Набивка седел шаровых кранов

Содержание

Прокладка для крана и другой запорной арматуры

Как поменять прокладку в кране в ванной либо на кухне? Где забрать замену ветхой прокладке? Возможно ли изготовить ее самостоятельно? Чем заменить сальник и прокладку у винтового вентиля? Возможно ли устранить течь шарового вентиля? Попытаемся ответить на эти вопросы.

Устройство кранбуксы

Начнем издали.В отечественных и импортных смесителях возможно встретить винтовые кранбуксы двух типов.

С сальниковой набивкой

Резьбовой шток вращается в корпуса вентиля. Со стороны седла к нему подвижно крепится клапан, удерживающий прокладку винтом с шайбой либо фиксатором, формой напоминающим маленький грибок.

При открытом кране отсутствие течи из-под штока обеспечивается графитовым либо масляным сальником: он набивается в пространство около штока и зажимается вкручиваемой сверху гайкой.

С резиновым уплотнителем

О терминологии

Для чего читателю знать, как устроены кранбуксы, в случае если его всего лишь интересует, как заменить прокладку в кране? Видите ли, создатель за время работы сантехником привык, что прокладками довольно часто именуются самые неожиданные приспособления для обеспечения герметичности.

Скажем, под словосочетанием «прокладки для шаровых кранов» обычно знают не то, что снабжает герметичность соединения между половинками корпуса разборного элемента запорной арматуры, а сальниковый уплотнитель на штоке. (См. кроме этого статью Как выбрать смеситель для раковины: изюминки.)

Ремонт кранбукс

Итак, разберем пара типовых неисправностей винтовых кранов.

Тому возможно две обстоятельства:

Как поменять прокладку в кране на кухне либо в ванной в последнем случае?

Дано: при открытом кране вода течет по штоку. Что делать в этом случае?

Для буксы с сальником достаточно при всецело закрытом кране снять барашек и открутить сальниковую гайку. Набивка наматывается на шток и уплотняется отверткой; гайка подтягивается с умеренным упрочнением. оптимальнее применять распущенный на нитки графитовый сальник для задвижек.

Для крана с резиновым кольцевым уплотнителем инструкция пара сложнее.

Нюанс: в случае если кольцевая прокладка для кран-буксы отсутствует в ближайшем магазине сантехники, несложнее приобрести буксу полностью. Ее цена не так высока, дабы тратить на поиски большое время. Дабы не быть бездоказательными, приведем пара рыночных предложений.

Организация Город Розничная цена кранбуксы, рубли
Brozex Екатеринбург 59,56
Профи-опторг Москва 36,40
Атлант-С Казань 30,45
Витто Краснодар 36

Нужные мелочи

Заключение

Сохраняем надежду, что наши советы разрешат читателю встретить небольшие бытовые проблемы во всеоружии. Как в большинстве случаев, видео в данной статье предложит дополнительные тематические материалы. Удач!

Источник

Сальниковая набивка в устройствах и механизмах

Функцию уплотнения мест сопряжения подвижных деталей с полостями, в которых находятся жидкие или газообразные вещества выполняет сальниковая набивка.

Сальниковая набивка

Это материал, которым наполняется сальниковое устройство какого-либо изделия. Она служит для уплотнения мест сопряжения подвижных деталей с полостями, в которых находятся жидкие или газообразные вещества.

Наиболее часто сальниковые устройства входят в конструкцию различной трубопроводной арматуры. Они же присутствуют во всевозможных механизмах и строительных конструкциях.

Что такое сальниковая набивка и как ее правильно применять

Как работает сальниковое устройство

Для того чтобы правильно подбирать набивку, необходимо представлять, как устроено и работает сальниковое устройство.

Оно элементарно, а коротко его конструкцию можно рассмотреть на примере водопроводного крана. В его корпусе проходит шток, а между ним и стенкой корпуса образуется сальниковая камера. Именно в нее и помещается сальниковая набивка.

Расположение сальника в кране

Для того чтобы она выполняла свои функции требуется:

В результате этого набивка расширяется, заполняет все пространство сальниковой камеры между ее краями и штоком. Таким образом обеспечивается герметичность сопряжения штока с рабочим пространством крана.

Сальниковая набивка – какой она бывает

Если обратиться к истокам, то первым таким материалом была обыкновенная пенька, пропитанная жиром. Не стоит этим брезговать и сейчас. Все новое это …. — сами знаете. Но прогресс, есть прогресс и этим нужно пользоваться.

Плетеная асбестовая сальниковая набивка

Сегодня сальниковые набивки это в основном:

По способу изготовления набивки бывают плетёные, скатанные и скрученные в виде косичек и формованных колец. По сечению – круглые, квадратные и прямоугольные различных геометрических размеров.

Резиновые манжеты

Сальниковая набивка выбирается в зависимости от многих факторов. Это зависит, например, от состава среды, с которой она будет контактировать. Влияет также давление, динамические условия эксплуатации и другие моменты.

Для водопроводных кранов подходят пропитанные жировым или графитовым составом хлопчатобумажные (марок ХБП, ПП) и асбестовые набивки (плетеные марок АГИ, АП, скатанные марок АР и крученные – АПК-31). Они наиболее доступные по цене и простые в применении.

Требования к использованию

Сальник требует ремонта тогда, когда, естественно, появилась утечка воды через него. Для начала попробуйте просто подтянуть его, этого может оказаться вполне достаточно.

Если утечка продолжается, то нужен ремонт:

1) в виде добавления нескольких витков нового уплотнителя (если в сальниковой камере есть для этого место);

2) в виде полной замены, если старый сальник полностью изношен.

Сальники из фторопласта

В обоих случаях следует ответственно отнестись к тому, чтобы сальниковая набивка была правильно подобрана. Это является залогом качественного ремонта и дальнейшей эксплуатации крана без проблем.

Подбор размеров

Сначала следует подобрать размер набивки. Он должен быть таким, чтобы материал правильно укладывался. Диаметр уплотнительного шнура должен быть в два раза меньше разницы размеров уплотнительной камеры и штока крана.

Длина шнура определяется по мере укладки и уплотнения его в сальниковой камере. После установки прижимного кольца и накидной гайки должен остаться запас ее хода на последующий дожим через некоторое время.

Требования к качеству

При выборе и покупке уплотнителя обратите внимание, чтобы он не был пересохшим. Это исправить практически невозможно никакой дополнительной смазкой. Такой шнур нормально работать не будет.

Сальниковая набивка перед укладкой должна быть слегка размята и дополнительно смазана графитной смазкой. Это придаст эластичности, материал будет лучше исполнять свои функции. Шток крана станет вращаться очень туго при том, что герметичность сальникового устройства не нарушится.

Что в итоге

Правильно подобранная и примененная сальниковая набивка должна обеспечить герметичное уплотнение штока крана. После ремонта он будет свободно вращаться и длительно работать без утечек.

Читайте также:  Порядок затяжки гбц даф ати

Автор: Сергей Морозов.

Внимание! Эта статья защищается законом об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA). Запрещается любое копирование без моего разрешения.

Источник

Сальники шаровых кранов имеют разные виды и устройство

Эти элементы имеют важное значение, поскольку обеспечивают герметичность конструкции. Сальники шаровых кранов должны быть качественными и надежными.

Если такими свойствами они не обладают, то не исключены проблемы в использовании. Это может выразиться в протечке жидкости или даже в затоплении помещения.

Какие бывают сальники шаровых кранов

Лучше рассмотреть не сами сальники, а полностью узлы, в которых они расположены. Ведь сам по себе сальник представляет только тот или иной вид материала, имеющий определенную форму.

Поэтому на качество крана влияет именно сальниковый узел. Это совокупность нескольких конструктивных элементов с уплотнительным материалом.

Варианты устройства

Здесь есть несколько технических решений. Их можно разбить по характерным признакам. Главным из них является возможность выполнения ремонта.

Некоторые сальники шаровых кранов при появлении утечки воды невозможно исправить. Их нужно только менять полностью. Второй вариант кранов может быть отремонтирован в силу своих конструктивных особенностей.

По конструкции прижимной гайки и штока

Гайка предназначена для подтяжки сальникового уплотнения. Может иметь наружную или внутреннюю резьбу. Если гайка работает через внутреннюю резьбу, то в сальниковом узле необходим дополнительный антифрикционный элемент. При подтягивании он не допускает проворачивания штока вхолостую. Это еще одна деталь, усложняющая конструкцию.

Сальники шаровых кранов могут иметь шток с проточками или без них. Это важно, поскольку любая проточка уменьшает его диаметр. Прочность при этом снижается. Усилие закручивания гайки, действующее вдоль оси штока может привести к его разрыву.

Штоки могут устанавливаться, как снаружи, так и изнутри крана. Второй вариант установки несколько сложнее.

По уплотнительным материалам

Здесь есть отличия по форме, толщине и виду материала сальникового элемента. Как правило, уплотнения имеют форму кольца.

В качестве материала используются эластомеры (в том числе различная резина) и тефлон. Он обладает более высокими температурными характеристиками.

Сальники шаровых кранов — графическая иллюстрация

Конструкции, которые невозможно отремонтировать, характерны наличием проточек на штоках, вставленных изнутри корпуса крана.

Сальниковые узлы, которые можно отремонтировать

Такие сальники шаровых кранов имеют несколько вариантов исполнения. Характеризуются использованием тефлона в качестве уплотнительного материала. Имеют недостатки в виде кольцевых проточек штоков и их начального напряжения от усилия сальниковой гайки.

Здесь мощное уплотнительное кольцо из тефлона (поз.2) имеет толщину в пределах 40% от диаметра штока. Использована прижимная гайка с наружной резьбой. Этого достаточно, чтобы сальники шаровых кранов такого исполнения работали надежно длительное время.

Автор: Сергей Морозов

Внимание! Эта статья защищается законом об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA). Запрещается любое копирование без моего разрешения.

Источник

Детали трубопроводных задвижек и затворов, включая затворы по API

Клапан это собранный продукт. Внешние детали клапана и детали затвора клапана, такие как корпус, крышка, диск / клин, седло, шток, сальниковое уплотнение / шпилька и болт / прокладка / маховик, все изготавливаются независимо и собираются на заводе по производству клапанов.

На изображении ниже вы можете увидеть основные части клапана.

Корпус задвижки или оболочка

Корпус является основной частью, удерживающей давление, и вмещает затвор клапана. Это обеспечивает проход для потока жидкости. Корпус может быть отлит, выкован или изготовлен. Иногда корпуса клапанов изготавливаются из комбинации литых, кованых или изготовленных деталей. Для изготовления корпуса клапана используются различные металлы, сплавы и неметаллы. Корпус клапана также известен как оболочка.

Концы клапана предназначены для соединения клапана с трубой или оборудованием. Концевые соединения могут быть торцевыми, муфтовыми, резьбовыми, фланцевыми, а иногда они просто помещаются между двумя трубными фланцами, которые называются концами пластины.

Корпус клапана имеет разные типы проходов, через которые проходит жидкость. Конструкция этого прохода зависит от функции клапана.

На изображении можно увидеть все три типа корпусов.

Крышка

Защита на корпусе клапана называется крышкой. Как и корпуса клапанов, крышки доступны во многих исполнениях.

Некоторые крышки функционируют просто как крышка клапана. Например, для поворота обратного клапан, как показано на фото. В то время как другие поддерживают внутренние компоненты клапана и аксессуары, такие как шток, диск и привод. В случае задвижек и запорных клапанов и мембранных клапанов крышка содержит отверстие для прохода штока клапана. Обычно сальник также является частью крышки.

Некоторые клапаны имеют конструкцию без крышки, в которой корпус клапана и крышка объединены в одну. Вы можете увидеть фото клапанов без крышки. В шаровом клапане с разделенным корпусом крышка вообще отсутствует, поскольку сам корпус разделен на две секции. Есть много способов соединить крышку с корпусом, например, с помощью болтов, резьбовых соединений и сварки. Шарнир между корпусом и крышкой является одним из основных источников утечки, поэтому он должен быть герметичным. Крышка отлита или выкована из того же материала, что и корпус.

Что такое затвор арматуры?

Съемные и заменяемые внутренние части клапана, которые вступают в контакт с текучей средой, все вместе известны как затвор клапана. Диск, седло клапана и шток являются общими для всего клапана. Компоненты затвора клапана будут меняться в зависимости от типа клапана. Специальная отделка клапана включает в себя верхнее сиденье, сальники, кольца седла, направляющие, втулки, стопорные штифты и внутренние пружины. Здесь на рисунке вы можете увидеть детали отделки задвижки. Из-за деталей отделки возможно перемещение диска и управление потоком.

Диск клапана может быть отлит, выкован или изготовлен. Поршневой диск иногда требует жесткого торцевания для повышения износостойкости. Диску нужна гладкая поверхность машины, чтобы уменьшить трение с седлом. Диск клапана является частью, удерживающей давление. Это означает, что диск удерживает давление. Когда клапан открыт, диск не выполняет функции поддержания или поддержания давления. Однако, когда клапан закрыт, диск выполняет функции поддержания давления.

Диск упирается в неподвижное седло клапана, когда клапан находится в закрытом положении. Его можно отодвинуть от седла движением штока. Однако в запорных и предохранительных клапанах диск отодвигается от седла под действием потока жидкости и давления.

Седло

Седло обеспечивает посадочную поверхность для диска. Можно увидеть седло задвижки на изображении выше. Клапан может иметь несколько посадочных мест. В случае шарового клапана и обратного клапана имеется одно седло. Принимая во внимание, что задвижка и шаровой клапан имеют два седла; один на стороне впуска, а другой на стороне выхода.

Скорость утечки клапана прямо пропорциональна эффективности уплотнения между диском клапана и седлом. Седла клапана могут быть цельными или сменными кольцами. Клапаны, как правило, поставляются с резьбовым, сварным или цельно литым или кованым седлом и закалены термической обработкой или жесткой облицовкой. Для надлежащего уплотнения необходима точная обработка поверхности посадочного места. Некоторые шаровые краны и пробковые клапаны использовали неметаллические седла для некритических применений. Производители клапанов разработали несколько конструкций седел комбинированных клапанов с эластомерными и металлическими седлами, которые эффективны для достижения желаемой герметичности, чего нельзя достичь только с помощью металлических седел.

Читайте также:  Почему клинит стартер на скутере

Верхнее седло

Верхнее седло состоит из плеча на штоке и сопрягаемой поверхности на нижней стороне крышки. Вы можете увидеть это на изображении. Он образует уплотнение, когда шток находится в полностью открытом положении. Это предотвращает утечку текучей среды в упаковочную камеру и, следовательно, в окружающую среду. Верхнее седло позволяет заменить сальниковое уплотнение при работе клапана.

Шток соединяет привод и диск. Он перемещает и позиционирует диск клапана. Шток клапана передает требуемое движение к диску, пробке или шару для открытия, закрытия или позиционирования клапана. Шток соединяет привод, маховик или рычаг клапана на одном конце и диск на другом конце. В запорных и шаровых клапанах линейное движение диска открывает или закрывает клапан, в то время как в запорных, шаровых и дроссельных клапанах диск вращается, открывая или закрывая клапан. Стержни обычно выкованы из нержавеющей стали и соединены с диском с помощью резьбовых или сварных соединений.

Болт для крепления крышки

Болт или шпилька крышки удерживают крышку и корпус, чтобы создать плотное уплотнение между ними. Болт выполняет две функции. Сначала он соединяет фланец сальника и капот. Во-вторых, затягивается болт, он толкает втулку сальника, чтобы сохранить уплотнение сальника в сальниковой коробке.

Траверса, стакан траверсы, гайка траверсы

Траверса также называют плечом. Он соединяет корпус клапана или крышку с исполнительным механизмом. Траверса и крышка спроектированы как цельная конструкция во многих конструкциях клапанов. Траверса должна быть достаточно прочной, чтобы выдерживать усилие, воздействие и крутящий момент, создаваемые приводом.

Верхняя часть траверсы содержит крепежную гайку. Шток клапана проходит через траверсу. Он преобразует вращательное движение привода в линейное движение и перемещает шток клапана.

Втулки траверсы, также известные как гайки штока, представляют собой гайки с внутренней резьбой, удерживаемые в верхней части траверсы, через которые проходит шток клапана. Обычно гайка и втулка изготовлены из более мягкого материала, чем шток, чтобы уменьшить усилие при открытии клапана. Клапаны, которые требуют больших усилий для открытия или закрытия, снабжены подшипниками с противообледенительной муфтой, которые минимизируют трение между закаленным штоком и втулкой траверсы.

Безнапорные детали клапана

Фланец сальника используется для поддержки втулки сальника, чтобы удерживать сальниковое уплотнение в сальниковой коробке под напряжением.

Рукав или втулка сальника используются для уплотнения сальника внутри сальника.

Сальниковая набивка или паровая набивка содержатся в сальниковой коробке. Сальниковые уплотнения изготавливаются из графита или ПТФЭ в соответствии с требованиями служб. Правильное сжатие сальникового уплотнения требуется для предотвращения утечки из штока. С помощью фланца и втулки сальника можно сжать сальник. Сальниковая набивка является одним из основных источников неорганизованных выбросов на технологической установке. Регулярное техническое обслуживание необходимо для обеспечения надлежащего функционирования упаковки.

Затвор арматуры (таблица)

Материалы отделки, такие как диск, седло, шток, муфты, сгруппированы вместе, и им присваивается один номер, называемый № отделки или номер комбинации. Это будет элементом требования определения качества материала для каждого компонента.

В API 600 и 602 приведен список материала затвора, который можно использовать в клапане.

Наиболее распространенные материалы: ASTM A410 (13Cr), ASTM A316, Alloy 20 (19Cr-29Ni) и Monel (сплав CuNi).

Здесь на рисунке вы можете увидеть упрощенную диаграмму материала отделки. В зависимости от номера отделки указан материал седла, диска, верхнего седла и штока. Это облегчает заказ клапана, так как вам просто нужно не указывать затвор в зависимости от требований и не нужно указывать материал для каждой детали. Этот список включен в раздел ресурсов.

Источник

Орггазнефть, ООО. Трофимов Е. В. Инновационный способ поддержания герметичности шаровой запорной арматуры на весь период ее функционирования на магистральных газопроводах

В статье представлены итоги почти тридцатилетней работы по разработке, испытаниям и применению различных типов уплотнительных паст для поддержания эксплуатационной герметичности шаровой запорной арматуры на весь период ее использования на магистральных газопроводах (МГ).

Исследования опытных образцов паст на стендах, длительные испытания опытных партий на КС и ЛЧ показали, что эту задачу выполняют высоковязкие неотверждающиеся уплотнительные пасты с определенными значениями параметров пенетрации, коллоидной стабильности и обладающие хорошими смазочными свойствами.

На основе данных исследований, полученных авторских свидетельств и патентов, изучения зарубежного и отечественного опыта эксплуатации шаровой запорной арматуры на МГ была разработана высоковязкая неотверждающаяся уплотнительная паста 131-435 КГУ, организовано серийное производство девяти ее типов для различных условий эксплуатации арматуры на МГ.

Также разработаны два типа специальных набивочных устройств для подачи высоковязкой уплотнительной пасты в зону уплотнения затвора шарового запорного крана: ручной, автоматический и пневмомультипликатор.

Ключевые слова: магистральный газопровод (МГ), трубопроводная арматура (ТПА), герметичность ТПА, высоковязкая уплотнительная паста, «мягкое» уплотнение шарового крана, техническое обслуживание ТПА.

В начале 80-х годов МИНГАЗПРОМ поручил специалистам ПО «Союзоргэнергогаз» (ныне специалисты ООО «Орггазнефть») деятельность по разработке новых эффективных отечественных уплотнительных материалов для запорных кранов импортного и отечественного производства с организацией их промышленного производства и внедрения на газотранспортных предприятиях. Работа выполнялась совместно с Государственным научно-исследовательским институтом химии и технологии элементоорганических соединений Минхимпрома. Также предусматривалась разработка высокоэффективных устройств для набивки уплотнительных материалов в запорную арматуру. Тогда эти работы назывались подбором аналогов, а в настоящее время – импортозамещением.

Обобщение опыта эксплуатации запорной арматуры на МГ позволило выработать определенный набор разрешений, ограничений, запретов и обязательных технологических процедур, включая методы проведения диагностики, обеспечивающих безопасную и длительную эксплуатацию трубопроводной арматуры. Такой подход дал возможность специалистам ПАО «Газпром» разработать нормативные материалы, гармонизирующие эксплуатацию существующего парка арматуры – Правила эксплуатации МГ, введенные в действие в 2010 г. [1].

Также это помогло определить технические требования к новому поколению ТПА для объектов ЕГС – ГОСТ Р 56001-14 «Арматура трубопроводная для объектов газовой промышленности» [2]. Данный ГОСТ требует повысить герметичность затворов новых шаровых кранов для КС, ГРС и ЛЧ МГ и их ответвлений, выполняемых с «мягкими» уплотнениями по классу герметичности «А» (отсутствие видимых протечек в течение времени испытаний), как самого высокого класса герметичности затворов арматуры для вновь поставляемой запорной арматуры на МГ по ГОСТ Р 54808-2011 [3]. В настоящее время на МГ эксплуатируется запорная арматура с классами герметичности «В» и «Д».

27-30 ноября 2018 г. в городе Уфе на совещании по вопросу повышения надежности технического состояния ТПА, эксплуатируемой на объектах транспортировки, хранения и переработки углеводородов ПАО «Газпром», было отмечено, что на объектах ПАО «Газпром» эксплуатируется более 508 000 ТПА диаметром от 50 до 1 400 мм. Ежегодно производится вырезка до 6 000 ТПА.

Номенклатура парка ТПА весьма разнообразна по функциональному назначению, конструктивным особенностям, техническим характеристикам и срокам эксплуатации. На линейной части МГ доля отечественных производителей составляет около 84 %, а зарубежных – 16 %. Доля отечественной ТПА в обвязке оборудования на КС – 62 %, зарубежной – 38 %. В обвязке оборудования ГРС установлено до 90 % отечественной ТПА, что вполне логично, если учесть относительно небольшие размеры эксплуатируемой арматуры. Так, доля ТПА с DN менее 300 составляет почти 92 %. Парк арматуры, эксплуатируемой в ПАО «Газпром», формировался более 50 лет.

Читайте также:  Креативные насадки для глушителей

Рассмотрим в основном шаровую запорную равнопроходную арматуру, которая, как правило, используется на МГ. Так, если взять всю установленную ТПА с DN 300, то доля шаровых кранов с DN ≥300 составляет почти 90 %.

Шаровой кран является восстанавливаемым объектом, подвергающимся техническому обслуживанию, ремонту и диагностическому обследованию. Иными словами, поддержание ТПА в работоспособном состоянии требует определенных трудозатрат как эксплуатационного персонала, так и подрядных специализированных организаций.

Основным технологическим параметром шаровой запорной арматуры является герметичность затвора, понимаемая в рамках ГОСТ Р 2720-2007 [4] как свойство затвора препятствовать газовому и жидкостному обмену между средами, разделенными затвором. Длительное (десятки лет) обеспечение эксплуатационной герметичности шаровой запорной арматуры являлось важнейшим элементом стратегии поддержания надежности арматуры. Это обеспечивалось как требованиями к конструктивным решениям по обеспечению герметичности, так и рекомендациями по назначению классов герметичности затворов, предусмотренными последовательно пересматриваемыми в течение десятилетий ГОСТами от 1975, 1993, 2005 и 2011 гг. [3, 5, 6, 7] и нормами герметичности затворов арматуры. Рассмотрение нормативных документов по изменению норм герметичности запорной арматуры за 40 лет показывает, что в последовательно принимаемых ГОСТах происходит некоторое ужесточение норм герметичности, но принципиально они (утечки) допускаются. Герметичность затвора в этих ГОСТах рассматривается как численное значение допустимых протечек в затворе по воде или воздуху (испытательные среды) от класса герметичности. Это означает, что каналы в шаровой запорной арматуре для подачи смазки в зону уплотнения «шар-седло» были и являются необходимым элементом в конструктивных решениях. Из этого опыта также следует, что обеспечение эксплуатационной герметичности затвора в используемой на МГ запорной шаровой арматуре возможно только при применении смазочных и уплотнительных материалов, регулярно подаваемых в запорную арматуру в строгом соответствии с заводскими нормами и эксплуатационными нормативами ПАО «Газпром» (СТО Газпром 2-2.3-385-2009 [8]).

Герметичность затвора запорной шаровой арматуры с «мягким» уплотнением (специальные резины, полиуретан, фторопласт, т. е. уплотнение затвора «мягкое» в терминах ГОСТ Р 56001-2014 [2]) в начальный период эксплуатации обеспечивается поджатием седла к шару (рис. 1) с помощью упругих элементов (пружин), т. е. подпружиниванием контакта седла и шара, и это обычная практика. Следует отметить, что при установленном общем сроке службы эксплуатируемой арматуры в 30 лет уплотнения из «мягких» материалов эффективно служат не более пяти лет.

Необходимо заметить, что существует ряд факторов, которые негативно влияют на работоспособность (в первую очередь герметичность) шаровой запорной арматуры в процессе ее эксплуатации. В немалой степени герметичность кранов нарушается в течение первых пяти лет из-за не очень благоприятной транспортируемой рабочей среды, содержащей жидкие углеводороды (конденсат), турбинные масла, метанол, воду и механические примеси с концентрацией до 0,01 г/м 3 [2].

По мере износа «мягкого» уплотнения или его деформации под воздействием эксплуатационных факторов обеспечение герметичности затвора шарового крана возможно только при применении крановых смазок или уплотнительных паст, которые по специальным каналам в корпусных деталях арматуры подаются в зону уплотнения (рис. 1).

Такое решение по обеспечению длительной герметичности шарового крана принято практически у всех фирм-разработчиков шаровой арматуры.

В процессе открытия-закрытия шарового крана при отсутствии смазки возникают повреждения на его затворе в виде царапин и износа «мягких» уплотнений. Возникающая при этом потеря герметичности крана однозначно связана с отсутствием технического обслуживания, важной частью которого является подача смазки в сопрягаемые детали уплотнения крана. Применением смазок обеспечивается кратковременная герметичность затвора, при этом подачу смазки требовалось выполнять после каждой перестановки крана. Эта технологическая операция требовала большого расхода смазки и была трудоемкой.

Вопросы эксплуатации запорной арматуры на объектах МГ по обеспечению требуемых уровней герметичности, надежности и безопасности ее функционирования рассмотрены в работах авторов [9, 10].

Системный подход к обеспечению длительной эксплуатационной герметичности (на чем справедливо настаивает ПАО «Газпром» в своих нормативных материалах) привел нас к необходимости выбора такого технологического решения для всей эксплуатируемой на МГ шаровой запорной арматуры, которое позволило в зоне «мягкого» контакта «шар-седло» создать постоянное дополнительное уплотнение, эффект от которого при эксплуатации значительно усиливает уплотнительные возможности конструктивного решения, и он (эффект) продолжается неограниченно долго. Таким решением оказалось постоянное нахождение в зоне контакта «шар-седло» высоковязкой уплотнительной пасты.

Предложен способ создания дополнительной зоны герметичности (рис. 1) в кране путем подачи в зону «мягкого» уплотнения высоковязкой уплотнительной пасты, которая находится в этой зоне весь период эксплуатации крана. Первоначальное количество высоковязкой пасты, создающей дополнительную зону уплотнения, в зависимости от диаметра крана составляет 1-6 кг. При перестановках крана в зону уплотнения добавляется до 5 % высоковязкой пасты от первоначального количества введенной пасты. Таким образом, обеспечивается длительная эксплуатационная герметичность крана (без его вырезки из МГ). Примеры набивки крана высоковязкой уплотнительной пастой в полевых условиях приведены на рисунках 2 и 3.

Также приведен акт испытания уплотнительной пасты 131-435 КГУ тип 2 на кране 345 км газопровода «Голубой поток» (между Россией и Турцией) с 4-х кратным циклом «открытия-закрытия» (рис. 4).
Необходимо отметить, что может использоваться только высоковязкая паста со следующими физикохимическими и технологическими свойствами:
• пенетрация в пределах 150-250 единиц (ммˉ¹) при +20 °С;
• высокая коллоидная стабильность: не более 10 единиц (%) при +20 °С;
• обладает хорошими смазочными свойствами;
• гарантийный срок хранения до начала использования по назначению – 5 лет.

Для обеспечения герметичности ТПА используются различные уплотнительные смазки отечественного и импортного производства. Однако невысокая технологическая эффективность этих материалов (большой расход смазок, высокая трудоемкость набивки кранов, необходимость частых повторных набивок) или высокая стоимость (импортного производства) обусловили необходимость разработки отечественных высоковязких уплотнительных паст, например, 131-435 КГУ, которая представляет собой состав на основе кремнийорганических и минеральных жидкостей, загустителей и присадок и по параметру «цена-качество» вне конкуренции.

Литература:
1. СТО Газпром 2-3,5-454-2010. Правила эксплуатации магистральных газопроводов.
2. ГОСТ Р 56001-14. Арматура трубопроводная для объектов газовой промышленности. Общие технические требования.
3. ГОСТ Р 54808-2011. Арматура трубопроводная. Нормы герметичности затворов. Введен в действие с 01 июля 2012 г.
4. ГОСТ Р 52720-2007. Арматура трубопроводная. Термины и определения.
5. ГОСТ 9544-75 Арматура трубопроводная. Нормы герметичности затворов.
6. ГОСТ 9544-93. Арматура трубопроводная запорная. Нормы герметичности затворов. Межгосударственный стандарт.
7. ГОСТ 9544-2005. Арматура трубопроводная запорная. Классы и нормы герметичности затворов.
8. СТО Газпром 2-2.3-385-2009. Порядок проведения технического обслуживания и ремонта трубопроводной арматуры.
9. Трофимов, Е.В. Применение уплотнительных паст – необходимый элемент обеспечения длительной технологической герметичности ТПА на МГ / Е.В. Трофимов, Г.В. Афанасов, А.А. Санников // Газовая промышленность. – 2014. – № 9.
10. Колотовский, А. Н. Обеспечение требуемого уровня надежности и безопасности запорной арматуры на ЛЧ МГ / А. Н. Колотовский, А.В. Захаров, А.А. Сухолитко // Газовая промышленность. – 2012. – № 1.

Источник

Поделиться с друзьями
Расскажем обо всем понемногу
Adblock
detector