Прогноз социально экономического развития городского округа

Понятие и значение прогноза социально- экономического развития муниципального образования

Требования к формированию годового плана социально- экономического развития муниципального образования

Двуединое функциональное значение годового плана диктует ряд требований к его формированию:

¾ Конкретность. Годовой план, в отличие от среднесрочных и долгосрочных планов, в основном оперирует не экономическими понятиями и определениями, а показателями и индикаторами социально-экономического развития конкретного муниципального образования.

¾ Реалистичность и сбалансированность.Годовое планирование должно быть направлено на достижение только реальных целей и задач, обеспеченных наличием реальных ресурсов, доступных муниципальному образованию. Реалистичность и сбалансированность бюджетной составляющей ресурсов достигается либо на основе прогнозов, либо расчетным путем. Последний вариант более трудоемкий, но более точный.

¾ Инкорпорируемость. Структура годового плана социально- экономи­ческого развития муниципального образования должна обеспечивать сопоставимость его показателей с одноименными показателями развития других муниципальных образований, а также возможность интеграции его основных разделов в аналогичные разделы годовых планов социально- экономического развития субъектов Российской Федерации.

¾ Структурированность. Индикаторы социально-экономичес­кого развития муниципального образования в годовом плане должны быть структурированы в виде двух систем показателей.

Первая – это система показателей, содержащая интегрированные количественные и качественные характеристики социально-экономического развития муниципального образования на начало и конец планового периода.

Вторая – система показателей, содержащая количественные и качественные характеристики реализации запланированных на год этапов стратегических и текущих целей, задач, проектов, а также количественные характеристики необходимых для этого ресурсов.

Основой для формирования доку­ментов планирования социально- экономического развития муниципального образования является прогноз.

Прогноз социально-экономического развития муниципального образованиянаучно обоснованное представление о направлениях и результатах раз­вития муниципального образования, определение параметров его состояния в определенный период в будущем.

Прогноз социально-экономического развития муниципального образованияпредставляет собой систему научно обосно­ванных количественных и качественных характеристик темпов и пропор­ций развития муниципального образования, динамики и структуры производства товаров и услуг, демографических и социальных показателей, баланса ресурсов произ­водства и потребления в планируемом периоде.

Прогноз социально-экономического развития муниципального образования формируется с учетом поло­жений ст. 173 БК РФ, Федерального закона от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально- экономическо­го развития Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 22 июля 2009 г. № 596 «О порядке разработки прогноза социально-экономи­ческого развития Российской Федерации», законодательных и правовых норм относительно прогнозирования субъекта РФ, в состав которого входит муниципальное образование.

В соответствии со ст. 173, п. 2, БК РФ местной администрацией должен быть установлен порядок разработки прогноза социально-экономического развития муниципального образования, в соответствии с которым ежегодно формируются показатели прогноза.

Составление прогнозов служит основой для бюджетно­го планирования, поэтому сроки в порядке их формирования должны быть согласованы со сроками бюджетного процесса соответствующего органа управления.

Данные прогноза социально-экономического развития муниципального образования на соответствую­щий период применяются для определения целей и задач планируемого пери­ода, служат основой для формирования проекта бюджета, а также программ, планов и инвестиционных проектов развития муниципального образования.

В порядке разработки прогноза муниципального образования должен быть определен уполномо­ченный орган, на который возлагаются функции прогнозирования, определе­ния сценарных условий развития муниципального образования, сбора и обработки информации, а также координации и взаимодействия в процессе составления прогнозов.

При разработке прогноза применяются индексы-дефляторы. Их значения, а также методические рекомендации по составлению прогнозов субъектами РФ разрабатывает Министерство экономического развития РФ.

Кроме того, в адрес исполнительных органов государственной власти субъектов РФ Минэкономразвития России направляет информацию о сценар­ных условиях социально-экономического развития РФ на планируемый период, формы для разработки прогнозов социально-экономи­ческого развития субъектов РФ и муниципальных образований, инструкции их заполнения. Также ежегодно муниципальное образование получает методические рекомендации по составлению прогнозов от субъекта РФ.

Прогноз социально-экономического развития муниципального района и город­ского округа разрабатывается на период не менее трех лет с ежегодным уточне­нием. Прогноз социально-экономического развития поселений разрабатывается на очередной финансовый год либо на очередной финансовый год и плановый период путем уточнения параметров планово­го периода и добавления параметров второго года планового периода.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Прогноз социально-экономического развития Андреевского с.п. на 2019г. и плановый период 2020-2021гг.

к постановлению администрации

Андреевского сельского поселения

от 30.10.2018 г. № 46/3

Прогноз социально – экономического развития Андреевского сельского поселения на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 гг.

Прогноз – это документ, содержащий оценку вероятного состояния социально-экономической ситуации Андреевского сельского поселения и характеризующий это состояние показателей в прогнозируемом периоде.

Прогноз социально-экономического развития Андреевского сельского поселения на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 гг. отражает меры, направленные на повышение уровня и качества жизни населения через осуществление полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», разработан в соответствии с прогнозом социально-экономического развития территории.

Основной целью социально – экономического развития Андреевского сельского поселения является улучшение качества жизни населения и его здоровья, развитие сельского хозяйства, содержание и ремонт внутрипоселковых дорог, формирования достойных условий жизни на селе.

Намеченные мероприятия будут выполняться с учетом финансовых возможностей.

При составлении прогноза социально – экономического развития Андреевского сельского поселения использованы:

— учетные данные администрации Андреевского сельского поселения;

— другая информация, предоставляемая в установленном законодательством порядке органами государственной власти и местного самоуправления, а также организациями, действующими на территории поселения.

В прогнозных расчетах учитывались результаты финансово-хозяйственной деятельности организаций на территории поселения, складывающиеся тенденции развития секторов экономики и другие условия хозяйственной деятельности экономических субъектов.

Бюджетная и налоговая политика

Будет направлена на увеличение собственных доходов бюджета поселения, проведение работы по выявлению дополнительных источников доходов бюджета, рост дохода от использования земель поселения для ведения личного подсобного хозяйства, повышение эффективности бюджетных расходов.

Бюджетная политика в поселении определена на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 гг. Для обеспечения финансирования предусмотренных расходов в бюджет поселения на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 гг. будут зачисляться в полном объеме земельный налог и налог на имущество физических лиц, налог на доходы физических лиц в размере 2% и др.

Расходы бюджета будут ориентированы на решение вопросов местного значения. Расходная часть бюджета на 2019-2021 года составлена на основании прогноза доходной части бюджета с соблюдением приоритетных направлений социально – экономической политики Калининского сельского поселения:

— повышение эффективности использования бюджетных средств;

-повышение уровня жизни населения;

Расходы бюджета прогнозировались исходя из исполнения бюджета за 2018 год, а также с учетом анализа изменения структуры расходов и отраслевых особенностей.

Исполнение бюджета будет полностью осуществляться по казначейской системе, что позволит усилить текущий контроль за использованием бюджетных средств.

Демография и показатели уровня жизни населения

Андреевское сельское поселение включает в себя 2 населенных пункта: поселок Андреевский и п. Мариинский. Общая площадь земель Андреевского сельского поселения составляет 308,63 га

По состоянию на 01.01.2018 года по данным похозяйственного учета администрации Андреевского сельского поселения зарегистрировано 1810 человек,. численность постоянного населения составляет 1430 человек. 347 человек граждан пожилого возраста, что составляет 24,26 % от общей численности населения. Количество детей составляет 340 человека, из них от 0 до 7 лет – 108 человек, от 7 года до 18 лет – 143 человек.

Читайте также:  Таро характеристика личности по дате рождения

По данным Центра занятости населения по состоянию на 01.01.2018 года на территории Андреевского сельского поселения стоят на учете 25 безработных или 2,3% от численности трудоспособного населения.

Таким образом, проведенный анализ демографического потенциала Андреевского сельского поселения, и вопросов занятости трудоспособного населения показывает, что затронутые проблемы являются сложными и весьма противоречивыми, тесно связаны с экономикой и бюджетом сельского поселения, и их необходимо учитывать при решении задач комплексного территориального развития.

Главными направлениями деятельности по обеспечению занятости населения поселения являются: привлечение граждан для участия в общественных работах в период активного поиска постоянной работы, информирование населения о положении на рынке труда.

Приоритетными задачами в сфере молодежной политики станут:

-развитие просветительской работы с молодежью, инновационных образовательных и воспитательных технологий, создание условий для самообразования молодежи;

-формирование здорового образа жизни, экологической культуры, повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности молодежи;

-создание условий для реализации потенциала молодежи в социально-экономической сфере;

-создание благоприятных условий для молодых семей, направленных на формирование ценностей семейной культуры.

На территории Андреевского сельского поселения имеются такие предприятия как ИП Вишняков П.Г., ИП Масленников А.Л., ИП Кузнецов С.В.

В сложившейся ситуации для поселения будет актуальна работа по привлечению любых инвестиций на территорию поселения для увеличения налогового потенциала, обеспечения занятости населения.

На территории сельского поселения имеются промышленные базы четырех предприятий, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность: ООО «Андреевское», ООО «Агрофирма Андреевская», ООО СП «СПЛАВ»,КФХ Вишняков Г.А., КФХ Хадаев Г.А., ИП Чечулина Г.И., ИП Манабаев Н.А., в настоящее время ООО«Агрофирма Андреевская» и ООО СП СПЛАВ, являются градообразующими предприятиями и продолжают расширятся и совершенствоваться.

На территории сельского поселения имеются два почтовых отделения связи в п. Андреевский и в п.Мариинский, которые обслуживают жителей населенных пунктов – это доставка пенсий и корреспонденции, принятие коммунальных платежей от населения и др.

Показатели торговли, общественного питания и бытового обслуживания

На территории Андреевского сельского поселения осуществляется розничная торговля продовольственными товарами через 10 магазинов. Розничный товарооборот по данным предприятиям не определен.Работает предприятие общественного питания кафе «Кристалл».

Обороты розничной торговли увеличиваются как за счет роста цен на продовольственные товары, так и за счет расширения ассортимента товаров.

Жителям поселения еженедельно предоставляются муниципальные и государственные услуги сотрудниками МФЦ.

Протяженность уличной водопроводной сети составляет 16км. Обслуживание водопроводной сети осуществляет ООО Андреевская ЖКС, предприятие оказывает услуги водоснабжения населению, юридическим лицам и бюджетной сфере, обслуживает магистральный водопровод.

Жилищный фонд поселения состоит из 430 домов и 203 квартир. Газифицировано 501 помещение.

В 2019-2021 годах будет осуществляться реализация полномочий органов местного самоуправления в части содержания и благоустройства территории. При этом средства бюджета поселения планируется направить по следующим разделам:

2.Контроль за выполнением Правил благоустройства и санитарного содержания территории поселения юридическими и физическими лицами, независимо от форм собственности.
Создание и эффективное функционирование во всех субъектах

Российской Федерации системы общественного контроля, направленной на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок

3.Организацию озеленения территории:

— обрезка старых, аварийных и разросшихся деревьев;

— озеленение населенных пунктов;

-производство работ по санитарной очистке территории поселения.

На территории поселения имеются и работают все социальные объекты, необходимые для проживания людей и развития территории. 1 общеобразовательное учреждение (МКОУ Андреевская СОШ) и 1 филиал МКОУ Андреевская СОШ в п. Мариинский; 2 детских сада, 2 учреждения здравоохранения: 2 ФАПа (в п. Андреевский и п.Мариинский), 2 отделения почтовой связи, 1Дом культуры в п. Андреевский и 1 филиал в п.Мариинскй, 1 филиал библиотеки, 1 хоккейный корт.

В школах Андреевского сельского поселения в настоящее время обучается 210 человек. Наши школьники принимают активное участие в различных конкурсах, викторинах и олимпиадах, являясь призерами и победителями. Школы славятся и спортивными достижениями.

Коллективы принимают активное участие во всех районных конкурсах и фестивалях. Планируется организация и проведение совместно с ДК традиционных мероприятий: Масленица, День защиты детей, День Победы, День пожилого человека, День матери, Международный женский день, новогодних и рождественских праздников.

С целью создания условий для полноценного духовного развития личности, сохранения и развития традиционных видов творчества в поселении планируются: участие населения в традиционных районных фестивалях и конкурсах народного творчества.

Физическая культура и спорт

Главным направление деятельности в сфере физической культуры и спорта являются:

-создание условий для занятий физической культурой и спортом;

— создание условий для активного отдых и ведение здорового образа жизни.

Планируется участие в районной спартакиаде сельских поселений.

Приоритетными направлениями в области развития физической культуры и спорта будут являться: создание условий для занятий населения физической культурой и спортом, приобщение молодежи и подростков к активному занятию спортом, к формированию здорового образа жизни, проведение поселенческих спартакиад по хоккею.

Совершенствование системы местного самоуправления

Приоритетными направлениями для совершенствования системы местного самоуправления будут являться:

— повышение прозрачности и открытости деятельности органов исполнительной власти;

— совершенствование системы взаимоотношений органов местного самоуправления с населением;

— информирование населения о проблемах развития местного самоуправления;

— совершенствование системы «обратной связи» органов местного самоуправления и населения;

— планирование и организация системы информирования населения по реализации проблем, вопросов местного значения, критических замечаний и обращений граждан в органы местного самоуправления поселения.

Достижение прогнозных показателей социально-экономического развития должно быть обеспечено согласованными действиями всех звеньев системы управления, что позволит активизировать все факторы, обеспечивающие условия для динамичного роста экономики, устойчивого повышения жизненного уровня граждан.

Дорожное хозяйство и безопасность дорожного движения

Виды работ и объем денежных средств на дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения определяются администрацией Брединского муниципального района по Соглашению о передаче полномочий администрации Андреевского сельского поселения Брединского муниципального района Челябинской области.

Реализация мероприятий муниципальной программы Брединского муниципального района «Повышение безопасности дорожного движения в Брединском муниципальном районе на 2019 год» позволит увеличить уровень комфортности и безопасности жителей на улицах и дорогах поселения.

При всей совокупности проблем Андреевское сельское поселение имеет ряд ресурсов для социально-экономического развития. Стратегическое обоснованное использование этих ресурсов позволит сельскому поселению укрепиться экономически, добиться повышения уровня жизни населения, повысить инвестиционную привлекательность.

Главная цель – создание условий для формирования эффективной экономики, способной обеспечить последовательное повышение уровня жизни населения, развития социальной сферы и инфраструктуры муниципального образования.

Основные показатели, представляемые для разработки прогноза социально-экономического развития Андреевского сельского поселения Брединского муниципального района Челябинской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов

Источник

Социально-экономическое прогнозирование как основа управления развитием территории

Рубрика: Экономика и управление

Статья просмотрена: 11814 раз

Библиографическое описание:

Твердохлебова, Е. А. Социально-экономическое прогнозирование как основа управления развитием территории / Е. А. Твердохлебова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 7 (54). — С. 249-255. — URL: https://moluch.ru/archive/54/7399/ (дата обращения: 16.03.2021).

Стремительное и экономическое развитие регионов России, даже при поверхностном рассмотрении, приводит к размышлениям о древнейшем законе природы «выживает сильнейший» и заставляет согласиться с ним. С течением времени меняется лишь смысловое содержание понятия «сила» и возможности стать «сильным», идея остается прежней. Богатый исторический опыт развития стран мира подтверждает, что грамотная деятельность государственной власти может сделать территорию, казалось бы обделенную природой какими либо источниками для развития и обреченную на бедность, сильной и процветающей. Социально-экономической политике присуща особая значимая роль в реализации функций государственного управления. Для современного этапа системы управления социально-экономическим развитием характерно понимание и значение того что для эффективного управления социально-экономическим развитием, прежде всего, необходимо уделить пристальное внимание прогнозированию социально-экономических процессов. Наиболее ярко отражает значение прогнозирования в экономике известное выражение «предупрежден — значит вооружен». Необходимость прогнозов имеет глубокие исторические корни, еще в древности инстинкт самосохранения заставлял людей изучать и предсказывать погоду чтобы быть готовым к ненастьям, приобрести те или иные продукты и товары. Однако только сейчас прогнозирование становится значимой составляющей экономического управления.

Читайте также:  Свежий прогноз курса евро на неделю

В нашей стране социально-экономическое прогнозирование долгое время имело двойственное значение — хотя плановая экономика составляла сущность управления в СССР, технология прогнозирования социально-экономического развития страны с начала 30-х и до 50-х годов в СССР не развивалась. При формировании пятилетних планов (кроме первой пятилетки) их основу составлял не прогноз, а идеи лидеров партии, основанные на простом увеличении показателей предыдущего плана.

Сегодня, в соответствия с Федеральным законом от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», государственное прогнозирование социально-экономического развития в Российской Федерации представляет из себя систему научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития страны. Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно — технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов.

Одной из функций Правительства РФ является обеспечение разработки прогнозов социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы. [1, с. 2]

Прогноз на долгосрочную перспективу разрабатывается 1 раз в 5 лет на 10-летний период. На основе долгосрочного прогноза Правительство РФ организует разработку концепции социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу, где конкретизируются варианты социально-экономического развития, определяются возможные цели социально-экономического развития, пути и средства достижения указанных целей.

Среднесрочный прогноз разрабатывается на период от 3 до 5 лет и ежегодно корректируется при разработке программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу. Также, после вступления в должность Президента РФ послание, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный концепции социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Правительство Российской Федерации ежегодно, одновременно с представлением проекта федерального бюджета представляет Государственной Думе прогноз социально-экономического развития на предстоящий год. [1, с 1]

Значимость и необходимость качественного прогнозирования сложно переоценить. Главными функциями социально-экономического прогнозирования является:

— выявление и анализ сложившихся закономерностей и тенденций экономического развития;

— оценка этих тенденций в будущем и учет их положительных и отрицательных последствий;

— предвидение новых экономических ситуаций, новых проблем;

— выявление возможных альтернатив развития в перспективе;

— накопление информации, позволяющей выбрать верное направление развития экономики.

Таким образом, прогноз ложится в основу определения приоритетов и направлений дальнейших действий. В настоящий момент усиление роли прогнозирования социально-экономического развития в России и регионах связана с Указом Президента России № 596 от 7 мая 2012 года «О долгосрочной государственной экономической политике». В соответствии с указом, «Правительство РФ должно планировать свою работу на основе стратегического планирования, не заниматься решением частных, хотя и важных задач, т. к. развитие страны — это системная задача, которая может быть решена только на основе системного подхода и системных решений» [3, с. 1]. Адля эффективных управленческих решений необходима информационная основа — качественный прогноз социально-экономического развития, т. е. к чему мы придем через заданный интервал времени при сложившихся условиях и тенденциях.

В настоящее время насчитывается порядка 150 методов прогнозирования, в тоже время на практике широко используются при социально-экономическом прогнозировании только 20–30 из них. Классификация наиболее распространенных методов прогнозирования приведена на рисунке (см. Рисунок 1) [4, с. 1].

Рис. 1. Классификационная схема методов прогнозирования

Каждый уровень детализации методов определяется своим классификационным признаком: степенью формализации, общим принципом действия, способом получения прогнозной информации.

По степени формализации все методы прогнозирования делятся на интуитивные и формализованные.

Интуитивное прогнозирование применяется тогда, когда объект прогнозирования либо слишком прост, либо настолько сложен, что аналитически учесть влияние многих факторов практически невозможно. В зависимости от общих принципов действия интуитивные методы делят на две группы: индивидуальные экспертные оценки и коллективные экспертные оценки. В группу индивидуальных экспертных оценок можно включить следующие методы (по принципу — способ получения прогнозной информации): метод интервью, аналитические докладные записки, написание сценария и пр. В группу коллективных экспертных оценок входят следующие методы: анкетирование, метод комиссий, метод мозговых атак и пр. Полученные экспертные оценки используют как конечные прогнозы или в качестве исходных данных в комплексных системах прогнозирования.

Формализованные методы используются в том случае, когда информация об объекте прогнозирования носит в основном количественный характер, а влияние различных факторов можно описать с помощью математических формул. Формализованные методы прогнозирования базируются на математической теории, которая обеспечивает повышение достоверности и точности прогнозов, значительно сокращает сроки их выполнения, позволяет обеспечить деятельность по обработке информации и оценке полученных результатов. [3, с. 2].

Существуют и используются в работе современные компьютерные технологии прогнозирования, основанные на интерактивных статистических методах прогнозирования с использованием баз эконометрических данных, имитационных (в том числе на основе применения метода статистических испытаний) и экономико-математических динамических моделей, сочетающих экспертные, математико-статистические и моделирующие блоки.

На сегодняшний день существует большое количество программно-инструментальных решений, позволяющих строить прогнозы. Они могут быть подвергнуты классификации по следующим признакам: по сфере применения, реализуемым методам, квалификации пользователя, степени готовности к эксплуатации.

Перечень распространенных программных решений в соответствии с указанными признаками приводится в таблице:

Название инструмента

Сфера применения

Реализуемые модели

Требуемая подготовка пользователя

Готовность к эксплуатации

Microsoft Excel, OpenOffice.org

базовые знания статистики

требуется значительная доработка (реализация моделей)

Statistica, SPSS, E-views, Gretl

специальное математическое образование

исследовательская, разработка приложений

алгоритмические, регрессионные, нейросетевые

специальное математическое образование

не требуются глубокие знания

iLog, AnyLogic, iThink, Matlab Simulink, GPSS

разработка приложений, моделирование

требуется специальное математическое образование

требуется программирование (под специфику области)

Зарекомендовавшими себя представителями программных решений, реализующих современные методы статического анализа и прогнозирования данных, являются: SPSS, SAS, STATISTICA, STATGRAPHICS, STADIA. И др. При этом следует отметить, что, не смотря на наличие достаточно большого числа программных решений для осуществления прогнозирования, рынок данного продукта на настоящий момент достаточно монополизирован [4, с. 12]..

Для получения согласованных и непротиворечивых прогнозов показателей социально-экономического развития учитывается существование взаимосвязи и взаимодействие между прогнозными показателями. Например, существует устойчивая зависимость между динамикой населения, параметрами развития экономики и социальной сферы. Демографические показатели оказывают влияние на трудовые ресурсы, а последние оказывают влияние на развитие экономики, а также служат исходной базой для прогнозов объемов и структуры потребления, доходов и расходов населения. Взаимосвязи между основными показателями социально-экономического развития субъекта Российской Федерации ниже (см. Рисунок 2) [4, с. 17].

Рис. 2. Взаимодействие между укрупненными блоками показателей социально-экономического развития

Читайте также:  Удачные числа по гороскопу для скорпиона

Таким образом, прогноз охватывает крупнейшие блоки социально-экономического развития, что позволяет использовать его в различных ситуациях различным категориями людей, будь то руководители органов власти, руководители крупных компаний или небольшие частные предприниматели, население региона или крупные иностранные инвесторы и т. д.

Прогноз социально-экономического развития страны формируется на основе соответствующих прогнозов регионов. Которые в свою очередь, формируют прогноз совместно с органами статистики, органами местного самоуправления, общественными объединениями и т. д. При этом используя сценарные условия развития России и других стран, данные о ценовых колебаниях на товары монополий и др., которые рекомендуются к использованию Минэкономразвития РФ.

В Ульяновской области практика формирования прогноза и его использования при принятии управленческих решений в различных сферах применяется уже длительное время.

Министерством экономики и планирования Ульяновской области разработан долгосрочный прогноз социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2030 года, ежегодно разрабатывается среднесрочный прогноз социально-экономического развития региона на ближайшие 3 года.

Среднесрочный прогноз социально-экономического развития Ульяновской области на 2013 год и на период до 2015 года

Показатели

Единица измерения

2013

2014

2015

1. Демографические показатели

Численность постоянного населения (среднегодовая)

% к предыдущему году

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

Коэффициент естественного прироста населения

на 1000 человек населения

2. Валовой региональный продукт

Индекс физического объема валового регионального продукта

% к предыдущему году в постоянных основных ценах

Индекс-дефлятор объема валового регионального продукта

% к предыдущему году

2. Промышленное производство

Индекс промышленного производства

% к предыдущему году

3. Сельское хозяйство

Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий

Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий

% к предыдущему году

4. Рынок товаров и услуг

Индекс потребительских цен

декабрь к декабрю предыдущего года, %

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

Объем платных услуг населению

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

Индекс-дефлятор объема платных услуг

% к предыдущему году

5. Инвестиции

Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования

Индекс физического объема

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

% к предыдущему году

6. Денежные доходы и расходы населения, труд и занятость

Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в % ко всему населению

% ко всему населению

Уровень безработицы (по методологии МОТ)

Нормативно-правовую основу формирование прогноза социально-экономического развития составляют:

— Бюджетный кодекс РФ (ст.173);

— Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»

— Постановление Правительства Ульяновской области от 4 июля 2011 г. № 302-П «Об утверждении порядка разработки прогноза социально-экономического развития Ульяновской области» и др. При формировании прогнозных параметров используются Сценарные условия, основные параметры прогноза — социально-экономического развития РФ и предельные уровни цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на прогнозный период.

При формировании прогнозных данных, в обязательном порядке используются данные, рекомендуемые и предоставляемые регионам Минэкономразвития РФ:

— Исходные условия для формирования вариантов развития экономики на прогнозный период;

— Изменение цен (тарифов) на продукцию (услуги) компаний инфраструктурного сектора на прогнозный период;

— Основные показатели прогноза макропараметров социально-экономического развития Российской Федерации на прогнозный период;

— Индексы промышленного производства;

— Прогноз показателей инфляции и системы цен;

Также в Ульяновской области формируются ежемесячные прогнозы социально-экономического развития, которые включают основные показатели, характеризующие ситуацию в регионе. Это позволяет, оценив текущую ситуацию, предотвратить какие-то нежелательные моменты социально-экономического развития, своевременно принимать необходимые управленческие решения.

Как показывает практика, активное использование прогнозных данных при формировании экономической политики, а также рост количества пользователей со стороны населения, требует роста качества и достоверности прогнозирования процессов. На практике выполнение данного требования сталкивается с рядом проблем.

1. Как правило, на сравнительно небольших территориях, будь то город, район, область, социально — экономическое положение формируют предприятия и организации, крупнейшие, крупные в своем виде деятельности, существуют также градообразующие предприятия. В соответствии с действующим законодательством, предприятия обязаны предоставлять информацию о своей деятельности только в органы статистики, которые в свою очередь гарантируют конфиденциальность информации. Перед Правительством и исполнительными органами власти никаких законодательно закрепленных обязательств нет. В результате, прогнозирование процессов сводится лишь к анализу фактических данных, «слепо, только на ощупь», не видя реальных планов деятельности предприятий, которые могут оказать значительное влияние на общую социально-экономическую ситуацию на территории. Будь то изменение объема производства, уровень заработной платы, кадровая политика, которая определяет занятость населения и т. д.

В связи с вышеизложенным эффективным бы стало законодательно закрепленное сотрудничество органов исполнительной власти, осуществляющих разработку прогнозов, с предприятиями и организациями, имеющими значительный вес в формировании прогнозируемых показателей. Сотрудничество должно реализовываться через конструктивную работу — с одной стороны предоставлением достоверных данных предприятиями, с другой гарантия их использования только для служебных целей, а именно для формирования достоверных данных о социально-экономической ситуации на настоящий момент и перспективу, а также для выявления «узких мест» в социально-экономическом развитии, их причин и выработки эффективных управленческих решений.

2. Отсутствует четкая грань и понимание между параметрами прогноза социально-экономического развития и целевыми параметрами, разрабатываемыми органами власти в качестве ориентира при выполнении определенных действий (реализации программ, осуществление господдержки и т. д.). Следует понимать, что эти два понятия несут различное содержание и могут значительно отличаться. Прогнозный параметр (значение) — это оценка, предполагаемая ситуация в будущем, которая вероятнее всего сложится при существующих условиях и тенденциях Здесь отсутствует возможность как то повлиять на результат, отсутствует ответственность. Целевой параметр — своеобразный эталон, к чему надо стремиться и нужно достичь. Здесь присутствует возможность влиять на результат, и существует ответственность за достижение обозначенного результата. Данное понимание важно для постановки оптимальных ориентиров и правильной оценке результатов реализуемых действий. Заблуждение в данных понятиях характерно для населения, это может повлечь ошибочное понимание работы органа власти и оценки эффективности работы.

3. В связи с стремительно выросшей ролью прогноза в системе управления, кадровая политика органов власти, система образования не успевает обеспечить этот сектор работы надлежащим количеством квалифицированных специалистов. Кадровый голод оказывает негативное влияние на качество выполнения поставленных задач. Данная проблема вполне решаема даже на региональном уровне в отдельно взятой структуре (институт наставничества, увеличение количества работников в соответствии с увеличением нагрузки), положительный эффект дадут семинары и тренинги.

Социально-экономическое прогнозирование в настоящий момент приобретает все большую актуальность и востребованность. И естественным следствием является активный процесс совершенствования техники прогнозирования, обеспечения точности прогнозов. Это подтверждается и использованием в процессе управлении стратегического, индикативного планирование, и возникновение и внедрение программных решений для разработки прогнозов. Поэтому для совершенствования механизма управления социально-экономическим развитием территории, необходимо создать условия для формирования качественного прогноза социально-экономических параметров.

1. Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»

2. Указ Президента России № 596 от 7 мая 2012 года «О долгосрочнойгосударственной экономической политике»

4. Методические рекомендации Минэкономразвития РФ по заполнению формы и к разработке показателей прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

5. Федоров Н. В., Кураков Л. П..Прогнозирование социально-экономического развития регионов Российской Федерации: научное издание. — Москва.: «Пресс-сервис» 1998. –С.34.

Источник

Поделиться с друзьями
Расскажем обо всем понемногу
Adblock
detector