Прогноз развития российской экономики до 2030

Содержание

Atlantic Community: Экономика России до 2030 года (оценки и прогнозы экспертов)

Российская экономика переживает период долгосрочной стагнации. Ожидается, что рост ВВП в ближайшие несколько лет составит в среднем около 1,5 процента, что является низким показателем, учитывая уровень экономического развития. Год от года страна будет отставать от остального мира, который, согласно прогнозам, вырастет в среднем более чем на 3 процента. Однако экономический спад в России не нов. Это стало очевидным в 2013 году, когда цены на энергоносители были на рекордно высоком уровне. Вскоре двойной шок от падения цен на нефть и экономических санкций привел Россию к серьезной рецессии.

О том, что ожидает российскую экономику в течение ближайших десяти с небольшим лет мы и поговрим в рамках днного материала, основанного на исследование проведенном нашими коллегами из издания Atlantic Community.

Экономика России 2030: оценка перспектив и прогнозы

В то время как у нее нет драйверов для роста, российская экономика в настоящее время не рискует стать нестабильной. Постоянный приток нефтяных и газовых долларов останется важной опорой профицита счета текущих операций России. Благодаря новому фискальному правилу, введенному в 2018 году, российское правительство может компенсировать колебания цен на нефть до тех пор, пока долгосрочная средняя цена остается выше 50 долларов США (что ниже прогнозов), а объемы экспорта не сокращаются. Низкий государственный и частный долг, а также ястребикий Центральный банк делают финансовую нестабильность маловероятной. Прогнозируется, что инфляция останется близкой к 4 процентам, ставке, намеченной регулятором.

Темпы роста ВВП России ограничены структурными недостатками, которые вряд ли изменятся даже в долгосрочной перспективе. Потенциал экономики для наверстывания ограничен институциональной средой в России. Судебная система ненадежна, коррупция широко распространена, а бюрократия распространена повсеместно. Службы безопасности стремятся захватить экономические активы, что вызывает общую неуверенность в правах собственности. В результате частные инвестиции сравнительно невелики, а инвестиции, осуществляемые доминирующими государственными предприятиями, не способствуют повышению общей производительности.

Кроме того, доминирование в углеводородной промышленности препятствует развитию перспективных секторов экономики. Этот эффект, иногда называемый «голландской болезнью», означает, что индустрия природных ресурсов вакуумирует квалифицированную рабочую силу и укрепляет рубль, что затрудняет конкуренцию других секторов экономики с импортом и на внешних рынках. Российская нефтяная промышленность также не будет стимулировать рост. Ожидается, что объемы добычи сократятся в 2020-х годах, поскольку старые месторождения истощаются, а новые запасы трудно разрабатывать без западных технологий.

Российский рынок труда

Говоря о специфике российского рынка труда следует обратить внимание и на то, что здесь активно востребованы высокотехнологичные профессии. Так, по данным специалистов, появилось много интересных вакансий для тех, кто хочет получить опыт в строительном и энергетическом секторах, а также в области современных технологий, финансовых услуг и банковского дела.

Экономические проблемы России могут быть смягчены правильной экономической политикой, но большинство вариантов остаются довольно гипотетическими, потому что они не совместимы с политической экономикой страны. Россия могла бы инвестировать значительные средства в образование и здравоохранение, чтобы повысить производительность и долговечность сокращающейся рабочей силы. Отечественные и международные эксперты неоднократно высказывали это предположение в течение всего путинского времени у власти. Тем не менее, расходы на службы безопасности и вооруженные силы всегда имели более высокий приоритет в бюджете России, в то время как российские школы и университеты хронически недофинансированы. Ограничительная бюджетная политика Кремля после 2014 года еще больше повлияла на расходы на образование.

Российское руководство могло бы также попытаться уменьшить влияние государства на экономику, чтобы стимулировать конкуренцию и создать больше стимулов для правильных инвестиций. Однако за последние 10 лет российское государство не отказалось от контроля над одним из своих крупных государственных предприятий. Причина в том, что приватизация противоречит интересам ключевых личных союзников Владимира Путина, которые превратили крупнейшие государственные компании в свои личные сферы и пытаются изменить это, что может быть опасно. Когда бывший министр экономического развития Алексей Улюкаев настаивал на приватизации нефтяной компании «Башнефть», он столкнулся с сопротивлением со стороны Игоря Сетчина, управляющего директора государственного нефтяного гиганта «Роснефть». Спустя несколько месяцев Улюкаев был арестован в ходе спецоперации, начатой Сетчином по сомнительным обвинениям в коррупции. Улюкаев сейчас отбывает 8-летний срок, а «Башнефть» была приобретена «Роснефтью» без конкурса.

Читайте также:  Прогноз рубля к доллару на ближайшую неделю

Наконец, менее конфронтационная внешняя политика будет способствовать развитию торговых и инвестиционных отношений с наиболее важными экономическими партнерами России в Европе. По крайней мере, под руководством Путина это кажется маловероятным. Москва воспринимает свою агрессивную политику последних лет как довольно успешную и считает себя победителем нынешних изменений на международной арене. Если Кремлю придется выбирать между тем, что он интерпретирует как интересы безопасности России, и шансом на будущее экономическое развитие, последний всегда потеряет.

Три экономических риска

Источник

Путин подписал новый июльский указ о целях России до 2030 года. Главное

Пандемия коронавируса заставила сдвинуть горизонт планирования и пересмотреть реализацию национальных целей и проектов. Новый июльский указ должен быть подготовлен «с учетом результатов голосования по Конституции», заявил президент на заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам. Одобренные поправки в Основной закон позволяют Путину избираться на новый срок на президентских выборах 2024 года.

«Несмотря на объективные текущие трудности, наши долгосрочные ориентиры остаются неизменными», — подчеркивал президент, указывая, что предстоит учитывать факторы и обстоятельства, связанные с пандемией и экономическим кризисом.

Что изменилось

Президент поручил правительству до 30 октября привести все национальные проекты в соответствие с целями июльского указа и представить единый план по достижению национальных целей развития на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года.

Причины сдвига сроков до 2030 года

Если бы пандемии и не случилось, все равно у многих национальных целей и проектов пришлось бы сдвигать сроки или признавать их невыполненными, считает главный экономист BCS Global Markets Владимир Тихомиров. Прошло два года с момента подписания майского указа, то есть треть отведенного до 2024 года срока, но докризисное исполнение национальных проектов шло из рук вон плохо: промежуточные целевые показатели не достигались, а кассовое освоение средств происходило с серьезным отставанием, что в том числе свидетельствует о низком уровне проработки нацпроектов, пояснил экономист.

Пандемия COVID-19 дала возможность, не упав в грязь лицом, оправдать факт, что поставленных целей развития не удастся достичь в заявленные сроки, заметила руководитель направления фискальной политики Экономической экспертной группы Александра Суслина. Вместе с тем кризис спровоцировал анализ программ и их оптимизацию, считает она.

Последствиями пандемии стало существенное увеличение бюджетных расходов на программу поддержки бизнеса, населения и региональных бюджетов. Расходы федерального бюджета в 2020 году возрастут с запланированных законом 19,7 трлн руб. до более чем 23 трлн руб., ожидают в Минфине. Ведомство уже предложило проект оптимизации расходов на ближайшие три года: срезать на 10% траты по более чем 50 «незащищенным» статьям госбюджета, на 5% снизить ассигнования на программу вооружений и отменить индексацию зарплат чиновникам в 2021 году, сообщал РБК.

Правительство было вынуждено пересмотреть нацпроекты и перебросить часть средств, запланированных на их исполнение, на антикризисные расходы, отметил Тихомиров. В результате ежегодное финансирование нацпроектов стало существенно меньше и будет растянуто до 2030 года.

Проблемы с реализацией нацпроектов до кризиса

Майский указ 2018 года был опубликован после вступления Владимира Путина в должность президента на четвертый строк — до 2024 года. Для его реализации были сформированы 12 национальных проектов (демография, здравоохранение, образование, наука, культура, жилье и городская среда, экология, безопасные и качественные автомобильные дороги, производительность труда и поддержка занятости, цифровая экономика, малое и среднее предпринимательство, международная кооперация и экспорт) и комплексный инфраструктурный план.

Источник

Прогноз развития российской экономики до 2030

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 21 мая 2012 года N 9833-АК/Д03и

О прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года

Приложение. Рекомендации по ответственным исполнителям подготовки прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года

Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти

Развитие человеческого капитала и уровень жизни

Минздравсоцразвития России
ФМС России
Минобрнауки России

Развитие рынка труда

Динамика доходов населения, изменение структуры расходов и социальной структуры общества

Читайте также:  Тгк 1 акции прогноз рекомендации свежее

Развитие жилищного строительства и рынка жилья

Развитие пенсионной системы

Прогноз развития денежно-кредитной сферы. Платежный баланс

Прогноз развития налоговой и бюджетной сферы

Прогноз развития финансовых рынков и банковского сектора

Минфин России
ФСФР России
Банк России

Развитие науки, технологий, инноваций

Основные тенденции технологического развития

Варианты технологического развития

Основные траектории технологического развития России

Развитие ресурсного потенциала экономики

Развитие минерально-сырьевой базы и геологоразведочных работ
Лесные ресурсы
Водные ресурсы
Охрана окружающей среды

Цены (тарифы) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий

ФСТ России
Минэнерго России
Минтранс России

Развитие производственной инфраструктуры

Прогноз развития топливно-энергетического комплекса и энергосбережения

Минэнерго России
Росатом

Развитие отраслей промышленности. Диверсификация и повышение конкурентоспособности производства

Развитие высокотехнологичных отраслей

Минпромторг России
Минобрнауки России
Минкомсвязь России
Роскосмос

Развитие агропромышленного комплекса

Минсельхоз России
Росрыболовство

Сценарные условия долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года

1. Характеристика сценариев долгосрочного развития

В долгосрочной перспективе развитие российской экономики будет определяться следующими основными тенденциями:

адаптацией к изменению динамики мировой экономики и спроса на углеводороды;

усилением зависимости платежного баланса и экономического роста от притока иностранного капитала и состояния инвестиционного климата;

исчерпанием имеющихся технологических заделов в ряде высоко- и среднетехнологичных отраслей экономики при усилении потребности в активизации инновационно-инвестиционной компоненты роста;

необходимостью преодоления ограничений в инфраструктурных отраслях (электроэнергетика, транспорт);

начавшимся сокращением населения в трудоспособном возрасте в сочетании с усилением дефицита квалифицированных рабочих и инженерных кадров;

усилением конкуренции как на внутренних, так и на внешних рынках при значительном сокращении ценовых конкурентных преимуществ из-за опережающего роста заработной платы, энергетических издержек и укрепления курса рубля.

С учетом этого, основные варианты долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации определяются степенью реализации следующих ключевых факторов:

I. Инновационный сценарий (вариант Inn) характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста и укреплением позиций России в мировой экономике. Он опирается на создание современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний наряду с модернизацией энерго-сырьевого комплекса.

II. Консервативный или энерго-сырьевой сценарий (вариант En) характеризуется умеренными (не более 3,6%) долгосрочными темпами роста экономики на основе активной модернизации топливно-энергетического и сырьевого секторов российской экономики при сохранении относительного отставания в гражданских высоко- и среднетехнологичных секторах.

Источник

Прогноз развития российской экономики до 2030

Вы будете перенаправлены на Автор24

Определение и сущность экономического развития

В своем функционировании хозяйственные системы стремятся к росту и развитию. Здесь важно отметить два условия:

Экономическое развитие представляет собой структурные качественные изменения в хозяйственной системе, которые оказывают воздействие на социальную, политическую, культурную, научную, производственную и другие сферы жизни общества.

Экономическое развитие часто используют, как синоним экономического роста. Однако, это сравнение в корне неверно. Экономический рост по сути является количественным увеличением итоговых показателей хозяйственной деятельности экономической системы. Развитие же выводит структуру на новый уровень функционирования и существования.

Готовые работы на аналогичную тему

Экономический рост и развитие связаны друг с другом. Рост показателей создает основу для качественных структурных изменений, которые являются частью процесса развития.

Современный экономический подход делит все страны на три группы по степени экономической развитости. К первой относят развитые страны, строящиеся на информационном рынке и сфере услуг. В них большое внимание уделяется высоким технологиям, финансовой сфере и обрабатывающей промышленности. Эти страны составляют меньшинство, однако, производят большую часть общемирового дохода. Ко второй группе относят развивающиеся страны, которые находятся на том или ином этапе индустриализации. В них только начинается переход к наукоемким отраслям. И третья группа представлена слаборазвитыми странами, чья хозяйственная жизнь строится на аграрном секторе. В них наблюдается низкий уровень жизни, а также отставание в применении науки и техники.

Таким образом, экономическое развитие создает фундамент для наращивания экономического потенциала хозяйственных систем.

Экономическое развитие России до 2030 года

Любой процесс направленный на развитие какой-либо системы строится на основе долгосрочного стратегического планирования. Оно в свою очередь определяет общее направление движения системы, а также всех ее составляющих. Далее согласно стратегическому плану разрабатываются тактически цели и задачи, которые поэтапно реализуются в рамках генерального плана.

В России существуют специальные государственные органы, отвечающие за планирование и контроль над исполнением мероприятий по экономическому развитию. Так, Министерством экономического развития России разработан план до 2030 года. В нем прописаны долгосрочные стратегии, целевые программы, а также структурированы тактические шаги их реализации.

В основе стратегии лежит предыдущий план развития до 2020 года, а также планирование в области демографии до 2025 года, послания Президента и разработки Правительства РФ.

Читайте также:  Что такое звезда давида в астрологии значение

Российская экономика все больше стремится к интеграции в мировую. Это вызвано рядом причин, но прежде всего, всеобщей глобализацией. Поэтому при формировании стратегического планирования в области экономического развития необходимо учитывать общемировые тенденции в хозяйственной жизни. Современная экономика все больше опирается на человеческий капитал, научно-технический прогресс, а также капитал.

В мировой экономике в ближайшее десятилетие будут наблюдаться следующие тенденции:

России необходимо учитывать основные тенденции экономического развития мира в своем стратегическом планировании.

Тенденции экономического развития в следующем десятилетии

Общий рост валового продукта сохранит свою положительную динамику со средним темпом роста до 3.5% в год. Высокие докризисные темпы в данном случае сложно достичь. Связано это с негативными тенденциями в демографии, ограниченностью природных ресурсов и так далее. Среднегодовой рост не превысит 3.7%, однако, развивающиеся страны будут наращивать темп быстрее, чем развитые.

Глобальный рост постепенно замедляется, что происходит из-за следующих событий:

Международная торговля будет способствовать устранению дисбаланса между странами с различным уровнем экономического развития. В развитых странах будет наблюдаться склонность к сбережениям, а в азиатских – к потреблению. Все это приведет к структурным изменениям финансовой системы мира и активизации иностранных инвестиций. Продолжится перемещение затратных видов производств в развивающиеся страны, где имеются собственные энергетические ресурсы, а человеческий ресурс стоит в разы дешевле, чем в развитых странах.

В долгосрочной перспективе важно решать вопрос демографии. В большинстве развитых стран население стареет. Увеличение возраста населения в Западной Европе и Японии негативно отразится на темпах экономического развития этих стран. Еще одной проблемой развитых стран является дефицит бюджета. Для преодоления данного состояния придется сократить социально-экономические программы, что так же негативно скажется на темпах хозяйственного развития стран.

Таким образом, мировая экономика в следующем десятилетии будет проходить этап спада, когда большинство хозяйственных процессов начнут замедляться. На фоне такой ситуации все более высокие темпы будут набирать развивающиеся страны. Учет общемировых тенденций в развитии экономики России позволит достичь более высоких результатов в долгосрочной перспективе.

Источник

Пять задач на десять лет

Долгосрочные ориентиры остались неизменными, но были актуализированы с учетом новых факторов, связанных с пандемией коронавируса и кризисом в глобальной экономике. Во многом они отражают поправки к Конституции, одобренные гражданами на общероссийском голосовании. Правительство до 30 октября должно представить предложения по корректировке нацпроектов в соответствии с новым указом.

Всего в документе прописано пять национальных целей: сохранение населения, здоровье и благополучие людей, возможности для самореализации и развития талантов, комфортная и безопасная среда для жизни, достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство, а также цифровая трансформация.

Важнейшей ценностью было и есть здоровье граждан. Россия делает ставку на увеличение доли людей, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70 процентов. Ранее планировалось увеличить долю «физкультурников» до 55 процентов. Сейчас, кстати, эта цифра составляет 43 процента. Поднять планку в задачах на десятилетку на заседании предложил вице-премьер Дмитрий Чернышенко.

Неделю назад президент заявил: «У нас есть исторический шанс в обозримые сроки, абсолютно понятные, может быть, впервые за всю историю России кардинально решить жилищный вопрос». В указе прописаны и эти задачи.

Ежегодно свои жилищные условия будут улучшать не менее 5 миллионов семей, строиться будет не менее 120 миллионов квадратных метров жилья в год. В полтора раза к 2030 году улучшится качество городской среды, а соответствующих нормативам дорог станет не менее 85 процентов.

Новый указ с целями до 2030 года сохраняет преемственность с «майским» указом 2018 года, который был рассчитан на шестилетнюю перспективу, однако в нем иначе расставлены акценты. Новый документ начинается с целей по уровню и качеству жизни населения, тем самым президент констатирует, что успешной может быть только такая экономическая политика, которая обеспечивает рост благосостояния всех слоев населения, подчеркивает член-корреспондент РАН, замдиректора Института народно-хозяйственного прогнозирования Александр Широв. Главное, чтобы потом цели по благополучию людей не превратились на практике в задачи по тоннам, баррелям и производственным мощностям, как это уже бывало не раз со стратегическими документами, говорит заведующий отделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН Яков Миркин.

В указ вошел поставленный в 2018 году таргет по снижению бедности в два раза, но нет показателя по росту доходов всего населения (ставится задача обеспечить «темпы устойчивого роста доходов населения»). Это было бы важно, так как наибольшие потери в результате кризиса понес средний класс, отмечает Широв.

Источник

Поделиться с друзьями
Расскажем обо всем понемногу
Adblock
detector