Технические характеристики автомобиля зил 441510

Содержание

ЗИЛ 431410 технические характеристики

ЗИЛ 431410 – среднетоннажная грузовая модель с колесной формулой 4 на 2, выпуск которой начался в 1986-ом году. Оптимальный выбор характеристик позволил автомобилю просуществовать до 2014 года. Машину нельзя рассматривать отдельно от ЗИЛ 130, поскольку данная модель всегда была частью легендарной серии. ЗИЛ 431410 практически не отличался от ЗИЛ 130, а новое название появилось согласно ОСТ 37.001.269-83, введенному в 1986 году. Примечательно, что автомобиль в итоге пережил предприятие-изготовитель, где его выпуск официально завершился в 1994 году. В Новоуральске производство модели продолжалось до 2014 года.

Для ЗИЛ 431410 была свойственна высокая проходимость, позволявшая использовать модель в местах с полным отсутствием дорог. Конструкция машины сочетала опыт зарубежных компаний и лучшие характеристики советских продуктов. ЗИЛ 431410 пользуется спросом и сегодня. Дешевизна обслуживания, простота конструкции и неприхотливость делают автомобиль востребованным у потребителей. При этом по уровню комфорта и маневренности модель заметно уступает современным аналогам, потому ее эксплуатация в больших городах нерентабельна.

НАЗНАЧЕНИЕ

ЗИЛ 431410 позиционировался как универсальный грузовой автомобиль, предназначенный для применения в сельском хозяйстве и армии. Военные версии оснащались кабиной цвета хаки, гражданские модификации окрашивались в классический голубой цвет и имели белые вставки.

Армейские версии была выполнены в формате шасси с КУНГами, шасси со специальными надстройками и бортовых машин. В гражданской сфере ЗИЛ 431410 получил даже большее распространение. Наиболее популярными считались бортовые грузовики и самосвалы, нашедшие активное применение у строительных организаций и в колхозах. Была даже специальная версия «Сельхозник», разработанная для сельских районов. Автомобиль также использовался коммунальными службами. Предлагались и специальные модификации для работы в аэропортах.

ИСТОРИЯ

История ЗИЛ 431410 тесно связана с другой популярной моделью завода имени Лихачева – ЗИЛ 130. Последний оказался настолько удачным, что его модернизация проходила крайне медленно в формате небольших преобразований. В дизайне автомобиля длительное время не наблюдалось изменений, улучшению подвергалась исключительно конструкция. Раз в 3 года, начиная с 1970-х годов, ЗИЛ 130 проходил аттестацию, которая предполагала наличие нововведений и модернизаций. Модель должна была продемонстрировать увеличение грузоподъемности, улучшение динамики, точности управления или других параметров.

В 1986 году состоялась очередная аттестация автомобиля. Машина получила новый двигатель, ряд доработок и прежнюю внешность. Параллельно модель поменяла название на ЗИЛ 431410. Связано это было с введением в действие ОСТ 37.001.269-83. На заводе имени Лихачева автомобиль собирали с января 1986 года в течение 9 лет. Серия несколько раз подвергалась модернизации.

С 1991 года производство ЗИЛ 431410 осуществлялось на автомоторном заводе города Новоуральск (Свердловская область). Ранее на предприятии собирали исключительно армейские версии ЗИЛ 131. Масштабы выпуска в сравнении с заводом имени Лихачева были значительно меньше, но превосходили средние отметки (ежегодно завод выпускал порядка 20000 грузовиков). В Новоуральске производили все узлы для сборки ЗИЛ 431410, кроме ведущих мостов, которые поставлялись другими предприятиями. При этом модели, выпускаемые в Свердловской области, отличались от классических версий дизайном. Оперение и передняя часть уральских модификаций ЗИЛ 431410 была позаимствована у ЗИЛ 131, потому автомобиль выглядел как некий гибрид двух серий.

В 2000-х годах автомоторный завод переименовали в завод «АМУР». Вскоре серия ЗИЛ 431410 стала выпускаться под новым индексом – АМУР 53131. Прежнее название двигателя ЗИЛ 508.10 изменили на АМУР 456.10.

Морально устаревать ЗИЛ 431410 начал еще в 1990-х годах. При этом свои основные достоинства (простоту эксплуатации, дешевизну обслуживания и неприхотливость) модель сохранила. Благодаря этому спрос на автомобиль сохранялся стабильным до 2010-х годов. Однако затем популярность серии начала падать, потому в 2014 году от производства ЗИЛ 431410 решили отказаться. В настоящее время доступны исключительно подержанные версии модели.

МОДИФИКАЦИИ

Изначально серия ЗИЛ 431410 включала ограниченное количество модификаций, но вскоре модельный ряд существенно расширился. Общее количество доступных версий стало исчисляться несколькими десятками.

Основные модификации ЗИЛ 431410:

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Габаритные размеры:

Весовые характеристики:

Показатели динамики:

Прочие показатели:

ДВИГАТЕЛЬ

Серия ЗИЛ 431410 комплектовалась модернизированным 4-тактным карбюраторным мотором ЗИЛ 508.10 с винтовыми впускными каналами и сокращенным объемом камер сгорания. Рекомендуемый тип топлива остался прежним – бензин А-76.

Силовая установка получила новые воздушные фильтры типа ВМ-21, распределители зажигания 46.3706 и карбюраторы К-88АТ. Некоторые версии ЗИЛ 431410 комплектовались карбюраторами К-90, дополненными устройством САУ ЭПХХ. В них подача горючего регулировалась посредством блока управления. Также агрегат получил замкнутую вентиляционную систему картера, исключающую выброс в атмосферу картерных газов.

Мотор ЗИЛ 508.10 имел комбинированную систему смазки (смазка под давлением и смазка разбрызгиванием). Очистка выполнялась с использованием фильтров тонкой и грубой очистки, установленных в одном корпусе.

Характеристики агрегата ЗИЛ 431410:

Отдельные версии ЗИЛ 431410 комплектовались дизельными двигателями, но их число в общем объеме серии было минимальным.

УСТРОЙСТВО

Конструкция ЗИЛ 431410 по многим параметрам повторяла ЗИЛ 130. Прочный кузов серии (колесная формула 4 на 2) имел существенные резервы, позволяя работать длительное время с повышенными нагрузками. В конструкции существовала возможность ввода новых элементов и деталей, чем активно пользовались разработчики при модернизации модели. Дизайн ЗИЛ 431410 был отчасти скопирован с грузовиков Ford. Автомобиль оборудовали кабиной с капотом аллигаторного типа и обилием плавных линий.

Ходовая часть

В передней части подвеска устанавливалась на 2 полуэллиптических рессорах, имеющих скользящие задние концы. Дополняли элемент 2 гидравлических амортизатора двойного действия. Для того периода аналогичная конструкция использовалась практически на всех советских грузовых автомобилях. Задняя подвеска имела иную конструкцию. Для ее установки использовали несколько видов рессор (основные и дополнительные рессоры) без амортизаторов.

В стоковом варианте автомобиль комплектовался дисковыми колесами с 8 шпильками и шинами размерностью 260R508.

Трансмиссия

Основной для серии ЗИЛ 431410 была механическая 5-скоростная трансмиссия (5 передних передач, 1 задняя передача) с синхронизаторами на всех передачах, за исключением первой и задней. Фрикционное однодисковое сцепление оснащалось периферийными пружинами и механическим приводом выключения. Привод на задние колеса спаренного типа выполнялся посредством 2 карданных валов, расположенных последовательно, с опорным подшипником (ведущий мост – задний). В зависимости от модификации исполнение главной передачи различалось. Существовали следующие варианты: двойная с косозубой и прямой парой или одинарная с гипоидной конструкцией.

Тормозная система

С 1986 года линейка ЗИЛ 431410 получила многоконтурную тормозную систему. Для модели был разработан новый тормозной привод. Другим отличием стал усиленный суппорт задних тормозов. В задней части появились чашки дифференциала, выполненные из высокопрочного ферритного чугуна, выделяющегося повышенными механическими свойствами.

Рабочая тормозная система строилась на барабанных элементах с диаметром 420 мм. Стояночная тормозная система оказывала воздействие на задние колеса и имела пневматический привод. Запасная тормозная система совмещалась со стояночной. Опционально был доступен тормозной привод, не имевший разделения по осям. В состав тормозной системы также входил спиртовой предохранитель, препятствующий замерзанию тормозов.

Электрическая система

ЗИЛ 431410 оснащался аккумуляторной батареей типа 6СТ-90ЭМ и стандартным генератором. Для освещения использовались фары типа ФГ2-А2 с лампами, имеющими разную мощность (для ближнего и дальнего света). Для обозначения поворотов и габаритных огней применялись подфарники. Напряжение в сети автомобиля составляло 12 В.

Кабина

ЗИЛ 431410 комплектовался цельнометаллической кабиной, доставшейся от серии ЗИЛ 130. В новую модель она «перекочевала» практически без изменений. Салон автомобиля вмещал до 3 человек (1-местное водительское сиденье и 2-местный диван для пассажиров), а уровень комфорта был минимальным. Интерьер поражал брутальностью. Пластика, используемого на современных машинах, здесь не было, поскольку предпочтение отдавалось металлу. Рабочая зона имела минимум удобств, но обеспечивала основные потребности водителя в комфорте (эргономичное расположение приборов, теплое место и высокая посадка). Обзорность у моделей ЗИЛ 431410 оказалась не самой лучшей, ее затрудняли объемные крылья и массивный бампер.

Читайте также:  Авто в рассрочку в череповце

Автомобиль получил новый приборный щиток. Рулевое управление имело гидравлический усилитель. На крыше некоторых версий находилось отверстие для люков вентиляции.

Кабина оснащалась большим панорамным окном с 2 стеклоочистителями и омывателем. Водительское кресло имело несколько настроек и позволяло выбрать одну из трех позиций. Для транспортировки инструментов для ремонта и запчастей использовался металлический ящик, размещенный под кузовом в задней части. Недалеко от него устанавливалась розетка для подключения светотехники прицепа.

Кузов

В качестве основы кузова использовалась деревянная платформа. Для повышения прочности она оснащалась поперечными брусьями, выполненными из металла. Кузов имел задний и боковые откидные борта, облегчающие разгрузку. Опционально предусматривалась установка каркаса с тентом, было доступно увеличение высоты бортов посредством специальных приспособлений.

Помимо бортовой платформы, для серии ЗИЛ 431410 предлагались специальные надстройки и дополнительное оборудование.

Для сцепления с прицепом применялось седельное устройство.

ЦЕНА НОВОГО И Б/У

Новые модели ЗИЛ 431410 в настоящее время в продаже отсутствуют.

Стоимость б/у автомобилей (бортовые версии):

Модели с краном-манипулятором, самосвальным кузовом и специальными надстройками обойдутся дороже.

Источник

ЗИЛ-431410

ЗИЛ-431410 – бортовой грузовик, выпускаемый Московским автомобильным заводом имени Лихачева свыше 40 лет. Для автомобиля характерна повышенная проходимость, что позволяет использовать его на бездорожье и труднопроходимой местности. Конструкция машины сочетает в себе лучшие качества грузовиков того времени и опыт иностранных производителей. Неслучайно именно ЗИЛ-431410 выбран в качестве прототипа ЗИЛ-130.

Спрос на автомобиль сохраняется и в настоящее время. Обуславливается это неприхотливостью в обслуживании, простотой конструкции и дешевизной владения ЗИЛ-431410. По уровню комфорта, характеристикам и экономичности модель уступает современным аналогам, но свои функции выполняет отлично. При этом в современном городском потоке модель уже неуместна.

Изначально ЗИЛ-431410 рассматривался в качестве грузовой машины для народного хозяйства и армии. Военные версии получили кабины оператора оператора хаки и использовались для транспортировки личного состава и специализированных грузов. На шасси монтировались цистерны для топлива, воды, КУНГИ и многообразное вооружение. ЗИЛ-431410 нашел применение и в народном хозяйстве. специализированные версии были задействованы для перемещения грузов сельского хозяйства, самосвалы – для транспортировки сыпучих грузов. Дополнительное оснащение позволяло использовать грузовик коммунальными, городскими и экстренными службами. Выпускались версии для работы в жарком и северном климате. На базе модели опять же производились машины для военных аэродромов и аэропортов.

История создания

ЗИЛ-431410 по праву считается одним из главных продуктов завода имени Лихачева. Модель стала основой семейства ЗИЛ-130. О создании нового грузовика начали думать в середине 1950-х годов. Несмотря на проблемы в экономике, опытный образец удалось разработать в кратчайшие сроки. Отдельные технические решения была позаимствованы у модели ЗИЛ-128, к тому времени прошедшей серию испытаний. В 1956 году на заводе собрали первый образец ЗИЛ-431410.

Дебютные экземпляры получили 6-цилиндровый мотор ЗИЛ. Испытания проходили в течение 3 лет, в результате эксплуатационные характеристики машины подтвердились. Автомобиль был готов к серийному производству, но его запуск несколько затянулся. В этот период модель получила 8-цилиндровый двигатель. С появление первой партии конструкцию ЗИЛ-431410 доработали. Вскоре открылись массовые поставки машины в советскую армию. На шасси устанавливались специализированные надстройки, позволявшие выполнять специфические задачи. Параллельно появились версии для использования в хозяйстве.

Для начала 1960-х годов автомобиль стал революционным. Современный дизайн и мощный агрегат позволял справляться с задачами повышенной сложности. В настоящее время производство серии ЗИЛ-431410 остановлено, но машину продолжают использовать в сельском хозяйстве и отдельных направлениях городского хозяйства.

Примечательно, что в 1986 году модели ЗИЛ-130 присвоили индекс ЗИЛ-431410, добавив ряд конструктивных изменений. В итоге автомобилю удалось пережить предприятие-производитель, где его выпуск прекратился в 1994 году. На Урале выпуск серии закончился только в 2014 году.

Модификации и аналоги

ЗИЛ-431410 стал основой для огромного количества модификаций, которые условно делились на несколько групп:

К аналогам модели можно отнести автомобили:

Технические характеристики

Габаритные размеры:

Снаряженная масса автомобиля равняется 4175 кг, общая масса – 11500 кг. Грузоподъемность техники составляет 6000 кг, предельная масса буксируемого прицепа – 8000 кг. Автомобиль способен разгоняться до 90 км/час, в составе автопоезда – до 80 км/час. Скорость 60 км/час машина набирает за 37 секунд.

Тормозной путь равняется 25 м, в составе автопоезда – 26,5 м. Модель может преодолевать уклоны в 31%.

В базовой комплектации применяются колеса 260R508.

Двигатель

На ЗИЛ-431410 устанавливается модернизированный агрегат ЗИЛ-508.10 с новыми винтовыми впускными каналами, головкой блока цилиндров и уменьшенным размером камер сгорания. В качестве горючего применяется бензин марки А-76. Двигатель отличается надежностью и неприхотливостью, неслучайно при создании более совершенных ЗИЛ-4331 и ЗИЛ-130 данный элемент остался прежним.

Мотор имеет комбинированную систему смазки с подачей вещества под давлением или разбрызгиванием. В конструкции применяются 2 фильтра: тонкой и грубой очистки. Фильтры располагаются в одном корпусе. Система очистки функционирует по принципу центрифуги. В ЗИЛ-508 применяется вентиляционная система принудительного типа. Для отработанных газов применяется выпускной трубопровод, установленный в моторе. Выхлопные газы выбрасываются в воздух через него.

Охлаждение агрегата выполняется при помощи тосола. Бочок для жидкости имеет емкость 8,5 л. Масло при постоянной эксплуатации рекомендуется менять ежегодно (для районов с температурой не ниже 30 градусов). Для холодных областей применяется специализированное масло.

Характеристики двигателя ЗИЛ-508.10:

Устройство

В основе кузова ЗИЛ-431410 лежит деревянная платформа, прочность которой увеличена за счет поперечных металлических балок. Для бортовых версий применяется тент, защищающий от осадков и ветра. Борта автомобиля (за исключением переднего) открываются наружу. Машина имеет капотную компоновку.

Передняя подвеска состоит из 2 полуэллиптических рессор, дополненных амортизаторами. Задняя подвеска выполнена по принципиально иной схеме. специализированно для нее в конструкцию добавлены многообразные рессоры, разделенные на группы: главные и дополнительные. На оси устанавливаются колеса с 8 шпильками, сделанными по дисковому принципу.

Для управления машиной применяется механическая 5-ступенчатая трансмиссия с синхронизаторами на 2, 3, 4 и 5 скоростях (5 передач вперед, 1 передача назад). В конструкции применяется однодисковое фрикционное сцепление, оборудованное периферийными пружинами и механическим приводом выключения. В качестве главной передачи применяется двойная передача с прямозубой и косозубой парой или одинарная гипоидная передача. В конструкции карданной передачи имеется промежуточная опора.

На автомобиле установлены тормозные механизмы 2 типов: колодочные и барабанные. Для остановки на склоне применяется стояночный тормоз, функционирующий от пневматического привода. В состав тормозной системы опять же входит пружинный энергоаккумулятор. Кроме 3 основных тормозов, применяется запасной тормоз (задействуется при поломке первостепенных устройств).

Электрическая система ЗИЛ-431410 рассчитана на 12 В. Источником электроэнергии служит аккумулятор 6СТ-90ЭМ. В системе опять же присутствуют коммутатор типа ТК102-А и стартер СТ230-К1.

Автомобиль оснащается металлической кабиной оператора с отопительным оснащением. Большое лобовое стекло разрезного типа гарантирует неплохую обзорность дороги, хотя объемные крылья и массивный капот ее несколько затрудняют. Для его очищения применяют дворники и омыватели. Салон рассчитан на водителя и 2 пассажиров. Водительское кресло настраивается в 3 позициях (высота, длина, наклон спинки), позволяя подобрать оптимальное положение. Для пассажиров устанавливается совмещенный диван, который нельзя регулировать. В потолке имеются вентиляционные отверстия. Для повышения комфорта управления присутствует гидроусилитель, облегчающий поворот руля.

В интерьере кабины оператора оператора царят элементы 20 века. Пластмассы здесь практически нет, все выполнено из металла. Однако отделка сделана качественно, а рабочее место является довольно комфортным.

Для работы в темное время применяются фары ФГ2-А2, работающие на ближнем или дальнем свете. В состав осветительного оснащения входят поворотники, задние фары и габариты. На задней раме установлена розетка, применяемая для работы приборов освещения прицепа. Для работы с прицепом применяется современное седельное устройство.

Ремонтопригодность и обслуживание

ЗИЛ-431410 отличается надежностью, что подтверждается многочисленными положительными отзывами. Даже подержанные варианты данной техники быстро окупают себя. Конструкция машины достаточно простая, выполнить ремонт большинства узлов можно в полевых условиях.

Источник

ТОП-23 автомобиля марки ЗИЛ от Завода имени Лихачева

Московский автозавод имени Лихачева с момента окончания Великой Отечественной войны являлся ведущим поставщиком грузовой техники в СССР. Многие модели находились в производстве по 15-20 лет, проходя несколько циклов модернизации. К таким машинам относится грузовик ЗИЛ-4334, оснащенный приводом на 3 моста. Последние автомобили были собраны заводом в 2016 году, после чего производство полностью остановилось.

Читайте также:  У каких современных автомобилей атмосферные двигатели

Модельный ряд

Модельный ряд грузовиков включает в себя автомобили с 2 и 3 мостами, оснащенными рессорной подвеской. В зависимости от назначения автомобиля используется привод на задние колеса или на все оси. В качестве силового агрегата применяется 8-цилиндровый карбюраторный мотор, развивающий мощность 150-180 л.с. На части машин, собранных в конце 80-х гг., устанавливался 8-цилиндровый дизель модели 645. С середины 90-х гг. началось производство машин с дизелями ММЗ, Caterpillar и КамАЗ.

Почти на всех машинах использовалась механическая трансмиссия, автоматические коробки устанавливались только на микроавтобусы. До конца 60-х гг. на заводе имелось подразделение, занимавшееся разработкой и постройкой городских и междугородних автобусов, спроектированных на основе узлов и агрегатов грузовых автомобилей. Впоследствии производство такой техники в Москве свернули, передав оснастку на завод ЛиАЗ.

ЗИЛ-4334

В конце 80-х гг. для нужд армии был создан новый грузовик, оснащенный приводом на 3 моста. Автомобиль представлял собой сочетание ходовой части и трансмиссии от модели 131Н с кабиной от нового поколения грузовиков 4331. Ранние выпуски оснащались дизельным двигателем ЗИЛ-6451, который был вытеснен бензиновым мотором модели 508.10 и тракторным дизелем Д245.

Завод производил бортовой грузовик и шасси, которое использовалось для установки противопожарного оборудования. Для привода дополнительных механизмов применялся отбор мощности от раздаточного редуктора. Конструкция механизма обеспечивала передачу до 60 л.с.

Краткое описание характеристик автомобиля:

Небольшими партиями собирался грузовик с увеличенной кабиной, которая оснащалась спальным местом. Все построенные машины такого типа оснащены импортным дизельным двигателем Caterpillar с турбокомпрессором.

ЗИЛ-118 Юность

История создания микроавтобуса Юность началась в конце 50-х гг., когда группа инженеров приступила к разработке пассажирской машины на базе узлов правительственного лимузина ЗИЛ-111. Работы велись в порядке личной инициативы, официального задания не существовало. Одним из мотивов было желание загрузить производственные мощности специального цеха, который производил машины для высокопоставленных руководителей СССР. Автобус оснащался 8-цилиндровым бензиновым двигателем, гидротрансформатором и планетарной коробкой передач.

Созданный автомобиль модели 118 был продемонстрирован Н.С. Хрущеву, который одобрил серийное производство техники. Машина побывала на международной выставке в Ницце, где вызвала большой интерес со стороны иностранных гостей. Но в серию автобус так и не попал, поскольку у завода отсутствовали ресурсы и средства, необходимые на постройку отдельного конвейера.

В начале 70-х гг. облик микроавтобуса преобразился, в конструкции стали использоваться элементы от нового лимузина модели 114. Неоднократные попытки развернуть серийное производство успеха не имели. Машины собирали в единичных экземплярах до второй половины 90-х гг., всего из ворот завода вышло 87 экземпляров микроавтобуса.

ЗИЛ-127

Междугородный автобус ЗИЛ-127 был разработан в начале 50-х гг., всего была построена 851 машина. На автобусе применялся 6-цилиндровый 2-тактный дизель ЯМЗ-206, оснащенный механическим компрессором. Мотор имел мощность 180 л.с. Для передачи крутящего момента применялась 4-ступенчатая коробка скоростей.

Вагонный кузов машины построен по несущей схеме, оснащен отдельным входом для пассажиров и водителя. В салоне расположено 32 сиденья, оснащенных регулировками длины подушки и угла установки спинки.

ЗИЛ-132

Опытный грузовик ЗИЛ-132, оснащенный арочными шинами, был построен в начале 60-х гг. На машине использовалась кабина от армейского автомобиля ЗИЛ-131, но рама имела оригинальную конструкцию. В схеме рамы имелась крестообразная поперечина, подвеска отсутствовала, нижняя часть закрывалась толстым стальным листом. В качестве демпфирующих элементов использовались арочные покрышки.

На машине устанавливался 8-цилиндровый бензиновый мотор ЗИЛ-375, развивавший мощность до 180 л.с. В состав трансмиссии входила 5-ступенчатая коробка передач и 2-скоростной раздаточный редуктор. Грузовик проходил интенсивные испытания, в ходе которых выяснилась низкая надежность ходовой части. Дальнейшие работы по ЗИЛ-132 свернули, поскольку началась разработка 4-осных универсальных шасси. Единственный опытный образец был утрачен при пожаре осенью 1962 г.

ЗИЛ-138

Газобаллонные версии среднетоннажных грузовых автомобилей стали выпускаться в Москве с 1975 г. На бортовых машинах устанавливался 1 баллон для 225 л сжиженного газа, на седельных тягачах стояли 2 емкости, рассчитанные на 117,5 л газа каждая. Двигатель оснащался специальным карбюратором, рассчитанным на применение жидкого и газообразного топлива.

Вариант ЗИЛ-138А оснащался установкой для работы на сжатом газе, запас которого хранился в 8-10 цилиндрических баллонах. Мотор машины развивал мощность 120 л.с. при работе на газе, при использовании бензина отдача возрастала до 150 л.с. Существовали грузовики с короткой и длинной базой.

ЗИЛ-150

Грузовик ЗИЛ-150 стал первой моделью завода, выпущенной после окончания войны. До середины 50-х гг. поставлялся под обозначением ЗиС-150. Машины оснащены 6-цилиндровым 90-сильным бензиновым двигателем и 5-скоростной коробкой передач. Грузоподъемность составляет 4000 кг (при движении по дорогам с твердым покрытием).

Завод поставлял заказчикам шасси, на основе которых устанавливались самосвальные надстройки, автокраны и прочая техника. Последние машины собрали в середине осени 1957 г.

ЗИЛ-158

Городской автобус ЗИЛ-158 стал выпускаться в конце лета 1957 г. Машина создана на основе узлов и агрегатов грузового автомобиля модели 164Н. Автобус оснащен цельнометаллическим кузовом, рассчитанным на перевозку 60 пассажиров (из них 32 на сидячих местах). Силовым агрегатом был специальный 6-цилиндровый бензиновый двигатель, отличавшийся формой картера для масла и рядом узлов. Мотор имел мощность 109 л.с., оснащался 5-ступенчатой трансмиссией, которая позволяла разогнать машину до 65 км/ч.

На базе городского автобуса строился туристический вариант, на котором устанавливались остекленные скаты крыши. Задняя пассажирская дверь убрана, в салоне установлено 36 пассажирских кресел, перевозка людей стоя не предусматривалась. Машины были собраны малой серией в 1957 г. В конце 50-х гг. производство автобуса ЗИЛ-158 передали на Ликинский завод, который выпускал модель до 1970 г.

ЗИЛ-170

Грузовой автомобиль с улучшенными характеристиками, оснащенный приводом на колеса задней тележки. Машина создавалась в 1967-69 гг. в качестве образца для производства на новом заводе КамАЗ. На грузовиках использовались различные кабины, которые дорабатывались с учетом выявлявшихся недостатков.

В качестве силового агрегата использовался дизель ЯМЗ 740 (впоследствии производившийся в Набережных Челнах), который развивал мощность до 210 л.с. На всех опытных образцах использовалась 5-ступенчатая коробка передач с делителем.

ЗИЛ-4327

В начале 90-х гг. для нужд армии и гражданских заказчиков был создан 2-осный грузовой автомобиль с приводом на все колеса, способный перевозить груз весом 4000 кг и буксировать прицеп массой до 8000 кг. На грузовике предполагалось использовать кабину и оперение от модели 4334, элементы трансмиссии были позаимствованы у армейского ЗИЛ-131. В качестве стандартного силового агрегата предлагался 150-сильный бензиновый мотор модели 508.10. Серийный выпуск заводом освоен не был.

В середине 90-х гг. завод вернулся к идее создания 2-осного вездехода, но теперь базой выступали агрегаты от грузовика Бычок. При этом рама нового автомобиля была позаимствована от машины модели 4334. На технике применялся 108-сильный дизель Д 245 или импортный мотор Caterpillar 3054, развивавший мощность 135 л.с. Машины производились в небольших объемах вплоть до закрытия завода.

ЗИЛ-442160

Седельный тягач ЗИЛ-442160, оснащенный 150-сильным двигателем, присутствовал в производственной программе завода с 1988 по 2003 г. Машина оснащалась кабиной без спального места.

Габариты и характеристики грузовика:

ЗИЛ-441510

Короткобазное шасси ЗИЛ-441510 предназначалось для гидрофицированного седельного тягача, который работал с самосвальным полуприцепом весом до 14400 кг. Для привода гидравлики используется шестеренный насосный агрегат, смонтированный на 1-ступенчатой коробке отбора мощности. Бак для хранения запаса жидкости установлен на задней стенке кабины. На грузовике установлен 150-сильный бензиновый мотор и 5-ступенчатая коробка скоростей. Используется задний мост с гипоидной главной парой.

Машина отличается 4-рядным радиатором системы охлаждения, обеспечивающим улучшенное охлаждение двигателя. Запас топлива хранится в 2 баках вместимостью по 125 л каждый. Сверху емкости накрыты настилом, допускающим нагрузку до 100-120 кг. Увеличение нагрузки на задний мост привело к установке усиленных рессор с дополнительными листами. На лонжеронах рамы введены усилители, установленные на заклепках. Задняя светотехника вместе с номерным знаком вынесена на верхнюю часть задней стенки кабины.

ЗИЛ-5302

Автомобиль ЗИЛ-5302, созданный на основе грузовика Бычок, оснащен дополнительной осью подкатного типа. Техника разработана опытно-экспериментальным цехом завода имени Лихачева в 1996 г. Установка 3 моста позволила повысить грузоподъемность до 6100 кг. Машины выпускались мелкими партиями, оснащались эвакуационной платформой для вывоза различных транспортных средств. Дополнительная ось не оснащалась приводом, средний мост унифицирован по конструкции с узлом от Бычка.

Читайте также:  Технологическая оснастка при ремонте автомобилей

Машины оснащались 136-сильным дизелем Д-245.9, соответствующим нормативам Евро 2. На картере 5-скоростной коробки установлен механизм отбора мощности, который приводит в действие погрузочные приспособления. Для загрузки транспортного средства на платформу используются аппарели, которые выдвигаются и возвращаются на место вручную. Размер площадки на эвакуаторе позволяет разместить автомобили длиной до 6,5 м.

Выпускались машины с гидравлическим приводом платформы, которая наклонялась к поверхности дороги. На такой модификации установлены 2 гидравлические опоры. Применение дополнительного оборудования снизило грузоподъемность до 4500 кг. Еще одним вариантом машины была крановая установка, установленная между кабиной водителя и платформой. Манипулятор предназначен для погрузки автомобилей весом 1300-4450 кг (в зависимости от вылета стрелы). Для упрощения погрузки тяжелых автомобилей сохранен гидравлический привод наклона платформы.

Существовал опытный образец эвакуатора, предназначенного для вывоза 2 автомобилей. Одна машина грузилась краном на платформу, а другая перевозилась частично погруженной. Для этого сзади устанавливался специальный гидравлический подъемник.

ЗИЛ-433180

Бортовой грузовик ЗИЛ-433180 начал выпускаться в 2000 г. Машина оснащалась рядным 6-цилиндровым двигателем ММЗ-Д-260, оснащенным турбокомпрессором и радиатором охлаждения сжатого воздуха. Агрегат развивал мощность 157 л.с., на части грузовиков устанавливался аналогичный мотор мощностью 178 л.с. Применение удлиненного силового агрегата потребовало изменить размеры капота, который получил облицовку радиатора иной конфигурации. Улучшенные параметры силовой установки позволили поднять грузоподъемность до 8000 кг.

На машинах применена оригинальная 9-ступенчатая коробка передач собственного производства. Агрегат допускает установку редуктора отбора мощности. Планировалась установка 6-скоростной механической трансмиссии, но конструкторские работы завершить не удалось. Грузовик поставлялся заказчикам с колесной базой 4500 мм.

ЗИЛ-433100

Бортовой грузовой автомобиль модели ЗИЛ-433100 появился в производственной программе завода в 80-е гг. На машине устанавливался 8-цилиндровый 185-сильный дизель ЗИЛ-645, оснащенный принудительным жидкостным охлаждением. На грузовике устанавливался автономный подогреватель с электрофакельным устройством. Двигатель оснащался 1-дисковым сцеплением, которое имело пневмогидравлический усилитель в приводе выключения.

Грузовик оснащен 9-ступенчатой коробкой передач, в конструкции которой использован планетарный 2-скоростной демультипликатор. Ведущий мост получил главную пару с гипоидным зацеплением. Завод поставлял машины с 2 типами мостов, которые отличались передаточным отношением (5,29 и 6,33). Тормозная система оснащена барабанными механизмами. Пневматический привод разделен на несколько контуров, в конструкции имеется спиртовой осушитель воздуха.

Бортовая платформа полностью металлической схемы, передний борт имеет увеличенную высоту. Боковые борта составлены из 2 одинаковых по длине откидных секций. В стандартное оснащение входили дуги и брезентовый тент с откидным задним клапаном. Кабина установлена на шасси через демпфирующие опоры и торсион. Водительское сиденье оснащено амортизатором, регулируется по весу человека, а также по расстоянию от педалей и наклону подушки и спинки.

ЗИЛ-433102

Под обозначением ЗИЛ-433102 завод производил шасси для монтажа специальных надстроек сторонними организациями. Машины поставлялись с 8-цилиндровым 185-сильным атмосферным дизелем модели 645. Грузовик оснащен 2-диапазонной коробкой передач, имеющей 9 скоростей переднего хода.

На машинах устанавливалось различное автодорожное оборудование, изотермические фургоны для перевозки продуктов. Также производились коммунальные машины, оснащенные плугом и разбрасывателем для песка. Механизмы имели привод от редуктора отбора мощности, установленного на коробке скоростей.

ЗИЛ-433110

Бортовой автомобиль ЗИЛ-433110 строился на основе шасси с базой 4500 мм. На машинах применялась цельнометаллическая грузовая платформа с 2 боковыми бортами, оборудованными индивидуальными фиксаторами. По желанию заказчика устанавливались надставные борта, монтировался каркас и тент. Грузоподъемность всех версий составляет 6000 кг. На задней части рамы установлен буксировочный прибор и разъемы для подключения тормозов прицепа. Допускается буксировка прицепа весом до 11500 кг, при этом наблюдается снижение динамических и тяговых характеристик.

На ранних выпусках устанавливался 150-сильный карбюраторный двигатель модели 508.10 с микропроцессорной системой зажигания. Поздние экземпляры оснащались аналогичным мотором, который имел каталитический нейтрализатор в системе выпуска отработанных газов (без обратной связи с системой подачи топлива). По отдельному заказу устанавливался дизельный двигатель Caterpillar 3116, который развивал мощность 185 л.с. Конструкция автомобиля допускала монтаж автономного подогревателя.

ЗИЛ-431510

Машина ЗИЛ-431510 представляет собой шасси с увеличенной до 4500 мм базой, на котором установлена бортовая платформа. Из-за большой длины боковой части кузова использован борт, состоящий из 2 секций. Каждый элемент оснащен индивидуальными запорными устройствами.

Выпуск такой модификации продолжался до 1994 г. Все собранные машины оснащены V-образным бензиновым двигателем мощностью 150 л.с.

Основные технические характеристики:

ЗИЛ-43318

Машина выпускалась с 2004 г., имела повышенную до 8000 кг грузоподъемность. Силовым агрегатом является рядный 6-цилиндровый дизель с наддувом модели Д-260-11, соответствующий нормативам токсичности выхлопа Евро-2. Применение промежуточного охладителя воздуха позволило повысить мощность мотора до 178 л.с. Производились бортовые версии, а также модификация шасси для установки коммунального оборудования. Существовали опытные образцы шасси, предназначенного для монтажа самосвального кузова.

На машине используется цельнометаллическая кабина с видоизмененной облицовкой радиатора, которая получила закругленные кромки. Боковая часть грузовика закрыта противоподкатным брусом, подвеска заднего моста дополнена стабилизатором поперечной устойчивости. В приводе тормозов появилась антиблокировочная система.

ЗИЛ-433114

Грузовое шасси ЗИЛ-433114 предназначено для установки противопожарного оборудования. На машине установлен бензиновый двигатель, развивающий мощность 150 л.с. Трансмиссия машины приспособлена для установки редуктора отбора мощности, используется радиатор с увеличенной теплоотдачей.

В начале 90-х гг. выпускался бортовой грузовик ЗИЛ-43314Б, который отличался увеличенной до 6100 мм колесной базой. В качестве силового агрегата использовался V-образный 8-цилиндровый дизель ЗИЛ-645. Мощность двигателя составляет 185 л.с. при 2800 об/мин.

ЗИЛ-43317

Под таким обозначением производился бортовой грузовик, оснащенный 210-сильным дизелем КамАЗ-740. Вместе с мотором поставлялась 5-ступенчатая коробка с делителем. Сцепление имеет 2 рабочих диска, привод оснащен пневмогидравлическим усилителем. Машина имела стандартную 3-местную цельнометаллическую кабину. Максимальная скорость грузовика составляет 90 км/ч при грузоподъемности 6000 кг.

Выпуск техники начался в 1992 г., но уже через несколько месяцев пожар уничтожил моторный завод в Набережных Челнах. Поэтому таких машин было выпущено крайне мало. После восстановления производства поставки двигателей КамАЗ в Москву не возобновлялись.

ЗИЛ-433

Ошибочное название грузовых автомобилей семейства 4331. Завод имени Лихачева никогда не производил модели под таким индексом. Обозначение происходит из заводской документации, где машины обозначались как 433 ***.

ЗИЛ-433104

Обозначение ЗИЛ-433104 присвоено шасси, которое поставлялось заводом имени Лихачева для комплектации пожарными надстройками. На грузовике установлен рядный 6-цилиндровый дизель Д-260 с принудительным жидкостным охлаждением. Двигатель оснащен регулируемым турбокомпрессором и промежуточным радиатором для охлаждения сжатого воздуха. Мощность мотора составляет 185 л.с. при 2100 об/мин.

На картере 5-ступенчатой коробки передач установлен редуктор отбора мощности. Устройство предназначено для привода центробежного водяного насоса. По заказу на шасси устанавливался автономный жидкостный подогреватель. Противопожарное оборудование монтировалось сторонними компаниями.

ЗИЛ-3250

Автобус ЗИЛ-3250 выпускался на базе шасси Бычок со стандартной или удлиненной базой (3650 и 4505 мм соответственно). Машины рассчитаны на перевозку 14 или 19 сидящих пассажиров. Кузов автобуса оригинальной конструкции установлен на раму. Часть элементов конструкции кузова изготовлена из пластика, что позволило снизить вес машины.

Базовый вариант оснащается 4-цилиндровым дизелем ММЗ-Д-245 мощностью 130 л.с. Мотор оснащен турбокомпрессором, соответствует нормативам Евро-2 или 3. Часть автобусов оборудована импортными агрегатами Caterpillar или Renault мощностью 135-136 л.с. Максимальная скорость техники составляет 95 км/ч.

Отзывы и цены

Стоимость грузовой продукции завода имени Лихачева на вторичном рынке начинается от 50 тыс. руб. За эти деньги можно приобрести крупносерийные грузовики, находящиеся в плохом состоянии. Восстановленные машины 50-х или 60-х гг. выпуска оцениваются в несколько млн рублей.

Некоторые модели не встречаются в продаже, поскольку были собраны в единичных экземплярах.

Александр, 40 лет, Рязань

Работал наемным водителем на бортовом грузовике модели 4331 с 8-цилиндровым бензиновым двигателем. Конструкция машины простая, многие детали взаимозаменяемые с машинами прежнего поколения. Откидывающийся вместе с крыльями капот обеспечивает хороший доступ к двигателю и передней подвеске. Кабина не имеет шумоизоляции, система отопления не обеспечивает комфорта зимой, а летом внутри душно. Недостатком является бензиновый двигатель, который расходует 28-32 л бензина А92 на 100 км пути.

Кирилл, 34 года, Тула

В личном владении несколько лет был грузовик Бычок, который использовался для перевозки различных грузов в центральной части России. Недостатком машины являются дорогие запчасти и низкая коррозионная стойкость кабины и бортов кузова. Тормозные механизмы слабоваты для такой техники. Двигатель и узлы трансмиссии не любят перегрузок и движения на высокой скорости. Оптимальный скоростной режим для грузовика — 60-70 км/ч.

Источник

Поделиться с друзьями
Расскажем обо всем понемногу