Значение народного искусства в воспитании детей дошкольного возраста

Место народного искусства в педагогическом процессе детского сада и его воспитательное значение.
консультация по теме

Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Место народного искусства в педагогическом процессе детского сада и его воспитательное значение.

Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должно найти большее отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства.

Народное искусство, являясь первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности.

Источником творчества народного мастера является родная природа, окружающий быт, а его произведения становятся частью окружающей жизни, повседневного быта. Деревянная посуда из липы, расписанная мастерами из Хохломы, по красоте и убранству драгоценной посуде ровня. «Золото Хохломы в воде не тонет и в огне не горит».

Быт и традиции народа дети узнают, рассматривая прялку. По всей России славились прялки из Городца, потому что были нарядно украшены народным мастером. Прялку в доме берегли. Она переходила из рук в руки, от матери к дочери или к внучке так же, как сноровка прясть ровную нить, так же, как песня, которую пели ещё прабабушки, сидя долгими зимними вечерами за прялкой.

А какие игрушки делали народные мастера на забаву и потеху ребятишкам! Вот сестрицы – матрешки мал-мала-меньше, чем не забава 0 спрятать всех в одну. Каждая глазастая, румяная, нарядная.

Исследователи отмечают, что богородские мастера-игрушечники вырезали свои игрушки из дерева. Красота дерева в игрушке не прячется под слоем краски, а, наоборот, проявляется благодаря специфике резьбы, а для пущей забавы фигурки из дерева мастер делал двигающимися. Вот медведь стучит молотом по наковальне или пилит дрова с мужиком.

Дымковские глиняные расписные игрушки тоже делались заботливыми крестьянскими руками, чтобы порадовать сыночка или дочку. В строгости воспитывались крестьянские дети, но и порадовать их игрушкой родители не забывали. Это тоже традиционно для уклада народной жизни, где каждой вещи свое место, каждому делу свой срок, старости уважение и почет, младости заботу и ласку.

Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему. В народном декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами, здесь нет натуралистического произведения, художник избегает излишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа.

Условность образа, нацеленность на, красочность, декоративность, выраженность эмоционального настроя – эти качества народного декоративно-прикладного искусства присущи и творчеству детей, но, в отличие от детского творчества, в народном искусстве это не случайность, а выработанная, отточенная веками традиция. Детям же предстоит ещё осознать, принять как эстетический идеал совершенство кажущейся простоты формы в дымковской игрушке, сочетание цвета в городецкой росписи, композиционные основы хохломского узора, изящество синего, голубого и белого в гжельской росписи.

Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, — одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.

Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является.

Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой, рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает. Дети знакомятся с художественным языком произведений, в результате чего обогащается и их собственное творчество, ярче и образнее становится речь за счет усвоения сравнений, эпитетов, синонимов и других, например: «добрый молодец», «красна девица», «ясный сокол», «малые детушки».

На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают представление о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.

Интегрирование разного содержания в воспитательно-образовательной работе с детьми на материале народного искусства соответствует характеру мышления детей дошкольного возраста: оно является наглядно-действенным и наглядно-образным, и вместе с тем и восприятие, лежащее в основе детского творчества, и мышление (особенно у младших дошкольников) синкретичны. Интегрирование разных видов искусства, в том числе и народного, основывается на тяготении разных видов искусства к синтезу.

Народной искусство в воспитательно-образовательной работе с детьми использовалось в интегрированной форме как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности детей (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты).

Народное искусство было положено в основу различных видов художественно-творческой деятельности. При этом эффективно способствует развитию таких психических процессов, как: восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания, которые важны для овладения различным содержанием знаний и не только в детском саду, но и в школе, и на основе которых у детей формируются разнообразные художественно-творческие способности.

Известно, что восприятие ребенка (зрительное, слуховое, осязательное.) обладает существенным индивидуальными различиями. Образы восприятия накапливаются и составляют сенсорный опят ребенка, который, как известно, не является неподвижным. Образы, ранее сформировавшиеся, вступают во взаимодействие с вновь воспринимаемыми. На этой основе формируются представления детей. Решая задачу формирования у детей эстетического отношения к человеку, природе, искусству, мы должны помнить, что лишь на основе эстетического восприятия могут быть сформированы эстетические представления детей. И народное искусство с его яркой образностью, выразительностью создает для этого благодатную почву.

Другим психическим процессом, имеющим важное, значение для успешного осуществления художественно-творческой деятельности, является мышление. Вместе с тем художественно-творческая деятельность сама способствует развитию мышления. Характеризуя мышление ребенка, психологи выделяют такие его стадии: наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление. Все эти стадии появляются уже на этапе дошкольного детства. Однако вступление мышления в новую стадию не означает изживания его предыдущей стадии. Мышление предыдущей стадии сохраняется у ребенка и помогает в развитии мышления новой стадии. Следовательно, развитие логического мышления тесно связано и опирается на наглядно-образное мышление, основу которого составляют образы-представления, усваиваемые ребенком в различных видах художественно-творческой деятельности, в которой образность отражения предметов и явлений – главное достоинство. Накопление образных представлений и развитие образного мышления имеет чрезвычайно важное,значение не только для любой творческой деятельности ребенка и человека вообще. Психологи подчеркивают, что недостаточный уровень развития образных представлений вызывает целый ряд трудностей при переходе ребенка к школьному обучению и не только в начальной школе, но и в старших классах. Вместе с тем отмечается, что для развития этого вида мышления большое значение имеют сами художественные деятельности, широко включаемые в педагогический процесс. Особенно важно использовать в этих целях народное искусство, в котором в музыкальной, художественно-речевой, декоративно-прикладной форме запечатлены наглядные образы окружающих предметов и явлений в доступном для детского познания виде, способствует развитию наглядно-образного мышления ребенка.

Читайте также:  Венерин башмачок применение в народной медицине

Важным психическим процессом, без которого невозможно творчество и который также активно формируется средствами народного искусства, является воображение.

Воспринятые образы складываются в представления, накапливающийся и расширяющийся запас которых составляет базу для работы образного мышления и воображения. Однако воображение – не простая сумма представлений. Они изменяются, комбинируются в голове ребенка, складываются в новые образы.

Особое значение в развитии воображения имеет народное декоративно-прикладное искусство, в котором в образах росписи, вышивок, кружев заключаются образы-символы: солнце, древо жизни, птицы, животные, причем в каждом виде народных изделий они передаются по-своему. Таким образом, опираясь на уже развитое воображение, работа с детьми по ознакомлению их с народным искусством и развитию их творчества на этой основе способствует дальнейшему развитию воображения у детей.

Особо следует остановиться нам развитии эмоционального отношения к художественной деятельности как важнейшему фактору развития творчества и художественных способностей детей. Известно, что эмоционально-положительное отношение необходимо для осуществления любой деятельности, тем более оно важно для художественной деятельности, основывающейся на эмоциях, вызывающей самые разнообразные чувства. Эмоционально-положительному отношению ребенка к деятельности способствует как подчеркивают известные педагоги и психологи, удовлетворение потребности ребенка. И одна из важнейших таких потребностей – потребность в деятельности. На наличие потребности ребенка в активной деятельности указывали многие педагоги, называя ребенка деятельным существом. Предоставление детям возможности заниматься разнообразными художественными видами деятельности на основе народного искусства способствует удовлетворению потребности ребенка в деятельности, а, следовательно, вызывает эмоционально-положительное отношение к этим видам деятельности.

Осуществление изобразительной, художественно-речевой, музыкальной деятельности на материале народного искусства способствует удовлетворению и такой потребности, как интеллектуальная, познавательная потребность, потребность в приобретении новых знаний о мире. Известно, что для детей дошкольного возраста потребность в познании весьма значима. И она удовлетворяется в любой художественной деятельности, так как дети познают образы народных произведений, воплощенные в разных материалах свойства различных материалов, виды искусств, в том числе и народное, обладающее большими потенциальными возможностями для развития интеллекта ребенка. Ибо познание искусства строится на восприятии, анализе, выделении основных характерных особенностей, сравнении, сопоставлении, выделении сходства и различий, уподоблении, обобщении. Дети знакомятся с особенностями народной музыки, различными видами народного декоративно-прикладного искусства, спецификой его образного кроя, особенностями предметного и цветового решения каждого вида. Так, дымковская роспись отличается от филимоновской, а каким своеобразием характеризуется золотая хохлома!

Дети познают и разные образцы устного народного творчества: пословицы, поговорки, потешки, сказки и другие. Дети понимают и запоминают меткую образность и краткость пословиц и поговорок, перенос качеств, характеризующих один предмет, на другой в загадках, стимулирующих детей к проведению анализа, сравнения, уподобления («под шишками под елками ползет мешок с иголками», или «вот иголки и булавки выползают из-под лавки…», «без окон без дверей полна горница людей»), благодаря чему у детей складывается красочный образ. Поняв механизм загадки, дети сам пытаются сочинять их.

Познавая произведения народного искусства, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда, уважения к человеку, бережное отношение к природе.

Еще одна важная потребность, которая удовлетворяется в любой художественной деятельности на материале народного искусства – потребность в общении, определяемая коллективным характером этого искусства.

Занятия художественным творчеством на основе народного искусства способствует удовлетворению потребности детей в самоутверждении. Если у ребенка хорошо получается исполнение народной песни, танца, если он может рассказать народную сказку, потешку, вспомнить к месту пословицу, создать узор по мотивам народной росписи, то он чувствует себя уверенно среди своих сверстников.

Каждая деятельность, строящаяся на материале народного искусства, обладает способами, при посредстве которых она выполняется. Осуществлять ту или иную деятельность ребенок может, лишь овладев ее способами, при этом найти самостоятельно эти способы ребенок не может. Народные мастера бережно хранят и передают из поколения в поколение приемы создания узора в росписи (в каждом виде свои приемы), в вышивке, в плетении кружев и т.п. Не усвоив эти приемы, ребенок не сможет передать красоту того или иного изделия. Чтобы научить детей приемам работы народных мастеров, педагог сам должен постигнуть их.

В процессе овладения приемами народной росписи, вышивки у детей развивается рука, координация действий руки и глаза, обогащается представление о художественной деятельности, о творчестве народного мастера.

Говоря о ценности народного искусства в воспитании детей дошкольного возраста, мы отмечаем его терапевтический эффект. В силу своих художественных особенностей народное искусство близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. А это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, что создает эмоционально благоприятную обстановку для детей. Они получают эмоционально-положительное подкрепление в виде успешности осуществляемой деятельности, испытывая от этого чувство умелости и связанного с ним удовольствия. Занимаясь художественно-творческой деятельностью, особенно фольклорного характера, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий. Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывает смех, улыбку задорная пляска, музыкальные игры, хороводы. И все это обеспечивает психологическую разгрузку. В результате уходят тревожность, страх, угнетенное состояние. Появляется спокойствие, чувство защищенности, уверенность в себе, своих силах, ощущение радости.

Источник

Народное искусство в жизни детей дошкольного возраста
статья по теме

Статья посвещена русскому народному творчеству, тому какое место оно может занимать в жизни дошкольника, различным способам преобщения к нему детей (в том числе и на основе игровой деятельности).

Скачать:

Предварительный просмотр:

Народное искусство в жизни детей дошкольного возраста

(Из опыта работы воспитателя ГБДОУ №82 Юмашевой Н.В.)

« Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувства, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоничному развитию личности. »

Читайте также:  Как улучшить кожу лица народными средствами

Психолог Б. М. Теплов

Мне кажется, задача воспитания умного, терпеливого человека (у многих взрослых эти нравственные качества на сегодняшний день утеряны) не может быть решена без всестороннего познания культуры своего народа, его духовного богатства. Начинать такую работу нужно с самого раннего возраста.

Так, изначально знакомство с народной культурой, как правило, должно начинаться с колыбельных песен, пестушек, потешек, чуть позже ребенок с удовольствием осваивает народные игры-забавы, загадки, пословицы, поговороки, и, конечно же, русские народные сказки. В более старшем возрасте его привлекут народные промыслы России, мастерство народных умельцев. Именно это позволит ему почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными и вековыми традициями.

Итак, обратимся к понятию народное искусство.

Народное искусство – источник прекрасного, вызывает интерес у детей, оставляет в их душах глубокий, неизгладимый след. В нем заложены большие воспитательные возможности.

Народное искусство способствует развитию эстетического отношения детей к искусству народных мастеров, к природе и окружающей их действительности, формированию художественного вкуса.

Народное искусство как проявление творчества народа легко воспринимается детьми, так как по своей природе оно близко к творчеству ребенка. В нем окружающий мир отражается условно, символами.

Условность образа, красочность, выраженность эмоционального настроя – эти качества народного декоративно-прикладного искусства присущи и творчеству детей, но в отличие от детского творчества, в народном искусстве – это не случайность, а выработанная, отточенная веками традиция. В орнаменте народной глиняной игрушке, также как в народной вышивке, участвуют образы природы, ее стихии. Геометрические знаки, играющие важную роль в композиции орнамента, с давних времен несут большую смысловую нагрузку. Так большие кресты, круги, кольца, вписанные одно в другое, ромбы с крестиком внутри – все это символы солнца, издавна используемые в народном изобразительном искусстве, символы огня, очистительные и охранительные языческие символы. Водную стихию изображали в виде зубчатой или плавной волнистой линии. Широко используемый в вышивке образ дерева жизни нашел отражение и в росписи народных глиняных игрушек.

В художественном облике игрушки существенную роль играет цвет: он подчеркивает пластику; с помощью пятен и мазков фигурки приобретают одежду и лицо; яркие, звучащие в полную силу и привлекающие взгляд краски создают у ребенка пестрый, нарядный, веселый и запоминающийся образ игрушки. Традиционная роспись вводит детей в сказочный мир народной игрушки, где живут забавные зверьки и смешные человечки. Здесь всякий образ возможен и правдоподобен.

Одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественных способностей – это включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанной на материале народного творчества.

Народное искусство во всем своем разнообразии несет огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в волшебство прекрасного, победу справедливости и добра; помогает приобщить детей к культуре своего народа, частью которой является.

Рассматривая изделия декоративного искусства, слушая произведения устного народного творчества, дети узнают о жизни: о том, как народ понимает красоту; что ценит в человеке, а что презирает; о труде и быте людей.

В результате ознакомления с произведениями русского народного фольклора, у детей обогащается их собственное речевое творчество за счет усвоения сравнений, синонимов, эпитетов, например, «ясный сокол», «малые детушки», «краса-девица» и т.д. Здесь прекрасно сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Потешки, заклички, прибаутки звучат как «ласковый говорок», выражая заботу и нежность, веру в благополучное будущее. В поговорках и пословицах кратко и метко характеризуются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества.

Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдаются определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счетность в исполнении орнамента. Это способствует формированию минимальных математических представлений.

Известный педагог Е. А. Флерина одна из первых выступила за внедрение народного искусства, как методики, в детском саду. Она считала, что « обучая детей декоративному рисованию надо использовать приемы народных мастеров. Усваивая их, дети овладевают разнообразными способами создания изображения. А это в свою очередь способствует приобретению свободы действия, свободы творчества ».

Раннее дошкольное детство – начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Это время формирования ребенка как личности, становления его характера.

Как известно, основной вид деятельности ребенка – игра. Через игру он познает мир во всем его разнообразии и осознает себя в этом мире.

Шестнадцать лет я работаю в детском саду. Дети попадали ко мне совсем еще маленькими. Росли и развивались на моих глазах.

Сначала я играла с детьми сама, а позднее старалась создать условия для их самостоятельной игры. Без игры нет детства. Ведь играя, дети испытывают массу положительных эмоций, а значит, развитие их идет более интенсивно и успешно. В игре дети проявляют свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности, фантазию.

Чтобы сделать игру детей интереснее, я часто пользуюсь детским фольклором.

Крупнейший исследователь детского фольклора Г. С. Виноградов писал: « Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы – это фольклор ».

Детям очень нравится обыгрывать каждую разучиваемую потешку, прибаутку, приговорку.

Укладывая малышей спать, мной используются колыбельные песенки и приговорки, например:

Купим детке валенки.

Будет детонька ходить,

Будет валенки носить.

Наших деток не буди.

Наши детки будут спать

И большими вырастать.

Общаясь в повседневной жизни, ухаживая за детьми (умывая, причесывая, поправляя одежду) я пользуюсь поэзией пествования, например:

Чтобы глазки блестели,

Чтоб смеялся роток,

Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти косонька до пят –

Все волосоньки в ряд.

Расти коса не путайся

Маму, дочка слушайся.

Наша доченька в дому,

Что оладушек в меду,

Что оладушек в меду

Сладко яблочко в саду!

Наша Маша маленька,

На ней шубка аленька,

И многие другие. Подобные пестушки удовлетворяют потребность детей в тактильных движениях. Они обязательно сопровождаются поглаживанием малышей по головке, ручкам, ножкам, плечикам – это язык эмоционального общения. В любые виды деятельности я стараюсь включать загадки, пословицы, поговорки.

Постепенно дети подростают, и сами начинают участвовать в играх со сверстниками. Чтобы собрать желающих на игру они стали использовать заклички, например: «Тай, тай, налетай! Кто в Али-баба играй!», выбирая водящего, научились пользоваться считалками, например:

Читайте также:  Адрес народный банк актобе

Раз, два, три, четыре пять –

Мы собрались поиграть,

К нам сорока прилетела,

И тебе водить велела!

Детский фольклор дает возможность уже с самого раннего возраста приобщать детей к народному творчеству. Автор книги «На золотом крыльце сидели» Г.Н. ФЕДОРОВА отмечала, что «благодаря этому еще за долго до ознакомления со сказками, былинами и другими жанрами русского фольклора, на материале детского фольклора у детей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков – русской народной культуры».

Используемые в работе с детьми народные игры, в основе которых лежат простейшие попевки, дают возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Играя, дети получают бодрость, радость от общения со сверстниками, а это обязательно приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

Мои ребята очень любят играть в те игры, где можно и нужно ловить друг друга, например «Воробышки и кот», «Гуси-лебеди», «Лиса и зайцы» и т. п.

Дети активно «впитывают» поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно проговаривая народные тексты. Таким образом, фольклор вошел в их повседневную жизнь.

Самыми любимыми являются игры на координацию речи с движением, например: «Сорока, Сорока…», «Мишка косолапый», «Это кто же тут проснулся. » и другие. Меня это радовало, ведь каждое произведение фольклора было связано с очень полезными и важными движениями, которые удовлетворяли потребность детей в двигательной активности.

Используя фольклор в работе с малышами, я решила следующие задачи:

Развитие мелкой моторики и руки неразрывно связано с умственным развитием детей, развитием их речи.

Играя, дети учатся разнообразным выразительным движениям (подражание животным, игре на музыкальных инструментах), яркой мимике и жестам. Благодаря фольклору обогащается их эмоциональная сфера.

С самого раннего возраста на занятиях по сенсорному воспитанию дети сталкиваются с матрешками. Эти яркие фигурки всегда нравятся детям. Сначала это была простая игра, дети с восторгом наблюдали, как из самой большой выходит еще одна поменьше, а потом еще и еще, заканчиваясь самой маленькой.

В младшей группе я заметила, что дети, особенно девочки, собирая матрешку стали обращать внимание на цвет глаз, волос, фартучка или платочка, а иногда и на рисунок на платке. Играя, приговаривали: «Красивая матрешка», «Красные цветочки» «маленькие ягодки», «большие цветочки»… Матрешка стала частой нашей гостьей в играх. Дети с легкостью выделяли ее среди игрушек группы.

Внесение в группу дымковских игрушек было замечено сразу. Яркие игрушки забавы быстро привлекли их внимание. Ребятки находили в дымковских игрушках-забавах образы знакомых зверей и птиц. Это нарядные и задорные игрушки.

Еще А.П.УСОВА писала: « Более детской игрушки трудно придумать, на ней необходимо учиться тому, как можно яркое и радостное сделать вполне ощутимым для ребенка».

Дымковская игрушка вбирает в себя черты нашей современности, стремясь органически соединить прошлое с настоящим. Эти игрушки использовались мной на развитии речи, рисовании, аппликации и конечно же

в физкультурных паузах, в качестве игровых и сюрпризных моментов. Они «разговаривали» с детьми, «танцевали», а иногда и «пели». Все эти действия сопровождались художественным словом, например:

Посмотри, как хороша эта девица-душа

Щечки алые горят, удивительный наряд:

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива,

Как лебедушка плывет, песню тихую поет…

Вот индюк нарядный

Весь такой он складный.

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост.

Точно солнечный цветок

И высокий гребешок,

Красной краскою горя,

Конь бежит – вся земля дрожит

В поле травушка-муравушка

Утром будит весь народ,

Гордо носит петушок.

Дети с большим удовольствием использовали дымковские игрушки в самостоятельных играх: строили для них домики, водили в гости, катали на машинках и в колясках, поили и кормили.

Несколько лет назад, в читальном зале библиотеки, мне в руки попала книга «Перо Жар-птицы» (Перо Жар-птицы – символ красочного искусства народных художников). Листая книгу, я узнала, что был такой искусствовед Ю.Овсянников, который много путешествовал, собирая материал о том, как возникли и обрели славу русские народные промыслы. Довелось ему побывать и в Заволжье, в деревушке, расположенной во многих десятках километров от ближайшей железной дороги. Там, от пожилой женщины Аграфены Никитичны услышал он интересную сказку «Жар-птица» (своеобразную версию возникновения промыслов на Руси). Эта сказка впечатлила меня.

Дети подросли. Обратив внимание, что им интересно все, что связано с народным искусством, я решила попробовать прочитать им сказку о рукодельнице Марьюшке и Кащее Бессмертном. Как я и думала. Дети не остались равнодушными к услышанному. Все очень переживали за Марьюшку, превращенную Кащеем в Жар-птицу, ругали орла, погубившего ее. Ирочка даже заплакала.

Заканчивается сказка так: «…Сбрасывает Марьюшка перья, а сама понимает, что силы ее к концу подходят.

Умерла Жар-птица в когтях у орла черного. А перья ее сами по себе на земле жить продолжают. Были те перья не простые, а волшебные. Не всякий их увидеть может. А только тот, у кого душа красоту понимает и руки ту красоту для других создавать готовы…».

Дослушав сказку до конца, дети примолкли. Через некоторое время стали задавать вопросы:

ДАША: Что это за перья такие? Почему они волшебные?

ОЛЯ: Как перья без птицы на Земле жить могут?

ИГОРЬ: Почему не все могут их увидеть?

ВАНЯ: Где теперь перья Жар-птицы?

И многие другие моменты интересовали их.

С того самого дня мы стали останавливаться на всех промыслах более подробно, чем раньше. Я старалась подобрать интересные сведения о народных мастерах и их ремесле, фотографии и иллюстративный материал. В группе появились настольно-печатные игры, закрепляющие знания детей о народно-декоративном искусстве.

Их навыки закрепляются и развиваются в дидактических играх. В совместной деятельности с детьми используются народные (подвижные, хороводные) игры, русские народные сказки и фольклор.

Н. К. Крупская отмечала – « игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, гибкое тело, верный глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. Игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания ».

На важную роль игры указывал и Макаренко, рассматривая игровую деятельность как основной вид всестороннего развития детей.

Игра – косвенный метод воздействия. Играя, ребенок не ощущает на себе влияния взрослого, т.к. является полноценным участником игры. В игре воспитание становится процессом самовоспитания.

Знакомясь с народным творчеством, дети учатся понимать и воспринимать прекрасное. Слушая сказку, получают представление о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувства радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их. Все это стимулирует детей самим научиться создавать прекрасное.

Источник

Поделиться с друзьями
Расскажем обо всем понемногу
Adblock
detector