Калининградская область получит 195 млрд на развитие
Комитет Госдумы по бюджету и налогам поддержал и рекомендовал парламенту принять проект государственной программы «Социально-экономическое развитие Калининградской области». Об этом сообщается на сайте Минэкономразвития России.
В проекте федерального бюджета на 2021-2023 годы на реализацию этой программы региону планируется выделить суммарно порядка 195 млрд рублей: около 60 млрд рублей в 2021 году, 64 млрд рублей — в 2022 и более 71 млрд рублей — в 2023 году. Деньги пойдут на поддержку предприятий-резидентов Особой экономической зоны, что должно позволить им сохранить почти 12 тысяч рабочих мест, а также на завершение строительства парома для железнодорожной паромной переправы Усть-Луга — Балтийск, реконструкцию Северного обхода Калининграда и экскурсионно-образовательные поездки для детей и молодежи из Калининграда в другие регионы России.
Госпрограмма развития Калининградской области является фундаментом такой поддержки, в том числе, через субсидии на поддержку рынка труда, их ежегодно получают до полутора сотен местных предприятий и для калининградской экономики эти субсидии можно назвать системообразующими, напомнил в ходе заседания комитета депутат Государственной Думы от Калининградской области Александр Ярошук.
В 2020 году заканчивается действие федеральной целевой программы развития Калининградской области. Поэтому с 2022 года в госпрограмме социально-экономического развития области начнет действовать новая подпрограмма «Обеспечение реализации мероприятий, имеющих приоритетное значение для развития экономики и социальной сферы Калининградской области». На ее обеспечение Минэкономразвития России предлагает выделить дополнительно 16,6 млрд рублей из федерального бюджета в 2022-2023 годах.
Средства планируется направить на строительство и реконструкцию 35 объектов капитального строительства объектов системы здравоохранения и образования региона, на модернизацию сферы физической культуры, строительство и реконструкцию объектов коммунального хозяйства и берегозащиты.
Губернатор Антон Алиханов на брифинге в среду, 21 октября, подтвердил журналистам, что область получит финансирование в рамках госпрограммы социально-экономического развития и заявил, что это всё, что необходимо. «У нас на следующий год в проекте заложено столько, сколько и заложено, — более 5 млрд руб., насколько я помню. В 2022–2023 годах стоят цифры по Росавтодору и Росмолодежи. Бюджетная комиссия, которую вел председатель правительства, приняла решение, что увеличение объемов финансирования по поручению президента, которое было им дано (и было им повторено в рамках Совета безопасности), будет рассмотрено при подготовке бюджета 2022–2024 годов. Там не нулевые суммы уже», — сказал глава региона.
Как писал РБК Калининград, в апреле Правительство России сократило финансирование государственной программы «Социально-экономическое развитие Калининградской области» на 2020-2025 годы на 98 млрд рублей. Теперь область получит 660,65 млрд рублей место ранее запланированных 758,95 млрд. Больше всего сократили бюджеты на поддержку юридических лиц и резидентов Особой экономической зоны.
Источник
Прогноз социально экономического развития калининградской области
Калининградская область является геостратегическим регионом Российской Федерации, одной из ключевых особенностей социально-экономического развития которой является ее полуэксклавное положение.
Социально-экономическое развитие Калининградской области невозможно без успешного решения задач по экономическому и социальному развитию региона программно-целевым методом.
С этой целью в регионе реализуется Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Калининградской области».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 375 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Калининградской области» утверждена новая редакция Госпрограммы с учетом продления срока ее реализации до 2025 года.
Госпрограмма включает в себя 2 подпрограммы и Федеральную целевую программу развития Калининградской области на период до 2020 года, которые представляют собой набор взаимосвязанных мероприятий, направленных на превращение Калининградской области в динамично развивающийся регион Российской Федерации за счет преобразования ее экономики, социальной сферы и системы управления, а также поддержки приоритетов экономического роста (отраслевые проекты и кластеры) с учетом географических и исторических особенностей развития региона, государственной политики Российской Федерации, существующих стандартов и стратегических приоритетов.
Согласно новой редакции Госпрограммы в период с 2021 по 2025 год на реализацию мероприятий по социально-экономическому развитию Калининградской области планируется направить 398,1 млрд. рублей.
Новая редакция Госпрограммы предусматривает реализацию новой подпрограммы «Обеспечение реализации мероприятий, имеющих приоритетное значение для развития экономики и социальной сферы Калининградской области», которая фактически будет являться продолжением Федеральной целевой программы развития Калининградской области, реализация которой завершается в 2020 году.
В рамках данной подпрограммы к 2025 году планируется осуществить строительство (реконструкцию) 118 объектов капитального строительства в том числе в области развития системы здравоохранения, образования, культуры и спорта, развития систем коммунального хозяйства, мелиорации и транспортного комплекса.
В том числе в следующих областях
На указанные цели планируется направить в период с 2021 по 2025 год 38,5 млрд. рублей.
В результате реализации Госпрограммы к 2025 году планируется:
Федеральная целевая программа развития Калининградской области на период до 2020 года (далее – ФЦП Калининград) утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 г. № 866 (в редакции от 2 марта 2019 года).
Целью ФЦП Калининград является обеспечение комплексного и устойчивого социально-экономического развития Калининградской области.
Сроки реализации ФЦП Калининград – 2002–2020 годы
За период реализации ФЦП Калининград построены и введены в эксплуатацию в том числе 11 объектов в социальной сфере, 40 объектов в сфере коммунального хозяйства и газификации, 6 объектов в сфере здравоохранения, 10 объектов в сфере дорожного хозяйства.
Кроме того, в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу в 2018 году выполнены работы по обустройству территории центральной части города Калининграда (острова Октябрьский), в том числе для строительства стадиона на 35 тысяч зрительских мест.
Также начаты работы по строительству парома для железнодорожной паромной переправы Усть-Луга – Балтийск.
Объем финансирования ФЦП Калининград за период реализации 2002–2018 год составил 178 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 83 млрд. рублей.
По итогам реализации ФЦП Калининград в 2020 году планируются к вводу в эксплуатацию еще 4 объекта в сфере коммунального хозяйства, 2 объекта в сфере здравоохранения, 8 объектов в сфере дорожного хозяйства.
За период реализации ФЦП Калининград в 2019–2020 годах планируются инвестиции в размере 53 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 17 млрд. рублей.
Источник
Прогноз социально экономического развития калининградской области
ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
от 8 июля 2016 года N 341
О прогнозе социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочный период до 2030 года
В соответствии с пунктом 6 статьи 33 Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и подпунктом 2 пункта 2 статьи 5 Закона Калининградской области «Об организации стратегического планирования в Калининградской области», в целях определения направлений и ожидаемых результатов социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочный период Правительство Калининградской области
1. Утвердить прогноз социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочный период до 2030 года согласно приложению.
2. Постановление вступает в силу со дня подписания и подлежит официальному опубликованию.
Губернатор
Калининградской области
Н.Н. Цуканов
Приложение. ПРОГНОЗ социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочный период до 2030 года
Приложение
к постановлению
Правительства
Калининградской области
от 8 июля 2016 года N 341
Раздел I. ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2. Долгосрочный прогноз формирует единую платформу для разработки и корректировки стратегии социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу, бюджетного прогноза Калининградской области на долгосрочный период и других стратегических документов Калининградской области.
3. Исходными данными для разработки долгосрочного прогноза являются параметры прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, стратегии социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу, а также основные параметры отраслевых стратегических документов федерального и областного значения.
Глава 2. ОЦЕНКА ДОСТИГНУТОГО УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
6. В структуре ВРП Калининградской области по итогам 2014 года наибольший удельный вес составляют: обрабатывающие производства (25%), торговля (14,4%), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (13,7%), транспорт и связь (8,8%), государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение (8,1%).
7. В сумме ВРП Российской Федерации удельный вес ВРП Калининградской области составляет 0,5%.
9. Производительность труда в Калининградской области в 2014 году составила 641 тыс. рублей на одного занятого в экономике, или 74% от среднего уровня ВРП на одного занятого в среднем по субъектам Российской Федерации, 55,8% ВВП на одного занятого в экономике в Российской Федерации.
10. Одной из основных причин низкой производительности труда является технологическая отсталость, связанная как с дефицитом высокотехнологичного оборудования, так и с отсутствием квалифицированных кадров.
11. Ограниченность сбыта продукции (преимущественно изготавливаемой из импортных компонентов и сырья) на общероссийском рынке является слабым местом экономики Калининградской области. Для большинства производств Калининградской области характерна низкая доля добавленной стоимости, а также высокая степень износа основных фондов.
12. Экономика Калининградской области испытывает дефицит факторов производства с высокими качественными характеристиками, что отражается в недостаточной обеспеченности предприятий Калининградской области высокопроизводительными рабочими местами. Возможности имеющихся основных фондов и трудовых ресурсов ограничивают существующий потенциал развития перспективных направлений экономической деятельности, а соответственно, снижают их конкурентоспособность.
14. Низкая производительность труда свидетельствует о необходимости перестроения технологической цепочки, которая бы позволила существенно снизить промежуточное потребление.
16. На низком уровне находится инновационная активность предприятий Калининградской области. Удельный вес инновационно активных предприятий и организаций в 2014 году составил 2,4% от общего числа предприятий и организаций Калининградской области, при этом доля предприятий и организаций, осуществляющих технологические инновации, снизилась до 1,6%.
18. Темпы развития экономики области резко снизились к концу 2014 года вследствие негативного влияния взаимных санкций Российской Федерации и Европейского союза, что наиболее сильно сказалось на объемах поступления инвестиций в основной капитал, росте потребительских цен и привело к ухудшению отдельных показателей социальной сферы.
19. В 2014 году в Калининградской области, как и в Российской Федерации в целом, наблюдалось снижение инвестиционной активности.
20. Ограничения внешних рынков капитала для российских предприятий фактически закрыли доступ к финансовым ресурсам для российских банков и предприятий, из-за чего повысилась стоимость заемных средств для предприятий.
21. Объем инвестиций в основной капитал в 2014 году сократился на 10,9% к уровню предыдущего года, при этом объем инвестиций за счет кредитов банков и заемных средств других организаций в текущих ценах уменьшился более чем в три раза.
22. Последствия введения Российской Федерацией экономических санкций на ввоз отдельных видов сельскохозяйственного сырья и готовой пищевой продукции, а также падение курса рубля привели к всплеску инфляции (в декабре 2014 года к декабрю 2013 года индекс потребительских цен достиг 115,6%), что, в свою очередь, обусловило снижение реальной заработной платы на 2,6%.
23. Калининградская область считается субъектом Российской Федерации со средним уровнем жизни. Ее показатели обычно несколько уступают среднероссийским.
27. Растет доля населения пенсионного возраста. Демографическая нагрузка на население трудоспособного возраста из-за лиц нетрудоспособного возраста в 2014 году возросла до 689 человек на 1000 человек трудоспособного возраста.
28. Динамика показателей социально-экономического развития Калининградской области представлена в таблицах 1 и 2.
Основные социально-экономические показатели
Таблица 1.
Численность населения (на конец года), тыс. человек
В том числе в возрасте:
моложе трудоспособного:
Естественный прирост, убыль (-) населения:
на 1000 человек населения
Миграционный прирост, убыль (-) населения:
на 1000 человек населения
Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. человек
Общая численность безработных (в среднем за год), тыс. человек
Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости (на конец года), тыс. человек
Численность пенсионеров, тыс. человек
Среднедушевые денежные доходы населения, руб. в месяц
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике, руб.
Средний размер назначенных месячных пенсий пенсионеров, состоящих на учете в органах социальной защиты населения, руб.
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума:
процентов от общей численности населения
ВРП (в основных ценах), млрд. руб.
ВРП на душу населения, тыс. руб.
Основные фонды в экономике по полной учетной стоимости (на конец года), млрд. руб.
Ввод в действие новых основных фондов, млрд. руб.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности, млрд. руб.:
добыча полезных ископаемых
производство и распределение электроэнергии, газа и воды
Продукция сельского хозяйства, млрд. руб.:
Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», млрд. рублей
Ввод в действие общей площади жилых домов, тыс. кв. м
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб.
Оборот розничной торговли, млрд. руб.
Оборот общественного питания, млрд. руб.
Платные услуги населению, млрд. руб.
Доходы консолидированного бюджета:
Расходы консолидированного бюджета:
Профицит, дефицит (-) консолидированного бюджета, млрд. руб.
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности предприятий и организаций, млрд. руб.
Внешнеторговый оборот, млн. долларов США:
экспорт товаров и услуг
импорт товаров и услуг
Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года), процентов
Темпы роста (снижения) основных социально-экономических показателей
Таблица 2.
Среднегодовая численность занятых в экономике
Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости
Реальные денежные доходы населения
Реальная начисленная заработная плата
Реальный размер назначенных месячных пенсий
Валовой региональный продукт
Продукция сельского хозяйства:
Инвестиции в основной капитал
Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство»
Ввод в действие общей площади жилых домов
Оборот розничной торговли
Оборот общественного питания
Платные услуги населению
Внешнеторговый оборот со странами вне СНГ
Внешнеторговый оборот со странами СНГ
В сопоставимых ценах в процентах к предыдущему году.
29. В 2015 году социально-экономическое положение характеризовалось следующими тенденциями. Аналогично динамике 2014 года наблюдалось снижение инвестиций. В 2015 году инвестиции в основной капитал составили 86,9% от уровня аналогичного периода 2014 года.
30. В 2015 году инвесторы, осуществляющие свою деятельность в Калининградской области, пересматривали инвестиционные программы своих предприятий: сокращали объемы инвестирования, переносили сроки реализации проектов, в отдельных случаях «замораживали» крупные проекты в связи с сокращением собственных высвобождаемых средств, отсутствием доступных заемных ресурсов, а также падением спроса на товары длительного пользования.
32. При этом в 2015 году, несмотря на общее снижение инвестиций, увеличился объем инвестиций за счет бюджетных средств. Доля бюджетных инвестиций в структуре инвестиций в основной капитал крупных и средних организаций достигла 49,6%.
34. В 2015 году объем выполненных строительных работ сократился на 8,6%, что является результатом снижения капитальных вложений, необходимых для дальнейшего наращивания производства.
35. Объем ввода жилья вырос в 2015 году на 8,1% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, кроме того, уже по итогам 9 месяцев 2015 года выполнен годовой план ввода жилья.
36. Сохранилась положительная динамика развития сельского хозяйства. Объем продукции сельского хозяйства в 2015 году вырос на 10,2%.
40. На 1 января 2016 года предварительная численность постоянного населения Калининградской области достигла 976439 человек, то есть увеличилась с начала 2015 года на 7495 человек. Число умерших незначительно превысило число родившихся. Миграционный прирост полностью компенсировал потери численности населения от естественной убыли.
Глава 3. КЛЮЧЕВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
41. К началу 2016 года наметились следующие тенденции развития Калининградской области:
1) снижение темпов роста экономики;
2) реструктуризация отраслей экономики, тесно зависящих от внешних условий (в особенности от условий ввоза в Российскую Федерацию и Калининградскую область из-за рубежа сырья и полуфабрикатов), в пользу автосборочных и мясоперерабатывающих производств, прекращение или резкое сокращение объемов прежде игравшей большую роль сборки телевизоров и сложной бытовой техники;
3) рост объемов сельскохозяйственного производства с достаточно высокими для Российской Федерации показателями урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животноводства и зависимостью от импорта кормовых компонентов при неполном использовании земельных ресурсов и недостаточных мелиоративных работах и при высокой доле производства продукции в хозяйствах населения с невысокой производительностью труда, а также появлении отдельных крупных высокомеханизированных животноводческих и растениеводческих предприятий;
4) общие объемы строительных работ стабилизировались на невысоком уровне и значительных объемах жилищного и социального строительства, небольших объемах производственного строительства; отрасль характеризуется низкой производительностью труда, слабой его фондовооруженностью и медленным наращиванием фондов, малыми размерами подавляющего большинства местных организаций и значительной ролью московских и санкт-петербургских организаций в выполнении работ, а также зависимостью от импорта стройматериалов;
5) объемы перевозок транспортом (с преобладанием роли морского и железнодорожного транспорта) стабилизировались на относительно невысоком уровне, а в 2014 и 2015 годах наметилась тенденция к снижению; транспортная инфраструктура сильно изношена, требует реконструкции и модернизации;
6) объемы оптовой торговли в 2010-2014 годы постоянно возрастали, розничная торговля, обладающая развитой сетью достаточно передовых предприятий, увеличивала товарооборот, но медленнее, чем в среднем по Российской Федерации, и ее объемы в расчете на душу населения ниже, что объясняется развитостью «серого сектора» и покупкой значительной части товаров в Литве и, особенно, в Польше. В 2015 году отмечено снижение как объемов оптовой, так и розничной торговли (в связи с падением покупательной способности населения);
7) малое предпринимательство, более развитое в области по сравнению со средним по Российской Федерации уровнем, сконцентрировано в сфере рыночных услуг, обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве; оно в целом стабилизировало свои позиции в экономике области (сокращая производство в обрабатывающих производствах), но имеет значительные перспективы для дальнейшего развития;
10) туризм в области динамично развивается, растет количество прибывающих в область туристов, особенно российских, хотя пока область не сильно выделяется среди субъектов Российской Федерации по уровню развития туризма;
11) усиливается актуальность проблем охраны природы, поскольку после сокращения в 1990-е годы из-за экономического спада вновь возрастает количество выбросов вредных веществ, отходов; остаются сложными проблемы берегозащиты, функционирования охраняемых территорий, устранения конфликтов природопользования.
42. К началу 2016 года помимо последствий введения взаимных санкций Российской Федерацией и Европейским союзом нарастали опасения предпринимателей по поводу отмены в 2016 году таможенных льгот ОЭЗ, определенных Федеральным законом от 22 января 1996 года N 13-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области».
43. Ожидается, что в краткосрочной перспективе для Калининградской области при современных экономических условиях будут характерны следующие риски:
1) уход значительной части малого предпринимательства «в тень» и уменьшение объемов производства, регистрируемых органами государственной статистики;
2) низкая инвестиционная активность, динамика инвестиций во многом будет зависеть от федеральных источников;
3) сократятся объемы внешнеторгового оборота, продолжит сокращаться объем торговли со странами Европейского союза;
4) уменьшится численность трудовых ресурсов, а также численность занятых в экономике как из-за динамики трудовых ресурсов, так и вследствие временного увеличения безработицы в связи с реструктуризацией экономики и спадом производства.
44. Ограничения для развития экономики Калининградской области можно подразделить на три группы:
1) препятствующие формированию эффективной экономики, устойчивой к внешним воздействиям:
— узость регионального рынка;
— ограниченность количества трудовых ресурсов и суженный характер их воспроизводства, дисбаланс между выпуском и потребностями в кадрах определенного уровня подготовки и квалификации;
2) препятствующие развитию ряда видов экономической деятельности в условиях 2015 года:
— действие экономических санкций в отношении Российской Федерации и контрсанкций Российской Федерации;
— рост стоимости импорта сырья, полуфабрикатов и готовых изделий;
— снижение спроса в других регионах Российской Федерации на произведенные в области товары вследствие снижения покупательной способности населения;
3) затрудняющие реструктуризацию экономики:
— рост стоимости импортного оборудования, необходимого для создания новых, в том числе инновационных, производств;
— трудности с получением кредитов для закупки необходимого оборудования;
— нехватка квалифицированных кадров рабочих и специалистов для освоения новых производственных технологий;
— недостаточная связь науки и производства, затрудняющая внедрение инноваций в производство.
45. Вместе с тем правительственной комиссией по вопросам социально-экономического развития Калининградской области приняты меры по финансовой поддержке предприятий, осуществляющих производственную деятельность, и резидентов ОЭЗ в Калининградской области. Приняты постановления Правительства Российской Федерации:
Раздел II. ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
Глава 1. ОГРАНИЧЕНИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ
46. Долгосрочный прогноз социально-экономического развития Калининградской области предусматривает два сценария, которые различаются качественными предпосылками развития Калининградской области и, соответственно, обеспечивают различные значения параметров социально-экономического развития.
47. В качестве основных ограничений социально-экономического развития, которые предопределяют различную динамику в рамках двух сценариев, выделяются следующие:
1) возрастная структура населения, сокращение естественного прироста населения, сокращение числа населения трудоспособного возраста;
2) несбалансированный рынок труда, низкий уровень квалификации рабочей силы, в том числе низкие показатели трудоустройства выпускников высших учебных заведений по ряду специальностей, относящихся к специальностям системообразующих отраслей региональной экономики, не превышающие 50-60%;
3) низкая инновационная активность предприятий, существенное сокращение доли организаций, занимавшихся инновационной деятельностью, с 14,1% в 2006 году до 2,4% в 2014 году, начальный этап формирования инновационной инфраструктуры;
4) низкая обеспеченность элементами инженерной и социальной инфраструктуры и их высокий износ. Требуется замена свыше 40% трубопроводов тепловых сетей, износ сетей водоснабжения составляет более 70%;
5) высокие издержки межрегиональной торговли, связанные с доступом калининградских предприятий на территорию единого экономического пространства Российской Федерации.
48. Наряду с указанными ограничениями текущий уровень социально-экономического развития Калининградской области позволяет выделить также ряд факторов, способных в долгосрочной перспективе обеспечить попадание Калининградской области в число субъектов «первого эшелона» по уровню социально-экономического развития в Российской Федерации:
3) высокая доля обрабатывающих производств в структуре промышленности региона, что обеспечивает до 25% ВРП;
4) богатая сырьевая база, в том числе полезных ископаемых, не относящихся к группе топливно-энергетических и являющихся сырьевой базой для развития отраслей обрабатывающих производств: песка, глины, гравийно-песчаных смесей, тяжелых песков, содержащих титан, цирконий, железно-марганцевые конкреции.
49. Таким образом, в качестве основных предпосылок для формирования базового и целевого сценария выбраны следующие:
1) улучшение демографической ситуации, сокращение смертности, сокращение уровня притока мигрантов;
2) развитие человеческого капитала, рост среднедушевых доходов населения и динамика реальной заработной платы;
3) трансформация экономики и увеличение добавленной стоимости, рост самообеспеченности продукцией сельскохозяйственного комплекса, ускоренное развитие новых рынков и новых отраслей;
4) наращивание международной конкурентоспособности, встраивание в глобальные цепочки добавленной стоимости.
Глава 2. СЦЕНАРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ ДО 2030 ГОДА
50. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Калининградской области включает два сценария:
52. Базовый сценарий предусматривает инерционные темпы роста промышленности, которые должны несколько ускориться в 2020-2030 годы. Ожидается, что добыча топливно-энергетических полезных ископаемых будет постепенно сокращаться на всем прогнозируемом временном интервале, средний рост обрабатывающих производств окажется в размере 100,4% по индексу физического объема на период 2016-2020 годов, в долгосрочном периоде индекс производства в период 2021-2030 годов увеличится до 3,3%.
54. Опережающими темпами роста в целевом сценарии будут характеризоваться отрасли, имеющие реальные или потенциальные сравнительные преимущества: производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака, производство транспортных средств и оборудования, производство машин и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, химическое производство. Развитие сельского хозяйства в целевом сценарии обозначено как активное не только в части обеспечения населения области продовольствием, но и ориентации регионального производства на местное сырье. Средний рост обрабатывающих производств ожидается в размере 101,9% по индексу физического объема на период 2016-2020 годов, в долгосрочном периоде индекс производства в период 2021-2030 годов предположительно увеличится до 4,3%.
55. Основные показатели социально-экономического развития Калининградской области на период до 2030 года представлены в приложении к прогнозу социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочный период до 2030 года.
Глава 3. ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
58. За счет вовлечения лиц, не занятых в общественном производстве, а с 2021 года и вследствие увеличения численности населения трудоспособного возраста возможен рост численности занятых в экономике области. Численность населения старше трудоспособного возраста возрастет, что увеличит демографическую нагрузку на трудоспособное население и существенный рост выплат из Пенсионного фонда.
59. Прогноз демографических показателей представлен в таблице 3.
Источник