Прогноз соц эконом развития муниципального района

Стратегическое планирование социально — экономического развития муниципального образования

Планирование социально-экономического развития района

В последние несколько лет в России сложилась непростая социально-экономическая ситуация, обусловленная рядом неблагоприятных факторов как внутреннего, так и внешнего характера и вызвавшая финансово-экономическую напряженность в государстве. Сложности финансово-экономического положения определяют необходимость повышения эффективности использования всех финансовых и материальных ресурсов, находящихся в ведении органов публичной власти, а также оптимизации механизмов управления данными ресурсами, что должно способствовать стабилизации экономической, социальной и внутриполитической ситуации в стране.

Подходы к планированию социально-экономического развития муниципального образования

В настоящее время с целью реализации социально-экономической политики на уровне муниципальных образований широко применяется программно-целевой подход. Сущность его заключается в формировании системы программ социально-экономического развития территории.

Программно-целевой подход предусматривает разработку плана в виде программы, которая, в свою очередь, представляет совокупность задач, мероприятий, увязанных между собой в пространстве и во времени, и ресурсного обеспечения для достижения единой цели. Данное обстоятельство позволяет использовать программно-целевые методы планирования и программирования преимущественно при разработке программ на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Для реализации муниципальных программ необходимо финансирование. Одним из основных источников их финансирования является местный бюджет.

Концепциями социально-экономического развития территорий предусматривается решение социально-экономических проблем определенной территории, планирование развития и построение модели эффективного муниципального управления.

Документы планирования социально-экономического развития территории

Основными документами стратегического планирования являются:

1. Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации, регионов и муниципальных образований обеспечивает механизм реализации долгосрочных приоритетов, целей и задач государственного управления и выбор наиболее эффективных способов и путей их достижения. Стратегия позволяет оценить будущие возможности и основные направления политики долгосрочного социально-экономического развития, уменьшить влияние негативных факторов и угроз в условиях конкуренции неопределенности и риска.

2. План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития разрабатывается соответственно на основе положений и периода реализации стратегии развития на всех уровнях управления страны. План мероприятий содержит этапы, цели, задачи, показатели реализации стратегии, комплексы мероприятий и перечень государственных программ, которые обеспечивают достижение долгосрочных целей и задач развития общества.

3. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации разрабатывается на период до 2030 года, содержит оценку достигнутого уровня социально-экономического развития страны, регионов, муниципальных образований, варианты экономического развития, основные показатели научно-технического развития, состояния окружающей среды и природных ресурсов, оценку факторов, препятствующих экономическому росту на долгосрочный период, основные направления и целевые показатели социально-экономического развития, важнейшие параметры государственных программ, а также основные показатели развития отдельных отраслей народного хозяйства.

4. Бюджетный прогноз Российской Федерации разрабатывается на долгосрочный период в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ, исходя из стратегии социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований.

5. Государственные программы разрабатываются на федеральном и региональном уровне, а муниципальные программы разрабатываются органами местного самоуправления и содержат комплекс планируемых мероприятий и задач, сроки их осуществления, включают в себя исполнителей, основные ресурсы и инструменты государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности страны.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р утверждена Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года.

Стратегией установлено, что пространственное развитие, как термин, означает: «совершенствование системы расселения и территориальной организации экономики, в том числе за счет проведения эффективной государственной политики регионального развития».

Документ интересен тем, что помимо «традиционных» параметров, содержит перечень перспективных экономических специализаций субъектов Российской Федерации, центров экономического роста, а также геостратегических территорий Российской Федерации.

Исходя из особенностей территорий, выделено 12 макрорегионов Российской Федерации, каждый из которых включает по несколько «соседствующих» территорий. В качестве целевых ориентиров Стратегией установлены пять показателей пространственного развития Российской Федерации. Основной упор отводится динамике валового регионального продукта субъектов Российской Федерации (в целом и на душу населения). Кроме того, в числе «контрольных» показателей:

— межрегиональная дифференциация индекса человеческого развития;

— рост транспортной подвижности населения;

— рост экспорта услуг от транзитных перевозок.

Базовым годом для оценки динамики развития определён 2017 год, плановые конечные значения показателей на 2025 год установлены в двух сценариях – инерционном и целевом.

Следует отметить, что, несмотря на то, что разработка проекта Стратегии начата достаточно давно, его положения скоординированы с национальными целями развития, установленными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204. Как было отмечено на инвестфоруме «Сочи-2019» — «…вместе с паспортами национальных проектов Стратегия станет основой для решений по развитию субъектов Федерации».

К июлю 2019 года Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти должен быть разработан и представлен в Правительство Российской Федерации проект плана реализации Стратегии.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации:

— стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

— документов территориального планирования, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Система государственного управления и принятия решений должна строиться на долгосрочных (краткосрочных) стратегических планах, в которых отражаются разнообразные представления о будущем в разнообразных сферах общественной и экономической жизни.

Задачи органов МСУ в планировании развития муниципального образования

Основные задачи, стоящие перед местными властями в рамках создания плана социально-экономического развития муниципальных образований:

– создание четких и понятных местному населению целевых ориентиров, разъяснение о наличии ресурсов, постановка задач и оценка возможностей муниципальных образований в рамках реализации поставленных приоритетов федерального и регионального уровней;

Читайте также:  Прогноз температура воды на месяц ялта

– обеспечение создания гармоничного сочетания стратегических целей муниципального образования текущим условиям жизни местного сообщества;

– мониторинг этапов и мероприятий в реализации долгосрочных, среднесрочных и текущих приоритетов на уровне субъектов федерации, муниципалитетов и входящих в них сельских поселений.

Итогом деятельности муниципалитета по стратегическому планированию должны стать разработка и реализация системы документов стратегического планирования, перечень которых определен Федеральным законом № 172-ФЗ. Данный Закон принципиально изменил методологический подход к проблеме планирования социально-экономического развития. В нем впервые установлен исчерпывающий перечень документов стратегического планирования для каждого уровня управления.

Для уровня муниципального образования их пять:

– стратегия социально-экономического развития муниципального образования;

– план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования;

– прогноз социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочный или среднесрочный период;

– бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период;

То есть система документов стратегического планирования существенно расширена и включает кроме собственно Стратегии ряд среднесрочных документов, которые прежде в управленческой практике считались тактическими.

Планы и программы социально-экономического развития муниципального образования должны быть:

— ориентированы на саморазвитие муниципального образования;

— максимальное использование собственных ресурсов;

— направлены на решение наиважнейших проблем населения, а также на прогрессивное развитие территории;

— поддерживать экологию муниципального образования, наличие ресурсов, состояние инфраструктуры муниципалитета в оптимальном состоянии.

План должен быть научно обоснован и соответствовать текущему положению муниципального образования. Для этих целей необходимо проанализировать следующие данные:

— динамику численности жителей их социальную структуру и половозрастной состав;

— количество трудоспособного населения в целом и конкретно по профессиональным принадлежностям, атак же численность безработных граждан, уровень доходов населения и прожиточный минимум;

— потребность жителей и их обеспеченность в здравоохранении, образовании, культуре и спорте, бытовом обслуживании, жилищно-коммунальной сфере и т.д.;

— численность предприятий по различным формам собственности, их экономико-техническое состояние, замещение рабочих мест, участие в жизни муниципального образования.

— анализ финансовых ресурсов, формирование бюджета, динамика источников доходов, оборот розничной торговли, инвестиционная деятельность;

— наличие природных ресурсов и динамика их использования.

Цель прогноза социально-экономического развития муниципального образования

Основная цель стратегического планирования, как следует из определения, заключается в создании условий к переходу к новому качеству экономического роста, строящихся на выработке долговременной научно обоснованной стратегии социально-экономического роста страны. Поэтому разрабатывая правовые основы такого планировании, каждый участник, должен исходить из составления пятилетних планов, включающих среднесрочные и текущие прогнозы, которые более предметны и конструктивны, носят в основном нормативный характер, оценивают возможные направления и средства, включая экономические регуляторы и правовые акты.

Условиями развития в прогнозе СЭР выступают показатели демографического, экономического, научно-технического, а также ресурсов и иного содержания, отражающие возможные варианты развития муниципального образования. К характеристикам условий развития следует отнести и оценку факторов и ограничений, а также оценку эффекта от реализации стратегической программы развития муниципального образования.

Схема прогноза социально-экономического развития муниципального образования

Схема построения прогноза развития муниципального образования представлена на рисунке.

Факторы, влияющие на содержание вариантов прогнозов, представляют собой и результаты SWOT-анализа; и факторы, определяющие направления развития; и ориентиры развития (например, рост качества жизни населения); и цели развития (как среднесрочные, так и долгосрочные). В качестве источников информации в этом процессе выступают данные официальной статистики; информация об основных производственных и экономических показателях, представляемая организациями, расположенными на территории муниципального образования; собственная информация муниципальных образований, которой располагают соответствующие учреждения и подразделения органов местного самоуправления (например, показатели, характеризующие объекты социальной сферы, местный бюджет и т.п.).

Проблема активизации социально-экономического потенциала муниципальных образований представляется актуальной прежде всего на фоне снижения их финансовой автономии и, следовательно, ограничения экономической самостоятельности.

Информационные потоки, необходимые для формирования прогноза, исходят как от результатов построения стратегии, так и от органов статистики и предприятий, расположенных на территории муниципального образования. Собственная информация муниципального образования, касающаяся прогнозных оценок, также вовлекается в процесс разработки прогноза.

Первый и второй этап формирования стратегии позволяют организовать процесс выбора варианта прогноза и наполнения его содержанием в виде основных параметров, обеспечивающих достижения стратегически значимых целей социально-экономического развития муниципального образования.

Содержание прогноза, в свою очередь, позволяет уточнить основные положения стратегии развития муниципального образования и подготовить условия для реализации стратегии при разработке таких документов стратегического планирования как «План мероприятий по реализации стратегии» и «Бюджетный прогноз».

В основе Стратегии социально-экономического развития муниципального образования лежит совокупность обоснованных стратегических направлений и приоритетов развития, определение которых сегодня невозможно без предварительного стратегического факторного анализа, прогнозирования изменения социально-экономической, макроэкономической и геополитической ситуаций и оценки внутренних резервов и потенциалов развития территории. Все это требует применения специальных подходов, обеспечивающих качество информационно-аналитической работы субъектов стратегирования.

Унификация процедур стратегирования, предусматривающая применение типовых шаблонов стратегического факторного анализа и специальных алгоритмов разработки целей и задач, позволяющих организовывать коллективную мыслительную деятельность субъектов стратегического планирования, позволяет в дальнейшем сопоставлять между собой полученные результаты для разных уровней объектов управления из разных областей и, таким образом, обеспечивает целостное, системное видение стратегических преобразований. Согласование стратегических приоритетов на каждом уровне власти и управления, а также интеграция потоков целей и задач позволяет выделить отдельные пространства фокусы управленческой работы как в рамках всего региона, так и в пределах деятельности структур различных уровней управления.

Источник

Прогноз соц эконом развития муниципального района

Социально-экономическая ситуация за 9 месяцев 2020 года и прогноз социально-экономического развития муниципального образования Даровской муниципальный район Кировской области на 2021-2023 годы

Прогноз развития района раз работан в соответствии с Порядком и нормативными документами областного и местного уровня. При формировании прогноза использованы статистические данные за 2018 и 2019 годы, а также отчетные и планируемые показатели предприятий и организаций.

Читайте также:  Таро для начинающих что нужно знать

Общеэкономические показатели

На начало года экономику и социальную сферу района представляют 122 предприятие и организация, в том числе 28 относятся к крупным и средним.

Оборот организаций по всем видам деятельности по полному кругу отчитывающихся предприятий за 9 месяцев 2020 года составил 1428,8 млн. руб., что ниже уровня прошлого года на 2,7 %.

Промышленность

По полному кругу отчитывающихся предприятий за 9 месяцев 2020 года отгрузка товаров собственного производства снизилась по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 10,2 % и хотя по малым предприятиям объем отгрузки вышел с ростом на 26,2%, по крупным и средним предприятиям отгрузка составила 151,6 млн.руб., что ниже аналогичного периода прошлого года на 30,7 %. Снижение произошло по отраслям обработки – на 48,3%. Ожидаемое выполнение показателя отгрузки товаров собственного производства в 2020 году также прогнозировалось со снижением на 3% по сравнению с 2019 годомиз-за ограничительных мероприятий в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

Предприятия пищевой промышленности: ООО «Производственный комбинат», ООО фирма «Хлеб», ЗАО «Даровской маслодельный завод».

В лесной и лесоперерабатывающей отрасли района осуществляют производственную деятельность 12 предприятий и 56 индивидуальных предпринимателей района, работает одна треть экономически активного населения, зарегистрировано 86 пунктов приема и переработки древесины.Основные виды выпускаемой продукции деревообработки – пиломатериал, клееный и профилированный брус, топливные гранулы.

На территории Даровского района располагается Даровское лесничество, общая площадь которого составляет 271,2 тыс. га. Ежегодный допустимый объем изъятия древесины (расчетная лесосека) по Даровскому району 570,2 тыс. куб. метров.

По состоянию на 01.10.2020 на территории Даровского района Даровского лесничества заключено 19 договоров аренды лесных участков. В 2019 году было заключено 27 договоров купли-продажи лесных насаждений для малого и среднего предпринимательства с объемом 86,7 тыс. куб. м. на сумму 54 млн. руб., за 9 месяцев 2020 года заключено пока 10 договоров купли-продажи с объемом 43,2 тыс. куб. м., но до конца года на аукционы будет еще выставлено несколько делянок.

Предприятиями района производится древесины необработанной 326 тыс. куб. м. в год. За 9 месяцев 2020 года произошло снижение по отгрузке товаров по кругу отчитывающихся предприятий в лесной и деревообрабатывающей промышленности на 24,1% к уровню прошлого года. По учитываемым малым предприятиям в этой отрасли рост на 13,8%, по крупным и средним предприятиям – снижение на 48,3 %. Ожидаемая оценка отгрузки товаров собственного производства по обработке древесины и производству изделий из дерева на 2020 год также прогнозировалась со снижением на 7,8 % к уровню 2019 года.

На 2021 год прогнозируется рост отгрузки товаров деревообрабатывающей промышленности в действующих ценах на сумму 460,3 млн. рублей, увеличение составит 9,5 % к ожидаемой оценке 2020 года, а к 2023 году намечается увеличение на 22,4 %.

Сельское хозяйство

В структуре валовой продукции сельского хозяйства на долю сельскохозяйственных организаций приходится 62,7 % всего объема производства сельхозпродукции, хозяйств населения 37,3 %.

За 2019 год по району получена урожайность зерновых культур в весе после доработки 14,6 ц/га. Среднегодовой удой от коровы составил 5907 кг.

В сельскохозяйственных организациях содержится 2545 голов крупного рогатого скота (95,9 % к соответствующему периоду 2019 года), в том числе 814 коров (98,2%).

По оценке в 2020 году валовая продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий ожидается на сумму 309894,6 тыс. рублей, темп роста составит 100,5% к уровню 2019 года. Индекс физического объема к предыдущему году по всем категориям хозяйств ожидается 96,8 %, в том числе по сельхозпредприятиям – 94,8 %.

За прогнозируемый период планируется увеличение поголовья КРС на 100 голов (из них в сельхозпредприятиях на 95 голов), поголовье коров, овец и коз, птицы увеличится незначительно.

Общая посевная площадь в 2023 году снизится к уровню 2019 года на 770 га., площади под зерновыми культурами останутся на уровне 2019 года. Производство зерна составляет 3374,6 тонн при средней урожайности 14,1 ц/га по всем категориям хозяйств. Снижение кормовых площадей в сельхозорганизациях связано с прекращением сельхоздеятельности двух хозяйств.

За счет улучшения качества сельскохозяйственной продукции, а, следовательно, повышения закупочных цен на нее, к 2023 году планируется рост выручки на 1,1 % к уровню 2019 года, в том числе от реализации сельхозпродукции на 13,4 %.

Главной задачей агропромышленного комплекса района на планируемый период является достижение целевых индикаторов в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 года № 717, государственной программы Кировской области «Развитие агропромышленного комплекса», утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 23.12.2019 № 690-П.

Малое предпринимательство

На 01.01.2020 года на территории района осуществляло хозяйственную деятельность 301 субъект малого предпринимательства, в том числе 48 малых предприятий с численностью работающих 642 человека, 2 потребительских кооператива, а также 250 индивидуальных предпринимателей, у которых по найму работают 392 человека. На 01.10.2020 – количество индивидуальных предпринимателей снизилось до 235.

Всего в сфере малого предпринимательства занято 1286 человек, что составляет 38,8% экономически активного населения района.

Оборот субъектов малого предпринимательства в 2019 году составил 1 млрд. 010 млн. рублей, рост на 1% к уровню прошлого года. За 9 месяцев 2020 года оборот учитываемых малых предприятий вырос на 22,8 %.

Остаются незаполненными, либо недостаточно охваченными ниши строительства и ремонта жилья, производства пищевых продуктов, предоставления услуг в сфере культурного отдыха и спорта, в сфере бытового обслуживания населения.

Прогнозируемый рост оборота на 2021 год на 1,9 % и на 5,9% до 2023 года по малым предприятиям и предпринимателям будет достигнут за счет таких сфер как торговля, лесное хозяйство и переработка древесины, производство пищевых продуктов.

Читайте также:  Рынок подсолнечника прогнозы цен на 2017 год

Инвестиции

По данным крупных и средних предприятий за 9 месяцев 2020 года инвестиции в основной капитал составили 25,2 млн. руб., что составляет 38,6% к аналогичному периоду прошлого года. Вложения произошли в отраслях сельское хозяйство, образование, здравоохранения.

В 2018 году в районе введено в эксплуатацию 923 кв. м. жилья, что в 1,5 раза ниже уровня 2017 года. В 2019 году было построено1177, что составляет 127,5% к уровню 2018 года.

Доля индивидуального жилищного строительства составляет 100% от общего объема вводимого жилья. На прогнозируемый период планируется ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования по 1,1-1,2 тыс. кв. м. жилья в год.

В 2019 году произошло снижение объема инвестиций на 5,1% за счет снижения использования кредитных средств, заемных средств других организаций в обрабатывающих производствах и отрасли сельского хозяйства, а также финансирования из бюджетов разного уровня. В оценке 2020 года наблюдается снижение объема инвестиций почти во всех отраслях. На прогнозный период 2021-2023гг. планируется незначительный рост инвестиций за счет всех источников финансирования.

Финансы

Потребительский рынок

Увеличение розничного товарооборота на прогнозируемый период 2021-2023 годы также планируется с ростом в связи с ростом цен на отдельные виды товаров и расширением ассортимента завозимых товаров. В сопоставимых ценах рост планируется незначительный, в пределах 0,3-1,6 %.

Рост оборота общественного питания в 2019 году увеличился на 1,2 % по сравнению с уровнем прошлого года. Ожидаемое выполнение на 2020 год прогнозировалось со снижением на 10,8% по сравнению с 2019 годом, но за 9 месяцев 2020 года оборот общественного питания по крупным и средним предприятиям снизился уже на 41,1% и составил 16,2 млн. руб., что связано с ограничительными мероприятиями в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

На прогнозируемый период 2021-2023 годы планируется увеличение оборота общественного питания от 7,4% до 11,9% по сравнению с ожидаемым выполнением 2020 года.

Объем платных услуг населению в 2019 по сравнению с прошлым годом увеличился на 2,0 % и составил 112564,2 тыс. рублей, ожидаемое выполнение на 2020 год прогнозируется со снижением на 5,8% по сравнению с 2019 годом в сопоставимых ценах. На прогнозируемый период 2021-2023 годы планируется незначительное увеличение объема платных услуг от 0,1 до 0,2 % в сопоставимых ценах ежегодно.

В сфере трудовых отношений

Согласно балансу труда численность трудовых ресурсов по району ежегодно сокращается примерно на 2,0 %. Ожидаемая численность занятого населения в организациях, включая занятых у индивидуальных предпринимателей, в 2020 году планировалась 2812 человек, со снижением к уровню прошлого года на 30 человек, к 2023 году показатель прогнозируется со снижением на 137 человек. Численность занятых в экономике, включая лиц занятых в личном подсобном хозяйстве, в 2020 году по прогнозу ожидается 3275 человек, к 2023 году показатель уменьшится на 182 человека.

На 01.01.2020 уровень зарегистрированной безработицы в районе составлял 2,1%. На 01.10.2020 года количество безработных, зарегистрированных в службе занятости, достигло 312 человек, уровень зарегистрированной безработицы поднялся до 8,6 %, на 01.12.2020 количество снизилось до 176 человек. По прогнозу социально-экономического развития района ожидаемый уровень зарегистрированной безработицы на 01.01.2021 составляет 4% (166 человек), на период 2021-2023 – снизится с 2,6 до 2,1 %.

По данным статистики среднемесячная заработная плата по крупным и средним предприятиям за 9 месяцев 2020 года составила 26662,0 рубля (с ростом на 7,2 % к соответствующему периоду прошлого года). Заработная плата выросла по всем отраслям, кроме отраслей обработки, в которых произошло значительное снижение среднемесячной заработной платы – на 23%. По кругу учитываемых малых предприятий среднемесячная заработная плата за 9 месяцев 2020 года несколько ниже –19217 руб. на что оказывает влияние наличие неформального рынка труда и «серых схем получения заработной платы», но также с ростом на 7,6 % к уровню прошлого года. Для сравнения – среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций Кировской области составляет31761 рубль.По ожидаемой оценке 2020 года среднемесячная заработная плата по полному кругу предприятий составит 21409 рублей, рост к прошлому году – 3,4 %. В 2021 году средний уровень зарплаты планируется в размере 22082 рубля, рост к оценке 2020 года 3,1%.

Развитие отраслей социальной сферы

В нашем районе функционируют 4 государственные школы: средняя школа пгт Даровской, школа–интернат с. Верховонданка, средняя школа с. Красное, основная школа д.Первые Бобровы, у которой имеются структурные подразделения в с. Кобра, с. Верховонданка, д. Бобровы; 7 детских садов; 3 организации дополнительного образования.

Сфера здравоохранения: в структурное подразделение Даровская ЦРБ входят: стационар на 36 коек круглосуточного пребывания; дневной стационар при АПУ на 17 койко-мест (увеличился на 3 койко-места по сравнению с прошлым годом); дневной стационар при стационаре на 2 койко-места; поликлиника (в т.ч. детская консультация); вспомогательные лечебно-диагностические кабинеты: эндоскопии, УЗИ, функциональной диагностики, рентгенологический, физиотерапевтический; отделение врача общей практики (семейного врача) Лузянской врачебной амбулатории; 3 фельдшерских здравпункта; 13 фельдшерско-акушерских пунктов. На 01.12.2020 занимаемые штатные должности ЦРБ состоят из: врачей – 24 единицы; средний медицинский персонал – 67,75 единиц; прочий медперсонал – 52 единицы.

Культурное обслуживание населения обеспечивают 14 учреждений культуры, 12 библиотек и 1 районный краеведческий музей.

Итоги социально-экономического развития муниципального образования за истекший период свидетельствуют о том, что при наличии положительных моментов в экономике района наметились тенденции к снижению экономических показателей. После экономического спада в 2020 году в будущем году спрогнозирован экономический рост, но траектория восстановления экономики все еще не ясна, так как пандемия продолжит влиять на экономику и в первом квартале 2021 года.

Прогноз

Источник

Поделиться с друзьями
Расскажем обо всем понемногу
Adblock
detector