Страница плясовая
Народная плясовая «Камаринская». Брянщина.
Уже около трех столетий звучит на Руси разудалая плясовая «Камаринская». Она принадлежит к числу наиболее ярких, характерных и известнейших русских народных плясовых песен — наряду с «Барыней», «Семеновной», «Калинкой», «Подгорной». Эта песня, как и сопутствующая ей пляска, задорная, с юмором, грубовато-сатирическая, была порождена непростыми обстоятельствами жизни мужиков-севрюков в XVII-XVIII веках. В ней певец/плясун сам над собой и над своими господами посмеивается:
Не хотел ты своему барину
служить! (Или: своей барыне)
по улице бежит, (Или: портки)
Он бежит, бежит, он спотыкается,
Сам над барином своим
потешается. (Или: барыней)
Острой социальной направленностью, мужицким грубоватым юмором, динамичностью и красочностью мелодии «Камаринская» напоминает сатиру скоморохов. По своему характеру — это типичная частица той бесшабашно-удалой русской народной поэзии, передающей образ неукротимого вольника, врага приличий, озорника.
Название плясовой произошло от названия волости, в которой она зародилась, — Комарицкая. Образована во второй половине XVI в., вероятно, как одна из мер по укреплению юго-западных границ. Административный центр волости — первоначально Брянск, с 1627 года — Севск. Поставляла хлеб для государевых служилых людей. В случае военной опасности среди крестьян волости набирались даточные люди. В XVII в. жители волости несли драгунскую службу. В XVIII в. в связи с крупными раздачами земель помещикам волость распалась. Эти приграничные земли длительное время находились в центре борьбы Московии, Литвы, Речи Посполитой, да и крымские татары протягивали к ней руки. Коренное население Комарицкой волости — вольнолюбивое и предприимчивое, привыкшее к необходимости постоянно отражать какие-либо нашествия, пополнялось «гулящими» людьми, бежавшими от закабаления из центральных районов. В январе-марте 1605 года волость была подвергнута разорению царскими войсками из-за поддержки ее населением Лжедмитрия I.
Вот в какой бунтарской среде, при таких обстоятельствах зародилась эта задиристая «Камаринская».
Красочная и жизнеутверждающая мелодия «Камаринской» была широко известна. Она была включена в первый сборник русских народных песен, изданный в 1790 году. М.И. Глинка обессмертил народную жемчужину, создав на её основе симфоническую фантазию «Камаринская» (1848 г.), П.И. Чайковский написал фортепианную пьесу «Камаринская» для своего «Детского альбома» (1876 г.).
Источник
Камаринская
Камаринская — одночастная увертюра Михаила Ивановича Глинки, написанная в 1848 году. В ней Глинка подражает русскому народному пению с подголосками, когда тема проводится сначала одноголосно, а потом при каждом новом проведении добавляются новые подголоски. Обе темы абсолютно контрастны друг другу по характеру, тональностям, размеру и фактуре.
История создания
Случайно я нашел сближение между свадебной песнью «Из-за гор, гор высоких» и деревенскою плясовою Камаринскою, всем известною. И вдруг фантазия моя разыгралась, и я, вместо фортепиано, написал эту пьесу на оркестр под именем «Свадебная и плясовая
Позже Владимир Одоевский посоветовал Глинке назвать произведение «Камаринская».
Основа
Форма произведения — двойные вариации. Используются две темы:
Первая — «Из-за гор, гор высоких». F-dur (Фа мажор). Это протяжная русская песня, которая использовалась в свадебных обрядах. После темы идут несколько вариаций:
Вторая — «Камаринская». D-dur (Ре мажор). Бойкая плясовая. В вариациях на эту тему скрипки играют пиццикато, а деревянные духовые подражают русским народным инструментам.
Развитие тем
После проведения двух разделов звучат новые группы вариаций на темы А и В.
В теме А особых изменений нет, а вот в теме В множество придумок, смен тональностей, синкоп.
Темп идёт с накоплением, всё быстрее и быстрее. Используется тональность темы А — F-dur (Фа мажор)
Перед концом увертюры небольшое замедление, тему второго раздела (В) играет одна скрипка, но потом снова играет весь оркестр и всё заканчивается темой В на фортиссимо (ff).
Смотреть что такое «Камаринская» в других словарях:
КАМАРИНСКАЯ — КАМАРИНСКАЯ, русская народная плясовая песня шуточного характера. Использована М.И. Глинкой в оркестровом произведении Камаринская … Современная энциклопедия
КАМАРИНСКАЯ — ( Комаринская ) русская народная плясовая песня и танец (главным образом мужской), перепляс, преимущественно шуточного характера. Музыкальный размер 2/4, иногда 3/4 … Большой Энциклопедический словарь
КАМАРИНСКАЯ — КАМАРИНСКАЯ, ой, жен. Русская народная плясовая песня, а также пляска в ритме этой песни. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
камаринская — сущ., кол во синонимов: 3 • песня (161) • пляска (21) • танец (264) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов
Камаринская — или Комаринская русская плясовая песня, в скором темпев 2/4. Ею воспользовался М. И. Глинка для своей оркестровой фантазии подтем же названием. В этой же фантазии автор применил и свадебную русскуюпесню. Фантазия окончена в 1848 г., в Варшаве. Н … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Камаринская — знаменитая нар. плясовая песня. Была особенно популярна в инструмент. исполнении, сопровождающем пляску (под тем же назв.). Пляска К. не имела опред. фигур и носила характер импровизац., сольного или группового, муж. перепляса. В муз. отношении,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
«Камаринская» — («Комаринская»), русская народная плясовая песня и танец (главным образом мужской), перепляс шуточного характера, в чётном размере. Использована М. И. Глинкой в его оркестровом произведении «Камаринская» … Энциклопедический словарь
КАМАРИНСКАЯ — ой; ж.; КАМАРИНСКИЙ, ого; м. Название русской народной плясовой песни; пляска под мотив этой песни (напоминающая движения пьяного человека). Сплясать камаринского. Насвистывать камаринскую. Играть камаринского. * * * КАМАРИНСКАЯ «КАМАРИНСКАЯ»… … Энциклопедический словарь
Источник