Кокошник: от седой старины и до наших дней
Думаю, не раз кто-то на сцене, кто-то на экране телевизора видел этих красавиц. Роскошные наряды, чудесные головные уборы. Кокошником называются эти головные уборы.
Кокошник. Такое звонкое слово, как коклюшки! Что же это такое — кокошник? Стало интересно.
Вот что я узнала и чем хочу с вами поделиться.
В русском народном костюме женскому головному убору уделялось особое внимание. По нему можно было узнать не только, из какой местности владелица, но и каков ее возраст, семейное положение и социальная принадлежность.
Если обратиться к справочникам, кокошник — старинный русский головной убор в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма.
Женщины полностью прятали волосы под головным убором, так как по старинным обычаям показывать их было нельзя. В старину кокошник носили только замужние женщины. Часто поверх кокошника накидывали платок или фату. Примерно как здесь:
Но девушкам тоже обижаться не приходилось — их головные уборы были не менее богатыми и красивыми. При этом коса — девичья краса и часть макушки всегда оставались открытыми.
Северно-русская (Новгородская, Архангельская губ.) «коруна». Девичий, часто свадебный головной убор. Сажение по бели. Надевался обычно поверх праздничной парчовой «повязки» (Из коллекции Н.Л. Шабельской)
Ф. Будкин. Девушка у зеркала
История кокошника полна тайн и загадок. Кокошник известен со времен Древней Руси. Однако точное время его возникновения неизвестно. Уже в погребениях Новгорода, относящихся к X-XII веку, встречается некое подобие кокошника: твёрдого головного убора, низко сидящего на лбу и закрывавшего голову полностью до ушей.
В XIX в. он бытовал в купеческой и крестьянской среде (главным образом в северных губерниях), а в допетровской Руси — и в боярской среде.
Владимирско-Нижегородский кокошник
Средина 19-го века. 17.8 x 104.1 см. Шёлк, стекло, металлическая нить, полудрагоценные камни, жемчуг, хлопок (Из коллекции Н.Л. Шабельской).
Калужский кокошник.
Средина 19-го века. 21.6 x 105.4 см. Шёлк, жемчуг, металлическая нить, хлопок, бумага. (Из коллекции Н.Л. Шабельской)
Но, если кичка была чисто крестьянским головным убором, то в городах и крестьянки, и мещанки, и купчихи носили кокошник. Изготавливался кокошник на заказ профессиональными мастерицами — «кокошницами», владевшими навыками шитья жемчугом, бисером, золотной нитью и умением обращаться с фабричными тканями. Его расшивали различными орнаментами-оберегами и символами супружеской верности и плодородия, кокошник был не только украшением женщины, но и ее оберегом. Цена некоторых изделий доходила до 300 руб. ассигнациями, поэтому кокошники тщательно хранили в семье и передавали по наследству.
Женский образ в старинном русском головном уборе — кокошнике много показан на полотнах живописцев.
Дрождин Пётр Семёнович. Портрет купчихи в кокошнике
Портрет императрицы Александры Фёдоровны
Портрет Марии Яковлевны Строгановой
Николай Иванович Аргунов (1771-после 1829). Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме.
Название «кокошник» происходит от древнеславянского «кокош», обозначавшего курицу. Характерной чертой этого головного убора является гребень, форма которого в разных губерниях была различной. Так, например, в Псковской, Костромской, Нижегородской, Саратовской и Владимирской землях кокошники напоминали по форме наконечник стрелы. В Симбирской же губернии женщины носили кокошники полумесяцем. В других местах схожие с кокошниками головные уборы назывались «каблучок», «наклон», «злотоглав», «рогачка», «кокуй», «сорока».
Кокошник, 2-я половина 19 века, Олонецкая губерния
Златоглав — женский головной убор. Курская область. XVIIIв
Женский головной убор. Вологодская губерния, XVIII в.
Ткань для кокошника вышивали золотом, серебром и жемчугом, а затем натягивали ее на твердую (берестяную, позже картонную) основу. Кокошники делали на твёрдой основе, сверху украшали парчой, позументом, бисером, бусами, жемчугом, у наиболее богатых — драгоценными камнями. Кокошники были очень разнообразны по конструкции и характеру украшений. Они имели матерчатое дно. Нижний край кокошника часто обшивали поднизями — сеткой из жемчуга, а по сторонам, над висками крепили рясна — низко спадающие на плечи нити жемчужных бус. Кокошники считались большой семейной ценностью.
К. Е. Маковский. Боярышня у окна (с прялкой).
Николай Неврев. Василиса Мелентьевна и Иван Грозный
Михаил Врубель. Царевна-лебедь
Константин Егорович Маковский (1839-1915). Боярыня у окна
Маковский К.Е. Царевна
К. Маковский. Русская красавица в кокошнике
В. Васнецов. Портрет В. С. Мамонтовой в однорогом кокошнике
К. Маковский. Грустная княжна
Маковский К.Е. Чарка мёда
Маковский К.Е. Княгиня под венец
К. Е. Маковский (1839-1915). Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в русском костюме 1900г.
Орнамент очелья кокошника обязательно состоял из трех частей. Позумент — металлическая ленточка — обрисовывает его по краям, а внутри каждой части «канителью» (витая проволочка) вышивается орнамент-оберег. В центре располагается стилизованная «лягушка» — знак плодородия, по бокам — S-образные фигуры лебедей — символов супружеской верности.
Тыльная часть кокошника вышивалась особенно богато: стилизованный куст символизировал древо жизни, каждая веточка которого — новое поколение; часто располагалась над веточками пара птиц, символ связи земли и неба и брачующейся пары, в лапках птиц — семена и плоды.
Более поздние кокошники в виде шапочки орнаментированы просто красивым орнаментом свадебной символики «виноград и роза», появившейся в вышивке под влиянием городской моды, и олицетворявшей в народном сознании «сладку ягодку и аленький цветочек».
Изгнанный из высших слоев общества при Петре Великом, который запретил боярышням носить кокошник указом, кокошник был возвращен в женский придворный костюм Екатериной II, воскресившей моду a la russe в понимании XVIII века и вернувшей его в маскарадный костюм. Проявляется внимание и к женскому боярскому и царскому костюму Московской Руси XVII в. В 1812-14 годах в моду вошли красные и синие русские «сарафаны» с ампирной талией и филигранными пуговицами впереди. Так одевались и русские императрицы.
Война с Наполеоном, всколыхнув небывалую волну русского патриотизма, вернула интерес ко всему национальному. На портретах того грозного времени в них запечатлены и англичанки, и императрица Елизавета Алексеевна, супруга Александра I, и даже француженки. Прорусское движение в моде вернуло в светское общество некое подобие старинных кокошников.
В 1834 году Николай I издал указ, вводивший новое придворное платье, дополненное кокошником. Оно состояло из узкого открытого корсажа с длинными рукавами «а-ля бояр» и длинной юбки с шлейфом. Кокошники в сочетании с придворным декольтированным платьем оставались в гардеробе фрейлин до революции.
Во 2-й половине ХIХ века взлет стиля историзм вылился, в частности, в коллекционирование русской старины и вызвал всплеск интереса к русскому костюму. В царствование Александра II и Александра III создавалось множество произведений в псевдорусском и неорусском стиле, кроме того, пышные театрализированные постановки на тему русской истории демонстрировали роскошь костюма. Пиком этой моды стал Костюмированный бал 1903 года в Зимнем дворце, гости которого были одеты по моде XVII века, в частности, в «часто утрированные в «оперном» стиле русские кокошники».
Кокошники, в которых блистали аристократки на этом балу, впоследствии послужили образцами для копирования в кустарных работах русской эмиграции, поскольку многие участники этого события стали беженцами. Стоит ли теперь удивляться, что, отправляясь в вынужденное изгнание, часть аристократии захватила с собой именно предметы псевдорусской моды — придворные платья и кокошники, что рассеяны теперь по музеям мира.
Невозможно перечислить всех знаменитых невест мира, выходивших замуж в 20-е годы в подобиях русских княжеских кокошников.
.
Достаточно упомянуть, что английская королева Мария, бабушка королевы Елизаветы II, венчалась в уборе, напоминавшем русский кокошник.
Кокошник оставался элементом русского сценического костюма. Он был неким символом России на протяжении долгих лет. Кокошники можно было увидеть и в кабаре, и на концертных представлениях. Особую роль играл Государственный хореографический ансамбль танца «Берёзка», сценические костюмы которого воплотили в себя все идеи предшествующих веков — от Екатерины до советских костюмеров-сказочников.
А прекраснейшие кокошники на актрисах в советских сказках! Это и Царевна-лебедь, и Снежная королева, и Царевна Несмеяна, Хозяйка медной горы.Такие изумительные костюмы могли придумать только мастера-костюмеры, основываясь на истории кокошника, имея перед глазами самые изящные образцы этого головного убора.
«Кащей Бессмертный»
И даже в современной моде кокошник обыгрывают законодатели мод.
Один из костюмов принцессы Амидалы («Звёздные войны») — золотой дорожный костюм — основан на русском народном костюме с кокошником.
В современной культуре кокошник является атрибутом новогоднего костюма Снегурочки.
Все эти сведения я почерпнула из интернета. Там же есть масса интереснейших фотографий, которые вы можете увидеть, если я вас заинтересовала темой русского женского головного убора под названием кокошник.
Источник
Кокошник — символ русского костюма
Кокошник — происходит от древнего славянского слова «кокош», означающего курицу, петуха.
В основе формы кокошника лежит толстая бумага, сложенная веером, с добавлением всевозможных лент, бусин, тесьмы, цветов, бисера, парчи, драгоценных камней.
Классический кокошник имеет несколько частей:
— спуск из лент и ткани;
— рясны — нити (часто жемчужные) спадающие на плечи с краев.
Поверх кокошников часто носили дорогие вышитые платки — урусы расшитые золотыми нитями или тонкое покрывало из кружева — фату.
Во многих русских губерниях были свои формы кокошников, отличающие их от других губерний. Кокошники были однорогие, двурогие, седлообразные, круглые в виде цилиндрической шапки с плоским дном, в виде шапочки с лопастями, шлемовидной формы и так далее. Кокошники были очень разными по форме, но всегда кокошник плотно охватывал голову женщины, закрывая ее волосы, уложенные в косы. Закрывать волосы замужней женщины — очень древний обычай всех славянских народов, связанный еще с дохристианской культурой.
О кокошниках много пишут, но, однако, до настоящего времени точную дату и место его первого появления не знает никто.
По одной из версий кокошники появились в Византии. Еще в древности знатные гречанки украшали свои волосы диадемами, которые крепились с помощью лент. Такие венцы носили незамужние девушки. Замужние женщины набрасывали на диадемы специальное покрывало. Эта мода могла появиться на Руси в период торговли с Византией.
Похожий головной убор был и у монгольских женщин.
Кокошники бережно хранились, передавались по наследству и считались большой семейной ценностью.
Кокошник считался праздничным головным убором. В вышивке использовались знаки оберегов и различные символы (например плодородия — стилизованная лягушка, или супружеской верности — S-образные фигуры по краям).
У разных слоев населения кокошники отличались по богатству исполнения.
Помните, как у А.С Пушкина:
«…На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею…»
Позднее Петр I запретил боярышням носить кокошники, но в крестьянской среде этому украшению удалось сохраниться как атрибуту свадебной и праздничной одежды.
Война 1812 года подняла необыкновенную волну русского патриотизма, вернула интерес ко всему русскому. Во всех слоях общества возвращается мода на русские сарафаны и подобия русских кокошников.
Николай I в 1834 издал указ, который ввёл новое придворное платье с кокошником. Состояло оно из открытого узкого корсажа с длинными рукавами «а-ля бояр» и длинной юбки со шлейфом. Порядок ношения этих платьев сохранился в России вплоть до февральской революции 1917 года.
Источник
Кокошник — корона русских красавиц
Если спросить людей, с какими атрибутами ассоциируется у них русская культура — обязательными ответами будут балалайка, медведь, снегурочка, сарафан и, конечно, кокошник. О происхождении головного убора и его особенностях в этой статье.
Откуда взялся кокошник
Модные течения существовали во все времена. Русская корона, возникновение которой принято относить к 16-17 веку, появилась не сама по себе. В Европе в это время носили конусообразный и рогатый атур (колпак), шляпы с полями, потом береты, в Византии — чепцы, капюшоны, высокие короны. Развитие торговых отношений между государствами, способствовало распространению модных веяний на Руси.
Известно ли вам, что замужние дамы покрывали голову не только для красоты или от плохой погоды, но и по духовным соображениям? Платок олицетворял христианские ценности — смирение, благородство, чистоту.
До кокошника носили:
Мистическое и социальное значение
Что такое головной убор кокошник для древнерусского населения того времени? Прежде всего, это выражение социального статуса. По внешнему виду короны судили о возрасте владелицы, происхождении, семейном положении, принадлежности к сословию.
Суеверный русский народ этому аксессуару приписывал также мистическое значение. Предки считали, что волосы замужней женщины, особенно распущенные, опасны — могут привлечь нечистые силы. Поэтому их не просто заплетали в тугие косы, но и прятали под головные уборы, закрывавшие лоб, затылок, уши. Традиция ходить в храм с покрытой головой до сих пор соблюдается.
Демонстрировать красоту шевелюры разрешалось только будущим невестам для привлечения женихов. Сразу как венчание случалось, косу девушке во время специального обряда переплетали и прятали под кисейным кокошником или в платок, завязанный под подбородком. Так она ритуально «прощалась со своей девичьей красотой». Больше девушке незачем было красоваться.
Значение вышивки
Делали кокошники из бересты или плотного картона. Обшивали тканью и изысканно украшали. Неотъемлемой частью гребня была вышивка с орнаментами в виде:
Рисовали цветными нитками, золотом, серебром, камнями. Получившиеся картинки служили сакральными оберегами для женщин. Дорогие головные уборы мастерили из шелка, парчи, украшали камнями, позументами. Корону шили самостоятельно либо покупали в деревенских лавчонках, на ярмарках.
Как носили такой головной убор?
Нарядный кокошник надевали в праздники. В другое время носили упрощенный вариант короны. Свадебную (жемчужную диадему) долгие годы аккуратно хранили в сундуке, а затем передавали по наследству. Удивительно, как наши предки бережно относились к вещам.
Объемная конструкция не пугала красавиц. Она имела небольшой вес, плотно облегала голову и не слетала. Веер крепился с помощью лент. Гребень надевался на сетчатую шапочку, в которой прятали волосы. Поверх короны еще иногда накидывали платок из шелка или шерсти.
Кокошник можно легко сделать своими руками и сейчас. Например, ребенку для маскарадного костюма. Просто, недорого и очень красиво. Выше можно посмотреть небольшой мастер-класс, а ниже кратко описана схема работы выглядит так:
Национальный символ
Кокошник прочно укоренился в русской культуре, как никакой другой головной убор — будь то кичка, повой или сорока. Даже прогрессивные меры Петра I не смогли вытеснить из крестьянского обихода привычную одежду. В глубинках их продолжали носить кокошники и сарафаны. Позже народный символ поддержала Екатерина II, позировавшая в такой короне для портретов. Затем подхватил идею придворного платья с кокошкой Николай I.
После революции народные костюмы уже никто не носил, но на этом история русского кокошника не закончилась. В начале XX столетия его прообраз шагнул в Америку и Европу, воплотившись в виде новомодной диадемы — тиары. Кстати, их до сих пор продолжают использовать невесты как дополнение к свадебному наряду.
Русские народные кокошники превратились в настоящий национальный символ. Болельщики на чемпионате мира по футболу в 2018 году наряжались именно в кокошники. Они стали своеобразной эмблемой, трендом события. Посмотрите их фотографии. Очень колоритно выглядят на фоне толпы.
Заключение
Возрождение исконно русской культуры сейчас активно поддерживается. Праздники, концерты, театрализованные представления в народных традициях находят большой интерес у жителей не только нашей страны.
Становится модной одежда в национальном стиле. Дизайнеры часто используют в отделке русские узоры, вышивку. Будет не удивительно, если женские шапочки в стиле кокошников вскоре тоже станут популярными среди модниц.
Источник
Кокошник
Старинный русский головной убор, всегда богато и красиво украшенный
Коко́шник — от славянского «кокош», обозначавшего курицу и петуха, от древнерусского «кокошь» — курица-наседка.
О появлении кокошника
Существует множество версий появления кокошника, но не одна не считается точной, только предположения. Так, по одной из версий, идея подобного головного убора пришла из Византии, поскольку там действительно женщины украшали себя диадемами, которые крепились с помощью лент.
Кокошник «С шишками», Псковкая обл, г. Торопец, XIXв.
Во времена активной торговли между Византией и Русью, наверняка могли перейти и элементы моды от греческих модниц к русским.
Так или иначе, но кокошник у русских женщин стал любимым головным убором, который по разным случаям и в разных губерниях имел свои особенности и разный внешний вид. По виду кокошника можно было определить возраст и статус хозяйки.
Известен со времен Древней Руси (по крайней мере, с XVII века, когда впервые задокументировано употребление слова). Хотя точное время его возникновения неизвестно.
Кокошник, Олонецкая губ., д. Воробьёво, нач. XX в, ГИМ
Уже в погребениях Новгорода, относящихся к X—XII веку встречаются некоторые подобия кокошника: твёрдого головного убора, низко сидящего на лбу и закрывавшего голову полностью до ушей. В Новое время вплоть до 1920-х сохранялся как часть традиционного обрядного убора невесты (девичья прическа торжественно заменялась кокошником или кикой).
Устройство
Кокошник по форме можно сравнить с веером или гребнем, который был разным по высоте, ширине и силуэту. Были кокошники и более похожие на шапочку, но обязательно с возвышением на передней части.
Кокошник «наклон», Костромская губ., XIX в.ГИМ
Основа кокошника делалась из картона, который фигурно вырезался и обтягивался тканью, из штофа и бархата, кумача на твердой основе из проклеенного или простеганного холста, картона, картузной бумаги. Вся конструкция пришивалась к шапочке или волоснику, закрепляясь сзади лентами.
В результате получался гребень украшали орнаментом: искусственными или живыми цветами, парчой, позументом, бисером, бусами, речным жемчугом, золотыми нитями, фольгой, стеклом, у наиболее богатых — драгоценными камнями. Вышивкой золотыми нитками часто покрывалась и затылочная часть.
Девушка в уфимском праздничном костюме и кокошнике, 1900-е гг.
По краям кокошника могли быть пущены рясны (спадающие на плечи жемчужные нити), сам он мог быть обшит поднизью (сеткой) из жемчуга. При надевании кокошник обычно слегка сдвигали на лоб, а затылок закрывали позатыльником из холста с надставкой из малинового бархата, закрепленным с помощью тесёмок.
«Сорока рогатая», Тамбовская губ., XIX в. ГИМ
Форма
Форма гребня в разных губерниях была различной: в Каргопольском уезде Олонецкой губернии кокошник делали в форме шапочки с вытянутым вперед очельем и лопастями, закрывающими уши. На лоб спускалась поднизь из рубленого перламутра.
Вологодский кокошник, называемый сборник, отличался многочисленными сборками над очельем.
Архангельский кокошник имел жесткую овальную форму с обильным декором наверху и очельем, выступающим вперед и не имевшим дополнительных украшений.
В Новгородской и Тверской губернии он был шлемовидной формы.
Форма кокошников в разных регионах довольно разнообразна, как правило, она была обусловлена особенностями традиции укладывания волос, собранных в жгут или в две косы — вокруг головы, надо лбом, на затылке, на висках и так далее.
Дополнениями и украшениями служили разного рода лопасти, обнизи, позатыльники и другие детали, значительно отличающиеся в разных регионах России, однако все они крепились на твердую основу — кокошник.
Виды кокошников
По конструкции выделялось несколько видов кокошников:
«Древнейшим типом нужно признать тот, где прямой гребень сидит поперек головы, от уха до уха»
Кокошник, Сибирь. ГИМ
Традиции ношения
Кокошник изготавливался на заказ профессиональными мастерицами — «кокошницами», владевшими навыками шитья жемчугом, бисером, золотой нитью и умением обращаться с фабричными тканями. Цена некоторых изделий доходила до 300 руб. ассигнациями, поэтому кокошники тщательно хранили в семье и передавали по наследству.
Иван Аргунов. «Портрет крестьянки» (1784)
Обычно кокошник надевали в праздники, в будни ограничиваясь ношением повойника. В отличие от кички и сороки, которые носились только замужними женщинами, кокошник мог носиться в том числе и незамужними.
Некоторые этнографы оспаривают это утверждение, например Кирсанова указывает, что «кокошником» со временем стали называть традиционный головной убор с высоким очельем и покрывалом, даже если его носила незамужняя девица.
В художественном строе русского национального костюма кокошник играл значительную роль, венчая собой монументальные формы праздничного женского костюма, акцентируя лицо, подчеркивая торжественность тех ситуаций, при которых надевали богато украшенные кокошники.
В XIX в. бытовал в купеческой, мещанской и крестьянской среде, а в допетровской Руси — и в боярской. В XIX веке распространился с севера России на юг, вытеснив сороку. В конце XIX века во многих губерниях России кокошники как праздничный головной убор стали исчезать, заменяясь головными уборами другого типа: сборниками, повойниками, наколками и тому подобное.
При императорском дворе
Изгнанный из высших слоев общества при Петре Великом, который запретил его носить боярышням указом, кокошник был возвращен в женский придворный костюм Екатериной II, воскресившей моду a la russe в понимании XVIII века и вернувшей его в маскарадный костюм.
В 1812—14 годах в моду вошли красные и синие русские «сарафаны» с ампирной талией и филигранными пуговицами впереди. Так одевались и русские императрицы.
Альбом с примерами официальных придворных платьев Николая I
В 1834 году Николай I издал указ, вводивший новое придворное платье, дополненное кокошником. Оно состояло из узкого открытого корсажа с длинными рукавами «а-ля бояр» и длинной юбки с шлейфом.
Кокошники в сочетании с придворным декольтированным платьем оставались в гардеробе фрейлин до революции.
Во 2-й пол. XIX века также появились бриллиантовые тиары-кокошники («тиары в русском стиле»), которые носились при дворе и подражали традиционным формам.
Во 2-й пол. ХIХ века взлет стиля историзм вылился, в частности, в коллекционирование русской старины и вызвал всплеск интереса к русскому костюму. Пиком этой моды стал Костюмированный бал 1903 года в Зимнем дворце, гости которого были одеты по моде XVII века, в частности, в «часто утрированные в „оперном“ стиле русские кокошники».
Императрица Александра Федоровна в кокошнике, ок. 1836.
Влияние на мировую моду
Историк моды Александр Васильев указывает, что в «русском» течении мировой моды между двумя Мировыми войнами самым популярным элементом народного костюма оказался именно кокошник, который «в 1919-29 годах входил в арсенал модниц всего мира».
Многие участницы Костюмированного бала 1903 года оказались в эмиграции и, чтобы найти средства для пропитания, основывали дома моды, где использовали опыт русского костюма.
Невеста 1920-х годов
В этот период на Западе утверждается форма кокошника-венца как свадебного убора — в подобном венце выходила замуж даже будущая английская королева Мария Текская.
Вольно переосмысленный кокошник становится элементом повседневной одежды. Жанна Ланвен делает коллекцию «русских» шляп, парижский дом «Огюст Боназ» в начале 1920-х выпускает пластмассовые кокошники.
Очелье
Очелье (начельник, налобник, начелок, очелыш) – это повязка на голову. Очелье как головной убор служит для закрепления волос.
Кика представляла собой открытую корону, украшенную жемчугом, бисером и другими драгоценными камнями. Собственно непосредственно кикой назывался не только весь убор, но и его нижняя часть, которая изготавливалась из проклеенного холста. Так как эта часть прикрывала волосы, то другим его наименованием было волосник.
Фата и убрус
Поверх кокошников часто носили шелковые или шерстяные платки, плотно вышитые орнаментом из золотых и серебряных нитей — убрус; тонкое легкое покрывало, украшенное вышивкой, кружевом или позументом — фата, дымка, вуаль.
Платок складывали по диагонали и закалывали под подбородком; длинное покрывало из кисеи или шелка закалывали под подбородком или спускали с вершины кокошника на грудь, плечи, спину.
Жемчужным кокошничком, золотым позатыльничком
Жемчужный кокошник молодая надевала на свадьбу после венчания, носила его до появления первого ребёнка, а затем — только по праздникам и особо торжественным случаям.
Небогатым семьям приходилось заказывать кокошник бисерный, но появиться в таком, скажем, в день свадьбы считалось зазорным и приходилось на время торжества занимать у соседей «жемчужный».
В старину девицы молились о своем замужестве в день Покрова такими словами: «Покров Пресвятая Богородица, покрой мою буйную голову жемчужным кокошничком, золотым позатыльничком!».
В некоторых местностях кокошник носили только новобрачные в течение трех дней после свадьбы — это было характерно для тех местностей, где кокошники уже исчезали, заменяясь простыми платками или же городскими шляпками.
Взгляд иностранца
Де Кюстин в 1839 году удивлялся: «Национальный наряд русских придворных дам импозантен и вместе с тем старомоден. Они носят на голове какое-то сооружение из дорогой материи.
Это головное украшение напоминает мужскую шляпу, сверху несколько укороченную и без донышка, так что верхняя часть головы остается открытой. Диадема, вышиной в несколько дюймов, украшенная драгоценными камнями, приятно обрамляет лицо, совершенно его не закрывая.
Она представляет собой старинный головной убор, придает женскому облику оттенок благородства и оригинальности, очень идет к красивым лицам и ещё более уродует некрасивые. К сожалению, последние весьма часто встречаются при русском дворе».
Источник