Прогноз социального развития россии до 2030 года

Прогноз социального развития россии до 2030 года

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 21 мая 2012 года N 9833-АК/Д03и

О прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года

Приложение. Рекомендации по ответственным исполнителям подготовки прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года

Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти

Развитие человеческого капитала и уровень жизни

Минздравсоцразвития России
ФМС России
Минобрнауки России

Развитие рынка труда

Динамика доходов населения, изменение структуры расходов и социальной структуры общества

Развитие жилищного строительства и рынка жилья

Развитие пенсионной системы

Прогноз развития денежно-кредитной сферы. Платежный баланс

Прогноз развития налоговой и бюджетной сферы

Прогноз развития финансовых рынков и банковского сектора

Минфин России
ФСФР России
Банк России

Развитие науки, технологий, инноваций

Основные тенденции технологического развития

Варианты технологического развития

Основные траектории технологического развития России

Развитие ресурсного потенциала экономики

Развитие минерально-сырьевой базы и геологоразведочных работ
Лесные ресурсы
Водные ресурсы
Охрана окружающей среды

Цены (тарифы) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий

ФСТ России
Минэнерго России
Минтранс России

Развитие производственной инфраструктуры

Прогноз развития топливно-энергетического комплекса и энергосбережения

Минэнерго России
Росатом

Развитие отраслей промышленности. Диверсификация и повышение конкурентоспособности производства

Развитие высокотехнологичных отраслей

Минпромторг России
Минобрнауки России
Минкомсвязь России
Роскосмос

Развитие агропромышленного комплекса

Минсельхоз России
Росрыболовство

Сценарные условия долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года

1. Характеристика сценариев долгосрочного развития

В долгосрочной перспективе развитие российской экономики будет определяться следующими основными тенденциями:

адаптацией к изменению динамики мировой экономики и спроса на углеводороды;

усилением зависимости платежного баланса и экономического роста от притока иностранного капитала и состояния инвестиционного климата;

исчерпанием имеющихся технологических заделов в ряде высоко- и среднетехнологичных отраслей экономики при усилении потребности в активизации инновационно-инвестиционной компоненты роста;

необходимостью преодоления ограничений в инфраструктурных отраслях (электроэнергетика, транспорт);

начавшимся сокращением населения в трудоспособном возрасте в сочетании с усилением дефицита квалифицированных рабочих и инженерных кадров;

усилением конкуренции как на внутренних, так и на внешних рынках при значительном сокращении ценовых конкурентных преимуществ из-за опережающего роста заработной платы, энергетических издержек и укрепления курса рубля.

С учетом этого, основные варианты долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации определяются степенью реализации следующих ключевых факторов:

I. Инновационный сценарий (вариант Inn) характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста и укреплением позиций России в мировой экономике. Он опирается на создание современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний наряду с модернизацией энерго-сырьевого комплекса.

II. Консервативный или энерго-сырьевой сценарий (вариант En) характеризуется умеренными (не более 3,6%) долгосрочными темпами роста экономики на основе активной модернизации топливно-энергетического и сырьевого секторов российской экономики при сохранении относительного отставания в гражданских высоко- и среднетехнологичных секторах.

Источник

Путин подписал новый июльский указ о целях России до 2030 года. Главное

Пандемия коронавируса заставила сдвинуть горизонт планирования и пересмотреть реализацию национальных целей и проектов. Новый июльский указ должен быть подготовлен «с учетом результатов голосования по Конституции», заявил президент на заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам. Одобренные поправки в Основной закон позволяют Путину избираться на новый срок на президентских выборах 2024 года.

«Несмотря на объективные текущие трудности, наши долгосрочные ориентиры остаются неизменными», — подчеркивал президент, указывая, что предстоит учитывать факторы и обстоятельства, связанные с пандемией и экономическим кризисом.

Что изменилось

Президент поручил правительству до 30 октября привести все национальные проекты в соответствие с целями июльского указа и представить единый план по достижению национальных целей развития на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года.

Причины сдвига сроков до 2030 года

Если бы пандемии и не случилось, все равно у многих национальных целей и проектов пришлось бы сдвигать сроки или признавать их невыполненными, считает главный экономист BCS Global Markets Владимир Тихомиров. Прошло два года с момента подписания майского указа, то есть треть отведенного до 2024 года срока, но докризисное исполнение национальных проектов шло из рук вон плохо: промежуточные целевые показатели не достигались, а кассовое освоение средств происходило с серьезным отставанием, что в том числе свидетельствует о низком уровне проработки нацпроектов, пояснил экономист.

Читайте также:  Фалькс менингиома головного мозга прогноз жизни отзывы

Пандемия COVID-19 дала возможность, не упав в грязь лицом, оправдать факт, что поставленных целей развития не удастся достичь в заявленные сроки, заметила руководитель направления фискальной политики Экономической экспертной группы Александра Суслина. Вместе с тем кризис спровоцировал анализ программ и их оптимизацию, считает она.

Последствиями пандемии стало существенное увеличение бюджетных расходов на программу поддержки бизнеса, населения и региональных бюджетов. Расходы федерального бюджета в 2020 году возрастут с запланированных законом 19,7 трлн руб. до более чем 23 трлн руб., ожидают в Минфине. Ведомство уже предложило проект оптимизации расходов на ближайшие три года: срезать на 10% траты по более чем 50 «незащищенным» статьям госбюджета, на 5% снизить ассигнования на программу вооружений и отменить индексацию зарплат чиновникам в 2021 году, сообщал РБК.

Правительство было вынуждено пересмотреть нацпроекты и перебросить часть средств, запланированных на их исполнение, на антикризисные расходы, отметил Тихомиров. В результате ежегодное финансирование нацпроектов стало существенно меньше и будет растянуто до 2030 года.

Проблемы с реализацией нацпроектов до кризиса

Майский указ 2018 года был опубликован после вступления Владимира Путина в должность президента на четвертый строк — до 2024 года. Для его реализации были сформированы 12 национальных проектов (демография, здравоохранение, образование, наука, культура, жилье и городская среда, экология, безопасные и качественные автомобильные дороги, производительность труда и поддержка занятости, цифровая экономика, малое и среднее предпринимательство, международная кооперация и экспорт) и комплексный инфраструктурный план.

Источник

Правительство готовит новую стратегию социально-экономического развития

Правительство приступает к разработке новой стратегии социально-экономического развития России. Она должна определить пути решения задач, поставленных в июльском указе Владимира Путина «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

«Указ президента о национальных целях, подписанный в июле 2020 г., это стратегический документ верхнего уровня, — объясняет директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв. — Правительство в соответствии с поручениями, которые были даны по итогам этого указа, должно обеспечить достижение поставленных целей. Для этого ему нужно разработать адекватный набор мер экономической политики».

2 февраля должны быть утверждены составы пяти рабочих групп, которые будут работать над стратегией социально-экономического развития. Их руководителей Михаил Мишустин назначил 26 января. Группу «новая высокотехнологичная экономика» возглавил первый зампред правительства Андрей Белоусов; группу «агрессивное развитие инфраструктуры» — зампред Марат Хуснуллин; «новый общественный договор» — зампред Татьяна Голикова; «клиентоцентричное государство» — руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко; «национальная инновационная система» — зампред Дмитрий Чернышенко.

Примечательно, что названия рабочих групп не совпадают с национальными целями развития, обозначенными в президентском указе (сохранение населения, здоровье и благополучие людей; возможности для самореализации и развития талантов; комфортная и безопасная среда для жизни; достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство; цифровая трансформация). По мнению экспертов, кабинет Мишустина тем самым демонстрирует неформальный подход к решению задач национального развития. «Понятно, что текст постановления писали люди с большой фантазией, об этом говорят и названия рабочих групп, — отмечает Александр Широв. — Ясно, что у людей есть административный кураж. И это говорит о том, что они действительно хотят добиться результатов».

Еще одна примечательная особенность будущей стратегии социально-экономического развития России — разделение сложных задач на два вида: стратегические направления и большие межведомственные задачи (БМЗ).

Горизонт действия стратегических направлений отнесен к 2030 году — установленному президентом сроку достижения национальных целей. БМЗ — к 2024 году, вероятно, чтобы правительству было что предъявить к президентским выборам. Кроме того, в лексиконе правительства появилось понятие «быстрых побед». «Не надо пытаться увидеть в этом что-то плохое, — объясняет Александр Широв. — Термин «быстрые победы» появился от стремления разделить задачи на стратегические и срочные. Фактически Минэкономразвития говорят: расскажите, что мы можем сделать сейчас, а что на горизонте трех-пяти лет. И давайте разделим ресурсы в соответствии с этими сроками». Главная проблема государственного управления сейчас состоит в том, что проблема разделения краткосрочных и долгосрочных задач решается очень плохо, отмечает Широв. «Как только ситуация чуть-чуть начинает ухудшаться, мы бросаем заниматься стратегическими задачами и кидаемся решать сиюминутные проблемы, — объясняет Широв. — А потом оказывается, что общая ситуация не улучшилась, а где-то даже ухудшилась».

Методологию взаимоувязки стратегических направлений, отраслевых стратегий, больших межведомственных задач и «быстрых побед» Минэкономразвития должно представить рабочим группам уже 4 февраля. Проекты отраслевых стратегий, БМЗ и «быстрых побед» должны быть представлены главе правительства 25 февраля («новая высокотехнологичная экономика» и «агрессивное развитие инфраструктуры») и 11 марта («новый общественный договор», «клиентоцентричное государство» и «национальная инновационная система»). На апрель назначена защита проектов у премьера, а 14 мая МЭР должно представить текст стратегии.

Читайте также:  Прогноз погоды на лето 2016 для москвы

«Скорость принятия решения поражает – это из разряда «быстрых побед», — отмечает директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. — 26 января провели совещание, сформировали рабочие группы уже ко второму февраля, семинар по методологии проведут 4 февраля. Первые доклады о промежуточных результатах работы должны появится уже меньше, чем через три недели. По опыту подготовки больших стратегически направленных документов я могу сказать, что это совершенно нереальные сроки».

По мнению эксперта, в такое короткое время можно уложиться, «только если вы берете то, что уже есть, как-то перетасовываете по-новому и придумываете броское название». Трудно ожидать серьезной работы при таких сроках подготовки документов, констатирует Николаев. «Сроки действительно сжатые, но скорее всего, еще до этого документа были какие-то соображения и обсуждения», — считает Александр Широв.

Эксперты отмечают, что судя по языку, терминологии, формулировкам и управленческим решениям, связанным с новой стратегией социально-экономического развития, правительство привлекло к разработке документа новые научно-аналитические центры вместо традиционных НИУ ВШЭ и РАНХиГС. «В документе вообще не упоминаются никакие неправительственные структуры, — указывает Александр Широв. — Вероятно, это отражает некоторое разочарование людей, которые принимают решения, в деятельности экспертного сообщества».

Глава ИНП РАН напоминает, что экспертное сообщество, где лидировали ВШЭ и РАНХиГС, несколько лет назад разработало «Стратегию 2030», но она в принципе не была принята правительством к исполнению. «Вместе с тем понятно, что эксперты все равно будут привлекаться, — подчеркивает Широв. — Но есть желание сделать так, чтобы все решения принимались на уровне правительства без внешнего воздействия».

«Если раньше сначала готовился длинный тяжелый документ стратегии, то сейчас в первую очередь будут отобраны и утверждены Председателем Правительства прорывные инициативы, а потом уже ведомства займутся описанием и формализацией отдельных стратегий, Минэкономразвития — сводом единой фронтальной стратегии, — констатирует вице-президент ЦСР Диана Каплинская. — То есть на выходе Правительство будет иметь один документ, включающий общие для всех направлений цели и задачи, ключевые результаты до 2030 г., паспорта отраслевых стратегий и описания ключевых инициатив по каждому направлению.

Говоря про вызовы, на сегодняшний день главный — сроки. Однако он же и возможность: интенсивность работы настолько высока, что «выживают» только наиболее прогрессивные, согласованные, проработанные и обеспеченные ресурсами инициативы».

Источник

Прогноз развития России до 2030 года

И я полез в интернет, нашел утвержденный Медведевым прогноз, прочитал его и от удивления даже рот раскрыл.

Так куда же мы стремимся под чутким руководством самого господина Медведева? А никуда! Не верите? Прочитайте сами и убедитесь в справедливости моих слов. Я ничего не изменил в этом документе
Вот он, взятый мной из интернета этот самый документ:

Инновационный сценарий характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста и опирается на создание современной транспортной инфраструктуры, конкурентоспособных высокотехнологичных производств и экономики знаний наряду с модернизацией энерго-сырьевого комплекса.

Форсированный сценарий характеризуется интенсификацией всех имеющихся факторов экономического роста и предполагает ускорение реформ для улучшения бизнес-климата, активизацию использования национальных сбережений, рост государственных расходов на развитие социальной, энергетической и транспортной инфраструктур, создание масштабного не сырьевого экспортного сектора и значительный приток иностранного капитала.

Вот вам и этот самый прогноз развития нашей с вами страны, нашей с вами России до тридцатого года. И что из этих слов и цифр следует? Из этих слов следует, что никакого прогноза нет, а есть несколько строчек пустых, ничего не значащих слов и цифр, ничем не подтвержденных и ничем не обоснованных, а взятых просто напросто с потолка. Я вам таких бумажек могу за день с десяток написать.

Ведь самое страшное в этих строчках это то, что Правительство России не собирается развивать свою страну ни в каком направлении, а собирается все также тупо сидеть до тридцатого года на нефтяной и газовой трубах, ждать иностранных инвестиций, повиливая перед иностранным бизнесом всей своей нижней частью тела, и ждать очередных изменений цен на нефть и газ, чтобы скорректировать по ним бюджет страны.

«При этом модернизация ориентируется в большей степени на импортные технологии и знания»

То есть, ставка должна будет делаться лишь на иностранных специалистов. Своих инженеров, своих научных работников и своих рабочих эти господа из Правительства использовать в России не собирается совсем. И будут добивать наше профессиональное образование во всех его видов до полного его исчезновения, до самого его конца.

Читайте также:  Читать книгу школа магии первая ступень

Господи, и откуда же оно взялось, это самое тупое, самое непрофессиональное и самое никчемное правительство России за все годы ее существования на нашей грешной земле?! И не пора ли начать его гнать поганой метлой за пределы страны куда-нибудь подальше, пока дело не дошло до нашего «майдана»?!

Источник

III. Основные тенденции и прогнозные оценки социально-экономического развития России на период до 2030 года

III. Основные тенденции и прогнозные оценки

социально-экономического развития России

на период до 2030 года

Несмотря на последствия глобального экономического кризиса, достижение целевых долгосрочных ориентиров социально-экономического развития России и адекватного развития энергетического сектора страны продолжает базироваться на основных положениях содержащегося в Концепции сценария инновационного развития экономики.

Сценарий базового инновационного развития предполагает наряду с использованием конкурентных преимуществ российской экономики как в традиционных секторах, так и в новых наукоемких секторах и «экономике знаний», прорыв в повышении эффективности человеческого капитала, развитии высоко- и среднетехнологичных производств и превращение инновационных факторов в основной источник экономического роста.

Реализация базового инновационного сценария позволит обеспечить уровень социально-экономического развития России и благосостояния ее граждан, характерный для развитых постиндустриальных стран, за счет повышения конкурентоспособности отечественной экономики, структурной диверсификации и роста ее эффективности. При этом существенно сократится разрыв между Россией и ведущими странами мира по уровню благосостояния.

Развитие экономики по базовому инновационному сценарию характеризуется полномасштабным обеспечением:

развития и реализации сравнительных преимуществ российской экономики в энергетике, науке и образовании, высоких технологиях и других сферах;

динамики развития институтов, определяющих предпринимательскую и инвестиционную активность, а также конкурентоспособность компаний;

интенсивности инновационного обновления обрабатывающих производств и динамики производительности труда;

динамики развития транспортной и энергетической инфраструктуры;

интенсивности повышения качества человеческого капитала и формирования среднего класса;

интеграции евро-азиатского экономического пространства.

При этом предусматривается, что конкретная траектория выхода на инновационный путь развития и достижения поставленных долгосрочных целей может измениться, в том числе вследствие начавшегося в 2008 году глобального экономического кризиса и с учетом его возможной длительности.

Система связей и взаимодействия экономики и энергетики характеризуется, во-первых, трансформацией прогнозных гипотез социально-экономического развития в базовое прогнозное поле развития энергетического сектора, во-вторых, формированием гипотез о целевых ориентирах перспективной системы связей и взаимодействия экономики и энергетики.

Базовое прогнозное поле используется для определения приоритетов и ориентиров перспективного развития энергетического сектора по всем представленным в настоящей Стратегии направлениям. Оценка и уточнение конкретных прогнозных траекторий развития энергетического сектора производятся в рамках системы опережающего мониторинга настоящей Стратегии (в зависимости от хода реализации ее целевых установок и динамики внешних условий). При этом возможность выхода указанных траекторий развития за пределы базового прогнозного поля учитывается в первую очередь через уточнение сроков и параметров отдельных этапов реализации настоящей Стратегии (при сохранении их качественного содержания). Указанный механизм обеспечивает защиту от имеющихся рисков, позволяя уточнять пути и сроки достижения намеченных стратегических ориентиров исходя из неизменности основных стратегических целей.

Таким образом, в рамках настоящей Стратегии определяются не конкретные траектории, а модель поэтапного перспективного развития энергетического сектора, учитывающая объективно существующие риски. Ключевое значение при этом имеет не столько прогнозирование меняющихся рисков, сколько готовность к их преодолению.

Основные гипотезы о целевых ориентирах системы связей и взаимодействия экономики и энергетики на период до 2030 года характеризуются следующим образом.

За период реализации настоящей Стратегии произойдет снижение зависимости российской экономики от энергетического сектора за счет опережающего развития инновационных малоэнергоемких секторов экономики и реализации технологического потенциала энергосбережения. Это выразится в сокращении к 2030 году (по сравнению с уровнем 2005 года):

Вместе с тем в период действия настоящей Стратегии российский энергетический сектор сохранит свое определяющее значение при решении важных стратегических задач развития страны. В первую очередь это касается строительства новой энергетической инфраструктуры, которая позволит обеспечить ускоренное социально-экономическое развитие Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также преодолеть инфраструктурную разобщенность ряда регионов Российской Федерации и сформировать новые территориально-производственные кластеры на базе развития энергообеспечивающего и перерабатывающего производства.

Снижение зависимости экономики от энергетического сектора будет сопровождаться качественным изменением роли топливно-энергетического комплекса в жизни страны. Являясь крупнейшим заказчиком для многих смежных отраслей промышленности (машиностроение, металлургия, химия и др.) и экономики (строительство, транспорт), российский энергетический сектор внесет весомый вклад в инвестиционное обеспечение инновационного развития отечественной экономики.

Российский энергетический сектор также сохранит свое влияние и на социальную обстановку в стране, поскольку уровень энергетического комфорта и степень доступности энергетических ресурсов во многом определяют и будут определять качество жизни российских граждан.

Источник

Поделиться с друзьями
Расскажем обо всем понемногу
Adblock
detector