История народного костюма украины

Содержание

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Статистика

История, особенности национального украинского костюма

Национальний костюм

Национальный костюм

Национальный костюм

В украинской культуре много чего поразительного и очень красивого. Особое внимание хотелось бы уделить национальным костюмам.

Национальный костюм

В зависимости от кроя украинские рубахи подразделяются на три типа: туникообразные, поликовые (с вставками), на кокетке.

Верхняя одежда украинцев разнообразна как по покрою, так и по названиям. В науке выделяется 4 типа верхней одежды:

Форму плаща имела манта или гугля украинских гуцулов, похожая на большой мешок, открытый с одной из длинных сторон. Роль капюшона выполняло дно мешка, закреплявшееся на плечах специальными шнурками. В начале XX в. манта служила исключительно обрядовой одеждой невесты во время венчания.

2. Широко распространенным покроем верхней одежды у украинцев был клинообразный: клинья (уси) вшивались сзади по бокам ниже талии, острый конец клина доходил до пояса, а основание оказывалось на уровне подола. По этому образцу шились свита, сiрак, куцинка, гуня.

4. В последнем типе покроя сборки делались не только на спине, но и спереди, т.е. кругом по талии. Такой одеждой являлась чемера, чемерка, чамарка.

Головной убор кибалка, хомевка, хомля в своей простейшей форме имеет вид обруча или дуги, обращенной назад. На него украинки накручивали свои волосы. Кибалка служила в качестве каркаса для верхнего головного убора.

Кожаная обувь с высокими голенищами (чоботи) шилась без каблуков. Иногда каблук заменяла небольшая железная подковка на пятке.

Еще в середине XIX в. преобладал особый вид сапог, так называемые выворотные, подметка пришивалась к сапогу изнутри (пiд завидь), после чего весь сапог смачивали водой и выворачивали.

В ранний период украинцам были известны и лапти, отличавшиеся от русских и белорусских прямоугольным плетением, низкими боками и очень слабо оформленный носком. Носок и бока такого лаптя состояли их петель, сквозь которые протягивалась веревка, связывающая лапоть и закрепляющая его на ноге.

Вышивка украинского костюма богата и разнообразна. Ею украшали женские и мужские рубахи, верхнюю одежду, головные уборы. Мотивы орнаментов, композиции, цвета передавались из поколения в поколение, становясь традиционными. Орнаментальные мотивы были геометрическими (ромбы, розетки, звезды), растительными. Способов вышивания и их разновидностей имелось много. Древнейшими видами народной вышивки были заволiкання, занизування и настилування. Вариантом последней техники является широко распространенная на Украине вышивка гладью. Известная техника вирiзування обычно применялась с другими видами вышивки. Кроме эстетического значения, вышивка на одежде нередко маркировала возраст людей, их семейное и социальное положение.

Они охотнее собирают вылупившуюся камаху, нежели пузырьки, потому что из оной краска выходит чище и лучше. Они же рассказывают басенку, что вышедшая камаха на некоторый день собирается из всей страны к одному кусту, и тогда тем людям, которые в день праздника Казанской Богородицы, то есть 8 числа июля, ходят на разсвете в поле оной камахи искать, оставляется на щастие найти такое сокровище.

Собранный червец катают в сите для очищения от земли, потом сушат на сковороде в печи или на угольях, небольшой жар испускающих. По причине трудного собирания продают червец нарочито дорого, и собирают его не больше, как сколько им надобно для домашнего употребления, ибо они красят червецом поясы и шерстяную пряжу, которою вышивают узоры на своей одежде.

Если хотят они пряжу красить, то кладут в чрезмерно кислой квас, прибавляют еще квасцов и ставят сосуд в печь на целые сутки. Потом вынув пряжу, выжимают и сушат, а червец в горшке трут и варят в воде. Когда все красильные частицы из оного выйдут, то опускают пряжу в горшок и еще варят. Горстью червеца красят они столько пряжи, сколько потребно на 2 пояса или тесьмы, что составляет близ фунта шерсти. Краска из червеца цветом не много лучше краски из травы душицы, только что она не скоро линяет».

История и основные мотивы украинской вышивки

История народной вышивки в Украине уходит корнями в глубину веков. Данные археологических раскопок и свидетельства путешественников и летописцев подтверждают, что вышивание как вид искусства в Украине существует с незапамятных времен. Вышивкой, по свидетельству Геродота, была украшена одежда скифов. Найденные на Черкащине серебрянные бляшки с фигурками мужчин, датированные VI в., при исследованиях показали идентичность не только одежде, но и вышивке украинского народного костюма XVIII-XIX вв. Арабский путешественник X в. н.э. в своих рассказах про русов упоминает, что они носили вышитую одежду. К сожалению, памятники украинской вышивки сохранились только за последние несколько веков, но и этого достаточно, чтобы выяснить, что элементы символики орнаментов украинской вышивки совпадают с орнаментами, которые украшали посуду давних жителей территории Украины периода неолита, трипольской культуры.

Вышиванием издавна занимались женщины, которые из поколения в поколение передавали именно типичные, саме яркие образцы орнамента, цвета, технику вышивания. Вышивки, передавая характерные признаки местности, отличаются друг от друга орнаментом, техникой исполнения и гаммой цветов.

В глубокой древности основные мотивы вышивки отображали элементы символики различных древних культов. В течение многих веков непосредственный конкретный смысл символов на вышивках терялся, но традиции их использования не исчезли. По мотивам орнаменты вышивок делятся на три группы: геометрические (абстрактные), растительные, зооморфные (животные).

Геометрические (абстрактные) орнаменты присущи всей славянской мифологии. Они очень просты: кружочки, треугольники, ромбы, зигзаги, линии, кресты (простые и двойные). Трудно судить, какое содержание вкладывалось в эти символы раньше.

Решающее влияние на характер орнаментальных мотивов имеют разнообразные вышивальные швы, так называемые «техники», которых на Украине известно около ста. Отдельные вышивальные швы характерны для тех или иных этнографических районов Украины, а некоторые встречаются также в белорусских и русских вышивках.

Для Черниговской области характерны белые вышивки. Геометрический или растительный орнамент вышивается белыми нитками или же с вкраплением красного и черного. Выполняется очень мелкими стежками, что напоминает бисерные вышивки, характерные для черниговских сорочек.

Техника вышивания Харьковской области имеет очень много общего с формами вышивки, установившимися в центральных областях Украины, но ей свойственны и совершенно своеобразные полихромные орнаменты, создаваемые полукрестиком или крестиком. Эти орнаменты вышивают преимущественно грубой ниткой, вследствие чего узоры создают впечатление рельефных.

Своеобразной вышивкой издавна славилась Волынь. Узоры геометрические, четкие и простые по композиции. Четкость ритма усиливается одноцветностью вышивок, выполненных красной нитью на бело-сером полотне. Вышивки северной Волыни поражают своей изысканной простотой. В южных районах области преобладают растительные мотивы.

Характерной чертой этнографического района Карпат и Прикарпатья является большое количество отдельных частей региона со своим колоритом. Каждое село отличается от других своеобразием вышивки, богатством орнамента и неповторимостью цветов.

В народной вышивке Львовской области используются разнообразные типы узоров. В южных районах орнамент вышивок геометричен, белый фон не заполняется, что придает узорам прозрачность и легкость.

Гуцульские вышивки характеризуются разнообразием геометрических и растительных узоров, множеством композиций, богатством сочетаний цветов, главным образом красного с желтым и зеленым, причем доминирует красный цвет. Два или три оттенка желтого цвета проясняют вышивку и придают ей золотистый отблеск.

Орнаментальные мотивы украинских вышивок уходят своими корнями в местную флору и фауну, в историческую традицию. В глубокой древности основные орнаментальные мотивы отображали элементы символики различных древних культов.

На протяжении многовековой истории искусства вышивки непосредственное содержание символических изображений постепенно стиралось. Несмотря на то, что орнаментальные формы дошли до нас несколько трансформированными, может быть, более абстрактными, символика их в основном сохранилась благодаря традиции.

Народный костюм, его колорит и вышивки и сейчас заставляют нас восхищаться. Они заражают нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья. Народные мастера умеют превращать утилитарную вещь в произведение искусства. При этом они добивались величайшего разнообразия, основываясь на простом конструктивном строе.

Сейчас фольклорный стиль не является главенствующим, но он занял своё место в общем широком международном русле моды. Известно, что к народным традициям постоянно обращаются художники-конструкторы, создавая бытовую модную одежду.

Анализируя историю народного костюма и рассматривая современный костюм, можно заключить, что в любом современном костюме должны проявляться черты народного, национального, традиционного, что делает его органичнее, самобытнее, роднее, ближе, дороже. Так давайте же не будем забывать свою культуру и постараемся ее сохранить и преумножить.

Украинский национальный костюм (Авторская статья)

Если каждый из нас спросит себя, каким является национальный строй Украины, то в памяти всплывают вышитые сорочки, шаровары, веночек с разноцветными ленточками, красные сапожки. Тем не менее, не всё так просто! Национальный костюм олицетворяет национальное самосознание, этническую самоидентификацию, становясь одновременно и могущественным средством исторического формирования, исторического утверждения, как в индивидуальном, так и в общественном сознании. Костюм имеет ярко выраженный знаковый характер, определяет принадлежность человека к определенному этносу, создает его художественный образ, воплощает эстетичный идеал нации, этические нормы и представления. Любой костюм складывается на протяжении столетий, поэтому обязательно воплощает в себе историю нации, её национальные ценности. Как часть народной души, он имеет большое историческое и художественное значение.

С давних времен и на протяжении всего существования одежда удовлетворяла не только материальные, а и духовные потребности человека, выполняя необходимые бытовые, социальные и обрядовые функции. Его высокий художественный уровень отражает ментальность украинского народа, занимая определенное место не только в национальной, а и в европейской и мировой культуре.

Развитие украинского костюма на всех его этапах тесно переплетался с другими культурами. Традиционная одежда раскрывает глубокий корень истории украинского народа, связанный с раннеславянским периодом, а особенно с высочайшими достижениями культуры Киевской Руси. Неотъемлемым признаком традиционного украинского костюма является комплексность. Основными составляющими комплексов одежды были нательное, поясничное (набедренное), нагрудное и верхнее убранство; особую роль в комплексе играли головные уборы, пояса, съемные украшения, обувь. Каждый компонент исполнял своё назначение, отличаясь материалом, конструкцией, орнаментально-колористическим решением, обрамлением, а также способом ношения и объединения одного с другим.

В комплекс костюма входила в первую очередь сорочка, преимущественно из грубого самодельного полотна. У мужчин она была короткой, глухой, туникоподобный, с прямоугольной горловиной. Женская сорочка была длинной, разнообразного кроя: туникоподобная, с плечевыми вставками (пришитыми по основанию), с цельнокроеными рукавами. Как поясная мужская одежда известны узкие штаны — гачи (ногавици) из белого или темного сукна, а также широкие шаровары. Женская поясная одежда на значительной территории Украины это был несшитый или частично сшитый, в виде одного широкого или двух узких прямоугольных кусков самодельной шерстяной узорчатой или однотонной ткани. Это — две запаски, одноплановая обертка (опинка, дерга), праздничная плахта, которая бытовала исключительно на Средней Надднепрянщине. Несшитый поясной костюм из домотканой шерсти имел немалое локальное разнообразие из-за разного орнаментально-колористического решения.

Наряду с несшитой поясной одеждой в Украине развиваются и сшитые формы. На Полесье, например, широко известными были литнык и андарак. Литнык — это вертикально полосатая шерстяная юбка (на красном фоне разноцветные полоски: зеленая, черная, желтая, синяя, белая). Андарак — красная однотонная юбка с заложенными по юбке складками и широкой орнаментальной полосой по низу. Юбка шорц, которая бытовала на Львовщине, выполнялась из шерстяной ткани, затканной многоцветными вертикальными полосами, расположенными в сложном ритмичном чередовании на белом фоне. По низу она обшивалась красным самодельным шнуром. Дымка, малёванка, друкованица — так назывались полотняные юбки с набивным рисунком, нанесенным ручным способом.

Читайте также:  Башкирские народные приметы на башкирском языке

Каждая местность, даже каждое село отличалось самобытностью рисунка, узора и кроя юбок. Особенное место среди этих показателей занимал орнамент — наиболее разнообразный способ украшения женской одежды. Орнаментация исполнялась техниками ткачества, набойки, вышивки, аппликации, художественного шва и отвечала обычным стереотипам, которые исторически сложились на конкретной территории.

Выразительным элементом одежды был и головной убор — своеобразный символ семейного статуса женщины. У девушек— это венец, обруч, перевязка, которая всегда одевались так, чтобы была открытой макушка. На праздники собирали венок из цветов, который особенно богато украшали во время свадьбы. Как известно, на второй день свадьбы голову девушки покрывали полотенечным головным убором — намиткой, a потом одевали твердый очепок, который в разных местностях имел значительное разнообразие форм (трапециевидный, овальный, серповидный, седловидный и т. д.).

Очепок, обычно, женщина на людях не снимала, а, направляясь в церковь или в гости, поверх него обязательно одевала еще и намитку в виде длинной полотенцевидной накидки. Качество ткани, а также способы перевязывания наймитки также имели региональное разнообразие. На Средней Надднепрянщине наймитки изготавливались из тончайших видов самодельного льняного или конопляного полотна (вуаль), а в западных областях — из более плотного полотна.

Как и во времена Киевской Руси, крестьянине одевали кожаные или плетеные лапти. Зажиточные носили сапоги и ботинки. Праздничные ботинки изготовляли из двуцветного сафьяна, благодаря чему они и получили название бархатцы.

Верхняя одежда крестьян изготовлялась из самодельного валяного сукна. Развитие пошива этой одежды шло от прямого до приталенного кроя. Прямая форма использовалась в длинных плащах типа мантии, гугле, чуге. Широко использовалась и одежда типа свита. Её крой постепенно усложнялся за счет вставки по бокам клинов — усов — или дополнительных полотнищ, вшитых по линии талии. Зажиточные крестьяне носили верхнюю одежду из купленной мануфактурной ткани — жупан.

Зимой основной одеждой служил овечий кожух, не крытый тканью. Крой и пропорции кожухов в разных местностях имели свою специфику.

Своеобразно развивалась в этот период одежда и городского населения, что обусловливалось постепенным разделением труда, в частности выделением ткачества в отдельное ремесло. Цеховое, а потом мануфактурное производство вызывало определенную унификацию одежду, значительное его отличие от домашнего — и в технике ткачества, и в способах шитья, и в структуре всего комплекса. Формирование национального ринка обеспечивало большой ассортимент ткани, в том числе импортных: камка, тафта, китайка, атлас, паволока, бязь, миткаль, киндяк, кумач и т.п.. Шелковая и хлопчатобумажная ткань в основном завозили с востока. Вместе с этим развивалось и местное производство льняной, шелковой и шерстяной ткани высокого качества. Недаром среди городских ремесленников выделялись такие специалисты, как холщевики, суконщики, шелковики. Расширялась и палитра цветов: к тем, что издавна использовались, добавлялись лазурный, гвоздичный, серый и др. Городская одежда, как и раньше, отражала социальное расслоение населения. Рядовые горожане — ремесленники, мелкие торговцы, обслуга — обычно, были выходцами из сельской местности, а потому и продолжали носить одежду, близкую сельской. Относительно форм и кроя одежды, то они менялись медленней. В городском костюме сравнительно с сельским, насчитывалось большое количество предметов. В отличие от полотняной, сорочка зажиточных горожанок была шелковой, с глубоким вырезом. На верхнюю часть сорочки надевали лиф с узкими рукавами, которые застегивались либо зашнуровывались. Юбка и лифы шили из дорогих тканей: штофного шелка, атласа, парчи. На голову одевали шапки-кораблики овальной формы из шелка, бархата либо парчи. Очень разнообразной была верхняя женская одежда — кунтуши, жупаны, свитки, каптаны. Люди среднего достатка обували сапоги и ботинки из телячьей, валовой, конской кожи либо из юфти. Наиболее зажиточные — из перского и турецкого сапьяна: красные, желтые, зеленые, голубые, лазурные, белые или же телесного цвета. Такая обувь густо обшивалась золотом, особенно халявки.

В мужской одежде горожан обязательным компонентом был жупан из самодельного сукна. Он подпоясывался широким поясом, качество которого свидетельствовало о зажиточности владельца. Жупан носили в паре с кунтушем — верхней одеждой с длинными рукавами либо прорезями для рук, который иногда подшивался мехом.

Для всех, в общем, мужских нарядов люди среднего достатка использовали сукно, которое привозилось из-за границы, зуф (разновидность камлота); для праздничного платья — шелковые материи (киндяки, тафту, камку, бархат, атлас, алтабас и др.). У людей более зажиточных покрывалось шелковыми тканями и будничная одежда. Тогдашний вкус требовал ярчайших цветов, как сукна, так и материи. Чорные и в целом темные цвета использовались только для печальных (траурных) либо так называемых смирных (жалобных) нарядов. По представлениям того времени яркие цвета вызывали уважение, и потому цари приказывали руководящим особам в особенных случаях, когда требовалось влиять на народ, появляться в цветной одежде. Военные люди во время торжественных событий также одевали «цветную одежду».

Цвета были разнообразными, но преобладал красный со множеством оттенков. Даже духовные особы носили рясы красных цветов. Среди наиболее использованных были цвета: лазурный, зеленый и вишневый, за ними шли рыже-желтый, шафранный, лимонный, песочный, кирпичный, сливовый, маковый, дымчатый и др.. Шелковые материи, за исключением дешевых сортов, ткались вместе с золотом и серебром и имели много узоров и фигур, в частности: чешуя, большие и малые круги, струи, реки, травы, листья, птицы, змейки, люди и т.п.. Платье из золота считалось атрибутом достоинства бояр и людей Думы, которые окружали царскую особу; а когда принимали послов, то тем, кто не имел такой одежды, его временно выдавали из царской казны.

Мужские сорочки изготовлялись широкие и короткие. Они заправлялись либо опускались сверху нижнего платья и подпоясывалось узким поясом— опояской. По подолу и по краям рукавов сорочки вышивали, окаймлялось тесьмой, расшитой золотом и шелком. У полотняных сорочках под подмышками делали треугольные вставки из другого полотна, расшитого прядевом или шелком, либо ж из цветной тафты. Богатые люди вышивали также рукава и грудь, и потому сорочку оставляли открытой из-под другой одежды. Такие сорочки назывались пошевными. Но преимущественно обращали внимание на ворот сорочки, который выступал из-под верхней одежды. Этот ворот назывался ожерельем. Его шили отдельно от сорочки и пристегивали к ней, когда было нужно,— у богатых золотыми и cеpебряными, золочеными, у бедняков — медными пуговицами; иногда вместо пуговиц использовали запонки с петлями.

Если предшествующие исторические периоды связаны с заложением основ этнического костюма украинцев, то в эпоху Гетманщины формируется костюм национальный, то есть такой, который выступал символом начала Казачества, а потом и всей нации украинской.

По свидетельствам современников, одежда запорожцев не была однообразной. Повседневная, походная одежда отличалась простотою, зато парадная одежда была весьма роскошной и нарядной, причем нередко оно состояла из трофеев, добытых во время походов.

В путевых заметках немецкого посла Эpиxa Лясоты (XVI ст.), который побывал в Зaпopожье, находим упоминание про такие элементы одежды запорожцев, как татарские кобеняк и мантия. Посол отзывается про казаков как про людей очень щедрых, которые преподнесли ему дорогие подарки: шубу из куницы и черную лисичью шапку. Данные про костюм казаков XVII ст. есть и в известной работе Г. Левассер де Боплана. Он перечисляет, в частности, сорочки, шаровары, шапки и кафтаны из толстого сукна, который составляли повседневную казацкую одежду. Польские писатели XVIII ст. отмечали, что запорожские казаки носили широкие шаровары с золотым галуном вместо опушки, суконные с откидным рукавом полукуншуши, белые шелковые жупаны, шелковые с золотыми кистями пояса и високие шапки с барашковыми окольниками серого цвета и красным шелковим верхом, который заканчивался кистью.

Как видим, запорожский костюм не был свободным от многих иностранных заимствований, но тем не менее имел прочную этническую основу, что и сделало его одним из ярчайших проявлений национальной самобытности.

Детали костюма разнообразились в зависимости от разных бытовых ситуаций, характера работы, обычаев, обрядов, сезона. В особенно торжественных случаях (например, на свадьбе) надевался весь комплекс, выступая важным социальным показателем, подчеркивая имущественное и семейное положение человека, его возраст, национальную принадлежность, региональные признаки. В целом традиционный костюм украинцев можно назвать целой сокровищницей духовной культуры народа, что присуще ему специфическими способами отражает его национальный характер, национальные ценности.

Источник

Украинский народный костюм: фото, описание, история

Немного истории

Известно, что украинский народ отличается богатой и красочной историей, в которой были как радостные, так и тревожные события. Культура этой страны формировалась длительный период, и подарила миру не только известных авторов, художников и композиторов, но и такой элемент, как национальный костюм.

Стоит отметить, что традиционный украинский наряд отличается многогранностью и сложностью. Вышивки и декоративные элементы, используемые в оформлении, демонстрируют сильный и богатый дух страны и населения. При просмотре нарядов можно заметить, что в дизайне используются яркие палитры. Такие детали сформировались под влиянием различных культур и событий. Каждый цвет является символом определенного чувства или момента.

Для каждого района Украины придуманы различные костюмы, которые могут отличаться между собой не только кроем, но и декоративными вставками. С помощью этого, население пытается показать этнические оттенки, отличия и особенности.



Характерные особенности

Несмотря на то что основные элементы национальной одежды по всей Украине одинаковы, отличия присущи почти для каждого региона. Влияние на костюм оказывали климатические, этнические особенности местности, из-за чего имеются нюансы в силуэте, крое, цветовом оформлении, способе ношения.

Одеяние центральных областей, юго-восточных, северных и западных заметно отличается. Ему присущи некоторые черты нарядов соседних стран – России, Беларуси, Польши, Молдовы. Несмотря на это, классическим костюмом украинского народа принято считать тот, что носили в Среднем Приднепровье – историческом, культурном центре Украины. Основные черты украинского национального костюма можно описать так:

Главными элементами украинского мужского костюма были и остаются: рубашка (сорочка), штаны (шаровары), пояс (кушак), легкая верхняя одежда (свитка или жупан), смушковая шапка со шлыком, красные кожаные сапоги (чоботы). Женский костюм состоит из сорочки, юбки, пояса, вышитого жакета, цветочного венка с лентами для девушек и намитки для женщин, красных сапог.

Особенности

Национальный украинский наряд можно смело отнести к одному из видов творчества. Даже сегодня многие дизайнеры стараются использовать в оформлении новые традиционные узоры и мотивы.

К особенностям национальных украинских костюмов стоит отнести:

С помощью простых и лаконичных элементов, народные мастера постарались дополнить такой практичный наряд незабываемой красотой. Долгое время множество людей трудились над созданием национального костюма, который смог бы передать дух украинского народа.

Особенностью нарядов является и то, что он совмещает в себе нотки русской и белорусской культуры. В пошиве костюмов использовались не только похожие материалы, но и декоративные детали.

Особое внимание нужно уделить зимним украинским костюмам, которые дополнены практичной и нарядной верхней одеждой. Это могут быть модели с прямой спиной, клинообразным кроем, варианты с отрезной талией.

Цвета и оттенки

Каждый цвет, используемый в оформлении украинского костюма, является определенным символом. Черный всегда обозначал землю-кормилицу, которая имеет особое значение в культуре этого народа.

Красный цвет является символом радости, любви и страсти. Он преобладает в дизайне украинских нарядов.

Белый применяется для создания мережек. Этот цвет всегда обозначал святость и чистоту. В украинской культуре белый имел особую ценность, так как даже для создания обручальных колец использовалось светлое серебро.

Читайте также:  Как вывести папиллому под мышкой народными средствами

Довольно часто в оформлении нарядов применяется синий цвет. Известно, что такой оттенок является символом свободы и очищения. Синий всегда напоминает о душевном спокойствии.

Зеленый цвет обозначает весну. Оттенок характеризуется с молодостью, свежестью и растениями, которые дозревают под теплыми солнечными лучами.

Особое внимание стоит уделить желтому цвету. Он является символом звезд и месяца, но нередко у украинцев такой оттенок характеризуется с разлукой.

В основном, для создания украинского национального костюма всегда использовались натуральные материалы. Предпочтением отличался лен, так как он обладает легкостью, и на нем можно создавать различные узоры. Не уступали своих позиций хлопок и шерсть, которые обеспечивали комфорт и практичность. К еще одному популярному варианту относится батист. Стоит отметить, что все эти материалы используются и сегодня.

Крой и декоративные швы

Для каждого региона свойствен индивидуальный крой. В основном, женские наряды представлены в прямых лаконичных силуэтах. Рубахи всегда делились на три типа: с использованием вставок, на кокетке и туникообразные (наиболее распространенный вариант). В качестве составляющего элемента женского наряда выступала понева — одежда, покрывающая заднюю часть тела, и закреплялась она на талии. Одной из разновидностей этой модели является плахта — наряд, оформленный крупной клеткой.

Для создания декоративных элементов использовались разнообразные вышивки. В основном, она применялась для окантовки воротника. Вышивка всегда создавалась вручную, в чем и заключается ее главная ценность.

Аксессуары и украшения

Главным дополнением мужского костюма были головные уборы. Они представлены в разнообразной форме. Это могут быть цилиндры или конусы. Не менее распространенным вариантом являются полукруглые шапки. Что же касается девушек, то они любили дополнять свой наряд венками из живых или искусственных цветов.

Особенности поясной одежды

Согласно древним обычаям у восточнославянских девушек до пятнадцати лет или до свадьбы должны были быть подпоясанные рубашки. Ритуал надевания поясных одежд (понев) связывали с замужеством, после чего девушки становились женщинами. Поневы были общеславянскими элементами в традиционных одеждах, которые прикрывали тело сзади и закреплялись в районе талий.

Украинцы располагали тремя разновидностями такой одежды:

Дерги — это три сшитые длинные полотнища, образующие собой полосу трехметровой ткани в ширину и до трех четвертей в длину. Они охватывали корпусы женщин сзади и подвязывались поясом. Так как дерги считались повседневной одеждой, их шили из черных или неокрашенных тканей, без украшений.

Запаски отличались от дерг тем, что у их верхних углов были тесемки, завязывающиеся на талии. Обыкновенно носились две запаски, чаще разных цветов. Одной прикрывалось тело сзади, другой, надеваемой спереди, пользовались в качестве передника. Запаски производили из качественных и тонких шерстяных и однотонных тканей. Они были синими, зелеными, а также красными.

Плахты в качестве праздничной одежды изготовливались из тканей с клетчатым орнаментом. Они вышивались вручную. Известны шерстяные или шелковые плахты. В ранние периоды плахты шились из золотых и серебряных видов парчи.

Дальнейшим эволюционированием понев считаются юбки. Так в районе Полесья широко распространенными были такие шерстяные юбки с полосатыми орнаментами — андараки,. В дополнение к женским костюмам шли нагрудные украшения. Материалом для них могли служить драгоценные камни, стекло, бусы, а также монеты типа «мониста» или «дукачей».

Разновидности

Наряды для мужчин и женщин отличаются не только по цвету, но и по использованию декоративных элементов. Особое внимание нужно уделить детским костюмам, для которых характерны яркие и насыщенные палитры.

В основе женского костюма использовалась рубашка, называемая кошулей. Она несколько длиннее, нежели мужские варианты, и состоит из двух частей. Для праздников женщины надевали особую рубашку, называющаяся «додильня», в оформлении которой использовалась ручная вышивка. Яркие и нарядные кушаки выступали в качестве пояса. Нижнюю часть могли составлять дерга (рабочий вариант), запаска или плахта.

Верхняя одежда украинцев

В верхней одежде украинцев царило разнообразие, связанное с покроем и названиями.

История моды выделяет четыре вида такой одежды:

В последнем случае сборки делали по всей талии. Такими видами одежды были чемеры, чемерки, чамарки.

Одним из обязательных атрибутов в одежде украинского народа считался пояс. Согласно восточнославянской мифологии пояса выступали в качестве оберегов, он защищали тело. Талию обматывали трех-, четырехметровыми поясами несколько раз, а концы, заканчивающиеся кистями, отпускали ниже колен. Одно время популярными были персидские пояса из шелка, а невесты подпоясывались вышитыми полотенцами — рушниками.

Традиционный украинский женский костюм

Женский украинский костюм имеет множество вариантов. И это зависит не только от этнографического региона, но и от того факта, для какого события такой костюм шили. В зависимости от этих факторов женский наряд мог отличаться силуэтом, кроем, отдельными частями одежды и даже способами ее ношения, цветовой гаммой, декором, украшениями.

Традиционным украинским считается женский наряд Среднего Приднепровья, тогда как в Полесье сохранились наиболее архаичные элементы народного костюма. На Подолье можно заметить значительное влияние молдавской культуры на формирования одежды этого региона, а на северо-западе Украины — польской.

В восточной части страны носили вышиванки без воротника, которые считаются более древними, а вот в западных регионах — с воротником, чаще всего с отложным.

Традиционно вышивкой украшался подол рубашки, воротник и рукава, особенно на месте соединения с плечом. Поверх вышиванок женщины одевали жилетки или жупаны.

Молодые девушки вплоть до замужества носили только подпоясанные вышиванки, а вот женщины должны были убирать рубашку в поневу. Понева являет собой шерстяную юбку из нескольких кусков ткани. В некоторых областях даже существовал обряд надевания поневы, который говорил о том, что девушка уже посватанная и скоро перейдет в разряд женщин.

Юбка

Украинские женщины носили три разновидности юбок: запаска, дерга и плахта.

Запаска была повседневной одеждой и не имела рисунка или каких-либо элементов декора. Чаще всего запаски шили из красной, синей или зеленой шерстяной ткани. Женщины носили две запаски разных цветов — “попередниця” и “позадниця”. К верхним углам запаски часто пришивали тесемки, которые обвязывались вокруг талии.

Дерга также была разновидностью повседневной одежды и состояла из трех длинных кусков ткани, которые плотно обхватывали корпус женщины. Ширина дерги — 3 м, длинна — 60-70 см. Традиционно эта часть гардероба шилась из плотной черной материи и обвязывалась широким поясом.

Обувь

Описание украинского народного костюма было бы неполным, если не рассказать о том, во что же обувались люди. Бедные крестьяне носили лапти. Так же, как и на Руси, даже такая примитивная обувь была в дефиците. Но в отличие от русичей, украинцы делали лапти необычным способом. Они продевали через петли лозы веревку, а затем затягивали ее на ноге. Лапти изготавливали не только из лозы, но и из кожи. В отличие от аналогичной обуви своих ближайших соседей, украинцы делали лапти практически без боковин. В некоторых семьях обувь изготавливали из сыромятной кожи. Причем материал никак не сшивался. Форму коже придавали непосредственно на ноге. Фиксировали такое подобие ботинок с помощью бечевки. Те крестьяне и казаки, у которых не было больших финансовых проблем, могли позволить себе сшитую из кожи обувь. Изначально вместо каблуков у таких ботинок была подкова. Но впоследствии сапоги приобрели современный вид. Чаще всего обувь была красного цвета. Она выглядела ярко и хорошо сочеталась с красным декором народного костюма. На ноге сапоги фиксировались с помощью тесемок. А более поздние модели стали производить с металлическими пряжками, которые часто изготавливали из благородных металлов. На верхний край сапога наносился узор, который или выжигали, или прорезали.

Украинский национальный костюм

Любой народный костюм воплощает собой самосознание нации, ее эстетический идеал, стремления и ценности. Этот феномен складывается на протяжении столетий, и трудно переоценить его историческое и художественное значение. В этом плане украинский национальный костюм – явление многогранное. Он воплощает собой славянскую душу, восточную любовь к ярким цветам и в то же время западную нотку утонченной элегантности.

Украинский национальный костюм ведет свою историю с древнейших времен, когда у славянских племен из приднепровья (на тот момент еще не объединившихся в Киевскую Русь) появился такой предмет одежды, как рубаха-вышиванка, которую носили без какой-либо верхней одежды. Становление же костюма непрерывно продолжалось вплоть до 19 века, при этом оно тесным образом переплеталось с иными культурными традициями.

Именно культура древних славян стала колыбелью для украинского, равно как и для русского, белорусского стиля в одежде. Недаром эти народности имеют так много общего как в истории, так и в национальной одежде. Украинский костюм многолик, в каждом регионе страны (Полесье, Приднепровье, Карпаты, и др.) он имеет свои характерные особенности. Это связано, в том числе, с тем, что Украина граничит с Молдовой, Польшей и отразила в одежде черты соседствующих народов.

Сами украинцы относятся к своему народному костюму по-особенному, трепетно – предметы этой одежды (хотя бы вышиванку) можно найти практически в каждой семье.

История появления украинского традиционного костюма

Украинская традиционная одежда появилась очень давно. Как русский и белорусский народный костюм, истоки у них одни – древняя славянская одежда. После того, как славяне перестали одеваться в шкуры животных, их одежда стала приобретать те черты, которые можно даже сейчас узнать в национальных костюмах славянских народов. Изначально, стиль в одежде был практически одинаков, но со временем появились свои особенности, зависящие от особенностей местности.

Некоторые считают, что украинская одежда одинакова во всех регионах и состоит из следующих элементов:

На самом деле, традиционная одежда украинцев удивительно многолика, и зависит от климата, этнических и прочих особенностей конкретного региона. Например, у жителей Полесья, Карпат, Приднестровья существуют значительные различия в элементах традиционной одежды. Это связано с близким соседством родственных славянских народов, чья культура повлияла и на одежду украинцев. Наиболее распространённые вышивки – это не просто узоры, каждый завиток имеет своё значение.

Особенности

Национальный костюм Украины отличают следующие характерные особенности:

Отдельно стоит остановиться на традиционной вышиванке. Вышивка была не просто женским рукоделием, но проявлением творческого мастерства, таланта крестьянки. Это занятие привносило радости в нелегкую жизнь женщины, через цветовую палитру она могла передать свои чувства и веру в лучшее. Вышиванка – это очень красивый оберег. В древности люди верили, что вышитые вручную символы и рисунки, обладая волшебной силой, могут защитить от злых сил. Особым образом расшитые рубашки и блузы украинцы надевали в основном по праздникам и на веселые гуляния.

Для мужской одежды были свойственны строгие геометрические орнаменты, которые олицетворяли мужество и смелость. Женские же узоры отличались замысловатостью, изящностью, сложным переплетением линий. Вышиванка могла изображать цветы, виноградную лозу, листья, символизируя любовь, юность, нежность, невинность.

Что касается общей цветовой гаммы украинского костюма, то это был фоновый белый или другие светлые цвета, сочетающиеся с красным и иными яркими цветами (лазурным, зеленым, кирпичным, дымчатым) венков, лент, поясов и других предметов гардероба. При многообразии региональных вариантов отчетливо прослеживается единая художественная линия.

Еще один важный признак украинского народного костюма – ее комплексность. Каждый предмет одежды (будь то нательное белье, верхняя часть, головной убор, кушак, сапоги) выполнял свое назначение и был тесно связан другими вещами.

Отличительные особенности украинской одежды

Особенности традиционной одежды украинцев в следующем:

Как любая древняя славянская одежда, украинский народный костюм наполнен символизмом. От одежды других славянских народов он отличается яркостью, нарядностью и праздничностью. Несмотря на обилие контрастов в цветовой гамме, одежда выглядит достаточно гармонично.

Где купить или взять на прокат?

Сегодня национальный костюм Украины (мужской, женский или детский) можно купить либо взять напрокат в специализированных магазинах или агентствах. Этот наряд выделит вас на любом мероприятии, будь то свадебная представление или же карнавальная вечеринка. Детский комплект – оригинальное решение для утренника в детском саду либо школьного праздника. Ваш ребенок гарантированно будет в центре всеобщего внимания.

Читайте также:  Как украсить русский народный сарафан фото

Изысканное вечернее платье в украинском стиле, которое украсит собою любое торжественное мероприятие. Прямой чуть приталенный силуэт дополняют роскошные широкие рукава, собранные на запястье. Красивая вышивка с цветочным орнаментом делает акцент на треугольном вырезе и груди. Вышитые золотистые линии органично сочетаются с подобного цвета туфлями с открытым мысом. Платье, выполненное из струящейся шелковистой ткани, имеет классическую длину, чуть приоткрывающую колени. Завершает образ бордовый клатч с декоративным элементом также украинской стилистики.

Посмотрите в видео Vogue UA образы украинок конца ХІХ — начала ХХ века.

Платья в украинской стилистике

Сегодня платья в украинской стилистике являются не только национальной одеждой, но и самостоятельным стильным элементом современного образа активной, изысканной, деловой и элегантной модницы. Исторически сложилось, что украинское платье отождествлялось с нежностью и женственностью. Сегодня платья в украинском стиле демонстрируют подлинную душевность, самобытность, а также изысканный и неординарный вкус.


Платье в украинском стиле — это воплощение женственности и изящества

Для того, чтобы платье действительно отображало этническую культуру украинского народа, по сей день рукодельницами используется множество различных техник для декорирования одежды. Особенно популярным при создании этно-платья является сочетание светлой натуральной ткани в качестве базового элемента наряда, а также контрастная вышивка. Среди наиболее популярных техник представлены вышивка гладью и крестиком, для торжественных и вечерних образов дизайнеры используют вышивку лентами или бисером. Такое платье в украинском стиле может, как полностью повторять национальный костюм народа, так и являться удачной стилизацией под украинский «фолк».


Милое белое платье с украинскими мотивами

Среди многообразия моделей можно выделить основные направления:


Повседневное платье в украинском стиле


Стильное платье в украинском стиле


Свадебное платье в украинском стиле

Почему, выбирая оригинальный и неординарный наряд, выбор должен пасть на украинский наряд? Ответ прост: на любом мероприятии, будь-то светский раут, молодежная вечеринка или деловой ужин, украинские мотивы в платье гарантируют уникальность и драгоценную эксклюзивность образу.

Украинский национальный костюм

Во все времена традиционная одежда лучше всего иллюстрировала культуру, привычки и особенности народа. Украинский национальный костюм не стал исключением – каждая яркая деталь насыщенной палитры демонстрирует богатый и стойкий дух страны с долгой и непростой историей. Что носили хлопцы и дивчата?

Традиционный украинский костюм схож с одеждой других восточноевропейских народов. Основа – рубаха из конопляного или льняного полотна, которую заправляют в суконные или холщовые штаны. Верхний разрез рубахи – пазушка – непременно украшается вышивкой. Строгие геометрические орнаменты выделяются на белом полотне и символизируют мужество и смелость. Часто мужской костюм украшался вышивкой с дубовым листом – мощным оберегом рода. Воротник может быть стоячим, отложным или отсутствовать вовсе. Нижняя часть костюма – шаровары – фиксируется на поясе шнуром. Широкие штаны жгуче-красного или ярко-синего цвета внешне напоминают мешок – такой фасон удобен как для сельскохозяйственных работ, так и для исполнения залихватского гопака. Между штанинами подшивается мотня из прямоугольных кусков материи – таким образом визуальное сходство с мешком усиливается. Некоторые этнические группы декорируют нижний край шаровар – например, у гуцулов принято было украшать зелёной или жёлтой вышивкой.

Женский украинский национальный костюм куда ярче и замысловатее мужского. Дівчины щеголяли в кошулях – длинных сорочках с вышивкой по краю горловины и на рукавах. Будничная рубаха шилась из грубого сукна, зато по праздникам наряды украинок отличались буйством красок на белоснежном шёлковом фоне.

Девушки носили кошули без верхней одежды, подпоясываясь лентами или кушаками. Замужние женщины обязательно дополняли наряд жупаном – жакетом без рукавов и верхней поясной одеждой, например, собирающейся сзади в крупные складки дергой. В качестве низа была понёва – длинная пёстрая юбка с расшитым передником. Праздничный вариант – плахта – шился из шёлка или парчи, дополнялся неповторимыми узорами.

Мужской костюм в украинском стиле

Не сказать об особенностях и характере мужского украинского костюма невозможно! Ведь именно он отображает не только комфорт и удобство, но и любовь к родной земле, уважение к традициям и истории.


Украинский национальный костюм не только красочный, но еще и очень удобный

Основой мужского национального костюма в Украине во все времена была простая рубаха из домотканого полотна. Внешне она напоминает традиционную русскую косоворотку, только разрез рубахи располагался по центру. Неизменное отличие рубахи — украшение отложного воротника или центрального разреза «пазушки» окантовкой в виде ручной вышивки. Рубаха традиционно заправлялась в широкие штаны, украинцы именовали их шароварами, которые закреплялись очкуром (шнуром) с широкой пряжкой.


Шаровары делали из яркой ткани, чаще синей или красной

Штанины в брюках были настолько широки, что по виду своему напоминали мешки и выполнялись, как правило, из сукна или холста. Такие шаровары обеспечивали комфорт в каждодневной работе, были удобны при выполнении ратных военных подвигов, а также в украинском национальном мужском танце — гапаке.


Шаровары были излюбленной одеждой легендарных украинских казаков


В бою такие штаны не стесняли движений


Ну и, конечно же, в них очень удобно отплясывать гопак

Интересно, что в Западной Украине испокон веков мужские брюки были зауженными, напоминая современную модель «дудочки». Рубаха и брюки подвязывались широким кушаком-поясом, который женой, невестой или матерью вручную расшивался витиеватыми узорами. Верхняя мужская одежда — это свит или кожух из овчины, призванный в студеную пору согреть, но не сковывать движений.


Наряд украинца из Западной Украины

Ресторан «Корчма» в ЭТНОМИРе

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

На территории этнографического парка, наряду с 12 отелями в этническом стиле, расположены более 10 ресторанов и кафе, каждый из которых выдержан в своей неповторимой концепции.

Под мягкой камышовой крышей белоснежной мазанки, в самом сердце живописного украинского хутора в этнодворе «Украина и Беларусь» расположился ресторан «Корчма».

Меню в полной мере представляет замечательное разнообразие и богатство национальной украинской кухни. Начните обед со знаменитого украинского борща, подаваемого с воздушными пампушками, отведайте вкуснейших вареников с разнообразными начинками, побалуйте себя золотистыми драниками и сочными вушками со сметаной, попробуйте нежное жаркое, запекаемое в глиняных горшочках или закажите аппетитную свиную рульку, приготовленную по семейному рецепту шеф-повара.

Украинский народный костюм

Украинский наряд ассоциируется с венками, рубахами, вышивкой, яркими лентами и, конечно, шароварами. В этом есть доля правды. Костюм объединяет всю красоту души славян, яркие и сочные краски, восточные мотивы, элегантность европейцев.

История традиционного костюма начинается уже в далёкой древности, когда славяне не были объединены под Киевской Русью. Культура страны очень насыщенная, это воплощается в знаменитых певцах, актёрах и костюмах. В дизайне всегда присутствуют яркие, насыщенные цвета, это говорит о силе духа. Все детали и орнаменты создавались под влиянием других культур. Костюмы различных районов отличаются цветовой гаммой, вышивкой и кроем. Это показывает отличительные черты этноса.

Женский — комплектация, описание

Основой костюма женщин и мужчин являлась рубаха — вышиванка. Женская отличалась от мужской своей длиной и шилась из нескольких материалов. Низ был скроен из более плотной ткани. Рубаха может быть с воротником и без, подол всегда украшается орнаментом. Рукава также были красиво вышиты, а края могут быть свободными или стянуты манжетами. До свадьбы девушки носили плахи — подпоясанные длинные рубахи с клетчатой вышивкой. Дерга была не такой нарядной, её надевали для работы, цвет у неё чёрный. Головные уборы для девушек есть нескольких видов, это кибалка — шапка с обручем, на который наматывали косы, чепчик или чепец— тонкая шапочка со шнурком, венок, состоящий из цветов, различные красочные ленты и платки.

Мужской — комплектация, описание

В основе костюма мужчины — вышитая рубаха. Украинцы не носят рубаху на выпуск, они всегда заправляют её. Крой достаточно простой, мало чем отличается от русского. Разрез находится по центру. Рубахи на плечах украшаются нашивками, напоминающими погоны. Штаны представляют собой шаровары, которые сверху загибаются внутрь и завязываются ремнём на поясе. Штаны очень широкие, с мотней, которая пришивалась посередине, в таких штанах ходили казаки.

Верхняя одежда разнообразна и делится на 4 типа, которые отличаются кроем на спине. Плащи — это широкий халат, в котором есть капюшон и рукава. Шушпан является рабочей одеждой, шьётся из прочных твёрдых материалов. Кобеняк всегда одевался поверх шубы, это накидка, похожая на мешок с прорезью для глаз. Пояс был важной частью костюма, они были длинные и широкие, поясом можно обернуться несколько раз. Головными уборами для юношей являются кучма — шапка из шкуры барана, малахай — шапка на зиму с наушниками и кабардинка — меховая шапка.

Материалы

Раньше для изготовления национальной одежды использовали натуральные ткани: льняную, конопляную, шерстяную. Из такого недорогого, часто домотканого материала шили вещи для повседневной жизни. Богатые и знатные люди носили наряды из китайского шелка, атласа, бархата, парчи, украшенных золотыми и серебряными нитками.

Сейчас костюмы шьют не только из натуральных материалов, но и из синтетических. А вышивка получается даже пышнее и замысловатее, чем на классических вариантах наряда.

Выглядят современные традиционные украинские костюмы не менее роскошно, чем те, что носили в прошлые столетия. Что касается аксессуаров, то тут разнообразие поражает: украшения делают не только из полудрагоценных камней, стекла, дерева, как это было раньше, но и из современных материалов. Главное, чтобы они максимально напоминали этнические и подходили по стилю к костюму.

Особенности цвета, орнаментов

К особенностям можно отнести простоту, разнообразие декоративных элементов и орнамента, яркий и сочный колорит, стройный силуэт. Простые и довольно лаконичные элементы добавляют роскоши и изыска, совмещаются русские и белорусские культуры. Зимние наряды очень практичные, удобные и красивые. Каждый цвет является символом: чёрный означает землю-кормилицу, красный — это цвет любви, белый символизирует чистоту, синий означает свободу и душевное спокойствие, зелёный — весна и молодость, жёлтый очень часто означает разлуку.

В качестве ткани выбираются натуральные материалы, например, лён, он очень лёгкий и комфортный. Хлопок и шерсть также очень практичные. В различных регионах используют свой крой. Женские наряды в основном всегда имеют прямой силуэт, рубахи бывают со вставками, на кокетке, и похожие на тунику. Вышивка является очень ценной, так как она создаётся вручную, в основном на воротнике. В дополнении к костюму идут головные уборы в виде цилиндра или конуса. Девушки в качестве украшения делали венки из искусственных или натуральных цветов.

Обувь и головные уборы

Национальный костюм подразумевает не только особенную одежду, но также дополняется традиционной обувью и головными уборами. В Украине, как правило, обувь изготавливалась из натуральной кожи. Все мы помним произведение Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», где прелестница Оксана просила Вакулу привезти ей красные черевички. Именно красные сапожки из мягкой кожи с высоким голенищем являлись мечтой всех украинских красавиц, но были доступны только лишь представительницам богатого рода или знати. Небогатые женщины наравне с мужчинами довольствовались морщунами — сапогами из кожи, перевязанными веревками для того, чтобы голенище не спадало во время ходьбы или работы.


Красные кожаные сапожки отлично дополняют образ

Головные женские уборы, как правило, предназначались замужним женщинам и должны были полностью покрывать волосы. Основными были кибалка, платок или чепец. А вот молодые незамужние девушки могли открыто демонстрировать красоту, украшаю голову лишь веночком или яркой атласной лентой. Для мужчин было представлено большее разнообразие головных уборов.

Источник

Поделиться с друзьями
Расскажем обо всем понемногу
Adblock
detector