Прогноз развития преступности в России и в мире
Прогнозы развития преступности в России на ближайшие годы крайне неблагоприятны. Эксперты говорят о том, что преступность в России скоро составит около 6—8 тыс. преступлений на каждые 100 тыс. человек, регистрируемая преступность будет составлять примерно половину от этого количества.
Специалисты отмечают несколько тенденций, характеризующих мировую преступность:
— структурные изменения, связанные с ростом организованной преступности;
—интеллектуализацию преступности: вытеснение «уголовного» типа из сферы корыстной преступности и замена его типом «интеллектуального», «предприимчивого» преступника, широком распространении новых, ранее неизвестных форм и методов преступной деятельности и т.д.;
—усиление корыстйой направленности преступности (в основном в России);
— увеличение изощренности, вооруженности и технической оснащенности преступности;
1 Лунеев В. В. Преступность в XXI веке (методология прогноза) // Со
циологические исследования 1996. № 7. С. 95.
— коррумпированность, сращение органов власти и криминальных структур;
— рост безнаказанности преступников (прежде всего в России);
—увеличение выживаемости и самозащищенности
преступного мира;
—интенсивное расширение криминогенной социальной базы за счет увеличения маргинального слоя люмпенизированных групп населения (безработных, бездомных и других категорий людей, находящихся по жизненному уровню за чертой бедности), особенно среди молодежи (специфика России);
—криминализация содержания СМИ;
—превращение криминального поведения в обыденный атрибут повседневной жизни.
В мире кино, телевидения и популярного чтива в последнее десятилетие абсолютно доминирует криминальная тематика. Если в США к этому вырабатывается социальный иммунитет, то жители других стран пока беззащитны перед нравственно разрушительным зрелищем. По некоторым подсчетам, по российскому телевидению в день показывается до 20—30 криминальных сюжетов зарубежного или отечественного производства, что способствует росту преступности среди молодежи. Некоторые передачи и сайты в Интернете превращаются в пособие для обучения будущих преступников, поскольку в них описываются приемы, методы, формы поведения и философия уголовного мира.
Процесс интеллектуализации и профессионализации преступности в России объясняется тем обстоятельством, что ряды преступного мира стали пополняться за счет квалифицированных специалистов из госсектора, оказавшихся вследствие падения уровня жизни и растущей безработицы на «социальном дне». В криминальной среде появились бывшие хозяйственные руководители, офицеры, специалисты по технологиям, анализу информации, военные и т.д.
1 Liska A. Perspectives Deviance New Jersey, 1987; Афанасьев В., Гилин-ский Я- Девиантное поведение и социальный контроль в условиях российского кризиса. СПб., 1995.
К числу одной из приоритетных задач любого цивилизованного общества и его государственно-правовых институтов относится предупреждение и борьба с преступностью. Для решения этой задачи создаются правоохранительные органы, полиция (милиция), судебные и пенитенциарные учреждения, адвокатура. Основываясь на разветвленной юридической системе, эти структуры применяют нормы уголовного, уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального права. Однако правоохранительные органы не справляются с теми задачами, которые поставило перед ними общество. Показателями отставания социально-правового контроля от интенсивно растущей преступности выступают, в частности, уровень латентной преступности, раскрываемости преступлений и выявляемости правонарушителей. Не только в России, но во всех странах мира уровень латентности увеличивается или, по крайней мере, не уменьшается, раскрываемость преступлений и выявляемость правонарушителей не растет.
1 Лунеев В.В. Указ.соч. С. 95.
Источник
Доведенные до отчаяния. Как 2020 год подтолкнул преступников
Андрей Фишер, Анна Старицкая
В 2020 году число совершенных в России преступлений выросло. Убийств стало меньше, а мошенничеств и киберпреступлений — больше. Но статистика эта не пугающая, лежит в пределах нормы, отмечают правоохранители. Из-за коронавируса год выдался сложным. Доходы у людей упали, а многие вообще лишились заработка.
За 11 месяцев 2020 года Генпрокуратура зафиксировала прирост преступности в 50 регионах России. Наибольшее увеличение, пишет ТАСС, произошло в Петербурге (+12,2 тысячи преступлений), Москве (+4,9 тысячи) и Новосибирской области (+ четыре тысячи). Общее их количество выросло почти до 1,9 миллиона случаев (+1,2%), при этом 1,5 миллиона зарегистрировали в городах и поселках городского типа. Сравнимое с этим число преступлений фиксировалось в 2017–2019 годах.
За последние три года криминальный уровень в стране снизился, при этом тяжких и особо тяжких преступлений стало больше — 72%. Хотя число убийств в сравнении с 2017 годом упало на 20,4%, умышленных причинений тяжкого вреда здоровью — на 18,4%. Зато террористических преступлений стало больше на 42,4%, экстремистских — на 47,1%. А количество случаев организации вооруженных формирований или участия в них выросло на 79,5%.
Доля киберпреступлений выросла до 461 тысячи случаев и составила 25% совершенных в стране нарушений. Двумя годами ранее их было втрое меньше. Число обычных мошенничеств выросло на 30%.
Рост преступности
2020 год прошел под знаком коронавируса. Пандемия отразилась на падении доходов населения, многие потеряли работу. Это повлияло на количество совершенных преступлений, пояснил «360» полицейский в отставке Сергей Демидов.
«У многих изменилась жизнь не в лучшую сторону. Бывшие криминальные элементы имеют определенное влияние в среде молодежи. Но статистика не пугающая. Она всегда колеблется из-за разных факторов, например пандемии», — добавил он.
«Но в первую очередь сегодня мы имеем дело с обнищанием населения. Это очень серьезный фактор. Чем беднее регион, тем сложнее там оперативная обстановка», — сказал он.
География криминала
Михайлов уточнил, что подавляющее большинство преступлений совершают россияне. Доля нарушений приезжих из стран Балтии и СНГ не превышает 3%. Крупные населенные пункты «склонны» к росту преступности, считает он. Помимо коренных горожан, там живут приезжие. Они, попадая в город, пытаются всеми силами закрепиться, найти источник дохода или просто поживиться за чужой счет. Что отражается на приросте преступности.
«Большое количество приезжих, накаленная обстановка, изменение структуры жизни. Здесь нет никаких сенсаций, прокуратура это прекрасно понимает», — уверен генерал-майор в запасе.
В Москву, Петербург и другие крупные города в поисках работы традиционно стекаются жители других регионов и мигранты, согласился Демидов. Но в этом году трудоустроиться в той же столице стало гораздо сложнее даже высококвалифицированным специалистам.
«Новосибирскую область тоже нельзя недооценивать. Это достаточно развитый регион. Он, конечно, не в одном ряду с Москвой и Петербургом, но довольно привлекателен», — добавил Демидов.
Прогноз-2021
Прогнозировать криминальную статистику всегда сложно, отметил Михайлов. В пандемию люди накапливают отрицательные эмоции, и непонятно, в какой форме они будут выплескиваться наружу. Во многом это будет зависеть от того, как сложится экономическая ситуация. Если ограничения в промышленности, малом бизнесе продолжатся, то улучшения обстановки можно не ждать.
«Очень часто люди совершают преступления не потому, что они какие-то злобные карлики, а потому, что доведены до отчаяния. От стрессов возникает повышенная агрессия. Многие обращали внимание, что даже возникала агрессия у тех, кто носит маски, к тем, кто не носит, и наоборот. Это связано с тем, что повышенная возбудимость в обществе», — подытожил Михайлов.
По мнению Демидова, к коронавирусу и ограничениям россияне уже привыкли и адаптировались. Поэтому вряд ли пандемия сильно повлияет на число преступлений в 2021 году. Скорее всего, их будет примерно столько же, сколько в последние годы.
«Не могу сказать, что 2020 год был каким-то тяжелым в этом плане. Бывали года и похлеще. Просто здесь вмешался новый фактор — пандемия. Правонарушения всегда будут и мелкие, и крупные», — заключил экс-полицейский.
Источник
Прогноз преступности на юге Тюменской области на период 2011-2021 гг.
Проблема объективности показателей состояния преступности и реального контроля над ней является сложной не только для России, но и для других стран мира. Всюду фактическая преступность многократно превышает преступность, о которой осведомлены органы правосудия. В свою очередь, учтенная преступность намного превышает ее раскрываемую часть, а число раскрытых деяний – число преступлений, за совершение которых виновные привлекаются к уголовной ответственности. Еще меньше деяний становится предметом судебного разбирательства. И еще меньше тех, за совершение которых суды выносят обвинительные приговоры с назначением наказания.
Прогноз преступности составляется на основе анализа временных рядов и учета сложившихся статистических тенденций. По мнению В.В. Лунеева, «…криминологические оценки часто не совпадают по знаку с экономическими, социальными, политическими значениями, поскольку предметом изучения является преступность, то и основным критерием оценки изучаемых явлений должна быть степень их криминогенности или антикриминогенности»[1]. Это, однако, не означает бессмысленность попыток сделать более или менее надежный прогноз, основываясь на знании достаточно небольшого числа переменных, управляющих преступностью. Искусство научного моделирования как раз и заключается в выявлении основных связей, сведении многочисленных переменных до их обозримого количества.
Я.И. Гилинский полагает, что не существует какой бы то ни было единой (пусть «интегративной» или «синтетической») и специфической причины девиантности как социального феномена»[2].
Академик В.Н. Кудрявцев справедливо замечает: «Причинное объяснение социально негативных явлений предполагает многоуровневый подход. Поскольку всякое причинное объяснение выделяет главное в цепи взаимодействующих процессов и явлений, следует учитывать, что это главное может быть сформулировано на разных уровнях научного обобщения. Применительно к социальным отклонениям такими уровнями выступают общество, социальная группа, индивид. Соответственно и научные объяснения делаются преимущественно на философском, социологическом или психологическом уровнях»[3].
Проблема объективности показателей состояния преступности и реального контроля над ней является сложной не только для России, но и для других стран мира. Всюду фактическая преступность многократно превышает преступность, о которой осведомлены органы правосудия. В свою очередь, учтенная преступность намного превышает ее раскрываемую часть, а число раскрытых деяний – число преступлений, за совершение которых виновные привлекаются к уголовной ответственности. Еще меньше деяний становится предметом судебного разбирательства. И еще меньше тех, за совершение которых суды выносят обвинительные приговоры с назначением наказания.
Поль Лафарг, более 100 лет назад на статистическом уровне исследовавший преступность во Франции за 1840-1886 годы, писал, что судная кара постигает лишь незначительную часть тех преступлений и проступков, которые в действительности совершаются. Говоря о России последних лет, мы можем признать, что реальной мерой наказания (лишение свободы) виновных в государстве завершается лишь незначительная часть: 4-5% от фактически совершенных и 10% от зарегистрированных преступлений»[5].
Трудно отрицать и тот факт, что показатели о состоянии преступности и контроле над ней определенным образом связаны. Неполнота и необъективность одних данных искажают все последующие. Между сведениями о регистрируемой преступности и контроле над ней при определенных условиях может возникнуть сильная обратная корреляционная зависимость.
Например, порочной практикой регистрации преступлений можно «замедлить» или «снизить» темпы прироста преступности, а если выборочным учетом еще и управлять (скажем, прежде всего, уходить от регистрации заведомо «глухих» преступлений), то можно добиться заметного роста раскрываемости учтенных деяний. Такие манипуляции в учете преступлений еще больше подорвут доверие населения к правоохранительным органам, что снизит заявляемость о преступлениях, а это приведет к «улучшению» показателей результативности борьбы с преступностью[6].
Криминологическое прогнозирование может быть научным и обыденным. Обыденное, или эмпирическое, предсказание опирается на повседневный опыт практических работников правоохранительных органов и других лиц, каким-то образом связанных с контролем над преступностью и укреплением правопорядка, на их житейские наблюдения, обыденное сознание, интуицию. Оно постоянно используется в повседневной жизни и деятельности органов системы уголовной юстиции.
Научный прогноз разрабатывается на основе системных знаний тенденций преступности, причин преступности и отдельных преступлений, мотивации преступного поведения, закономерностей развития криминогенных и антикриминогенных факторов в прогнозируемом будущем, на основе общенаучных и частнонаучных методов прогнозирования. От криминологического прогнозирования не следует ожидать точных данных о количестве возможных преступлений. Цель криминологического прогнозирования в выявлении тенденций и закономерностей возможного развития преступности, поведения конкретных лиц или других криминологически значимых процессов.
Снижение уровня жизни, рост безработицы, интенсификация миграционных процессов, рост беспризорности и т.д. – факторы криминогенные. И наоборот, повышение уровня жизни, совершенствование правового регулирования различных сторон деятельности человека, реализация социальных программ обучения и воспитания несовершеннолетних и другие аналогичные процессы способствуют снижению преступности в целом или ее отдельных видов.
Используя статистические закономерности и тенденции рассматриваемых явлений, мы можем существенно расширить эмпирическую базу прогноза преступности.
Точность прогноза преступности, рассчитанного методом экстраполяции динамических рядов преступных проявлений и их причин, является относительной. При выработке экстраполяционного прогноза обычно исходят из того, что социальные, экономические, демографические, а также иные сугубо криминологические явления и процессы в будущем в основе своей сохранятся более или менее неизменными.
На основе анализа статистических показателей преступности Тюменской области и изучения закономерностей и тенденций преступности можно сделать следующий вывод:
1. За период с 2011 по 2021 годы ожидаются прогнозные значения роста преступности в целом[7]: 2011 г. – 52311 преступлений; 2012 г. – 53482; 2013 г. – 54652; 2014 г. – 55822; 2015 г. – 56992; 2016 г. – 58162; 2017 г. – 59332; 2018 г. – 60502; 2019 г. – 61672; 2020 г. – 62842; 2021 г. – 64012 преступления.
Очевидно, увеличение от года к году отклонения между прогнозируемым и фактическим уровнем ряда преступлений в Тюменской области можно объяснить рядом причин, одной из которых является наличие структурных сдвигов, обусловленных изменением политического курса, экономическими, демографическими и другими факторами, к которым чувствительна преступность в нашем регионе. Например, одной из причин роста преступности на юге Тюменской области служит не столько отсутствие занятости населения, сколько предложение в основном низко квалифицированного труда с соответственно низкой оплатой, сколько разрыв между доходами населения. На фоне зарплаты северян, жителей ХМАО и ЯНАО, жители юга Тюменской области считают себя необоснованно обделенными.
Среди лиц, совершающих преступления увеличится доля женщин и несовершеннолетних. В отношении последних, возможны изменения в плане снижения возрастного ценза и привлечения к уголовной ответственности с возраста ниже 14 лет, установленного законодателем на сегодняшний день. Увеличится доля лиц, повторно совершающих преступления. Возможен рост коэффициента преступности до 6-8 тысяч на 100 тысяч населения.
В прогнозе роста краж сомнений быть не может, поскольку на фоне стремительного обнищания населения, «драконовских» цен на услуги ЖКХ, повсеместного увольнения и сокращения работающего населения, снижения заработной платы под прикрытием необходимости выживания в «период экономического кризиса», кражи станут для многих единственным источником существования. В отдельные годы, темпы роста регистрируемых краж могут оказаться значительно выше прогнозируемых.
Грабежи: данный вид преступлений представляет серьезную опасность, поскольку совмещает в себе корыстно-насильственную направленность. Растущая агрессия и неустроенность трудоспособной части населения также приведет к росту грабежей. Оставшиеся без работы и без заработка мигранты, прибывшие из стран ближнего зарубежья, не желая и не имея возможности выехать обратно, пополнят ряды уличных преступников.
Остальные виды преступлений будут регистрироваться с учетом «политического заказа» и «общественной востребованности». Если судить по линии тренда, ряд преступлений должен исчезнуть вовсе, например, хулиганство (при темпе снижения на 183 преступления в год). Все наши знания и возможности прогнозирования относительны той информации, которой мы обладаем на сегодняшний день. Из всех изучаемых общественных и природных явлений самым труднопрогнозируемым и легко управляемым оказывается преступность, например, при демографическом прогнозе: сколько на свет народилось, столько и зарегистрировали; в прогнозе погоды – сколько барометр показал, столько и зафиксировали.
Только при объективной оценке и достоверности регистрируемых сведений возможен эффективный полноценный прогноз преступности.
Прогноз преступности становится важнейшим инструментом принятия взвешенных, оптимальных решений. Он позволяет установить будущие вероятностные состояния преступности, на базе которых можно определить оптимальные стратегии деятельности ОВД.
Эффективность деятельности органов внутренних дел в профилактике и борьбе с преступностью напрямую связана с пониманием руководством ОВД процессов, непосредственно влияющих на преступность, ее уровень, структуру, динамику. Многочисленные управленческие решения должны основываться на краткосрочных, среднесрочных и долговременных прогнозах преступности и сопутствующих ей явлений. Имея перед глазами простой временной ряд преступности на юге Тюменской области за 5-7 лет, мы можем сказать, что ломаная отражает в себе действие достаточно большого числа сил, как влияющих на повышение, так и на понижение уровней преступности, равнодействующая которых и есть график уровней преступности.
Для качественного прогноза целесообразно учитывать весовые коэффициенты отдельных, наиболее влиятельных сил, определяющих динамику преступности. Понимание действия таких сил и чувствительности к ним графика преступности поможет руководителям ОВД принять такие решения, в том числе по распределению сил и средств, финансированию конкретных служб и подразделений, которые будут способствовать установлению оптимального уровня преступности характерного для нашего региона в данное время.
Литература и примечания
А если информация, размещенная на нашем сайте оказалась вам полезна, пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях.
Источник
Прогнозирование и планирование борьбы с преступностью
Прогнозирование преступности: понятие, виды, методы
Динамический характер всех процессов, протекающих в обществе, предопределяет особую актуальность вопроса о том, в каком направлении будет развиваться та или иная сфера общественной жизни, какие условия будут способствовать такому развитию и какие меры необходимо принять для того, чтобы развитие каждой сферы общественной жизни происходило в наиболее благоприятном для всего социума направлении. Именно поэтому весьма значимым является вопрос о предвидении возможных изменений преступности как социального явления и последствий таких изменений. Решению данной проблемы посвящена деятельность, получившая название прогнозирования преступности.
Прогнозирование преступности представляет собой мыслительный процесс познания вероятностного состояния преступности в будущем (ее изменений, тенденций и закономерностей) с помощью научных методов на основе изучения данного явления в прошлом и настоящем.
Прогнозирование преступности, с одной стороны, является разновидностью общесоциального предвидения, поскольку преступность — социальное явление. С другой стороны, прогнозирование преступности следует рассматривать в качестве специфического вида юридического прогнозирования, так как оно выступает одним из направлений прогнозирования в сфере борьбы с преступностью (наряду с пенитенциарным, уголовно-правовым и т. д.) и субъектами прогнозирования в основном выступают специалисты в области юриспруденции (научные и практические работники разного уровня). Тем не менее прогнозирование преступности является самостоятельным видом прогнозирования, предполагающим свой специфический объект, цели, задачи и методы построения прогнозов.
За основу при прогнозировании преступности в первую очередь берут общие показатели, характеризующие современное и предшествующее состояние преступности, тенденции ее развития, а также механизмы, позволяющие закрепить желаемые обществом и государством результаты. Целями прогнозирования выступают: выявление возможных изменений отдельных показателей преступности (состояние, уровень, структура, динамика) в будущем; определение вероятности появления новых видов преступлений и «отмирания» существующих, а также причин и условий, способных оказать влияние на эти процессы; установление возможного появления новых категорий преступников; выбор оптимального пути совершенствования деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью.
Глобальная задача прогнозирования преступности — поиск путей и выработка общей концепции борьбы с преступностью на основе выявленных показателей. Однако специфика целей, объекта исследования и сроков, на которые составляется прогноз, предопределяют более частные и конкретные задачи. В частности, длительный срок прогнозирования предполагает постановку более общих задач, краткосрочное прогнозирование осуществляется для решения конкретных задач.
Результатом прогнозирования выступает прогноз — вероятностное суждение о будущем состоянии, тенденциях развития преступности и факторах, оказывающих на нее влияние. Прогноз преступности нацелен на выяление и оценку состояния преступности с точки зрения вероятности (при стабильности выявленных тенденций) тех или иных изменений и их желательности (в случае соблюдения заданных критериев) для общества и государства.
Основным признаком прогноза преступности является его вероятностный характер, который обусловлен рядом причин. Во-первых, исходные данные, которые используются при составлении подобных прогнозов, составляют показатели уголовной статистики, отражающие лишь число выявленных (то есть зарегистрированных) преступлений и число изобличенных преступников. Поскольку часть преступлений по разным причинам остается невыявленной, основанный на таких исходных данных прогноз может быть только вероятностным.
Во-вторых, понятие преступности тесно связано с понятием преступления, которым является лишь деяние, признанное уголовным законом в качестве такового. В связи с этим в ходе прогнозирования необходимо учитывать возможность изменения уголовного законодательства, которое происходит весьма регулярно. Таким образом, прогнозирование преступности должно учитывать и прогноз развития уголовного законодательства.
В-третьих, преступность как социальное явление находится в тесной взаимосвязи с иными явлениями общественной жизни, поэтому следует учитывать не только данные о преступности как объекте прогнозирования, но и данные, характеризующие трансформацию других социальных явлений, так или иначе влияющих на преступность: в социальнополитической, экономической, демографической и иных сферах.
Прогнозирование преступности может осуществляться на различных уровнях. По объему прогнозирование может быть разделено на прогнозирование преступности в целом, прогнозирование отдельных видов преступности (организованной, рецидивной, коррупционной, женской, преступности несовершеннолетних и т. д.) и прогнозирование отдельных видов преступления (краж, убийств и т. д.).
По масштабу прогнозирование может быть глобальным (на уровне государства в целом), региональным (например, на уровне отдельного субъекта РФ) и локальным (в рамках отдельного района, участка, исправительного учреждения и т. д.).
Самостоятельным видом прогнозирования является индивидуальное прогнозирование — прогнозирование антиобщественного (преступного) поведения лица, уже совершавшего преступления либо демонстрирующего антиобщественную направленность своего поведения (на предмет возможного совершения им преступлений). Индивидуальное прогнозирование является максимально вероятностным, поскольку формулирование прогностического вывода о возможном поведении конкретного лица в будущем представляет наибольшую сложность. Наибольшей определенностью и высокой степенью вероятности отличается индивидуальное прогнозирование рецидива со стороны лиц, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы.
Индивидуальное прогнозирование различается по методам и способам прогнозирования, что предопределяется существенными различиями характеристик лиц, которые уже совершали преступления, и лиц, еще не преступивших уголовный закон. Прогнозирование рецидива базируется на данных, полученных о конкретном лице в ходе предварительного расследования, в процессе судебного разбирательства, на стадии исполнения наказания. Так, например, администрация исправительного учреждения и суд при решении вопроса об условно-досрочном освобождении лица от дальнейшего отбывания наказания по сути осуществляют прогнозирование его дальнейшего поведения на основе изучения характеристик его личности, наблюдения за его поведением в процессе отбывания наказания и оценки эффективности методов и средств исправления, применяемых к данному лицу. Если прогноз является позитивным, то вопрос об условно-досрочном освобождении решается положительно. Однако подобное прогнозирование носит не научный, а скорее интуитивный характер, поскольку основано в равной степени на анализе имеющихся данных о лице и на личном жизненном и профессиональном опыте лица, принимающего решение.
Прогнозирование поведения лица, ранее не совершавшего преступления, но демонстрирующего явную криминогенную направленность личности, представляет бульшую трудность, однако не менее значимо, поскольку дает возможность получить важную информацию для планирования профилактического воздействия.
Прогнозирование может осуществляться на весьма короткий или достаточно длительный период. В зависимости от сроков прогнозы подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Краткосрочный прогноз (до трех лет) позволяет решить текущие задачи борьбы с преступностью — научно предсказать тенденции и закономерности изменения состояния преступности в ближайшем будущем, позволяющие определять первостепенные направления предупредительного воздействия. Существенным плюсом краткосрочных прогнозов является достаточно высокий уровень достоверности, поскольку обычно за короткий период времени не происходит кардинальных трансформаций общественной жизни.
Для практической деятельности правоохранительных органов весьма существенное значение имеют сверхсрочные прогнозы (на ближайшие сутки или несколько дней), которые заключаются в анализе конкретной возникшей или прогнозируемой ситуации с целью предотвращения ее неблагоприятного развития (например, публичные мероприятия, форумы, городские празднества и т. д.).
Среднесрочными называются прогнозы, составляемые на период от трех до пяти лет. Они предопределяют направления борьбы с преступностью, нацелены на выявление основных тенденций и закономерностей изменения состояния преступности в достаточно отдаленном будущем, что уменьшает степень их вероятности, однако позволяет учитывать большее количество факторов, влияющих на состояние объекта прогнозирования в будущем, использовать антикриминогенный потенциал различных социальных явлений и процессов, подготовить общество и государство к грядущим изменениям и разработать эффективные меры по нейтрализации или снижению криминогенных последствий.
Долгосрочные прогнозы (на 10–15 лет) основаны на анализе наиболее общих социальных закономерностей развития общества: демографических (сроки прогнозов данного вида охватывают почти полный демографический цикл), экономических, политических, идеологических, культурно-образовательных и иных социальных явлений, и потому долгосрочные прогнозы носят более вероятностный характер.
Прогнозирование может осуществляться различными субъектами — от ученых-криминологов до рядовых граждан. В зависимости от характеристик субъекта прогнозирование может носить официальный характер (в случае разработки прогнозов субъектами, в число профессиональных обязанностей которых входит прогнозирование преступности) и неофициальный характер (когда прогноз осуществляется гражданами, в том числе правонарушителями). Неофициальное прогнозирование, основанное исключительно на эмпирическом восприятиии действительности и жизненном опыте конкретного субъекта, не носит научного характера и не может быть положено в основу принятия каких-либо управленческих решений в сфере борьбы с преступностью без дополнительного научного обоснования и проверки с помощью специальных методов.
В криминологическом прогнозировании используются общенаучные, частнонаучные и специальные методы познания. Методы прогнозирования представляют собой способы исследования объектов, в отношении которых осуществляется прогнозирование. Принято выделять методы, которые позволяют собрать необходимую информационную базу для составления прогноза, и собственно прогностические методы, используемые для составления прогноза.
К числу первых методов следует относить документальный метод (позволяет получить информацию из официальных источников, в том числе посредством изучения материалов уголовных дел, данных полицейской, судебной и иной статистики, например данных о количестве зарегистрированных административных правонарушений или обращений за помощью в медицинские учреждения), метод опроса (анкетирования или интервьюирования законопослушных граждан, правонарушителей, сотрудников правоохранительных органов и т. д.).
Среди методов, используемых для составления прогноза, наиболее распространенными являются методы экстраполяции, моделирования и экспертных оценок.
Метод эстраполяции выступает основой любого прогноза. Он базируется на предположении, что тенденции развития прогнозируемого явления в прошлом и настоящем сохранятся и в будущем. Анализ криминологических показателей преступности в их динамике за предшествующие годы (за достаточно длительный период) позволяет выявить тенденции и закономерности их изменения. На основании этого с помощью специальных математических вычислений определяется, какова предположительная динамика данных показателей в будущем, то есть полученные показатели экстраполируются на последующий период. Степень точности прогнозов, основанных на методе экстраполяции, зависит от экономической и политической стабильности общества, степени реформирования уголовного законодательства, устойчивости тенденций преступности. Основным минусом данного метода выступает его относительная эффективность с точки зрения вероятности прогнозов (он дает удовлетворительные результаты только при краткосрочном прогнозировании). По мере увеличения прогнозируемого периода ошибки в оценках возрастают.
Метод моделирования представляет собой построение математических моделей прогнозируемого объекта посредством абстрагирования от несущественных свойств объекта и сосредоточения на его наиболее важных чертах и свойствах. При оценке эффективности методов противодействия «преступности будущего» особую сложность представляет то обстоятельство, что исследованию подлежит объект, не существующий в действительности в том виде, в котором он будет существовать в заданный период времени. Именно для этого при помощи метода моделирования на основе выявленных существенных характеристик настоящего создается модель «преступности будущего». Моделирование может осуществляться путем разработки с помощью методов программирования системы математических формул, описывающих динамику преступности исходя из взаимодействия различных факторов (демографических, социальных, политических, экономических и т. д.), существенно влияющих на преступность.
Метод экспертной оценки состоит в выяснении мнения специалистов — научных и практических работников, имеющих определенные характеристики (стаж работы, уровень квалификации, сфера научных интересов и пр.), о будущем уровне и структуре преступности, о наиболее активно влияющих на ее основные тенденции факторах. Значимость этого метода заключается прежде всего в сочетании официальных данных, положенных в основу прогноза, и интуиции, опыта, научных познаний высококвалифицированных специалистов, дающих прогноз. Экспертная оценка может быть выяснена посредством заполнения специально разработанных матриц, предполагающих выражение экспертного мнения по шкале отобранных фактов (детерминантов). Метод прогнозирования при помощи экспертных оценок представляет определенную трудность в применении, поскольку необходимо сформулировать вопросы так, чтобы они могли позволить дать ответ в количественной форме. Кроме того, следует тщательно подходить к отбору экспертов, и их число должно быть достаточным для последующей статистической обработки данных.
Планирование борьбы с преступностью: понятие, виды
Научно разработанные прогнозы о будущем состоянии преступности являются базисом для планирования мер по борьбе с преступностью, нейтрализации отдельных факторов, негативно воздействующих на состояние и динамику преступности, или нивелирования последствий их воздействия, принятия соответствующих управленческих и организационных решений.
Таким образом, прогнозирование предшествует планированию, поскольку предопределяет его содержание. Если прогнозирование нацелено на выявление тенденций и закономерностей изменения состояния преступности в будущем, то планирование позволяет очертить комплекс мер и способов, которые позволят направить развитие спрогнозированного явления в желаемое для государства и общества русло.
Планирование представляет собой целенаправленную деятельность, содержанием которой выступает научно обоснованная разработка целей и задач в сфере борьбы с преступностью, направлений и методов решения этих задач на определенную перспективу, их обеспечения с управленческой, организационной, правовой, информационной стороны.
Результатом планирования как процесса выступает формирование плана борьбы с преступностью. Планом является документально оформленный комплекс мероприятий, включающий исполнителей и сроки их реализации, призванных обеспечить достижение четко определенных целей и решение задач, поставленных в сфере борьбы с преступностью.
Планирование осуществляется на разных уровнях (федеральном, региональном, местном) и реализуется в комплексных планах профилактики правонарушений, а также в межведомственных (основанных на взаимной согласованности действий различных субъектов профилактики) и ведомственных планах (отдельных правоохранительных органов применительно к их задачам и функциям). В зависимости от предмета и задач планирование может осуществляться в отношении методов и направлений борьбы с преступностью в целом и с отдельными видами преступности (организованной, экономической, коррупционной и т. д.). На федеральном уровне в последние годы активно разрабатываются и принимаются планы противодействия коррупции (утверждены указами Президента РФ на 2010–2011 и 2012–2013 гг.).
Поскольку планирование осуществляется на базе краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных прогнозов, следует выделять и соответствующие виды планирования.
Однако вне зависимости от вида и уровня планирования оно должно отвечать принципам обоснованности, реальности, эффективности, ответственности исполнителей, выявления и учета недостатков в планах на будущее. Основным фактором, определяющим эффективность планирования, выступает наличие и качество нормативно-правовой базы, регламентирующей как порядок обоснования необходимости планов, их разработки, принятия и реализации, так и обязательность участия, роль и компетенцию правоохранительных органов в этой деятельности.
Субъектами криминологического планирования являются органы, ведущие борьбу с преступностью, коллективы ученых и практических работников. Как правило, субъекты прогнозирования преступности и субъекты планирования борьбы с преступностью совпадают.
Планы в сфере борьбы с преступностью для успешной их реализации должны отвечать определенным требованиям. Во-первых, они должны иметь четкую структуру, которая условно позволяет подразделить план на общую (вводную), особенную и заключительную части. В общей части даются анализ выполнения мероприятий предыдущего цикла планирования и оценка их результативности, краткий анализ состояния преступности, цели, задачи, предусматриваются общепрофилактические меры вне зависимости от специфики отдельных видов преступлений, общепредупредительные меры криминологической и виктимологической направленности. В особенной части определяются приоритетные направления борьбы с преступностью, исходя из криминологической классификации преступлений и с учетом специфики региона, и меры их обеспечения. Заключительная часть плана содержит перечисление необходимых для реализации плана ресурсов, а также порядок, сроки реализации намеченных мер и ответственных за это субъектов.
Во-вторых, приоритетными направлениями реализации плана должны выступать мероприятия, направленные на устранение и нейтрализацию причин и условий, способствующих росту преступности. Все остальные (сопутствующие) мероприятия должны носить вспомогательный характер.
В-третьих, мероприятия, предусмотренные планом, должны носить обобщенный характер (описывать направления и указывать субъектов их реализации, а не сводиться к перечислению текущих задач и функций отдельных органов), но не абстрактный характер и не являться заведомо невыполнимыми. Кроме того, план должен обладать определенной гибкостью, иметь определенный резерв, запас прочности, рассчитанный на то, что некоторые изменения объективной действительности являются непрогнозируемыми.
Наиболее распространенными и весьма эффективными до недавнего времени были комплексные планы профилактики преступлений, которые разрабатывались и подлежали реализации в масштабах государства и отражали одновременно территориальный и ведомственно-отраслевой подход к борьбе с преступностью. С 1993 г. в России стали использовать федеральные программы по усилению борьбы с преступностью, принимаемые на двухлетний срок. На региональном уровне субъекты Федерации на основе федеральных программ принимали свои программы на один год или несколько лет.
Фактическое игнорирование комплексного подхода в настоящее время приводит к тому, что нередко программы различных уровней создаются обособленно, не согласовываются между собой по целям и срокам их достижения, не подкреплены необходимыми ресурсами, не обеспечивают единство действий заинтересованных в укреплении правопорядка государственных и иных организаций.
Современные программы борьбы с преступностью
Федеральные целевые программы по усилению борьбы с преступностью принимались в 1994, 1996, 1999 гг. Программа, принятая на 1999–2000 гг., утвержденная Постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 г. № 270,1 окончательно утратила свою силу с 1 января 2012 г. в связи с принятием Федерального закона «О полиции».2 Однако планирование борьбы с преступностью требует комплексного подхода, в том числе и на федеральном уровне. Неслучайно в ст. 18 внесенного Правительством РФ проекта Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» предусматривается, что функционирование системы профилактики правонарушений будет осуществляться на основе долгосрочных целевых и ведомственных целевых программ профилактики правонарушений, принимаемых в соответствии с концепциями решения стратегических вопросов профилактики правонарушений в рамках выработанной государственной политики в области обеспечения функционирования системы профилактики правонарушений. При этом предполагается, что в подобных программах профилактики правонарушений будет определена система (комплекс) мер профилактического воздействия посредством указания целей, задач, сроков и этапов реализации программных мероприятий, их исполнителей, объемов и источников финансирования, ожидаемых конечных результатов, содержания программных мероприятий, организации исполнения и контроля за ходом реализации программы и оценки ее результатов.
В настоящее время программы профилактики преступности утверждены и действуют на региональном уровне. В качестве примера рассмотрим программу «Комплексные меры по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге» на 2009–2012 гг., утвержденную Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24 марта 2009 г. № 310. Во вводной части программы дается описание нормативной базы в сфере профилактики преступлений и правонарушений на уровне субъекта РФ, характеристика криминологической ситуации в Санкт-Петербурге на момент принятия программы, производится оценка эффективности реализации предыдущей программы профилактики правонарушений.
Далее в программе сформулированы цели, задачи и основные направления ее реализации на базе предложенного прогноза состояния преступности в регионе на весь период действия программы по следующим показателям: уровень преступности (в расчете на 100 тыс. населения), количество зарегистрированных преступлений, совершенных в общественных местах, и удельный вес преступлений, совершенных лицами, ранее совершавшими преступления.
Центральное место в программе занимает план мероприятий с указанием ответственных за их реализацию субъектов и источников финансирования, включающий мероприятия по следующим направлениям: 1) организационное и нормативно-правовое обеспечение деятельности по профилактике правонарушений; 2) профилактика правонарушений в общественных местах и жилом секторе; 3) профилактика террористических и экстремистских проявлений; 4) профилактика правонарушений несовершеннолетних и молодежи; 5) профилактика нарушений законодательства, регулирующего отношения в сфере предоставления гражданства, предупреждение и пресечение нелегальной миграции; 6) социальная профилактика в отношении лиц без определенного места жительства и занятий и лиц, освободившихся из мест лишения свободы; 7) обеспечение безопасного пребывания туристов на территории Санкт-Петербурга; 8) информационно-методическое, аналитическое сопровождение и материально-техническое обеспечение профилактики правонарушений.
Источник