Занятие в доу русский народный костюм

Конспект интегрированного занятия в старшей-подготовительной группе «Русский национальный костюм»
план-конспект занятия (средняя, старшая, подготовительная группа)

обобщить представления детей о русском народном костюме и о деталях русского народного костюма посредством драматизации сказки «Сарафан в гостях у Рубахи» и продуктивной деятельности

Скачать:

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия в старшей-подготовительной группе

«Русский национальный костюм»

Цель: Познакомить с историей русского народного костюма.

— обобщить представления детей о русском народном костюме и о деталях русского народного костюма посредством драматизации сказки «Сарафан в гостях у Рубахи» и продуктивной деятельности:

— создать положительный эмоциональный настрой во время занятия

— воспитывать патриотические чувства чувство гордости за свой народ уважение к традициям и обычаям русского народа:

— совершенствовать лексико-грамматический строй речи

— развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, мышление, память

— совершенствовать умение украшать предметы русской одежды, посредством продуктивной деятельности, соблюдая правила безопасности;

— развивать мелкую моторику, координацию движений рук посредством продуктивной деятельности:

— развивать умение выразительно читать стихотворение:

— развивать актерские способности посредством драматизации сказки

Активизировать словарь: кушак, крашенина, орнамент, вышивка, узор, оберег, оболочка, предки, облачаться.

Интеграция образовательных областей

— Предварительная работа: экскурсия в музей, рассматривание иллюстраций к сказкам, где герои в русском национальном костюме, рассматривание иллюстраций русского национального костюма, беседа о России, рассматривание иллюстраций с орнаментом вышивки, беседы об истории русского национального костюма, раскрашивание силуэтов рубахи и сарафана.

Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие.

Очень рады, что пришли, для нас времечко нашли

Воспитатель: Доброе утро, ребята:

А вы проснулись? Да проснулись.

Вы друг другу улыбнулись? Улыбнулись.

Я рада, что у вас хорошее настроение

Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте поздороваемся с ними. А теперь тихонечко сядем на свои места. Дети, сегодня ко мне пришли девочки с большой просьбой. У них скоро будет конкурс «Играй гармонь, звени частушка» А на этом конкурсе можно выступать только в русском костюме. И девочки просят нас помочь украсить им костюмы. Поможем, ребята?

Воспитатель: Мы с вами живем в современном мире, смотрим телевизор, играем на компьютере, но чтобы помочь девочкам, нам надо вернуться в те давние времена, когда жили наши предки, вспомнить во что они одевались.

Воспитатель: Ребята, где мы можем узнать, как жили наши предки?

Дети: Из книг, фильмов в музее

И сегодня я предлагаю вам отправиться в один из таких музеев, чтобы получше узнать о русском костюме.

А дорогу нам покажет волшебное перышко.

Звучит песня о Родине.

Воспитатель: О чем поется в этой песне?

Воспитатель: Как называется страна, в которой мы живём?

Какая наша страна по величине?

Дети: Большая, огромная?

Воспитатель: В нашей стране много всего удивительного необыкновенно красивая природа, красивые города, удивительные люди.

Березок юная листва.

Кругом леса поля и реки

Раздолье русская душа.

Люблю тебя : моя Россия!

За ясный свет твоих огней!

За ум, за подвиги святые.

За голос звонкий, как ручей

Люблю глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть!

Люблю все то ; что называю

Одним широким словом Русь!

Воспитатель: Ребята вот наше перышко и привело нас в музей.

200 больших и малых народов нашей страны составляют Великую Русскую Нацию. Историю любого народа можно «прочитать» по национальному костюму. Сегодня я расскажу вам о секрете русского народного костюма.

Как вы думаете, когда человек начал носить одежду? (Очень давно) (Слайд 13)

Правильно, это произошло очень давно, но одежда служила для запиты от холода и жары. Постепенно одежда стала приобретать все большее значение в жизни человека.(Слайд)

В старые времена над всем царил обычаи. В зависимости от положения, которое занимал человек, он одевался и ходил соответствующей походкой, имел определенное выражение лица. Например, занимал человек важный пост в государстве, так должен был с утра до вечера не снимать торжественного костюма, как бы тяжело ему не было. Говорить должен был важно, и смотреть повелительным взором. Попробуйте изобразить такого человека.

Игровое упражнение «Изобрази»

(Дети встают и проходят важной походкой, повелительно смотря по сторонам).

Воспитатель: Люди с разным достатком одевались по – разному. Те, что победнее, одежду делали из материала изготовленного дома, в домашних условиях на станке. (Слайд 14,15)

Простой люд стремился себя украсить, и в народе придумано много способов окраски тканей. Её красили, используя разные растения. Слайд 16

Ребята, какие же растения применяли для окраски тканей?(зверобой, василек, чернику, кору дуба и березы).

Дети, а как назывались крашеные ткани?

Воспитатель: Давайте поговорим о том, что носили мужчины на Руси. Слайд 17.

Дети: На Руси мужчины носили порты и рубаху.

Воспитатель: Правильно, главными мастями мужской одежды были рубаха и порты. Рубаху делали длинной. Ворот рукава и низ рубахи украшали вышивкой и подпоясывали так, чтобы больше выдавался живот. Толстыми животами в ту пору гордились.

А подпоясывали рубаху кушаком Слайд 18,19.

Ребята, а что являлось основой женского костюма? Слайд 20.21 (ответы детей)

Да основной одеждой женщин была длинная сорочка. Поверх сорочки надевали сарафан.

Читайте также:  Индекс народного ополчения 28к1

Сарафан шили из ткани красного, синего, иногда из зеленого цвета ткани.

Воспитатель: Послушайте историю о том, как подружились Сарафан и Рубаха.

Звучит русская народная мелодия

Рассказчик: Сели они рядком, да разговор завели.

Сарафан: Почему. Рубаха ты такая добрая да пригожая?

Рубаха: Меня хозяин на тело надевает, своей душой согревает. А я ему тепло даю, да врагов и нечисть не пускаю.

Рубаха: У меня есть ворота, которые охраняют моего хозяина. Есть воротики для головы, есть воротики для рук, а чтобы не пустить холод да ворожу, я дружу с пояском.

Рассказчик: Подумал Сарафан-господин о том, как хорошо живётся Рубахе-простухе и решил подружиться с ней. С тех пор не ходит Сарафан один, только вместе с Рубахой.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете одежда здесь повседневная или праздничная’?

Правильно, праздничная. А почему вы так думаете?

Дети: Одежда украшена вышивкой, есть кокошник. Слайд

Украшали ребята, не только кокошники, но и рубашки, как мужские, так и женские. Не оставляли без украшений, конечно же, и сарафан. Украшали эти изделия вышивкой. (Слайд 24-27)

Вы заметили, какой интересный узор вышит на одежде? Слайд 28

В орнаменте каждый цвет означает что-то свое. Слайд 29

А как вы думаете для чего вышивали символы?

Ребята, как вы думаете, мы достаточно узнали о костюме, чтобы помочь девочкам?

Значит, наше путешествие по музею одежды заканчивается, и мы с вами отправляемся в детский сад. Ведь там нас ждёт волшебный сундучок Слайд 31.

Ой, посмотрите, сколько здесь красивой одежды. А вы знаете, как в народе называли одежду?

Воспитатель: Да, одеваться значит облачаться. А вы хотите примерить ее? Вот сейчас мы и облачимся в эти красивые костюмы. И, я думаю, что в этих красивых костюмах не грех потанцевать.

Ребята, а для чего нам нужны знания о русском народном костюме? (Чтобы

украсить костюмы для девочек). Тогда, за работу.

Давайте с вами вспомним, как надо наносить орнамент? Правильно, надо чередовать элементы узора.

Работы детей (Звучит мелодия).

Воспитатель: Одежду в древней Руси берегли, передавали по наследству, донашивали. Детские рубашки шили из одежды отца и матери. Считалось, что она защищает ребенка. Какой необычайно красивой, согретой любовью и добром была русская народная одежда. А не вернуть ли ее в нашу жизнь? Наверное, не получится. Как же женщины в длинных красивых сарафанах с кокошником на голове будут садиться в машину, в автобус в поезд? В современных магазинах очень много удобной одежды. Поэтому ходите в том, что вам по душе, но не забывайте, какую одежду носили наши предки.

Времена теперь другие, как и мысли, и дела.

Далеко ушла одежда от такой, какой была.

Мы невежами не будем, историю русского костюма не забудем!

Источник

Конспект НОД по области «Познавательное развитие» В средней группе «Русский народный костюм»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Конспект НОД по области «Познавательное развитие»

В средней группе

«Русский народный костюм»

Цель: познакомить детей с русским народным костюмом.

Задачи:

1. Способствовать формированию представлений о декоративно-прикладном искусстве русского народа, о его духовной культуре;

2. Способствовать формированию представлений о символике в украшении русского костюма, о творчестве русского народа, о его культуре и традициях;

3. Способствовать развитию эстетического и художественного вкуса;

4. Создавать условия для обогащения и активизации словаря детей (сарафан, кокошник, лапти, орнамент, косоворотка, кепка);

5. Создавать условия для воспитания интереса к русскому народному творчеству.

Материал: две куклы в русских национальных костюмах (мальчик и девочка), предметы русской народной одежды и обуви (сарафан праздничный и будничный, женская рубаха, кокошник, платок, косоворотка, брюки, кепка), презентация.

Ход занятия:

Этапы образовательной деятельности

Вводная часть

(организационный и мотивационный момент)

Воспитатель. Посмотрите, к нам гости идут. (Вносит кукол, мальчика и девочку, в русских костюмах, говорит от их имени)

Куклы. Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон!

Воспитатель. Какие интересные гости к нам пожаловали! И одеты чудно, и здороваются по – особенному.

— Никто из вас не догадался, откуда они к нам пришли?

— Давайте спросим у кукол, откуда они пришли.

Куклы: Мы пришли к вам прошлого, из Древней Руси.

Воспитатель: Ребята, когда-то страна наша называлась Русью. От этого и произошло ее сегодняшнее название – Россия. Похожи эти названия? Давным-давно на Руси все люди так одевались, и была особая манера разговора.

Женщин на Руси звали сударынями, сударушками, а мужчин– «сударями».

Дети: Откуда вы пришли, гости дорогие?

Дети слушают рассказ воспитателя и рассматривают слайды презентации.

Основная часть

Упражнение (практический метод)

(Словесные и наглядные методы)

Рассказ, просмотр презентации и рассматривание натуральных предметов русского костюма.

Сравнение (наглядный метод)

Воспитатель: Ребята, хотите узнать, как зовут наших гостей, спросите вежливо кукол, как их зовут? Только спросите так, как раньше на Руси говорили.

Воспитатель: Что можно сказать про имена наших гостей, какие они?

Воспитатель. Правильно, имена ласковые, чисто русские. Обратите внимание на внешность Марьюшки и Иванушки.

-Какого цвета у них волосы? (светло-русые)

-Какого цвета кожа? (светло-розовая, белая)

-А какие глаза? (голубые, небесные)

Воспитатель: О русских девушках говорили, что у них волосы как лен, сами как лебедушки, а глаза васильковые.

Давайте посмотрим, во что одета Марьюшка.

Дети: Одета она в белую льняную рубаху и сарафан до пят, на ногах – лапоточки плетенные. Волосы у Марьюшки в косу заплетены.

Читайте также:  Дата формирования отрядов народных дружин

Воспитатель: На Руси был обычай: когда девушка замуж выходила, одну косу расплетали на две, и должна была она всегда носить головной убор.

Воспитатель: Во что же одет Иванушка?

Дети: В рубаху, штаны, сапоги; рубаха подпоясана поясом самотканым.

Куклы: Вы заметили, какой интересный узор вышит на нашей одежде? Он называется орнаментом. В орнаменте каждый элемент имеет определенный смысл.

Каждый цвет в одежде обозначает что-то свое:

Красный – благополучие, (хорошую жизнь)

Желтый – тепло и ласку,

Воспитатель: Посмотрите и в костюмах наших гостей есть эти цвета.

Воспитатель: Чтобы вышивать русские красавицы разминали свои пальчики:

Вышивали, вышивали, (Симметричные круговые движения руками)

Наши пальчики устали (Сжимание и разжимание кулачка)

А теперь мы отдохнем, (Ладони положить под щечку)

Воспитатель: Посмотрите на экран!

Одежда на Руси была свободной, длинной и необычайно красивой. Самой нарядной считалась одежда из красной ткани.

Праздничная и будничная одежда имела сложное декоративное оформление, где важную роль играла вышивка и кружевная отделка. Поэтому по обычаю девочку с малых лет начинали обучать этим непростым, но увлекательным видам творчества.

Будничная одежда женщины. Почему она была именно такой, правильно, чтобы не жалко было ее замарать и легче отстирать.

Наибольшей яркостью всегда отличалась женская праздничная одежда молодых женщин.

Костюмы украшались вышивкой и кружевом.

Рубаха – основа женского народного костюма. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее ее владелица.

Сарафан одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами.

Женские головные уборы

Будничный мужской костюм.

Праздничная мужская одежда украшалась вышивкой.

Традиционная русская рубаха-косоворотка.

Русская обувь: летом лапти и зимой валенки и сапоги.

Мужской головной убор – кепка.

Воспитатель: Ребят, посмотрите, чем отличается праздничная одежда от будничной? Почему?

Воспитатель: вот мы сейчас разделимся на две команды и попробуем одеть бумажных кукол в русские народные костюмы. Первая команда одевает сударя и сударыню в будничный, рабочий костюм. А вторая команда одевает персонажей в праздничный русский народный костюм. Готовы? Начали.

Дети: «Как вас звать сударыня и сударь?»

Дети:» Красивые, ласковые, нежные, добрые…»

Источник

Конспект занятия для детей старшей группы «Знакомство с русским народным костюмом»

Рыковец Елена Васильевна
Конспект занятия для детей старшей группы «Знакомство с русским народным костюмом»

Конспект занятия для детей старшей группы на тему «Знакомство с русским народным костюмом»

Цель: создание условий для формирования у детей любви, интереса и уважения к родной культуре и историческому прошлому своего народа, желание поддерживать народные традиции.

познакомить с элементами русского национального костюма: женского и мужского, символикой вышивки;

обогащать и активизировать речь детей за счёт новых слов: рубаха, сарафан, кокошник, передник, косоворотка, порты, онучи, лапти, кепка;

расширять кругозор, закреплять знаний малых фольклорных форм (потешки, загадки);

развивать мелкую моторику, художественные навыки, творческое воображение, любознательность, эстетический вкус, познавательную активность.

воспитывать у детей интерес и уважение к родной культуре и историческому прошлому своего народа, желание поддерживать народные традиции.

Материал: куклы мальчик и девочка одеты в русские костюмы, ноутбук, телевизор или проектор, электронная презентация, шаблоны рубахи мужской для мальчиков и женского сарафана для девочек, цветные фломастеры и карандаши.

Ход занятия

I часть.Воспитатель: Здравствуйте, красны девицы и добрые молодцы! (поклон детям). С давних времен на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами. Здравствуйте – это пожелание доброго здоровья.

Давайте мы поздороваемся, друг с другом и поклонимся, как в старину.

Девочки поклонитесь мальчикам: «Здравствуйте, добрые молодцы!»

Мальчики с поклоном девочкам: «Здравствуйте, красны девицы!»

Дети, а вы знаете, что значит, добрые молодцы и красны девицы? (ответы детей)

На Руси в стародавние времена считали, что парень должен быть крепкий, здоровый, бодрый, поэтому и «добрый молодец». А «красны девицы, потому, что слово «красная» означало красивая девушка в нарядной одежде.

— Ребята, какие элементы женской одежды вы узнали и можете назвать? (дети называют элементы национального костюма).

В: Совершенно верно,женщины на Руси носили: рубаху, сарафан, лапти. Рубаха – важная часть женской одежды, она длинная, ниже колен. Рубаху красиво украшали вышивкой. Поверх рубахи надевали сарафан или юбку (понёву) и передник, также расшитые узором. На голову надевали платок или кокошник.На Руси был обычай: когда девушка замуж выходила, она должна была волосы убирать под платок.

Рассмотрим мужской костюм (дети называют элементы национального костюма). Основой мужского костюма тоже была рубаха, она доходила до колен.

— Кто из вас знает, как называлась такая рубаха? (ответ детей-рубаха-косоворотка).

— Кто догадался, почему она так называется? (ответы детей).

Да действительно, она так называется, потому что разрез ворота находится не посередине, а на боку (косо). Рубаху носили на выпуск и подпоясывали кушаком или пояском. Обязательной частью мужского костюма были широкие, длинные штаны – портки. Портки заправляли в сапоги, или их обертывали онучами (узкие длинные куски ткани) и поверх надевали лапти. Лапти – это плетённая обувь, плели их из лыка дерева липы. Ещё лапти плели из бересты – берёзовой коры. Это были праздничные лапти.

II часть.Воспитатель: Я предлагаю вам посмотреть разные варианты женского и мужского народного костюма. (Дети садятся на стулья, включается презентация).

Как вы считаете, кто шил, создавал одежду? (ответы детей). Всю одежду женщины шили и украшали сами для себя, для своих родных, поэтому и называлась она народной. Предлагаю вам сейчас украсить свою одежду. А какую, вы узнаете, отгадав загадки.Сначала отгадывают девочки:

Читайте также:  Как бороться с приливами жара при климаксе народными средствами

Каждый день поутру надеваю я трубу.

Ну не догадаться вам?

Она зовется (Сарафан).

Загадка для мальчиков:

Рукав длинный иль короткий,

Планка иль косоворотка.

На груди – кармашки.

Молодцы, загадки отгадали, приглашаю вас в мастерскую, где вы сами сможете создать свой вариант одежды. (Дети проходят дальше и садятся за столы, девочки отдельно от мальчиков).

III часть.Воспитатель: Ребята, вы обратили внимание, что одежду по вороту, рукавам, подолу русские мастерицы украшали вышивкой. В старину знаки на вышивке имели особое значение. Например, извилистая или ломанная линия – это знак воды. На что похож этот знак? (на волны, на реку). Ручеек журчит и веселит нас, несет радость, веселье. Круг – это знак солнца. Что оно дарит людям? (тепло, добро). Поэтому и сам знак обозначает плодородие, счастье, благополучие. Квадрат или ромб – земля, засеянное поле. Он приносит счастье, богатство, достаток. Крест берег людей от злых сил.Каждый цвет в одежде обозначает что-то свое: красный – благополучие, хорошую жизнь, символ праздника; желтый – тепло и ласку; синий – радость; черный – богатство. Украшая этими знаками свою одежду, люди надеялись, что это принесет им счастье, здоровье, хороший урожай, спасет от злых сил. Такой узор, ребята, называется оберег, заклинание в виде знаков.

Чтобы подготовить пальчики, сначала проведём пальчиковую гимнастику, я вас познакомлю с русской народной потешкой «На блины»:

Стала Маша гостей созывать: (хлопки в ладоши на каждое слово).

— И Иван приди (подушечка полусогнутого указательного пальца правой руки мягко покачивает подушечку большого пальца левой руки,

И Степан приди (покачивает подушечку указательного пальца,

Да и Андрей приди (покачивает подушечку среднего пальца,

Да и Матвей приди (покачивает подушечку безымянного пальца,

Стала Маша гостей угощать: (хлопки в ладоши на каждое слово).

— И Ивану блин (левая рука ладонью вверх, большой палец правой руки нажимает на подушечку большого пальца раскрытой ладони,

И Степану блин (нажимает на подушечку указательного пальца,

И Андрею блин (нажимает на подушечку среднего пальца,

И Матвею блин (нажимает на подушечку безымянного пальца,

А Митрошечке – мятный пряничек (нажимает на каждое слово-4 раза).

Стала Маша гостей провожать: (хлопки в ладоши на каждое слово).

— Прощевай, Иван (загибаем большой палец левой руки,

Прощевай, Степан (загибаем указательный палец левой руки,

Прощевай, Андрей (загибаем средний палец левой руки,

Прощевай, Матвей (загибаем безымянный палец левой руки,

А ты, Митрошечка, моя крошечка,

Да ты побудь со мной ещё немножечко (пальцы правой руки поглаживают по очереди мизинчик).

Ну что, размяли пальчики? Теперь приступайте к работе. На столе перед вами образцы вышивки, но вы придумайте каждый свой узор и украсьте одежду по вороту, рукавам и подолу с помощью цветных карандашей или фломастеров.

IV часть. Творческие работы детей. Подведение итогов.

Воспитатель: Девочки, мальчики, покажите мне и друг другу свои работы. Какие вы молодцы! Такие замечательные сарафаны и рубахи у вас получились!

Что нового для себя вы сегодня узнали? В чем сходство и различие женского и мужского костюма? Что означала вышивка на одежде?

Фотоотчёт «Знакомство с русским народным творчеством в средней группе» В рамках проекта «Знакомство с русским народным творчеством» в средней группе знакомила детей с р. н. сказками, потешками, играми, традициями.

Беседа с детьми старшей группы по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством «Золотая хохлома» Конспект Тема: Беседа с детьми старшей группы по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством «Золотая хохлома». Выполнила.

Конспект познавательно-речевого занятия по ознакомлению детей средней группы с русским народным творчеством. «В гостях у трех медведей»[/b] Занятие проводится совместно с родителями, поэтому текст во всех подробностях. Цель:Научить детей правильно.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы «Знакомство с русским народным костюмом». Цель: Познакомить с историей русского народного костюма Задачи: 1) Познакомить с особенностями внешнего вида русского народного костюма.

Конспект занятия по знакомству детей средней группы с русским народным творчеством. Тема: «Весёлая ярмарка» Конспект занятия по знакомству детей средней группы с русским народным творчеством. Изобразительная деятельность. Тема: «Весёлая ярмарка»./.

Литературная викторина для детей старшей группы по русским народным сказкам и сказкам К. И. Чуковского Литературная викторина для детей старшего дошкольного возраста по русским народным сказкам и сказкам К. И. Чуковского. Подготовила: воспитатель.

НОД по ознакомлению с окружающим и аппликации для детей старшей группы «Знакомство с русским народным костюмом» Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим и аппликации для детей старшей группы. Тема: «Знакомство с русским народным костюмом».

Развитие речи детей через знакомство с русским народным творчеством. Этапы работы. 1 этап (ознакомительный) слушание сказки Цель: 1. Формировать у детей правильное понимание русских народных сказок, иносказательного.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русским народным сказкам» Занятие по развитию речи в старшей группе. «Путешествие по русским народным сказкам. Чтение русской народной сказки «У страха глаза.

Знакомство детей с русским народным творчеством Очень важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды художественной творческой деятельности.

Источник

Поделиться с друзьями
Расскажем обо всем понемногу
Adblock
detector