Какие деревья являются волшебными в русских народных сказках легендах

Мини-исследование Тотемные растения в русских волшебных сказках

Материал из ПскоВики — сайта педагогического сообщества Псковской области

Введение. В этом году я решил продолжить изучение русских волшебных сказок, и обратил внимание на то, что в них часто встречаются деревья: дуб, яблоня, берёза и кусты (ракитовый, смородиновый, калиновый). Герои сказаний одушевляют и обожествляют деревья, верят в их могущество, обращаются к ним за помощью. Растения становятся волшебными помощниками сказочным героям. Помогают преодолевать трудности, чтобы добро победило зло и у сказки был счастливый конец.

Я решил проследить участие деревьев и кустов в русских волшебных сказках и ответить на вопрос: почему люди одушеляют и обожествляют растения? И почему они выбирают именно эти деревья?

1. Отследить участие деревьев и кустарников в русских волшебных сказках.

2. Узнать причину одушевления и обожествления растений.

3. Объяснить выбор участия в сказках деревьев: дуб, яблоня, берёза.

1. Подбор литературы.

2. Исследование сказок на предмет участия в них деревьев и кустов.

3. Работа с материалами Интернета по теме «Тотемные растения»

Я исследовал 15 русских народных волшебных сказок на предмет участия в них растений–помощников. В четырёх сказках проследил участие дерева дуб. В сказке «Матюша Пепельной» читаем: «Полез Матюша на самый матёрый дуб – от бури хорониться, а там на суку гнездо (1 с.539). А вот диалог героя с дубом в другой сказке «Иван – Горошко»: «Шёл–шёл, видит – дедушка сидит у дуба и плачет. – Чего ты, дед, плачешь? – Да как я этот дуб сверну, так и жизни решусчь!»

Наши предки не хотели болель, стареть, хотели быть всегда молодыми, верили в чудодейственную силу молодильных яблок и свои мечтания отразили в сказках. Поэтому яблоня и представлена в текстах сказаний как «тотемное» дерево. Эликсир – волшебный напиток, якобы способный сохранить молодость. Встречаются в русских волшебных сказках и берёзы. Лингвисты связывают слово «берёза» с глаголом «беречь». Они и в сказках выступают в роли помощников героям. Так в «Сказке о двух сёстрах» прочитал: – Берёзки, берёзки, зачем вы пропустили девку Дуняшку? – А затем мы пропустили, – говорят берёзки, – что берегли мы твой дом вот уже много лет, а ты и колышка нам не подставила, а эта девушка ленточкой нас перевязала». «В северных районах Руси существовал культ березы. По преданию на месте города Белозерска раньше росли березы, которым приносились жертвы. Культ березы сохранялся и позже. В 1636 г. нижегородские священники жаловались в своей челобитной, что «собиратся жены и девицы подъ древа, подъ березы, и приносятъ яко жертвы, пироги и каши и яичницы и поклоняс березамъ оучнуть походя песни сатанинские приплетая пети и дланми плескати, и всяко бесятся» (3). Берёза неразрывно связана с историей славянских народов. Прародители считали её символом доброты, щедрости и сострадания. Считали, что это дерево сохраняет связь с предками. «На Руси 11 апреля выходили в леса и «слушали берёзку», плели венки из свежих веток, пили берёзовый сок». По внешнему виду берёза антипод дубу. Она стройна, светла, чиста, несёт свет и нежность. Красоту этого дерева выделили и отметили наши предки. В глубокой древности у славян год начинался не зимой, а весной и встречали его не елью, а берёзой. Называли этот месяц «берёзозол». Из летописей известно, что люди поклонялись берёзе – своей главной богине Берегине, матери всех духов и земных богатств. Поэтому, когда мы ходим на могилки наших дедушек и бабушек, наши родители несут ветки берёзки и опахивают ими могилы. «Берёзу сажали у калитки, чтобы во двор не вошла беда, и ставили возле неё Лингвист – языковед. Лингвистика – наука о языке.

Читайте также:  Как использовать сосновые почки в народной медицине

скамейку, чтобы в нужную пору можно было послушать и поговорить с деревом, попросить у него силы и мощи. Вообще к берёзе в России всегда было особое отношение. Её берегли, за ней ухаживали, специально высаживали, стараясь «окольцевать» деревню защитным поясом берёз. Украшения, сделанные из берёзовой древесины, применялись для защиты от нечистой силы. А обычай украшать цветными ленточками молодые берёзки, в качестве просьбы об исцелении или удачи, во время свадебного обряда и на народные праздники, сохранились до наших дней». (3) В сказке «Белая уточка» читаю: «Взял князь белую уточку за крылышко и говорит: – – Стань, белая берёза, у меня позади, а красная девица – впереди! – Белая берёза вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди» (1, стр64). Вот она богиня Берегиня –«тотемное» дерево охраняет счастье князя и красной девицы.

В исследуемых сказках я проследил связь героев с травами и кустами. Так, в сказке «Золотой ботиночек» из зёрнышка выросла ива, которая долго помогала бедной сиротке, а в сказке «Волшебная дудочка» на болоте, где мачехина дочь погубила сводную сестру, выросла травяная дудка, с помощью которой была спасена бедная девушка. Часто в сказках участвуют калиновый, ракитовый, ивовый, смородиновый кусты. Слово «смородина» происходит от слова «смород», что означает очень резкий запах, смрад, вонь. Возможно, поэтому смородиновый куст в сказках связан с волшебным миром. Например, в сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» к смородиновому кусту подлететают 12 волшебных голубиц – красных девиц, «а вслед за ними и тринадцатая» (1 с.421). В другой сказке «Елена Премудрая» : малиновка (солдат обернулся малиновкой) села под смородиновый куст. Немного погодя – на то место летит по воздуху золотая колесница, в упряжи шесть огненных змеев» (1 с.516). Ракитов куст (в сказкае «Бурёнушка») становится волшебным помощником Марье – царевне: «Посадила она гузённую кишочку от коровушки Бурёнушки – вырос ракитов куст, на нём красуются сладкие ягодки. Пошла она ягоды брать, а мелкие пташки вдвое да втрое на блюдо кладут» (1 с.19). Так отблагодарила Марью коровушка за доброе и ласковое к ней отношение.

Читайте также:  Головокружение у пожилых людей причины лечение народными средствами

Вывод: 1. Люди в древности верили, что их первопредком является какое–нибудь животное или растение. Таких животных–прародителей и такие растения называли «тотемами». Этим тотемам люди поклонялись, одушевляли, верили в их могущество, просили защиты и помощи.

2. За внешнее величие дуба, его долголетие, прочность древесины наши прародители выделили дерево дуб, верили в его могущество, что нашло своё отражение в русских волшебных сказках.

3. В сказках я читал о молодильных, серебряных, золотых яблоках. Веру в чудодейственную силу яблок прародители отразили в русских волшебных сказках

4. Из летописей известно, что люди поклонялись берёзе – своей главной богине Берегине, матери всех духов и земных богатств. В русских народных сказаниях берёза нашла своё место в качестве помощника героям в преодолении препятствий, в борьбе со злом.

5. Исследование сказок помогло мне представить жизнь наших предков.

Фольклорные тексты – это повторяющиеся истории выживания в борьбе с волшебным миром, непонятным, необъяснимым нашими предками. История народа связана с народным фольклором и находит в нём своё отражение.

Работу можно использовать на уроках литературного чтения.

В дальнейшем планирую продолжить исследование по теме «Тотемные животные в русских народных волшебных сказках».

Источник

Поделиться с друзьями
Расскажем обо всем понемногу