Требования к оптике автомобиля

Правила использования световых приборов автомобиля

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье будут рассмотрены правила дорожного движения, относящиеся к использованию фар и фонарей автомобиля в различных дорожных ситуациях.

Световые приборы предназначены как для освещения дороги впереди автомобиля (чтобы избежать столкновения с препятствием), так и для обозначения самого автомобиля (чтобы избежать наезда других транспортных средств).

К сожалению, многие водители не знают правил использования фар и фонарей, поэтому не используют все предоставленные им возможности.

Внешние световые приборы автомобиля

В начале этой статьи несколько слов о том, какие внешние световые приборы могут быть у автомобиля. Данная информация в первую очередь предназначена для тех, кто обучается в автошколе и пока не понимает, для чего предназначены те или иные фары или фонари.

Примечание. Тема «световые приборы» является одной из самых сложных в автошколе, т.к. кандидату в водители, который еще ни разу не сидел за рулем, сложно запомнить похожие названия световых приборов и правила их применения.

Габаритные огни

Как правило, автомобиль сконструирован таким образом, что при включении ближнего или дальнего света фар габариты включаются автоматически. То есть ближний свет без габаритных огней не работает.

Дневные ходовые огни

Дневные ходовые огни не следует использовать ночью, т.к. в темное время суток они могут ослепить встречных водителей за счет большой яркости. При этом дорогу они не освещают.

В 2021 году большинство автомобилей оборудуются дневными ходовыми огнями, однако на машинах, выпущенных до 2010 года, встретить такие огни можно довольно редко.

Ближний и дальний свет фар

Противотуманные фары

В 2021 году противотуманные фары не являются обязательными, поэтому они устанавливаются не во всех комплектациях автомобилей. То есть в автомобиле может и не быть ПТФ.

Противотуманный фонарь

Этот фонарь обязательно устанавливается на всех автомобилях.

Движение в светлое время суток

При хорошей видимости

При движении в светлое время суток на автомобиле должен быть включен один из следующих световых приборов:

Если на автомобиле есть все перечисленные приборы, то имеет смысл воспользоваться ДХО. Эти огни ярче и потребляют меньше электричества.

При движении также могут быть включены:

При недостаточной видимости

Должен использоваться один из следующих световых приборов:

При этом дальний свет не может использоваться:

Дополнительно на автомобиле могут быть включены:

Примечание. Задний противотуманный фонарь как раз предназначен для использования в условиях недостаточной видимости, однако на практике его используют не более 10 процентов водителей. Остальные, судя по всему, не знают соответствующих правил.

Движение в темное время суток

Должен использоваться один из следующих световых приборов:

При этом дальний свет не может использоваться:

Дополнительно можно использовать:

Движение в тоннеле

При движении в тоннеле независимо от наличия освещения должен быть включен один из следующих световых приборов:

Дополнительно могут быть включены:

Остановка и стоянка автомобиля

В темное время суток на неосвещенной дороге

Должны быть включены:

Прочие световые приборы можно использовать.

При недостаточной видимости (в темное или светлое время суток)

Должны быть включены:

Прочие световые приборы, в том числе задний противотуманный фонарь, могут быть использованы.

Правила использования световых приборов

Выше подробно рассмотрены правила использования фар и фонарей в различных ситуациях, однако запомнить их не так-то и просто. Поэтому рассмотрим их в более компактном виде.

Все остальные варианты и комбинации световых приборов нарушением не являются.

В заключение напомню, что штрафы за неправильное использование световых приборов рассмотрены в рамках отдельной статьи:

Источник

DeHb › Блог › ГОСТы и правила для автомобильных фар и ламп

Запись содержит выдержки из нормативов и правил на данный момент времени. Пишите в комментариях какие моменты вас волнуют, постараемся вместе разобраться. И так…

Светодиодные лампы в галогеновой фаре.
Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств:
3.4. На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.

То есть достаточно снять лампу, отдать на экспертизу и получить разумный ответ что лампа не соответствует стандарту ГОСТ Р МЭК 60809-2012, а следовательно с установленной такой лампой фары не соответствуют техническим характеристикам светораспределению, установленному для данного типа фар, то есть на лицо несоответствии режима их работы требованиям конструкции транспортного средства.

Помимо этого есть технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» в котором имеется пункт:
3.8.2. В фарах должны применяться источники света, соответствующие типу светового модуля, указанному изготовителем в эксплуатационной документации на транспортное средство. и далее по тексту тоже много интересного написано. Вообщем КоАП 12.5.3 и точка.

При этом достаточно проверить лампу на стандарт, даже визуально что может любая экспертиза, не обязательно делать полный цикл — соответствие стандарту, проверка светораспределения в эталонной фаре. Ну а что скажет суд, я думаю и так понятно.

Под это попадают все НЕ стандартные лампы — повышенной мощности, с цветными колбами (не жёлтыми), они все не будут соответствовать стандарту (поэтому на упаковке пишут «не для дорог общего пользования» (off-road use only).

Вот поэтому я за заводские комплектующие при переделке фар и максимальному приближению к заводскому внешнему виду — нельзя давать малейший повод для сомнения у инспектора.

Еще раз для тех кто только смотрит картинки, пример на лампе H4.

Затем вставляем лампу в эталонную фару и сверяемся со стандартом: лампа не будет соответствовать освещённости в контрольных точках.

Почему заводские светодиодные фары маркируются HCR
Потому что имеется такой стандарт маркировки, наш ГОСТ за ним не поспевает. Ссылка внизу, в нём кстати есть интересный пункты:
6.2.8 Разрешается использовать только один источник света нити или один или несколько светодиодных модулей (модулей) для основного луча ближнего света.
Приложение 10, пункт 1.3 Светодиодный модуль (модули) должен быть защищен от несанкционированного доступа — вот почему фары делают вообще без задней крышки со стороны светодиодного модуля, но мы то знаем что у немцев возможна замена 🙂

Еще раз — в стандарте указан светодиодный модуль. Не лампа. Про лампу было выше.

Лампы увеличенной светоотдачи HIR / H9.
ГОСТ Р 4.1.8-99. 1.3.6 (изм 1): Лампы накаливания HIR1 и/или Н9 можно использовать только для получения огня ближнего света в сочетании с установкой устройств (устройства) для очистки фар.
Таким образом те, кто поставил в фары галогеновые линзы под эти лампы должны озаботиться установкой омывателя фар.

Квадроксенон.
ГОСТ Р 41.98-99 6.2.5: Для каждой фары ближнего света разрешается использовать только один газоразрядный источник света.

Мигающий стоп сигнал.
ГОСТ Р 51709-2001 4.3.16: 4.3.16 Сигналы торможения (основные и дополнительные) должны включаться при воздействии на органы управления тормозных систем и работать в постоянном режиме.

Что является нарушением пункта 3.3 перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств
3.3. Не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели.

Петь песни о том что не ведали что установлено в машине бесмысленно — как известно в обязанности водителя входит пункт:
2.3.1. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения

Читайте также:  Унифицированная форма путевого листа для легкового автомобиля

Использованная литература:
ГОСТ Р МЭК 60809-2012 Лампы для дорожных транспортных средств
ГОСТ Р 4.1.8-99 — ближний / дальний свет галогеновые лампы
E/ECE/324/Rev.2/Add.111/Rev.3 — ближний дальний свет галогеновые лампы и LED
ГОСТ Р 41.98-99 — ксеноновые фары
ГОСТ Р 41.19-99 — ПТФ
ГОСТ Р 41.45-99 — Омывайки фар
Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 О безопасности колесных транспортных средств

Источник

waler78 › Блог › Технический регламент про свет и LED

Термины и определения.
«класс источника света» — характеристика физического принципа излучения света:
лампа накаливания (класс 0);
лампа накаливания с наполнением колбы галогеносодержащими газами (класс H),
газоразрядная лампа (класс D),
светоизлучающий диод (класс LED);

«фары типа DR, DC, DCR» — фары с газоразрядными источниками света класса D дальнего DR-света и ближнего DC-света и двухрежимные (ближнего и дальнего) DCR-света;
«фары типа HR, HC, HCR» — фары с галогенными источниками света класса H дальнего HR-света и ближнего HC-света и двухрежимные (ближнего и дальнего) HCR-света;
«фары типа R, C, CR» — фары с источниками света в виде ламп накаливания класса 0 дальнего R-света и ближнего C-света и двухрежимные (ближнего и дальнего) CR-света;
«фары типа В и типа F3» — фары противотуманные, отличающиеся фотометрическими характеристиками и маркировкой, нанесенной на фару;

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
к техническому регламенту…

Требования к выпускаемым в обращение единичным транспортным средствам

1. Требования к общей безопасности

1.3. Требования к устройствам освещения и световой сигнализации

1.3.7. Адаптивные системы переднего освещения, выполняющие функцию ближнего света, независимо от используемого источника света, фары ближнего света с источниками света класса LED, а также фары ближнего света и противотуманные с источниками света любого класса, имеющими номинальный световой поток более 2000 люмен, должны быть оснащены автоматическим корректирующим устройством регулировки угла наклона фар.
Фары ближнего света, имеющие источники света с номинальным световым потоком более 2000 люмен, должны быть оснащены работоспособным устройством фароочистки.
Примечание: Сменные газоразрядные источники света категорий D1R, D2R, D3R, D4R, D1S, D2S, D3S, D4S и галогенные лампы накаливания категорий H9, H9B, HIR1 имеют номинальный световой поток более 2000 люмен.
1.3.8. Маркировка фар дальнего и ближнего света и противотуманных и классы установленных в них источников света должны соответствовать. В том случае, когда обнаружено внесение изменений в конструкцию фар, включая изменение источников света в фарах, применяются положения раздела 9 приложения № 9 к настоящему техническому регламенту.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 8
к техническому регламенту
Таможенного союза
«О безопасности колесных
транспортных средств»
(ТР ТС 018/2011)

Т Р Е Б О В А Н И Я
к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации

3. Требования к устройствам освещения и световой сигнализации

3.1. Количество, расположение, назначение, режим работы, цвет огней внешних световых приборов и световой сигнализации на транспортном средстве должны соответствовать указанным изготовителем в эксплуатационной документации транспортного средства, при этом световой пучок фар ближнего света должен соответствовать условиям правостороннего движения.
Класс источника света, установленного в устройствах освещения и световой сигнализации транспортного средства, должен соответствовать указанному изготовителем в эксплуатационной документации с учетом заводской комплектации данного транспортного средства либо, в случае внесения изменений в конструкцию транспортного средства, указанному в документации на световые приборы, установленные вместо предусмотренных конструкцией.
Внешние световые приборы должны находиться в работоспособном состоянии.
3.2. Изменение цвета огней, режима работы, мест расположения, назначения, замена, установка дополнительных и демонтаж предусмотренных изготовителем в эксплуатационной документации внешних световых приборов допускается только в соответствии с разделом 1.3 приложения № 4 к настоящему техническому регламенту и таблицей 3.1 настоящего приложения, а также при выполнении требований раздела 9 приложения № 9 к настоящему техническому регламенту.
На транспортных средствах, снятых с производства, допускается замена светотехнических устройств на используемые на транспортных средствах других типов.

3.8.2. В фарах должны применяться источники света, соответствующие типу светового модуля, указанному изготовителем в эксплуатационной документации на транспортное средство.
В случае установки источника света, не соответствующего указанному в эксплуатационной документации транспортного средства по классу, либо требующего установку (использование) дополнительных элементов по отношению к исходной конструкции фары, либо требующего внесения изменений в электрическую схему транспортного средства, проверяется выполнение положений настоящего технического регламента, касающихся внесения изменений в конструкцию транспортного средства.
При проверке следует руководствоваться маркировкой согласно Правилам ЕЭК ООН, применяемым в отношении данной фары, и информацией, приведенной в руководстве по эксплуатации транспортного средства, а также в свидетельстве о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.
Не допускается использование в фарах транспортных средств сменных источников света, не имеющих знака официального утверждения, либо с не соответствующими установленному изготовителем в эксплуатационной документации классом источника света, цоколем, мощностью, цветовой температурой, а также переходников с цоколя источника света одного класса на другой при установке источника света в световой модуль.
В случае использования в световых приборах транспортного средства сменных источников света классов 0 и Н (лампы накаливания, включая галогенные), они должны соответствовать Правилам ЕЭК ООН № 37.
В случае использования в световых приборах транспортного средства сменных источников света класса D (газоразрядные лампы), они должны соответствовать Правилам ЕЭК ООН № 99, включая тип цоколя, согласно обозначениям:
«DxR» (где x – цифра от 1 до 4) в фарах со световым модулем без линзы;
«DxS» (где x – цифра от 1 до 4) в фарах со световым модулем с линзой.
3.8.3. Не допускается отсутствие или неработоспособность предусмотренных конструкцией транспортного средства либо установленных при внесении изменений в конструкцию транспортного средства устройства фароочистки и автоматического корректирующего устройства угла наклона фар.
Примечание: В соответствии с Правилами ЕЭК ООН № 48 устройствами фарочистки комплектуются фары ближнего света, имеющие источники света с номинальным световым потоком более 2000 люмен.
Автоматическим корректирующим устройством угла наклона фар комплектуются адаптивные системы переднего освещения, выполняющие функцию ближнего света, независимо от используемого источника света, фары ближнего света с источниками света класса LED, а также фары ближнего света и противотуманные с источниками света любого класса, имеющими номинальный световой поток более 2000 люмен. Сменные газоразрядные источники света категорий D1R, D2R, D3R, D4R, D1S, D2S, D3S, D4S и галогенные лампы накаливания категорий H9, H9B, HIR1 имеют номинальный световой поток более 2000 люмен.

также теперь детально прописано внесение изменений в конструкцию ТС касательно световых приборов
ПРИЛОЖЕНИЕ № 9
к техническому регламенту
Таможенного союза
«О безопасности колесных
транспортных средств»
(ТР ТС 018/2011)

Требования в отношении отдельных изменений,
внесенных в конструкцию транспортного средства

Изменения в конструкции транспортного средства

9. Замена (установка) устройств освещения и световой сигнализации или внесение изменений в их конструкцию, включая изменение класса источников света в фарах

Технические требования, которые должны быть выполнены при внесении изменений в конструкцию транспортного средства

9.1. На устройства освещения и световой сигнализации, предназначенные для установки на транспортное средство, должно быть выдано сообщение об официальном утверждении по
Правилам ЕЭК ООН, применяемым в отношении устройств освещения и световой сигнализации и источников света в них или заключение аккредитованной испытательной лаборатории о соответствии указанным Правилам ЕЭК ООН.
9.2. При необходимости замены предусмотренного конструкцией транспортного средства источника света на источник света того же класса с иными фотометрическими характеристиками либо иного класса, такая замена может быть проведена только совместно со световым модулем, соответствующим заменяемому источнику света, либо фары в сборе.
Не допускается установка нештатных световых модулей в случае, если освещающая поверхность рассеивателя в зоне прохождения пучка света нештатного светового модуля имеет оптические элементы, участвующие в формировании пучка света.
В случае изменения класса источника света необходимо заключение аккредитованной испытательной лаборатории о соответствии Правилам ЕЭК ООН, применяемым в отношении соответствующих типов фар и источников света, фотометрических параметров фары с замененными источниками света и световыми модулями.
9.3. В случае установки оптических элементов, предназначенных для коррекции светового пучка фар в целях приведения его в соответствие с требованиями настоящего технического регламента, подтверждение этого соответствия производится путем проверки фотометрических параметров фары согласно требованиям Правил ЕЭК ООН, применяемым в отношении данных фар.
9.4. При установке на транспортное средство не предусмотренных его конструкцией устройств освещения и световой сигнализации, а также изменении конструкции фар (изменении класса источника света в них) должны выполняться (с учетом категории транспортного средства) требования Правил ЕЭК ООН №№ 48, 53, 74, пункта 1 приложения № 3 к настоящему техническому регламенту.

Читайте также:  Абхазия отдых на своем авто

Основная проблема для легализации использования СИД вместо ламп накаливания в настоящее время — отсутствие стандартов, нормирующих СИД в формфакторе ламп накаливания, и критериев эквивалентности фотометрических характеристик альтернативных СИД ламп оригинальным, что не позволяет разработчикам световых приборов протестировать их на сохранение фотометрических параметров при установке СИД вместо ламп накаливания и гарантировать соответствие фотометрических параметров световых приборов требованиям стандартов согласно их типа при покупке и установке альтернативной СИД лампы водителем.

Что касается будущего, то в настоящее время эксперты рабочей группы ЕЭК ООН по световым приборам ТС активно прорабатывают нормативную базу по использованию СИД вместо штатных сменных ламп накаливания,
можно посмотреть число документов с предложениями на эту тему за 2017 год тут
www.unece.org/trans/main/wp29/wp … e2017.html

в общих чертах ситуация такова
Предложение по дополнению 7 к первоначальному варианту Правил № 128 (светодиодные источники света)
Представлено экспертом от Международной группы экспертов по вопросам автомобильного освещения и световой сигнализации (БРГ)*
Воспроизведенный ниже текст был подготовлен экспертом от БРГ в целях включения требований и технических заданий на испытание, касающихся альтернативных источников света на светоизлучающих диодах (СИД).

Надеюсь эксперты ЕЭК ООН придут к согласию и указанные положения будут реализованы в Правилах ЕЭК ООН, нормирующих внешние световые приборы и источники света для них

Особое внимание обращаю на подход к вопросу экспертов ЕЭК ООН
Как следствие, БРГ отказалась от работы над модифицированными светодиодными источниками света, предназначенными для установки в огнях транспортных средств, первоначальным официальным утверждением которых не предусматривалось использование этих источников света. Вместо этого БРГ переключила внимание на альтернативные светодиодные источники света, предназначенные для использования в огнях транспортных средств, официально утвержденных на предмет использования таких источников света.

Таким образом решено, что нельзя оставлять изменение фотометрических параметров световых приборов на волю случая, и гадать — будут соответствовать фотометрические параметры световых приборов ТС исходным при установке альтернативного источника на СИД или нет.
Поэтому либо соответствие светового прибора с альтернативным источником на СИД требованиям к световому прибору согласно его типа подтверждено производителем испытаниями — и ему дается «зеленый свет»
Либо не подтверждается — и значит в приборе можно использовать только оригинальный источник света.

Какие лампы допустимо использовать — устанавливает производитель светового прибора ТС, но не собственник ТС.
Если собственник желает изменить класс источника света на нештатный, то согласно раздела 9 Приложения 9 к ТР ТС 018/2011 он обязан подтвердить соответствие светового устройства требованиям к нему в аккредитованной испытательной лаборатории — то есть произвести испытания фотометрических параметров.

расшифровка терминов
GRE — Рабочая группа по вопросам освещения и световой сигнализации
БРГ — Международная группа экспертов по вопросам автомобильного освещения и световой сигнализации, которая прорабатывает перспективные направления в этой области.

Источник

Требования к компонентам световых приборов

Огни, излучаемые фарами дальнего и ближнего света, должны иметь белый свет, а передними противотуманными фарами — белый или желтый.

Установка фар дальнего и ближнего света на автомобилях обязательна. При этом могут быть установлены также противотуманные фары. Применение каких-либо из перечисленных фар на прицепах не допускается.

На транспортное средство должны быть установлены две или четыре фары дальнего света и две фары ближнего света. Допускается также установка двух противотуманных фар. Указанные фары устанавливаются спереди транспортного средства. При этом водителю не должен мешать излучаемый свет, отраженный зеркалами заднего вида и(или) другими светоотражающими поверхностями транспортного средства.

Для транспортных средств категории N3 допускается установка дополнительной пары фар дальнего света при условии, что одновременно может гореть не более двух пар и при переключении дальнего света на ближний все фары дальнего света выключаются одновременно.

Существующие в настоящее время типы фар дальнего и ближнего света представлены в таблице.

Таблица. Типы и маркировка фар ближнего и дальнего света

Тип фары по назначению

Типы фар и прочих световых приборов, а также другие обозначения указываются на их корпусах или рассеивателях нестираемым способом.

В настоящее время нередки случаи установки на транспортные средства дополнительных фар дальнего света и противотуманных, поэтому целесообразно остановиться на предписаниях по их установке.

Отдельных предписаний по установке фар дальнего света Правилами ЕЭК ООН № 48 не предусмотрено. Однако Правилами дорожного движения, действующими в Республике Беларусь, не допускается установка любых дополнительных фар на крыше транспортного средства.

Установка противотуманных фар должна соответствовать следующим предписаниям:

Свет фар должен быть направлен вперед, при этом для ближнего света фар имеются особые предписания, касающиеся направления пучка света по вертикали и положения светотеневой границы его пятна.

Конструкция фары или источника света, излучающего ближний свет, должна предусматривать особую форму светового пятна на белом матовом экране, расположенном в вертикальной плоскости, перпендикулярной к продольной оси транспортного средства. Характерная форма этого пятна для фар европейской системы светораспределения типа C, HC, CR, HCR представлена на рисунке ниже. Для фар типа DC, DCR она может, кроме того, иметь форму, показанную на рисунке б. Особые требования предъявляются также к световому пятну противотуманных фар, форма которого дана на рисунке в.

Вертикальная плоскость, содержащая исходную ось фары, делит экран на две части линией V-V (рисунок, а). Левая часть экрана содержит горизонтальную часть светотеневой границы, параллельную линии H-H, а правая — наклонную, составляющую угол 15° с горизонталью.

Рис. Форма светового пятна: а — фары ближнего света с обычной или галогенной лампой накаливания; б — фары ближнего света с газоразрядным источником света; в — противотуманной фары

С помощью механизмов регулировки фары или корректирующих приспособлений проекция исходной оси на экране может смещаться по вертикали, создавая при этом наклон фары (а) относительно оси отсчета. Этот наклон характеризуется расстоянием е (в миллиметрах) от проекции центра фары до точки пересечения левой части светотеневой границы пучка света на экране, удаленном на расстояние 10 м от рассеивателя фары. Он может выражаться также в процентном отношении этого расстояния к расстоянию до экрана. При этом 100 мм абсолютного снижения соответствует 1 % относительного.

Рис. Схема расположения фары транспортного средства относительно измерительного экрана: 1 — светотеневая граница; 2 — ось отсчета; 3 — матовый экран

При производстве транспортных средств завод-изготовитель может устанавливать определенный первоначальный наклон светотеневой границы, который указывается на корпусе фары или рядом с ней условным обозначением.

Рис. Условное обозначение первоначального наклона светотеневой границы: 1 — пиктограмма ближнего света фар; 2 — величина первоначального наклона

В зависимости от высоты (в метрах), на которой расположена фара ближнего света, вертикальный наклон ее светотеневой границы должен оставаться в пределах, указанных в таблице.

Таблица. Положение светотеневой границы ближнего света в зависимости от высоты установки фары

Примечание. Отрицательные значения соответствуют наклону вниз.

Согласно СТБ 1641-2006 положение светотеневой границы ближнего света фары должно соответствовать значениям, указанным в таблице.

Читайте также:  Установка автомобилей на гусеницы

Таблица. Положение светотеневой границы пучка ближнего света на матовом экране в зависимости от высоты установки фары

Фары типа R (HR, DR) должны быть отрегулированы так, чтобы угол наклона наиболее яркой (центральной) части светового пучка в вертикальной плоскости находился в диапазоне 0…34′ вниз от оси отсчета H-H. При этом вертикальная плоскость симметрии наиболее яркой части светового пучка должна проходить через ось отсчета V—V.

Сила света каждой из фар типа С (НС, DC) и CR (HCR, DCR) в режиме «ближний свет», измеренная в проекции V-V вертикальной плоскости на измерительном экране, проходящей через ось отсчета, должна быть следующей: не более 750 кд в направлении 34′ вверх от положения левой части светотеневой границы и не менее 1600 кд в направлении 52′ вниз от положения левой части светотеневой границы.

Сила света фар типа CR (HCR, DCR) в режиме «дальний свет» должна измеряться в направлении 34′ вверх от положения левой части светотеневой границы режима «ближний свет» в вертикальной плоскости, проходящей через ось отсчета.

Сила света фар типа R (HR, DR) должна измеряться в центре наиболее яркой части светового пучка.

Сила света всех фар типа R (HR, DR) и CR (HCR, DCR), распо-ложенных на одной стороне транспортного средства, в режиме «дальний свет» не должна быть меньше 10 000 кд. Максимальная сила света всех фар дальнего света, которые могут быть включены одновременно, не должна превышать 225 000 кд, что соответствует контрольному значению, равному 75. Это значение представляет собой сумму отдельных контрольных значений, которые указаны на рассеивателе каждой фары дальнего света рядом со значком официального утверждения типа.

Светотеневая граница пучка света противотуманной фары типа В (НВ) должна быть параллельна плоскости рабочей площадки, на которой установлено транспортное средство. Расположение этой границы должно соответствовать указанному в таблице.

Таблица. Геометрические показатели расположения верхней светотеневой границы пучка света противотуманной фары на экране

Высота установки фар Н, мм

Высота установки фары (по центру рассеивателя) Н, мм Расстояние от проекции центра фары е до светотеневой границы пучка света по экрану, удаленному на10 м, мм
До 600 100
Расстояние от проекции центра фары е до верхней светотеневой границы светового пучка по экрану, удаленному на 10 м, мм
От 250 до 500 100
От 500 до 750 200
От 750 до 1000 400

Сила света противотуманных фар, измеренная в вертикальной плоскости, проходящей через исходную ось, должна быть не более 625 кд в направлении 3° вверх от положения верхней светотеневой границы и не менее 1000 кд в направлении 3° вниз от положения верхней светотеневой границы.

Наряду с автомобилями, оснащенными фарами европейской системы светораспределения, в Республике Беларусь могут эксплуатироваться автомобили, оснащенные фарами американской системы светораспределения, если это предусмотрено их конструкцией. На таких фарах нет европейского знака утверждения типа «Е», однако имеется обозначение департамента транспорта США «DOT» (Department of transport). Ближний свет таких фар не имеет четко выраженной светотеневой границы, поэтому проверка его заключается в оценке симметричности расположения светового пятна относительно линии V-V на экране и размещении наиболее яркой части светового пятна в зоне, расположенной ниже линии Н-Н.

Дополнительное требование, предъявляемое к автомобилям, оснащенным фарами с газоразрядными источниками света, — наличие и исправность омывателей и автоматических корректоров фар. При этом под автоматическим корректором понимается устройство для автоматического регулирования наклона пучка ближнего и(или) дальнего света в зависимости от загрузки транспортного средства, профиля дороги и условий видимости. Такие устройства, как правило, снабжены датчиком положения подвески, сигнал которого преобразуется в исполнительное воздействие механизма, переводящего фару в требуемое положение.

Фары дальнего света могут включаться одновременно или попарно. При переключении дальнего света на ближний все фары дальнего света должны выключаться одновременно. Фары ближнего света могут оставаться включенными одновременно с фарами дальнего света. При наличии фар ближнего света с газоразрядными источниками света они должны оставаться включенными при включенных огнях дальнего света.

Передние противотуманные фары должны включаться независимо от фар дальнего света или их комбинации.

На рабочем месте водителя должен быть обеспечен контроль включения фар дальнего света и противотуманных фар, осуществляемый, как правило, благодаря наличию соответствующей световой индикации на щитке приборов. Контрольный сигнал включения фар ближнего света является необязательным.

Все внешние световые приборы должны иметь обозначения, которые содержат информацию об официальном утверждении типа данных устройств, их классах и некоторых характеристиках. При этом кроме знака официального утверждения типа и его номера они должны иметь соответствующий буквенно-цифровой код, нанесенный на рассеиватели или корпусные детали световых приборов в легкодоступных местах.

Светоотражающие приспособления класса 1А, 1В должны иметь простую форму, исключающую путаницу на обычных расстояниях наблюдения с буквой, цифрой или треугольником. Однако допускается форма, напоминающая буквы и цифры простой конфигурации (О, I, U, 8). Освещающие поверхности светоотражающих приспособлений класса ША должны иметь форму равностороннего треугольника. Устанавливается такое устройство вершиной вверх. Освещающая поверхность может быть сплошной и не сплошной. Во всех случаях наиболее короткое расстояние между двумя смежными светоотражающими элементами не должно превышать 15 мм. Варианты исполнения светоотражающих устройств этого класса даны на рисунке.

Рис. Варианты исполнения светоотражающих приспособлений треугольной формы

Для дальнейшего повышения безопасности дорожного движения на транспортных средствах в настоящее время используется светоотражающая маркировка. Она может применяться на транспортных средствах всех категорий, за исключением категории М1, и представляет собой одну или несколько прямоугольных полос из светоотражающего маркировочного материала, нанесенных на транспортное средство с целью указания его длины, ширины или габаритов. Такая маркировка может быть выполнена в виде контурной маркировки в случае, если наносится на транспортное средство с целью указания его очертаний. В этом случае она располагается по контуру сбоку (боковая маркировка) и сзади (задняя маркировка). Для целей светоотражающей маркировки используется специальный маркировочный материал, от поверхности которого отражается (при наличии излучения в его направлении) значительная часть световых лучей первоначального излучения. Требования к такому материалу устанавливаются Правилами ЕЭК ООН № 104.

Технические требования к размещению маркировочных материалов на боковых и задних наружных поверхностях транспортных средств в Республике Беларусь установлены СТБ 1279-2001.

Светоотражающая маркировка выполняется сплошными или прерывистыми полосами. При маркировке прерывистыми полосами расстояние между единичными элементами должно составлять не менее 250 мм и не превышать 50 % длины самого короткого элемента.

Кабины транспортных средств категорий N и N маркируются сплошной горизонтальной полосой. Выполнение на одной поверхности транспортного средства контурной маркировки в виде сплошных и прерывистых полос одновременно не допускается.

Цвет светоотражающего материала должен быть желтым, однако допускается применение материала белого цвета.

Ширина полос маркировочного материала должна составлять 50…60 мм.

При размещении маркировки минимальная высота ее установки должна составлять 250 мм от поверхности земли, а максимальная — 1500 мм. В случаях, когда указанное значение не может быть обеспечено, допускается его увеличение до 2100 мм. При этом маркировка должна способствовать идентификации не менее 80 % транспортного средства (для категорий М2 и М3 — не менее 75 %).

Допускается применение на транспортных средствах съемных полос с нанесенными на них маркировочными материалами. При этом должна быть обеспечена прочность их крепления, исключающая самопроизвольное отделение от транспортных средств при всех режимах движения, включая экстренное торможение.

Светоотражающая маркировка не должна закрывать:

Рис. Варианты размещения светоотражающей маркировки транспортных средств (обозначена серым): а — маркировка автоцистерны; б — маркировка автобуса; в — маркировка грузового автомобиля и прицепа; г — контурная маркировка автопоезда

Светоотражающая маркировка не должна быть закрыта элементами конструкции транспортного средства, внешними световыми приборами и любыми другими знаками и надписями. Варианты размещения маркировки приведены на рисунке.

Источник

Поделиться с друзьями
Расскажем обо всем понемногу