Прогноз социально экономического развития омской области

Содержание

Прогноз социально экономического развития омской области

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

от 26 октября 2016 года N 311-п

О прогнозе социально-экономического развития Омской области до 2030 года

(с изменениями на 28 октября 2020 года)

В соответствии со статьей 10 Закона Омской области «О Правительстве Омской области» Правительство Омской области постановляет:

Утвердить прогноз социально-экономического развития Омской области до 2030 года согласно приложению к настоящему постановлению.

Губернатор Омской области,
Председатель Правительства
Омской области
В.И.Назаров

Приложение. Прогноз социально-экономического развития Омской области до 2030 года

Приложение
к постановлению Правительства
Омской области
от 26 октября 2016 г. N 311-п

1. Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Омской области

Основой региональной экономики являются обрабатывающие производства (около 37 процентов в общем объеме ВРП), оптовая и розничная торговля (более 11 процентов), сельское хозяйство (около 9 процентов), транспортировка и хранение (около 7 процентов).

Омская область входит в число 15 субъектов Российской Федерации с наибольшим объемом отгруженной продукции, выполненных работ и оказанных услуг в обрабатывающих производствах.

Промышленный вектор региональной экономики во многом оказывает влияние на научно-техническое развитие Омской области. Три четверти используемых передовых производственных технологий применяются в обрабатывающих отраслях промышленности.

Региональная инновационная инфраструктура представлена бизнес-инкубаторами и технопарками, создаваемыми преимущественно на базе организаций высшего образования, но открытых и для внешних резидентов. К ним относятся Межвузовский инновационный бизнес-инкубатор для студентов, аспирантов и научных сотрудников, Деловой центр «Фабрика бизнеса», Студенческий инновационный бизнес-инкубатор, а также технопарк, действующий на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Омский государственный технический университет».

Омская область является одним из крупнейших в Сибири производителей сельскохозяйственной продукции. Ежегодно в регионе производится более 200 тыс. тонн мяса и более 600 тыс. тонн молока, что соответствует 3 и 4 местам среди субъектов Сибирского федерального округа по объему производства данных видов продукции. Уровень самообеспечения Омской области по большинству основных видов сельскохозяйственной продукции превышает 100 процентов, что позволяет производителям поставлять выпускаемую на территории региона продукцию в большинство субъектов Российской Федерации и за рубеж.

В 2019 году объем производства продукции сельского хозяйства увеличился на 4,6 процента к уровню 2010 года, что в основном обусловлено ростом объемов производства продукции растениеводства на 40,2 процента к уровню 2010 года, в том числе зерна (на 36,7 процента). При этом объемы производства продукции животноводства сократились на 22,5 процента.

С 2011 по 2019 год в Омской области расширили свое присутствие международные, межрегиональные и местные торговые сети. Продолжилось развитие сетевых предприятий общественного питания: пиццерий «Контанелло», предприятий быстрого питания KFC, «Burger King» и других. Помимо действующих сетевых компаний на региональный потребительский рынок вошли новые торговые организации (сеть дискаунтеров «Светофор», сеть магазинов Fix Price, EUROSPAR, «Красное и белое», «Заходи», «КазМаркет», «Галамарт», «Фасоль», «Ситилинк», «Вайлдберриз») и предприятия общественного питания, в том числе McDonald`s, сети кафе-столовых «Ланч-Тайм», Coffee Anytime, «Шаурмастер».

Фонд заработной платы работников по Омской области в 2019 году составил 217,6 млрд. рублей и увеличился на 97,4 млрд. рублей к уровню 2010 года (в 1,8 раза). Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников за период с 2011 по 2019 год выросла в 2,1 раза и составила 35,4 тыс. рублей.

Опережающий рост оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений обеспечен в ходе реализации на территории Омской области Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

2. Условия социально-экономического развития Омской области, оценка факторов и ограничений экономического роста на долгосрочный период

Региональная экономика обладает значительным потенциалом для экономического роста, обусловленным выгодным географическим расположением в центре Российской Федерации на пересечении транспортных коридоров, высокой степенью развития обрабатывающих производств и сельского хозяйства, наличием научно-образовательного комплекса, позволяющего осуществлять технологические разработки, конкурентоспособные на мировом рынке.

Основными точками роста в долгосрочной перспективе будут являться развитие приоритетных отраслей экономики Омской области, завершение реализации крупных инвестиционных проектов по созданию современных производственных комплексов, технологической, технической и организационной модернизации производительных сил, транспортной и энергетической инфраструктуры. Одновременно с этим будет происходить значительное улучшение качественных параметров социального развития, особенно в сфере развития человеческого потенциала.

К факторам, ограничивающим экономическое развитие региона, относятся высокий износ инженерной, коммунальной и транспортной инфраструктуры, удаленность от крупных рынков сбыта, дефицит квалифицированных кадров, снижение численности трудовых ресурсов, отток трудоспособного населения Омской области в другие субъекты Российской Федерации.

На рынок труда в перспективе будет оказывать влияние демографическая ситуация. В настоящее время она складывается в рамках общероссийских и общемировых тенденций, среди которых структурные изменения, обусловленные сокращением числа женщин репродуктивного возраста, рожденных в 1990-е годы, а также демографическим старением населения.

В зависимости от степени влияния вышеперечисленных факторов определены два варианта социально-экономического развития Омской области в долгосрочной перспективе.

Первый вариант прогноза исходит из консервативной оценки перспектив социально-экономического развития и сохранения существующих трендов. Предполагается, что действующие ограничения продолжат оказывать значительное влияние на экономику и социальную сферу региона, развитие институциональной среды будет носить инерционный характер, при этом потенциал экономического роста не будет реализован в полной мере. В результате модель экономики не претерпит существенных изменений.

Читайте также:  Ритуалы и магия в первый лунный день

Второй вариант предполагает более высокие, чем по первому варианту прогноза, темпы социально-экономического развития Омской области в результате снижения влияния ограничивающих факторов либо полного их исчерпания. Одновременно с этим предусматривается использование всех конкурентных преимуществ региона, полномасштабная модернизация экономики, проведение активной государственной политики, направленной на совершенствование существующих и формирование новых институтов развития. Это обеспечит переход экономики в качественно новое состояние, характеризующееся высокой долей высокотехнологичных и инновационных производств, выпускающих конкурентоспособную продукцию для внутреннего и внешнего рынков. Созданная платформа, в свою очередь, позволит значительно улучшить параметры социального развития.

3. Направления и характеристики социально-экономического развития Омской области на период до 2030 года

Значения основных показателей социально-экономического развития Омской области до 2030 года приведены в приложении N 1 к прогнозу.

Развитие научно-технического потенциала Омской области прогнозируется в русле усиливающихся глобальных и национальных тенденций индустриализации и технологизации экономики. Предусматривается внедрение новых наукоемких технологий, повышение удельного веса инновационной продукции. Продолжится расширение взаимодействия предприятий и научно-образовательных учреждений, создание технопарков на территории Омской области и привлечение предприятий к участию в федеральных проектах.

Развитию промышленного комплекса будут способствовать модернизация и бесперебойное функционирование энергетической инфраструктуры на территории Омской области.

Развитие сельского хозяйства в прогнозируемом периоде будет связано с модернизацией агропромышленного производства, основанной на применении ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий. Базу для развития обеспечивают развитые сферы семеноводства и селекции зерновых и масличных культур, функционирование конкурентоспособных производителей сельскохозяйственной продукции и сельхозперерабатывающих организаций, а также развитие производства сельскохозяйственной техники.

Бюджетные инвестиции будут направляться на развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, в том числе на строительство, ремонт, реконструкцию автомобильных дорог, мостовых переходов, подъездов к населенным пунктам. Также за счет средств областного и федерального бюджетов планируется строительство жилья и объектов социальной инфраструктуры в рамках реализации национальных проектов, региональных и федеральных программ.

Динамика показателей также будет обеспечиваться развитием потребительского рынка Омской области, в том числе за счет увеличения площадей современных торговых сетей, развития новых форм и инструментов торговой деятельности. Кроме того, на рост объема платных услуг окажет влияние увеличение цен и тарифов на услуги населению, среди которых наибольший удельный вес будут составлять жилищно-коммунальные, транспортные, бытовые услуги, а также услуги связи.

Улучшению показателей экономического развития, демографии, ситуации на рынке труда, повышению уровня и качества жизни населения Омской области в прогнозируемом периоде будет способствовать выполнение мероприятий государственных программ Омской области, ожидаемые результаты реализации которых приведены в приложении N 2 к прогнозу.

Приложение N 1. Основные показатели прогноза социально-экономического развития Омской области до 2030 года

Приложение N 1
к прогнозу социально-экономического
развития Омской области до 2030 года

Источник

Прогноз социально экономического развития омской области

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ОМСКА

О Порядке разработки прогноза социально-экономического развития города Омска на среднесрочный период

1. Утвердить Порядок разработки прогноза социально-экономического развития города Омска на среднесрочный период согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Признать утратившими силу:

3. Департаменту информационной политики Администрации города Омска опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации и разместить в сети «Интернет» на официальном сайте Администрации города Омска.

Мэр города Омска
О.Н.Фадина

Приложение. Порядок разработки прогноза социально-экономического развития города Омска на среднесрочный период

Приложение
к постановлению Администрации города Омска
от 6 февраля 2020 г. N 52-п

3. Прогноз разрабатывается ежегодно на три года, включающих очередной финансовый год и плановый период с разбивкой по годам, путем уточнения параметров планового периода и добавления параметров второго года планового периода.

4. Прогноз содержит систему ожидаемых в среднесрочной перспективе показателей социально-экономического развития города Омска, основанную на реализации различных условий развития и используемую для принятия решений в управлении экономикой и социальной сферой города Омска.

5. Разработка прогноза осуществляется на основании следующих основных данных:

— прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период;

— сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;

— прогноза социально-экономического развития Омской области на долгосрочный период;

— тенденций социально-экономического развития города Омска за предшествующие годы;

— фактически складывающейся ситуации в социально-экономическом развитии города Омска в текущем финансовом году;

— информации структурных подразделений Администрации города Омска;

— мер по социально-экономическому развитию города Омска, предусмотренных федеральным и областным законодательством, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

6. Прогноз разрабатывается в двух вариантах. Варианты прогноза определяются в соответствии со сценарными условиями социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период. Первый вариант прогноза отражает более низкие темпы развития экономики и социальной сферы.

8. Департамент городской экономической политики при разработке прогноза устанавливает сроки и формы представления структурными подразделениями Администрации города Омска показателей прогноза.

9. Разработка прогноза осуществляется в сроки составления проекта бюджета города Омска на очередной финансовый год и плановый период, определяемые соответствующим правовым актом Администрации города Омска.

10. Формирование прогноза осуществляется в 2 этапа. На первом этапе департамент городской экономической политики разрабатывает основные показатели социально-экономического развития города Омска (сценарные условия) в составе показателей, приведенных в приложении N 1 к настоящему Порядку.

11. На втором этапе департамент городской экономической политики осуществляет разработку прогноза в составе показателей, приведенных в приложении N 2 к настоящему Порядку, и пояснительной записки к прогнозу. В пояснительной записке к прогнозу приводится обоснование параметров прогноза, в том числе их сопоставление с ранее утвержденными параметрами с указанием причин и факторов прогнозируемых изменений.

12. Структурные подразделения Администрации города Омска в пределах своей компетенции осуществляют расчет значений показателей прогноза согласно приложению N 3 к настоящему Порядку и формирование пояснительной записки к прогнозу.

Читайте также:  Что готовит нам 2017 год гороскоп

14. В случае существенного изменения тенденций социально-экономического развития города Омска в текущем финансовом году департамент городской экономической политики разрабатывает проект уточненного прогноза социально-экономического развития города Омска. После принятия правового акта Администрации города Омска об одобрении уточненного прогноза социально-экономического развития города Омска департамент финансов и контроля обеспечивает внесение соответствующих изменений в Решение Омского городского Совета о бюджете города Омска на очередной финансовый год и плановый период.

Приложение N 1. Основные показатели социально-экономического развития города Омска (сценарные условия)

Приложение N 1
к Порядку разработки прогноза
социально-экономического развития
города Омска на среднесрочный период

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ социально-экономического развития города Омска (сценарные условия) на ______ год и на период до _____ года

Источник

Приложение. Прогноз социально-экономического развития Омской области до 2030 года

Приложение
к постановлению
Правительства Омской области
от 26 октября 2016 года N 311-п

Прогноз
социально-экономического развития Омской области до 2030 года

1. Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Омской области

Основой региональной экономики являются обрабатывающие производства (более 37 процентов в общем объеме ВРП), оптовая и розничная торговля (более 13 процентов), сельское хозяйство (около 8 процентов), транспорт и связь (около 8 процентов), строительство (более 6,5 процента).

На территории Омской области сконцентрировано значительное число предприятий нефтехимической, химической, пищевой промышленности, а также машино- и приборостроения. К ним относятся один из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов в Российской Федерации, предприятия-производители каучука, фенола, технического углерода и шинной продукции, организации, выпускающие мясную, молочную и алкогольную продукцию, а также производители техники и оборудования военного и двойного назначения.

Омская область входит в число 15 субъектов Российской Федерации с наибольшим объемом отгруженной продукции, выполненных работ и оказанных услуг в обрабатывающих производствах.

Промышленный вектор региональной экономики во многом оказывает влияние на научно-техническое развитие Омской области. Три четверти используемых передовых производственных технологий применяются в обрабатывающих отраслях промышленности.

Региональная инновационная инфраструктура пополняется новыми бизнес-инкубаторами и технопарками, создаваемыми преимущественно на базе крупных организаций высшего образования, но открытых и для внешних резидентов. К ним относятся Межвузовский инновационный бизнес-инкубатор для студентов, аспирантов и научных сотрудников, Деловой центр «Фабрика бизнеса», Студенческий инновационный бизнес-инкубатор, а также технопарк, действующий на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Омский государственный технический университет». Кроме того, создан Консорциум научно-образовательных и научных организаций Омской области по реализации кластерной модели развития промышленности.

Более 45 организаций выполняют научные исследования и разработки, суммарные внутренние затраты на данные цели за предшествующий пятилетний период превысили 18,9 млрд. рублей. По итогам 2016 года внутренние затраты на исследования и разработки оцениваются на уровне 5,6 млрд. рублей.

Омская область является одним из крупнейших в Сибири производителей сельскохозяйственной продукции. Ежегодно в регионе производится более 240 тыс. тонн мяса и около 700 тыс. тонн молока, что соответствует 2 и 3 местам среди субъектов Сибирского федерального округа по объему производства данных видов продукции. Уровень самообеспечения Омской области по большинству основных видов сельскохозяйственной продукции превышает 100 процентов, что позволяет производителям поставлять выпускаемую не территории региона продукцию в 75 субъектов Российской Федерации и за рубеж.

В 2015 году объем производства продукции сельского хозяйства увеличился на 8,6 процента к уровню 2010 года. В 2016 году показатель по оценке составит 99,7 процента к уровню 2015 года, что в основном обусловлено снижением объемов производства продукции растениеводства, в том числе зерна (на 1,5 процента к уровню предыдущего года), картофеля (на 7,2 процента), овощей (на 10,6 процента).

С 2011 по 2015 год в Омской области расширили свое присутствие международные, межрегиональные и местные торговые сети. Продолжилось развитие сетевых предприятий общественного питания: пиццерий «Контанелло», предприятий быстрого питания KFC, «Елки-палки», сети столовых «Вилка-Ложка» и других. Помимо действующих сетевых компаний на региональный потребительский рынок вошли новые торговые организации (ООО «Торгсервис 55» (сеть дискаунтеров «Светофор»), сеть магазинов Fix Price, «Охапка») и предприятия общественного питания, в том числе McDonald’s.

В 2016 году отмечается сокращение потребительской активности населения, оборот розничной торговли и объем платных услуг оцениваются на уровне 86,1 процента и 97,9 процента соответственно к уровню 2015 года.

Опережающий рост оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений обеспечен в ходе реализации на территории Омской области Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

2. Условия социально-экономического развития Омской области, оценка факторов и ограничений экономического роста на долгосрочный период

Региональная экономика обладает значительным потенциалом для экономического роста, обусловленным выгодным географическим расположением в центре Российской Федерации на пересечении транспортных коридоров, высокой степенью развития обрабатывающих производств и сельского хозяйства, наличием научно-образовательного комплекса, позволяющего осуществлять технологические разработки, конкурентоспособные на мировом рынке.

Основными точками роста в долгосрочной перспективе будут являться развитие приоритетных отраслевых кластеров Омской области, завершение реализации крупных инвестиционных проектов по созданию современных производственных комплексов, технологической, технической и организационной модернизации производительных сил, транспортной и энергетической инфраструктуры. Одновременно с этим будет происходить значительное улучшение качественных параметров социального развития, особенно в сфере развития человеческого потенциала.

К факторам, ограничивающим экономическое развитие региона, относятся высокий износ инженерной, коммунальной и транспортной инфраструктуры, удаленность от крупных рынков сбыта, дефицит квалифицированных кадров, снижение численности трудовых ресурсов, отток трудоспособного населения Омской области в другие субъекты Российской Федерации.

На рынок труда в перспективе будет оказывать влияние демографическая ситуация. В настоящее время она складывается в рамках общероссийских и общемировых тенденций, среди которых структурные изменения, обусловленные сокращением числа женщин репродуктивного возраста, рожденных в 1990-е годы, а также демографическим старением населения. В связи с этим прогнозируется постепенное снижение естественного прироста населения Омской области.

Читайте также:  Совместимость дракона и лошади по восточному гороскопу

Влияние перечисленных факторов усиливается ограниченностью бюджетного финансирования капитальных вложений в совокупности с наличием значительного объема государственного долга и дефицита консолидированного бюджета Омской области.

В зависимости от степени влияния вышеперечисленных факторов определены два варианта социально-экономического развития Омской области в долгосрочной перспективе.

Первый вариант прогноза исходит из консервативной оценки перспектив социально-экономического развития и сохранения существующих трендов. Предполагается, что действующие ограничения продолжат оказывать значительное влияние на экономику и социальную сферу региона, развитие институциональной среды будет носить инерционный характер, при этом потенциал экономического роста не будет реализован в полной мере. В результате модель экономики не претерпит существенных изменений.

Второй вариант предполагает более высокие, чем по первому варианту прогноза, темпы социально-экономического развития Омской области в результате снижения влияния ограничивающих факторов либо полного их исчерпания. Одновременно с этим предусматривается использование всех конкурентных преимуществ региона, полномасштабная модернизация экономики, проведение активной государственной политики, направленной на совершенствование существующих и формирование новых институтов развития. Это обеспечит переход экономики в качественно новое состояние, характеризующееся высокой долей высокотехнологичных и инновационных производств, выпускающих конкурентоспособную продукцию для внутреннего и внешнего рынков. Созданная платформа, в свою очередь, позволит значительно улучшить параметры социального развития.

3. Направления и характеристики социально-экономического развития Омской области на период до 2030 года

Значения основных показателей социально-экономического развития Омской области до 2030 года приведены в приложении N 1 к прогнозу.

Развитие научно-технического потенциала Омской области прогнозируется в русле усиливающихся глобальных и национальных тенденций индустриализации и технологизации экономики. Предусматривается внедрение новых наукоемких технологий, повышение удельного веса инновационной продукции. Продолжится расширение взаимодействия предприятий и научно-образовательных учреждений, создание технопарков на территории Омской области и привлечение предприятий к участию в федеральных проектах.

Развитию промышленного комплекса будут способствовать модернизация и бесперебойное функционирование энергетической инфраструктуры на территории Омской области.

Развитие сельского хозяйства в прогнозируемом периоде будет связано с модернизацией агропромышленного производства, основанной на применении ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий. Базу для развития обеспечивают развитые сферы семеноводства и селекции зерновых и масличных культур, функционирование конкурентоспособных производителей сельскохозяйственной продукции и сельхозперерабатывающих организаций, а также развитие производства сельскохозяйственной техники.

Перспективными направлениями в растениеводстве станут оптимизация структуры посевных площадей в соответствии с зональными системами земледелия и повышение урожайности сельскохозяйственных культур, повышение плодородия почвы на основе рационального использования сельскохозяйственных угодий и агроландшафтов с оптимальным уровнем химизации, увеличение площади мелиорируемых земель и повышение их производственного потенциала. Также прогнозируется внедрение высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур с хорошим качеством зерна, комплексная модернизация материально-технической базы производства и переработки продукции растениеводства, строительство, реконструкции и модернизации мощностей по подработке, хранению и перевалке растениеводческой продукции, сырья и продовольствия, увеличение площади зимних теплиц. В 2030 году объемы производства продукции растениеводства составят 103,6 и 109,7 процента к уровню 2015 года по вариантам прогноза соответственно.

В животноводстве перспективными направлениями станут развитие кормовой базы отрасли, производство высокоэнергетических кормов, повышение уровня воспроизводства стада, наращивание сети племенных сельскохозяйственных организаций исходя из наличия и рационального использования производственных ресурсов на основе интенсификации и повышения продуктивности животных, совершенствование селекционно-племенной работы, реконструкция и модернизация действующих животноводческих помещений, а также строительство новых комплексов, что позволит реализовывать инновационные технологии содержания, кормления, доения коров и управления стадом с использованием современного оборудования. Ожидается рост выпуска основных видов продукции животноводства, к которым относятся молоко (объем производства увеличится с 631,7 тыс. тонн молока в 2016 году до 653 тыс. тонн в 2030 году), мясо (с 244,3 до 268,9 тыс. тонн), яйца куриные (с 855 до 885,5 млн. штук).

В рамках развития приоритетных отраслевых кластеров Омской области продолжится модернизация производств, направленная на увеличение объема и расширение ассортимента выпускаемой продукции, завершится создание центра по проектированию и изготовлению радиоэлектронных компонентов, планируется техническое перевооружение предприятий машино- и приборостроения, реализация инвестиционных проектов, предусматривающих открытие новых и реконструкцию действующих сельскохозяйственных производств, в том числе создание свиноводческих комплексов и комплексов молочного направления, а также промышленного биотехнологического комплекса. Перспективным направлением станет реализация инвестиционных проектов в сфере заготовки и глубокой переработки древесины.

Бюджетные инвестиции будут направляться на развитие транспортной инфраструктуры, в том числе на строительство, ремонт, реконструкцию автомобильных дорог, мостовых переходов, подъездов к населенным пунктам. Также за счет средств областного и федерального бюджетов планируется строительство жилья и объектов социальной инфраструктуры в рамках реализации региональных и федеральных программ.

Динамика показателей также будет обеспечиваться развитием потребительского рынка Омской области, в том числе за счет увеличения площадей современных торговых сетей, развития новых форм и инструментов торговой деятельности. Планируется открытие в г. Омске второго торгового центра «Леруа Мерлен» и семейно-торгового центра «МЕГА», расширение сети торговых объектов федеральных сетей, развитие местных сетей, выход на рынок новых сетевых торговых компаний, открытие в муниципальных районах Омской области сельскохозяйственных и универсальных розничных рынков. Кроме того, на рост объема платных услуг окажет влияние увеличение цен и тарифов на услуги населению, среди которых наибольший удельный вес будут составлять жилищно-коммунальные, транспортные, бытовые услуги, а также услуги связи.

Улучшению показателей экономического развития, демографии, ситуации на рынке труда, повышению уровня и качества жизни населения Омской области в прогнозируемом периоде будет способствовать выполнение мероприятий государственных программ Омской области, ожидаемые результаты реализации которых приведены в приложении N 2 к прогнозу.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Источник

Поделиться с друзьями
Расскажем обо всем понемногу
Adblock
detector