоят данные магнитолы в среднем 5-6 тысяч рублей.

Профессиональные магнитолы.

К данным устройствам относятся, процессорные ГУ, которые способны создать в автомобиле отличный звук. Благодаря процессорной обработке сигнала, временных задержках и многополосному эквалайзеру, за рулем автомобиля можно почувствовать себя как в концертном зале. Звук перестает быть привязан к колонкам, а инструменты визуально звучат именно в том месте, как на настоящем концерте. Приобрести процессорную магнитолу можно начиная от 7т.р.

Hi-End магнитолы.

Магнитолы в лучшем исполнении, в плане качества звука. В них нет не чего лишнего, что хоть в какой-то мере портило качество звука, поэтому они воспроизводят только CD формат и не чего более. С технической стороны имеют самую лучшую начинку от чего и стоят весьма и весьма прилично.

Мультимедийные магнитолы.

Основная задача этих устройств, максимальная оснащенность и всеформатность. Это DVD магнитолы с экранами, которые воспроизводят со всего, что можно и практически все что можно, принимают телевизионные каналы, могут иметь GPS навигацию, операционную систему и много чего еще. Звук для этих магнитол на втором плане!


Китайские магнитолы или безыимянные.

Это не легальные аппараты, которые ужасно ненадежные. Хоть они и не дорогие и оснащены по последнему слову техники, воздержитесь от покупки данного сегмента. Если даже этот аппарат и не сломается на второй день, радости от него все равно будет немного, во первых звук у них ужасный, они зависают и могут работать, как им захочется, ну и естественно не какой гарантии на них нет, как порой и запчастей. Обычно эти аппараты маскируют под известные бренды, с небольшой опечаткой в названии, либо наносят номер несуществующей модели. Как видно на фотографии, даже внешние черты далеко не Pioneer-овские.

Размер автомагнитолы. Основная масса автомобильных магнитол это 1Din и 2Din магнитолы. Din это некий стандартный размер — у 1Din-вой магнитолы ширина 178мм, высота 50мм, у 2Din-вой высота будет 100мм, то есть толще (выше) в два раза, а жестких рамок для длинны магнитол нет. Помимо этих двух основных размерностей, существуют 0,5Din и 1,5,но они не популярны и встречаются крайне редко.

Какому бренду, производителю магнитол отдать предпочтение. В данном сегменте хорошо и честно себя зарекомендовали два производителя ГУ, это Alpine и Pioneer, но это еще не означает, что остальные производители, делают свою продукцию хуже. Sony, JVS, Kenwood, Clarion хоть и уступают Alpine и Pioneer, зато в одном ценовом диапазоне можно взять более технически навороченный аппарат, да и есть некоторые аппараты у данных брендов которые способные составить конкуренцию Алпайну и Пионеру. Другое дело магнитолы таких производителей как Mystery, Prology, Velas и подобные. не чего выдающегося в них нет, и по возможности лучше отдать предпочтение выше описанным брендам.

Как правильно выбрать и купить автомагнитолу. Прежде чем отправиться за покупкой или приступить к заказу в интернет магазине необходимо:

Hi-Fi на колесах

После покупки новой машины, когда проходит эйфория, а эмоции уступают место трезвому взгляду, начинаешь замечать недостатки своей избранницы. И если ты любишь музыку, ценишь качественное ее воспроизведение и дома пользуешься высококлассной техникой, то в списке претензий на одном из первых мест скорее всего окажется звучание штатной аудиосистемы.


Уровень штатных автомобильных мультимедийных систем с каждым годом растет. Прежде всего, конечно, это касается расширения функциональности. Мощная навигация, демонстрация видео, доступ в Интернет, игры, возможность подключения различных внешних источников контента, таких как смартфоны и планшеты, в том числе беспроводным образом — это далеко не полный список возможностей современной автомобильной электроники. Прогрессирует и качество звучания. В особенности результат впечатляет, если к созданию системы привлекается именитое акустическое ателье, специализирующееся на разработке и производстве техники High End. Примерами такого сотрудничества могут служить альянсы концернов Porsche и Mercedes с известным немецким производителем аудиотехники Burmester, или Audi с Bang & Olufsen. К сожалению, в большинстве случаев это касается автомобилей премиального сегмента, причем даже для них такие системы предлагаются в качестве весьма недешевой опции.

Читайте также:  Тенты санкт петербург для автомобилей


А что же делать любителю музыки, который ездит на бюджетном автомобиле, при разработке которого качество звучания штатной аудиосистемы никогда не являлось приоритетом? Путь здесь один — модифицировать имеющееся решение исходя из собственных требований и возможностей. Вариантов реализации такого проекта множество — от замены отдельных компонентов (например, штатных динамиков) и совершенствования шумоизоляции дверей до установки полностью нового комплекта электроники и акустики с выполнением полного комплекса процедур по шумоизоляции салона автомобиля. Причем, как говорится, со всеми промежуточными остановками. И в каждом конкретном случае нужно выбрать устраивающий вас баланс стоимости проекта и качества полученного результата. В качестве примера в этой статье мы расскажем об инсталляции компонентов итальянской компании Audison в автомобиле Opel Zafira Tourer.

Аудиопроцессоры итальянской компании Audison чрезвычайно популярны именно для усовершенствования систем на базе штатных головных устройств. Во-первых, они все оснащены высокоуровневым многоканальным входом, позволяющим работать с “головами”, не оснащенными низкоуровневыми выходами, а во-вторых, в процессорах Audison реализована фирменная технология обработки аудиосигнала, позволяющая улучшать звучание штатной системы при помощи деэквализации музыкального материала.

Главный вопрос, на который необходимо ответить в самом начале проектирования будущей аудиосистемы вашего автомобиля – что вы будете использовать в качестве источника или источников? Перефразируя классика – менять или не менять головное устройство – вот в чем вопрос! С одной стороны, альтернативная “голова” может быть и функционально более продвинута, и с точки зрения качества звучания не только обойти штатный вариант, но и удовлетворить вас – то есть, в этом случае весь апгрейд сведется к замене головного устройства и, возможно, акустических систем. Но у всякой медали есть и обратная сторона. Кроме необходимости решения вопросов органичной интеграции новой «головы» в интерьер салона машины, здесь может подстерегать куда более серьезная проблема — в современных автомобилях на головное устройство завязаны множество функций по управлению бортовой электроникой, причем порой никак не связанной с мультимедийным функционалом — под его контролем вполне могут оказаться системы вентиляции и кондиционирования, бортовой компьютер, диагностические системы, интерфейс персональных настроек и так далее. Зачастую через головное устройство передаются служебные звуковые сигналы, такие как щелчки “поворотников” и сигналы парктроников. Серьезные производители альтернативных головных устройств как правило предлагают соответствующие интерфейсы для корректной работы своей продукции с электроникой автомобилей основных популярных марок, но порой экспериментировать с заменой «головы» желания нет.


Итак, было решено оставить в составе системы штатное головное устройство Opel CD400. Основной, но, к сожалению, не единственной его проблемой являются используемые в нем одночиповые усилители мощности. Именно эти модули становятся «узким местом», если при модернизации аудиосистемы ограничиться заменой штатной акустики. Казалось бы, решение на поверхности — взять с головного устройства сигнал низкого уровня и подать его на внешние «мощники». Большинство штатных головных устройств оснащены подобными выходами, так что проблемы с коммутацией не возникнет, но в системе CD400, установленной в Opel Zafira Tourer, такие выходы отсутствуют. А значит подключаться придется “по высокому” – то есть, с выходов усилителей головного устройства на акустику. Аудиопроцессоры итальянской компании Audison чрезвычайно популярны именно для усовершенствования систем на базе штатных головных устройств. Во-первых, они все оснащены высокоуровневым многоканальным входом, позволяющим работать с “головами”, не оснащенными низкоуровневыми выходами, а во-вторых, в процессорах Audison реализована фирменная технология обработки аудиосигнала, позволяющая улучшать звучание штатной системы при помощи деэквализации музыкального материала.

Вариантом, который был выбран в этом проекте, стало размещение излучателей в места установки штатной акустики. Здесь нужно лишь проследить, чтобы посадочные размеры новых динамиков удовлетворили требованиям штатных мест. Плюсом такого решения станет полная скрытность установки. Но конфигурация АС при этом будет уже двухполосной, причем, частоту раздела полос придется максимально опускать, чтобы сцену оставить перед вами, а не уводить ее в ноги – ведь штатное место СЧ/НЧ головок расположено, как правило, в самом низу дверей.

Но использовать штатное головное устройство CD400 в качестве основного не хотелось еще по одной причине. Данный аппарат способен воспроизводить музыку с оптических компакт-дисков, а также с внешних накопителей с интерфейсом USB, но в последнем случае перечень поддерживаемых форматов ограничивается лишь MP3, что вряд ли может устроить современного любителя музыки, ввязывающегося в модернизацию автомобильной стереосистемы. В качестве основного источника музыкального материала был выбран
портативный Hi-Fi проигрыватель FiiO X5, в памяти которого хранится коллекция записей в формате FLAC стандартного и высокого разрешения. Вследствие того, что далеко не все автомобильные аудиопроцессоры поддерживают разрешение цифрового потока 24 бит / 192 кГц, подключение проигрывателя к системе нужно было реализовать как “по цифре” (FiiO X5 оснащен коаксиальным цифровым выходом), так и “по аналогу”, используя линейный аналоговый выход плеера.


Следующим важным моментом, который необходимо учитывать при проектировании автомобильной аудиосистемы – количество блоков и их габариты. Поскольку цели создать музыкальную шкатулку на колесах в данном проекте не было, и жестким условием было сохранить все возможности трансформации салона этого семейного компакт-вена, требования компактности электроники и акустики стали приоритетными.

Использование усилителей, работающих в классе D и отличающихся высокой энергоэффективностью, позволило сделать устройства настолько компактными, что их инсталляция под сидением не вызвала абсолютно никаких проблем, оставив много свободного места для нормального охлаждения компонентов.

Переходя от электроники к акустическим системам, существенным моментом при проектировании станет размещение динамических головок, которое повлияет и на выбор конфигурации АC. Как и в домашнем аудио, предпочтение здесь отдается трехполосным конструкциям. Но в автомобиле такое решение подразумевает монтаж динамиков (как минимум твитеров и СЧ-головок) на стойках кузова, для чего необходимо изготавливать специальные подиумы. При этом, нужно постараться, чтобы АС не мешали посадке в автомобиль и высадке из него. Кроме того, подобная конструкция будет всегда на виду, что делает машину уязвимой для злоумышленников. Вторым вариантом, который и был выбран в этом проекте, станет размещение излучателей в места установки штатной акустики. Здесь нужно лишь проследить, чтобы посадочные размеры новых динамиков удовлетворили требованиям штатных мест. Плюсом такого решения станет полная скрытность установки. Но конфигурация АС при этом будет уже двухполосной, причем, частоту раздела полос придется максимально опускать, чтобы сцену оставить перед вами, а не уводить ее в ноги – ведь штатное место СЧ/НЧ головок расположено, как правило, в самом низу дверей. Все это предъявляет особые требования к используемым в системе твитерам.


Для акустических систем была выбрана серия Audison Voce. Для фронтальной акустики использовались
твитеры Audison Voce AV 1.1 и СЧ/НЧ головки Audison Voce AV 6.5. Для фронта применили полосное усиление с разделением частотного диапазона средствами процессора.


Для задней подзвучки использовалась коаксиальная акустика Audison Voce AV x6.5 с собственными кроссоверами – она идеально встала на штатные места в задних дверях.


Отдельная проблема – размещение сабвуфера, которого в штатной системе не было вовсе. Идеальным вариантом было бы изготовление так называемого стелс-сабвуфера, который размещается в одной из боковых ниш багажного отделения. При этом, теряется для груза полезный объем этой ниши, но зато при любой конфигурации салона сабвуфер всегда остается в системе. Минусом такого решения будут физические ограничения полезного объема сабвуфера, накладываемые размером ниши, и трудоемкость расчета и изготовления такого корпуса.


Для данного проекта был выбран альтернативный вариант – корпусной сабвуфер Hertz DBX 25.3 c 10-дюймовым драйвером в закрытом корпусе, размещаемый в багажном отделении сразу за спинками задних сидений. Чтобы сабвуфер не мешал при складывании второго ряда сидений, либо раскладывании третьего ряда, его нужно было сделать легко съемным, для чего он был дооснащен профессиональным разъемом Speakon, потому как штатные пружинные зажимы для этой цели подходили плохо.

Поскольку в системе работают два источника, один из которых подключен “по цифре”, для управления процессором был установлен внешний фирменный пульт дистанционного управления Audison DRC One, который идеально вписался в нишу за рычагом переключения передач. С его помощью регулируется громкость при воспроизведении музыки с портативного плеера, а также осуществляется выбор активного входа процессора (в нашем случае – CD400 / Digital FiiO X5 / Aux FiiO X5). Кроме того, пульт позволяет изменять основные звуковые настройки процессора (баланс каналов как лево/право, так и вперед/назад, уровень сабвуфера), а также выбирать активный профиль настроек из двух доступных в AP8.9 bit.

Для размещения электронных блоков системы было выбрано свободное место под водительским сидением. Требования компактности заставили обратить внимание на комбинированные решения, объединяющие в одном корпусе аудиопроцессор и многоканальный усилитель. В серии Prima компании Audison есть целая линейка таких устройств – от AP4.9 bit (9-канальный процессор и 4-канальный усилитель) до
AP8.9 bit (9-канальный процессор и 8-канальный усилитель). Для этого проекта была выбрана старшая модель с 8-канальным усилением. Для обслуживания фронтальной пары было выделено шесть каналов – два из них работали с твитерами, и по два, включенные в мост, обслуживали СЧ/НЧ излучатели. Пара оставшихся каналов усиления были отданы акустике, установленной в задних дверях. Для сабвуфера был установлен отдельный моноблок Audison SR 1D с высокой выходной мощностью и перегрузочной способностью.


Таким образом, вся электроника разместилась в двух блоках, для монтажа которых под водительским сидением была сооружена этажерка. Использование усилителей, работающих в классе D и отличающихся высокой энергоэффективностью, позволило сделать устройства настолько компактными, что их инсталляция под сидением не вызвала абсолютно никаких проблем, оставив много свободного места для нормального охлаждения компонентов.


Для силового питания системы была проложена отдельная магистраль от аккумулятора автомобиля до места установки компонентов. Для нее использовались силовые кабели Standard DC Power 4 AWG от Tchernov Cable со своим предохранителем 80A в держателе Audison FFH 14.1. Для подключения акустических систем и сабвуфера были выбраны кабели Original Two SC и Standard 2 SC от Tchernov Cable.

Читайте также:  Транспортный налог как рассчитать если автомобиль в розыске


Поскольку в системе работают два источника, один из которых подключен “по цифре”, для управления процессором был установлен внешний фирменный пульт дистанционного управления Audison DRC One, который идеально вписался в нишу за рычагом переключения передач. С его помощью регулируется громкость при воспроизведении музыки с портативного плеера, а также осуществляется выбор активного входа процессора (в нашем случае – CD400 / Digital FiiO X5 / Aux FiiO X5). Кроме того, пульт позволяет изменять основные звуковые настройки процессора (баланс каналов как лево/право, так и вперед/назад, уровень сабвуфера), а также выбирать активный профиль настроек из двух доступных в Audison Prima AP8.9 bit. Подключение пульта ДУ к процессору производится обычной витой парой.

Перед монтажом акустики была проведена трехслойная шумоизоляция дверей автомобиля. Для установки динамиков были изготовлены специальные подиумы из плотных панелей MDF. Твитеры было решено не прятать под сетки в штатные места, а смонтировать снаружи этих сеток, используя собственные защитные грили. Все остальные динамики закрыты штатными дверными панелями.

Для реализации цифрового подключения портативного плеера
FiiO X5 пришлось решить еще одну проблему – дело в том, что проигрыватель оснащен лишь коаксиальным цифровым выходом SPDIF, а у процессора есть только оптический цифровой порт. Для преобразования цифрового потока использовали устройство от немецкой фирмы Inakustik, а его питание организовали от обычного автомобильного USB-адаптера. Также необходимо было решить проблему воспроизведения служебных сигналов при работе портативного проигрывателя (щелчки “поворотников”, сигналы парктроников и тому подобное), которые в Opel Zafira Tourer воспроизводятся головным устройством. К сожалению, процессор Audison Prima AP8.9 bit не умеет микшировать сигналы с разных входов, потому если в качестве источника выбран FiiO X5, то сигналы со штатного головного устройства слышны не будут. Отчасти эту проблему удалось решить при помощи адаптера кнопок на руле для нештатных головных устройств, который подключается к CAN-шине автомобиля. Адаптер комплектуется небольшим динамиком, который воспроизводит все служебные звуки. В итоге, осталась нерешенной лишь проблема работы системы hands free для мобильного телефона, которая тоже реализована через штатное головное устройство – как входящий звонок, так и собственно разговор, идут через акустику музыкальной системы. Таким образом, при работе портативного проигрывателя узнать о входящем звонке можно либо по сообщению на информационном дисплее, либо услышав звонок самого телефона, а для разговора через hands free приходится переключать активный вход процессора на штатное головное устройство. Пожалуй, это единственный недостаток аудиоинсталляции в части эргономики.

После монтажа и подключения всех компонентов системы можно переходить ко второму, не менее важному этапу проекта – настройке процессора. Любой современный аудиопроцессор предлагает возможность регулировки множества параметров, что позволяет реализовать самые разнообразные задумки инсталлятора. Обратной стороной медали станет сложность и громоздкость самой процедуры настройки, а также высокие требования к квалификации специалиста, занимающегося настройкой системы. Производитель зачастую пытается облегчить решение этой задачи, предлагая инструменты автоматической или полуавтоматической настройки своих процессоров, опираясь на измерения акустических особенностей конкретной инсталляции. Есть такой комплекс и у компании Audison – это комплект
Audison bit Tune. Но к нему мы вернемся чуть позже, а пока остановимся подробнее на системе управления и настройки комбайна Audison Prima AP8.9 bit. Все манипуляции с настройками проводятся через фирменное приложение для компьютера, работающего под управлением Windows. Процессор подключается к компьютеру по USB. При первом подключении запускается мастер, проходя который вы задаете конфигурацию системы – количество и тип входов, назначение каждого канала процессора, конфигурация усилителей, необходимость и настройка деэквализации сигнала и так далее. После завершения мастера на главном экране приложения возникает наглядная графическая схема вашей системы. Выбрав конкретный канал, можно активировать для него фильтры как высоких, так и низких частот (можно выбрать из двух типов фильтров – Linkwitz и Butterworth, и задать крутизну 6/12/18/24 dB), задать временную задержку (как в миллисекундах, так и в сантиметрах), чувствительность, а также при необходимости воспользоваться десятиполосным параметрическим эквалайзером для корректировки АЧХ. Через главное меню можно получить доступ к управлению профилями настроек – в памяти процессора можно сохранить два профиля и оперативно переключаться между ними (в том числе и при помощи пульта ДУ). Кроме того, профиль может быть сохранен в виде файла на диске компьютера и быть загружен и использован позже. Через главное меню открывается доступ к управлению сервисными функциями типа включения процессора при появлении полезного сигнала на входах или автоматического отключения при длительном простое. Интересной особенностью процессора Audison Prima AP8.9 bit является возможность настройки без помощи компьютера. В памяти процессора прошиты семь стандартных профилей настроек для типовых конфигураций автомобильных аудиосистем. Если вы не хотите или не имеете возможности возиться с настройкой через компьютер, то достаточно просто выбрать нужный профиль переключателем на корпусе устройства. А для продвинутых пользователей производитель предлагает у себя на сайте виртуальную среду для хранения своих профилей и возможность загружать и пробовать профили других пользователей.


Для фронтальной акустики частоту разделения полос выбрали на отметке 2 кГц, применив как для твитера, так и для СЧ/НЧ драйвера фильтры с крутизной 12 дБ / октаву. СЧ/НЧ канал снизу ограничили более пологим фильтром 6 дБ / октаву на частоте 60 Гц. Рабочая область сабвуфера ограничена сверху фильтром с крутизной 12 дБ / октаву на частоте 80 Гц.

Выделение системы автоматической калибровки в отдельный продукт в автомобильном аудио определенно имеет смысл. В большинстве случаев инсталляцию компонентов проводят специализированные ателье, которые имеют в своем арсенале этот инструментарий и продают калибровку как услугу. Для клиента тоже хорошо — необходимость в калибровке системы возникает редко (в большинстве случаев вообще единожды), и платить за инструментарий, который будет использован один раз, ему нет никакого смысла. При этом, у производителя снимаются требования максимально снизить цену подсистемы калибровки, которые обязательно присутствуют, когда этот блок включается в состав процессора или ресивера, и производитель может использовать более качественные микрофоны и другие аксессуары.

Если вы не надеетесь на свой слух и способность транслировать впечатления от прослушивания в изменение тех или иных параметров музыкальной системы, то для настройки процессора можно использовать предлагаемый производителем инструмент
Audison bit Tune. При помощи этого «волшебного чемоданчика» можно решать задачи, для которых раньше нужно было использовать целую стойку различной аппаратуры. В чемодане вместе с электронным блоком аккуратно сложены все необходимые для работы аксессуары. Электронный блок включается по USB между компьютером и аудиопроцессором, сохраняя возможность непосредственного управления процессором через его приложение. Это очень удобно — в процессе настройки нет необходимости постоянно переключать кабели USB. Измерения проводятся при помощи двух датчиков. Один из них — HSM (Hearing Simulation Microphone) представляет собой пять микрофонов, расположенных в полуокружности на специальном кронштейне, который при помощи специального ремня крепится к подголовнику автомобильного сидения. При помощи этого датчика моделируется восприятие звуковых сигналов человеческим слухом. Второй датчик — LPM (Level Polarity Microphone) используется при настройке уровня громкости и фазы (полярности) в каждом канале аудиосистемы. Крепится этот датчик при помощи специального ремня в центре салона автомобиля между передними сидениями.


Выделение системы автоматической калибровки в отдельный продукт в автомобильном аудио определенно имеет смысл. В большинстве случаев инсталляцию компонентов проводят специализированные ателье, которые имеют в своем арсенале этот инструментарий и продают калибровку как услугу. Для клиента тоже хорошо — необходимость в калибровке системы возникает редко (в большинстве случаев вообще единожды), и платить за инструментарий, который будет использован один раз, ему нет никакого смысла. При этом, у производителя снимаются требования максимально снизить цену подсистемы калибровки, которые обязательно присутствуют, когда этот блок включается в состав процессора или ресивера, и производитель может использовать более качественные микрофоны и другие аксессуары. Потому пусть вас не пугает высокая стоимость Audison bit Tune — фактически это цена за средства производства.


Первые впечатления после выполнения всех работ появились еще до включения системы. Несмотря на то, что шумоизоляция была сделана только на дверях, на ходу в салоне автомобиля стало намного тише. Ослабло проникновение шума как от двигателя, так и от дорожного полотна. При работе в качестве источника портативного плеера «по цифре» система продемонстрировала четкую атаку, поразительную воздушность звучания и точное разделение инструментальных партий, соседствующих с мелодичной и ритмичной подачей материала. Каши не возникает даже в самых насыщенных местах музыкальных композиций. Неплохо удаются системе энергичные стили – напор и драйв передаются экспрессивно и ощущаются не только слухом, но и тактильно, чему способствует использование в инсталляции сабвуфера. Спокойные инструментальные композиции подаются мягко, возможно с некоторым приглаживанием деталей в высокочастотной области, отдавая предпочтение не хирургической точности, а комфортному восприятию. Причем, это справедливо как для масштабных полотен, создаваемых Большим симфоническим оркестром, так и для миниатюр, рисуемых камерными составами. Четкие, осязаемые образы вокалистов, отличная расстановка и разделение инструментов, эффектная подача – все это вызвало самые положительные впечатления. Звук системы был вкусным и выразительным, а пульсирующий упругий ритм отлично собирал «каркас» записей.
Паспортные данные:

+ Удобная стыковка со штатным головным устройством, эффективная система деэквализации сигнала, гибкая система конфигурации и настройки процессора, цифровое подключение основного музыкального источника, поддержка аудио высокого разрешения, компактность инсталляции электроники, возможность установить АС в штатные места, существенное повышение качества звучания относительно штатной аудиосистемы Не может микшировать сигналы с аналогового Master-входа и цифрового порта, не поддерживает цифровые потоки с разрешением выше 24 бит / 96 кГц, двух ячеек памяти процессора для хранения профилей настроек не хватает

Вывод:
Если звучание штатной аудиосистемы вашего автомобиля вас не устраивает, а строить серьезную многокомпонентную музыкальную инсталляцию по каким-либо причинам вы не хотите, то компания Audison предлагает очень компактное решение с минимумом компромиссов в части качества звучания. Аудиосистема на компонентах Audison спроектирована и построена в студии Auto Hi-Fi Customs
Анатолий Максименко

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Расскажем обо всем понемногу
Adblock
detector