Использование опыта народной педагогики в современном семейном воспитании

Использование методов и средств народной педагогики в практике семейного воспитания

Использование опыта народной педагогики в современной семье

Педагогическое воззрение народа, сложившиеся без профессиональной педагогической подготовки, на основе лишь эмпирических знаний, носило в известной мере стихийный характер. Сам процесс воспитания, повседневный педагогический контакт в детьми не всегда был осознанным. В этих условиях поражает умение народа по крупицам отобрать всё лучшее, разумное, отвечающее народному идеалу в воспитании настоящего человека. С этих позиций народную педагогику можно рассматривать как синтез всенародного педагогического эксперимента. Современная теория педагогики, обогащённая народным опытом воспитания, даёт возможность значительно повысить педагогическую культуру народа, убедиться в том, что народные массы играют активную роль в развитии педагогической мысли как составной части общечеловеческой культуры. Рассмотренные нами памятники народной педагогики позволяют сделать чисто педагогические выводы. Приводимые поговорки, пословицы и сказки пробуждают чувство оптимизма, они стремятся привить людям, и прежде всего молодому поколению, самые лучшие человеческие качества. Для того чтобы наиболее успешно решать эти благородные задачи, опираясь на народную мудрость, следует принимать во внимание следующие обстоятельства.

В современной семье трудно переоценить значение трудового воспитания в общей системе народной педагогики, оно действительно является её сердцевиной. С древнейших времён трудовое воспитание детей и молодёжи являлось важнейшей обязанностью родителей, а затем и учебных заведений и других общественных институтов.

Народ высмеивает человека, который ищет лёгкой работы. Поговорка гласит: «В дождливый день много желающих кур поить». Особенно отрицательное отношение вызывают люди, имеющие «белые ручки», которые любят чужой труд. Народ высмеивает человека, не задумывающегося о результатах своего труда или занятого неразумным, бесполезным трудом. В таких случаях говорят: «Подрубив топором корни дерева, вершину водой поливает».

Вопросам трудового воспитания детей в семье уделял много внимания А.С. Макаренко. Опираясь на традиции народной педагогики, считая семью ячейкой нового общества, где происходит первичная закладка и формирование чувств, мыслей, характера и сознания ребёнка, педагог утверждает, что правильное воспитание невозможно представить как воспитание нетрудовое. Поясняя смысл и значение трудового воспитания, он советует родителям иметь в виду ряд обстоятельств, которые актуальны и используются и в настоящее время в современных семьях.

В современных условиях, когда трудовая подготовка учащихся является фактором их развития и вместе с тем удовлетворение потребностей современности, уделяется особое внимание этой важной педагогической проблеме. Трудовому воспитанию принадлежит значительная роль и во всестороннем развитии личности. Для осуществления целей развивающего трудового образования необходима его вариативность, выборность, сменность видов трудовой деятельности, что позволит включать в её рамки сферу социальной помощи, охрану природы и памятников культуры и т.д. К этому должны быть подготовлены родители.

В этих условиях важно сочетать народную мудрость, веками сложившиеся трудовые традиции семьи с достижениями современной педагогической науки. При этом трудовое воспитание должно отвечать как минимум следующим педагогическим требованиям: систематический и коллективный характер труда, наличие у каждого ребёнка с учётом возраста посильных и постоянных трудовых обязанностей. В раннем возрасте труд следует сочетать с элементами игры, а в старших классах постепенно осуществлять переход от простых форм труда к более сложным. Важно приучать детей выполнять нужные, но не менее для них трудовые обязанности, не наказывать детей трудом, систематически учитывать и оценивать качество труда, стимулировать труд похвалой и личным примером показывать сознательное и дисциплинированное отношение к труду.

Наряду с умственным воспитанием народ выработал свои нормы, методы и средства физического воспитания молодого поколения. Ухудшение природной среды обитания человека, распространение таких отрицательных воздействий на детей, как алкоголизм, курение, наркомания, очень остро ставят сегодня вопрос о физическом здоровье молодого поколения. Физическое воспитание, физическая культура становятся неотъемлемыми компонентами разностороннего, гармоничного развития личности.

Центральное место в системе физического воспитания занимали детские игры. В народном представлении игры не только развлечение, но и средства физического, нравственного воспитания детей. Через игры реализуется самодеятельность детей: детские тайные языки, считалки, жеребьёвки, декламации, хороводы и т. д.

Источник

Обобщение опыта по теме «Народная педагогика в семейном воспитании»

Надежда Гуляева
Обобщение опыта по теме «Народная педагогика в семейном воспитании»

Обобщение опыта.

Народная педагогика в семейном воспитании.

Народная педагогика – основа развития науки о воспитании. Её рассматривают как совокупное педагогическое знание и воспитательный опыт народа. Она позволяет повысить гуманистическую направленность и эффективность духовно-нравственного становления личности.

Особенно важно понять непреходящую ценность народной педагогики прежде всего в семейном воспитании, так как первые воспитатели – это родители: мать и отец, бабушки и дедушки, братья и сёстры. Поэтому оказать помощь семье в правильной организации воспитания ребёнка – задача педагогов, воспитателей и психологов.

Исходя из этого я и строю работу с родителями. Взяв детей в младшую группу, я начинаю знакомиться с семьями. При посещении семей я выясняю состав семьи, живут ли в них бабушки дедушки, знают ли взрослые свою родословную, знакомят ли с ней детей, учат ли почитать старших и уважать их, какие традиции существуют в семье.

Родителям было предложено оформить вместе с детьми альбом «А это вся моя родня». Дети приносили, показывали, рассказывали о своих родственниках.

Кто как не старшие несут ответственность за воспитание детей и внуков. Ведь кто лучше бабушки не торопливо и задушевно поведает внуку или внучке о добром Иванушке, о злом Кащее, о трудолюбивой Золушке. Поэтому я ввела традицию в группе проводить «Бабушкин час», «Ах, эта бабушкина сказка!» Об этой традиции сообщалось в родительском уголке, что стимулировало бабушек больше общаться с внуками. После проведения такого часа вывешивалась заметка и фотографии.

Ничто так не воздействует на детей,как сила примера: будь то хороший или плохой. Именно об этом мы говорили на родительском собрании «Ребёнок – зеркало нравственной жизни родителей». На собрании выступал психолог, анализировались анкеты, слушались высказывания детей о родителях, записанные на диск.

В этом направлении использовали и другие формы работы. Так, например, после консультации, в которой говорилось о том, что воспитаниемальчиков и девочек должно осуществляться по-разному: ведь мальчик – это будущий воин, отец семейства, девочка же – будущая мать, хранительница очага. Мы провели игру-эстафету с мальчиками и их отцами, а с девочками и их мамами – посиделки, где занимались рукоделием, пели, танцевали. После этого оформили выставку работ «Волшебные руки». Родители изъявили желание оказывать помощь в проведении кружка «Ниточка и иголочка».

В беседах с родителями я часто обращала внимание на важность хорошего отношения к людям, пожелания счастья, удач; умения душевно приветствовать и прощаться. В результате этого с родителями сложились теплые, доверительные отношения.

Любовь к труду и людям труда – важнейшая заповедь народного воспитания. Советую родителям привлекать детей к посильному труду, знакомить со своей профессиональной деятельностью. Ведь часто дети не знают о ней. Помогают в этом пословицы и поговорки о труде, в уголке выделили место, куда помещаем их, используем в процессе труда. С большой охотой родители оказывают помощь в ремонте и изготовлении кукольной одежды, костюмов, игрушек. Дети гордятся этим, стараются беречь.

Читайте также:  Академия народной медицины егоров

Доброе, уважительное отношение к детям считается в народной педагогике одним из важнейших условий воспитания.С этой целью было проведено родительское собрание в форме круглого стола на тему: «Поощрение и наказание», консультация «Как сохранить нервную систему ребёнка», «Ребёнок – это человек, только маленький».Эпиграфом к собранию явилось высказывание:

Кормить юношество наше

Это грубость порождать,

Чувство чести отбирать.

Родительское собрание «Воспитай любовь к природе» обобщило все те знания детей и родителей, которые мы давали в течение года. К нему родители с детьми подготовили поделки из природного материала, альбомы с картинками, гербарии. Родители участвовали в экологической викторине, проводили эксперименты, дискутировали над результатами анкетирования, которое проводилось здесь же. Звучала прекрасная музыка, дети читали стихи о природе.

Я посчитала нужным познакомить родителей с тем, что они должны уметь владеть методами народной педагогики: фольклором, песенным и танцевальным искусством, уметь проводить игры и праздники дома. С этой целью я провела консультацию «Как подарить ребёнку радость».

Всем известно, что в народном творчестве сказка – самое большое чудо. Поэтому я организовала театральный кружок «В гостях у сказки», к деятельности которого привлекались и родители. Они изготавливали декорации, маски, сами участвовали в действии, когда это нужно было. Спектакли показывали не только детям, но и родителям на собрании, конференции. Когда родители участвовали сами или смотрели на своих детей в выступлениях, то видели, как их дети преодолевают робость, неуверенность в себе, застенчивость, страх. К тому же много нового узнавали о них. В папке-передвижке поместила консультацию «Сказкотерапия. Что это?» На открытом занятии показала, как нужно работать над сказкой, сочинять продолжение, вставлять загадки, пословицы, поговорки. После того, как я с детьми сочинила несколько сказок, предложила родителям этим заняться дома. Свои же сказки мы с детьми оформили рисунками и создали книжку-малышку, которую поместила в родительский уголок.

Такая работа с родителями позволила нам достичь эффективных результатов в воспитании детей. Сплочённее стал не только детский коллектив, но и коллектив родителей

План по самообразованию «Оздоровление детей дошкольного возраста» Год Проблема Тема Этап Содержание работы Результат/ форма отчетности 2010/2011 Повышение уровня компетентности родителей в воспитании детей.

Источник

Народная педагогика в семейном воспитании
статья на тему

Скачать:

Предварительный просмотр:

Народная педагогика в семейном воспитании

«Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным» (К.Д.Ушинский.)

Современное социально-экономическое положение страны выдвинуло ряд проблем, связанных с формированием деятельности мыслящего гражданина России, определяющими качествами которого должны стать широкий кругозор, компетентность, профессионализм, патриотизм, чувство национальной гордости, чести, достоинства.

Сегодня национальное обучение и воспитание возможно лишь при взаимодействии с народной педагогикой, т.к. в формировании личности ребенка ей принадлежит решающая роль, как совокупности накопленных и проверенных практикой эмпирических знаний, умений и навыков, передаваемых из поколения в поколение. Следовательно, необходимо возродить народные традиции в воспитании в семье и школе, которые будут способствовать эффективному ведению воспитательной работы. Если в семейном воспитании детей использовать методы и средства народной педагогики, то уровень нравственного воспитания детей повысится. Первые идеи народного воспитания обобщены в произведениях древнерусской культуры. К примеру, в «Поучении» киевского князя Владимира Мономаха много внимания уделяется развитию в подрастающем поколении лучших черт национального характера: доброты, милосердия, трудолюбия, гостеприимства. Так, призывая к доброте, В. Мономах учил: «Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев». В повседневной жизни князь наставлял творить добро: «Больного навестите, покойника проводите…» Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите». Приведенные педагогические мысли великого киевского князя заимствованы им из народной педагогики и предназначались молодым родителям в семейном воспитании.

Л.Н. Толстой не только обобщал постулаты народной педагогики, но и реализовал их на практике: уроки в Яснополянской школе больше походили на семейное обучение крестьянских детей.

В современной науке вопрос обращения к народной педагогике не нов. В последние годы ее проблемами заинтересовались такие ученые, как: Д.И. Латышина, В.А. Николаев, И.П. Малютин и др. Изучая опыт народной педагогики, они отмечают, что русский народ имеет богатые традиции в области воспитания, которые развивались и совершенствовались в течение многих веков. Многообразие приемов и средств народного воспитания обеспечивало успешную подготовку детей к труду, семейной жизни, защите Родины, воспитанию подрастающего поколения на лучших образцах народной морали.

Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни ребенка. Семья для него является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. По данным исследований, семья здесь отражает и школу, и средства массовой информации, и трудовые коллективы, и друзей, и влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести довольно определенную зависимость: успешность формирования личности обуславливается, прежде всего, семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности.

Определим основные воспитательные функции семьи:

— семья оказывает серьезное воспитательное воздействие на ребенка, с возрастом оно ослабевает, но не утрачивается полностью (при условии нормальной семьи)

— в семье формируются лучшие качества личности;

— семья осуществляет социализацию личности;

— семья обеспечивает преемственность традиций;

Общеизвестно, что мать и отец является первыми естественными воспитателями, в основе этой родственной близости лежат, прежде всего, глубокое уважение и любовь к детям и наоборот.

В наше время заветы народной педагогики приобретают особую актуальность. В семьях растут дети, которых отец и мать должны научить жить, привить им качества, необходимые для совершенной личности, приучить к труду, помочь увидеть в жизни близкие и дальние цели, показать, как добиваться задуманного. Искусство родителей заключается в том, чтобы стать для детей самыми близкими и сердечными друзьями, кому можно доверить самое сокровенное и быть уверенными, что их поймут.

Физическое воспитание в наши дни выходит на первый план, потому что оно основано на здоровом образе жизни, правильной организации распорядка дня, закаливания организма, занятии спортом. Сегодня это очень актуально, так как отмечается ухудшение экологической обстановки в стране, распространение таких отрицательных воздействий на детей, как курение, алкоголизм, наркомания.

Центральное место в системе физического воспитания занимали в прошлом детские игры, некоторые из них и сегодня популярны и любимы в детской среде, например: «Жмурки», «Казаки-разбойники», «Прятки». Эмоциональная окраска, дух соперничества, активные двигательные действия заставляют ребенка прилагать значительные физические и волевые усилия, что развивает выносливость, ловкость, сноровку, смелость, отвагу. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что старинные народные игры уходят из жизни, хотя они достойны возрождения.

Таким образом, физическое воспитание решает многие задачи, в том числе развивает волю, силу, выносливость, двигательные навыки, ловкость, быстроту, способствует сохранению здоровья, отвлекает от вредных привычек, закаливает организм и обеспечивает высокую работоспособность.

Интеллектуальное (или умственное) воспитание в семье характеризуется заинтересованным участием родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребности их познавательных интересов, способностей, наклонностей и задатков. Среди основных источников знаний были и остаются книга, чтение, устный пересказ. Необходимо признать, что чтение достойной, особенно классической литературы не является серьезным пристрастием современных школьников. По статистике: любимые жанры старшеклассников-романы(31%), фантастика (30%), детектив (25%), публицистика и научно-популярная литература вызывает интерес у 20% опрошенных. Только один из десяти опрошенных интересуется поэзией. 24% признают, что читают мало или не читают вообще.

Читайте также:  В каких русских народных сказках загадывают загадки

Родной язык выступает важнейшим фактором умственного воспитания детей: с первого слова матери, услышанного младенцем, с нежной колыбельной песни, с собственного имени начинается познание окружающего мира.

Народная педагогика и сегодня предлагает родителям богатый материал для умственного развития детей в семье. Это и многообразие жанров фольклора, и народные наблюдения и приметы, и знания, полученные в процессе ухода за растениями и животными, во время сбора ягод, грибов, лекарственных трав и т.д.

Народная педагогика учила трудолюбию с малых лет, сначала в семейных делах, а когда вырастал человек, проверка его трудовой подготовки становилась общественной. К.Д.Ушинский отмечал: «Воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть не достойной, ни счастливой».

Важным условием трудолюбия является атмосфера коллективизма, когда вся семья принимает посильное участие в делах, когда проявляется помощь одних членов семьи по отношению к другим. Большую роль играет личный пример родителей, старших членов семьи. Семья должна готовить ребенка к труду не только для своих нужд, но и для будущего труда в общественном производстве. Как замечал А.С.Макаренко, «ребенок будет членом трудового общества, следовательно, его значение в этом обществе, ценность его как гражданина будет зависеть исключительно от того, насколько он к этому труду будет подготовлен».

Нравственные черты русского народа складывались столетиями, они передавались из поколения в поколение как своеобразный моральный кодекс. Русский народ изначально отличался высокой нравственностью, порядочностью, честностью, гостеприимством.

Нравственные понятия отражают различные стороны отношений между людьми, они становятся повседневными нормами поведения. А также общечеловеческие ценности, абстрактные по своей природе, как добро, зло, долг, честь, совесть, переходят в разряд конкретно узнаваемых, регулируя поступки человека.

Первые нравственные навыки дети получают в семье с раннего возраста, с колыбельных песен и сказок. Под воздействием родителей они начинают различать, «что такое хорошо и что такое плохо», у них постепенно вырабатываются навыки культурного поведения: послушание, уважение к старшим, скромность, аккуратность, чуткость, отзывчивость и т.д.

Итак, физическое, трудовое, умственное, этическое, эстетическое и нравственное воспитание молодого поколения в семье, неразрывно связаны. Как сотни лет назад, так и в наше время родители желают видеть своих детей физически здоровыми, трудолюбивыми, интеллектуально развитыми. В этом, по нашему мнению, и заключается идея воспитания более совершенной личности.

2. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание

Источник

НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ

Семья как нравственная доминанта народной педагогики

На современном этапе развития общества народная педагогика должна находить свое проявление, прежде всего в семейном воспитании, так как семья является воспитательной колыбелью человека. Нравственной этнопедагогики всех народов является идея семьи. Свои надежды на лучшее будущее народ связывал с благополучием семьи и стремление к благополучной жизни осуществлял через семью. Здесь следует подчеркнуть двойственную роль семьи в человеческом обществе с одной стороны, это модель общества, с другой интимная сфера, где полностью раскрывается духовный и физический потенциал человека.

Сына воспитывают как будущего сына, поэтому он должен быть сильным, крепким, трудолюбивым, умным, умелым, деловым, уважительным, волевым, мудрым и т.д. Дочь воспитывают как будущую мать, поэтому она должна быть любящей, старательной, заботливой, не боящейся мелочной работы, бережливой, послушной, умной и т.д.

Отношения к семье, способность выполнять свою роль в семье выступают в народной педагогике как высшие критерии. Они закладываются в раннем детстве. Во времена детских игр в адрес мальчика, вызывающего досаду своей неумелостью, неловкостью дети бросают такое обвинение: «От тебя ни родится ни дочь ни сын, если и родится, то не выживет». [2, с. 55]

Во все времена семья была ценностью. Возьмем для примера младенца, делающего первые шаги и лепечущего первые слова, и старца древнего, т.е. начало человеческого бытия и его финальный этап. С чем связано их счастье? Младенец счастлив и растет здоровым, если здоровы его родители и живут они в ладу. Старец счастлив, если испытывает поддержку и заботу детей и внуков и если в нужный момент близкие люди подадут воду. Он счастлив от сознания, что жизнь прожита не зря, если сумел вырастить такое замечательное потомство.

Истинное народное, здоровое видение жизни, взлелеянное тысячелетиями прогресса человечества, утверждает мужскую роль для мужчины и женскую для женщины, и естественный брак женщины и мужчины.

Ставя своей доминантою семью, народная педагогика имела совершенные формы, методы и средства воспитания в семье, но семья готовила ребенка не только к жизни в семье, но и для жизни в обществе, для деятельности в общественном производстве, в общественных делах. [3, с.263]

Таким образом, в народной педагогике семья является высшей ценностью; способность создать и содержать семью, с достоинством исполнять свои социальные семейные роли в народной педагогике являются высшими критериями в оценке человека.

Источник

Народная педагогика в работе с семьей по формированию патриотических и нравственных основ личности

Елена Артемова
Народная педагогика в работе с семьей по формированию патриотических и нравственных основ личности

Основы творческого патриотизма и духовности формируются в детстве. Потому в современной практике дошкольного образования и семейного воспитания идет активное возрождение принципа народности воспитания, который предполагает приобщение детей к основам родной культуры, к традициям своего народа.

Народная педагогика обладает богатейшим арсеналом педагогических традиций. Это не только особая для народа практика воспитания, сложившиеся в ней знания, принципы, идеалы, но и их закрепление в народных заповедях, фольклорных образах и других формах отображения действительности. В культуре семейного воспитания в концентрированном виде проявляется опыт и нравственная мудрость народа. В результате многолетней работы с семьями детей разного возраста по внедрению в воспитательный процесс народной культуры, были определены следующие направления работы:

• изучение традиций народного семейного воспитания;

• развитие интереса у детей и родителей к прошлому своего народа и народной культуре;

• использование в работе с семьями опыта и традиций народного воспитания.

Было важно определить, какие средства и методы организации воспитания в народной педагогике востребованы сегодня и могут быть эффективно использованы в современном педагогическом процессе. Основной идеей при составлении плана работы была организация совместной деятельности детей и родителей, так как воспитание всесторонне развитой личности – это наша общая с родителями задача. Решить её можно, если использовать духовную культуру наших предков, их опыт, их знание природы. Поэтому, работа была начата с глубокого изучения народных обрядов и обычаев, устного народного творчества, и знакомства с ними детей.

Примерное тематическое планирование

Тема занятий Содержание

сентябрь 1. «Милости просим, гости дорогие» Первое посещение детьми «избы». Знакомство с ее хозяйкой.

2. «Моя Семья» Знакомство детей с понятием семья: мама, папа, бабушка, дедушка, ребенок. Рассматривание семейных фотографий.

октябрь 3. «Кукла в национальном костюме» Знакомство с русским костюмом.

Читайте также:  Каковы были основные причины народных выступлений в первой четверти xviii

Знакомство с матрешкой (Семеновской) через полочку красоты.

4. «Чудесный сундучок» Знакомство с сундучком в котором живут загадки.

Загадывание загадок об овощах.

ноябрь 5. «Водичка, водичка, умой мое личико» Знакомство детей с рукомойником. Разучивание потешки «Водичка, водичка, умой мое личико»

6. Ходит сон близ окон» Знакомство с колыбелькой (люлькой) и колыбельными песнями.

декабрь 7. «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча» Знакомство с печкой, чугунком, ухватом, кочергой.

8. Наш флаг Познакомить с государственным флагом России.

январь 9. «Веселые игрушки» Познакомить детей с филимоновской свистулькой (через полочку красоты).

10. Тверская свистулька. Познакомить детей с тверской свистулькой (через полочку красоты).

февраль 11. «Фока воду кипятит и как зеркало блестит» Знакомство детей с самоваром. Дидактическая игра «Напоим куклу чаем».

12. «Уж ты, зимушка-зима» Загадывание загадок о зиме, зимней одежде. Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку».

март 13. «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая» Знакомство с Масленицей.

14. «Нет милее дружка, чем родимая матушка» Этическая беседа «Моя любимая мама».

апрель 15. Приди весна с радостью» Разучивание заклички «Весна, весна красна!»

16. «Здравствуй, солнышко-колоколнышко!» Разучивание потешки про солнышко.

май 17. «Сорока-белобока кашу варила»

Знакомство с предметами обихода: глиняным горшком.

В народной педагогике огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. Так, к примеру, привитие детям таких важных понятий, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д. дает хороший результат, когда рассказ идет на конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов).

Исходя из практической работы по приобщению детей к истокам русской народнойкультуры были определены следующие условия:

• Необходимо использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, ярмарки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

• Обязательно проведение народных праздников как укрепление традиции. В народных праздниках фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Наблюдая за поведением родителей и детей можно сделать вывод, что элементы народной педагогики мало задействованы в работе с семьёй. Необходимо дать понимание родителям, что привычные фольклорные формы (игры, песенки, потешки, пестушки и т. п.) являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Обычно о воспитании нравственности через фольклор говорят с более взрослыми детьми 5-7 лет, с детьми 2-3 лет такая работа не проводится. В младших группах предусматривается приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, качалкам, игрушке-забаве и др., малышей знакомят с русскими народными играми, хороводами, народными песнями, потешками, скороговорками, сказками, загадками. Потешки и пестушки на музыкальных занятиях способствуют развитию эмоций, но не нравственности.

Собственный опыт работы с детьми показал, что чем раньше начинается эта работа, тем более качественный результат можно получить. Поэтому, для работы в группе раннего возраста, с детьми 3-х летнего возраста и их родителями,были определены следующие этапы:

1. совместная работа.

2. работа с родителями, работа с детьми (параллельно).

3. совместная работа.

Мы начали с самого простого и любимого занятия детей – с игрушек. На этапе совместного нахождения в группе, после знакомства с воспитателем, после «экскурсии» по группе (осмотр приемной, групповой, спальни, мы делали с детьми и родителями игрушку ба-би-бо «Зайчик на пальчик». Изготовление проводилось совместно с родителями и детьми в режиме мастер-класса. Во время его проведения обратили внимание на то, что у родителей интерес к игрушке даже больше, чем у детей.

Зайчик, сделанный с мамой, оставался в кабинке, и должен был впоследствии напоминать ребенку о семье, о маме.

По результатам этой совместной работы мы стали планировать как работу с детьми, так и работу с родителями:

использовали народные подвижные игры;

разучивали в группе песенки о явлениях природы: дожде, солнце, ветре, и просили родителей дома обыграть эти заклички;

инсценировали потешки и пестушки вместе с родителями во время развлечения «Здравствуй, дедушка Мороз!»;

пригласили одного из родителей фольклорно обыграть роль деда Мороза (использовать шутки, потешки, присказки, народные игры во время развлечения);

до проведения совместных праздников, организовывали для родителей репетиции, на которых определяли в совместной дискуссии характер и образ хороводных игр и песен, в которые будем играть вместе с детьми во время утренника.

В это же время в группе сделали уголок ряженья, в котором были сарафаны и косоворотки с шароварами, мотивировали детей на попытку драматизации какой-либо потешки.

Понимая, что мы живем в многонациональной стране, где рядом с нами каждый день находятся люди других народностей, вместе с детьми и родителями мы планируем проводить мероприятия по этнокультуре, так как считаем необходимым воспитание толерантности по отношению к другим национальностям.

Сейчас о результатах представленной работы говорить еще рано. Но есть уверенность в том, что если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать их духовности, нравственности, патриотичности и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины.

Формирование нравственных качеств личности на основе народных культур и традиций Цель: Формирование национальных традиций у детей младшего школьного возраста. Развивать любовь и уважение к культурным традициям разных.

Из опыта работы: Программа «Народная педагогика, как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста» В настоящее время приоритетом дошкольного образования является патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей. Одна из задач утверждённая.

Презентация «Формирование нравственных качеств личности на основе народной культуры и традиций» Тема самообразования: «Формирование нравственных качеств личности на основе народных культур и традиции Народная культура – образовательное.

Консультация для родителей «Прогулка по городу как средство воспитания нравственных и патриотических чувств дошкольников» Консультация для родителей «Прогулка по городу как средство воспитания нравственных и патриотических чувств дошкольников» «Чувство любви.

Конспект занятия по формированию нравственных качеств личности «Доброта спасет мир» Данное занятие поможет воспитанникам осмыслить общечеловеческие ценности, выработать личное отношение к ним. На этом мероприятии формируются.

Опыт работы «Формирование нравственных качеств личности дошкольников» Воспитатель: Деточкина О. В. Целью представленной работы является воспитание моральных, нравственных и духовных ценностей у детей, присущих.

Отчёт о работе за 2016–2017 год по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста Безопасность ребёнка – главная задача родителей, педагогов, общества поэтому очень важно не только оберегать ребёнка своим личным примером,.

Проект «Использование народных сказок в воспитании нравственных качеств личности дошкольника» Проект:«Использование народных сказок в воспитании нравственных качеств личности дошкольника» Сказки представляют собой одно из самых древних.

Родительское собрание «Воспитание патриотических и духовно-нравственных чувств у старших дошкольников» Тема: «Знакомство с Москвой и Юго-Восточным округом » Цель: Познакомить с историей возникновением Москвы, с его геральдикой (гербом, флагом,.

Источник

Поделиться с друзьями
Расскажем обо всем понемногу
Adblock
detector