Когда и почему появилось народное искусство

Народное искусство

Смотреть что такое «Народное искусство» в других словарях:

народное искусство — ▲ искусство ↑ этнос народная песня. народное изделие. народный танец. ▼ фольклор … Идеографический словарь русского языка

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО — синтетическое по характеру иск во, изначально связанное с трудовой деятельностью человека и представляющее одновременно материальную и духовную культуру. Н. и. восходит к синкретизму первобытной культуры, сохраняет в своей основе мифо поэтическое … Эстетика: Словарь

народное искусство — см. народное творчество … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО — специфический вид духовно практического освоения мира, развивающийся как художественное творчество народных масс и связанный с их трудовой деятельностью … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

Народное творчество — художественное, народное искусство, художественная творческая деятельность трудового народа (по мнению некоторых учёных, также и в форме самодеятельного искусства), в частности создаваемые и бытующие в народных массах архитектура,… … Художественная энциклопедия

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО — (народное искусство фольклор), художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка (песни,… … Большой Энциклопедический словарь

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО — (народное искусство, фольклор), художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народными творцами и бытующие в народе поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка (песни,… … Современная энциклопедия

Народное творчество — художественное, народное искусство, фольклор, художественная творческая деятельность трудового народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно прикладное… … Большая советская энциклопедия

народное творчество — (народное искусство, фольклор), художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народный массах поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка (песни,… … Энциклопедический словарь

Народное творчество — Народные музыканты. Будапешт, Венгрия. НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (народное искусство, фольклор), художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народными творцами и бытующие в народе… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Источник

Что такое народное искусство?

Что такое народное искусство?

Народное искусство представлено архитектурой, а также изделиями из самых разных материалов: керамикой, ткачеством, вышивкой, резьбой по дереву, живописью, художественной ковкой. Оно возникло в глубокой древности для удовлетворения эстетических потребностей человека в его повседневной жизни.

Вначале народное искусство развивалось как элемент художественного оформления различных бытовых предметов: посуды, одежды, инструментов и орудий труда, жилища. Нередко это оформление носило магический характер, отражая древнейшие мифологические представления об устройстве мира, окружавшего человека.

Часто образы народного искусства имели охранительное значение, например, вышивка на одежде или орнамент на жилище.

С течением времени народное искусство выделилось в отрасль кустарного производства, став ремеслом. В России оно приобрело форму народных художественных промыслов, бытующих в определенных местностях (федоскинская, палехская, мастерская лаковая миниатюра, городецкая роспись по дереву, гжельская керамика, семёновская игрушка).

С начала XIX века народное творчество становится одним из источников, питавших образами и мотивами изобразительное искусство. А к середине XIX века интерес к нему усиливается, самые выдающиеся художники, архитекторы, скульпторы, музыканты того времени обращаются к образам народного искусства и создают на их основе произведения (картины Васнецова, оперы Римского-Корсакова, скульптуры Антокольского и Конёнкова, постройки А. В. Щусева – московские вокзалы).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Что такое абстрактное искусство?

Что такое абстрактное искусство? Абстрактное искусство — одна из разновидностей живописи, отличающаяся предельной упрощенностью формы и линий. Этот стиль начал развиваться после 1910 года.Под абстрактным искусством понимают те произведения, которые были созданы. Не

Что такое абстрактное искусство?

Что такое абстрактное искусство? Абстрактное искусство – одна из разновидностей живописи, отличающаяся предельной упрощенностью формы и линий. Поэтому нелегко понять то, что изображено на картинах.Под абстрактным искусством понимают те произведения, которые были

Народное творчество

Народное творчество Изобразительное искусство хакасов представлено в вышивке, разных рисунках на повседневных предметах (сундуках, кроватях, музыкальных инструментах), металле, копье, кости и камне. Сюжетные рисунки, например на шаманском бубне, раскрывают нормы

ГЛАВА 6 Военное искусство. Оперативное искусство

ГЛАВА 6 Военное искусство. Оперативное искусство ГОСПОДСТВО В ВОЗДУХЕ решающее превосходство авиации одной из сторон в воздушном пространстве на ТВД, важном операционном направлении или в определенном районе. Позволяет военно-воздушным силам, а также Сухопутным

ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО?

ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО? Искусство есть способность видеть невидимое, осязать неосязаемое и рисовать то, что не имеет облика.Жозеф Жубер (1754–1824), французский писатель* * *Искусство есть мышление в образах.Виссарион Белинский (1811–1848), критик* * *Искусство есть заражение

Искусство нравиться. Искусство общения

Искусство нравиться. Искусство общения См. также «Пиар» (с.178); «Работа с людьми. Работа в команде» (с.307)Самое полезное из всех искусств – искусство нравиться.Филип Честерфилд (1694–1773),английский дипломат и писательНадо полагать, что если у человека разумного нет желания

Народное творчество

Народное творчество Изобразительное искусство хакасов представлено в вышивке, разных рисунках на повседневных предметах (сундуках, кроватях, музыкальных инструментах), металле, копье, кости и камне. Сюжетные рисунки, например на шаманском бубне, раскрывают нормы

Источник

Народное искусство

В широком значении народное искусство (фольклор) — это создаваемые народом на основе коллективного творческого опыта, национальных традиций и бытующие в народе поэзия (предания, сказки, эпос), музыка (песни наигрыши, пьесы), театр (драма, театр кукол, сатирические пьесы), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, отличаются красотой и пользой. Мастера народного декоративно-прикладного искусства создают свои произведения из разнообразных материалов. Наиболее распространены: художественная керамика, ткачестве кружевоплетение, вышивка, роспись, резьба по дереву или камню, гравирование, чеканка и др. Расписной посудой, кружевными салфетками, деревянными резными досками, вышитыми полотенцами мы можем пользоваться в быту.

18. Декоративность.Декоративность в народном и декоративно-прикладном искусстве является главным средством выражения красоты, одновременно она является особенностью произведений других видов искусства. Декоративный образ выражает не единичное, а общее — «видовое», (лист, цветок, дерево, птица, конь и т. д.). Декоративный образ требует художественно-образного мышления. Поэтому в народном искусстве принято выде­лять образы-типы изделий традиционных художе­ственных промыслов, которые отражают мифоло­гические и эстетические представления народа. Например, образ птицы, коня, древа жизни, жен­щины, знаки-символы земли, воды, солнца мож­но увидеть, в разных художественных материалах: вышивке, ткачестве, кружеве, росписи по дереву и металлу, резьбе по дереву, керамике и др. Устойчи­вость и традиционность этих образов, их архетипичность во многом обусловливают высокую худо­жественно-эстетическую ценность произведений народного искусства. В то же время универсальность образов-типов в искусстве разных народов мира показывает их един­ство, связанное с общностью подходов к процес­су эстетического познания природных и обществен­ных явлений. Образы в профессиональном декоративном ис­кусстве также отражают представления того или иного народа о красоте. Они тоже часто создаются на основе природных или геометрических моти­вов, однако здесь допускается большая свобода в трактовке образов. Исторические сюжеты или темы современной жизни активно используются в про­изведениях прикладного искусства.

Читайте также:  Загадки про русские народные инструменты гусли

19. Народные художественные традиции. Авторы современных исследований в области искусствознания рассматри­вают традиции как диалектическое явление, связанное не только с прошлым, но и с настоящим и будущим. В понимании С.Б.Рождественской традиция есть сокровищница всего эстетически совершенного, что передавалось из поколе­ния в поколение, комплекс изобразительных средств, устойчивых и меняю­щихся одновременно. Формирование и развитие народных художественных традиций той или иной местности проходило под влиянием природно-географических, культурных и социально-экономических факторов. МА.Некрасова рассматривает народное искусство как творческую, куль­турную, историческую систему, которая утверждает себя через преемствен­ность традиций, функционирует как особый тип художественного творчества в коллективной деятельности народа. И каждый народ несет свою культуру поэтически-образных и ремесленных традиций. Они складывались веками и шлифовались многими поколениями людей. С традициями в народном ис­кусстве передаются не только мастерство, но и образы, излюбленные наро­дом мотивы, художественные принципы и приемы. Традиции формируют главные пласты народной художественной культуры — школы и одновремен­но определяют особую жизненность народного искусства. Невозможно недооценить силу традиции для развития народного искус­ства. М.А.Некрасова совершенно справедливо обосновывает художественное богатство образов, форм, средств и техники именно этим. Она считает, что только особенно своеобразное в национальных системах, в системах региональ­ных, в системах школ народного искусства может определить жизнь народ­ного творчества как культурного очага, только живая традиция дает путь его развитию. Закон традиции оказывается главной силой в развитии.

20. Национальный характер. В народном творчестве выражены национальный темперамент и национальный характер. Именно они во многом определяют многообразие форм народного искусства. Целостность народного искусства как художественной структуры и есть ключ к его пониманию. Тради­ция в таком случае — творческий метод. Традиционное выступает в народном искусстве в виде системы, для кото­рой важны следующие аспекты: связь человека с природой, выражение наци­онального, школы народного искусства (национальная, региональная, кра­евая, школа отдельных промыслов). В народном искусстве художественный навык, техническая сноровка, ме­тоды работы, мотивы передаются от мастера к ученику. Художественная сис­тема отрабатывается коллективно. После их освоения ученики получают возможность варьировать полюбивши­еся мотивы росписи. И только на основе приобретенного опыта переходят к импровизации по мотивам росписи, сочинению собственных композиций. Если стадию повтора и вариации проходят все в обязательном порядке, то на уровне импровизации доводится работать только самым талантливым учени­кам, которые могут стать настоящими мастерами своего дела.

21. Композиция как значимое соотношение частей художественного произ­ведения в народном и декоративно-прикладном искусстве может строиться по разнообразным схемам. Условно выделяют следующие активные элементы декоративной композиции: цвет, орнамент, сюжет (тема), плоскостное или объемное пластическое решение. Для постижения композиционных закономерностей обязательно воспри­ятие образа художественной вещи или пространственно-объемной компо­зиции в целом.

22. Цвет— одно из выразительных средств в народном и декоративно-при­кладном искусстве- рассматривается как важнейший компонент декоратив­ного образа. Он не ассоциируется с конкретными признаками изображаемо­го предмета или явления. В каждом центре народного творчества создаются свои колористические решения художественных вещей, связанные с тради­ционной технологией обработки материалов, сохранением архетипов и дру­гими условиями коллективного творчества. Достижение выразительности в декоративной работе связано с тоновым и цветовым контрастами. В декоративной работе художники также заботятся о гармоничном соот­ношении цветов, причем реальные цвета предметов могут быть заменены символическими. Колористическое единство всех элементов орнаментов до­стигается с помощью цветовых контрастов или нюансов. При подборе цвето­вых отношений в декоративной работе учитывается размер частей рисунка, их ритмическое расположение, назначение вещи и материал, из которого она сделана.

23. Тема. В декоративной скульптуре или на керамических сосудах тему и сюжет можно выразить различными способами. Например, в гжельской керамике сцену чаепития изображают на посуде или лепят в мелкой пластике. А сосуд с легкостью превращают то в зверя, то в птицу. Тематическая декоративная композиция имеет свои закономерности, свой художественный язык. Она, как и любое произведение изобразительного ис­кусства, рассказывает о людях, вещах или событиях. Но при этом изобрази­тельный рассказ подчинен декоративным целям, как правило, служит укра­шению предмета. Поэтому декоративная композиция родственна также и орнаменту. Ее варианты неисчислимы в зависимости от конкретных задач, а художественные возможности могут быть расширены при использовании разнообразных материалов и техник, изменении назначения и масштаба изоб­ражения. Тема декоративной композиции может быть выражена способами, прин­ципиально отличающими ее от композиции картины. Пространственные со­отношения реальной натуры могут полностью отсутствовать. Изображение пейзажа может разворачиваться не в глубину, а вверх, в этом случае дальние планы помещают над ближними.

Дата добавления: 2014-12-03 ; просмотров: 23 ; Нарушение авторских прав

Источник

Когда и почему появилось народное искусство

Народное искусство

Еще на рубеже XVII-XVIII веков реформы Петра I углубляют разделение русской культуры на народную и дворянскую. Но их взаимодействие, то меньшее, то большее, не прекращается на протяжении всей последующей истории русского искусства. При этом народное прикладное искусство, отличаясь относительной устойчивостью, всегда хранит этические нормы и эстетические представления, выработанные народом. Традиционные формы народного прикладного искусства, несколько переосмысленные, встречаются и в XIX веке.


Ил. 126. Рубель. Дерево. Трехгранно-выемчатая резьба. Новгородская губ. 1793. ГРМ


Ил. 130. Ковш-скопкарь. Дерево. Роспись. Архангельская губ. Перв. пол. XIX в. ГРМ

Резьба по дереву. С древнейших времен в нашей стране, богатой лесами, самым распространенным материалом в крестьянском быту было дерево: береза, ель, ольха, сосна и осина. Из него возводили избы, делали мебель, посуду, орудия труда.

Читайте также:  Как определить глубину залегания водоносного слоя народным методом

Народ выработал много различных приемов резьбы по дереву: геометрическая, скобчатая, сквозная, рельефная и другие. Каждый вид резьбы применяется в соответствии с назначением предмета, его формой, масштабом, не нарушая его функции. Так, крыши крестьянских северных изб увенчиваются монументальной и величественной скульптурой коня, птицы, восходящей к древним магическим оберегам дома (Архангельская, Вологодская губ.).

Роспись по дереву и лубу. Сочетаясь с резьбой, она широко применяется в крестьянском искусстве XVIII и XIX веков. Расписывают посуду, прялки, шкафы, колыбели, короба, сундуки, сани и дуги.

Несмотря на множество местных вариантов, в крестьянских росписях выделяются две манеры: живописная, основой которой служит свободный кистевой мазок, и графическая, с ясно выраженным контурным рисунком.

В течение XVII-XIX веков на берегах Северной Двины складывается самобытный стиль росписей с четким контурным рисунком и заливкой яркой киноварью, зеленой, солнечно-желтой и реже синей. Эти росписи превращают крестьянскую утварь в подлинное украшение избы. На прялках, коробах, сундуках, створках шкафчиков мастера пишут фантастические образы птиц Сиринов, кентавров и домашних животных: курушек, петухов, бытовые сцены среди стилизованных растений. В росписях, так же как в сказке, сочетаются необычное и реальное.

В начале XVIII века резная кость входит в моду в дворянском обществе Петербурга. Это существенно влияет на ее развитие.

Известны имена выдающихся холмогорских резчиков XVIII века, приезжавших в Петербург: Осип Дудин, Евсей Головин (родственник М. В. Ломоносова), семья Шубиных, из которой вышел знаменитый скульптор Ф. И. Шубин.

В первой половине XIX века холмогорская резьба воспринимает и черты стиля классицизма. Формы изделий становятся прямоугольными и строгими. Затейливый орнамент превращается в однообразную сетку (выполняемую пропиловкой сразу нескольких пластинок), с симметрично расположенными гирляндами цветов.

В течение XIX века торговля на севере сокращается, спрос на резную кость падает, меняется потребитель, в изделиях начинает преобладать ремесленничество, промысел хиреет.


Ил. 133. Квасник. Майолика. Гжельский район. Московская губ. Втор. пол. XVIII в. ГИМ

На основе народных традиций, используя элементы стиля барокко, гжельские гончары создают новые формы сосудов: кольцеобразные квасники и кумганы (кувшины со сплюснутым туловом и длинным носиком), с изогнутыми деталями, лепными украшениями. Предельно обобщенные скульптурные фигурки, бытовые сцены заканчивает лаконичная роспись.

Яркий национальный характер гжельской керамики привлекает к ней внимание всех слоев общества XVIII века.

Бесконечные варианты ромбов, геометризированных женских фигур говорят о фантазии и необыкновенной изобретательности мастериц. Нередко введением цветных, преимущественно красных, нитей они подчеркивают выразительность узоров. Символический смысл древних мотивов постепенно забывается, но их эстетическое значение сохраняется устойчиво. Строго ритмичное построение тканых узоров напоминает плавные мелодии народной песни.

Для XVIII века характерна многоцветная вышивка, выполненная растительными красками льняными и шелковыми нитями мягких и сочных цветов. Золотое шитье используется главным образом для украшения свадебных женских головных уборов. Их редкостная красота создается искусным использованием фактуры ткани, мерцанием золота, переливчатостью речного жемчуга и перламутра, игрой светотени в рельефных швах.


Ил. 127. Подзор. Вышивка. Строчка по письму. Белые льняные нити. Вологодская губ. Конец XVIII в. ГРМ

В XVIII веке повсеместно распространяются усадебные мастерские: ткацкие, вышивальные и кружевоплетения, где крепостные в невыносимых условиях создают узорное тканье, вышивки, кружева, зачастую творчески перерабатывая западноевропейские образцы для барского обихода и на продажу.

Источник

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО

За этими словами стоит большое и важное явление: народная поэзия и театр, музыка и танец, архитектура и изобразительное искусство. Народное искусство — фундамент, на котором выросло здание мировой художественной культуры.

Коллективность творчества — характернейшая черта народного искусства. Ведь почти все в работе мастера было продиктовано многовековой традицией: выбор материала и приемы его обработки, характер и содержание декоративного убранства.

О коллективности народного искусства хорошо писал большой его знаток искусствовед В. С. Воронов: «Все формальное богатство его создавалось путем постоянных повторений: медленное накапливание перефразировок, дополнений, поправок, изменений. и вариаций. приводило к созданию крепких, выношенных форм. Удачное и оригинальное, привнесенное в искусство индивидуальной ловкостью и острой зоркостью, прививалось, развивалось и приводилось в законченную форму; случайное, бесталанное и надуманное не выдерживало дальнейшей коллективной проверки, отпадало и исчезало».

Это историческая коллективность, тесно связанная с передачей традиций от мастера к мастеру, из поколения в поколение. Но существует и коллективное творчество современников, в котором ярко проявляется свойственное народному искусству «хоровое» начало. Исстари его духовным основанием была общность мировосприятия, обрядов, обычаев, фольклора. Один и тот же образ варьировался в творчестве разных мастеров. Найденный кем-то новый прием или мотив быстро становился всеобщим достоянием. В результате развивалось и обогащалось искусство не одного или нескольких мастеров, но целого промысла как единого творческого организма. И в наши дни художники Палеха и Хохломы, аула Кубачи и Полховского Майдана гордятся своей принадлежностью к неповторимому искусству родного промысла, сообща решают стоящие перед ним творческие проблемы (см. Народные художественные промыслы).

Не отсюда ли удивительная жизнерадостность народного искусства — от сознания собственной силы! Ведь за каждой вещью — будь то резная прялка или вышитое полотенце, расписная ложка или тканая скатерть — талант, труд и единодушие многих людей, в идеале — целого народа! И красота — тоже из этого источника. И конечно, от родной природы, у которой мастер учится неустанно. И краски у нее берет, и ритмы, и формы — вспомнить хотя бы типичные для русского Севера ковши в форме плывущей птицы. Подобно природе, народное искусство отбирает только лучшее и шлифует его столетиями, создавая поистине совершенные технологию, формы, орнамент, колорит. Со временем все это приобретает характер традиции: раз достигнутое прекрасное должно сохраниться — таково требование народа. Вот почему и говорят о произведениях народного искусства как о памятниках истории и культуры.

«Золотую» хохломскую чашу мы сегодня покупаем не потому, что она нужна в хозяйстве. Она очаровывает нас благородством формы, изяществом росписи. За эту красоту мы как бы освобождаем вещь от исполнения прямой ее функции и ставим на полку как украшение интерьера. Сегодня декоративная сторона начинает все больше преобладать в произведении народного искусства.

Изготовляя какую-либо необходимую в хозяйстве вещь, условным языком орнамента мастер воспроизводил картину мира, как он его представлял. Один из крупнейших исследователей народного искусства — В. М. Василенко недавно «прочитал» символику деревянного ковша-черпака из района города Козьмо-демьянска. Вглядевшись в черпачок, вы без труда увидите голову лебедя. Выше — украшенные радиальными насечками круг и ромб. Это очень древние мотивы, чаще всего обозначавшие солнце. А венчает все изделие фигурка коня. Он стоит торжественно, как на пьедестале. Без сомнения, это не обычная крестьянская лошадка, а самый настоящий «конь-огонь»! Чтобы символика вещи стала понятной, напомним, что на протяжении веков в народе жило поэтическое представление о том, что днем по небу светило в возке тянут кони, а ночью оно пересаживается в ладью, которую влекут по подземному океану лебеди или утицы.

Читайте также:  Как нормализовать месячные у подростка народными средствами

Этот часто непонятный нам теперь смысл делал вполне обычную вещь неотъемлемой частью не только повседневного быта, но и мировоззрения народа, связанного с особенностями его мировосприятия и этическими идеалами. Неразделимы и другие стороны произведения народного искусства: утилитарная и эстетическая. За долгие века выработались своеобразные правила, которым всегда следовали мастера. Например, форма предмета продиктована его назначением, поэтому она идеально проста и продуманна. Далее, любая форма — результат особых свойств материала. Глиняный кувшин будет иметь одну конфигурацию, таких же размеров деревянный — совершенно другую, медный — тоже свою. Наконец, форма предмета и его декор должны соответствовать друг другу.

Зародившись в глубокой древности, народное искусство долгое время было общенародным достоянием. Положение изменилось с развитием классового общества Разделение труда породило новый тип художественной деятельности — профессиональное искусство, удовлетворяющее духовно-эстетическим запросам господствующих классов. В центре его стояла творческая индивидуальность с ее неповторимо личным восприятием окружающего мира. К началу капиталистического периода народное творчество в промышленно развитых странах повсеместно превращается в искусство трудовых масс деревни и города. Все чаще оно оценивается как «простонародное» и «отжившее». Усилия меценатов, пытавшихся спасти «милую старину», не могли изменить судь.бу народного мастера, обреченного на конкуренцию с фабрикой, выбрасывающей на рынок миллионы безликих, но дешевых вещей. К концу XIX в. в большинстве стран Европы она была практически решена.

В государствах же, ставших на капиталистический путь развития позже, разрыв между народным и профессиональным искусством был не столь ощутим. Особенно там, где, как в России, фольклорные элементы глубоко проникли в культуру верхних слоев общества. Не случайно украшенные легким травным орнаментом золотые ковши, хранящиеся ныне в Оружейной палате, очень похожи на своих деревянных собратьев, которыми пользовались простые люди.

Народное искусство Руси было по преимуществу крестьянским, поэтому в нем отчетливо отразился взгляд земледельца на окружающий мир. Какие понятия занимают в таком миросозерцании центральное место? Солнце, земля, вода. Ну и, конечно, все, что на земле произрастает. Отсюда и главные «персонажи» народного искусства: солнце, которое чаще всего изображалось в виде креста, ромба или розетки; кони и птицы; прочно связанные с водной стихией русалки; мифическое Древо Жизни, символизировавшее нескончаемое произрастание плодов земных; наконец, Мать-Сыра-Земля, образ которой ученые узнают в вышитых на полотенцах женщинах с воздетыми к небу руками, словно просящих у него дождя и благодатных солнечных лучей, и в глиняных игрушках из самых разных областей России — баба с младенцем у груди, а по подолу — яркие «солнышки».

Но жизнь менялась, и вместе с ней менялось и народное искусство. Ведь сила традиции как раз в том, что она чутко откликается на изменения действительности, помогая запечатлеться в искусстве новому. Будь иначе, народное творчество давно превратилось бы в холодную стилизацию. А ведь оно радует нас и сегодня! Постепенно мифологическое значение древних символов забывалось, ослабевала их связь с сельскохозяйственными обрядами. В конце XIX в. мастер часто уже не знал, что означают те или иные образы, и все же не отказывался от них: увенчивал крышу избы коньком, вырезал на ставнях солнечные розетки. Правда, постепенно древние символы приобретали все более заметный декоративный характер, но что-то важное для людей от их первоначального смысла всегда сохранялось.

В XVII—XIX вв. в искусство народа вошло немало новых мотивов — источниками послужили стили барокко, классицизм, ампир. Однако образы эти становились выражением чисто народного миросозерцания, приобретая нередко даже новый облик. Так, львы на подоконных досках нижегородских изб явно перекликаются с каменными львами дворянских усадеб. Но как они добродушны: часто такой зверь напоминает пса или кота. Народное творчество никогда не копирует, всегда остается самим собой. Можно сказать, что в нем вообще не бывает смены стилей, столь характерной для искусства профессионального. Все исторические пласты, начиная с древнейшего, сосуществуют в народном искусстве, как неразделимы они и в памяти народа. Это наглядный пример мудрого накопления культурных ценностей.

Второе рождение пережило народное искусство в СССР и странах социализма с выходом на историческую арену широких народных масс. За годы Советской власти сделано немало. Возрождены многие угасшие было художественные ремесла, возникли новые народные художественные промыслы, например лаковая миниатюра бывших иконописцев Палеха, Мстёры и Холуя. Работы здешних художников насыщены образами советской действительности, несут новое содержание, какого не знало дореволюционное народное искусство (см. Палех, Лаковая миниатюра).

Подобные процессы произошли в холмогорской резьбе по кости, в федоскинской лаковой миниатюре, в тобольской костяной пластике, в шемогодской резной бересте. Удивительно свежим явлением предстает украинская настенная роспись, нашедшая себя в искусстве станкового типа. То же можно сказать о косовской керамике, о расписных узбекских блюдах, гончарных грузинских и армянских сосудах, творчестве северных народов. Советское народное искусство не знало простой реставрации старых традиций. На их основе создавалось новое декоративно-прикладное искусство, проникнутое подлинной народностью.

Сегодня оно существует в двух основных формах. С одной стороны, еще живо традиционное искусство деревни, связанное с неповторимым бытовым укладом того или иного народа, особенностями окружающей природы. С другой — развиваются народные художественные промыслы, многие из которых имеют богатую историю. В постановлении ЦК КПСС «О народных художественных промыслах» (1974) подчеркивается важная роль народного искусства в культуре социалистического общества.

И сегодня произведения народного искусства дарят нам все те духовные и эстетические ценности, которые веками накапливал народ. Тут — история страны, ее сегодняшний день и будущее. Потому что богатое и разнообразное искусство народа — залог его созидательной силы, нравственного здоровья и исторического долголетия.

Источник

Поделиться с друзьями
Расскажем обо всем понемногу