Plie в народном танце

Методическое сообщение «Постановка корпуса и плие в народно-сценическом танце» Автор Унгурян Н.А. преподаватель хореографии НГ МБОУ ДОД «ДШИ»
методическая разработка по теме

Народная хореография в как сценическое искусство имеет свою специфику и, следовательно, свою систему воспитания и обучения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

«Постановка корпуса и плие

в народно-сценическом танце»

В тех случаях, когда корпус наклоняется вперёд, перегибы назад или в сторону, равновесие удерживается благодаря правильному положению центра тяжести, а так-же с помощью хорошо подтянутых бёдер и спины. Сохранению устойчивости на опорной ноге способствует так-же закреплённое в выворотном положении бедро работающей ноги и выворотность опорной.

Правильно поставленный корпус-залог устойчивости- апломб. Постановку корпуса вырабатывают стоя лицом к станку, затем держась за станок одной рукой и в дальнейшем в упражнениях на середине зала.

Начиная вырабатывать правильную постановку корпуса, надо стать лицом к палке, положив на палку руки, слегка согнутые и опущенные в локтях. Кисти рук свободно лежат на палке напротив плеча, не обхватывая палку. Ступни ног в выворотном положении, без завала на большие пальцы. Мышцы ног напряжены, подтянуты, колени сильно вытянуты.

В начале изучения движения корпус и руки находятся в статическом положении, упражнения исполняются только ногами. Все упражнения исполняются в медленном темпе, в так называемом «чистом» виде или в простейших комбинациях. В дальнейшем усложняются различными перегибами корпуса и подниманием на полупальцы.

Говоря о постановке корпуса невозможно не сказать о позициях ног, рук и положении головы. Встречающихся в народном танце положений и сочетаний положений ног очень много. Из этого множества мы выделяем только те положения и сочетания, с которых исполнитель чаще всего начинает то или иное движение, либо заканчивает его. Такие положения являются основными. В народном танце их четыре:1,2,3 и 6 позиции ног. В старших классах кроме выворотных позиций используются параллельные и закрытые позиции ног.

Руки в народном танце очень выразительны и положения их разнообразны. сочетании с движениями головы и корпуса они передают характер, настроение исполнителя, придают танцу национальную окраску и особую выразительность. Некоторые из них используются чаще и являются общими как для юношей так и для девушек: подготовительная,1,2 и 3 позиции рук, а так-же положение рук на корпусе (кисти обхватывают талию).Как в классическом так и в народном танце огромная роль принадлежит постановке рук- они являются одним из основных выразительных средств, придают завершённость различным позам. Кроме того, руки должны помогать корпусу и ногам при выполнении танцевальных движений, особенно вращательных и прыжков. Постановка рук- это манера их держать в определённой форме, на определённой высоте в заданных позициях и положениях.

Положение головы определяется характером танца и подчёркивает его эмоциональное содержание. Но основные положения головы это: прямо(анфас),поворот в сторону и наклон головы.

Упражнения у станка и на середине зала начинаются с предварительного открывания рук- подготовки, в заданное положение. Из подготовительного положения рука начинает своё движение от пальцев, чуть разгибаясь в локте в определённую позицию или положение на корпусе и снова возвращаясь в подготовительное позицию. В дальнейшем руки начинают своё движение одновременно с работой ноги и заканчивая вместе с ногами. В подготовке помимо движения рук и корпуса создаётся общее настроение, необходимое для исполнения движения в заданном темпе и в соответствии с характером музыкального сопровождения.

Читайте также:  Как позвонить в донецкую народную республику

Плие (маленькое и большое приседание)- является первым движением экзерсиса, когда мышцы и связки ног ещё не разогреты, оно помогает привести мышцы ног и корпус в рабочее состояние, развивает ахиллово сухожилие, коленные и голеностопные связки, эластичность и крепость которых играют значительную роль в как в классическом так и народном экзерсисе. В приседаниях, особенно глубоких, активно участвует спина, где она сохраняет прямое (вертикальное) положение, что способствует развитию и укреплению мышц спины. Полуприседание является неотлучным спутником прыжков: эластичным сдержанным приседанием начинается и заканчивается любой прыжок, поэтому ему следует уделять особое внимание не только в позициях, но и в дальнейшем в различных комбинациях движений.

Приседания в первом классе надо начинать с полуприседаний в позициях, лицом к палке, обе руки на станке. В дальнейшем плие исполняется с положением одной руки на корпусе у станка и далее с положением обеих рук на корпусе на середине зала. Глубокое приседание изучается позже, ибо требует поставленных, выворотных и достаточно сильных ног, и закреплённой спины. В полуприседаниях и приседаниях особое внимание обращается на выворотное положение ног, иначе ахиллово сухожилие не в полной мере включается в работу и не получает должного развития. Недопустим «завал» на внутренние стороны ступни, на большой палец. Тяжесть корпуса распределяется равномерно на обе ноги. Корпус должен быть прямым и подтянутым, спина без прогиба в пояснице, ягодичные мышцы напряжены и втянуты (особенно при исполнении приседаний во2 позиции ног).Мышцы ног так-же напряжены; колени предельно развёрнуты и при приседании направлены в сторону носков(колено против носка).Приседание и выпрямление происходят равномерно без рывков, причём, достигнув предельной точки внизу, нельзя задерживаться на плие, подниматься следует сразу, не прерывая движения. В полуприседаниях пятки не должны отделяться от пола, это вырабатывает правильное положение ступни в прыжках, где толчок от пола делается пятками. В глубоком приседании следует как можно дольше удерживать пятки на полу, пока они сами непроизвольно оторвутся от него. При выпрямлении нужно стараться как можно раньше опустить пятки на пол, но не ускорять темп выпрямления ног. Обе пятки должны отделяться от пола и ставиться на пол одновременно. Всё время надо сохранять предельную развёрнутость бедра и выворотность ступней в выворотных позициях и следить чтобы колено сгибалось точно напротив в направлении стопы в параллельных позициях ног. В дальнейшем, когда закрепится правильное положение корпуса, руки могут быть включены в работу, использоваться различные положения рук, перегибы корпуса и позы.

В первом классе полуприседание и полное приседание изучаются отдельно и исполняются по два раза на всех позициях каждое. Позднее возможны соединения двух полуприседаний с одним полным приседанием.

Источник

Методический доклад: «Постановка корпуса и плие в народно-сценическом танце».

«Постановка корпуса и плие

Развитие устойчивости (апломб) начинается с первого класса, когда вырабатываются постановка ног и корпуса в экзерисе у палки, умение находить центр тяжести корпуса стоя на одной или двух ногах. Положение фигуры при этом должно быть вертикальное, без наклона вперёд или назад и прогиба в пояснице, спина прямая, ягодичные мышцы подтянуты. Поясница укрепляется напряжением спинных мышц. Ни в коем случае нельзя держать спину с напряжённо соединёнными лопатками это неизбежно ослабляет подтянутость поясницы.

Читайте также:  Как народными средствами осветлить лицо

Основа устойчивости заключается в сохранении вертикальной оси, которая проходит посередине головы и корпуса и заканчивается на подушечке опорной ноги, когда стоишь на полупальцах, и на пятке, когда стоишь на всей ступне.

В тех случаях, когда корпус наклоняется вперёд, перегибы назад или в сторону, равновесие удерживается благодаря правильному положению центра тяжести, а так же с помощью хорошо подтянутых бёдер и спины. Сохранению устойчивости на опорной ноге способствует так же закреплённое в выворотном положении бедро работающей ноги и выворотность опорной.

Начиная вырабатывать правильную постановку корпуса, надо стать лицом к палке, положив на палку руки, слегка согнутые и опущенные в локтях. Кисти рук свободно лежат на палке напротив плеча, не обхватывая палку. Ступни ног в выворотном положении, без завала на большие пальцы. Мышцы ног напряжены, подтянуты, колени сильно вытянуты.

Корпус поставлен вертикально, диафрагма подтянута. Плечи и лопатки свободно опущены, развёрнуты параллельно палке, лопатки не соединяются, ягодичные мышцы напряжены и собраны настолько, чтобы корпус стал подтянутым, лёгким(не «сидел» на ногах). Голова держится прямо, взгляд устремлён перед собой.

В начале изучения движения корпус и руки находятся в статическом положении, упражнения исполняются только ногами. Все упражнения исполняются в медленном темпе, в так называемом «чистом» виде или в простейших комбинациях. В дальнейшем усложняются различными перегибами корпуса и подниманием на полупальцы.

Говоря о постановке корпуса невозможно не сказать о позициях ног, рук и положении головы. Встречающихся в народном танце положений и сочетаний положений ног очень много. Из этого множества мы выделяем только те положения и сочетания, с которых исполнитель чаще всего начинает то или иное движение, либо заканчивает его. Такие положения являются основными. В народном танце их четыре: 1, 2, 3 и 6 позиции ног. В старших классах кроме выворотных позиций используются параллельные и закрытые позиции ног.

Положение головы определяется характером танца и подчёркивает его эмоциональное содержание. Но основные положения головы это: прямо (анфас), поворот в сторону и наклон головы.

Приседания в первом классе надо начинать с полуприседаний в позициях, лицом к палке, обе руки на станке. В дальнейшем плие исполняется с положением одной руки на корпусе у станка и, далее с положением обеих рук на корпусе на середине зала. Глубокое приседание изучается позже, ибо требует поставленных, выворотных и достаточно сильных ног, и закреплённой спины. В полуприседаниях и приседаниях особое внимание обращается на выворотное положение ног, иначе ахиллово сухожилие не в полной мере включается в работу и не получает должного развития. Недопустим «завал» на внутренние стороны ступни, на большой палец. Тяжесть корпуса распределяется равномерно на обе ноги. Корпус должен быть прямым и подтянутым, спина без прогиба в пояснице, ягодичные мышцы напряжены и втянуты (особенно при исполнении приседаний во 2 позиции ног). Мышцы ног так же напряжены; колени предельно развёрнуты и при приседании направлены в сторону носков (колено против носка). Приседание и выпрямление происходят равномерно без рывков, причём, достигнув предельной точки внизу, нельзя задерживаться на плие, подниматься следует сразу, не прерывая движения. В полуприседаниях пятки не должны отделяться от пола, это вырабатывает правильное положение ступни в прыжках, где толчок от пола делается пятками. В глубоком приседании следует как можно дольше удерживать пятки на полу, пока они сами непроизвольно оторвутся от него. При выпрямлении нужно стараться как можно раньше опустить пятки на пол, но не ускорять темп выпрямления ног. Обе пятки должны отделяться от пола и ставиться на пол одновременно. Всё время надо сохранять предельную развёрнутость бедра и выворотность ступней в выворотных позициях и следить чтобы колено сгибалось точно напротив в направлении стопы в параллельных позициях ног. В дальнейшем, когда закрепится правильное положение корпуса, руки могут быть включены в работу, использоваться различные положения рук, перегибы корпуса и позы.

Читайте также:  Какие виды народное творчество 3 класс рабочая тетрадь

В первом классе полуприседание и полное приседание изучаются отдельно и исполняются по два раза на всех позициях каждое. Позднее возможны соединения двух полуприседаний с одним полным приседанием.

Источник

Введение

Задачами экзерсиса первого года обучения являются изучение основ и формирование первоначальных профессиональных навыков, а так – же развитие суставно-связочного аппарата, выработка пластичности, силы мышц и натянутости ног. На первом году обучения упражнения экзерсиса исполняются в медленном темпе.

Прежде чем приступить к изучению упражнений у станка, необходимо объяснить учащимся правила постановки корпуса и положения рук и головы впнародно-сценическомпэкзерсисе. Demi- plie

Plie-приседать(сгибать), demi – половина, grand – большой(полный).

Движение развивает ахиллово сухожилие, коленные и голеностопные связки, эластичность и выворотность ног. Исполняется по всем выворотным и невывортным позициям(первый год преимущественно по выворотным).

В народно – сценическом экзерсисе исполняется как плавное demi- plie, так и отрывистое, резкое, с акцентом на подъёме.

Методические требования

Demi- plie начинают изучать стоя лицом к станку. Положение рук на станке остаётся таким же, как при изучении постановки корпуса..

При исполнении demi – и grand plie необходимо следить за подтянутостью мышц, ягодичные мышцы сильно втянуты, выворотность абсолютная (колени развёрнуты по направлению носков). Мышцы ног напряжены как при приседании, так и при подъёме( ощущение преодоления сопротивления).

Первоначально demi plie изучают с положением руки на талии, а затем можно добавить port de bras, что будет способствовать развитию координации, танцевальности, а так-же подчёркивать характер заданной комбинации.

Кроме demi – и grand plie в комбинацию с plie вводятся различные releve и движения корпуса(наклоны, перегибы, повороты). Нельзя забывать, что plie – первое движение экзерсиса: мышцы и связки ног ещё не разогреты. Это движение помогает привести мышцы ног и корпус в рабочее состояние.

Характерные ошибки

Demi- plie и grand plie исполняются в различных характерах но первоначально целесообразно составлять комбинации этого упражнения в венгерском и русском характерах.

Комбинация

Муз. Размер4/4 на 32такта. Исх. положение 1 поз. ног, рука в подготовительном положении. Препарасьон на 1такт рука через1 поз.,во 2 поз.,через 1 на пояс. Характер русский.

1 такт – releve, battement-tendu в сторону, опустить пятку во 2 поз.

Первые 5 тактов повтор, 2 такта port de bras в сторону к станку через лопатки.

Заключение

Народный танец — один из древнейших видов фольклора, тесно связанный с жизнью и бытом народа.

Выявление национального характера танца, строгое соблюдение стиля народной хореографии при богатстве индивидуальных оттенков исполнения, эмоциональная выразительность — отличительные особенности русской школы народно-сценического танца.

Источник

Поделиться с друзьями
Расскажем обо всем понемногу
Adblock
detector