История хорового искусства в России
Хоровое исполнительство в России имеет очень давнюю историю. Еще в древней Руси песни, разнообразные по содержанию и музыкально-поэтическим образам, исполнялись хором. До начала письменной нотной фиксации хоровая культура в России развивалась как устная традиция. Но и после появления письменной записи народная устная традиция оказалась чрезвычайно устойчивой. Хоровая культура в России была неразрывно связана с церковью. Однако исследователи отмечают, что ранние формы церковной музыки развивались в значительной степени под влиянием народной песни. Появление профессионального хорового пения на Руси связано с церковно-певческой традицией. Хоровое исполнительство активно развивается в период Московской Руси. К этому времени относятся первые государственные мероприятия, связанные с профессионализацией певческого дела. Во второй половине XV века создается первый русский профессиональный хор – государевы певчие дьяки. От них ведет свое начало старейший русский хор – Ленинградская академическая капелла. Наряду с государевыми певчими с конца XVI века существовал хор патриарших певчих – предшественник Московского синодального хора. Эти первые профессиональные хоры принимали участие и в церковных службах, и в увеселениях царя. При Петре I из хора государевых певчих дьяков организуется Придворный хор (позже – Придворная певческая капелла), который принимает участие в обслуживании придворной церковной службы, в пышных дворцовых увеселениях и в оперных постановках.
Наряду с хоровыми коллективами, существовавшими на средства государства (Петербургская капелла, Московский синодальный хор, хоры оперных театров), появляется большое количество частных хоров, содержавшихся любителями хорового пения, меценатами из дворян и буржуазии. Возникают хоры в различных учебных учреждениях. К концу XIX века количество частных хоров значительно возросло. Наряду с этими хорами во второй половине XIX века в России появляются народные профессиональные хоры. Организатором и руководителем первого профессионального народного хора был крестьянин Ярославской губернии Иван Евстратович Молчанов (1809-1881 гг.). До организации своего коллектива Молчанов пел в разных хорах. В 60-70-е годы хор под его руководством пользовался широкой популярностью и концертировал по различным городам России. После смерти И.Е. Молчанова многие его воспитанники стали руководителями народных хоров.
Концертное хоровое исполнение народных песен еще с конца XVIII века получило широкое распространение в цыганских хорах. Исполнение лучших цыганских хоров отличалось высоким художественным совершенством, большой выразительностью и эмоциональностью. В репертуаре этих хоров, кроме подлинно русских народных песен, были произведения А.В. Варламова, А.А. Алябьева, А.Л. Гурилева, П.П. Булахова и других русских композиторов. Некоторые руководители и певцы цыганских хоров были превосходными знатоками русского песенного фольклора. Впоследствии цыганские народные хоры потеряли свое художественное значение. Исполнительскому росту русских хоровых коллективов в большой степени способствовало хоровое творчество русских композиторов. Появление первых записей народных песен в конце XVIII и начале XIX века, их хоровые обработки явились стимулом для развития стиля светского хорового творчества и исполнительства. Огромную роль в развитии русской хоровой культуры сыграли композиторы конца XVIII века Д.С. Бортнянский и М.С. Березовский. Их творчество было насыщено «мирским» народнопесенным, эмоциональным началом. Дальнейшее развитие культуры хорового исполнения связано с хоровым творчеством русских композиторов XIX века (М.И. Глинка, Н.А. Римский-Корсаков). С именами многих русских музыкальных деятелей и хоровых
дирижеров связаны прогрессивные мероприятия в области хорового образования и воспитания, проведение музыкально-просветительной работы. Например, А.А. Архангельский один из первых ввел в 90-х годах XIX века в церковные хоры женские голоса. В 1890 году И.А. Мельников, известный оперный певец, и хормейстер Ф.Ф. Беккер организовали в Петербурге бесплатные классы хорового пения. Хоровая культура продолжала свое развитие в XX веке. Создавались новые формы и виды хорового исполнения: ансамбли песни, среди которых выделялся Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии им. А.В. Александрова, и народные профессиональные хоры, к которым относились хор им. М.Е. Пятницкого, хор Северной песни, Сибирский хор. Важную роль в росте советской культуры играло хоровое творчество советских композиторов. Была также распространена хоровая самодеятельность, которая не уступала по уровню профессиональным коллективам. Активно развивалась детская хоровая исполнительская культура. Современное состояние хоровой культуры вселяет надежду на возрождение традиций певческого искусства в России. Эта надежда воплощается в исполнительстве талантливых хоровых дирижеров, проявивших себя в разных аспектах хоровой деятельности – в профессиональных хорах, в учебных хорах музыкальных учебных заведений, в фольклорных певческих ансамблях, в детских хоровых студиях и школьных хорах, в любительских (самодеятельных) коллективах и певческих праздниках.
Фото с сайта:
Библиография
В представленной книге подробно рассмотрены и точно сформулированы все основные средства музыкальной выразительности — мелодия, гармония, динамика, агогика, дикция и др.
Особое внимание заслуживает раздел «Словарь музыкальных терминов», в котором автором проделана большая текстологическая работа по упорядочению переводов итальянских, французских, немецких и частично английских терминов.
Книга посвящена истории русской музыкальной культуры екатерининского времени, поданной читателю в ракурсе развития отечественного хорового творчества и исполнительства
Источник
Лекция на тему: «ИСТОРИЯ НАРОДНО-ПЕВЧЕСКОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА»
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ НАРОДНО-ПЕВЧЕСКОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА .
Русский народный хор, как вид хорового искусства возник из самодеятельного музицирования. Хоровое пение было издавна излюбленной формой на массовых гуляниях и празднествах. Одной из своеобразных национальных форм народных гуляний издавна были хороводные игры и песни. Они сопровождались хождением по кругу или театрализованным действием. Именно эта форма хорового массового исполнения, в котором сочетались и пляска, и пение, и игра, и инструментальное сопровождение породила синкретическое (синтезированное) искусство русского народного хора.
Трудовые процессы способствовали коллективному хоровому пению: на сельских полевых работах, в тяжелом «артельном» труде: бурлацком, лямочном; на посиделках, за домашней работой.
Наряду с массовым хоровым пением, особое место в истории хорового исполнительства занимает бытовая песенная «артель» или ансамбль, состоящий из спевшихся певцов одной местности или одной семьи (семейный). Так, например, группы певцов Воронежской, Рязанской, Смоленской губерний (первые исполнители хора крестьян, созданного М. Е. Пятницким), знаменитая Аринушка Колобаева с дочерьми, ансамбль Анастасии Лебедевой из села Александровки Воронежской области, пинежских певиц во главе с А. Булановой и другие.
Конец XIX начало XX веков явился сложным периодом для русского народного исполнительства. Народное творчество находилось на грани упадка. Большой интерес к национальной музыкальной культуре проявили Митрофан Ефимович Пятницкий, Евгения Эдуардовна Линева, Александр Дмитриевич Кастальский, Александр Михайлович Листопадов и другие.
Наряду с бытовым народным пением конца XVIII –начала XX века развивается и другая линия – профессиональное исполнение русских народных песен в городах. Именно пропаганда с концертной эстрады музыкального фольклора и породила профессиональное народно-хоровое исполнительство. Профессиональные хоры выступали на ярмарках, на городских праздничных гуляниях.
В конце XVIII века хоры крепостных крестьян (крестьяне, принадлежавшие помещикам-меценатам, которые выступали только на барских домах и дворянских клубах) привнесли в столичные театры самобытное художественное творчество народа: инсценировки святочных и масленичных обрядов. Они представляли собой вокально-хореографические сюиты из русских народных песен и плясок.
В первой половине XIX века появляется традиция «русских дивертисментов» (многожанровые театрализованные открытые концерты). Здесь звучали и сольные, и хоровые, и ансамблевые народные песни. Именно на таких концертах проявили свой талант: Иван Рупин, Николай Цыганов, семейный ансамбль братьев Мальчугиных.
Обучившись музыкальной грамоте у Владимирова Федоровича Одоевского, И. Молчанов создал целую школу русских народных певцов и хормейстеров. Хор исполнял русские песни в подлинно народном хоровом распеве с подголосками.
В 90-е годы Е. Э. Линева организовала в Англии, затем в Америке хор из русских эмигрантов. Она стремилась показать народное искусство во всем его многообразии.
Огромное влияние на историю народно-хорового исполнительства оказал хор, созданный М. Е. Пятницким из крестьян Воронежской, Рязанской и Смоленской губерний.
Одним из первых профессиональных хоров, созданным в 1919 году из крестьян Бронницкого уезда Московской губернии, был также хор русской народной песни под руководством Петра Глебовича Яркова. Хор Яркова отражал искусство, прежде всего, южных районов Московской области.
Источник
Основные этапы развития хорового исполнительства
Различают хоровую музыку народную и профессиональную, светскую и культовую. В музыкальном фольклоре хоровое пение бытует преимущественно в виде народной песни, жанровые разграничения которой национально специфичны: колядки (у славянских народов), кэролы (в Англии), спиричуэлсы (у американских негров) и др.
Большую роль в эволюции хоровой музыки сыграли мастера нидерландской школы. В творчестве её виднейших представителей (Г.Дюфаи. Й.Окегем. Ж.Депре) высокой степени совершенства достигло полифоническое письмо строгого стиля, прочно установился многоголосный склад хоровой фактуры. Эстетические принципы и технические приемы нидерландской школы оказали огромное влияние на творчество О.Лассо, композиторов венецианской школы, римской школы (Д.П. Палестрина), позднее К.Монтеверди (мессы, мотеты, мадригалы).
Переломным моментом в развитии хоровой музыки стало ее отделение от церкви, что связано с возникновением оперы. Начиная с «Эвридики» Я. Пери (1600) и поныне оперная хоровая музыка является одной из важнейших областей хорового искусства. Под воздействием оперы сформировались жанры хоровой кантаты и оратории (Италия. Германия). Развитие свободного стиля полифонии, становление гомофонно-гармонического мышления обогатили возможности хоровой музыки. В XVII-XVIII веках хоровая музыка продолжала плодотворно развиваться и в русле традиционных жанров (месса, мотет, мадригал), достигнув высочайших вершин в творчестве Г.Щютца. И.С.Наха (Месса h-moll. «Страсти» и др.) B.А.Моцарта (мессы «Реквием»). Выдающиеся сочинения в жанре оратории создали Г.Ф. Гендель. Й. Гайдн. К значительному переосмыслению драматической функции хора в опере привела реформа К.В.Глюка.
В годы Великой французской революции зародились жанры революционной и массовой песни. Широкое распространение получили гимны-марши, хоровые апофеозы и оды. Отражением гуманистических идей революции стало хоровое творчество Л. Бетховена, который первым ввел хор в симфонию. В XIX веке господствующей формой бытования хоровой музыки стало ее концертное исполнение (оратории Ф.Мендельсона и Р.Шумана реквиемы И.Брамса и Д.Верди).
Исторически сложившаяся традиция православного пения a’cappella и преимущественно хоровой характер русского музыкального фольклора обусловили исключительное значение хоровой музыки в русской культуре. К высшим художественным достижениям доклассического периода русской музыки относятся хоровые концерты Д.С. Бортнянского, М.С. Березовского, С.Л. Дегтярёва, А.Л. Веделя.
Источник
ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ЖАНРА РУССКОГО НАРОДНОГО ХОРА
ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ЖАНРА РУССКОГО НАРОДНОГО ХОРА
Русский народный хор, имеющий древнюю историю, как вид хорового искусства возник из самодеятельного музицирования. Хоровое пение издавна*было излюбленной формой массовых развлечений на народных гуляниях и празднествах. Да и не только на народных празднествах. Трудовые процессы способствовали коллективному хоровому пению:.на сельских полевых работах, в тяжелом «артельном», в том числе и бурлацком, лямочном труде, на долгих посиделках, за домашней работой. Где бы ни исполнялась хоровая песня, она непосредственно выражала раздумья, настроения большой массы людей.
Одной из своеобразных национальных форм общественных гуляний на открытом воздухе издавна стали хороводные игры и песни. Они сопровождались или движением по кругу или театрализованным действием. Именно эта форма хорового массового исполнения, прежде всего молодежи, где сочетались и пение, и пляска, и игра, и инструментальное сопровождение, и породила синтезированное искусство русского народного хора.
Хороводы.и игры имели место не только в крестьянском быту, но и в молодежных гуляниях городских окраин, а позднее, в XVIII—XIX веках, и рабочих, фабричных поселков. Ниже мы отметим, как эта форма народных развлечений почти целиком перешла из быта на концертную эстраду.
V Наряду с массовым хоровым пением, особое место в истории хорового исполнительства занимает бытовая песенная «артель» или ансамбль. Обычно такой ансамбль состоит из спевшихся певцов одной местности.или одной семьи (семейный ансамбль). В них прежде всего объединяются знатоки народной песни и мастера-импровизаторы.
Нередко такие ансамбли достигали совершенного исполнения. Достаточно вспомнить группы певцов Воронежской, Рязанской, Смоленской губерний — первых исполнителей хора крестьян, созданного М. Е. Пятницким, и в особенности знаменитую Аринушку Колобаеву с дочерьми, а позднее известный ансамбль Анастасии Лебедевой из села Александровки Чигольского района Воронежской области, пинеж-ских певиц во главе с А. Булановой и многих других.
Многие жанры ^русских песен и могли возникнуть только в группе поющих «артелью». Так, например, протяжная лирическая песня обычно исполняется несколькими певцами, многоголосно, она как бы требует широкого, распевного мелодического развертывания и обрамления подголосками. Такие песни по самой своей музыкальной природе предполагают хоровое, «артельное» исполнение.
Певческие ансамбли мастеров пения были желанными гостями и на семейных торжествах, сопровождая национальные обряды — свадь-
ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ЖАНРА РУССКОГО НАРОДНОГО ХОРА
Русский народный хор, имеющий древнюю историю, как вид хорового искусства возник из самодеятельного музицирования. Хоровое пение издавна*было излюбленной формой массовых развлечений на народных гуляниях и празднествах. Да и не только на народных празднествах. Трудовые процессы способствовали коллективному хоровому пению:.на сельских полевых работах, в тяжелом «артельном», в том числе и бурлацком, лямочном труде, на долгих посиделках, за домашней работой. Где бы ни исполнялась хоровая песня, она непосредственно выражала раздумья, настроения большой массы людей.
Одной из своеобразных национальных форм общественных гуляний на открытом воздухе издавна стали хороводные игры и песни. Они сопровождались или движением по кругу или театрализованным действием. Именно эта форма хорового массового исполнения, прежде всего молодежи, где сочетались и пение, и пляска, и игра, и инструментальное сопровождение, и породила синтезированное искусство русского народного хора.
Хороводы.и игры имели место не только в крестьянском быту, но и в молодежных гуляниях городских окраин, а позднее, в XVIII—XIX веках, и рабочих, фабричных поселков. Ниже мы отметим, как эта форма народных развлечений почти целиком перешла из быта на концертную эстраду.
V Наряду с массовым хоровым пением, особое место в истории хорового исполнительства занимает бытовая песенная «артель» или ансамбль. Обычно такой ансамбль состоит из спевшихся певцов одной местности.или одной семьи (семейный ансамбль). В них прежде всего объединяются знатоки народной песни и мастера-импровизаторы.
Нередко такие ансамбли достигали совершенного исполнения. Достаточно вспомнить группы певцов Воронежской, Рязанской, Смоленской губерний — первых исполнителей хора крестьян, созданного М. Е. Пятницким, и в особенности знаменитую Аринушку Колобаеву с дочерьми, а позднее известный ансамбль Анастасии Лебедевой из села Александровки Чигольского района Воронежской области, пинеж-ских певиц во главе с А. Булановой и многих других.
Многие жанры ^русских песен и могли возникнуть только в группе поющих «артелью». Так, например, протяжная лирическая песня обычно исполняется несколькими певцами, многоголосно, она как бы требует широкого, распевного мелодического развертывания и обрамления подголосками. Такие песни по самой своей музыкальной природе предполагают хоровое, «артельное» исполнение.
Певческие ансамбли мастеров пения были желанными гостями и на семейных торжествах, сопровождая национальные обряды — свадь-
ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ЖАНРА РУССКОГО НАРОДНОГО ХОРА
Русский народный хор, имеющий древнюю историю, как вид хорового искусства возник из самодеятельного музицирования. Хоровое пение издавна*было излюбленной формой массовых развлечений на народных гуляниях и празднествах. Да и не только на народных празднествах. Трудовые процессы способствовали коллективному хоровому пению:.на сельских полевых работах, в тяжелом «артельном», в том числе и бурлацком, лямочном труде, на долгих посиделках, за домашней работой. Где бы ни исполнялась хоровая песня, она непосредственно выражала раздумья, настроения большой массы людей.
Одной из своеобразных национальных форм общественных гуляний на открытом воздухе издавна стали хороводные игры и песни. Они сопровождались или движением по кругу или театрализованным действием. Именно эта форма хорового массового исполнения, прежде всего молодежи, где сочетались и пение, и пляска, и игра, и инструментальное сопровождение, и породила синтезированное искусство русского народного хора.
Хороводы.и игры имели место не только в крестьянском быту, но и в молодежных гуляниях городских окраин, а позднее, в XVIII—XIX веках, и рабочих, фабричных поселков. Ниже мы отметим, как эта форма народных развлечений почти целиком перешла из быта на концертную эстраду.
V Наряду с массовым хоровым пением, особое место в истории хорового исполнительства занимает бытовая песенная «артель» или ансамбль. Обычно такой ансамбль состоит из спевшихся певцов одной местности.или одной семьи (семейный ансамбль). В них прежде всего объединяются знатоки народной песни и мастера-импровизаторы.
Нередко такие ансамбли достигали совершенного исполнения. Достаточно вспомнить группы певцов Воронежской, Рязанской, Смоленской губерний — первых исполнителей хора крестьян, созданного М. Е. Пятницким, и в особенности знаменитую Аринушку Колобаеву с дочерьми, а позднее известный ансамбль Анастасии Лебедевой из села Александровки Чигольского района Воронежской области, пинеж-ских певиц во главе с А. Булановой и многих других.
Многие жанры ^русских песен и могли возникнуть только в группе поющих «артелью». Так, например, протяжная лирическая песня обычно исполняется несколькими певцами, многоголосно, она как бы требует широкого, распевного мелодического развертывания и обрамления подголосками. Такие песни по самой своей музыкальной природе предполагают хоровое, «артельное» исполнение.
Певческие ансамбли мастеров пения были желанными гостями и на семейных торжествах, сопровождая национальные обряды — свадь-
Источник