Lazarus язык программирования какой

Урок 1. Система программирования LAZARUS

Урок из серии «Программирование в среде Lazarus для школьников»

Среда программирования Lazarus в школьном курсе информатики используется сравнительно недавно.

Уроки предназначены для учащихся 10 классов и всех тех, кто хочет самостоятельно освоить Lazarus.

В этом уроке дается краткая справочная информация о среде программирования Lazarus, рассказывается об основных инструментах среды разработки программ, определяются основные этапы создания приложений.

В заключении вы можете посмотреть видеоурок, из которого узнаете о различиях проектов Lazarus и Delphi.

Скачать последнюю версию Lazarus вы можете по ссылке —//sourceforge.net/projects/lazarus/files/

Краткая справочная информация

Lazarus — среда быстрой разработки программного обеспечения для компилятора Free Pascal, аналогичная Delphi.

Данный проект базируется на оригинальной кроссплатформенной библиотеке визуальных компонентов Lazarus Component Library (LCL).

Кроссплатформенное программное обеспечение — это программное обеспечение, работающее более чем на одной аппаратной платформе и/или операционной системе.

Free Pascal — это компилятор языков Pascal и Object Pascal, работающий под Windows, Linux, Mac OS X, FreeBSD, и другими ОС.

Таким образом, разработанные приложения могут функционировать практически под любой операционной системой.

Все, что вы видите на экране во время работы различных приложений, все элементы (кнопки, бегунки, меню и т.п.) можно реализовать в Lazarus.

В Lazarus используется технология визуального программирования. Пользователь для создания графического интерфейса приложения использует готовые компоненты, значки которых находятся на панели компонентов. После того как он помещает компонент на форме, программный код для него генерируется автоматически. Вручную остается запрограммировать только те действия, которые будет выполнять это приложение.

Процесс создания приложения можно разделить на следующие этапы:

1. Создание проекта. В результате на экране появляется пустая форма (окно будущего приложения).

2. Создание графического интерфейса проекта — расположение необходимых элементов, задание размеров, изменение свойств;

3. Написание программного кода, который определит, что будет делать ваша программа.

4. Отладка программы.

Чтобы познакомится с основными инструментами среды разработки, запустим среду программирования.

Для этого выполните команду:

Пуск => Все программы => Lazarus => Lazarus.

При этом запускается оболочка создания приложений, называемая интегрированной средой разработки IDE (Integrated Development Environment). На экране появиться набор окон.

Вы видите все основные инструменты среды разработки Lazarus:

1. Окно формы — окно будущего приложения.

2. Главное окно, содержащее три панели: меню, панель инструментов, палитру компанентов. Палитру компанентов вы будете использовать для выбора необходимых вам для создания пользовательского интерфейса помпонент.

3. Окно Инспектор объектов, содержащее файлы проекта и окно со вкладкой Свойства, в котором вы будете настраивать свойсктва помещенных на форму объектов.

4. Окно Редактор исходного кода, в котором вы будете писать программный код.

Дадим появившимся окнам краткую характеристику.

Главное окно. Здесь располагаются меню, панель инструментов и палитра компонентов.

На Палитре компонентов, представляющей собой множество те­матических вкладок, располагаются визуальные и невизуальные компоненты для вашей будущей программы.

Невизуальные компоненты видны только на первом этапе создания приложения — при редактировании.

Главное окно остается открытым все время работы IDE. Закрывая его, вы, тем самым, закрываете Lazarus и все открытые в нем окна.

Инспектор объектов содержит четыре страницы

На первой странице «Свойства» постоянно отображаются все доступные свойства выбранного компонента. В левой колонке содержится список всех свойств выделенного в данный момент компонента, в правой — значения свойств.

Значения свойств можно менять еще до запуска проектируемой программы. Например, для будущего окна вашего приложения (формы) свойство Name имеет значение Form1. Для изменения имени достаточно изменить его в Инспекторе объектов.

На второй странице «События» находятся возможные обработчики событий для выбранного компонента. В левой колонке расположены названия события, в правой — соответствующие процедуры.

Окно Редактора кода. На момент первого запуска оно имеет заголовок Unit1.

В окне Редактор исходного кода вы будите писать программный код программы, и само окно очень похоже на обычный текстовый редактор. Для удобства при редактировании текста программы строки пронумерованы, предусмотрено выделение цветами:

Текст программы разбивается на части — процедуры и функции.

Читайте также:  Английский язык страны и жители

Основную работу программист производит именно здесь.

Проектировщик форм. У каждого Windows-приложения должно быть хотя бы одно окно.

Lazarus при первом запуске автоматически предлагает пользователю новый проект, открывая пустую форму под названием Form1, и назначает его главным окном.

Перенося на него элементы из палитры компонентов, вы тем самым, предварительно оформляете его.

Главное окно в проекте может быть только одно. Все другие создаваемые окна будут дочерними. Закрывая главное окно стандартной кнопкой закрытия окна, или программно, вы закрываете и все дочерние окна.

В этом уроке мы познакомились с основными инструментами разработки программ. В следующем уроке мы напишем свою первую программу.

Задание для самостоятельного выполнения

1. Скачать и установить на своем домашнем компьютере среду программирования Lazarus по указанной в начале урока ссылке.

2. Посмотреть видеоурок: «Lazarus. Ввод в курс дела», из которого вы узнаете о различиях проектов Lazarus и Delphi.

Источник

Lazarus 2.0.10

Бесплатная среда по разработке программного обеспечения

Приветствуем на сайте Lazarus IDE

Основные Возможности

Окружающая среда Lazarus подходит для всех разработчиков и особенно для тех, кто намерен создавать программы с нуля. Интерфейс программы очень прост, как для новичков, так и для тех кто уже занимается программированием на профессиональном уровне. Этого удалось достичь принципом перетаскивания выбранного компонента. Программа позволяет создавать приложения с помощью перетаскивания всех необходимых элементов и помещать их в специальные окна. Большим преимуществом этой программы является возможность компиляции для любых операционных систем (Windows, OSX, Linux и Windows CE).

Очередным преимуществом программы является быстрый переход между различными интерфейсами и системами обеспечения библиотеки интерфейса. На данный момент, Lazarus поддерживается следующими типами интерфейсов: WIN32 GDI, GTK + 1.2.x (Unix, Mac OS X), GTK + 2.x, Qt 4 (C ++) и Windows. К тому же, Лазарус является одним из немногих инструментов, в отличии от своих конкурентов, который может создавать приложения для ПК (Windows CE, Qtopia).

Особенностью приложения является полностью самостоятельное API, как только вы напишите свой собственный код, вы можете просто подключить его с помощью API. Возможности проекта, например:

Если вы создаете продукт на Windows, используя стандартные виджеты Windows, сначала нужно определится какой набор виджетов вы хотите использовать. Затем скопируйте код на ваше устройство Linux разработки, компиляции и ссылки с GTK + интерфейсного блока. Вот и все — вы только что создали версию вашего продукта для Linux на Windows с помощью Lazarus без какого-либо дополнительного кодирования.

Пример работы с Лазарус

Для тех, кто работает с кросс-платформами, Лазарус — это удивительный проект, который обещает сделать создание виджетов намного проще.

Лазарус — отличный, бесплатный компилятор который подойдет для ежедневного использования, как новичкам, так и продвинутым пользователям, благодаря удобно расположенным кнопкам и интуитивно понятному интерфейсу вы уже с первого дня сможете начать разработку своего приложения.

Со временем автора намерены добавить полную поддержку PalmOS и Symbian OS. Программа доступна как на русском так и на украинском языке.

Уроки программирования

Как говорится лучше один раз увидит чем 100 раз услышать. Лазарус это отличная программа с помощью, которой вы сможете создавать полезные и функциональные приложения и качественные проекты. Изучение Лазарус не займет у вас много времени, но все же мы настоятельно рекомендуем вам заняться изучением этой программы с помощью видео уроков, где вы начнете с самых азов и спустя некоторое время самостоятельно сможете создавать свои собственные приложения. У нас на сайте есть отличная рубрика видео уроков в которой мы приготовили для вас только лучшие и практичные уроки по работе с Лазарус. Для начала предлагаем вам первый видео урок ознакомления и обзора данной программы.

Версия Лазарус

На сегодняшний день актуальная версия 2.0.10. Следующее обновление будет под версией 2.0.12. В этом обновлении вас ожидает значительное улучшение и модернизирование программы, а так же перевод Лазарус на многие языки.

Немножко истории

Проект стартовал в феврале 1999 г. Основателями были три частных лица:

Все трое пытались создать проект Megido, который в итоге не осуществился. В отчаянии они начали проект Lazarus. На сегодня этот проект имеет постоянный рост благодаря участию сторонних разработчиков. Сами же создатели уже не участвуют в проекте.

Скачать последнюю версию

Скачать последнюю версию Lazarus IDE вы можете в специальном разделе на нашем сайте.

Источник

Lazarus язык программирования какой

Lazarus — это среда профессионального создания программ, которая выполнена на базе Free Pascal и IDE.

История разработки среды Lazarus

Начало истории появления и становления программных языков связано с именем Ады Лавлейс, родившейся в начале девятнадцатого века в Лондоне. Она стала знаменитой, когда выпустила трактат о механической вычислительной машине Ч. Бэббиджа, в проектировании которой она участвовала и написала первую программу для неё. Именно она придумала определения цикла и рабочей ячейки. В её честь в семидесятые годы двадцатого века получил название язык программирования Ада.

Читайте также:  Возрастные глаголы французского языка

Фактическое развитие программных языков началось примерно с сорок пятого года прошлого века, когда были созданы первые электронные вычислительные машины (ЭВМ). Программы для них писались сначала в машинных кодах, а потом на мнемонике машинного языка Ассемблере. В машинных кодах практически никто сегодня программы уже не пишет, а Ассемблер до сих пор используется, когда нужно обеспечить или небольшой объём программного приложения, или его высокое быстродействие.

Готовые работы на аналогичную тему

Первый язык высокого уровня был создан в середине пятидесятых годов двадцатого века и назывался Фортран. Это событие стало началом новой эпохи в программировании. Языком высокого уровня считается программный язык, который сильно приближен к языку человека. У него есть структуры смыслового содержания, описание структурной организации данных, возможность выполнять над этими данными разные операции. Сегодняшние высокоуровневые языки осуществляют операции уже прямо с объектами, то есть большими структурными построениями, которые имеют текущие параметры состояния и поведения.

При обучении навыкам программирования и решении проблем общего характера чаще всего использовался высокоуровневый язык программирования Паскаль, спроектированный в конце шестидесятых годов прошлого века учёным Н. Виртом. Название язык получил в честь знаменитого французского учёного-математика Блеза Паскаля. Язык Паскаль обладает отличием от других языков, которое заключается в более строгих правилах при задании и применении информационных данных разного типа.

В начале восьмидесятых годов прошлого века компания Borland разработала версию Turbo Pascal, которая стала интегрированной средой реализации программ на Паскале. Турбо Паскаль представляет собой программу компиляции, компоновки, программу редактирования кодов и программу отладки, которые расположены в едином окне. Чуть позднее был создан язык программирования Объектный Паскаль (Object Pascal), который разработала компания Эппл. Данная версия Паскаля уже могла работать с объектами.

В середине девяностых годов прошлого века появился первый вариант Delphi, графической интегрированной среды для выполнения ускоренного формирования приложений для Windows. Это событие сильно упростило работу программистов, поскольку появилась возможность формировать приложение буквально движениями только компьютерной мышки. А немного позднее был спроектирован Lazarus, который стал первой в мире распространяемой бесплатно графической средой, позволяющей быстро разрабатывать программные приложения и использующей программу компиляции FPC. Аналогично FPC, Lazarus распространялся на лицензионных условиях GNU GPL (General Public License), то есть бесплатно.

Интегрированная среда Lazarus

Lazarus является интегрированной средой разработки программ (IDE — Integrated Development Environment), которая использует программу компиляции FPC (Free Pascal Compiler), кодовый редактор, редактор форм, инспектор объектов, программу отладки и ряд других прикладных программ. Есть и другое определение, что среда Lazarus является средой быстрой разработки приложений (RAD — Rapid Application Development). До этой программы, все среды проектирования программ никогда не были бесплатными. А Lazarus явился первой и на данный момент единственной средой разработки приложений, которая доступна госструктурам и структурам в области образования абсолютно бесплатно.

Помимо этого, Lazarus определяется как проект Open Source, то есть у него открытый исходный код. Большое число специалистов в области программирования участвуют в развитии Lazarus, его исходное кодирование постоянно изучается ими и модифицируется. Программа поддерживает большое количество языков, включая русский язык, что является существенным отличием от других подобных сред разработки программ.

Установка и работа с Lazarus

Установка Lazarus обычно не вызывает затруднений. При установке нет необходимости менять какие-то параметры, можно всё оставить, как предлагается по умолчанию. Прежде всего, необходимо выбрать язык (мы выбираем русский), затем следует последовательно нажимать клавишу «Далее». В конце выбора параметров, если это необходимо, отмечается флажком «Создать значок на Рабочем столе». После завершения выбора параметров, начинается собственно установка программы и в конце необходимо нажать кнопку «Завершить».

После запуска программы появится изображение, приведённое ниже:

Рисунок 1. Окно программы Lazarus. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Программа Lazarus включает в себя несколько окон:

Рисунок 2. Основное окно программы Lazarus. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основное (главное) окно имеет в своём составе следующие элементы:

Окно объектного инспектора содержит две части:

Источник

Введение в Lazarus

Цель лекции

Знакомство с историей развития языков программирования и диалектов Pascal ; первое знакомство с IDE Lazarus и компилятором Free Pascal ; изучение компонентов TForm, TLabel, TButton; создание первого проекта.

Исторический экскурс

Историю развития языков программирования, пожалуй, можно начать с первой в мире программистки Ады Лавлейс (Августа Ада Кинг, графиня Лавлейс, математик). Ада Лавлейс родилась 10 декабря 1815 г. в Лондоне, была известна описанием вычислительной машины (механическая машина Ч. Бэббиджа), в разработке которой она принимала участие, и созданием первой программы для нее. Ввела в употребление термины «цикл» и «рабочая ячейка «. В честь Ады Лавлейс в 1975 году был назван язык программирования Ада.

Читайте также:  Groupe nominal во французском языке

В 1954 году появился первый язык программирования высокого уровня Фортран, и началась новая эра развития программирования.

Поскольку Lazarus основан на Паскале (точнее, на Объектном Паскале), историю других высокоуровневых языков в рамках данного курса мы рассматривать не будем.

В 1989 г. объектное расширение Паскаля было добавлено и в Turbo Pascal фирмы Borland.

Впрочем, разработка программ под другие платформы имеет не так уж много отличий, чтобы создать вам непреодолимые трудности при переходе на другую платформу.

Что такое Lazarus?

Где взять?

В правой верхней части сайта вы увидите следующую картинку:

Нажав кнопку «Download Now» вы скачаете последнюю версию Lazarus. Кроме того, выбрать последнюю необходимую реализацию и скачать ее вы можете по адресу: http://sourceforge.net/projects/lazarus/files/

В этом случае, перейдя по ссылкам, вы получите доступ к закачке нескольких файлов, например,

Как установить?

Lazarus устанавливается достаточно просто. Собственно, ничего менять нам не придется, оставим все параметры, предложенные установщиком по умолчанию. Для начала выберем русский язык установки, затем все время будем нажимать кнопки «Далее«. Лишь в предпоследнем окне установщика при желании можно поставить флажок «Создать значок на Рабочем столе«. Когда укажем все параметры, начнется установка Lazarus. Придется подождать пару минут, пока распакуются и скопируются множество файлов. И, наконец, кнопка «Завершить» для закрытия окна установщика. Все, Lazarus у нас есть! Мы можем его загрузить.

В самом начале Lazarus выглядит несколько неопрятно:

Lazarus состоит из нескольких окон (которые стоит подравнять, чтобы они занимали весь рабочий стол и не мешали друг другу):

Главное окно

Главное окно состоит из следующих элементов:

Инспектор объектов

Окно Инспектора объектов состоит из двух частей:

Источник

Введение в Lazarus

Цель лекции

Знакомство с историей развития языков программирования и диалектов Pascal ; первое знакомство с IDE Lazarus и компилятором Free Pascal ; изучение компонентов TForm, TLabel, TButton; создание первого проекта.

Исторический экскурс

Историю развития языков программирования, пожалуй, можно начать с первой в мире программистки Ады Лавлейс (Августа Ада Кинг, графиня Лавлейс, математик). Ада Лавлейс родилась 10 декабря 1815 г. в Лондоне, была известна описанием вычислительной машины (механическая машина Ч. Бэббиджа), в разработке которой она принимала участие, и созданием первой программы для нее. Ввела в употребление термины «цикл» и «рабочая ячейка «. В честь Ады Лавлейс в 1975 году был назван язык программирования Ада.

В 1954 году появился первый язык программирования высокого уровня Фортран, и началась новая эра развития программирования.

Поскольку Lazarus основан на Паскале (точнее, на Объектном Паскале), историю других высокоуровневых языков в рамках данного курса мы рассматривать не будем.

В 1989 г. объектное расширение Паскаля было добавлено и в Turbo Pascal фирмы Borland.

Впрочем, разработка программ под другие платформы имеет не так уж много отличий, чтобы создать вам непреодолимые трудности при переходе на другую платформу.

Что такое Lazarus?

Где взять?

В правой верхней части сайта вы увидите следующую картинку:

Нажав кнопку «Download Now» вы скачаете последнюю версию Lazarus. Кроме того, выбрать последнюю необходимую реализацию и скачать ее вы можете по адресу: http://sourceforge.net/projects/lazarus/files/

В этом случае, перейдя по ссылкам, вы получите доступ к закачке нескольких файлов, например,

Как установить?

Lazarus устанавливается достаточно просто. Собственно, ничего менять нам не придется, оставим все параметры, предложенные установщиком по умолчанию. Для начала выберем русский язык установки, затем все время будем нажимать кнопки «Далее«. Лишь в предпоследнем окне установщика при желании можно поставить флажок «Создать значок на Рабочем столе«. Когда укажем все параметры, начнется установка Lazarus. Придется подождать пару минут, пока распакуются и скопируются множество файлов. И, наконец, кнопка «Завершить» для закрытия окна установщика. Все, Lazarus у нас есть! Мы можем его загрузить.

В самом начале Lazarus выглядит несколько неопрятно:

Lazarus состоит из нескольких окон (которые стоит подравнять, чтобы они занимали весь рабочий стол и не мешали друг другу):

Главное окно

Главное окно состоит из следующих элементов:

Инспектор объектов

Окно Инспектора объектов состоит из двух частей:

Источник

Поделиться с друзьями
Расскажем обо всем понемногу
Adblock
detector