Vii съезд народных депутатов россии

Содержание

Съезд народных депутатов России

Съезд народных депутатов Российской Федерации (до 25 декабря 1991 года — Съезд народных депутатов РСФСР) — высший орган государственной власти России с 16 мая 1990 по 4 октября 1993. Избирался на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.

Первый и единственный состав народных депутатов РФ был избран 4 марта 1990 года, по итогам выборов ни одна фракция не имела абсолютного большинства голосов. Указом Президента «О поэтапной конституционной реформе» деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета прерывалась, однако сам Съезд (большинство его депутатов) указу не подчинился, а сам Указ был признан противоречащим Конституции Конституционным Судом.

Содержание

Полномочия Съезда

Конституция закрепляла за Съездом право решать любой вопрос, отнесённый к ведению Российской Федерации (статья 104, часть 2). К исключительному ведению Съезда народных депутатов относилось:

— принятие Конституции Российской Федерации, внесение в неё изменений и дополнений; — определение внутренней и внешней политики Российской Федерации; — ратификация и денонсация международных договоров, влекущих изменения и дополнения Конституции Российской Федерации; — принятие решения по вопросам национально-государственного устройства, отнесённым к ведению Российской Федерации; — определение порядка решения вопросов административно-территориального устройства Российской Федерации; — решение вопросов об изменении границ Российской Федерации; — утверждение перспективных государственных планов и важнейших республиканских программ экономического и социального развития Российской Федерации, её военного строительства; — формирование Верховного Совета Российской Федерации; — избрание Председателя Верховного Совета Российской Федерации; — избрание Первого заместителя и трёх заместителей Председателя Верховного Совета Российской Федерации; — утверждение Председателя Совета Министров Российской Федерации; — утверждение Генерального прокурора Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего арбитражного суда Российской Федерации; — избрание Конституционного суда Российской Федерации; — принятие решения об отрешении от должности Президента Российской Федерации; — отмена актов, принятых Верховным Советом Российской Федерации, а также указов и распоряжений Президента Российской Федерации.

Съезд народных депутатов Российской Федерации принимал законы Российской Федерации и постановления большинством голосов от общего числа народных депутатом Российской Федерации, за исключением случаев, когда иное установлено Конституцией Российской Федерации.

Съезд народных депутатов Российской Федерации принимал решение о проведении всенародного голосования (референдума).

Заседания Съезда народных депутатов как правило вёл Председатель Верховного Совета. Деятельность съезда регулировал временный регламент, постоянный отсутствовал.

Порядок формирования Съезда народных депутатов

Всего на съезд избирались 1068 народных депутатов РСФСР:

История

Фракции и блоки

Состав и численность фракций и блоков постоянно менялись. Но постоянно, на каждом съезде, регистрировались 10-12 фракций.

Источник

Vii съезд народных депутатов россии

ПОШЛИ ПО ШЕРСТЬ ВЕРНУЛИСЬ СТРИЖЕНЫМИ

Съезд грозил оказаться никому не нужным: «Коммунисты России» не решились
испытывать судьбу, а «Демократическая Россия» и подавно была готова
хлопнуть дверью при первом удобном случае.

ДЕМОКРАТЫ В КОНТРАТАКЕ: БОЙ ЗА ВЫСОТЫ

В отличие от коммунистов демократы продемонстрировали высокие бойцовские
качества. Их «микрофонная активность» и напористость заметно превышала
активность их оппонентов. Последние обречены были безропотно выслушивать
реплики типа: «Пора прекратить это коммунистическое словоблудие!»

Демократами широко использовались такие формы воздействия на парламент, как
шахтерская забастовка, митинг москвичей, угроза «обратиться непосредственно
к народу». На руку демократам было и решение о поименном голосовании всех
вопросов, и решение о полной телетрансляции.

Победа коммунистов имела исключительно моральное значение. Наградой им за
твердость стало то, что президентские выборы были в итоге назначены на 12
июня (Гавриил Попов призывал их провести уже в мае). Вопрос о полномочиях
президента, процедуре его выдвижения и избрания перенесен на следующий
съезд, который должен открыться 21 мая.

Постановление «О перераспределении полномочий между высшими
государственными органами РСФСР для осуществления антикризисных мер»
предоставляет председателю ВС право «издавать обязательные для исполнения
на территории РСФСР распоряжения», а также вводить на отдельных территориях
РСФСР меры чрезвычайного характера. Верховному Совету дано право из давать
законы по вопросам, отнесенным к компетенции Съезда народных депутатов
РСФСР».

В ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ БОРИС ЕЛЬЦИН БЫЛ СТРОГ, НО ВЕЛИКОДУШЕН:

«В отношении шести авторов политического заявления: я сделаю все возможное,
чтобы обеспечить нормальную работу с ними, но хочу предупредить, что
политических игр я не допущу, необходим более строгий спрос с каждого из
моих заместителей, а спрашивать я умею».

На этом Борис Николаевич закрыл съезд, предоставив депутатам возможность
отправиться «на посевную».

«Борис наш царь! Да здравствует Борис!»

Впрочем, сторонники Ельцина отвергают подобные аналогии. Российский депутат
Виктор Шейнис подчеркивает: «Горбачев опирается на крайне реакционные силы,
Ельцин же будет опираться на демократические силы». Что же касается
«шестерки», то они упрекают за властолюбие как Ельцина, так и Горбачева.

То, что 12 июня президентом будет избран именно Ельцин, не вызывает у
экспертов ни малейшего сомнения: в популярности ему нет сегодня равных, а
отведенный на предвыборную кампанию срок ничтожно мал для того, чтобы
познакомить избирателей с другими кандидатами.

Ельцин, однако, не раз твердо заявлял: альтернатива будет. Михаил Бочаров
на вопрос корреспондента «Ъ», не выставит ли он свою кандидатуру, дал
уклончивый ответ, сказав: «Время покажет». Среди демократов ходят слухи,
что свою кандидатур может выдвинуть Анатолий Собчак. Положение обязывает и
коммунистов выставить своего кандидата. На съезде дважды прозвучало имя
Светланы Горячевой как наилучшего президента, но сама Светлана Петровна на
пресс-конференции заявила, что и не помышляет о президентском кресле.

Источник

Съезд народных депутатов России

Съезд народных депутатов Российской Федерации [1]
Тип
Тип Съезд народных депутатов
Государство Россия Россия [2]
История
Дата основания 1990
Дата упразднения 1993
Предшественник Полномочия осуществлялись Верховным Советом
Структура
Членов 1068
Последние выборы 4 марта 1990
Зал заседаний

Съезд народных депутатов Российской Федерации (до 16 мая 1992 года — Съезд народных депутатов РСФСР) — высший орган государственной власти РСФСР (Российской Федерации) в 1990—1993 гг.

Был учреждён в соответствии с поправками к Конституции РСФСР, принятыми Верховным Советом РСФСР 29 октября 1989 года. Избирался на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.

23 сентября созванный Съезд утвердил постановления Верховного Совета о прекращении президентских полномочий Ельцина и переходе их, согласно Конституции, к вице-президенту Руцкому, а действия Ельцина были квалифицированы как попытка государственного переворота.

Съезд народных депутатов Российской Федерации был окончательно упразднён в связи с принятием 12 декабря 1993 года новой Конституции Российской Федерации, которая также упразднила Верховный Совет Российской Федерации, заменив эти органы Федеральным собранием Российской Федерации.

Содержание

Полномочия Съезда

Конституция РСФСР (Российской Федерации) [10] закрепляла за Съездом право решать любой вопрос, отнесённый к ведению Российской Федерации (статья 104, часть 2). К исключительному ведению Съезда народных депутатов относилось:

— принятие Конституции Российской Федерации, внесение в неё изменений и дополнений; — определение внутренней и внешней политики Российской Федерации; — ратификация и денонсация международных договоров, влекущих изменения и дополнения Конституции Российской Федерации; — принятие решения по вопросам национально-государственного устройства, отнесённым к ведению Российской Федерации; — определение порядка решения вопросов административно-территориального устройства Российской Федерации; — решение вопросов об изменении границ Российской Федерации; — утверждение перспективных государственных планов и важнейших республиканских программ экономического и социального развития Российской Федерации, её военного строительства; — формирование Верховного Совета Российской Федерации; — избрание председателя Верховного Совета Российской Федерации; — избрание первого заместителя и трёх заместителей председателя Верховного Совета Российской Федерации; — утверждение председателя Совета министров Российской Федерации; — утверждение Генерального прокурора Российской Федерации, председателя Верховного суда Российской Федерации, председателя Высшего арбитражного суда Российской Федерации; — избрание Конституционного суда Российской Федерации; — принятие решения об отрешении от должности президента Российской Федерации; — отмена актов, принятых Верховным Советом Российской Федерации, а также указов и распоряжений президента Российской Федерации.

Читайте также:  Как лечить эрозию желудка народными средствами соком картофеля

Съезд народных депутатов Российской Федерации принимал решение о проведении всенародного голосования (референдума).

Заседания Съезда народных депутатов, как правило, вёл председатель Верховного Совета. Деятельность Съезда регулировал временный регламент, постоянный отсутствовал.

Порядок формирования Съезда народных депутатов

Всего на съезд избирались 1068 народных депутатов РСФСР:

История

Депутатские группы, фракции и блоки

Принципиальное решение о создании системы фракций без двойного членства было принято IV съездом (май 1991 года). Фракция должна была состоять не менее чем из 50 депутатов, в блок должно было входить не менее трёх фракций.

К концу работы правительства Егора Гайдара (VII съезд, декабрь 1992 года) сложилась структура Съезда из блоков «Российское единство» (5 фракций), «Созидательные силы» (3), «Демократический центр» (4) и «Коалиция реформ» (2) и внеблоковой фракции «Родина».

Коалиция реформ

Демократический центр

Вне блоков

Созидательные силы

Российское единство

Съезды народных депутатов

I Съезд народных депутатов РСФСР

16 мая — 22 июня 1990 года

Народный депутат, член Госдумы РФ первого созыва Артём Тарасов в своей книге «Миллионер» так описывал происходившее на съезде:

Первый съезд народных депутатов России, проходивший в Кремле, являл собой абсолютно неуправляемую массу разношёрстного народа. Депутаты стремились любой ценой попасть на трибуну, при этом выступающих вообще не слушали: все кричали, махали руками и выкрикивали прямо из зала какие то лозунги и призывы.

II Съезд народных депутатов РСФСР (Внеочередной)

27 ноября — 15 декабря 1990 года

Съезд принял поправки к Конституции РСФСР, в числе которых: придание конституционного статуса Декларации о государственном суверенитете, введение частной собственности в РСФСР, учреждение Конституционного суда (избран в 1991 году), деидеологизация статей Конституции о политических правах граждан.

III Съезд народных депутатов РСФСР (Внеочередной)

28 марта — 5 апреля 1991 года

IV Съезд народных депутатов РСФСР

21 — 25 мая 1991 года

Съезд принял поправки к Конституции РСФСР:

V Съезд народных депутатов РСФСР (Внеочередной)

Съезд проходил в два этапа:

На первом этапе Съезд принял присягу президента РСФСР Б. Н. Ельцина и безуспешно попытался выбрать нового председателя Верховного Совета. Первый заместитель председателя Верховного Совета Р. И. Хасбулатов был назначен исполняющим обязанности председателя Верховного Совета.

Осенью Съезд избрал нового председателя Верховного Совета Р. И. Хасбулатова, внёс ряд изменений в Конституцию (в том числе установил трёхцветный государственный флаг РСФСР).

VI Съезд народных депутатов РФ

6 — 21 апреля 1992 года

VII Съезд народных депутатов РФ

1 — 14 декабря 1992 года

VIII Съезд народных депутатов РФ (Внеочередной)

10 — 13 марта 1993 года

Съезд в полном объёме вводит в действие поправки к Конституции, ограничивающие полномочия президента, и отменяет референдум. Председатель Верховного Совета Руслан Хасбулатов характеризует декабрьский компромисс 1992 года словами «бес попутал».

IX Съезд народных депутатов РФ (Внеочередной)

26 — 29 марта 1993 года

Съезд был созван в связи с телеобращением президента Ельцина, в котором тот объявил о введении «особого порядка управления» страной. Конституционный суд признал действия Ельцина, связанные с телеобращением, неконституционными, однако, как выяснилось позже, неконституционный указ, о котором объявил президент, так и не был подписан. Съезд предпринял попытку отрешения Б. Н. Ельцина от должности президента. Одновременно состоялось голосование об отставке председателя Верховного Совета Р. И. Хасбулатова. Ни то, ни другое предложение не прошло. После этого Съезд назначает на 25 апреля всенародный референдум о досрочных перевыборах президента и Съезда народных депутатов и о доверии социально-экономической политике президента.

X внеочередной (чрезвычайный) Съезд народных депутатов РФ

23 сентября — 4 октября 1993 года

После этого система Советов, верховным органом которой являлся Съезд, была полностью ликвидирована.

Последовавшие события

12 декабря 1993 года в результате всенародного голосования была принята новая Конституция Российской Федерации (за — 58,4 % при уровне явки 54,8 %), одновременно был избран новый двухпалатный парламент — Федеральное Собрание.

Государственная дума на своей первой сессии (11 января — 23 февраля 1994 года) объявила политическую амнистию участникам событий августа 1991 и сентября — октября 1993 гг.

26 февраля 1994 года постановление об амнистии было исполнено Генеральным прокурором А. И. Казанником и директором ФСК Н. М. Голушко.

9 марта 1994 года руководитель Администрации президента РФ С. А. Филатов утвердил список 151 депутата, которые участвовали в работе парламента вплоть до 3 октября 1993 года и были лишены за это президентских социальных льгот (22 апреля 1994 года указом президента льготы были распространены на всех депутатов — таким образом, «чёрный список» был отменён).

Источник

Политический конфликт на VII съезде народных депутатов Российской Федерации

На VII Съезде, в декабре 1992 г., предстояло решить вопрос о руководителе российского правительства, кандидатуру которого должен был предложить Президент.

Накануне Съезда демократическая часть депутатского корпуса и Президент внесли ряд предложений по сотрудничеству между исполнительной и законодательной ветвями власти177.

За неделю до начала VII Съезда парламент рассматривал программу неотложных мер по выводу экономики страны из кризиса. Именно здесь развернулась непримиримая борьба мнений по первому вопросу повестки дня Съезда, противостоящие стороны отрабатывали тактику, нанося друг другу удары различной тяжести.

К Съезду сформировались крупные парламентские блоки — «Российское единство» (около 40% голосов от числа депутатов), «Созидательные силы» (около 20%), «Демократический центр» (25%), «Коалиция реформ» (15%)178.

Два самых крайних, противостоявших друг другу, депутатских блока — это «Российское единство» и «Коалиция реформ». Первые не шли ни на какие компромиссы, требования одни: правительство — в отставку, Президенту — импичмент, реформы — под государственный контроль. Главный его оппонент — «Коалиция реформ». На совещании коалиции один из координаторов В. Волков заявил: «Мы победим в любом случае»179. Достигнуть этого предполагалось блокировкой подготовленной оппозицией поправок к Конституции.

Но эти две крайние силы напрямую зависели прежде всего от действий депутатов, входящих в два других блока: «Созидательные силы» и «Демократический центр», которые по отношению к Президенту находились, по их выражению, «в конструктивной оппозиции».

Около двухсот депутатов не входили ни в какие фракции, и какую кнопку — «за» или «против» — они нажмут, невозможно было предугадать. На выбор их решения могло повлиять выступление Президента, чьи шаги последнее время воспринимались депутатами неоднозначно. «Многое будет зависеть от большой и достаточно аморфной группы депутатов, ее некоторые именуют «болотом», другие помягче — «колеблющимися». В какую сторону они качнутся?» — вопрошала газета «Советская Россия»1.

Атмосферу Съезда Президент «подогрел» еще и тем, что возвратил в парламент не подписанный им закон о правительстве, заявив при этом, что назовет имя председателя правительства после переработки закона.

Открытие VII Съезда прошло в спокойной рабочей обстановке. В своем вступительном слове Хасбулатов заметил, что «новое никогда не утверждалось без противоречий, без временных осложнений, особенно когда осуществляются политические и экономические преобразования, сравнимые лишь со сменами геологических эпох»2. Он обрисовал основные проблемы, стоящие перед обществом и Съездом. В целом начало Съезда было довольно мирным.

В повестку дня VII Съезда народных депутатов РФ были включены следующие вопросы:

О ходе экономической реформы в Российской Федерации;

Читайте также:  Закон китайской народной республики о безопасности продуктов питания

О проекте закона Российской Федерации, о внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Российской Федерации;

О Председателе совета министров Российской Федерации;

Информация о работе над проектом новой Конституции Российской Федерации;

Об обновлении (ротации) части состава Верховного Совета Российской Федерации. Избрание заместителя Председателя Верховного Совета Российской Федерации;

Избрание судей Конституционного суда Российской Федерации;

О состоянии законности, борьбы с преступностью и коррупцией;

О положении в Вооруженных Силах и военной политике;

О Законе Российской Федерации «Об образовании Ингушской республики в составе Российской Федерации».

После принятия повестки дня VII Съезда Председатель Верховного Совета объявил перерыв на 30 минут.

После перерыва на трибуну поднялся Президент.

Здесь же Президент высказал и свое неудовольствие деятельностью части депутатского корпуса: «Порой слишком комфортно чувствуют себя те, кому демагогия, интриги, дешевые политические эффекты, собственная карьера дороже истины, интересов граждан государства»3.

По его мнению, отсутствие «взаимопонимания и конструктивного сотрудничества» между Верховным Советом и правительством являются сильнейшим тормозом реформ. Стране нужна «передышка хотя бы на год—полтора», 1

Советская Россия. 1992.1 декабря.

Седьмой Съезд народных депутатов Российской Федерации: Стенографический отчет. Т.1.

Седьмой Съезд народных депутатов Российской Федерации: Выступления. М., 1993, С. 5.

когда «приоритет должна, наконец, получить нормальная созидательная работа». Президент предложил депутатам принять решение о введении «стабилизационного периода» \

«Сегодня раздаются призывы к отставке правительства, роспуску Съезда, «перетряске» Верховного Совета и так далее. Выскажу свою позицию. Начинать стабилизационный период с разрушения любого из высших институтов власти — просто абсурдно. Это еще больше обострит ситуацию, вызовет усиление конфронтации. Сегодня нужно не разрушать, а укреплять наметившийся баланс власти. Нужен мораторий на любые действия, дестабилизирующие институты государства в этот период»2.

Ельцин предложил Съезду принять срочные меры по решению наиболее острых вопросов государственной жизни, без которых выполнение задач стабилизации будет просто невозможным. Какие меры? На период стабилизации Съезду народных депутатов сосредоточиться исключительно на внесение изменений и дополнений в Конституцию Российской Федерации. Принятие иных законодательных актов возложить на Верховный Совет, работающий на профессиональной основе. Вся исполнительно-распорядительная деятельность на федеральном уровне возлагается на правительство, которое подотчетно Съезду и Президенту. Решения правительства Верховный Совет может оспаривать как в Конституционном суде, так и у Президента.

Президент принимает и несет ответственность за важнейшие решения в сфере экономики в пределах компетенции исполнительной власти.

Если предшествующие предложения будут приняты, Президент отказывается от продления дополнительных полномочий в сфере законодательного регулирования экономической реформы. Закон о правительстве до принятия новой Конституции необходимо отложить. Правительство, на период стабилизации, формируется в соответствии с предусмотренным Конституцией порядком, в соответствии с которым председатель правительства по представлению Президента утверждается Съездом, а члены правительства по представлению премьер-министра — Президентом.

При рассмотрении законодательных вопросов о федеративном устройстве России решение Совета Национальностей должно быть приоритетным. Президент заявлял о необходимости учреждения Государственного комитета по делам Федерации и территорий. «Наша задача, — говорил Б. Ельцин, — создать качественно иное по своей природе государство, в основе которого лежит договорный принцип»3.

Выступление Президента было принято депутатами недоброжелательно, «в зале стоял враждебный гул, просто физически ощущалась разлитая в воздухе неприязнь»4. За время выступления Ельцина лишь несколько раз раздались жидкие аплодисменты, со скамей, где сидели депутаты от демократических фракций, в то время как последующее выступление Р. Хасбулатова было

См.: Седьмой Съезд народных депутатов Российской Федерации: Выступления. М. 1993.

Седьмой Съезд народных депутатов Российской Федерации: Выступления. М., 1993. С. 16.

Эпоха Ельцина. Очерки политической истории. М., 2001. С. 246.

принято «на ура» и многократно прерывалось одобрительными аплодисментами.

Хасбулатов, в своем докладе, обозначил линию расхождения депутатов и президентской команды: одни за социально ориентированное рыночное хозяйство, другие за полную частную капитализацию. «В рамках какого рыночного направления развивался законодательный процесс весь этот период? Ответ однозначный: в рамках социально-ориентированного рынка, в то время как правительственная политика покоится на парадигме совершенно иной модели. Вот здесь главное противоречие»1.

Итак, противоречия на Съезде обозначились.

Предложение Президента о стабилизационном периоде было явно не по душе спикеру, но и предложение о сотрудничестве он не отверг: «Конечно, нужен очень серьезный переходный, можно его назвать стабилизационным, период. Но вряд ли будет правильным даже в этот период допускать отход от Конституции и законов».

После этого выступил Председатель Конституционного суда В. Зорькин с критикой нарастающего конфликта между властями.

На следующий день, 2 декабря, перед депутатами выступил и.о. Председателя правительства Е. Гайдар. В начале своего выступления он отметил, что правительство представляет себе, какой огромный груз ответственности ложится на его плечи. Именно страх перед этой ответственностью сковал энергию последних союзных правительств, и в конце концов привел к краху Союза. Нынешнее же правительство сделало главное — сдвинуло реформы с мертвой точки, запустило рыночный механизм. Далее Гайдар говорит о своих разногласиях с Верховным Советом.

«Естественно, что, во-первых, они возникают в связи с утверждением бюджета на 1992 г. Верховный Совет принимает и записывает в бюджет дополнительные расходы на 1300 млрд. рублей. Что это — социально ориентированная политика и рыночная экономика? Результатом является резкое обострение бюджетных проблем практически во всех регионах, кризис региональных бюджетов, резкое увеличение расходов федерального бюджета и его обязательств, резкое увеличение денежной массы с июля—августа и ускорение инфляции начиная со второй половины августа. Если это социально ориентированная рыночная экономика, прошу прощения, Людвиг Эрхард перевернулся бы в гробу»2.

Президент надеялся, что своим выступлением Гайдар переломит настроение Съезда, которое было настроено враждебно. Однако «чересчур умное» выступление премьера лишь усилило раздражение депутатов.

На второй день Съезда состоялась конфиденциальная встреча Б. Ельцина с главами российских регионов. Президент заручился поддержкой региональных лидеров в выдвижении кандидатуры Е. Гайдара на пост премьер-мини- стра. Мэр Москвы Ю. Лужков, присутствовавший на этом совещании, горячо поддержал кандидатуру Гайдара, заметив, что «Россия больше не выдержит растить еще одного премьера». Если кандидатура Гайдара не пройдет, то некоторые из глав республик склонны были голосовать за Ю. Скокова.

Седьмой Съезд народных депутатов Российской Федерации: Выступления. М., 1993. С. 24. Седьмой Съезд народных депутатов Российской Федерации: Выступления. М., 1993. С. 30. Все ожидали, что на VII Съезде будет обсуждаться проект новой Конституции, однако этого не произошло. Опять, в который раз, началось обсуждение поправок к старой, действующей Конституции. Этот процесс расшатывания Конституции ни с юридической, ни с политической точки зрения не мог быть бесконечным. Рост поправок начал принимать бесконтрольный характер, они противоречили друг другу, что могло привести к законодательной анархии.

Нарушая принцип разделения властей, Верховный Совет требовал, чтобы все основные политические и экономические действия совершались под его контролем. Съезд навязал Президенту невыгодную для него дискуссию о конституционных поправках, которые позволяли Верховному Совету формировать и расформировывать правительство. Возражения Ельцина, что правительство в таком случае будет слабым, депутатами не принимались. Правительство, в соответствии с этими поправками, было подотчетно не только Президенту, но и Съезду и Верховному Совету, причем Президент в соответствующей строке стоял на третьем месте. К назначению председателя правительства Съездом добавлялось и назначение всех заместителей председателя правительства, силовых и ключевых министров лишь с одобрения Верховного Совета.

Президент уступал: «Я не против того, чтобы на какие-то ключевые посты министры утверждались Верховным Советом». Все министерства и ведомства, согласно тем же поправкам, должны были образовываться и ликвидироваться Верховным Советом по представлению Президента. И, наконец, всех членов правительства, всех министров и руководителей исполнительных органов субъектов Федерации предполагалось лишить депутатских мандатов.

Основную часть поправок, которые предлагал Президент, Съезд отклонил. Политика правительства, а, следовательно, и самого Ельцина была признана «не соответствующей интересам большинства граждан».

Первый «взрыв» произошел вечером, 3 декабря. Обсуждался вопрос: как голосовать за поправки к Конституции, узаконивающие принятый Верховным Советом статус совета министров, — тайным или поименным голосованием? Парламентариев! требовали тайного голосования, при этом противники Ельцина сохранили бы анонимность. Пропрезидентские депутаты Г. Якунин, А. Ша- бад, Ю. Сергеев, В. Варов настаивали на поименном голосовании. Началась драка. Впервые Хасбулатов утратил контроль над депутатами. Свалка росла1.

Читайте также:  Иллюстрации русских народных сказок васнецова

Фоторепортеры и телеоператоры снимали драку депутатов. После потасовки Хасбулатов объявил перерыв. После бурной сцены депутаты все-таки проголосовали и приняли решение проводить тайное голосование. Так как урны и кабины к вечернему заседанию не были готовы, голосование перенесли на утро.

В утвержденных Съездом бюллетенях — семь текстов, касающихся Конституции: о полномочиях Президента, Верховного Совета, правительства, о гербе, земле и др. Пока шла подготовка бюллетеней, перед депутатами выступил ответственный Секретарь Конституционной комиссии О. Румянцев. Он доложил, что постановления VI Съезда народных депутатов в основном выполнены. Над проектом Конституции работают институты, субъекты Федера- 1

См.: Московский комсомолец. 4 декабря, 1992. № 237.

ции, видные юристы. За это время пришло около 6 тысяч поправок, из них 650 пришли от субъектов, обладающих правом законодательной инициативы. Конституционная комиссия предложила следующий механизм обеспечения конституционного строя, который нуждался в поддержке всего Съезда — по нему Конституция разделялась как бы на две части. Основы конституционного строя предлагалось определить посредством референдума, через всенародное голосование.

Комиссия предлагает, как заметил Румянцев, до 1 марта 1993 г. провести широкое согласование основ конституционного строя со всеми республиками, областями, со всеми заинтересованными сторонами, а затем провести «круглый стол». Лишь после этого проект предполагалось вынести на референдум1. Из выступления О. Румянцева стало ясно, что комиссия видит конституционную реформу как весьма длительный процесс, находящийся в прямой зависимости от Съезда народных депутатов.

В течение нескольких дней Съезд рассматривал многочисленные поправки к Конституции. На восьмой день Съезда возник следующий конфликт. К статье 121(6), в которой говорилось о том, что Президент не имеет права распускать парламент и другие законно избранные органы власти, предлагалась поправка. Предлагаемая поправка состояла в том, что в этом случае полномочия Президента прекращаются немедленно.

Депутаты поправку отклонили (кворум для принятия решения 692, «за» проголосовало 648, «против» 183). Вслед за этим выступил депутат О. Плотников («Смена — Новая политика») и попросил вернуться к рассмотрению этого вопроса. «Я убедительнейшим образом прошу Съезд вернуться к рассмотрению этого вопроса. В связи с чем? В связи с тем, что данное положение законопроекта регулирует те случаи, когда Съезд или Конституционный суд оказываются не в состоянии в установленном порядке произвести возврат к нормальному государственному устройству, возврат к основам законности»2.

Если Президент нарушит законодательство, в случае роспуска им Съезда, Верховного Совета или Конституционного суда механизм процедуры импичмента Президента не удастся задействовать. При принятии же этой поправки, в таком случае, полномочия Президента прекращаются немедленно.

Депутаты решили вернуться к рассмотрению этого вопроса. В. Шумейко выступил против поправки: «После страстного выступления депутата Плотникова послушайте, что записано в действующей Конституции: «Полномочия Президента Российской Федерации не могут быть использованы для изменения национально-государственного устройства. » и далее по тексту. Повторяю: «не могут быть». И если дописать: «В противном случае они прекращаются», то получается каша масляная и маслом мазанная. Президент сколько раз говорил 0

том, что он не собирается ни распускать Съезд, ни что-либо подобное делать.

И эти слова здесь совершенно лишние»3.

Седьмой Съезд народных депутатов Российской Федерации: Стенографический отчет. Т. 1.

Седьмой Съезд народных депутатов Российской Федерации: Стенографический отчет. Т. 2.

Седьмой Съезд народных депутатов Российской Федерации: Стенографический отчет. Т. 2.

Р. Хасбулатов поддержал Шумейко: «Прошу меня не ругать, но я согласен с Шумейко, что наш Президент не собирается всего этого делать»1. 8

декабря состоялась встреча Б. Ельцина с координаторами парламентских фракций. После обмена мнениями был достигнут компромисс: Президент в качестве законодательной инициативы предлагает Съезду включить в Конституцию пункт об обязательном согласии Верховного Совета при назначении на должность и снятии с должности министров внутренних дел, безопасности и обороны.

Часом позже Б. Ельцин объявил свою кандидатуру в премьеры — Е. Гайдара, которого в своей небольшой речи назвал «просто умным человеком»2. Вероятно, Президент хотел вызвать своим «компромиссом» ответную реакцию депутатов — чтобы те проголосовали за Гайдара. 9

декабря, после выступления Гайдара как кандидата на пост премьера, последовала дискуссия по его кандидатуре. На заседании выступали как сторонники, так и противники Гайдара. Для избрания премьером Гайдару было необходимо набрать не менее 521 голоса, голосование, проведенное в конце дня, дало следующие результаты: за — 467 депутатов, против — 486. Таким образом, кандидатура Гайдара была отвергнута Съездом.

Необходимо упомянуть, что в среде оппозиции существовало мнение, что Хасбулатов — главная опора Ельцина, который нарочно притворяется оппозиционером. Такого мнения придерживались депутаты Бабурин, Астафьев. Многие депутаты были не довольны работой Р. Хасбулатова, считали, что он заваливает в парламенте важные вопросы или, наоборот, «протаскивает преступные», что он зарекомендовал себя верным союзником Президента.

На VII Съезде ситуация несколько поменялась. «На нынешнем Съезде иллюзии относительно сговора Ельцина с Хасбулатовым растаяли. И не потому, что речь спикера была содержательнее, выразительнее, больше отвечала настрою оппозиции и требованиям времени. В данном случае в выступлении более обнаруживался ученый-рыночник, чем политик»3.

Действительно, авторитет Хасбулатова среди депутатов не был бесспорным. Обстоятельства, реалии политической борьбы, отсутствие у оппозиции единого лидера — вот что заставляло объединяться депутатов вокруг Хасбулатова.

Престиж же Президента за время Съезда среди демократов стал падать. Демократическая пресса негативно реагировала на колебания Президента. «Говорят, что взрывоопасный Ельцин ведет себя на VII Съезде чересчур мирно, пассивно и даже вяло. Где же непредсказуемость? Ждали другого: решительных ходов, жестких ультиматумов, заявлений о разгоне всем надоевшего депутатского форума, прямого обращения к народу, даже хрущевского барабанного боя ботинком по трибуне — все могли предсказать. Ельцинского спокойствия предсказать не могли»4.

Независимая газета писала: «Неделя Съезда принесла новые открытия. Оказалось, что Президента можно заставить смириться не только с давлени- 1

Седьмой Съезд народных депутатов Российской Федерации: Стенографический отчет. Т. 2.

Московский комсомолец. 1992. 9 декабря.

Грешневиков А. Расстрелянный парламент. Рыбинск. 1994. С. 15.

Московский комсомолец. 1992.10 декабря.

ем, но и с игнорированием его точки зрения. И это игнорирование остается безнаказанным».

Газеты «Правда», «Советская Россия» были полны злорадных выпадов против Гайдара и демократов.

Терпение Ельцина лопнуло лишь на десятый день Съезда. «Когда я смог обдумать случившееся, то понял: это — коллективное безумие. Не может такой орган руководить страной. Тут уже пахнет революционной ситуацией. А в запахе революции доминирует запах крови»180.

В воспоминаниях Президента о тех днях преобладают драматические эмоции: «Я приехал со Съезда на дачу в полном трансе. Наверное, такое со мной случилось впервые за пять лет, с 1987 года. »2.

«В тот вечер, 9 декабря, после очередного заседания я вернулся на дачу не поздно. Увидел глаза жены и детей. Рванул в баню. Заперся. Лег на спину. Закрыл глаза. Мысли, честно говоря, всякие. Нехорошо. Очень нехорошо»3.

Вывел Ельцина из этого состояния начальник его Службы безопасности Коржаков — взломал дверь в баню и уговорил вернуться в дом.

В тупике отношений между Съездом и Президентом был лишь один, хотя и не простой выход. Референдум. Обращение ко всем гражданам страны позволяло получить ответ: кто — Съезд или Президент пользуется доверием народа. Воля народа могла стать основанием для принятия новой Конституции.

Идею референдума команда Президента рассматривала и раньше, но в другой постановке вопроса — распускать Съезд или не распускать. А здесь совершенно другая постановка вопроса.

Ельцин попросил соединить его со своим помощником Илюшиным. Затем ночью к работе присоединился Шахрай и спичрайтеры Президента. К утру подготовили текст выступления.

Источник

Поделиться с друзьями
Расскажем обо всем понемногу
Adblock
detector