Контрольная работа на тему народная игрушка

Русская игрушка

Создание русской игрушки как синтетического вида искусства. Влияние ее на формирование личности ребенка. Возникновение большого разнообразия местных «школ» в искусстве народной игрушки. Использование в культуре декоративной скульптуры или сувенира.

Рубрика Культура и искусство
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 12.10.2017
Размер файла 35,2 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

Кафедра культурологии и социологии

по курсу «Народно-художественная культура»

По теме: «Русская игрушка»

1. Русская игрушка, как синтетический вид искусства

2. Художественно-эстетические особенности и центральные образы русской игрушки

3. Влияние русской народной игрушки на формирование личности ребенка

Список использованной литературы

Сквозь многие столетия дошли до наших дней артефакты древнего «культового мировоззрения», в которые наши предки вложили свое видение универсума и с помощью которых они стремились сами влиять на мир, трансформировать его в соответствии со своими этическими и эстетическими идеалами.

К сожалению, в мире современных игрушек, начиная от Барби до сложнейшей электронной игрушки, современные дети совсем не знают, во что играли их прародители. Именно это определяет актуальность данной работы.

рассмотреть историю возникновения и развития русской игрушки, как синтетического вида искусства;

охарактеризовать художественно-эстетические особенности и центральные образы русской игрушки;

определить влияние русской игрушки на формирование личности ребенка.

1. Русская игрушка, как синтетический вид искусства

Народная игрушка разнообразна по типам, материалам и технике изготовления, а также по возрастному, половому, социальному и игровому назначению. Игрушки подразделяются также на созданные взрослыми и игрушки-самоделки, созданные детьми. Те и другие используются в разнообразных народных играх, играх-упражнениях, играх- соревнованиях, ролевых играх, играх с правилами (интеллектуальных или подвижных). Среди народных игрушек большое место занимают дидактические игрушки, способствующие развитию ума, мышления, речи ребенка, дающих ему ряд ценных представлений, знаний, умений, навыков. Играя с ними, ребенок учится распознавать, различать, называть форму, величину, цвет предметов, знакомится с количественными соотношениями, числом, цифрой, с пространственными понятиями, объединяет детали в целый предмет, разбирает его на части.

Предпосылками для возникновения игрушки могли быть и игры-упражнения с уменьшенными копиями орудий труда взрослых (маленькими ножами, луками со стрелами, пращами, арканами, топорами, мотыгами, тележками, веретенами и др.), которые были приспособлены к половозрастным особенностям детей и употреблялись для их более раннего включения в производительный труд. Тип этих орудий зависел от доминирующих форм хозяйственной жизни данного общества. Историки вывели тесную взаимосвязь, существовавшую на поздних стадиях первобытнообщинного строя между развитием производительных сил, усложнением орудий труда, разделением труда и вытеснением детей из сложных и наиболее ответственных областей деятельности взрослых. Эти процессы обусловили значительное возрастание игровой функции уменьшенных копий орудий труда, широко использовавшихся в воспитании детей в условиях первобытной культуры.

Прототипами детской игрушки принято считать и произведения малой пластики первобытного общества. Археологи и этнографы, исследуя произведения малой ритуальной пластики, относящиеся к эпохам палеолита и древнейших земледельческих культур, пришли к следующему выводу. Эволюция идейно-образного содержания малой ритуальной пластики, а затем и игрушки шла от скульптурных орнитоморфных и зооморфных языческих тотемов через полиморфные образы предков-тотемов охотничьих групп к антропоморфным образам предков, сначала отождествлявшихся с различными силами природы, а затем превратившихся в сознании земледельческих племен в повелителей этих сил. Таким образом, первоначальное назначение фигурок птиц, животных, людей и полиморфных образов было культовым, а их игровая функция была вторичной.

«Культовые», уходящие в незапамятную скифскую древность игрушки сохранились в народе и после крещения Руси, потому что их метафизическая суть, их таинственный смысл в основе своей не противоречили пришедшему на нашу землю христианскому откровению. Не случаен, а, напротив, глубоко символичен тот факт, что единственный в мире «Музей игрушки» находится в Сергиевом Посаде, рядом с Троице-Сергиевой лаврой.

Хранителями древних традиций русской народной игрушки были крестьяне. Непосредственное влияние на формирование традиционной игрушки и характер игровой деятельности оказали специфические условия жизни крестьянского ребенка: близость к природе и сопричастность обрядово-религиозной стороне жизни, раннее включение в производительный труд взрослых. Эти факторы определяли уровень интеллектуального и физического развития, социокультурных навыков, инициативности, самостоятельности крестьянских детей, достижению которого призваны были способствовать, в частности, специальные игрушки и игры.

2. Художественно-эстетические особенности и центральные образы русской игрушки

Наличие на огромной территории России различных природных и исторических условий стало причиной возникновения большого разнообразия местных «школ» в искусстве русской народной игрушки.

К общим художественно-эстетическим особенностям русской народной игрушки различных местных школ России относятся:

-глубина, многозначность и общечеловеческая ценность образов;

-декоративность, лаконизм и обобщенность формы, ее гармония с содержанием образа, точность и предельная выразительность деталей;

-прекрасное чувство материала и его природных свойств;

-традиционность технологических приемов и композиций при огромном разнообразии их трактовок в любой местной школе и индивидуальном почерке каждого мастера внутри местной традиции;

-юмор, гротеск как утверждение традиционно оптимистического восприятия мира, добродушность и очеловеченность звериных изображений, отсутствие злых и устрашающих образов;

-яркость, условность и импровизационность росписи, использование в ней золота как указания на комизм образа;

Системный анализ народной игрушки как произведения искусства предполагает определение ее идейно-образного содержания, характера материала и его обработки, статики и динамики пластики и конструкции, меры условности и конкретности, цветового и орнаментального построения, взаимодействия силуэта игрушки с цветом и орнаментом на ее поверхности, наличия звука (с указанием его характера и возможности изменения в процессе игры), значения игрушки в конкретной социально-бытовой среде.

Образ птицы символизировал связь между землей и солнцем, светом, воздухом, между живыми людьми и их умершими предками. Образ птицы был неотъемлемой частью славянских аграрных обрядов и праздников.

Образ игрушки в значительной мере связан с материалом, из которого она изготовлена. Каждый материал требует своей формы, особой степени условности и обобщенности. Материалы, из которых изготавливалась русская народная игрушка, главным образом, естественно-природная: глина, дерево, солома, лоза, береста, шишки, мох и др. Материал игрушки во многом определяется географическими условиями жизни и формами хозяйствования.

Наиболее широкое распространение получили глиняные игрушки (фигурки людей, животных и птиц), промыслы по изготовлению которых примыкают к художественном) гончарству. К числу наиболее известных промыслов глиняной игрушки, действующих и в настоящее время, относятся каргопольский (Архангельская обл.), филимоновский и слободы Б.Гончары (Тульская обл.), абашевский (Пензенская об л.), дымковский (Дымковская слобода близ Вятки).

Села Нижегородской губернии, расположенные на реке У золе, с 60-х годов XIX в. прославились резными и столярными игрушками, детской мебелью, нарядно расписанными красным, желтым, зеленым и черными цветами и сюжетами из крестьянского, купеческого и городского быта. Выработанная здесь роспись масляными красками по текстуре древесины (лиственных и хвойных пород) и по цветному фону изделий получила название городецкой. Этот промысел широко известен крутошеими коньками, козлами, бычками (с. Городец), щепными фигурками (с. Лысково), токарной игрушкой, в том числе матрешками (с. Семеново).

Одним из древнейших видов русской народной игрушки является текстильная кукла, которая изготавливалась из ткани как взрослыми, так и детьми. Повсеместно бытовали куклы-закрутки, выполненные методом скручивания и завязывания лоскутков ткани, куклы с остовом из полена и сшитые куклы (с набитыми ватой или куделью головкой, туловищем, ручками и ножками). Согласно традиционным представлениям крестьянства текстильные куклы изготавливались безликими, так как, по поверью, в кукол с лицом могла вселиться какая-нибудь душа и так или иначе навредить ребенку. Все крестьянские куклы изготавливались с набитой ватой или куделью грудью и воплощали эстетические представления народа о красоте русской женщины.

Погремушки, шаркунки, трещетки до начала XX века, кроме развлекательной цели, также служили для призывания к ребенку добрых духов или ангелов-защитников. Используя основной принцип магии, связанный повсеместно с принципом подобия, выражающийся в том, что модель или изображение в определенном смысле заменяют оригинал, погремушка или мяч, изображающие Небесный мир, в руках ребенка должны были защитить ребенка от темных сил. Они как бы соединяли его с силами добра. Отметим, что в русской традиционной игрушке не встречается изображений отрицательных персонажей, так как считалось, что такие изображения могут принести ребенку зло, иными словами связать ребенка с оригиналами изображений.

В пинежском заговоре говорится, что игрушка переманивает на себя хворь. Той же цели служили различные свистульки. Свистульки часто изображали то или иное животное, кроме того, изображение животных являлось традиционной темой русской народной игрушки. В тульской области зафиксированы поверья, что посвистев в глиняную свистульку и сказав «Пусть порча перейдет на того, кто ее послал» человек выздоравливает, а тот, кто ее наслал, заболеет. В зависимости от недуга использовалась та или иная свистулька. В обычное время они стояли напротив окна, «не пропуская» болезнь и зло к ребенку.

Использование подобных игрушек должно контролироваться родителями и педагогами, которые как правило на воздействие подобных игрушек на психику ребенка не обращают внимание. При применении традиционных и любых других игрушек следует учитывать воздействие образа того или иного персонажа на психику ребенка, особенно это касается современных игрушек, часто имеющих агрессивное содержание.

Кроме того, следует обращать внимание на уровень и вибрационные характеристики звука различных свистулек, который подбирался отнюдь не случайно. Воздействие звука традиционной свистульки психику носит скорее терапевтический характер, чем развлекательный. При неумеренном использовании ребенком подобной игрушки следствия от воздействия данного звука на психическое состояние и здоровье ребенка могут быть непредсказуемые. Это не значит, что следует бояться использования свистулек. Большинство из них носило и носит чисто развлекательный характер. Речь идет только о традиционных магических инструментах, чаще всего имеющих зооморфный вид, а также некоторых других игрушках, например, Городецких конях и всадниках, цель которых было воспитание в мальчиках определенного уровня агрессивности, так как символика всадника соотносилась с воином, позже с Георгием Победоносцем. Сам уровень и характеристики звука подбирались для инициирования именно этих качеств. Происходил подбор звука в свистульках не сразу, а постепенно, в течение долгих лет. Через наблюдения и обобщения находили определенные звуковые сочетания, так или иначе действующие на психику человека. При этом считалось, что в иных случаях такие сочетания звука могли привести и к смерти. Вспомним известную былину об Илье Муромце и Соловье разбойнике, где от свиста, крика, и шипения, иными словами определенного звукового воздействия, умирали путники.

Читайте также:  Гипертоническая болезнь народные методы лечения

3. Влияние русской народной игрушки на формирование личности ребенка

«Бирюльками» называли горсть ровно настриженных соломинок с соломенным крючочком; идея игры состояла в том, что играющие постепенно вытаскивали соломинки, стараясь не задеть при этом всю кучу, которой соломинки были насыпаны. Если ворох все-таки рассыпался, то следующую попытку делал уже другой игрок. Таким образом, ребенок получал представление о том, как трудно что-то изменить в каждом отдельном случае, не разрушив всю сложную систему мировых взаимосвязей.

Выполненная из натуральных материалов, игрушка с первых дней жизни знакомит ребенка с природой и воспитывает творческое отношение к миру. Но это не только предмет для любования, восхищения и забавы. Игрушка приобщает малыша к миру абстрактных математических образов, представлений.

Современное обучение младших школьников непонятным образом тормозит формирование счетных и вычислительных навыков при переходе через десяток. Между тем бабушка, собираясь варить варенье, приспособляла детишек к обрезанию хвостиков у ягод черной смородины. Когда стакан очищенных ягод отправлялся в таз для варенья, на специально выделенное место стола укладывалась одна ягода. Так бабушка предлагала углубленное понимание единицы. Одна ягода при счете заменяла стакан ягод. Дальнейший принцип счета десятками, сотнями, тысячами воспринимался легко. Той же идее систем счисления служила игра «в солдатики». Расставляя их, мальчик мог исподволь знакомиться с единицами воинских формирований разных времен и народов.

Завершая работу можно прийти к выводу, что русская народная игрушка является особым видом народного творчества. Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе.

игрушка искусство декоративный сувенир

Список используемой литературы

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Характеристика русской народной игрушки как особого вида русского народного творчества. История, символика и образ. Скифская древность и культовые игрушки. Влияние русской народной игрушки на формирование личности ребенка. Первые образцы матрешек.

реферат [31,9 K], добавлен 09.03.2009

История происхождения русской деревянной игрушки, ее символика и необходимые качества. Художественные элементы народной игрушки на примере производства «Матрешки», история ее происхождения, техника производства и влияние на психику и физиологию ребенка.

курсовая работа [743,8 K], добавлен 28.10.2010

реферат [6,7 M], добавлен 08.11.2013

История возникновения деревянной игрушки. Воздействие ее символики и образа на психику ребенка. Художественные элементы русской традиционной игрушки. Техника ее производства на примере фабрики «Богородский резчик». Легенды и традиции села Богородское.

реферат [613,3 K], добавлен 02.12.2014

История происхождение дымковской игрушки. Эволюция от простых игрушек и свистулек к декоративной скульптуре. Технология изготовления дымковской игрушки «Индюк»: подготовка глины, общие способы исполнения игрушки, основной и заключительный этапы работы.

курсовая работа [7,2 M], добавлен 07.10.2012

Роль традиций глиняной игрушки в народном декоративно-прикладном творчестве России. Ведущие образы, традиции формообразования и декорирования глиняной игрушки ведущих промыслов. Поэтапное выполнение глиняной игрушки на основе каргопольских традиций.

курсовая работа [86,7 K], добавлен 22.03.2013

Глиняная игрушка как вид народного искусства. История русской глиняной игрушки, технология ее изготовления и сюжет. Большая и разнообразная коллекция русских глиняных игрушек в собрании Русского музея в г. Санкт-Петербурге. Работы отдельных мастеров.

реферат [5,2 M], добавлен 01.10.2012

Источник

Народная игрушка

Этнокультурное воспитание детей. Народная игрушка и традиции национального русского искусства. Приспособление к игре как главному проявлению духовной жизни ребенка. Методические основы использования народной игрушки в воспитании дошкольников на занятиях.

Рубрика Педагогика
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 04.03.2015
Размер файла 1,4 M

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Глава 1. Педагогическая сущность народной игрушки

1.1 История возникновения народной игрушки

1.2 Взгляды педагогов классиков воспитательной роли народной игрушки

Глава 2. Методические основы использования народной игрушки в воспитании дошкольника

2.1 Виды народных игрушек

2.2 Методические рекомендации по использованию народной игрушки при проведении занятий

Современную эпоху по праву называют эпохой этнического возрождения. Усиление роли культуры во всех сферах общественной жизни, включая образование, диктует необходимость сохранения и познания личностью своей культуры. Между тем следует учитывать, что ребенок в современном социуме взаимодействует с разными культурами. Эта ситуация требует от него понимания и уважения особенностей культуры других людей. Только личность, способная к освоению национальных культур и диалогу культур, может раскрыть для себя общечеловеческие и общекультурные ценности. В связи с этим особые требования предъявляются к этнокультурному воспитанию детей, приобщению их «к культурным образцам, к культурным сокровищам, которые есть в и в глобальной цивилизации, и в нашей российской культуре» (А.Г. Асмолов [2: с.2]).

Тысячелетиями воспитывали ребенка, вводили его в мир культуры народные игрушки. Игрушкам каждого народа свойственны свои педагогические, художественные и технические традиции. Но, как справедливо указывал один из первых отечественных исследователей детской игры Е.А. Покровский, игрушки были первыми средствами воспитания, давали первый толчок дальнейшему направлению характера, склада ума. Именно народная игрушка полна традициями национального русского искусства, приспособлена к игре как главному проявлению духовной жизни ребенка.

В последние годы в дошкольных учреждениях возрос интерес к произведениям народной культуры, в том числе и народной игрушке. Между тем в воспитательно-образовательной работе современного детского сада мало реализуется воспитательный потенциал народной игрушки. Чаще всего народные игрушки используются для познавательного развития детей, украшения интерьера, обогащения предметной среды. На занятиях предметы народно-декоративной культуры предлагаются в качестве образца, которому ребенок должен следовать в своей художественной деятельности. Не восполняется пробел в воспитании ребенка с помощью народной игрушки и в современной семье. В семье преобладают игрушки, отражающие современные реалии (технические, образные в виде героев мультфильмов, кукол Барби и их вариаций). С помощью которых решается узкий спектр воспитательно-образовательных задач.

Для этого педагогу надо знать, как использовать игрушку в качестве средства психолого-педагогической работы.

Цель курсовой работы: теоретически обосновать значение и взаимосвязь игры и игрушки, раскрыть методическое влияние народной игрушки на развитие ребенка.

Объект исследования: ребенок дошкольного возраста.

Предмет исследования: Народная игрушка как средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста.

Цель исследования: изучение народной игрушки как средства всестороннего воспитания детей дошкольного возраста.

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.

2. Раскрыть сущность понятий » игра», » народная игрушка».

5. Изучить особенности подбора игрушек для разных возрастных групп в детском учреждении.

Глава 1. Педагогическая сущность народной игрушки

1.1 История возникновения народной игрушки

Игрушки имели большое значение на Руси. Первоначально фигурки птиц, животных, человека имели ритуальное значение и носили обобщенный характер. Глиняные игрушки очень часто были свистульками. По древним поверьям шум и свист защищали хозяина и общину от злых духов, в то же время свист имитировал голоса птиц. Образ птицы встречается практически во всех старинных народных промыслах, так как птица являлась символом солнца. Вырезанные из дерева, слепленные из глины фигурки, имели обобщенный, собирательный образ. Изображения животных и птиц просуществовали века, хотя впоследствии утрачивалось их ритуальное значение, изменялась пластика предназначение. Игрушки стали готовить к жизни, способствовали физическому и духовному развитию детей. Игрушки берегли, передавали по наследству. Русская игрушка, в отличие от игрушек Африки, Америки, Ближнего Востока, всегда добра, она веселила и радовала ребенка (медведь несет подарок человеку или помогает ему в труде (богородская игрушка), скоморох восседает на корове или свинье (сусанинская, каргопольская, дымковская игрушки)). Не свойственно национальной игрушке и техническое оснащение, за исключением Сергиев посадской игрушки, испытавшей влияние западных образцов. Первыми игрушками младенца были жужжалки, колокольчики, бумажные мячики. Потом ребенок получал свистульки, куклы, лошадок и т. д.

В летописях, относящихся к XII веку, содержится первое упоминание об игрушечном промысле в Новгороде. Расцвет игрушечного промысла относится к XVI-XVII вв. В этот период получили развитие народная деревянная и гончарные игрушки. Центрами гончарных промыслов стали село Дымково, Гжель, Тула и др. В Нижегородской области изготавливали игрушки из древесины. Городецкие изделия, знаменитая матрешка, забытый ныне Федосеевский промысел своеобразны по содержанию и художественному стилю.

По материалу, из которого изготовлена игрушка, ее можно разделить на несколько видов:

— глиняная (каргопольская, дымковская, филимоновская, хлудневская, абашевская ит. д.);

— деревянная (богородская, Сергиевская, полховмайданская, крутецкая, федосеевская игрушка, выполненная с помощью топора, архангельские птицы из щепы и проч.);

— волжские игрушки из лозы (санки, погремушки, корзиночки и т. д.). Центром данного промысла считается старинный город Кинешма.

— Пензенские. Тамбовские, Калужские соломенные игрушки (куклы, птицы);

— берестяные изделия (берестяные мячи, дудки и проч.);

— вятские изделия из еловых шишек и мха;

— тряпичные игрушки (выполнялись повсеместно);

— «съедобные игрушки» из подкрашенного сахара;

— плавающие восковые игрушки;

— пекарские изделия (имели ритуальный смысл: их скармливали скоту или давали детям);

— северные игрушки из кости и рога.

Производство игрушек из жести и олова не получило в России такого развития, как в Германии и во Франции. Заслуживает внимания лишь жестяная игрушка из Нижнего Новгорода.

По содержанию игрушки можно подразделить на народные дидактические, игрушки-забавы игрушки для подвижных игр.

1.2 Взгляды педагогов классиков воспитательной роли народной игрушки

Исследователь и собиратель народных игрушек Н.Д. Бартрам, а вслед за ним и классики дошкольной педагогики Е.А. Флерина, А.П. Усова были единодушны в оценке особой воспитательной роли народной игрушки. Они отмечали, что в народной игрушке нет надуманности, она формировалась в тот период, когда интересы взрослых и детей были близки друг к другу, когда творчество тех и других имело много общих черт, когда в психике и мироощущении тех и других была естественная близость, игрушка была интересна и детям и взрослым. Величайшая правда и простота мироощущения, большая выразительность и целесообразность, стремление понять окружающее и овладеть им обеспечивало игрушке все педагогические качества: она радовала, развивала творчество, учила понимать окружающую жизнь, учила овладевать основными видами труда взрослых.

Большинство детских игр связано с использованием разнообразных игрушек. Однако значение игрушки в воспитании детей значительно шире. Будучи обязательным спутником детства, предметом развлечений, переживаний, забав, игрушка имеет общеобразовательное значение, служит цели разностороннего развития ребенка. Широкий круг воспитательных задач решается благодаря разнообразию игрушек по содержанию, видам, материалам, технике исполнения, возрастному назначению.

Игрушка важна для развития мимики и личности ребенка. Поэтому, изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многие педагоги и психологи.

Так, исследования Коссаковской Е.А. по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показал, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, а обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности.

Читайте также:  Как вылечить боль в ухе народными средствами

Игрушка должна помогать детям изучать окружающую конкретную действительность. Для малыша нужна игрушка, развивающая умение различать цвет, величину предметов, их материалы и т.д.

Правильно подобранные игрушки способствуют умственному развитию детей. В народной педагогике разработана целая система игрушек, игры с которыми направлены на совершенствование сенсорики ребенка. Многие образные и дидактические игрушки побуждают детей к речевой активности, используются для обогащения словаря. Разборные игрушки, разнообразные конструкторы, упражняют детей в анализе, синтезе и обобщении. Различные мозаики способствуют развитию сосредоточенности и устойчивости внимания.

Игрушка забавляет и радует ребенка, вызывает положительное отношение к окружающему. Симпатия и привязанность к игрушке переносится и на предметы, людей, изображенных в игрушке. Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний.

Н.К. Крупская писала о важности игрушки для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития.

Познание человеком достижений народной культуры, по мнению Л.Н. Толстого, является важным моментом в нравственном и духовном развитии личности. К.Д. Ушинский, развивая взгляды Л.Н. Толстого, считал, что у всех великих народов имеется своя национальная система воспитания и что чувство народности сильно в каждом человеке, и образовательные системы определяются национально-неповторимыми идеями народа. Осознание значимости педагогической культуры народа возможно при обращении к его историческому прошлому, к богатому наследию духовных идеалов и ценностей. Поэтому важным для развития педагогической науки является возвращение к истокам этнических культур на основе познания самобытности и уникальности каждого народа, внедрение в практику работы с детьми педагогического опыта, накопленного тем или иным народом, с целью устранения ассимиляции культур как явления, характерного для процесса поглощения одной культуры другой (Ш.М.-Х. Арсалиев, Г.Н. Волков, В.М. Григорьев, Т.Н. Петрова, В.Д. Путилин, М.Г. Тайчинов и др.).

Духовный потенциал человека определяется не столько степенью его приобщенности к мировой культуре, сколько к национальным культурным традициям своего народа, ибо стремление педагогов дать большой объем знаний приводит к тому, что ребенок не успевает эмоционально воспринять их содержание и осмыслить как достояние собственной культуры. Национальная культура придает специфический колорит среде, в которой функционируют различные образовательные учреждения. При этом признание этнопедагогических традиций позволяет исследователям шире использовать совокупность воспитательных средств, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и игрушках (Г.Н. Волков). Обширный эмпирический материал (Г.Н. Волков, В.М. Григорьев, Г.Л. Дайн, О.И. Капица и др.) отражает возрастную стратификацию различных этносов, соответствующие обряды детского цикла и создает реальные предпосылки для построения этнопедагогической концепции, включая проблему функциональности русской народной игрушки. Игрушка, по мнению Г.Л. Дайн, О.А. Квасовой, В.С. Мухиной, Т.М. Разиной и других, всегда была предметом и объектом различных процессов и ритуалов, включая праздничные и воспитательно-образовательные. Народная игрушка моделировалась на основе специфики этнического сознания усилиями многих поколений.

Игрушка как часть духовной культуры народа охарактеризована в философских исследованиях с различных точек зрения: исторической, социальной, художественной, педагогической и т.д.

Игрушки представляют собой особую сферу культуры, содействуя приобщению ребенка не только к широкому кругу понятий, но и формируют отношение к действительности и национальный характер (Ю.Н. Борев, М.С. Каган, Г.Л. Дайн, В.А. Разумный, Л.Н. Столович и др.). Игрушки и игры имели такое же важное образовательное значение, согласное с духом народа, как народная поэзия, легенды, сказки, поговорки, загадки и т.д., что служило средством воспитания, стимулом к дальнейшему развитию чувств, склада ума.

Л.Г. Оршанский, изучавший народные игрушки, отмечал, что они являются «прямым зеркалом жизни взрослых, их верований, страстей, радостей, без всякого педагогического умствования, без вечного превосходства взрослых над детьми». Г.Н. Волков включил понятие «игрушка» в определение народной педагогики. Однако этнопедагогические характеристики народной игрушки, изначально заложенные мастерами-умельцами, специально не изучались.

В дошкольной педагогике выполнен ряд работ, посвященных исследованию проблемы народной педагогики (Т.И. Бабаева, Е.С. Бабунова, Л.Д. Вавилова, Г.Н. Гришина, Т.С. Комарова, З.-Б.Ф. Контаутене, Г.В. Лунина и др.); формированию у детей доброжелательного отношения к сверстникам разных национальностей (М.И. Богомолова, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, С.Н. Султанова, Э.К. Суслова, Р.Ш. Халикова и др.); определению роли игрушки в воспитании дошкольников (М.В. Крулехт, Ф.С. Левин-Щирина, Д.В. Менджерицкая, Н.М. Михайленко, С.Л. Новоселова, А.П. Усова, Е.А. Флерина и др.).

Первые годы жизни характеризуются интенсивным вхождением ребенка в социальный мир, сензитивностью формирования начальных представлений о себе и обществе. Именно в дошкольном возрасте происходит развитие эмоциональной сферы ребенка, наблюдаются проявления эмпатии (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.Д. Кошелева, В.С. Мухина, Я.З. Неверович, Л.П. Стрелкова и др.). В этот период, в процессе «присвоения» элементов культуры своего народа, у ребенка складываются иерархия ценностей и мотивов, что в дальнейшем определяет его национальное самосознание.

Вывод по первой главе:

И так игрушки имели большое значение еще на Руси и уже тогда люди стали понимать нужность этого предмета для ребенка и облегчения жизни родителя. Игрушки стали готовить к жизни, способствовали физическому и духовному развитию детей. Игрушки берегли, передавали по наследству. Русская игрушка, всегда добра, она веселила и радовала ребенка (медведь несет подарок человеку или помогает ему в труде (богородская игрушка), скоморох восседает на корове или свинье (сусанинская, каргопольская, дымковская игрушки)). Народная игрушка не просто предмет, а она несет определенный смысл, характер и помощь в развитии ребенка. Именно народная игрушка полна традициями национального русского искусства, приспособлена к игре как главному проявлению духовной жизни ребенка.

Глава 2. Методические основы использования народной игрушки в воспитании дошкольника

2.1 Виды народных игрушек

Современного ребенка очень трудно удивить игрушкой, ведь на прилавках магазинов можно найти все, что только душе угодно. Но если внимательно присмотреться ко всем этим пластмассовым куклам, плюшевым зверятам, роботам-трансформерам, можно увидеть, что не всегда эти игрушки несут в себе нужный для ребенка посыл, а скорее обладают агрессивной направленностью, которая может навредить его психике. Из-за этого детям бывает очень сложно понять такие понятия как «добро« и «зло«, отличить хороших персонажей от плохих. А ведь предназначение игрушки состоит в том, чтобы ребенок, играя с ней, познавал мир красоты, добра, развивал свое воображение и фантазию. Поэтому так важно с самого раннего детства познакомить малышей с народными игрушками.

Традиционные народные игрушки сегодня являются частью современного ремесленного искусства, а ведь еще наши дедушки и бабушки использовали их в своих играх. Поэтому если вам посчастливиться найти в магазине глиняную или деревянную игрушку смело покупайте ее для своего ребенка. Лучше, если игрушка будет гремящей или свистящей, иметь обтекаемую форму, изображать знакомый малышу сказочный персонаж и приятную красочную роспись. Не расстраивайтесь, если выбранная вами игрушка не сразу понравится вашему ребенку, продолжайте экспериментировать и вместе вы найдете нужную и понравившуюся малышу игрушку.

Народные игрушки всегда таят в себе что-то необычное, например, историю своего создания или образа, который она воплощает. Существуют самые разнообразные виды народных игрушек.

Дымковская глиняная игрушка является одним из самых популярных народных промыслов Вятского края. Изначально ее мастерили в виде свистулек, а сегодня мастера создают целые композиции по историческим или сказочным сюжетам. В орнаменте росписи преобладают яркие выразительные цвета, а все мельчайшие детали тщательно прописаны.

Незаслуженно забытые всеми матрешки, которые сегодня покупаются как сувениры, являются, по сути, полифункциональными куклами. Сначала ребенок просто складывает и раскладывает фигурки, знакомясь с формами, размерами матрешек и их цветами. Затем он учится складывать их в правильном порядке, развивая у себя логическое мышление и усидчивость. И, наконец, повзрослев, ребенок начинает ценить эту игрушку как память о прошедшем детстве. Именно поэтому ценность народных игрушек очень велика, и, прежде всего, с точки зрения воспитания. Ведь игрушка отражает мир человека, его природное окружение и внутренний мир. Эти игрушки одновременно и развлекают, и дарят положительный настрой, прививают любовь к Родине, ее истории, помогают лучше узнать уклад жизни.

Но важно не только просто купить русские народные игрушки и отдать их ребенку, необходимо рассказать ему их историю, а также придумать с малышом несколько историй, в которые он сможет играть с вами или со своими друзьями.

2.2 Методические рекомендации по использованию народной игрушки при проведении занятий

Проводя занятия по ознакомлению дошкольников с народной игрушкой, воспитатель может решать целый комплекс задач:

— образовательные (знакомство с историей создания народной игрушки, изучение особенностей изготовления, символики, орнамента, закрепление понимания взаимосвязи декоративно-прикладного искусства и русского фольклора);

— развивающие (развитие мелкой моторики рук, внимания, мышления, восприятия, памяти, творческих способностей);

— воспитательные (Воспитание бережного отношения к игрушке, труду народных мастеров и т. д.).

Приобщение дошкольников к декоративно-прикладному искусству осуществляется с учетом их психофизических особенностей. Введение в мир красочных образов можно начинать со средней группы дошкольных образовательных учреждений. В данной группе занятия целесообразно проводить, опираясь на эмоционально-чувственную основу восприятия материала: начинать занятия с сюрпризных моментов, художественного слова, музыкальных образов. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народной игрушкой строиться на познавательно-аналитическом уровне, обязательно с сохранением эмоционально-образного, чувственного начала.

Следует отметить роль народной игрушки в процессе обучения дошкольников практически всем видам детской деятельности. Следует отметить, что народная игрушка полностью соответствует педагогическим требованиям и может служить средством гармоничного развития дошкольника. Эстетичность оформления, художественная выразительность, оптимальное сочетание формы, цвета и величины, динамичность ряда игрушек развивают художественный вкус, творческие способности, побуждают к действиям в игре. Игрушка может использоваться как на занятиях, так и самостоятельной деятельности дошкольника. Воспитатели отмечают, что дети выбирают народную игрушку из других для игры. Установлено, что гармоничное соотношение размеров тела и головы, укороченный овал лица, пухлые нос и щеки вызывают у ребенка покровительное отношение и нежные чувства.

Стоит отметить, что народная игрушка полностью соответствует педагогическим требованиям и может служить средством гармоничного развития дошкольника. Эстетичность оформления, художественная выразительность, оптимальное сочетание формы, цвета и величины, динамичность ряда игрушек развивают художественный вкус, творческие способности, побуждают к действиям в игре. Игрушка может использоваться как на занятиях, так и самостоятельной деятельности дошкольника. Воспитатели отмечают, что дети выбирают народную игрушку из обычных для игры. Установлено, что гармоничное соотношение размеров тела и головы, укороченный овал лица, пухлые нос и щеки вызывают у ребенка покровительное отношение и нежные чувства.

Образы народного творчества способствуют развитию эстетического восприятия дошкольников. Общение детей с произведениями народного творчества, очень важно для художественного развития дошкольников, они становятся соучастниками народных творцов, изучают средства выразительности и декоративности цветовых и пластических решений. Проведение занятия по декоративному рисованию на примере народной игрушки способствует развитию умения декоративно работать с цветом, так как выразительность художественного образа достигается в большинстве своем обобщением деталей, цветовых пятен. На занятиях по изобразительной деятельности дети могут усвоить навыки росписи матрешки, выполнить задание по пластилинографии на основе знакомства с народным узором, расписать дымковскую барышню, коня, познакомиться с ярким и в тоже время гармоничным узором филимоновской игрушки. При всем многообразии народная игрушка обладает рядом качеств: условность изображения, лаконизм формы и главное выразительность образа, достигаемые умелым выявлением и подчеркиванием отдельных признаков натуры. В лепке эти обобщенные способы передачи объемной формы помогают детям просто и лаконично, используя лишь главные признаки передавать образ предмета.

Читайте также:  Заболевания роз и их лечение народными средствами

В системе работы с дошкольниками используется сочетание различных типов занятий, и процесс обучения соответственно предусматривает начальное ознакомление детей со способами изображения, вариативные упражнения в их применении и, наконец, творческое решение детьми изобразительной задачи. Системе задач соответствует и система методов и приемов обучения. Взаимосвязь с общевоспитательной работой не исключает, а предполагает включение в нее предварительной работы с детьми. Целью такой работы является формирование у детей представлений и наглядных образов. Задача воспитателя это не подготовка мастеров хохломской, дымковской или филимоновской росписи, а приобщение их к истокам народного искусства (Грибовская А.А.).

Изучение народной игрушки способствует решению задач сенсорного воспитания. Отточенность форм, особая обработка поверхности может способствовать формированию представлений о сенсорных эталонах у детей. Обследование осуществляется разными способами: зрительное обследование, ощупывание, движение руки по предмету и вычленение общих форм. Ребенку предлагается способ обследования предмета, который будет иметь эффект сформированные представления будут полезны для чувственного познания. В зависимости от цели и задач работы ребенок будет обследовать предмет по-разному. Например, при рисовании дымковской куклы важно обращать внимание на контур изображения, определяем основные части, форму, цвет. Так как изображение плоскостное, то следует рассматривать форму в фас. Если же стоит задача выполнить пластическое изображение игрушки в лепке, то мы учим вычленять крупные формы, обращать внимание на соединения частей, а цвет и детали не обследовать. При обучении дошкольников необходимо обращать внимание на то, что сенсорный опыт не связанный с речью оторван от мыслительной деятельности, следовательно, необходимо использовать указания и вопросы. Формирование целостного образа включает в себя ряд компонентов: общая форма, части предмета, их пространственное расположение, динамичность, озвученность и т. д.

Необходимо отметить, что народная игрушка пока еще недостаточно используется как средство для развития речи, а ведь она содержит богатый материал для формирования умения создавать собственные связные высказывания, служит средством для развития коммуникативно-речевых навыков и умений. С детьми можно создавать описательные рассказы по дымковской, филимоновской игрушке, матрешке, развивать навыки творческого рассказывания, развивать умение придерживаться выбранной сюжетной линии в творческом рассказывании. На занятии активизируются лексические средства, необходимые для описания игрушки. Обращаем внимание на внешний вид, позы, характер, лицо, костюм, личные впечатления (оценочное отношение к предмету описания). После анализа задается вопрос: «За что мы любим народную игрушку?» В своих высказываниях дети отмечают, что игрушка им нравится, она красивая, добрая как в сказке, у нее интересное лицо и т. д. Закрепляется материал разучиванием стихов и потешек о дымковской игрушке, матрешке и т. д.

Развитие речи тесно связано с формированием у дошкольников представлений об окружающем. А ведь игрушка дает для этого богатейший материал. Современные дети оторваны от земли, им не знаком крестьянский быт, игрушки же содействуют развитию познавательной сферы ребенка. Повседневная жизнь русских крестьян отражена, в частности и в федосеевской игрушке (лихие тройки, упряжки, мельницы ит. д.). В народной игрушке очень часто отражена красота народных орнаментов, художественно отображена жизнь животных и птиц (фигурки из кости и рога).

На занятиях по формированию элементарных математических представлений народная игрушка так же может быть представлена более широко. При прохождении, например, темы «количество и счет» эстетические особенности силуэтов народных игрушек могут способствовать активизации детей на занятии.

Таким образом, можно отметить, что методика работы с народной игрушкой может вестись в двух направлениях:

— общевоспитательная работа по материалам декоративно-прикладного искусства;

— специальное обучение детей соответствующей деятельности.

Учитывая многообразие задач обучения, народные игрушки следует использовать более широко в педагогическом процессе дошкольных учреждений. Их подбор должен соотноситься с возрастными особенностями ребенка и содействовать физическому, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию дошкольников.

Структура исследования состоит из 2-х частей: теоретической и практической.

В ходе практической части нами были рассмотрены теоретические положения об особенностях творческих способностей детей дошкольного возраста, и об особенностях использования глиняной игрушки на занятиях по декоративной лепки.

Практическая часть работы состояла из: констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов. В процессе констатирующего эксперимента нами была проведена диагностика сформированности технических навыков и умений на занятиях лепкой у детей старшего дошкольного возраста. Был выявлен ряд отрицательных моментов, которые были устранены в ходе формирующего эксперимента.

На контрольном этапе исследования были обнаружены положительные изменения в формировании технических навыков и умений на занятиях по лепке детей подготовительной группы в экспериментальной группе.

Подводя итоги проведенной исследовательской работы, появилась необходимость в рекомендации для педагогов:

— систематизировать дальнейшую работу по использованию народных игрушек не только на занятиях изодеятельности, но и в самостоятельной деятельности детей;

— чаще обращать внимание и оговаривать орнаменты рисунков народных промыслов, как на занятиях по изобразительной деятельности, так и в повседневной жизни.

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие выводы.

1. Изучив теоретические исследования по проблеме развития творческих способностей на занятиях по лепке, анализируя результаты проведенного эксперимента, можно с уверенностью говорить о необходимости ознакомления детей с дымковской народной игрушкой, которая способствует совершенствованию технических навыков и умений в процессе декоративной лепки.

2. Занятия по ознакомлению с дымковским народным промыслом не только формируют и совершенствуют у детей технические навыки и умения, но и развивают эстетически правильное отношение к предметам народного искусства.

3. Проведение обучения по экспериментальной методике является эффективным средством формирования технических навыков и умений на занятиях по лепке и тем самым способствует развитию творческих способностей детей.

Использование дымковской народной игрушки в дошкольном учреждении дает возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.

Эффективность педагогического воздействия зависит от уровня подготовленности педагога (эрудиции, практических умений и навыков), от создания специальных условий в дошкольном учреждении.

В целом задачи исследования можно считать выполненными. Однако, в связи с тем, что данная проблема изучена недостаточно, она требует дальнейших теоретических и практических разработок.

Русские народные игрушки отражают в интегральном виде особенности этнической и традиционной педагогической культуры. Благодаря этому они обладают уникальным воспитательно-развивающим потенциалом. Реализовать этот потенциал в системе дошкольного образования возможно, если обеспечить:

ориентацию его на формирование у детей этнической идентичности и национального самосознания;

создание образовательной предметно-игровой среды с использованием народных игрушек и учетом этнорегиональных характеристик;

включение народных игрушек в повседневный быт и разнообразные виды детской деятельности;

разработку и обогащение игровых форм взаимодействия с игрушками;

моделирование игрушек по народным мотивам;

формирование профессиональной готовности педагогов к включению самобытной народной игрушки в образовательный процесс.

Общая методология исследования базируется на основополагающих идеях философской и педагогической антропологии человека, его воспитания, природы и сущности игровой человеческой деятельности, которая носит творческий характер; на положениях о развитии личности в процессе освоения культурно-исторического опыта, о единстве сознания и деятельности.

Игра имеет важное значение для ребенка. Бесспорно, игра обучает и воспитывает детей. Она является жизненной потребностью его и средством всестороннего развития.

Игрушка является не отменной частью игры. Хорошая игрушка побуждает ребенка к размышлениям, ставит перед ним различные игровые задачи. А это способствует развитию познавательных процессов.

Игрушка для ребенка должна быть представлена во всем ее разнообразии. Необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать их к коллективным играм. Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей. Все виды игрушек должны отвечать всем требованиям, а также возрастным особенностям детей.

В своей работе я установила, что игрушка пережила много веков. Ведь еще в древности человек заметил, что игрушка способствует успешному развитию ребенка.

9. «Игра дошкольника» (под редакцией С.Л. Новосёловой) Москва «Просвещение» 1989.

19. Менджерицкая Д.В. «Воспитателю о детской игре» /Под ред. Т.А. Марковой Москва «Просвещение» 1982.

24. Педагогические требования к игрушкам. С.Л. Новоселова, Г.Г. Локуциевская, Е.В. Зворыгина.

26. Усова А.П. «Роль игры в воспитании детей» Под редакцией А.В. Запорожца. Москва «Просвещение» 1976.

27. Флерина Е.А. Игра и игрушка. М., 1973.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Изучение историко-региональных особенностей украинских народных игрушек. Оценка роли украинской народной игрушки в воспитании детей дошкольного возраста. Разработка методики ознакомления детей с народной игрушкой в дошкольном образовательном учреждении.

реферат [1,2 M], добавлен 16.12.2014

Значение игрушки в жизни детей, краткая история ее возникновения. Взгляды педагогов на игру и игрушку как спутника жизни ребенка. Взаимосвязь игрушки и игровой деятельности дошкольников. Методическое влияние игрушки на развитие ребенка, требования к ней.

курсовая работа [53,3 K], добавлен 09.11.2010

История игрушки и ее предназначение в жизни детей. Игрушки в разные периоды жизни ребенка, выбор игрушки и критерии отбора. Мягкая игрушка, мяч, динамические игрушки и вкладыши. Педагогическое и психологическое значение игрушки во время игры ребенка.

курсовая работа [80,8 K], добавлен 25.07.2010

Педагогические условия развития художественного творчества старших дошкольников посредством ознакомления с народной игрушкой. Особенности проявления художественного творчества у детей. Составление методики развития художественного творчества дошкольников.

презентация [4,1 M], добавлен 23.03.2010

Характеристика развития народной игры в России, ее особенностей и видов. Культурно-педагогические процессы в России, способствующие возникновению интереса к народной игре. Использованию народной игры в нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

дипломная работа [93,8 K], добавлен 24.12.2017

Детская игрушка как важный элемент воспитательного процесса, её влияние на социализацию ребёнка. История развития народной игрушки, виды и символика. Современная игрушка как продукт серийного производства, возникновение кризиса игровой культуры.

курсовая работа [54,8 K], добавлен 14.11.2012

Содержание и методика использования игрушки для развития словаря детей раннего возраста. Психолого-лингвистические основы проблемы. Психолого-педагогические основы формирования словаря при использовании игрушки. Анализ особенностей словаря детей.

курсовая работа [129,4 K], добавлен 11.06.2012

Источник

Поделиться с друзьями
Расскажем обо всем понемногу
Adblock
detector