Краны стальные шаровые фланцевые полнопроходные гост

Содержание

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт распространяется на шаровые стальные фланцевые краны на условное давление Ру от 1 до 10 МПа (от 10 до 100 кгс/см 2 ) и условный проход D y от 10 до 500 мм, предназначенные для нового проектирования.

2. ССЫЛКИ

Ссылочные документы приведены в приложении 1.

3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящем стандарте используются определения, приведенные в ИСО 6708 и ИСО 7268, а также следующие определения:

4. МОДЕЛИ

Краны имеют «полный» или «суженный» проходы (см. черт. 1) и размеры строительных длин, соответствующие требованиям ИСО 5752.

5. УСЛОВНЫЙ ПРОХОД

Условный проход ( D y ) выбирается из ряда: 10, 15, 20, 25, 32, 40, 50, 65, 80, 100, 150, 200, 250, 300, 350, 400, 450, 500.

6. РЯД УСЛОВНЫХ ДАВЛЕНИЙ

Условное давление Ру выбирается из ряда: 10, 16, 20, 25, 40, 50, 100.

7. СООТНОШЕНИЕ ДАВЛЕНИЙ И ТЕМПЕРАТУР

Допустимые соотношения давлений и температур для корпусов, приведенные в соответствующих таблицах ИСО 7005-1, не имеют ограничения в зависимости от материала уплотнений. Пределы этих соотношений устанавливаются изготовителем арматуры и указываются при маркировке (см. п. 12.3).

8. КОНСТРУКЦИЯ

Типовые конструкции шаровых кранов с оптимальным расположением отводов приведены на черт. 2.

Типовые конструкции шаровых кранов с оптимальным расположением отвода

Конструктивные элементы крана приведены на черт. 3.

По согласованию с заказчиком могут предусматриваться специальные меры по предохранению полости корпуса от превышения давления.

Допускается увеличение толщины металлических стенок при необходимости учета, например сборочных напряжений, усилий на закрытие крана, вырезов некольцевой формы и концентратов напряжения.

Если d ‘ > 1,5 d, то минимальная толщина стенки горловины будет больше базовой t m , причем такая толщина должна быть на всем участке горловины с диаметром d ‘ > 1,5 d.

а) участок, толщиной меньше минимального значения, может находиться внутри окружности, диаметр которой не превышает 0,35,

б) измеренная величина должна быть не меньше 0,75 t m ;

в) расстояние между окружностями должно быть не меньше 1,75.

Толщина стенки корпуса

Минимальная толщина tm, мм, при условном давлении Ру, кгс/см 2

Источник

Краны стальные шаровые фланцевые полнопроходные гост

ГОСТ 28343-89
(ИСО 7121-86)

КРАНЫ ШАРОВЫЕ СТАЛЬНЫЕ ФЛАНЦЕВЫЕ

Flanged steel ball valves. Technical requirements

МКС 23.060.20
ОКП 37 0000

Дата введения 1992-01-01

1. ВНЕСЕН Межотраслевым государственным объединением «Энергомаш»

2. Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 22.11.89 N 3423 введен в действие государственный стандарт СССР ГОСТ 28343-89, в качестве которого применен международный стандарт ИСО 7121-86, с 01.01.92

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт распространяется на шаровые стальные фланцевые краны на условное давление от 1 до 10 МПа (от 10 до 100 кгс/см ) и условный проход от 10 до 500 мм, предназначенные для нового проектирования.

2. ССЫЛКИ

Ссылочные документы приведены в приложении 1.

3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящем стандарте используются определения, приведенные в ИСО 6708 и ИСО 7268, а также следующие определения:

4. МОДЕЛИ

Краны имеют «полный» или «суженный» проходы (см. черт.1) и размеры строительных длин, соответствующие требованиям ИСО 5752.

Черт.1. Модели

Примечание. В некоторых видах арматуры, выпускаемой большими сериями на условное давление 10 и малыми сериями на условное давление 16 и 20, шар (пробка) (при полностью или частично закрытом положении) может выступать за края фланцевых поверхностей.

5. УСЛОВНЫЙ ПРОХОД

Условный проход ( ) выбирается из ряда: 10, 15, 20, 25, 32, 40, 50, 65, 80, 100, 150, 200, 250, 300, 350, 400, 450, 500.

6. РЯД УСЛОВНЫХ ДАВЛЕНИЙ

Условное давление выбирается из ряда: 10, 16, 20, 25, 40, 50, 100.

7. СООТНОШЕНИЕ ДАВЛЕНИЙ И ТЕМПЕРАТУР

Допустимые соотношения давлений и температур для корпусов, приведенные в соответствующих таблицах ИСО 7005-1, не имеют ограничения в зависимости от материала уплотнений. Пределы этих соотношений устанавливаются изготовителем арматуры и указываются при маркировке (см. п.12.3).

8. КОНСТРУКЦИЯ

Типовые конструкции шаровых кранов с оптимальным расположением отводов приведены на черт.2.

Черт.2. Типовые конструкции шаровых кранов с оптимальным расположением отвода

Типовые конструкции шаровых кранов с оптимальным расположением отвода

Читайте также:  Опель антара замена масла в редукторе и раздатке

Конструктивные элементы крана приведены на черт.3.

Черт.3. Терминология

8.1.1. Общие положения. Корпус может быть цельным или разъемным. В разъемном корпусе расчетная прочность места соединения должна соответствовать прочности присоединительного фланца корпуса.

По согласованию с заказчиком могут предусматриваться специальные меры по предохранению полости корпуса от превышения давления.

8.1.2. Толщина стенок корпуса (см.черт.4)

Черт.4. Толщина стенок

Толщина стенки корпуса

Допускается увеличение толщины металлических стенок при необходимости учета, например сборочных напряжений, усилий на закрытие крана, вырезов некольцевой формы и концентратов напряжения.

8.1.2.3. На некоторых участках допускается толщина стенок меньше минимального значения при условии выполнения следующих ограничений:

8.1.3. Размеры корпуса

8.1.3.1. Строительная длина должна соответствовать требованиям ИСО 5752.

8.1.3.2. Присоединительные фланцы корпуса должны соответствовать требованиям ИСО 7005-1.

Примечание. Если конструкция корпуса не допускает сверления сквозных отверстий фланца, то предусматриваются резьбовые отверстия.

8.1.3.4. Для корпусов без футеровки диаметры проходных отверстий должны соответствовать табл.2.

8.1.3.6. Конструкция корпуса крана с условным проходом 50 мм должна предусматривать возможность выполнения, в случае необходимости, дренажного отверстия (см. черт.2а). Резьба в отверстиях должна соответствовать требованиям ИСО 7-1 и табл.4.

Дренажные отводные отверстия

8.2. Шар

Отверстия шара должны иметь круглую форму и диаметры, указанные в табл.3. Другая форма согласуется с заказчиком.

8.3. Шток с защитой от «вырывания»

Конструкция крана должна исключать «вырывание» штока из корпуса при наличии давления в системе в случае замены сальникового уплотнения, поскольку сами крепежные элементы уплотнения не обеспечивают крепления штока.

8.4. Кольца седла

Конструкция колец седла или узла седла должна предусматривать возможность их замены, за исключением неразъемных сварных корпусов.

8.5. Крепеж

Все болтовые соединения должны иметь крупную метрическую (см. ИСО 261) или дюймовую (см. ИСО 263) резьбу.

а) располагаться в месте, защищенном от попадания посторонних частиц и коррозии под влиянием внешних условий;

б) при испытаниях устройств на электропроводимость, проводимых на собранных сухих изделиях после гидростатических испытаний, должен использоваться источник энергии, не превышающей 12 В постоянного тока, при этом разряд должен происходить при сопротивлении не более 10 Ом. Испытания проводятся не менее 5 раз;

в) конструкция должна предусматривать снятие антистатичности только искусственным путем.

9. УПРАВЛЕНИЕ

9.1. Конструкция крана предусматривает возможность управления краном с помощью рукоятки или ключа.

9.2. Краны с ручным управлением следует закрывать путем поворота рукоятки или гаечного ключа в направлении по часовой стрелке или против нее.

Примечание. Закрытие крана должно осуществляться по часовой стрелке, если нет специальных указаний об обратном. В этом случае заказчик должен точно указать исполнение в соответствии с приложением 2.

9.3. На рукоятке должна быть нанесена маркировка, позволяющая указывать положение «открыто» и «закрыто».

9.4. Установка рукоятки или ключа должна гарантировать возможность легкого их съема и замены.

Примечание. При изготовлении кранов с гаечным ключом последний следует устанавливать параллельно проходному каналу в пробку, если нет специального указания заказчика.

9.5. Краны следует снабжать указателем направления проходного отверстия шара. Если единственным указателем направления является гаечный ключ (рукоятка), то конструкция сборки должна быть максимально точной.

9.6. Должны быть предусмотрены ограничители хода как для полностью открытого, так и закрытого положения крана.

10. МАТЕРИАЛЫ

10.1. Корпус

Для изготовления корпуса, патрубков, крышки используются материалы, указанные в ИСО 7005-1. Пробка дренажного отверстия должна изготовляться из того же материала, что и корпус. Нельзя пользоваться чугунными пробками.

10.2. Шар, шток и обойма колец седла

Материалы выбирает изготовитель, если нет специальных указаний заказчика (см. приложение 2).

10.3. Кольца седла

Материал колец выбирает изготовитель, если нет специальных указаний заказчика (см. приложение 2).

10.4. Для уплотнения штока, набивки (сальник), уплотнения соединений корпуса, прокладки используют материалы, которые должны быть пригодны для применения при максимальной температуре, указанной на фирменной табличке.

10.5. Табличка

Фирменную табличку следует изготовлять из коррозионно-стойкого материала. Она должна быть прикреплена коррозионно-стойкими элементами или приварена.

11. ИСПЫТАНИЯ

11.1. Каждый кран испытывается давлением в соответствии с требованиями ИСО 5208.

11.2. При испытаниях на герметичность норма протечки в затворе с прокладками из эластомерных или полимерных материалов должна соответствовать 3-му классу по ИСО 5208.

12. МАРКИРОВКА

12.1. Каждый кран следует маркировать в соответствии с требованиями ИСО 5209, за исключением случаев, указанных ниже.

12.2. Маркировку следует наносить непосредственно на корпус или табличку, надежно закрепленную на корпусе. Табличка, на которую наносят маркировку, должна быть индивидуальна и отлична от фирменной таблички (см. п.12.3).

Маркировка корпуса должна содержать следующие указания:

а) условный проход ( с соответствующим числовым значением) с указанием эффективного диаметра для кранов с суженным проходом, например 80/57;

б) условное давление ( с соответствующим числовым значением);

в) обозначение материала корпуса (см. ИСО 7005-1);

г) обозначение плавки (если этого требует заказчик или соответствующие нормативно-технические документы);

д) название предприятия-изготовителя или товарный знак;

е) стрелку, указывающую направление потока среды (для кранов только с односторонним потоком среды);

12.3. Маркировка корпуса или фирменной таблички должна содержать следующие сведения:

а) ограничение давления или температуры, устанавливаемое изготовителем в зависимости от материала или конструкции запорных элементов (перепад давления в шаре при температуре 20 °С, если он меньше, чем перепад давления корпуса).

Читайте также:  Момент затяжки гбц умз 451

Следует указывать также максимально допустимую температуру и соответствующее ей давление;

б) номер настоящего стандарта;

в) указание на антистатическое исполнение, если оно есть (см. п.8.6).

Примечание. По выбору изготовителя или по требованию заказчика могут указываться и другие дополнительные сведения, если они не противоречат тем, которые устанавливает настоящий стандарт.

а) условный проход ( и соответствующее числовое значение);

б) условное давление ( и соответствующее числовое значение);

в) обозначение материала;

г) наименование предприятия-изготовителя или товарный знак.

13. ПОДГОТОВКА К ОТПРАВКЕ

13.1. После испытаний каждый кран должен быть просушен и подготовлен к отправке.

13.2. Покрытия кранов должны быть выполнены в соответствии со следующими требованиями.

13.2.1. Наружные поверхности, не подвергаемые смазке, должны иметь соответствующее защитное покрытие, за исключением деталей из аустенитных сталей.

13.2.2. Обработанные рабочие и резьбовые поверхности должны иметь легко удаляемое покрытие, защищающее от ржавчины, кроме деталей из аустенитных сталей.

13.3. При транспортировании шар должен быть в полностью открытом положении, если это не запрещено конструкцией.

13.4. Проходные отверстия и поверхности фланцев должны быть закрыты деревянными, пластмассовыми или металлическими заглушками.

13.5. Краны допускается транспортировать без упаковки, надежно закрепленными на основании (поддоне) или упакованными в ящики.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (обязательное). ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Раздел, подраздел, пункт,
в котором приведена ссылка

Обозначение соответствующего стандарта

Обозначение отечественного нормативно-технического документа,
на который дана ссылка

Источник

Краны стальные шаровые фланцевые полнопроходные гост

ГОСТ 28343-89
(ИСО 7121-86)

КРАНЫ ШАРОВЫЕ СТАЛЬНЫЕ ФЛАНЦЕВЫЕ

Flanged steel ball valves. Technical requirements

МКС 23.060.20
ОКП 37 0000

Дата введения 1992-01-01

1. ВНЕСЕН Межотраслевым государственным объединением «Энергомаш»

2. Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 22.11.89 N 3423 введен в действие государственный стандарт СССР ГОСТ 28343-89, в качестве которого применен международный стандарт ИСО 7121-86, с 01.01.92

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт распространяется на шаровые стальные фланцевые краны на условное давление от 1 до 10 МПа (от 10 до 100 кгс/см ) и условный проход от 10 до 500 мм, предназначенные для нового проектирования.

2. ССЫЛКИ

Ссылочные документы приведены в приложении 1.

3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящем стандарте используются определения, приведенные в ИСО 6708 и ИСО 7268, а также следующие определения:

4. МОДЕЛИ

Краны имеют «полный» или «суженный» проходы (см. черт.1) и размеры строительных длин, соответствующие требованиям ИСО 5752.

Черт.1. Модели

Примечание. В некоторых видах арматуры, выпускаемой большими сериями на условное давление 10 и малыми сериями на условное давление 16 и 20, шар (пробка) (при полностью или частично закрытом положении) может выступать за края фланцевых поверхностей.

5. УСЛОВНЫЙ ПРОХОД

Условный проход ( ) выбирается из ряда: 10, 15, 20, 25, 32, 40, 50, 65, 80, 100, 150, 200, 250, 300, 350, 400, 450, 500.

6. РЯД УСЛОВНЫХ ДАВЛЕНИЙ

Условное давление выбирается из ряда: 10, 16, 20, 25, 40, 50, 100.

7. СООТНОШЕНИЕ ДАВЛЕНИЙ И ТЕМПЕРАТУР

Допустимые соотношения давлений и температур для корпусов, приведенные в соответствующих таблицах ИСО 7005-1, не имеют ограничения в зависимости от материала уплотнений. Пределы этих соотношений устанавливаются изготовителем арматуры и указываются при маркировке (см. п.12.3).

8. КОНСТРУКЦИЯ

Типовые конструкции шаровых кранов с оптимальным расположением отводов приведены на черт.2.

Черт.2. Типовые конструкции шаровых кранов с оптимальным расположением отвода

Типовые конструкции шаровых кранов с оптимальным расположением отвода

Конструктивные элементы крана приведены на черт.3.

Черт.3. Терминология

8.1.1. Общие положения. Корпус может быть цельным или разъемным. В разъемном корпусе расчетная прочность места соединения должна соответствовать прочности присоединительного фланца корпуса.

По согласованию с заказчиком могут предусматриваться специальные меры по предохранению полости корпуса от превышения давления.

8.1.2. Толщина стенок корпуса (см.черт.4)

Черт.4. Толщина стенок

Толщина стенки корпуса

Допускается увеличение толщины металлических стенок при необходимости учета, например сборочных напряжений, усилий на закрытие крана, вырезов некольцевой формы и концентратов напряжения.

8.1.2.3. На некоторых участках допускается толщина стенок меньше минимального значения при условии выполнения следующих ограничений:

8.1.3. Размеры корпуса

8.1.3.1. Строительная длина должна соответствовать требованиям ИСО 5752.

8.1.3.2. Присоединительные фланцы корпуса должны соответствовать требованиям ИСО 7005-1.

Примечание. Если конструкция корпуса не допускает сверления сквозных отверстий фланца, то предусматриваются резьбовые отверстия.

8.1.3.4. Для корпусов без футеровки диаметры проходных отверстий должны соответствовать табл.2.

8.1.3.6. Конструкция корпуса крана с условным проходом 50 мм должна предусматривать возможность выполнения, в случае необходимости, дренажного отверстия (см. черт.2а). Резьба в отверстиях должна соответствовать требованиям ИСО 7-1 и табл.4.

Дренажные отводные отверстия

8.2. Шар

Отверстия шара должны иметь круглую форму и диаметры, указанные в табл.3. Другая форма согласуется с заказчиком.

8.3. Шток с защитой от «вырывания»

Конструкция крана должна исключать «вырывание» штока из корпуса при наличии давления в системе в случае замены сальникового уплотнения, поскольку сами крепежные элементы уплотнения не обеспечивают крепления штока.

8.4. Кольца седла

Читайте также:  Насадка на глушитель лада веста диаметр

Конструкция колец седла или узла седла должна предусматривать возможность их замены, за исключением неразъемных сварных корпусов.

8.5. Крепеж

Все болтовые соединения должны иметь крупную метрическую (см. ИСО 261) или дюймовую (см. ИСО 263) резьбу.

а) располагаться в месте, защищенном от попадания посторонних частиц и коррозии под влиянием внешних условий;

б) при испытаниях устройств на электропроводимость, проводимых на собранных сухих изделиях после гидростатических испытаний, должен использоваться источник энергии, не превышающей 12 В постоянного тока, при этом разряд должен происходить при сопротивлении не более 10 Ом. Испытания проводятся не менее 5 раз;

в) конструкция должна предусматривать снятие антистатичности только искусственным путем.

9. УПРАВЛЕНИЕ

9.1. Конструкция крана предусматривает возможность управления краном с помощью рукоятки или ключа.

9.2. Краны с ручным управлением следует закрывать путем поворота рукоятки или гаечного ключа в направлении по часовой стрелке или против нее.

Примечание. Закрытие крана должно осуществляться по часовой стрелке, если нет специальных указаний об обратном. В этом случае заказчик должен точно указать исполнение в соответствии с приложением 2.

9.3. На рукоятке должна быть нанесена маркировка, позволяющая указывать положение «открыто» и «закрыто».

9.4. Установка рукоятки или ключа должна гарантировать возможность легкого их съема и замены.

Примечание. При изготовлении кранов с гаечным ключом последний следует устанавливать параллельно проходному каналу в пробку, если нет специального указания заказчика.

9.5. Краны следует снабжать указателем направления проходного отверстия шара. Если единственным указателем направления является гаечный ключ (рукоятка), то конструкция сборки должна быть максимально точной.

9.6. Должны быть предусмотрены ограничители хода как для полностью открытого, так и закрытого положения крана.

10. МАТЕРИАЛЫ

10.1. Корпус

Для изготовления корпуса, патрубков, крышки используются материалы, указанные в ИСО 7005-1. Пробка дренажного отверстия должна изготовляться из того же материала, что и корпус. Нельзя пользоваться чугунными пробками.

10.2. Шар, шток и обойма колец седла

Материалы выбирает изготовитель, если нет специальных указаний заказчика (см. приложение 2).

10.3. Кольца седла

Материал колец выбирает изготовитель, если нет специальных указаний заказчика (см. приложение 2).

10.4. Для уплотнения штока, набивки (сальник), уплотнения соединений корпуса, прокладки используют материалы, которые должны быть пригодны для применения при максимальной температуре, указанной на фирменной табличке.

10.5. Табличка

Фирменную табличку следует изготовлять из коррозионно-стойкого материала. Она должна быть прикреплена коррозионно-стойкими элементами или приварена.

11. ИСПЫТАНИЯ

11.1. Каждый кран испытывается давлением в соответствии с требованиями ИСО 5208.

11.2. При испытаниях на герметичность норма протечки в затворе с прокладками из эластомерных или полимерных материалов должна соответствовать 3-му классу по ИСО 5208.

12. МАРКИРОВКА

12.1. Каждый кран следует маркировать в соответствии с требованиями ИСО 5209, за исключением случаев, указанных ниже.

12.2. Маркировку следует наносить непосредственно на корпус или табличку, надежно закрепленную на корпусе. Табличка, на которую наносят маркировку, должна быть индивидуальна и отлична от фирменной таблички (см. п.12.3).

Маркировка корпуса должна содержать следующие указания:

а) условный проход ( с соответствующим числовым значением) с указанием эффективного диаметра для кранов с суженным проходом, например 80/57;

б) условное давление ( с соответствующим числовым значением);

в) обозначение материала корпуса (см. ИСО 7005-1);

г) обозначение плавки (если этого требует заказчик или соответствующие нормативно-технические документы);

д) название предприятия-изготовителя или товарный знак;

е) стрелку, указывающую направление потока среды (для кранов только с односторонним потоком среды);

12.3. Маркировка корпуса или фирменной таблички должна содержать следующие сведения:

а) ограничение давления или температуры, устанавливаемое изготовителем в зависимости от материала или конструкции запорных элементов (перепад давления в шаре при температуре 20 °С, если он меньше, чем перепад давления корпуса).

Следует указывать также максимально допустимую температуру и соответствующее ей давление;

б) номер настоящего стандарта;

в) указание на антистатическое исполнение, если оно есть (см. п.8.6).

Примечание. По выбору изготовителя или по требованию заказчика могут указываться и другие дополнительные сведения, если они не противоречат тем, которые устанавливает настоящий стандарт.

а) условный проход ( и соответствующее числовое значение);

б) условное давление ( и соответствующее числовое значение);

в) обозначение материала;

г) наименование предприятия-изготовителя или товарный знак.

13. ПОДГОТОВКА К ОТПРАВКЕ

13.1. После испытаний каждый кран должен быть просушен и подготовлен к отправке.

13.2. Покрытия кранов должны быть выполнены в соответствии со следующими требованиями.

13.2.1. Наружные поверхности, не подвергаемые смазке, должны иметь соответствующее защитное покрытие, за исключением деталей из аустенитных сталей.

13.2.2. Обработанные рабочие и резьбовые поверхности должны иметь легко удаляемое покрытие, защищающее от ржавчины, кроме деталей из аустенитных сталей.

13.3. При транспортировании шар должен быть в полностью открытом положении, если это не запрещено конструкцией.

13.4. Проходные отверстия и поверхности фланцев должны быть закрыты деревянными, пластмассовыми или металлическими заглушками.

13.5. Краны допускается транспортировать без упаковки, надежно закрепленными на основании (поддоне) или упакованными в ящики.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (обязательное). ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Раздел, подраздел, пункт,
в котором приведена ссылка

Обозначение соответствующего стандарта

Обозначение отечественного нормативно-технического документа,
на который дана ссылка

Источник

Поделиться с друзьями
Расскажем обо всем понемногу
Adblock
detector