Советы путешественникам по Онежскому озеру
Одно то, что Онего — второе по величине озеро Европы, занимающее площадь 9930 км 2 и имеющее среднюю глубину 30 м (при наибольшей 120 м), говорит само за себя. Чрезвычайное разнообразие и красота береговых пейзажей, множество островов (более 1650) и глубоких заливов делают его особенно привлекательным для туризма, однако обилие каменистых отмелей — луд чрезвычайно затрудняет прибрежное плавание сколько-нибудь глубокосидящих моторных и парусных судов.
Это, пожалуй, одна из главных особенностей, которую надо иметь в виду при выходе в озеро. Луды обычно представляют собой каменистое возвышение дна на некотором (иногда до 500—700 и более метров) удалении от берега. Нередки случаи, когда можно спокойно идти в 30—40 м от береговой линии, а в 50 м от нее судно садится на камни. Хорошо, если при неожиданной посадке на камни нет волны, судно не получило пробоин и есть надежда, сойдя в воду, столкнуть катер или яхту своими силами на глубокое место! А бывает и так, что приходится добираться до берега вплавь при температуре воды 10—12°С!
Чтобы не испытывать судьбу понапрасну, не считайте за труд поподробнее ознакомиться с лоцией озера в предполагаемом районе плавания. Помощь в этом всегда окажут в морском клубе Петрозаводска. На лодочной стоянке тоже не откажут в добром совете! Да и откуда бы вы ни выходили в плавание — из Вознесенья, Вытегры, Медвежьегорска, Повенца, всюду можно найти людей, которые с готовностью расскажут вам о том, что знать надо, но что не написано ни в одной книге. Наконец, очень часто удается найти и попутчиков.
Чаще всего заходящие в озеро туристы пользуются случаем побывать в Кижах. Если даже маршрут начинается не от Свири, а от Вытегры, лучше сначала зайти в Петрозаводск, придерживаясь западного берега. Особенно приближаться к нему не следует, так как берег этот в основном пологий, мели далеко (иногда до 1 км) вдаются в озеро. Будьте осторожны при подходе к Петрозаводску — в районе Пухтинских и Деревенских о-вов; их нужно оставить слева.
Особая бдительность требуется в тихую погоду, когда даже самые мелкие луды «молчат». Дело в том, что волна, набегая на каменистый барьер, с шумом разбивается — закипает, показывая белые барашки: луда «говорит», выдавая свое присутствие. Когда же волнения нет, луда «молчит».
Для грубого представления о прибрежном рельефе дна полезно помнить, что крутые склоны берега обычно соседствуют с большими глубинами; при пологом уклоне берега лучше идти мористее да и при этом не стоит увлекаться скоростью.
Попасть в район Кижей можно несколькими маршрутами. Если ваше судно имеет осадку менее 60— 70 см, настоятельно рекомендую путь с пересечением зал. Большое Онего на широте мыс Чаж-Наволок — северный край о-ва Большой Леликовский. Ограничение по осадке объясняется тем, что в Леликовском проходе есть участок с глубиной не более 70 см. Камни, устилающие здесь дно, хорошо видны до мельчайших прожилок. Ориентирование не вызывает никаких затруднений. Маршрут очень интересен сам по себе, укрыт от господствующих в этом районе северо-западных ветров (по крайней мере на две трети протяженности), пролегает вблизи многочисленных островов и бухт, где можно отстояться при непогоде. На оконечности мыса Чаж-Наволок имеются две превосходнейшие бухты, которые позволяют укрыться от любого шторма.
Над озером ясное небо, гладь воды зеркальна. Не плавание — блаженство! Но вдруг на горизонте появляется темное облачко. Быстро разрастаясь, оно характерным темным, резко закругленным кверху валом под перистым облаком угрожающе быстро накатывается — надвигается на вас. И вот холодный ветер и дождь с ураганной силой врываются на просторы Онего. Все глохнет в диком реве, все кипит. Шквал! Он опасен отнюдь не только для байдарок и «фофанов» — катера и яхты не всегда выходят «сухими из воды»!
Несколько лет назад группа московских туристов-байдарочников решила плыть из Петрозаводска в сторону Кижей напрямик. Погода была на редкость благоприятная. Не знаю, кто санкционировал этот переход и санкционировал ли кто-нибудь вообще, только финал был трагическим: группа, по всем предположениям, попала в неожиданно налетевший шквал, людей так и не нашли.
Даже в тихую погоду всегда Будьте готовы к неожиданностям, зорко следите за горизонтом, за состоянием погоды. Перед выходом обязательно ознакомьтесь на спасательной станции с прогнозом погоды (телефон в Петрозаводске: 7-42-14). Заранее прикиньте — где и в каком случае можно будет укрыться.
Опасность лучше переоценить, чем недооценить. При первых признаках шквала постарайтесь уйти от него в сторону или укрыться за островами. Если надвигающийся шквал выжимает вас на сушу, то, в зависимости от водоизмещения судна, или торопитесь выброситься заранее на берег (совет относится к «Казанкам», «Прогрессам», швертботам и т. п. судам), или уходите от мелких мест навстречу опасности. Приготовьте якоря! Помните, что шквал скоротечен!
Переменчивость ветра над озером сказывается и на волновом режиме. Волна, разогнанная в одном направлении, сбивается сменившимся ветром. Мелкому судну в этих «битых» волнах приходится плохо!
Считается (см. стр. 21, 22 в книге «Онежское озеро», Петрозаводск, 1975), что в общем здесь преобладают слабые ветры — до 5 м/с, в открытой части — до 6,6 м/с; повторяемость ветров со скоростью более 10 м/с летом — всего 2—3%. В июне-июле преобладает муссонный режим ветров, в мае и августе господствуют бризы, дующие днем с озера, а вечером с суши. Грозы чаще бывают в июле, реже — в июне и августе.
Вода в озере, особенно в центральных районах, прогревается незначительно. В самые жаркие дни, когда на воздухе 30—34°С, в Петрозаводской, Кондопожской, Лижемской, Уницкой и других губах температура воды даже в поверхностных слоях доходит лишь до 20—21°С. Обычно же в летнее время температура воды 15—16°С, а в штормовую погоду, вследствие интенсивного перемешивания воды, падает до 10—12°С. При такой холодной воде судороги и переохлаждение организма возможны уже после 20—45 минут пребывания в ней, так что нельзя уповать на спасательные круги и жилеты!
Если лето на Онего опасно лишь кратковременными шквалами, то осень (с начала сентября) характеризуется постоянными более сильными ветрами в основном от зюйда и зюйд-веста. Волнение в 4—5 баллов довольно обычно. Короткая и крутая волна в прибрежных районах из-за многократного отражения от островов и каменистых отмелей теряет направленность, становится беспорядочной; плавание в этом бурлящем котле превращается в пытку. Температура воды в начале сентября уже не превышает 7—8°С. Попасть за борт в таких условиях — перспектива, мягко говоря, мрачная!
В 1965 г. автору пришлось на собственном горьком опыте убедиться, что значит без достаточной подготовки выходить в открытое озеро.
7 ноября днем мы возвращались в Петрозаводск с Большого Климецкого о-ва. Волна была 4 балла, ветер северо-западный. Оставалось идти около 14 км, когда «запарил» двигатель (никаких контрольных приборов на нашем «ГАЗ-АА» не было — и вот результат!). Пока пытались устранить неисправность и ремонтировали сломанную в спешке заводную рукоятку, нас потихоньку стало относить от Ивенских о-вов в озеро. Весел не было. Из багров и банок соорудили что-то, похожее на весла, но с их помощью не удавалось даже удержать 1,8-тонный катер на месте, не то что двигать его в нужном направлении. Вскоре стемнело. Мы дрейфовали по ветру в направлении Вытегры, а это до берега 120 км! Правда, появилась надежда встретить суда, но у нас не было никаких огней, не говоря уже о сигнальных ракетах и т. п. Попытались было зажечь факелы, но выяснилось, что, как на зло, отсырели спички. К 19 часам выкатились на судовой ход. Южнее увидели огни: шел грузовой теплоход. Кричали, махали плащами — бесполезно: судно прошло мимо метрах в 100—150, просто не заметив катер.
В ту тревожную ночь мы дважды откачивали воду, доходившую до уровня сидений. В кромешной темноте трудно было обнаружить источник течи (впоследствии выяснилось, что с водозаборника системы охлаждения соскочил шланг). Дважды на ощупь ремонтировали помпу — рассыпавшиеся в трюме спички вместе с водой засасывало под клапаны.
В 7 утра по правому борту начали различать очертания берега, однако повернуть к нему не удалось — нас несло мимо! Спешно из двух плащей соорудили парус и только к 15 часам с его помощью наконец-то смогли выброситься на берег где-то за Шокшинским маяком. При этом едва не перевернулись под ударами волн на камнях в нескольких метрах от суши. Кончилась история тем, что катер там и оставили зимовать.
Выводы напрашиваются сами собой. Попади мы тогда ночью на камни или не сумей в темноте исправить помпу, — путешествие стало бы для нас последним: температура воздуха была около 0°С (на берегу лежал снег!).
Хочется дать несколько советов путешествующим по Онежскому озеру.
На судне обязательно должно иметься надежное якорное устройство с канатами длиною 100 м и более. В случае, если судно будет наваливать на берег или понесет в открытое озеро, отдавайте якорь; травите канат на длину, равную 10 глубинам, — это поможет удержаться против волны (пяти глубин, рекомендуемых литературой, может оказаться недостаточно). На самых малых лодках полезно иметь плавучий якорь, с помощью которого можно удерживать лодку носом или кормой против волны, уменьшить дрейф и облегчить подход к берегу при навальном ветре.
Быстроходной лодке всегда угрожает встреча с пол у затонувшими бревнами-топляками. В ночное время лучше вообще ограничить скорость движения.
Аварийный запас продовольствия и спичек держите надежно защищенным от воды в целлофановых пакетах!
Как бы ни был уверен в себе капитан, экипаж должен состоять из проверенных людей, а не случайных «приятелей» и попутчиков, которые в трудную минуту могут подвести.
Онего отнюдь не является непроходимым водоемом для путешествующих на малых судах, но легкомысленно относиться к нему нельзя, его нужно уважать.
Источник
Прогноз погоды высота волны онежское озеро
Погода: актуальные данные и прогноз
2. Windyty. Сервис показывает направление и силу ветров, распределение температур, облачность, силу волнения, относительную влажность, атмосферное давление, осадки… Карты близки к тому, чтобы показывать всю информацию в реальном времени, но так как необходимо некоторое время для сбора и обработки огромного количества информации, задержка в обновлении карт по разным составляющим составляет от полутора часов до суток. При нажатии на какую-либо точку на карте, мы получаем дополнительную информацию (в соответствии с выбранным режимом). Кроме внятного меню на русском языке, последнее, впрочем, может зависить от IP зашедшего на страницу, так же предусмотренна «магическая кнопка», кликнув по которой посетитель имеет возможность запустить анимационное отображение прогноза по тому или иному из возможных представлений карты.
Картинка не видна? Скорее всего Ваш браузер не поддерживает фреймы. Кликайте по ссылке в начале абзаца.
3. YR.NO. Норвежский сервис с хорошим точным прогнозом. По поводу точности: ребята из норвежского метеорологического института, чьими данными и пользуется сайт-источник, говорят честно – «The forecasts are very accurate the first days, but become less reliable further into the period», что означает примерно следующее: «Чем дальше, тем непонятнее».
Даются данные по Лодейному Полю, Шлиссельбургу, Приозерску, Сортавале и Санкт-Петербургу. Если ваш браузер не отображает встроенные PDF-документы, то кликайте по ссылкам в этом абзаце.
1. Таблица времени рассвета и заката, а также «гражданских», «навигационных» и «астрономических» сумерек для Санкт-Петербурга, Лодейного Поля и Сортавалы.
2. Архив снимков ледовой обстановки на Ладожском и Онежском озёрах, восточной части Финского залива.
3. Статья о безопасности на льду. Этот материал будет особенно полезен для тех, кто только начинает свой путь в зимней рыбалке.
4. Гидрометеорологический очерк из Лоции Ладожского озера. Даются основные сведения о ледовом режиме на Ладоге.
5. Multimaps. Ледовая обстановка на Ладожском озере и Финском заливе (вообще-то, где угодно :)).
6. Ilmatieteen laitos. Финский сервис, предоставляющий актуальную информацию о температуре водной поверхности и состоянии ледового покрова в акватории Балтийского моря. Ладожское озеро не показывает, но виден Финский залив. Что тоже полезно. На самом сайте можно походить по ссылкам (есть возможность переключения на английский язык) и найти ещё много чего любопытного.
Источник
Прогноз погоды высота волны онежское озеро
От имени руководства Санкт-Петербургского ЦГМС-Р с удовольствием передаем наши самые теплые поздравления по случаю юбилея озерного гидрологического поста.
135-летие ОГП-1 Возенсенье является важным событием и значительной вехой для Северо-Западного УГМС!
Через Онежское озеро – одно из крупнейших пресноводных водоемов Европы – еще со времен Великого Новгорода шел путь новгородских купцов на восток, за Северную Двину. Оживление судоходства по озеру вызвало необходимость сооружения Мариинского водного пути (впоследствии реконструированного и превращенного в Волго-Балтийскую водную систему). Для обеспечения безопасного плавания во время штормов в обход озера вдоль его южных берегов, между реками Вытегра и Свирь, был сооружен Онежский обходной канал.
Организацией спасательных станций, отводов и исследований мест для купания, а также других мероприятий, направленных на предотвращение несчастных случаев на воде было создано Олонецкое общество спасания на водах (1873 г.). А 13 июня 1876 г. обществом был открыт гидрологический пост для изучения уровенного режима внутренних водных путей, носивший название река Свирь – Вознесенская пристань. В настоящее время называется озеро Онежское – пгт Вознесенье.
Местоположение поста неоднократно менялось – в начале в истоке Свири на левом берегу, потом (с 1965 по 1991 гг.) – на пассажирской пристани. С 26 сентября 1991 г. пост был перенесен на берег Онежского обходного канала. До 1999 г. ОГП-1 Вознесенье относился к Карельскому ЦГМС, после был передан в ведение Шлиссельбургской озерной станции Санкт-Петербургского ЦГМС-Р.
Фото 1 – ОГП-1 Вознесенье на пирсе речной пристани Онежского обходного канала.
С 1992 г. измерения на посту выполняет техник-наблюдатель Алевтина Александровна Пономарева. Несмотря на то, что она работает одна, наблюдения и измерения, выполняемые ею, надежные и высокого качества. Это признают все ее коллеги. По словам самой Алевтины Александровны, в этом огромная заслуга ее учителей – ведущего инженера гидропартии Антоновой и гидролога Муковой из Петрозаводска.
Фото 2 – А.А. Пономарева на рабочем месте.
Работа техника-наблюдателя на гидрологическом посту всегда являлась не из легких, ведь она осуществляется в любую погоду, круглый год. И в дождь, и в жару и в стужу необходимо измерить уровень воды в створе вод поста, температуру воды, а в зимние месяцы нужно проводить измерения толщины льда и высоты снега.
Помимо наблюдений за гидрологическим режимом озера, в Вознесенье проводятся еще и метеорологические наблюдения. С 1883 г. здесь существует метеостанция М-II Вознесенье, через которую наблюдатель поста передает результаты измерений в центр сбора данных в Санкт-Петербург.
Фото 3 – Онежское озеро.
Онега – зеркало озер!
Ты так прекрасно и игриво
И необъятный твой простор
Все принимают, будто диво.
Фото 3 – Онежское озеро.
Онега – зеркало озер!
Ты так прекрасно и игриво
И необъятный твой простор
Все принимают, будто диво.
Источник
Плавсредства: 2 новых парусных катамарана «Альбатрос» в штатной комплектации.
Состав группы: в группу входило 6 человек.
Юрий Мотанов
Руководитель, фотограф
Татьяна Мотанова
Антонина Мотанова
Слава Горявин
Петр Воробьёв
Общие сведения
Онежское озеро является узловым звеном единой глубоководной системы Европейской части России, соединяющей Балтийское и Белое море, а так же имеющее выход в Черное и Азовское моря. Река Вытегра, впадающая в южную часть Онежского озера и спрямленная в своем нижнем течении Вытегорским каналом, является частью Волго-Балтийского водного пути. На северном берегу Онежского озера в Повенецкое губе расположен вход в Беломорско-Балтийский канал.
На Онежском озере в течении года преобладают ветры южные и юго-западные; повторяемость их в отдельные месяцы достигает соответственно 20 и 32%. Кроме того, нередки ветры от юго-востока (повторяемость до 40%) и от северо-запада (до 28%). Повторяемость штилей на озере 1-3%, на побережье она изменяется от 3 до 16%. Исключением являются города Вытегра и Кондопога, где повторяемость штилей в отдельные месяцы составляет 21-24%. Наиболее часто штили отмечаются с января по март-апрель. Ветры со скоростью 15 м/с и более на озере не часты, повторяемость их не превышает 10%. Сильные ветры наблюдаются в основном с сентября по март, с апреля по август они бывают не каждый год. В районе Онежского озера отмечаются следующие местные ветры:
Бризы достигают наибольшего развития летом. Как правило, они возникают в тихие солнечные дни и ясные ночи. Озерный бриз сильнее берегового; он проникает в глубь побережья на 15-20 км, средняя скорость 4-6 м/с.
На побережье отмечается в среднем за год 26-35 дней с туманом. Летом туманы встречаются реже всего.
Среднее месячное число пасмурных дней (облачность 8-10 баллов) с марта по август составляет 9-14 дня. Среднее месячное число ясных дней (облачность 0-2 баллов) с марта по август составляет 2-4 дня. Больше всего осадков выпадает с июня-июля по сентябрь, когда среднее месячное количество их 65-90 мм. Летом преобладают ливневые осадки.
№ п/п | Переходы | Пройденный путь, км |
1 |