Курт танк шаровая молния

Курт Танк. Многолетняя ссылка. Часть 2

Через год, в 1936-м, Курт смог договориться об изготовлении второй партии (500 штук) Fw-56А-1 в качестве тренировочного самолёта для пилотов, осваивающих пикирующий бомбардировщик Ju-87, программа освоения которого стала одной из главных задач немецкого люфтваффе.

Среди немецких конструкторов продолжалась гонка на скорость. И в 1937 году Курт смог обойти конкурентов, представив совершенно новую опытную модель самолёта Fw-187. Конструктор (это уже стало традицией) первым испытал самолёт и, конечно, был восхищён своим творением, дав ему имя «Сокол» за быстрый набор высоты и отличную пикировку.

В ходе отработки программы заводских испытаний капитан Ганс Зандер, направленный для этого из лётно-испытательного центра люфтваффе, подтверждает, что новый истребитель превосходит по своим скоростным и боевым качествам аналог Мессершмитта — Bf-109В-2. «Сокол» развивал скорость на 35 км/ч большую, чем Мессершмитт.

За победами последовала череда неудач. Во-первых, созданный и готовый к испытаниям двухместный Fw-187V-3 в одном из полётов проявил себя не с лучшей стороны: загорелся правый двигатель. Пилот еле смог дотянуть до земли и окончательно угробил самолёт в ходе вынужденной посадки на изрытой ямами земле. Самолёт списали под чистую.

Во-вторых, Курту пришлось пережить гибель своего знаменитого первенца «Сокола» и его пилота Бауэра, который отличался рискованным характером и в одном из полётов решил покрасоваться и порадовать зрителей высшим пилотажем. Пролетая над аэродромом, он резко пытается сделать «мёртвую петлю», но самолёт, не дотянув до верхней точки петли, замирает и затем обрушивается в плоский штопор. При столкновении с землёй самолёт получает практически 100-процентные разрушения. Пилот погибает.

Эти аварии привели к тому, что в Министерстве авиации среди большинства чиновников истребитель Мессершмитта Bf-109 пользовался непререкаемым авторитетом, и на него возлагали надежды по завоеванию господства в воздухе.

Самолёты Курта были, что называется, «на подхвате». Но Курт помнил свою работу в компании соперника и отлично знал все слабые и сильные стороны выпускаемых Вилли Миссершмитом самолётов. Курт смог сыграть на том, что Вилли приоритетным считал скорость, а не безопасность создаваемых аппаратов.

Летом 1937 года Курт добивается приёма в Берлине у руководителя Технического управления министерства генерала Эрнста Удета. На совещании также присутствовали в качестве экспертов главный инженер люфтваффе генерал Лахт и замминистра авиации генерал Мильх. Курт расстелил перед ними чертежи эскизного проекта будущего одномоторного фронтового истребителя, главной отличительной особенностью которого являлось использование принципиального нового мотора. Радиальный двухрядный двигатель воздушного охлаждения стал «фишкой» нового истребителя и получил одобрение от трёх главных лиц люфтваффе, которые отлично знали, что соревнование между ведущими конструкторами со временем принесёт в их отрасль что-то совершенно новое и необычное. Так и случилось. Также Танк предложил такую конструкцию, чтобы в случае необходимости производить быструю замену вышедших из строя деталей за счёт использования унифицированных технологических стыков. Это было также новым словом в конструкторских разработках.

За счёт напористости Курта первоначальный контракт на создание трёх самолётов нового типа был получен.

Курт любил давать своим самолётам названия птиц. Видимо, он разбирался в этом или был очень хорошим охотником. И новый аппарат, получивший птичью кличку, не стал исключением: конструктор называл его «Серый сорокопут» (Wuerger). Хотя в Германии водится красноголовый сорокопут. Но не мог конструктор назвать своё детище словом, вызывающим невольные ассоциации с Красной Армией. Отличительная особенность этой хищной птицы — довольно большая голова и чрезвычайная скрытность, живёт в самых глухих местах и, если голоден, набрасывается на свою добычу стремительно и беспощадно терзает её. Что, впрочем, соответствовало общему виду и являлось ещё одной главной особенностью Fw-190. Именно такое обозначение придумали ему чиновники в немецком Министерстве авиации.

«Серый сорокопут» создавали только двенадцать человек. Они тщательно придумывали и разрабатывали каждую деталь с учётом самых современных требований, получаемых от специалистов Аэродинамического исследовательского института. Поэтому уникальная механизация крыла, профиль и все обводы фюзеляжа были созданы во взаимодействии с целым рядом других институтов, сопричастных к самолётостроению.

Но самым сложным было сделать в реальности тот двигатель, который был только в эскизных проектах. Как только был готов первый опытный образец самолета, и он поднялся в небо, выяснилось, что идёт просто чудовищный перегрев кабины пилота. Испытателю приходилось даже надевать противогаз. Но над этой проблемой команда под руководством Курта билась долго и тщетно.

Со временем удалось преодолеть многие неприятные для конструктора моменты, в частности, была решена главная проблема: охлаждение мотора выполнялось посредством работы вентилятора с 12-ю лопастями, который запускался при взлёте и приземлении.

В самый разгар работы над новым истребителем, в 1939 году на завод к Курту приехала делегация русских инженеров. Поликарпов и Яковлев смогли увидеть только демонстрационные полёты Курта на Fw-56А-1. Новый истребитель они не увидели. Зато Курт попотчевал гостей не только своими полётами, но и немецким походным обедом: были накрыты длинные столы, каждый гость мог разлить себе фирменный гороховый супчик. В ответ советское посольство организовало большой приём, где были водка и икра. Так уж было заведено.

Курт в России не был. И русским конструкторам не понравился. Впоследствии Яковлев вспоминал: «. среднего роста, крепко скроенный мужчина с хриплым голосом, с серыми жесткими глазами. Это типичный фашист-пруссак. На лице у него шрамы от студенческих дуэлей. Курт Танк в первый же день нашего посещения завода сел в кабину тренировочного самолета и показал класс высшего пилотажа: вот, мол, удивляйтесь — главный инженер и директор завода у нас сам летает. После целого фейерверка фигур высшего пилотажа Курт Танк вышел из самолета самодовольный и улыбающийся. «

Читайте также:  Может ли глушитель влиять на заводку муравей

Каждая из сторон, несмотря на дипломатические ходы, знала, что рано или поздно им придётся показать на поле брани свои творения. И тут всё зависело от таланта и быстроты работы конструкторских бюро, как с советской стороны, так и с немецкой. Все спешили. Все готовились к войне. Но Курт всё же опоздал со своими разработками. Его истребитель появится в русском небе лишь в 1942 году.

Но сначала самолёт пройдёт испытания в боевых условиях в Бельгии и Франции, сбивая одним за другим самолёты противника. Английские разведчики, получив информацию о появлении нового самолёта, стали охотиться за ценным трофеем, но им никак не удавалось раздобыть ценный экземпляр, пока он сам не попал им в руки: немецкий пилот по ошибке совершил посадку на английском аэродроме. Так англичане без особого труда смогли получить и тщательно изучить всю внутреннюю начинку самолёта. А она не могла не удивлять.

«Удачный рычаг управления мотором, действующий через центральный пост, несомненно, облегчал пилотирование самолёта, обеспечивая безотказную и экономичную регулировку двигателя. Представляли большой интерес схема капота с бронированным передним кольцом, допускающим размещение в нем маслорадиатора и маслобака, откачка масла из мотора непосредственно в маслобак.

Двухрядный радиальный двигатель воздушного охлаждения BMW 139 родился из идеи соединить два 9 цилиндровых BMW 132, которые прошли доводку в процессе эксплуатации на трёхмоторных пассажирских самолетах Юнкерса и четырехмоторных «Кондорах» Курта Танка. Мощность нового двигателя BMW подкупала, она была на четверть больше лучших V-образных моторов жидкостного охлаждения.

Мотор имеет одно сдвоенное магнето.

Взлетная мощность мотора — 1530 л. с. при 2700 об/мин. (Pk=970 мм рт. ст.).
Номинальная мощность мотора — 1460 л. с. при 2400 об/мин. (Рk=935 мм рт. ст.), на высоте 4970 м.
Максимальная (одноминутная) мощность мотора — 1760 л. с. при 3000 об/мин. (Pk=990 мм рт. ст.) на высоте 5500 м.
(Данные заимствованы отсюда: Немецкие самолёты. НИИ ВВС КА, 1944 год.)

Самолёт отличался также мощным вооружением: две стокилограммовые бомбы, на крыльях были установлены пушки МG 151 и в середине — пушки «Эрликон» МGFF: защитой и укреплением служила трёхслойная обшивка над пушками. Особенность работы пушек — синхронизация их для стрельбы через винт.


Противостоять такому самолёту на восточном фронте смогли советские «Яки».

Не стоит думать, что авиаконструктору фашистские власти благоволили. Наоборот, несмотря на все заслуги, Курт мог оказаться в числе наказуемых по всей строгости закона.

Известно, что в 1942 году Курт Танк, несмотря на своё звание и высокую должность, предстал перед военным трибуналом под председательством Германа Геринга за то, что не смог наладить выпуск двухмоторного ночного бомбардировщика Та-154. Главная причина, на которую мог сослаться авиаконструктор и тем самым спасти себе жизнь — отсутствие соответствующего сырья и оборудования, разбомбленного английскими войсками.

Итак, в Германии у Курта был самый «плодоносный» список созданных самолётов: FW-58 Weihe; FW-187; FW-189; FW-190A1 — A4; FW-190A5/А6; FW-190A7/A8; FW-190D; FW-190F; FW-190G; FW-200; Ta-152; Ta-400.

Также он смог приступить к проектированию самолёта, оснащенного реактивным двигателем, но эту разработку Курт смог продолжить только в Аргентине, которая получила благодаря немецким специалистам отличные кадры и смогла сравнительно быстро создать свою боеспособную авиацию, оснащённую реактивными самолётами.

После окончания Второй мировой войны, по свидетельству некоторых очевидцев, Курт связывался с советскими представителями и уточнял у них условиях работы. Но от сотрудничества Курт отказался и смог перейти в английскую зону оккупации, откуда добрался до Аргентины по поддельному паспорту на имя Педро Маттиса. Таким же способом добрались до страны ещё более 60 немецких конструкторов и рабочих из его фирмы.

Они сумели договориться с аргентинским командованием о продолжении работ над модификацией самолёта Та-183, затем последовал заказ на разработку реактивного истребителя Пульки II, который стал первый аргентинским реактивным самолётом. После путча против Перона и прихода к власти нового правительства, которое потребовало незамедлительных результатов, а когда их не последовало, готовые самолёты было решено закупать в Америке, в 1954 году Курт прекратил в аргентинском Кордове все работы и переехал через год в Индию, где также активно предлагал свои знания. Хотя перед эмиграцией в Индию Курт снова пытался начать заново сотрудничать с новым правительством ФРГ, но его стремление строить самолёты было решительно отвергнуто: после войны Германия не имела права этого делать.

Курт отправляется в Индию. Так был создан самолёт-перехватчик HF24.

Он не оставляет надежды вернуться на родину, в ФРГ. Наконец, путём долгих переговоров ему разрешают вернуться. Это произошло в 1970 году, когда ему было уже 72 года.

Он прожил, безусловно, счастливую жизнь, невзирая на то, что многие счастливые жизни оборвались под крылом создаваемых им самолётов. Он умер 6 мая 1983 года в возрасте 85 лет в Мюнхене, под советский День Победы. Может быть, так судьба наказала его…

Источник

Летающие тарелки в истории авиации

События 1947 года, когда, как считается, недалеко от местечка Розуэлл в США разбилась летающая тарелка инопланетян, серьезно повлияли на мировую поп-культуру. Свою роль сыграло и распространение портативных фотоаппаратов и кинокамер, которые во второй половине XX века стали гораздо доступнее. Как результат, все больше людей становились наблюдателями различных неопознанных летающих объектов, объяснить происхождение и природу которых они не могли, но могли запечатлеть на пленку.

Читайте также:  Перечень работ при техническом обслуживании для стартера

Со временем символом НЛО во всем мире стали летающие тарелки и различные объекты дискообразной формы, а интерес к подобным необычным явлениям стал настолько велик, что сегодня в мире существует даже День НЛО, который также называют Днем уфолога. В то же время единственные летающие тарелки, существование которых имеет под собой научное основание, никак не связаны с гостями с других планет или внеземным разумом и имеют вполне земное происхождение. Уже в начале XX века появились первые попытки создания летательных аппаратов в форме диска. Несмотря на то, что самые известные проекты по созданию летающих тарелок связаны сегодня с историей гитлеровской Германии, первые проекты в этой области проводились не в Европе, а в США и еще до начала Второй мировой войны.

Самолет-зонтик Чэнса Воута

Первые работы над необычными проектами летательных аппаратов с крылом круглой формы начались на самой заре развития авиация. В настоящее время конструктором, который впервые в истории обратился к дискообразному крылу, считают американца Чэнса Воута. Этот изобретатель еще в 1911 году впервые предложил создать летательный аппарат необычной формы и конструкции. Это был проект самолета с деревянной конструкцией и дискообразным крылом большой площади. Самолет-зонт, созданный из самых простых материалов – дерева и ткани – навсегда вошел в историю, хотя не совершил ни одного полета.

Конструкция необычного самолета была простой и состояла из 9 балок, которые при соединении представляли собой звезду. Между деревянными балками Чэнс Воут натянул обыкновенную ткань, подобная конструкция очень сильно напоминала по форме зонт, поэтому летательный аппарат и получил такое название. В хвостовой части самолета находилось два тканевых элевона, которые были расположены на подвижных выносных балках. Колесное шасси самолета было трехстоечным.

К дискообразной форме крыла американский конструктор обратился, так как считал, что крыло большой площади обеспечит летательному аппарату большую подъемную силу, позволив машине отрываться от земли на маленькой скорости. К сожалению, необычный летательный аппарат Чэнса Воута так и не поднялся в небо, так что подтвердить или опровергнуть свои идеи конструктор не сумел. Известно, что примерно в это же время похожий самолет был спроектирован и в Великобритании, но та машина разбилась в первом же полете сразу после отрыва от земли.

Летающее блюдце Стивена Немета

Вторым американским конструктором, который загорелся идеей создания самолета с дискообразным крылом, оказался Стивен Немет. В отличие от своего предшественника Немет создал самолет, который поднялся в небо и вполне успешно выполнял полеты. Самолет с практически идеально круглым крылом был создан Неметом совместно со студентами Университета Майами, это произошло в 1934 году. Необычный летательный аппарат, который приковывал к себе взгляды обывателей одним своим видом, вошел в историю под названием Nemeth Parasol. За этим самолетом также закрепилось неофициальные прозвища, основанные на его сходстве с зонтом и блюдцем.

Для создания необычного летательного аппарата конструктор использовал удлиненный фюзеляж ранее списанного серийного самолета-биплана Alliance A-1 Argo, удлинение фюзеляжа позволило сделать его двухместным. Непосредственно над фюзеляжем находилось крыло идеально круглой формы. Крыло располагалось на специальных подкосах, как на обычных бипланах, на законцовках крыла имелись элероны. Сердцем самолета стал радиальный авиационный двигатель Warner Scarab, развивавший мощность 110 л.с. Мощности двигателя было достаточно, чтобы обеспечить самолету максимальную скорость полета более 217 км/ч. При этом посадочная скорость была очень небольшой – всего 40 км/ч, что позволяло самолету садиться на совсем крошечные площадки.

Главной особенностью очередного «летающего зонтика» было крыло круглой формы диаметром 4,6 метра. Небольшое удлинение крыла позволяло самолету совершать полеты при больших, чем обычно, углах атаки, а также обеспечивало самолету плавное и не опасное снижение, которое чем-то напоминало снижение летчика на парашюте. Собственно крыло и выполняло роль парашюта, что Стивен Немет продемонстрировал во время испытательных полетов. Самолет мог совершить мягкую посадку практически вертикально с выключенным двигателем. Небольшие скорости посадки и возможности круглого крыла делали самолет очень простым в управлении даже для начинающих пилотов. Несмотря на ряд преимуществ дальнейшего развития «летающее блюдце» Немета не получило, на рубеже 1934-1935 годов проект был заброшен, дальше построенного летного экземпляра дело не пошло. При этом уже позднее наработки по данному проекту, скорее всего, использовались в США при конструировании автожиров.

Летающий блин. Истребитель XF5U

США оставались верны себе и в годы Второй мировой войны. Попытки создать самолет необычной формы продолжились уже в военные годы и привели к созданию экспериментального истребителя, который получил название Flying Pancake (летающий блин), официальный индекс V-173. Дисковидный истребитель, к созданию которого приложил руку конструктор Чарльз Циммерман, впервые поднялся в небо в ноябре 1942 года. Позднее на базе данной модели попытались создать и палубный истребитель, который получил индекс XF5U.

Впервые к идее создания дискообразного самолета Чарльз Циммерман обратился еще в 1937 году, первоначальной его целью было создание летающего автомобиля, о которых уже активно писали фантасты. Однако коммерческие перспективы гражданской версии сочли достаточно туманными. Поэтому руководство компании Chance-Vought, которое поддержало необычный проект Циммермана, рекомендовало конструктору отказаться от идеи гражданского трехместного самолета, сосредоточившись на создании истребителя, способного заинтересовать военных.

В результате на свет появился один из самых странных самолетов XX века, который отличался от любого самолета современника своим крайне необычным видом. «Летающий блин» получил планер без фюзеляжа, выполненный в форме полукруга. В передней части самолета конструктор разместил кабину летчика, а по сторонам от кабины были установлены два двигателя с трехлопастными винтами. В задней части самолета можно было рассмотреть два небольших по размерам полукрыла – горизонтальные стабилизаторы с рулями высоты, а также два вертикальных стабилизатора, на которых расположились рули направления. Общая длина необычного экспериментального истребителя не превышала 8,1 метра, а ширина – 7,1 метра.

Читайте также:  При малых оборотах гремит глушитель

Новый самолет достаточно активно испытывался на протяжении нескольких лет, последние полеты прототипов завершились только в 1947 году, а всего было выполнено не менее 190 полетов или 132 часа налета. При этом максимальная скорость полета V-173 не превышала 222 км/ч. Причиной была малая мощность двигателей, установленных на прототипе, каждый из них развивал не больше 80 л.с. Гораздо более успешным был прототип для ВМС США, который получил обозначение XF5U. Всего было построено два экспериментальных самолета данной модели. Самолет с максимальной взлетной массой более 8,5 тонн получил адекватные своему весу и размерам двигатели Pratt & Whitney R-2000 мощностью 1350 л.с. каждый. Благодаря этому один из прототипов развил в горизонтальном полете скорости 811 км/ч.

Несмотря на ряд успехов, проект свернули в 1947 году. Хотя XF5U мог эффективно использоваться с борта авианосцев, при массе более 8,5 тонн самолет мог взлетать с небольших площадок. В то же время управляемость самолета оставляла желать лучшего, а конструкцию с использованием двух поршневых двигателей посчитали устаревшей. Наступала эра реактивной авиации, а установить реактивные двигатели на борт XF5U не представлялось возможным, с таким апгрейдом самолет стал бы совсем неуправляем в полете.

Летающие тарелки Третьего рейха

Авиаконструктор Чарльз Циммерман, запустивший в США историю с «летающим блином», эмигрировал в Америку из Германии. Но и без него на родине Вилли Мессершмитта и Хуго Юнкерса нашлись свои конструкторы, которых также привлекала идея создания самолета необычной дискообразной формы. Именно разработки времен Третьего рейха получили наибольшую известность в мире и породили массу конспирологических теорий, став настоящим элементом современной поп-культуры, засветившись в большом количестве фантастических книг, кинокартин и комиксов.

Как это часто бывает с конспирологическими теориями, они ничего общего не имеют с действительностью. Большинство проектов, которые были описаны уже после завершения Второй мировой войны, не имели ничего общего с реальностью и не существовали даже в виде чертежей. В то же время на волне интереса к НЛО во второй половине XX века, подобная литература получила широкое распространение сначала в Европе, а затем и во всем мире. При этом немецкие конструкторы действительно разрабатывали необычные по форме летательные аппараты, но это были эксперименты с автожирами, вертолетами и экранопланами.

Скорее всего, единственным немецким самолетом времен Второй мировой войны, который по форме напоминал НЛО, является экспериментальный самолет Sack AS-6, фотографии которого сохранились до наших дней. Любопытным представляется то, что единственный немецкий проект дискообразного самолета, дошедший до стадии постройки опытного образца, был создан самоучкой-любителем. Проект дискообразного самолета еще в конце 1930-х годов предложил Артур Зак, обычный крестьянин из-под Лейпцига.

Заку помогло то, что его необычным самолетом заинтересовался генерал-полковник Эрнст Удет, который и дал Sack AS-6 путевку в жизнь. Но экспериментальный самолет был готов только к 1944 году. Считается, что до летных испытаний дошел только один построенный экземпляр. Прототип был построен с использованием различных элементов других самолетов. Так, кабину пилота взяли от истребителя Me Bf-109B, двигатель сняли с Me Bf-108, на который устанавливался 8-цилиндровый Argus воздушного охлаждения мощностью 240 л.с. По-настоящему родным у самолета Sack AS-6 было лишь крыло круглой формы, которое производилось из дерева и было обшито фанерой. Общая масса небольшого самолета с крылом диаметром 6,4 метра не превышала 800 кг. Вот только подняться в небо самолету не удалось. Всё ограничивалось только пробегами по взлетно-посадочной полосе. В условиях, когда Третий рейх разваливался буквально на глазах, терпя серьезные поражения на Востоке и на Западе, дорабатывать и доводить до ума проект никто не стал.

После Второй мировой войны интерес к самолетам необычной круглой формы никуда не пропал. Только теперь пальму первенства перехватили канадцы, которые долго и упорно пытались навязать своим соседям необычные разработки производства компании Avrocar. История о том, как канадцы в 1950-е и начале 1960-х годов пытались продать американским военным свои дискообразные летательные аппараты и реализовать концепцию «летающего джипа», достойна отдельного рассказа.

Несмотря на многочисленные неудачи с попыткой создания летательных аппаратов дискообразной формы, такие проекты по-прежнему привлекают многочисленных инженеров из разных стран. Последние новости по созданию «летающих тарелок» пришли к нам из Румынии, где конструкторы Разван Саби и Иосиф Тапосу заняты созданием аппарата, способного совершать вертикальный взлет и посадку и выполнять горизонтальный полет на сверхзвуковой скорости. Пока что состоялись испытания лишь беспилотного прототипа аппарата диаметром 1,2 метра. Известно, что экспериментальный образец оснащен четырьмя электровентиляторами, которые необходимы для обеспечения вертикального взлета и посадки аппарата, и двумя вентиляторами, установленными в хвостовой части и предназначенными для горизонтального полета. В будущем конструкторы собираются заменить хвостовые вентиляторы на турбореактивные двигатели. О том, станет ли успешным румынский проект летательного аппарата ADIFO (All DIrections Flying Object, всекурсовой летательный аппарат), мы узнаем уже в ближайшем будущем.

Источник

Поделиться с друзьями
Расскажем обо всем понемногу
Adblock
detector