У природы нет плохой погоды, или что рассказать детям о погоде
Каждого ребенка, как самого главного первооткрывателя интересует окружающий мир. А погода вообще одна из самых излюбленных и волнующих детвору тем. Это немудрено, ведь это практически магия, волшебство природы! Вопрос волнует и с точки зрения возможности, к примеру, искупаться в пруду, побыть на свежем воздухе и не промокнуть, слепить снеговика и т.п.
И вот сейчас, когда вдруг летнее солнышко резко сменилось холодным осенним дождем, самое время поговорить со своим чадом о том, что же такое погода, почему она раскапризничалась, как она меняется изо дня в день и можно ли узнать погоду, к примеру, на следующий день или неделю?
Какая бывает погода?
А что же такое погода? Это состояние атмосферы в конкретном месте на планете и в конкретное время. Атмосферой называют воздушную оболочку Земли. Сама барышня погода довольно капризная, она может быстро меняться. Также она может быть абсолютно разной в разных местах.
Погода складывается из нескольких вещей: температура и влажность воздуха, атмосферное давление, сила и направление ветра и осадки.
Если вы внимательно понаблюдаете каждый день за тем, что происходит на улице, то легко сделаете вывод, что погода может быть ясной, солнечной, теплой, холодной, дождливой, сырой, сухой, осенней, ветряной, радостной, изменчивой, переменчивой, облачной, пасмурной, морозной.
Как изменяется погода
Погода может измениться в любой момент в любом месте. Это зависит от целого ряда причин. Если, к примеру, на границе холодного и теплого воздуха сформируется атмосферный фронт – именно так называют место встречи холодного и теплого воздуха – произойдет наступление так называемого «теплого фронта», либо наоборот «холодного фронта». Это часто можно услышать по телевизору в прогнозе погоды. Это накладывает отпечаток на изменение погоды.
Зависит погода и от скорости воздушных масс на этой самой границе. В атмосфере могут образоваться вихри небывалых размеров, но нам они не страшны. Но если давление воздуха в центральной части такого вихря ниже, чем по краям, то вихрь называется «циклоном», а если наоборот, то «антициклоном». Приход циклона означает пасмурную погоду с осадками, а антициклон дарит нам ясные, солнечные дни.
Другая причина изменения погоды – это изменение температуры воздуха. Если меняется температура, то меняется влажность и давление. Когда температура увеличивается, то повышается и влажность, а вот атмосферное давление наоборот понижается. Когда повышается влажность, на небе появляются облачка. А колебания атмосферного давления призывают ветер.
Теперь вы знаете, что такое циклон и антициклон, теплый и холодный фронт, влажность.
Как можно спрогнозировать погоду: научные подходы и народные приметы
Наука, изучающая погодные явления, называется метеорологией. Человек, который изучает погоду и умеет определять, называется метеорологом. Это весьма интересная профессия. Если вам интересны причуды погоды, а также наука в целом, то в будущем вы вполне можете стать метеорологом. Ну а пока мы немножко окунемся в мир погоды и узнаем, как люди научились прогнозировать погоду, как ее определяли раньше и сейчас.
А зачем нужно знать, какой будет погода, зачем ее предсказывать?
Прогноз нужен, чтобы правильно одеться и выбрать время для прогулки или поездки. Но, конечно, дело не только в том, чтобы знать, какую одежду надеть завтра на улицу и взять ли с собой зонт. Погода влияет на здоровье человека, на поведение птиц и зверей. Она также играет важную роль для организации движения транспорта, выполнения работ в сельском хозяйстве и даже в промышленности. А точное предсказание таких страшных погодных явлений, как смерчи, торнадо, наводнения, может помочь спасти миллионы жизней.
Научный подход
Для того чтобы наблюдать за погодой человек сейчас использует множество различных инструментов. В настоящее время предсказание погоды – это достаточно простой процесс. На выручку ученым-метеорологам приходят метеорологические станции, которые расставлены по всей Земле, спутники из космоса, зонды, запущенные в атмосферу, специальные самолеты и морские суда. Все собранные данные обрабатываются при помощи мощнейших компьютеров и выдают прогноз, как краткосрочный, так и долгосрочный. Данные отмечаются на специальной метеорологической карте. Впервые ее составили в Париже в 1864 году.
Народные приметы про погоду
Но так прогнозировали погоду не всегда. Про погоду детям могут рассказать наблюдения. Наши предки были очень наблюдательными, они вывели несколько закономерностей, которые мы сейчас называем приметами.
Кстати, наблюдения о погоде можно найти в трудах древних философов и ученых: Аристотеля, Вергилия, Катона, Плиния и других древнегреческих и римских писателей.
Рассмотрим несколько самых основных. Попробуйте понаблюдать, действительно ли по приметам можно предсказать погоду?
К сожалению, предсказать точно погоду невозможно ни с помощью современного оборудования, ни с помощью примет, потому как главная ее особенность – это переменчивость. Прогноз – он на то и прогноз.
Интересные факты про погоду
Погода не перестает нас удивлять. Сколько рекордов поставлено за всю историю! Давайте поскорее узнаем все самое интересное!
В завершении приглашаю посмотреть виртуальный урок о погоде, о том, отчего зависят ее изменения и как научиться предсказывать погоду:
Теперь мы знаем, не только, как изменяется погода и почему, но и, народные приметы про погоду и интересные факты. При внимательном наблюдении вы с детками можете сами прогнозировать погоду. А чтобы научные знания добывались и складировались еще интереснее, быстрее и легче, снабдите маленького ученого хорошим рюкзаком! О том, какие они бывают, на любой размер, вкус и цвет смотрите по ссылке.
В продолжении темы обязательно загляните и в эти статьи:
Много о погоде мы говорили, обсуждая тему времен года.
Источник
Открытый урок по окружающему миру для 3 класса на тему «Что такое погода?» УМК «Перспективная начальная школа»
Подойдёт и взрослым и детям
Предмет: окружающий мир УМК «Перспективная начальная школа»
Учитель: Воробьёва Ксения Юрьевна
Тема урока: «Что такое погода»
Цель урока: формирование представлений о погоде.
1. Дать элементарное понятие о погоде, выяснить от чего зависит погода, почему погода непостоянна; дать представление о том, как вести элементарные наблюдения за погодой.
2. Создать условия для развития УУД :
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.
узнают что такое погода;
узнают, почему погода изменяется;
использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
обогащение словарного запаса
узнают условные обозначения погоды
научатся получать информацию из практической деятельности.
быть толерантным к мнению одноклассников.
научатся контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения задания.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, групповая работа
Оборудование: презентация «Что такое погода»; проектор, экран; раздаточный материал,
Цель: Настроить детей на плодотворную деятельность
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ксения Юрьевна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира! Желаю вам хорошего настроения и продуктивной работы на уроке. Присаживайтесь.
Проверяют готовность к уроку
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Личностные УУД: самоопределение.
Постановка учебных задач
Цель: Подвести обучающихся к теме урока
— Сегодня утром, когда я шла к вам на урок, мне навстречу попался вот такой чудак.
— Как вы думаете, почему он меня удивил?
— Что он не учел, перед тем как выйти на улицу?
— Предположите, что мы будем изучать на уроке?
Итак, тема нашего урока «Что такое погода».
Как вы считаете, какая же цель нашего урока?
Чему мы бы могли научить чудака?
Чтобы достигнуть цели на протяжении урока нам необходимо ответить на несколько вопросов.
А сейчас посмотрите, у вас на столах лежит карта открытий. Поставьте плюсы напротив тех вопросов, на которые точно знаете ответы, если не знаете – минусы.
Для того, чтобы все минусы превратить в плюсы приглашаю вас принять участие в клубе «Знатоки погоды».
Знакомятся с ситуацией
Не прослушал прогноз погоды
Узнать что такое погода, научиться её определять
Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение.
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.
Личностные УУД: умение осознавать трудности и стремление к их преодолению
В сотрудничестве с учителем определяют тему урока, ставят новые учебные цели
Цель: Создать условия для актуализации знаний, необходимых для открытия «новых знаний» по данному материалу.
Чтобы стать участником клуба « Знатоки погоды» нужно много знать. Предлагаю повторить пройденный материал.
У вас на столах лежит задание. Ваша задача соединить понятие слева с подходящим ему определением справа. Время выполнения задания ограничено
У каждого из вас на партах лежит лист самооценки, вам необходимо отслеживать этапы и оценивать свою работу. В конце урока мы подведём итоги и вы поставите себе оценку.
За каждое правильно выполненное задание поставьте себе 1 балл. За работу над тестом можно было получить 5 баллов
Итог: Мы повторили знания, которые необходимы для новых открытий. А значит вы стали настоящими членами клуба «Знатоки погоды».
Дети выполняют тест
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.
Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос.
Регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение.
Находят ответы на вопросы, Взаимопроверка проверка.
Изучение нового материала
Цель: Обобщение знаний о движении холодного и тёплого воздуха; знакомство с понятиями: что такое погода
Работа с учебником:
Первое задание знатокам, которое вы будете выполнять по вариантам:
Первый вариант ищет ответ на вопрос
«Почему погода меняется?»
Работает с текстом учебника на стр 120.
Второй вариант пытается найти ответ на вопрос «Что такое погода?» Работает с текстом учебника на стр 121.
Уважаемые знатоки, время вышло. Просьба ко второму варианту дать ответ на вопрос «Что такое погода?»
Все ваши ответы подтверждают теорию о том, что погода это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра
-А теперь послушаем 1 вариант. Почему погода непостоянна?
Молодцы, вы очень хорошо потрудились.
А теперь в листе самооценки напротив графы работа с учебником поставьте 1 балл, если вы сделали правильные умозаключения. Если не смогли, то 0 баллов.
Чтение 1, 2 абзацев
Читают, ищут ответы на вопрос.
Из-за появления ветра
Регулятивные УУД: умение работать с источниками информации.
Личностные УУД: умение преодолевать трудности
Обсуждают информацию учебника через побуждающий диалог
Самостоятельно учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Уважаемые знатоки, к нам пришло письмо с прогнозом погоды на завтра. (открываю)
Ребята, кто из вас сможет прочитать, что здесь написано.
А теперь давайте сверим свое предположение с условными знаками на странице 122.
Итог: И так, мы теперь знаем что такое погода. Почему она изменяется и какими условными знаками записывается
Регулятивные УУД: умение работать с источниками информации.
Личностные УУД: умение преодолевать трудности
Используют готовые условные знаки для объяснения явлений природы
Закрепление изученного материала
Цель: Применение полученных знаний
-Сейчас предлагаю знатокам расшифровать погоду городов России на ближайшие два дня.
Работу выполняете в группах по 4 человека.
После выполнения задания 1 человек рассказывает, что у вас получилось
Итог: Оцените правильность выполненного задания.
Итог: Вы настоящие знатоки погоды. Научились составлять прогноз погоды.
Ребята выполняют задания.
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей
Фиксируют результаты наблюдений за погодными явлениями.
Цель: Подвести итог урока
Ну а теперь вернемся к карте открытий. Если теперь вы знаете ответы на эти вопросы, исправьте минусы на плюсы.
Какая была тема уро? Чему мы научились на уроке?
Посчитайте сколько баллов вы набрали. Поставьте оценку в соответствии с критериями.
8 баллов – оценка 5
7-6 баллов – оценка 4
5 баллов – оценка 3
Оценивают свою деятельность на уроке
Высказывают собственное мнение по итогу урока
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные УУД: самооценка.
Высказывают собственное мнение по итогу урока
Проводят самооценку своей деятельности на уроке
Мне понравилось на уроке.. Мне удалось на уроке…
На мой взгляд, не удалось? Почему?
-Давайте вернёмся к цели урока. ( Узнать что такое погода, научиться её определять)
Если цель достигнута, то пусть ваше солнце улыбается. А солнечный свет согревает нашу душу.
Если остались затруднения, тогда у солнца рот открыт.
Если вам ничего не понятно, то тогда солнышку грустно.
Я очень рада, что в нашем классе стало тепло.
Оценивают свою деятельность на уроке
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные УУД: самооценка.
Высказывают собственное мнение по итогу урока
Проводят самооценку своей деятельности на уроке
Подобрать народные приметы о погоде.
Я была рада с вами познакомиться. Спасибо за урок.
Номер материала: ДБ-530040
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Класс: 3
Презентация к уроку
Цели: дать понятие “погода”; разъяснить значение предсказания погоды; познакомить с факторами, которые влияют на погоду; учить проводить простые наблюдения за погодой; отмечать наблюдения в календаре погоды при помощи условных знаков; развивать навыки самообслуживания, любознательность, наблюдательность; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: климатическая карта мира, иллюстрации с изображением разных погодных условий (задержка рейса в аэропорту, городские улицы зимой и осенью, купание в реке и т. п.), запись песни “Непогода” на слова Н. Олева; приборы метеорологов (иллюстрации), карта погоды, иллюстрации – стихийные бедствия, жизнь на Земле в разные исторические периоды развития планеты, плакат-ребус, кроссворд, презентация, проектор.
I. Организационный момент.
– Сегодня на урок к нам заглянуло солнышко:
Встало солнце кислое,
Смотрит – небо скисло,
В кислом небе кислое
Облако повисло.
И спешат несчастные
Кислые прохожие
И едят ужасно
Кислое мороженое.
Даже сахар кислый!
Скисло все варенье!
Потому что кислое
Было настроение.
– Что значит “кислое” настроение? Как оно проявляется у людей?
– Какое у вас сейчас настроение?
Чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
II. Постановка целей урока. Введение в тему.
1. Работа в группах.
Демонстрируются иллюстрации – с изображением разных погодных условий. Каждая группа получает карточки с текстами и определяет, о чем они.
1) По радио сообщили, что там, куда летят пассажиры, спустился туман. Не видно, куда сажать самолёт, поэтому рейс задерживается.
2) Жара. Лениво плывут кучевые облака. Воздух лёгкий и горячий.
3) Небо заволокло тучами. Ветер подул с возросшей силой, при каждом порыве завывая в трубе. Начинается пурга.
4) Серое небо, низкие, тяжёлые, влажные облака. Несколько дней лил, не переставая, холодный дождь. Шумит злой ветер.
Все тексты – описание погоды в разное время года.
– Соотнесите текст с иллюстрацией. Что скажете о людях? (Они по-разному одеты, это зависит от времени года, от погоды.)
– Ничто в природе на Земле не оказывает такого заметного влияния на жизнь каждого человека, как погода. Это тема нашего разговора сегодня.
– Собираясь выйти из дома, люди обязательно смотрят в окно. Зачем? (Чтобы узнать, какая сегодня погода, чтобы знать, как одеться, брать ли зонт.)
– Охарактеризуйте погоду сегодняшнего дня. (Хорошая, теплая, ясная.)
– В прошлом погодой называли солнечные безветренные дни. Когда шёл дождь, мела метель или падал густой снег, то, как вы думаете, что говорили о таком дне? (Непогода, ненастье.)
2. Музыкальная минутка.
– Послушайте текст и определите, о чем он.
– Это одеяло окутывает земную поверхность и защищает людей, животных, растения от губительных ультрафиолетовых космических лучей. Оно сохраняет тепло, полученное нашей планетой от солнца. О каком “одеяле” идет речь? (Об атмосфере.)
– Что вы можете дополнить? (Воздушная оболочка дарит нам голубой цвет неба.)
– Атмосфера находится в постоянном движении. Во время ее циркуляции вокруг Земли изменения, происходящие в ее нижнем слое, служат причиной разнообразных погодных явлений.
– Какие погодные явления вам известны? Кто делает погоду? Всю погоду на Земле делает солнце. Приведите доказательства. (Смена времени года, сильная жара, холод.)
– Какая бывает погода? (Холодная или жаркая, сухая или дождливая, ветреная или спокойная, солнечная или облачная.)
– Что имеют в виду, когда говорят, что на улице тепло, холодно, жарко? (Осадки, ветер, облачность, температуру.)
– Где формируются перечисленные погодные явления и показатели погоды? (В атмосфере.)
– Попробуйте дать научное объяснение, что такое погода.
– Откройте учебник и прочитайте определение. (Погода – состояние атмосферы в данном районе за сутки, неделю, месяц.)
– Что такое прогноз погоды? (Это научное предположение о будущем состоянии погоды.)
– Где можно узнать прогноз погоды? (По радио, телевидению, в газете, в Интернете.)
“Диктор” сообщает прогноз погоды, пользуясь планом-памяткой:
2. Положение солнца.
3. Температура воздуха.
4. Облачность. Осадки.
5. Ветер. Его сила и направление.
6. Продолжительность дня.
7. Сравнение погоды сегодняшней со вчерашней.
– Откройте рабочие тетради. Давайте проверим домашнее задание
– Кому понравилось вести наблюдения?
– Есть люди, для которых наблюдение за погодой является профессией. Кто знает название этой профессии?
Метеорологи собирают сведения о погодных условиях и закладывают информацию в компьютеры. Компьютеры вычисляют температуру, давление воздуха, влажность, скорость и направление ветра. Результаты наносят на карту. Погодные карты показывают по телевидению, печатают в газетах. На этих картах линии, называемые изобарами, соединяют точки с одинаковым атмосферным давлением. Стрелки указывают направление ветра. Черточки на конце стрелки подсказывают скорость ветра в узлах. Условные знаки показывают величину облачности. Огромную помощь метеослужбам оказывают погодные спутники. Они вращаются на орбите на высоте от 800 до 1100 км. Вся земная поверхность изучается дважды в сутки. (Дети рассматривают фотографии спутников.)
– Вы наблюдаете за погодой каждый день. Ваши наблюдения вы можете делать по-научному. Для этого нужно вести календарь погоды, где она отмечается условными обозначениями:
Посмотри, мой юный друг,
Что находится вокруг:
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Подумайте, чего из перечисленного не бывает. На самом деле никаких туч не бывает – есть только облака, которые играют огромную роль в жизни нашей планеты. Они не случайно появляются и исчезают в небе. Внешний вид облаков и характер их развития могут о многом рассказать. Вы сами можете определить, какой будет погода, если повнимательней присмотритесь к облакам.
Понаблюдайте, запишите результаты наблюдений и проверьте свой прогноз.
Перистые облака. Очень высокие и легкие | Предвестники потепления |
Перисто-кучевые облака. Полосы клубящихся облаков | Предвестники скорого дождя |
Высоко-кучевые облака. Маленькие плотные белые облачка высоко в небе | Завтра будет дождь |
Грозовые облака. Более широкие в верхней части | Предвестники грозы и сильного ливня |
Густые кучевые облака | Очень скоро будет сильный ливень |
Плоские кучевые облака | К теплому солнечному дню |
Слоисто-дождевые облака. Сплошные серые облака, затягивающие все небо | В самое ближнее время будет нудный моросящий дождь |
– Дежурные рубрики “Это интересно” нашли вот такую информацию: моряки в открытом море всегда узнавали о приближении земли, как только видели облака, которые всегда образуются вдоль прибрежной линии.
Объявляется погода
Там примерно раз в полгода:
Ждите все сезон дождей.
Вот погодка у людей!
Попробуйте показать на карте места, где характерны сезоны дождей.
– Во многих частях мира погода меняется ежедневно. Специалисты ведут наблюдения с тем, чтобы можно было предсказать, как поведет себя погода в дальнейшем. Для этого необходимы приборы, с помощью которых они могли бы измерять погодные явления.
– Посмотрите, что это за приборы и для чего они нужны.
Где следует прикреплять уличный термометр? Выберите правильный ответ:
1) в тени, с внутренней стороны окна;
2) снаружи окна, на солнечной стороне;
3) снаружи окна, на любой стороне;
4) в тени, с наружной стороны окна;
5) с внутренней стороны окна, на солнечной стороне.
Барометр – измеряет атмосферное давление (состоит из диска и иглы, помещенной в его центре, при измерении давления игла вращается).
Дождеметр – сосуд, собирающий осадки на уровне земли, затем их переливают в специальный мерный цилиндр.
Флюгер – указывает направление ветра (стрелка поворачивается в ту сторону, куда дует ветер).
Анемометр (ветрометр) – измеряет силу ветра (ветер толкает чашки, заставляя их вращаться вокруг вертикальной оси, счетчик фиксирует скорость их вращения).
Погода подчиняется строгим правилам закономерности. Для каждой погоды характерна своя совокупность признаков. Обычно они тесно связаны между собой. Например, летом, если понижается давление воздуха, то понижается температура, повышается влажность, усиливается ветер. Что является следствием? (Дождь.)
– Что вы знаете о дожде?
– Летом после дождя можно наблюдать удивительное явление:
На минутку в землю врос
Разноцветный чудо-мост.
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил.
(Радуга.)
– Когда вы будете изучать физику, то узнаете, как возникает радуга, почему она держится на небе так недолго, почему не удастся никогда по ней пройтись.
У природы нет плохой погоды,
Каждая погода благодать.
Дождь ли снег – в любое время года
Надо благодарно принимать.
Э. Рязанов
– Что такое дождь и снег? (Осадки.) Какие ещё осадки вам известны? Для каких времён года они характерны, когда их можно наблюдать?
Сначала – блеск,
За блеском – треск.
(Гроза, молния, гром.)
– В какую погоду возникает гроза? (В теплую и влажную.)
В Азии и Центральной Америке есть места, где грозы гремят по 200 дней в году. Зато в Арктике гроза случается всего один раз в несколько лет.
Есть такое выражение “кухня погоды”. Есть ли на Земле такая кухня? Где она может быть расположена?
Дети рассматривают несколько версий: Арктика – с ее холодными воздушными массами, Мировой океан – где формируются осадки, и приходят к выводу, что такого конкретного места, где “варится погода”, нет.
– В чем ценность умения человека предсказывать погоду?
– Что вы знаете об этих явлениях? Давайте найдем на карте места, наиболее страдающие от стихии.
Ураганы, тайфуны – тропические, вращающиеся бури. Они возникают тогда, когда над теплыми тропическими морями поднимается воздух и начинает вращаться. Большая часть таких бурь возникает в Тихом океане. Бури проходят над Филиппинами, Гонконгом, Китаем и Японией. Они наносят большой ущерб Австралии и югу США.
Дует ветер, и над землей несется огромный вихрь – торнадо. Тяжелую картину разрушений оставляет после себя тропическая буря.
Торнадо – так называют в Северной Америке смерч гигантской разрушительной силы. Эти вихри крушат на своем пути все.
Водяные смерчи похожи на торнадо, но образуются над морем. Центр столба засасывает воду и водяные брызги так, что между морем и небом образуется длинная воронка тумана и облаков.
Спутники службы погоды позволяют предсказать тайфуны, ураганы и смерчи, снежные бури, помогают следить за движением циклонов.
– Почему так велико значение изучения погоды? (От погоды зависит жизнь на Земле.)
– За многие тысячелетия климат нашей планеты менялся. Были холодные периоды, получившие название ледниковые, и более тёплые – межледниковые. Мы живём в одном из таких межледниковых периодов, который начался 10000 лет назад.
На последующих уроках мы узнаем, что такое климат и каково его значение для природы и жизни человека.
– Найдите на карте города: Санкт-Петербург, Сочи, Якутск, Владивосток, Волгоград. На какой территории они расположены? (В России.)
– Выполните задание № 15 по рабочей тетради.
– Почему так сильно отличаются показатели погоды в разных городах? (Обширная территория России, одни города на берегу моря, другие нет, различный рельеф, другие факторы.)
– Посоветуйтесь в группе и напишите выводы; они будут нам полезны при изучении темы “Климат”.
Сотни лет люди подмечали, что происходит в природе перед ненастьем. Подмечали без приборов, глядя на солнце и звезды, на птиц и животных, на травы и цветы. И зрение людей обострилось, стало зорким. И нам надо учиться наблюдать – пытливо и внимательно, разумно пользуясь опытом старших. Тогда мы сможем взглянуть на природу совсем иначе, и многое в ней станет для нас простым и ясным.
III. Обобщение и закрепление. Итог.
– Что включает в себя погода? (Температуру, давление, влажность, ветер, облачность, осадки.)
– На погоду влияют различные факторы. Попробуйте назвать главный. (Солнце.)
– С октября 1981 года специальные службы Москвы обеспечивают хорошую погоду в дни праздников, военных парадов. Каким образом это происходит? Что вам известно о вмешательстве человека в атмосферные процессы? (С самолетов в облака вводится твердая углекислота, она охлаждает воздух и за городом опадает в виде осадков.)
Домашнее задание: Приготовь рассказ о грозных явлениях природы. Найдите народные приметы и запишите в тетрадь.
Р е б у с “О погоде”.
Если вы сумеете разгадать этот небольшой ребус, то прочтете высказывание Марка Твена – известного американского писателя – о погоде.
Ответ: “Если вам не нравится погода, подождите немного”.
1. Дмитриева Н.Я. Окружающий мир : учебник для 3 кл.: в 2 ч. / Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков. – Самара : Издательство “Учебная литература”: Издательский дом “Федоров”, 2009.
2. Ефимовский Е.С. Мудрые науки – без назидания и скуки: Похождения грамотея / Е.С. Ефимовский. – СПб. : ТИТ “Комета”, 1994.
3. Детский мир от “А” до “Я”: детская энциклопедия в рассказах и картинках. – М.: Алекс; Таллинн: Скиф, 1993.
Источник